Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА ИРАКА В СОВРЕМЕННЫХ РЫНОЧНЫХ УСЛОВИЯХ'

ПРОБЛЕМЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА ИРАКА В СОВРЕМЕННЫХ РЫНОЧНЫХ УСЛОВИЯХ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
31
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЮДЖЕТ СТРАНЫ / БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА / ВОЕННЫЕ РАСХОДЫ / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ / ДОХОДЫ / РАСХОДЫ / ИРАК / ПРОФИЦИТ БЮДЖЕТА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Алумрани Башир Кадим Хайчал, Соловьева Наталья Евгеньевна

В современных условиях развития как бюджетных отношений в Республике Ирак в частности, так и общем развитии экономики страны возникают ряд проблем и затруднительных ситуации, которые необходимо решать. Превышения статьи расходов над статьей доходы способствует формированию бюджетного дефицита, что формирует необходимость государства выявить дополнительные источники финансирования и нивелировать дефицит государственного бюджета. стараясь минимизировать его расходы в зависимости от геополитической ситуации в стране. В статье рассмотрены проблемы регулирования государственного бюджета Республики Ирака в современных рыночных условиях, которые заключаются в постоянном увеличение объема финансовых ассигнований и снижение результативности государственных расходов, а также диверсификации бюджетных доходов; сокращении чрезмерно высокого фонда заработной платы государственных служащих и реформирования пенсионной системы, обеспечении сбалансированности бюджета, его финансовой обоснованности. Предложны необходимые меры, направленные на решение выявленных проблем с целью формирования государственного бюджета страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF REGULATION OF THE STATE BUDGET OF IRAQ IN MODERN MARKET CONDITIONS

N modern conditions of development of both budgetary relations in the Republic of Iraq in particular, and the general development of the country's economy, a number of problems and difficult situations arise that need to be solved. The excess of the expenditure item over the income item contributes to the formation of a budget deficit, which creates the need for the state to identify additional sources of financing and level the state budget deficit. trying to minimize its costs depending on the geopolitical situation in the country. The article deals with the problems of regulating the state budget of the Republic of Iraq in modern market conditions, which consist in a constant increase in the volume of financial allocations and a decrease in the effectiveness of public spending, as well as the diversification of budget revenues; reducing the excessively high salary fund of civil servants and reforming the pension system, ensuring budget balance, its financial soundness.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА ИРАКА В СОВРЕМЕННЫХ РЫНОЧНЫХ УСЛОВИЯХ»

ФИНАНСЫ FINANCE

УДК 338.14

DOI: 10.18413/2409-1634-2022-9-2-0-9

1Алумрани Б.К.Х, 2Соловьева Н.Е.

ПРОБЛЕМЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА ИРАКА

В СОВРЕМЕННЫХ РЫНОЧНЫХ УСЛОВИЯХ

1Аль-Араф/Багдад/Аль-Дора, 61002, Ирак ^Белгородский государственный национальный исследовательский университет ул. Победы 85, г. Белгород, 308015, Россия

Аннотация.

В современных условиях развития как бюджетных отношений в Республике Ирак в частности, так и общем развитии экономики страны возникают ряд проблем и затруднительных ситуации, которые необходимо решать. Превышения статьи расходов над статьей доходы способствует формированию бюджетного дефицита, что формирует необходимость государства выявить дополнительные источники финансирования и нивелировать дефицит государственного бюджета. стараясь минимизировать его расходы в зависимости от геополитической ситуации в стране. В статье рассмотрены проблемы регулирования государственного бюджета Республики Ирака в современных рыночных условиях, которые заключаются в постоянном увеличение объема финансовых ассигнований и снижение результативности государственных расходов, а также диверсификации бюджетных доходов; сокращении чрезмерно высокого фонда заработной платы государственных служащих и реформирования пенсионной системы, обеспечении сбалансированности бюджета, его финансовой обоснованности.

Предложны необходимые меры, направленные на решение выявленных проблем с целью формирования государственного бюджета страны.

Ключевые слова: бюджет страны, бюджетная система, военные расходы, государственный бюджет, доходы, расходы, Ирак, профицит бюджета.

Информация для цитирования: Алумрани Б. К.Х., Соловьева Н.Е. Проблемы регулирования государственного бюджета Ирака в современных рыночных условиях // Научный результат. Экономические исследования. 2023. Т. 9. № 2.

С. 96-107. DOI: 10.18413/2409-1634-2022-9-2-0-9

e-mail: Bsherel1986@gmail.com, solovjeva@bsu.edu.ru

Bashir K. H. Alumrani, Natalia E. Solovjeva

PROBLEMS OF REGULATION OF THE STATE BUDGET OF IRAQ IN MODERN MARKET CONDITIONS

1 Al-Araf/Baghdad/Al-Dora, 61002, Iraq 2Belgorod State National Research University 85 Pobedy St., 308015, Belgorod, Russia

e-mail: Bsherel1986@gmail.com, solovjeva@bsu.edu.ru

Abstract.

In modern conditions of development of both budgetary relations in the Republic of Iraq in particular, and the general development of the country's economy, a number of problems and difficult situations arise that need to be solved. The excess of the expenditure item over the income item contributes to the formation of a budget deficit, which creates the need for the state to identify additional sources of financing and level the state budget deficit. trying to minimize its costs depending on the geopolitical situation in the country. The article deals with the problems of regulating the state budget of the Republic of Iraq in modern market conditions, which consist in a constant increase in the volume of financial allocations and a decrease in the effectiveness of public spending, as well as the diversification of budget revenues; reducing the excessively high salary fund of civil servants and reforming the pension system, ensuring budget balance, its financial soundness.

Key words: country's budget, budget system, military expenditures, state budget, revenues, expenditures, Iraq, budget surplus

Information for citation: Alumrani B.K. H., Solovjeva N. E "Problems of regulation of the state budget of Iraq in modern market conditions ", Research Result. Economic Research, 9(2), 96-107, DOI: 10.18413/2409-1634-2022-9-2-0-9

Введение

Для Республики Ирак вопрос развития государственного бюджета является одним из наиболее важных. Долгие годы формирование бюджета осуществлялось, преимущественно, за счет нефтяных доходов, в то время как поступления из других отраслей не способны были покрывать даже расходы на обслуживание государственного аппарата. Одной из главных причин служило отсутствие эффективной системы бюджетного контроля за поступлением средств в доходы бюджета, слабость или отсутствие регулирования в ряде отраслей экономики, не связанных с нефтью.

На сегодняшний день система бюджетного регулирования Республики Ирак проходит серьезные изменения, которые сопровождаются внесением изменений в

законодательство, акты государственного регулирования. Важным шагом стало увеличение полномочий Федерального бюро финансового надзора в части контроля за эффективным расходованием бюджетных средств, исполнением законодательства о бюджете и нормативных правовых актов, рассматривающих отдельные аспекты бюджетного процесса.

Роль и сущность государственного бюджета в социально-экономическом развитии государства рассмотрены в трудах Р. Гараевой, Д.А. Гуденко, Э.Р. Мамедовой, Р.М. Севек. Проблемам государственного бюджета Республики Ирак и возможностям его регулирования в текущих рыночных условиях посвящены научные труды Аднан Хусейн Аль-Хайят, Атиф Лафи Марзоог, Бан Мухаммед Саед, Шата Халип.

Целью статьи является раскрыть проблемы регулирования государственного бюджета Ирака в современных рыночных условиях и предложить пути их решения.

Методология исследования основана на материалах зарубежных и отечественных экономистов по исследуемой проблеме. Следует отметить, что научное исследование проводилось на основе фактических материалов Министерства финансов Республики Ирак, отчетности Центрального Банка Ирака и Центральной статистической организации Ирак, которые включают в себя набор универсальных методов научного исследования, таких как: анализ, синтез, монографический подход к исследованию.

Основная часть

Бюджетная система Республики Ирак пережила значительные реформы, которые в том числе связаны с постепенной гармонизацией иракского законодательства в международной правовой среде. Вопросы регулирования бюджета всегда стояли особенно остро, что было связано со сложившейся системой государственного управления и необходимостью претворения в жизнь новых реформ, которые были призваны улучшить общий механизм управления государственными средствами, исключить хищения государственных средств и сделать бюджетный процесс в Ираке прозрачным.

На сегодняшний день одной из наиболее больших проблем является проблема формирования государственного бюджета. В 2022 году ситуация усугубилась ввиду нестабильной политической ситуации, которая привела к срыву всех инвестиционных проектов, запланированных к завершению до конца года. Последствия не заставили себя долго ждать, отдельные отрасли экономики оказались полностью парализованы, что негативно отразилось на уровне жизни иракских граждан

Рассматривая причины кризиса бюджетной системы Ирака необходимо более подробно рассмотреть недостатки текущего бюджетного механизма.

В последние годы при формировании государственного бюджета Ирака наблюдается четкая направленность на развитие финансовой базы без осознания ее тесной связи с тенденциями экономического развития. В связи с чем, сам процесс подготовки бюджета характеризуется рядом недостатков, в том числе:

1. Постоянное увеличение объема финансовых ассигнований и снижение результативности государственных расходов в части обеспечения устойчивости экономического развития. За период с 2004 по 2019 годы бюджетные расходы выросли с 2 145 100 до 133 107 616 миллионов динаров, что также должно было сопровождаться повышением эффективности и результативности социальных и экономических расходов. Ассигнования достигли своего пика в бюджете 2013 года и составили 138 424 608 миллионов динаров, что было связано с ростом бюджетных поступлений от продажи нефти. Вплоть до конца 2014 года цены на нефть держались на отметке 120 долларов за баррель, но правительство не использовало эти возможности для достижения целей экономического развития. Это, в свою очередь, привело к росту инфляции, а статус государственного бюджета опустился до уровня обычной сметы доходов и расходов.

2. Отсутствие идеи аккумулирования финансовых излишков, образовавшихся в результате роста нефтяных доходов, которые в дальнейшем могли быть направлены на реализацию программ развития отраслей экономики и развитие социальной сферы. Отсутствие контроля за доходами и расходами государственного бюджета, а также освоение большого объема финансовых ассигнований без учета энергетических стандартов, которые бы позволили обеспечить качество и продуктивность государственных расходов, не позволили создать бюджетный механизм, который бы

отражал реальные потребности по экономической диверсификации. Формируемые из излишков нефтяных доходов резервы могли бы быть направлены на учебные программы и проекты реального развития в области производства товаров, инфраструктуры и социальных услуг, в которых и по сегодняшний день нуждаются му-хафазы Ирака.

3. Применение концепции «планового дефолта» при составлении бюджета длительные годы является основанием для расширения объемов финансовых ассигнований над плановыми доходами. Это служит одной из причин неприменения резервирования в отношении сверхдоходов от

нефти. Концепция планового дефолта послужила причиной роста государственного долга Ирака. Средства из федерального бюджета выделялись в мухафазы в виде кредитов под предлогом покрытия этого дефицита. Это привело к значительной долговой нагрузке, величина рассрочки и процентов зачастую покрывает большую часть расходов бюджетов мухафаз. Вместе с тем, объем запланированного дефицита достигался лишь в определенные годы, все остальное время наблюдалось превышение фактических расходов над доходами. Проведём анализ государственного бюджета Ирака в миллионах динар (10Б млн.) рис. 1 [Гос. бюджет, 2023].

Рис. 1. Динамика государственного бюджета Ирака, миллионов динар, IQD млн.

[Гос. бюджет, 2023] Fig. 1. Dynamics of the state budget of Iraq, millions of dinars, IQD million.

State. budget, 2023]

Анализ выявил, что формируется профицит государственного бюджета в Ираке вырос до 4645762 млн. (3.557

млрд. USD) в феврале 2023. Максимальный профицит достигал 61244368 IQD млн., а дефицит -16599895 IQD млн.

Рис. 2. Динамика бюджетных доходов Ирака (IQD млн.) Fig. 2. Dynamics of Iraq's budget revenues (IQD million)

Из графика можно наблюдать, что объем государственных доходов в Ираке вырос до 17668984 IQD млн. (13.529 млрд. USD) в феврале 2023. Максимальный объ-

ем достигал 119466400 IQD млн., а минимальный 1119448 IQD млн. [Гос. бюджет, 2023].

Рис. 3. Динамика бюджетных расходов Ирака, (IQD млн.) Fig. 3. Dynamics of Iraq's budget expenditures, (IQD million)

Наблюдается объем бюджетных расходов в Ираке вырос до 13023221 IQD млн. (9.972 млрд. USD) в феврале 2023. Макси-

мальный объем достигал 111723520 IQD млн., а минимальный 468749 IQD млн.

11494.5 10000

3000 ■ 76-33

04.07.19 08.03.21 26.05.21 03.10.22 07.06.23

Рис. 4. Динамика отдельной статьи военные расходы Ирака (USD млн.) Fig. 4. Dynamics of a separate item military expenditures of Iraq (USD million)

Таким образом, анализ военных расходов в Ираке вывил, что наблюдается снижение до 4683 USD млн. (4.683 млрд.

USD) в 2022. Максимальный уровень достигал 9493 USD млн., а минимальный 217 USD млн. [Гос. бюджет, 2023].

■20 I—

04.07.19 17.05.20 09.03.21 04.05.22

Рис. 5. Динамика государственного бюджета от ВВП в Ираке (%) Figure 5. Dynamics of the state budget as a percentage of GDP in Iraq (%)

Дефицит государственного бюджета Максимальный профицит достигал 10.7 %,

от ВВП в Ираке вырос до 0.8 % в 2021. а дефицит -34.9 %.

Все процедуры государственных заимствований, политика управления государственным долгом и связанные с ней ежегодные финансовые взносы в счет об-

служивания долга, строились на основании объема запланированного дефицита. Проанализируем внутренний долг Ирака (таблица) [Fliginskih T.N., 2020].

Таблица

Внутренний долг Ирака

Table

Показатель Годы

2010 2014 2015 2017 2018 2019 2020 2021 2022

ВВП Ирака, млрд. дина- 158500 259500 185100 187220 227370 276212 219825 301152 383064

ров

Остаток

внутреннего

государственного 11583 19822 39095 51799 45255 38331 65496 72031 70505

долга Ирака,

млрд. дина-

ров

% от ВВП Ирака 7% 8% 21% 28% 20% 14% 30% 24% 18%

За 2020 год внутренний долг Ирака достиг максимальных 65 496 млрд динар и в последующие два года вырос, несмотря на большой прирост ВВП. К концу 2022 года внутренний долг составляет 18% от ВВП или 70 505 млрд динар. За десять лет долг вырос почти в 4 раза [Центральная статистическая организация, 2023].

Помимо внутренних заимствований у Ирака имеются также внешние заимствования, размер которых за 2010 год оценивался в 87,7 миллиарда долларов, из которых 80% имели возможность списания после соглашения со странами Персидского залива. Для сравнения, ВВП Ирака в 2010 г. составлял 82,2 миллиарда долларов [Центральный банк, 2023].

4. Расширение объема текущих расходов, на долю которых приходится основная часть ежегодных бюджетных ассигнований, в которых на статьи о заработной плате приходится наибольшая часть этого расширения. Слабость государственного административно-функционального аппарата провоцирует

низкую производительность, в том числе по причине отсутствия возможностей трудоустройства за пределами государственного сектора. Вместе с дублированием и существенным завышением отдельных статей текущих расходов это приводит к проблемам операционной эффективности. На долю операционных расходов приходится до 70% всех государственных расходов. Расширение объемов расходов является прямым следствием роста числа рабочих и служащих государственного функционального аппарата, из которых только 6 миллионов человек приходится на тех, кто связан только с правительством [World Bank Data, 2023].

Провал экономической политики и низкое влияние общего бюджета на экономическое развитие в активизации роли частного сектора в экономической диверсификации и уменьшении проблем безработицы, приводит к инфляции государственных расходов, появлению дополнительных назначений из-за отсутствия возможностей трудоустройства в частной

экономисткой деятельности. Помимо чрезмерной величины операционных расходов, важной проблемой является расточительность и отсутствие рациональности в финансовых ассигнованиях. Главная дилемма операционных расходов в их расширении заключается в том, что это расширение происходит за счет инвестиционных расходов, связанных с формированием активов из капитала, компенсирующего истощение запасов нефти и возможность их истощения в будущем.

Ирак, также, как и ряд других стран Ближнего Востока, продолжают использование устаревшего бюджетного механизма, который заключается в заинтересованности в росте бюджетных ассигнований без их привязки с достижениями в области развития и социальными благами, которые могут быть получены в результате этих ассигнований. Ряд стран уже развивают элементы новой экономической модели, создавая связи между финансовыми ассигнованиями и результатами экономических достижений, а также социальными выгодами, получаемыми от использования бюджетных средств, к которым в том числе относятся: учебные программы по инвестициям для проектов и экономической деятельности. Признаками новых бюджетных моделей являются переход к построению бюджетов на основе программ, повышение результативности и эффективности расходов с выходом на нулевой бездефицитный бюджет.

5. Инвестиционные расходы государственного бюджета Ирака имеют тенденцию к снижению. Помимо этой проблемы существует также проблема слабости и неэффективности этих видов расходов, а также проблемы, связанные с госконтрактами, методами и механизмами для реализации проектов, что мешает развитию частно-государственного партнерства и партнерства между секторами. Снижение государственных инвестиций отмечено в обрабатывающем и сельскохозяйственном секторе, а также в развитии туристических проектов, что является одним из наиболее

важных препятствий на пути экономической диверсификации и стимулирования частных инвестиций в эти проекты. Следовательно, реформирование этого аспекта имеет большое значение для усиления роли бюджета в государственных инвестициях, что требует введения экономических критериев расходования средств и постановки реальных целей в области развития.

Помимо непосредственно проблем, связанных с государственным бюджетом и его влиянием на рыночные трансформации, также имеются проблемы административного аппарата, которые влияют на надежность и дисциплинированность среды государственных расходов, свободу бюджетного механизма от расточительства и коррупции. Поскольку результаты бюджетных расходов, развитие бюджета и социальная отдача от расходов во многом зависят от методов и механизмов, посредством которых осуществляется распоряжение бюджетными ассигнованиями. Для достижения результативности необходимо, чтобы требования к надежности бюджетного механизма применялись не только в отношении операционных расходов, которым свойственны более высокие риски расточительства, но и в отношении инвестиционных расходов, связанных с условиями и проблемами реализации проектов и государственных контрактов. Для этого необходимо создать заинтересованность в подготовке технико-экономических обоснований проектов, применении качественных спецификаций по экономическим соображениям и нормативов затрат.

Для повышения устойчивости экономики и снижения зависимости иракского бюджета от доходов от нефти при одновременном обеспечении расходов на социальные нужды, стране необходима более жесткая налогово-бюджетная политика. Это необходимо для достижения ключевых приоритетов регулирования иракского бюджета, ими являются:

- диверсификация бюджетных доходов;

- сокращение чрезмерно высокого фонда заработной платы государственных служащих и реформирования пенсионной системы;

- обеспечение сбалансированности бюджета, его финансовой обоснованности.

На сегодняшний день Правительство Ирака не сформировало ни одного актуального нормативно-правового акта, касающегося вопросов регулирования экономики и социальной сферы в текущих макроэкономических условиях. Как результат, регулирование иракского бюджета, осуществляется на основании положений ранее утвержденных законов об исполнении государственного бюджета Ирака, положений таможенно-тарифной политики, закона о пенсионном обеспечении, среднесрочной стратегии государственного долга и плана заимствований.

Достижение бюджетной обеспеченности в краткосрочной и среднесрочной перспективах обеспечивается путем реализации стратегии заимствований. Основными направлениями регулирования бюджета выступают:

1. Сокращение числа косвенных денежных операций.

2. Поддержка бюджета за счет актуализации внешних льготных кредитных заимствований.

3. Поиск внешних кредитов с более низкой процентной ставкой и займов для финансирования проектов через официальных кредиторов.

4. Использование инструмента еврооблигаций в качестве второго приоритета внешних заимствований.

5. Использование гарантий экспортно-кредитных агентств для финансирования инвестиционных проектов.

6. Установление верхнего предела суверенной гарантии, представляемой Министерством финансов Ирака государственным предприятиям.

7. Диверсификация финансовых инструментов.

8. Сокращение автоматической пролонгации за счет консолидации долга или

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

реструктуризации для повышения прозрачности облигационных займов.

9. Увеличение сроков погашения внутренних государственных ценных бумаг.

10. Достижение договоренностей по неурегулированному наследственному долгу на площадке Парижского клуба.

11. Сокращение использования национальных резервов для финансирования бюджетного дефицита.

От эффективности управления государственным долгом, в конечном итоге, зависит текущая бюджетная обеспеченность, что особенно актуально в условиях резких изменений доходов от нефти в течении года.

Управление расходами иракского бюджета осуществлялся путем применения лимитов бюджетных ассигнований. Данные лимиты вводятся для каждого Министерства Ирака, их предельная величина определяется законом о бюджете на очередной год. Данный метод управления расходами определяется как метод балансирующих статей, который применяется при планировании государственных расходов уже более полувека. Несмотря на это, данный метод обладает рядом недостатков, одним из главных является отсутствие ясности в отношении целей, на которые выделяются бюджетные средства, и отсутствие стандартов оценки результатов деятельности государственных единиц и эффективности реализации различных программ, что снижает рациональность данных расходов и приводит к растрате средств.

Для обеспечения экономической диверсификации и создания новых рабочих мест необходимо реформировать налогово-бюджетную политику, основные меры, которые должны быть направлены на создание справедливого налогообложения, повышение эффективности системы налогового администрирования, обеспечение поддержки частного сектора, деятельность которого не связана с нефтяной сферой, за счет введения специальных налоговых ре-

жимов и льгот. Таким образом, будет обеспечено не только достижение краткосрочных целей в виде роста доходов бюджета, но и долгосрочных целей развития Ирака.

Другими перспективными мерами связаными с регулированием экономических процессов в целях достижения устойчивого роста можно отнести меры регулирования, которые призваны оказать влияние на сбалансированность бюджетных поступлений.

Учитывая текущие тенденции развития экономики, а также проблемы, которые необходимо решать в ближайшее время, предлагается внедрить следующие мероприятия в целях повышения эффективности регулирования государственного бюджета Ирака:

1) разработать фискальную политику, которая бы отвечала современным потребностям диверсификации экономики.

2) повысить эффективность регулирования государственного бюджета путем перехода к программно-целевому бюджетированию.

3) использовать краткосрочные прогнозы, с определением комплекса мер в целях оперативного реагирования на снижение доходов от нефти.

Заключение

Таким образом, сущность регулирования заключается в участии государства в общественном воспроизводстве через образование и использование денежных фондов. При выборе направлений регулирования государство исходит из собственных целей социально-экономического развития, приоритетов и направлений государственной политики, в зависимости от которой различают: регулирование с помощью изменения пропорций расходов, с выбором форм регулирования, с акцентом на повышение уровня жизни населения, с акцентом на изменение бюджетно-налоговых механизмов, с акцентом на трансформацию экономических систем.

Государственный бюджет является главным инструментом поддержания рыночных трансформаций национальной экономики. Перераспределяя средства бюджета на стратегически важные направления экономического развития, государство тем самым стимулирует экономические преобразования. Современный бюджетный механизм призван стимулировать потребительскую активность в качестве главного условия обеспечения стабильного спроса на выпускаемые товары и реализуемые услуги.

Список литературы

1. Государственный бюджет Ирака: объем, расходы и доходы, 2023. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://take-ргоп1.ога/81ай8йс8/аоуегптеп1;-ЬЫае1;/1гад/(дата обращения: 16.06.2023).

2. Министерство финансов Республики Ирак, 2023. [Электронный ресурс]. - Режим доступа:

http://mof.goy.ig/pages/MOFPublicReports.aspx. (дата обращения: 16.06.2023).

3. Центральная статистическая организация Ирака: промышленная статистика, 2023. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.cosit.gov.iq/documents/AAS2021/4.p df. (дата обращения: 16.06.2023).

4. Центральный банк Республики Ирак, 2023. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://cbi.iq/news/view/93. (дата обращения: 16.06.2023).

5. Fliginskih T.N., Vaganova O.V., Solovjeva N.E., Bykanova N.I., Ragheed Y., Usa-tova L.V., 2020. The Impact of E-Banking on Performance of Banks: Evidence From Russia // Journal of Advanced Research in Dynamical and Control Systems. 2020. Т. 12. № S4. С. 231-239.

6. Vaganova O.V., Solovjeva N.E., Leso-vik R.V., Lesovaya S.L., 2020. Digital Transformation of Russias Agricultural Sector // Utopia y Praxis Latinoamericana. 2020. Vol. 25. No. Extra 12. Pp. 397-406.

7. World Bank Data: Iraq, 2023. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://data.worldbank.org/country/IQ. (дата обращения: 16.06.2023).

8. jjjlj ájjij^ll s^Jl s^i^úJ Spj^J jij^J úljj^ "SjJIfjJI 2023 j 2024 (Федеральный закон об

общем бюджете Республики Ирак на 2023, 2024 и 2 финансовые годы). URL: https://iq.parliament.iq/blog/2023/04/17/jíjjü-SjJjl-SiíJlfJ-Jj^-^jjJ'f-jjjlj-l/ (дата обращения:

05.05.2023).

9. Vaganova O., Bykanova N., Gordya D., Evdokimov D., 2021. Growth Points of Fintech Industry in the Perception of Financial Market Transformation // European Proceedings of Social and Behavioural Sciences (EpSBS). - 2021. -Vol. 103. - Pp. 435-441.

10.Yousef Ragheed, Vaganova O. V., 2021. Development of Internet banking as an innovative distribution channel in Syrial, Research Result. Economic Research, 2021, 7(4), 95-102, DOI: 10.18413/2409-1634-2021 -7-4-0-10.

11. Vaganova O.V., Bykanova N.I., Mi-tyushina I.L., Mohanad A.-S., Salim R., 2019. Introduction of the Latest Digital Technologies in the Banking Sector: Foreign Experience and Russian Practice. Humanities and Social Sciences Reviews, 2019, vol. 7, no. 5, pp. 789-796.

12. Ваганова О. В., 2019. Влияние экономических санкций на инновационное развитие России // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Экономика. Информатика. 2019. Т. 46. № 1: 21-30. DOI 10.18413/2411-3808-2019-46-1-2130.

13. Ваганова О.В., Быканова Н.И., Гордя Д.В., Голубоцких В.Н., 2022. Развитие системы OPEN BANKING в России. Современная экономика: проблемы и решения, 1(145): 2737. https://doi. org/10.17308/meps.2022.1/2752

References

1. Central Statistical Organization of Iraq: Industrial Statistics, 2023. [Electronic resource]. -Access mode:

https://www.cosit.gov.iq/documents/AAS2021/4.p df. (accessed: 06/16/2023).

2. Central Bank of the Republic of Iraq, 2023. [Electronic resource]. - Access mode: https://cbi.iq/news/view/93. (accessed: 06/16/2023).

3. Fliginskih T.N., Vaganova O.V., Solovjeva N.E., Bykanova N.I., Ragheed Y., Usa-tova L.V., (2020). The Impact of E-Banking on Performance of Banks: Evidence From Russia // Journal of Advanced Research in Dynamical and Control Systems. 2020. Т. 12. № S4. С. 231-239.

4. Ministry of Finance of the Republic of Iraq, 2023. [Electronic resource]. - Access mode:

http: //mof.gov.iq/pages/MOFPublicReports.aspx . (accessed: G6/16/2G23).

5. The State budget of Iraq: volume, expenditures and revenues, 2G23. [Electronic resource] Access mode: https://take-profit.org/statistics/government-budget/iraq / (accessed: G6/16/2G23).

6. World Bank Data: Iraq, 2G23. [Electronic resource]. - Access mode: https://data.worldbank.org/country/IQ. (accessed: G6/16/2G23).

7. Vaganova O., Bykanova N., Gordya D., Evdokimov D., (2G21). Growth Points of Fintech Industry in the Perception of Financial Market Transformation // European Proceedings of Social and Behavioural Sciences (EpSBS). - 2G21. -Vol. 1G3. - Pp. 435-441.

B. Vaganova O.V., Solovjeva N.E., Leso-vik R.V., Lesovaya S.L., (2G2G). Digital Transformation of Russias Agricultural Sector // Utopia y Praxis Latinoamericana. 2G2G. Vol. 25. No. Extra 12. Pp. 397-4G6.

9. Vaganova O.V., Bykanova N.I., Mi-tyushina I.L., Mohanad A.-S., Salim R., (2G19). Introduction of the Latest Digital Technologies in the Banking Sector: Foreign Experience and Russian Practice. Humanities and Social Sciences Reviews, 2G19, vol. 7, no. 5, pp. 7B9-796.

12. Vaganova O. V., (2G19). The impact of economic sanctions on the innovative development of Russia // Scientific Bulletin of Belgorod State University. Series: Economics. Computer science. 2G19. Vol. 4б. No. 1: 21-3G. DOI 1G.1B413/2411-3BGB-2G19-46-1-21-3G. 13.

Vaganova O.V., Bykanova N.I., Gordya D.V., Golubotskikh V.N., 2G22. Development of the OPEN BANKING system in Russia. Modern Economics: Problems and Solutions, 1(145):27-37. https://doi. org/1G.173GB/meps 2G22.1/2752

1G.Yousef Ragheed, Vaganova O. V., (2G21). Development of Internet banking as an innovative distribution channel in Syrial, Research Result. Economic Research, 2G21, 7(4), 95-1G2, DOI: 1G.1B413/24G9-1634-2G21 -7-4-G-1G.

11.jjj№ ^jjlj^ll S^JI S^l^ûjll jIJ^JI

ûljjyJ] SíJlfJI 2G23 j 2G24 (Federal Law on the General Budget of the Republic of Iraq for 2G23, 2G24 and 2 fiscal years). URL:

https://iq.parliament.iq/blog/2G23/G4/17/jîjjû-SjJlI-S^JIfJI-Jj^-^jjJf-jjjlj-I/ (accessed:

G5.G5.2G23).

Информация о конфликте интересов:

авторы не имеют конфликта интересов для декларации.

Conflicts of Interest: the author has no conflict of interest to declare.

Алумрани Башир Кадим Хайчал,

научный исследователь (г. Багдад, Ирака)

Bashir K. H. Alumrani, Researcher (Baghdad, Iraq)

Соловьева Наталья Евгеньевна, доцент, кандидат экономических наук, доцент кафедры инновационной экономики и финансов Института экономики и управления НИУ «БелГУ», (г. Белгород, Россия)

Natalia E, Solovjeva, Associate Professor, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the Department of Innovative Economics and Finance of the Institute of Economics and Management of the National Research University "BelSU", (Belgorod, Russia)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.