Научная статья на тему 'РАСФОРМИРОВАНИЕ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ КОМИССИЙ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ: ВОПРОСЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ'

РАСФОРМИРОВАНИЕ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ КОМИССИЙ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ: ВОПРОСЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
540
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ КОМИССИИ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ / ELECTION COMMITTEES OF MUNICIPAL FORMATIONS / ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / RESPONSIBILITY / РАСФОРМИРОВАНИЕ / DISESTABLISHMENT

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Андреев В.И.

В статье анализируются вопросы правого регулирования ответственности избирательных комиссий муниципальных образований, рассматривается механизм их расформирования, высказываются предложения о реформировании законодательного регулирования данного института избирательного права.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE DISESTABLISHMENT OF ELECTION COMMITTEES OF MUNICIPAL FORMATIONS: QUESTIONS OF LEGAL REGULATION

The article analyzes the matters of to legally regulate the responsibility of the election committees of the municipal formations; it considers the election committees disestablishment mechanism as well as it suggests the ways to reform the election legislation institute.

Текст научной работы на тему «РАСФОРМИРОВАНИЕ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ КОМИССИЙ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ: ВОПРОСЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ»

ющей социальной группы либо компромиссным интересом стратифицированного социума [5, с. 30—31].

Понимание же права сводится, на наш взгляд, к следующему: право можно определить как систему общеобязательных нормативных предписаний, которые устанавливаются и обеспечиваются государством, выражают баланс индивидуальных и общественных интересов и регулируют социально значимые общественные отношения путем предоставления субъективных прав и возложения юридических обязанностей.

В заключение отметим, что сущность и предназначение права состоят не только в урегулировании общественных отношений и воздействии на поведение людей, но и в согласовании вышеуказанных интересов, результат которого находит свое отражение в состоянии сбалансированности интересов.

Список литературы

1. Радько, Т.Н. Теория государства и права : учебник для вузов / Т.Н. Радько.

- М., 2005.

2. Лейст, О.Э. Сущность права. Проблемы теории и философии права / О.Э. Лейст.

- М., 2002.

3. Братусь, С.Н. Юридические лица в советском гражданском праве / С.Н. Братусь. i - М., 1947.

s 4. Керимов, Д.А. Законодательная деятельность Советского государства /

* Д.А. Керимов. — М., 1955.

^ 5. Толстик, В.А. Борьба за содержание права / В.А. Толстик, Н.А. Трусов. —

§ Н. Новгород, 2008.

6. Байтин, М.И. Сущность права (Современное нормативное правопонимание на грани двух веков) / М.И. Байтин. — Саратов, 2001. s 7. Кулапов, В.Л. Теория государства и права : учебник / В.Л. Кулапов,

<5 А.В. Малько. — М., 2011.

s 8. Малько, А.В. Законные интересы как правовая категория / А.В. Малько,

s В.В. Субочев. — СПб., 2004.

О 9. Иванец, Г.И. Право как нормативное выражение согласованных интересов :

о

сч

сч

автореф. дис. ... канд. юрид. наук. — М., 2001.

ш ш

□£

с В.И. Андреев, V.I. Andreev,

старший преподаватель кафедры Senior Lecturer of the Chair of stale-law

128 государственно-правовых дисциплин branches of Ulyanovsk State Pedagogical

--Ульяновского государственного University named after I.N. Ulyanov

педагогического университета andreev-vadim1981@yandex.ru 2 им. И.Н. Ульянова

Расформирование избирательных комиссий муниципальных образований: вопросы правового регулирования

Аннотация: в статье анализируются вопросы правого регулирования ответственности избирательных комиссий муниципальных образований, рассматривается механизм их расформирования, высказываются предложения о реформировании законодательного регулирования данного института избирательного права.

Ключевые слова: избирательные комиссии муниципальных образований, ответственность, расформирование.

The disestablishment of election committees of municipal formations: questions of legal regulation

Summary: the article analyzes the matters of to legally regulate the responsibility of the election committees of the municipal formations; it considers the election committees disestablishment mechanism as well as it suggests the ways to reform the election legislation institute.

Keywords: election committees of municipal formations, responsibility, disestablishment.

Избирательная комиссия муниципального образования, как и §§

любая другая избирательная комиссия, может быть расформирована за до- §

пущенные значительные нарушения законодательства. §

Обращая внимание на сущность института избирательного права, следует 8

отметить, что употребление законодателем термина «расформирование» при- 1

менительно к рассматриваемым правоотношениям представляется не совсем § корректным. «Расформировать» в толковом словаре русского языка определяется

как «прекратить существование чего-нибудь как организационной единицы, $

как целого» [1, с. 619]. Иначе говоря, термин «расформирование» является си- 8

нонимом термина «ликвидация». Вместе с тем, исходя из норм действующего §

законодательства, расформирование избирательной комиссии не влечет ее лик- §

видации как коллегиального органа, а приводит к досрочному прекращению § |

полномочий ее членов с правом решающего голоса. Данное положение выте- § §

кает из положений подп. «е» п. 8 ст. 29 Федерального закона от 12 июня 2002 ° §

г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в §1 референдуме граждан Российской Федерации» (далее — Закон № 67-ФЗ) [2].

При этом в одном из Постановлений ЦИК РФ прямо указывается на то, что § §

«прекращение полномочий Комиссии не означает ликвидацию Комиссии как § ^

государственного органа и юридического лица, не влечет прекращения трудовых $ §

отношений с работниками аппарата Комиссии, продолжающими исполнять §

свои обязанности» [3]. Необходимо обратить внимание, что применительно к §§ досрочному прекращению полномочий коллегиальных органов законодатель 8 8 чаще всего использует термин «роспуск» (ст. 9 Федерального закона от 6 октября § !< 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов 129

Российской Федерации» (в ред. от 12 марта 2014 г.) [4]. С учетом данной законо- -

дательной традиции и в силу того, что расформирование любой избирательной

комиссии направлено лишь на досрочное прекращение полномочий текущего ®

состава избирательной комиссии, а не на ликвидацию органа, на наш взгляд, на- ^

8

звание ст. 31 Закона № 67-ФЗ следует изложить в следующей редакции: «Статья Ц 31. Роспуск комиссии», а в тексте данной статьи термин «расформирование» $ заменить на «роспуск».

Согласно пункту 4 ст. 31 Закона № 67-ФЗ с заявлением в суд о расформировании избирательной комиссии муниципального образования вправе обратиться группа депутатов численностью не менее одной трети от общего числа депутатов соответствующего законодательного (представительного)

органа государственной власти субъекта Российской Федерации, либо группа депутатов любой из избираемых палат указанного органа численностью не менее одной трети от общего числа депутатов этой палаты, либо группа депутатов соответствующего представительного органа муниципального образования численностью не менее одной трети от общего числа депутатов этого органа, либо Центральная избирательная комиссия Российской Федерации, либо избирательная комиссия субъекта Российской Федерации, а с заявлением о расформировании избирательной комиссии поселения — также соответствующая избирательная комиссия муниципального района.

В литературе встречаются предложения о расширении круга субъектов, имеющих право на обращение в суд с заявлением о расформировании избирательной комиссии. Так, Ю.А. Собачевская предлагает включить в круг таких субъектов органы прокуратуры и зарегистрированных кандидатов, избирательные объединения, зарегистрировавшие списки кандидатов [5, с. 33—35]. Законодатели также задумывались над этим вопросом. В частности, рядом депутатов Государственной Думы ФС РФ был внесен законопроект, в соответствии с которым в перечень субъектов, наделенных правом обращения в суд с заявлением о расформировании избирательной комиссии муниципального образования, предлагалось включить лица или органы (в том числе через своих представителей), имеющие право инициировать проведение местного референдума [6].

На наш взгляд, речь не должна идти о кардинальном расширении дан-§ ного перечня. Предоставление возможности обращения в суд с заявлением □Е о расформировании комиссии любого уровня кандидатам, избирательным объединениям приведет лишь к тому, что суды будут завалены огромным количеством необоснованных заявлений.

В то же время предоставление возможности обратиться с заявлением в суд о расформировании избирательной комиссии муниципального образования ° группе депутатов соответствующего законодательного (представительного) к органа государственной власти субъекта Российской Федерации является нет оправданным и нарушает принцип независимости местного самоуправления. ш Таким образом, в п. 4 ст. 31 Закона № 67-ФЗ следует внести соответствующие изменения и исключить депутатов регионального уровня из перечня субъектов, имеющих право обратиться в суд с заявлением о расформировании 130 избирательной комиссии муниципального образования.

- Рассматривая субъектный состав лиц, наделенных правом обращения

в суд с заявлением о расформировании избирательных комиссий, следует 2 обратить внимание еще на один момент. В соответствии с подп. 24 ст. 2, ° п. 1 ст. 24 Закона № 67-ФЗ при проведении муниципальных выборов избирательная комиссия муниципального образования является комиссией, организующей выборы, т. е. комиссией, на которую законом возложено руководство деятельностью всех избирательных комиссий по подготовке и проведению соответствующих выборов. Избирательная комиссия муниципального образования при этом является вышестоящей по отношению к окружным избирательным комиссиям по выборам в представительный орган муниципального образования, территориальным и участковым комиссиям.

с

с

сч

В соответствии с п. 10 ст. 20 Закона № 67-ФЗ решения вышестоящей комиссии, принятые в пределах ее компетенции, обязательны для нижестоящих комиссий. За неисполнение решения вышестоящей комиссии в подпункте «б» п. 1 ст. 31 Закона № 67-ФЗ предусмотрена возможность расформирования комиссии судом. В то же время согласно п. 4 ст. 31 правом обращения в суд с заявлением о расформировании окружной избирательной комиссии по выборам в представительный орган муниципального образования, территориальной, участковой избирательной комиссии избирательная комиссия муниципального образования не наделена. В связи с этим указанная норма Федерального закона нуждается в корректировке.

Кроме того, на наш взгляд, структура ст. 31 Закона № 67-ФЗ нуждается в § редактировании. Пункт 2 ст. 31 посвящен субъектам, наделенным правом об-

43

X

ращения в суд с заявлением о расформировании Центральной избирательной §

комиссии (далее — ЦИК РФ), пункт 3 — избирательной комиссии субъекта 8

1

Российской Федерации (далее — ИКС РФ), пункт 4 — иных комиссий.

Избирательная комиссия муниципального образования (далее — ИКМО) § наряду с ЦИК РФ и ИКС РФ является комиссией, организующей выборы.

Другие комиссии (территориальные, окружные, участковые) к данной катего- ¡¡¡

рии не относятся. Поэтому логично, что регулированию перечня субъектов, |

наделенных правом обращения в суд о расформировании ИКМО, должен s

быть посвящен отдельный пункт ст. 31 Закона № 67-ФЗ. §

С учетом изложенного выше предлагается дополнить ст. 31 Закона №№ 67-ФЗ n |

пунктом 3.1. и изложить его в следующей редакции: «3.1. С заявлением в .||t

суд о роспуске избирательной комиссии муниципального образования впра- 8

ве обратиться группа депутатов соответствующего представительного органа § 1

муниципального образования численностью не менее одной трети от обще- § § го числа депутатов этого органа, либо Центральная избирательная

Российской Федерации, либо избирательная комиссия субъекта Российской 1 | Федерации, а с заявлением о роспуске избирательной комиссии поселения — §

также соответствующая избирательная комиссия муниципального района» 1 ?

(с учетом предложения о замене термина «расформирование» термином «ро- § §

спуск», изложенного в начале данной статьи). 8 ®

Пункт 4 ст. 31 Закона 67-ФЗ предлагается изложить в следующей редак- § х< ции: «4. С заявлением в суд о роспуске окружной избирательной комиссии

по выборам в законодательный (представительный) орган государственной 131

власти субъекта Российской Федерации вправе обратиться группа депутатов -

численностью не менее одной трети от общего числа депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти этого субъекта ®

Российской Федерации либо группа депутатов любой из избираемых палат ^ указанного органа численностью не менее одной трети от общего числа депу- Ц татов этой палаты, а также Центральная избирательная комиссия Российской § Федерации, избирательная комиссия субъекта Российской Федерации». Предлагается также дополнить ст. 31 Закона № 67-ФЗ пунктами 4.1, 4.2 следующего содержания: «4.1. С заявлением в суд о роспуске окружной избирательной комиссии по выборам в представительный орган муниципального образования вправе обратиться группа депутатов соответствующего пред-

ставительного органа муниципального образования численностью не менее одной трети от общего числа депутатов этого органа, либо Центральная избирательная комиссия Российской Федерации, либо избирательная комиссия субъекта Российской Федерации, либо избирательная комиссия муниципального образования». «4.2. С заявлением в суд о роспуске территориальной, участковой комиссии вправе обратиться группа депутатов численностью не менее одной трети от общего числа депутатов соответствующего законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, либо группа депутатов любой из избираемых палат указанного органа численностью не менее одной трети от общего числа депутатов этой палаты, либо группа депутатов соответствующего представительного органа муниципального образования численностью не менее одной трети от общего числа депутатов этого органа, либо Центральная избирательная комиссия Российской Федерации, либо избирательная комиссия субъекта Российской Федерации, а при проведении муниципальных выборов — также избирательная комиссия муниципального образования».

Список литературы

1. Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. — М., 2013.

2. Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации : федеральный закон РФ от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ (в ред. от 2 апреля 2014 г.) // Российская газета. — 2002. — 15 июня.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. О разъяснении порядка прекращения полномочий членов Избирательной комиссии Красноярского края в связи с ее расформированием по решению суда и особенностей формирования нового состава комиссии : постановление ЦИК

<5 России от 4 апреля 2003 г. № 2/8-4. Документ опубликован не был. Доступ из СПС s «КонсультантПлюс».

s 4. Об общих принципах организации законодательных (представительных) и

О исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации с: : федеральный закон РФ от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ (в ред. от 12 марта 2014 г.)

< // Собр. законодательства Рос. Федерации. — 1999. — № 42, ст. 5005.

О 5. Собачевская, Ю.А. Типы и особенности конституционно-правовой ответствен-

< ности за нарушения избирательного законодательства // Государственная власть и с местное самоуправление. — 2011. — № 1.

6. О внесении изменений в статью 31 Федерального закона «Об основных гаран-132 тиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской

_ Федерации : проект федерального закона № 223696-6. URL: http://asozd2.duma.gov.ru/

main.nsf/%28Spravka%29?0penAgent&RN=223696-6&02 (дата обращения: 18.04.2014).

.0 х

со

к с m О m

IZ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.