Научная статья на тему 'Расходы бюджетов Российской Федерации и модель повышения их эффективности'

Расходы бюджетов Российской Федерации и модель повышения их эффективности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
28
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
бюджетная система Российской Федерации / расходы бюджета / эффективность расходов бюджета / модель эффективности расходов бюджета. / budgetary system of the Russian Federation / budget expenditures / efficiency of budget expenditures / model of efficiency of budget expenditures

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Евгений Владимирович Кулаков

Среди основных задач, стоящих перед мировым сообществом, первоочередной является разработка новой экономической доктрины, которая должна обеспечить теоретическую основу для создания новых институтов и механизмов экономического регулирования, обосновать новое распределение баланса сил в мире. При этом общество стремится к максимизации своего благосостояния преимущественно общественными средствами, а не индивидуальными. Однако по мере того, как государственный сектор начинает брать на себя функции, которые частный сектор мог бы выполнять более продуктивно, а также с учетом того, что объем финансирования расходов может иметь негативные последствия как для бюджета, так и для экономики в целом, можно сказать, что связь между бюджетными расходами и экономическим ростом становится все менее явной. В статье рассматривается роль расходов государственного бюджета в экономике страны, а также предложена модель повышения эффективности расходов федерального бюджета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Expenses of the budgets of the Russian Federation and a model for increasing their efficiency

Among the main tasks facing the world community, the priority is the development of a new economic doctrine, which should provide a theoretical basis for the creation of new institutions and mechanisms of economic regulation, justify the new distribution of the balance of power in the world. At the same time, society strives to maximize its well-being mainly by public means, and not by individual ones. However, as the public sector begins to take over functions that the private sector could perform more productively, and given that the amount of funding for spending can have negative consequences for both the budget and the economy as a whole, it can be said that the link between government spending and economic growth is becoming less clear. The article discusses the role of state budget expenditures in the country’s economy, and also proposes a model for increasing the efficiency of federal budget expenditures.

Текст научной работы на тему «Расходы бюджетов Российской Федерации и модель повышения их эффективности»

ECONOMIC SCIENCE

Научная статья ■УДК 33

https://doi.org/10.24412/2414-3995-2023-4-163-168 EDN: https://elibrary.ru/jtbzkn NIION: 2015-0066-4/23-778 MOSURED: 77/27-011-2023-04-977

Евгений Владимирович Кулаков

Общество с ограниченной ответственностью Частное Охранное Предприятие «АКМ-групп», Москва, Россия,

kullfeller@yandex.ru

Аннотация. Среди основных задач, стоящих перед мировым сообществом, первоочередной является разработка новой экономической доктрины, которая должна обеспечить теоретическую основу для создания новых институтов и механизмов экономического регулирования, обосновать новое распределение баланса сил в мире. При этом общество стремится к максимизации своего благосостояния преимущественно общественными средствами, а не индивидуальными.

Однако по мере того, как государственный сектор начинает брать на себя функции, которые частный сектор мог бы выполнять более продуктивно, а также с учетом того, что объем финансирования расходов может иметь негативные последствия как для бюджета, так и для экономики в целом, можно сказать, что связь между бюджетными расходами и экономическим ростом становится все менее явной. В статье рассматривается роль расходов государственного бюджета в экономике страны, а также предложена модель повышения эффективности расходов федерального бюджета.

Ключевые слова: бюджетная система Российской Федерации, расходы бюджета, эффективность расходов бюджета, модель эффективности расходов бюджета

Для цитирования: Кулаков Е. В. Расходы бюджетов Российской Федерации и модель повышения их эффективности//Вестник экономической безопасности. 2023. №4. С. 163-168. https://doi.org/10.24412/2414-3995-2023-4-163-168. ЕБ№ ХГВгКК

Evgenii V. Kulakov

Limited Liability Company Private Security Company «АКМ-group», Moscow, Russia, kullfeller@yandex.ru

Abstract. Among the main tasks facing the world community, the priority is the development of a new economic doctrine, which should provide a theoretical basis for the creation of new institutions and mechanisms of economic regulation, justify the new distribution of the balance of power in the world. At the same time, society strives to maximize its well-being mainly by public means, and not by individual ones.

However, as the public sector begins to take over functions that the private sector could perform more productively, and given that the amount of funding for spending can have negative consequences for both the budget and the economy as a whole, it can be said that the link between government spending and economic growth is becoming less clear. The article discusses the role of state budget expenditures in the country's economy, and also proposes a model for increasing the efficiency of federal budget expenditures.

Keywords: budgetary system of the Russian Federation, budget expenditures, efficiency of budget expenditures, model of efficiency ofbudget expenditures

For citation: Kulakov E. V. Expenses of the budgets of the Russian Federation and a model for increasing their efficiency. Bulletin of economic security. 2023;(4):163-8. (InRuss.). https://doi.org/10.24412/2414-3995-2023-4-163-168. EDN: JTBZKN.

© Кулаков E. В., 2023

№4/ 2023 Bulletin of economic security__- 163

Расходы бюджетов Российской Федерации и модель повышения их эффективности

Original article

Expenses ofthe budgets ofthe Russian Federation and a model for increasing their efficiency

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

о -

о «

я -

100000000 90000000 80000000 70000000 60000000 50000000 40000000 30000000 20000000 10000000

40 35 30 25 20 15 10 5 0

# ^ ^ # ^ ^ ^ ^ ^ ^ ^ ^ ^

ВВП, млн долл. США

Расходы бюджета, млн долл. США

Уровень бюджетных расходов в ВВП, %

Источник: составлено автором по данным Всемирного банка

Рис. 1.Динамикамировогоуровня бюджетныхрасходое в ВВП

0

На современном этапе развития России все более важное значение приобретает обеспечение устойчивого экономического развития и создание условий для надлежащего позиционирования государства на финансово-экономической и политической международной арене. Весомое место в экономическом и социальном развитии каждой страны принадлежит именно проблемам бюджета и эффективности управления бюджетными средствами, ведь бюджет относится к сфере общественной жизни, которая непосредственно касается интересов всех членов общества. В бюджете любой страны отражаются важные экономические, политические и социальные проблемы государства и, в частности, каждого человека. Тенденции последних лет позволяют утверждать, что уровень эффективности бюджетной политики зависит не только от объема доходов бюджетной системы, но и определяется принципами и направлениями бюджетного финансирования, рациональностью и эффективностью расходов бюджета, а также уровнем их сбалансированности.

На нынешнем этапе развития общества приоритетное значение приобретает финансовое обеспечение достижения определенных базовых ценностей, которое, как указывалось выше, может быть достигнуто путем перераспределения финансовых ресурсов, что является одной из базовых функций бюджетной политики. Важная роль принадлежит обеспечению инструментов результативного и эффективного формирования и использования бюджетных средств, максимального приближения предоставленных государством услуг к их непосредственному потребителю. В российской практике выделяют программно-целевой метод управления расходами бюджетов и соответствующие ему государственные программы, программный бюджет, санкционирование денежных обязательств.

164

Конечная результативность или социально-экономическая эффективность бюджетных расходов выражает целевой уровень или изменение целевого уровня показателей социально-экономического развития страны и показателей, характеризующих развитие отдельных отраслей общественных отношений, что обусловлено достижением прямых результатов государственных программ и деятельности распорядителей бюджетных средств. Оценка конечного социально-экономического эффекта от расходования бюджетных средств предусматривает исследование социально-экономической эффективности государственной программы или группы бюджетных программ определенного отраслевого или функционального направления, социально-экономической эффективности деятельности главного распорядителя бюджетных средств или их группы определенного отраслевого направления, а также социально-экономической эффективности расходов бюджета в целом и в функциональном разрезе.

В течение последних лет происходит рост степени влияния государства на экономическую и политическую жизнь общества, что имеет свое проявление в увеличении объемов бюджетных расходов и их удельного веса в мировом ВВП (рис. 1).

При этом мировые статистические данные не указывают на существование тесной связи между бюджетными расходами и экономическим ростом в последние годы (рис. 1).

Однако, как свидетельствуют ретроспективные данные, рост роли государства актуализируется в кризисные периоды (2008-2009 гг. и 2020 г.).

В 2021 г. российское правительство вернулось к активному финансированию национальной экономики и увеличивает расходы по данному направлению в наибольшей степени - на 1183,98 млрд руб. или на

№ 4 / 2023

Вестник экономической безопасности

ECONOMIC SCIENCE

Источник: составлено и рассчитано автором по данным Федерального казначейства и Портала «Электронный бюджет»

Рис. 2.Динамика объема наиболее значимыхрасходов КБ Российской Федерации и бюджетов государственных внебюджетных фондов, млрдруб.

19,60 %. Далее по объемам прироста следуют расходы на социальную политику (на 880,57 млрд руб. или на 5,82 %), жилищно-коммунальное хозяйство (на 581,47 млрд руб. или на 36,56 %) и на национальную оборону (на 404,29 млрд руб. или на 12,75 %).

Отметим, что такой значительный прирост последних двух направлений является нетипичным для последних четырех лет.

Плановые показатели на 2022 г. обозначаются ростом расходов на охрану окружающей среды (на 24,77 %), обслуживание государственного долга (на 27,24 %) и национальную безопасность (на 18,71 %), культуру и кинематографию (на 13,98 %).

Динамика объема наиболее значимых расходов КБ Российской Федерации приведена на рис. 2.

Несмотря на довольно значительный и растущий объем расходов на социальную политику, их доля в ВВП в 2021 г. снижается с максимальной за последние четыре года отметки 14,14 % в 2020 г. до 12,23 %, а в 2022 г. плановый показатель составляет 12,37 %. Доля расходов на здравоохранение в 2020 г. также возрастает до максимального уровня - 4,62 % с последующим снижением в 2021 г. до 3,95 %, в 2022 г. - 4,09 %.

При этом, доля в ВВП расходов на общегосударственные вопросы, национальную оборону, национальную безопасность и правоохранительную деятельность, образование достаточно стабильна, т.е. можно говорить о зависимости данных расходов от экономического роста России.

Таким образом, можно констатировать рост бюджетных расходов в соответствии с экономическим ростом Российской Федерации. В 2020 г. отмечалось усиление роли бюджетных расходов и достижением ими уровня 39,73 % ВВП. При этом существенно возросли расходы на социальную политику и здравоохранение, что соответствовало условиям пандемии, которая затронула российскую экономику.

Также положительным аспектом формирования и исполнения расходов бюджета на общероссийском уровне является наращивание финансирования национальной экономики, что составляет основу будущего экономического роста. Однако, для характеристики бюджетных расходов важна не только их динамика, но и структура, которая характеризует распределение финансирования ме^ду уровнями бюджетной системы и приоритетные направления такого финансирования.

В данное время в России существует ряд проблем, связанных с проведением спецоперации и санкцион-ным давлением, что требует роста расходов бюджета на национальную экономику и национальную оборону для сохранения национальной безопасности. Как показал проведенный анализ, расходы на национальную экономику являются приоритетными на всех уровнях бюджетной системы России. Однако, расходы на социальную политику значительно превышают расходы на национальную экономику, что, по нашему мнению, является причиной торможения экономического развития страны.

Современное положение уровня расходов на социальную политику демонстрирует, что социальный сектор до сих пор сохраняет черты системы управления государством прошлых времен, имеющего максимальный охват населения социальной помощью. Обозначенный уровень расходов на социальную политику свидетельствует о социальной направленности бюджета России, а также о наличии значительной части населения, требующей государственной поддержки для достижения минимальных социальных стандартов в обществе. При этом наблюдается большое количество платежей при очень относительно невысоком их размере, часто необоснованная связь между платежами и потребностями, отсутствие привязки государственного финансирования к предоставляемым услугам, большой объем социальных расходов. При этом, максимальная доля расходов на социальную политику может характеризовать расхо-

№ 4 / 2023

Bulletin of economic security

165

ды бюджета с отрицательной точки зрения, поскольку свидетельствует о формировании не столько бюджета, направленного на развитие, сколько формирования бюджета «проедания».

Как результат, социальный сектор России имеет такие важные недостатки:

- социальные расходы в целом занимают самую большую долю расходов бюджета, что для страны в сложных экономических условиях санкционного давления, недопустимо;

- социальные услуги не очень эффективны, и население часто недовольно объемом и качеством предоставляемых услуг.

При нынешних сложных экономических и политических условиях, социальная политика требует значительного уменьшения доли в структуре расходов бюджета, что чрезвычайно необходимо для обеспечения перехода от бюджетной модели «проедания» к модели инвестиционного развития.

Таким образом, можно отметить, что, несмотря на ежегодное увеличение объема расходов бюджетов Российской Федерации и повышение роли бюджета как главной материальной базы финансирования функций государства и действенного инструмента реализации социально-экономической политики, отмечается ряд направлений, требующих совершенствования подхода к управлению бюджетными расходами.

Кроме обозначенных проблем, сделан акцент на необходимости сокращения уровня социальных расходов и росте уровня расходов на национальную экономику (актуально в условиях современного санкционного давления), повышении уровня расходов на национальную оборону (актуально в условиях проведения спецоперации и обеспечения национальной безопасности), содействие росту уровня и эффективности расходов на образование (для обеспечения развития человеческого потенциала и дальнейшего стимулирования экономики на основе инновационного развития).

Предлагаемое применение среднесрочного бюджетного прогнозирования состоит в изменении прогнозируемых параметров объемов расходов как как в целом, так и по структуре расходов консолидированного бюджета, и по государственным программам.

В связи с этим можно обозначить такие задачи:

- построение модели, описывающей оптимальный уровень расходов консолидированного бюджета для достижения параметров социально-экономического развития в среднесрочной перспективе;

- построение модели, описывающей объем отдельных структурных компонентов расходов бюджетов, позволяющих достичь определенных параметров социально-экономического развития в среднесрочной перспективе.

Вместе с тем, учитывая ограниченность бюджетных ресурсов, решить все проблемы в условиях сложившейся экономической конъюнктуры (санкции, спецоперация) практически невозможно. Поэтому нужно

осуществлять выбор приоритетных задач, требующих первоочередного внимания.

На сегодняшний день все еще ученые и практики дискутируют по поводу основного параметра бюджетной политики - доли перераспределения ВВП через бюджет. Поэтому, соотношение объема бюджета и ВВП - важная экономическая проблема, обусловленная особенностями функционирования модели экономики конкретного государства, которую необходимо учитывать при формировании долгосрочной и среднесрочной бюджетной политики, в том числе - объема и структуры расходов бюджета. В связи с этим первую модель среднесрочного прогнозирования оптимального объема бюджетных расходов предлагается описать зависимостью:

Ркбпр = Ро+Р1 *ВВП"Р (1)

где Рк6пр - объем расходов консолидированного бюджета в прогнозном периоде;

ВВПпр - целевой уровень ВВП в прогнозном периоде в соответствии с программой социально-экономического развития России;

Ро и р1 - параметры уравнения регрессии, построенного на основании ретроспективных данных.

Построение данного регрессионного уравнения (1) на основе данных последних 11 лет позволит определить оптимальный объем расходов консолидированного бюджета.

При этом, расходы бюджетов в определенной степени способствуют экономическому росту, но, прежде всего, большее значение имеет не их объем, а структура. В связи с этим, целевую функцию оптимизации предложено сформировать на основе регрессионного уравнения:

ВВП"Р = Ро + Р1 * Ркб_сп0ПТ + р2 * Ркб_„оОПТ + Рз * Ркб_„з0ПТ + Р4 * Ркб_оОПТ, (2)

где РКб_сп0ПТ - оптимальный объем расходов консолидированного бюджета на социальную политику;

Ркб_ноопг - оптимальный объем расходов консолидированного бюджета на национальную оборону;

Ркб_нэопт - оптимальный объем расходов консолидированного бюджета на национальную экономику;

Ркб_оопт - оптимальный объем расходов консолидированного бюджета на образование;

Ро, Рь Р2, Рз и р4 - параметры уравнения регрессии, построенного на основании ретроспективных данных.

Для построения уравнения (2) необходимо использовать ретроспективные данные а для дальнейшей оптимизации использовать полученный из уравнения (1) оптимальный объем расходов консолидированного бюджета.

В качестве ограничений целевой функции (2) введем следующие:

- для допустимого сокращения уровня расходов на социальную политику (на уровень 25-30 % от расходов консолидированного бюджета):

0,25 * Рк6"Р < Р^п""1 < 0,3 * Р^, (3)

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

166

Вестник экономической безопасности

№ 4 / 2023

ECONOMIC SCIENCE

- для роста уровня расходов на национальную экономику (актуально в условиях современного санкцион-ного давления):

0,16*Рк6"р < Рк6 сп°пт < 0,25 * Рк6"Р, (4)

- для роста уровня расходов на национальную оборону (актуально в условиях проведения спецоперации и обеспечения национальной безопасности):

0,09 * Рк6"р < Рк6 но°пт <0,12* Рк6пр; (5)

- для роста уровня расходов на образование:

0.10.* Рк6пр < Ркб_оопт <0,15 * Рк6пр. (6)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В совокупности данные расходы в 2021 г. составляли 66,9 % расходов консолидированного бюджета, поэтому для недопущения сокращения финансирования других направлений дополнительно введем ограничение:

Ропг ^ т> опт _1_ О опт ^ Т) опт <" Л :{: тз пр (П\

кб сп + -Г кб_но + ^кб нэ + ^кб_о Ь ^ Гк6 \1)

Таким образом, предложенная система целевой функции (2) и ее ограничений (3-7) позволит комплексно подойти к проблеме среднесрочного планирования расходов бюджетов Российской Федерации с позиции научного обоснования направлений повышения эффективности бюджетных расходов в соответствии со стратегическими ориентирами и прогнозами социально-экономического развития страны.

В процессе анализа динамики расходов бюджетов констатирован рост бюджетных расходов в соответствии с экономическим ростом Российской Федерации. В 2020 г. отмечалось усиление роли бюджетных расходов и достижением ими уровня 39,73 % ВВП. При этом существенно возросли расходы на социальную политику и здравоохранение, что соответствовало условиям пандемии, которая затронула российскую экономику. В 2021 г. также наблюдалось наиболее высокое исполнение бюджетной росписи по расходам ФБ, что является подтверждением факта качественного бюджетного планирования.

Библиографический список

1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ (ред. от 19.12.2022) // СПС «Кон-сультантПлюс».

2. Федеральный закон от 6 декабря 2021 г. № 390-ФЭ «О федеральном бюджете на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов» // СПС «Консуль-тантПлюс».

3. Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов (утв. Минфином России) // СПС «КонсультантПлюс».

№ 4 / 2023

4. Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 // СПС «КонсультантПлюс».

5. Богославцева Л. В. Риск-ориентированное санкционирование денежных обязательств как инструмент повышения эффективности расходов бюджетов // Финансовые исследования. 2020. № 3 (68). С. 82-91.

6. Коломиец А. Г. Расходы федерального бюджета Российской Федерации на здравоохранение в контексте пандемических угроз // Вестник Института экономики Российской академии наук. 2022. № 2. С. 27-38.

7. Колядникова А. С. Эффективность как необходимое условие осуществления бюджетных расходов // Инновации. Наука. Образование. 2021. № 32. С. 261-267.

8. Ладаненко Е. И., Айекенова М. К., Мусина Т. С. Управление расходами государственного бюджета в условиях социального государства // Статистика, учет и аудит. 2020. № 2 (77). С. 202-205.

9. Молчанов И. Н. Финансовая политика как драйвер экономического роста // Финансовые исследования. 2021. № 4 (73). С. 20-35.

10. Омшанова Э. А. Перезагрузка программных расходов федерального бюджета // Международный научно-исследовательский журнал. 2021. № 12-4 (114). С. 101-104.

11. Официальный сайт Росстат. [Электронный ресурс]. Режимдоступа: https://rosstat.gov.ru.

12. Пименова А. И. Оценка эффективности реализации государственных программ социальной направленности II Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2022. № 4-2 (67). С. 24-29.

13. Храмченко А. А., Черная О. А., Титова Т. А., Ткачева Д. В. Бюджет Российской Федерации как инструмент экономического развития// Вестник Академии знаний. 2021. № 2 (43). С. 443-448.

14. Human Development Index (HDI) [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://hdr.undp.org/data-center/ human-development-index#/indicies/HDI.

Bibliographic list

1. Budget Code of the Russian Federation dated July 31,1998 No. 145-FZ (as amended on December 19, 2022)// SPS «ConsultantPlus».

2. Federal Law of December 6,2021 No. 390-FZ «On the federal budget for 2022 and for the planning period of

2023 and 2024» II SPS «ConsultantPlus».

3. The main directions of the budget, tax and customs tariff policy for 2022 and for the planning period of 2023 and 2024 (approved by the Ministry of Finance of Russia) II SPS «ConsultantPlus».

4. Forecast of the socio-economic development of the Russian Federation for 2023 and for the planning period

2024 and 2025 II SPS «ConsultantPlus».

5. Bogoslavtseva L. V. Risk-oriented sanctioning of monetary obligations as a tool to improve the efficiency of budget expenditures II Financial research. 2020. No. 3 (68). P. 82-91.

167

Bulletin of economic security

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

6. Kolomiets A. G. Spending of the federal budget of the Russian Federation on healthcare in the context of pandemic threats // Bulletin of the Institute of Economics of the Russian Academy of Sciences. 2022. No. 2. P. 27-38.

7. Kolyadnikova A. S. Efficiency as a necessary condition for the implementation of budget expenditures // Innovations. The science. Education. 2021. No. 32. P. 261— 267.

8. Ladanenko E. I., Ayekenova M. K., Musina T. S. Management of expenditures of the state budget in the conditions of the social state // Statistics, accounting and audit. 2020. No. 2 (77). P. 202-205.

9. Molchanov I. N. Financial policy as a driver of economic growth // Financial research. 2021. No. 4 (73). P. 20-35.

10. Omshanova E. A. Reloading program expenditures of the federal budget // International Research Journal. 2021. No. 12-4 (114). P. 101-104.

11. Official website of Rosstat. [Electronic resource]. Access mode: https://rosstat.gov.ru.

12. Pimenova A. I. Evaluation of the effectiveness of the implementation of state programs of social orientation // International Journal of the Humanities and Natural Sciences. 2022. No. 4-2 (67). P. 24-29.

13. Khramchenko A. A., Chernaya O. A., Titova T. A., Tkacheva D. V. The budget of the Russian Federation as a tool for economic development // Bulletin of the Academy ofKnowledge. 2021. No. 2 (43). P. 443-448.

14. Human Development Index (HDI) [Electronic resource]. Access Mode: https://hdr.undp.org/data-center/ human-development-index#/indicies/HDI.

Информация об авторе

E. В. Кулаков - заместитель генерального директора Общества с ограниченной ответственностью Частное Охранное Предприятие «АКМ-групп».

Information about the author E. У. Kulakov - Deputy General Director of the Limited Liability Company Private Security Company «AKM-group».

Статья поступила в редакцию 27.03.2023; одобрена после рецензирования 25.05.2023; принята к публикации 24.07.2023.

The article was submitted 27.03.2023; approved after reviewing 25.05.2023; accepted for publication 24.07.2023.

История экономических учений

УЧЕБНИК

История экономических учений. Минаков А. В. Учебник. 351 с. Гриф НИИ образования и науки. Гриф МУМЦ «Профессиональный учебник». Гриф МНИЦ Судебной экспертизы и исследований.

Обобщен теоретический и методологический материал для всестороннего системного представления об истории экономических учений. Учебник состоит из десяти глав, каждая из которых посвящена определенному направлению экономического знания, приобретаемого научным миром на конкретный момент времени, в рамках конкретной исторической эпохи (эпох).

Раскрыты предпосылки, основные концептуальные положения, а также причины потери лидерства среди представителей экономического сообщества каждой конкретной экономической школы, ученого или мыслителя. Рассмотрены ключевые особенности развития российской экономической мысли. Теоретические вопросы иллюстрируются историческим фактологическим материалом, а также примерами из реальной практики экономического развития.

Для студентов, обучающихся по направлениям подготовки «Экономика и управление», «Экономика», «Экономическая безопасность», а также слушателей курсов повышения квалификации и программ профессиональной подготовки, аспирантов и преподавателей, специалистов в области экономики и околоэкономической деятельности.

168 - Вестник экономической безопасности - №4/ 2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.