Научная статья на тему 'Расчёт коэффициента рентабельности совместного образовательного проекта с китайским колледжем в городе Чжоушань'

Расчёт коэффициента рентабельности совместного образовательного проекта с китайским колледжем в городе Чжоушань Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
95
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
ScienceRise
Область наук
Ключевые слова
МЕЖДУНАРОДНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА / INTERNATIONAL EDUCATIONAL PROGRAM / МЕТОДОЛОГИЯ РАСЧЕТА / METHODOLOGY OF CALCULATION / КОЭФФИЦИЕНТ РЕНТАБЕЛЬНОСТИ / ПЕРВИЧНЫЙ АНАЛИЗ ПРОЕКТА / INITIAL PROJECT ANALYSIS / PROFITABILITY FACTOR

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мочалов А.А., Рыжков А.С., Рыжков Р.С.

Перспективной является реализация совместных образовательных проектов с китайскими партнерами. Для предварительной оценки успешности подобных проектов, разработана инновационная методология расчёта коэффициента рентабельности совместного образовательного проекта с иностранным колледжем. Данная методология применена для оценки возможности учреждения совместной программы с колледжем в городе Чжоушань, провинция Чжэцзян

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Мочалов А.А., Рыжков А.С., Рыжков Р.С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Calculation of the profitability factor of the joint educational project with a chinese college in Zhoushan city

The implementation of joint educational projects with Chinese partners is perspective. For the preliminary assessment of the success of such projects, an innovative methodology for calculating the profitability factor of a joint educational project with a foreign college has been developed. This methodology is used to estimate the possibility of establishing a joint program with a college in Zhoushan city, Zhejiang Province

Текст научной работы на тему «Расчёт коэффициента рентабельности совместного образовательного проекта с китайским колледжем в городе Чжоушань»

УДК 005.8:378

Б01: 10.15587/2313-8416.2017.108525

РАСЧЁТ КОЭФФИЦИЕНТА РЕНТАБЕЛЬНОСТИ СОВМЕСТНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЕКТА С КИТАЙСКИМ КОЛЛЕДЖЕМ В ГОРОДЕ ЧЖОУШАНЬ

© А. А. Мочалов, А. С. Рыжков, Р. С. Рыжков

Перспективной является реализация совместных образовательных проектов с китайскими партнерами. Для предварительной оценки успешности подобных проектов, разработана инновационная методология расчёта коэффициента рентабельности совместного образовательного проекта с иностранным колледжем. Данная методология применена для оценки возможности учреждения совместной программы с колледжем в городе Чжоушань, провинция Чжэцзян

Ключевые слова: международная образовательная программа, методология расчета, коэффициент рентабельности, первичный анализ проекта

ЕКОНОМ1ЧН1 НАУКИ

1. Введение

Выходя на мировой рынок образовательных услуг украинским высшим учебным заведениям следует обращать внимание на его игроков. К примеру, ближайшие университеты Евросоюза. Несмотря на прогресс, достигнутый в деле учета проблем устойчивости в учебных программах и управлении высшими учебными заведениями во всем мире, в странах Центральной Европы прогресс был неоднозначным для таких стран как Чехия, Венгрия, Польша, Сербия, Словакия и Словения. Обзор и критическое отражение нынешней ситуации в этих странах обеспечили понимание как общих черт, так и различий на национальном уровне и общих тенденций в регионе. Критические факторы перехода показывают временную иерархию, представляющую различные этапы перехода от экологической осведомленности к пониманию двусмысленного термина «образование для устойчивого развития» и более прагматичный подход, когда образование тесно связано с инициативами зеленого кампуса. Данные страны в основном достигли более низких ступеней перехода, чем в остальном Евросоюзе. В регионе в значительной степени отсутствуют конструктивистские, трансдисциплинарные подходы, которые лежат в основе внимания к компетенциям как практическая предпосылка демократического обучения, ориентированного на устойчивость [1].

Но несмотря на некоторую степень критики со стороны западноевропейских ВУЗов, высшие образовательные структуры перечисленных стран являются прямыми конкурентами для украинских высших учебных заведений. Предлагая стипендии, льготные условия оплаты образовательных услуг и отсутствие

необходимости успешного сертификата сдачи общего независимого оценивания - центрально-европейские университеты успешно зачисляют к себе ежегодно десятки тысяч украинских студентов, практически половина из которых едет в Польшу, в которой на 2015 год обучалось уже более 23000 украинских студентов [2].

В условиях столь жесткой конкурентной борьбы на международном рынке и потери украинских абитуриентов, одним из условий выживания для украинского ВУЗа становится борьба за иностранных абитуриентов. Особое внимание следует уделять абитуриентам из Китайской Народной Республики. Согласно «Докладу о развитии обучения китайских студентов за границей» Китай занял первое место в мире по числу отправляющихся ежегодно на учебу за границу граждан [3]. По статистическим данным ЮНЕСКО, число китайских студентов за рубежом составляет 14 % от общемирового объема, превращая Китай в крупнейшего поставщика иностранных студентов.

Но при этом число китайских студентов в украинских университетах достаточно скромное - в 2017 году насчитывалось 2082 человека [4]. Следует отметить, что практически каждый девятый из них обучается в Национальном университете кораблестроения имени адмирала Макарова, что делает его первым среди украинских университетов по количеству китайских студентов.

2. Обзор литературы

Отмечается, что высшие учебные заведения во всем мире все чаще уделяют особое внимание приобретению студентами более широкого круга навыков

и знаний в рамках учебной программы, что должно привести к увеличению их шансов на академический успех, особенно на рынке труда. Что, в свою очередь, делает конкурентоспособным высшее учебное заведение, выпускающее более успешных специалистов. Такой подход является ключевым для многих университетов, но в то же время, далеко не каждое учебное заведение используют интегративные подходы, которые способны стать залогом успешной реализации современного учебного плана. В качестве одного из решений такого подхода является «Проектное обучение». Ориентированное на проект обучение может быть более широко использовано в поддержку интегративных подходов к устойчивости образовательных проектов [5]. Применение комплексных проектных образовательных программ в высшем образовании способно поднять уровень выпускника, как способного решать сложные задачи специалиста. В частности, данный подход может быть применим в реализации совместных образовательных программ между двумя или более образовательными учреждениями.

Проявляется тенденция создания новой европейской области высшего образования. Она подразумевает собой как новые модели обучения и оценки студентов, так и профессоров путем переоценки их педагогической практики [6]. Ортодоксальные подходы преподавания уступают современным методикам сочленения теоретических базисов с практическими составляющими.

Для первичной оценки совместных проектов на западе широко применяется экономический анализ, который в основном ориентирован на оценку общих инвестиционных затрат, что является ключевой целью концептуального проектирования. Степень детализации оценки затрат зависит от типа проектов. Для предварительного дизайна это может быть ±30 %. Для студенческих проектов погрешность еще больше, учитывая сложность выполнения калибровки для некоторых членов операций и поиска подходящих данных калькуляции. Основная задача - выделение концепций рентабельности, таких как возврат инвестиций, срок окупаемости и дисконтированный денежный поток. На рентабельность влияет временная вариация денег, а именно процентная ставка по кредитам и инфляция. В условиях неопределенной экономической ситуации внедрение новых продуктов с более высокой добавленной стоимостью создает возможности получения более выгодной прибыли [7].

В мировой практике, ключевым фактором при подготовке проекта является получение прибыли. Предложенная авторами концепция акцентируется на самоокупаемости, что отличает её от аналогов.

Международные совместные образовательные программы являются важным инструментом повышения конкурентоспособности вузов и, как следствие, фактором развития не только региональных, но и национальных систем образования [8]. Важным критерием успешной реализации международной совместной образовательной программы является качество преподавания. Качество предоставляемых услуг определяется значениями многих факторов, из

которых самыми важными являются: квалификация преподавателей, рейтинг преподавателей, количество студентов в группе. Рейтинг преподавателей -параметр, зависящий от среднего значения успеваемости студентов и средней оценки преподавателей, которая получена по результатам анкетирования студентов [9].

Значительные успехи достигнуты в сфере разработки инновационной методологии управления проектами (УПО) для глобального рынка образовательных услуг [10]. УПО успешно применяется в Национальном университете кораблестроения им. адм. Макарова и насчитывает не один десяток успешно завершённых проектов.

3. Цель и задачи исследований

Целью исследования является разработка инновационной методологии расчёта коэффициента рентабельности совместного образовательного проекта с иностранным университетом.

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

1. В рамках методологии УПО, создать вспомогательную методологию расчёта коэфициента рентабельности совместного образовательного проекта

2. Произвести прогнозирующий расчёт рентабельности возможного совместного проекта с партнёром из города Чжоушань.

4. Создание методологии расчёта коэффициента рентабельности совместного образовательного проекта с иностранным университетом

В общем виде число студентов, обучающихся в университете с учётом отсевов по годам: Дп - на первом курсе в 1 году обучения; Дп2 - из принятых на первый курс на второй год обучения; и т. д.

К окончанию университета с первого набора в университет будет учиться общее число студентов

поб = 4пх - 3 Дп - 2Дп2 - Дп3,

где 4п - максимально возможное число студентов за цикл обучения 4 года. п - набор на первый курс, Дп , Дп2, Дп3 - потери после 1, 2, 3 курсов.

п = п - Дп,

n = n ~ An ~ An,

n = n ~ An _ An _ An,

На первом курсе примем п - при постоянном наборе студентов.

Если набор увеличивается, то п1 должно измениться от года к году на величину Дпн:

n" = n + AnHx.

где Дп" - дополнительный набор ежегодно (±).

Тогда, общее количество студентов в университете реально обучающихся с учётом дополнительного набора на первый курс АпЧ ежегодно, иь -

4

A (П + AnH ) - 3ÄWj - 2An2 - An3

поб A1 n

1=1

(1)

где по6 - реальное количество обучающихся;

4

V (п1( + Апнъ) - максимально возможное число

обучающихся.

Выражение (1) необходимо пересчитывать каждый год с учётом отсева ¿Апотс. Введём понятие

вес отсева студентов со всех курсов в течение года и веса оставшихся в университете

1 =-

A1 (Пл +An1) A1 К- +АП")

= SÄ +S , (2)

об отс > V

где ¿Апотс = 3Ап1 - 2Ап2 - Ап3 - вес реально обучающихся студентов в университете на данный год; - вес отчислившихся студентов на данный год. Влияние отсевов по курсам 1ом, 2ом, 3ем ^'отс ^А« + можно оценить, если

ввести относительный отсев

1 + ^ + = A^An +A^An +A^An . (3)

s s s

отс отс отс

An

An

Очевидно, что отсев на первом курсе будет приносить максимальный ущерб, если положить Ап = Ап2 = Ап3.

В дальнейшем будем обозначать величину

4

V (п + Аи,") = п , .

/ I у 1/ 1/ / об тах

1

Себестоимость обучения одного студента за первый год обучения обозначим С, за второй год С2, за третий год С3, за четвёртый год С4, в общем виде - С, где /=1;2;3;4, тогда можно записать доход от обучения за первый год

Д = С («1 +А<).

За второй год с учётом потерь:

Д2 = С (« + А«) + С [(« + Аи1н)-Аи1 ].

За третий год с учётом потерь:

Д = С (« + А«1") + С [(« +А«1")-А«] +

+С[(« +А«н)-А« - А«]|. За четвёртый год с учётом потерь:

Д = С (« + Ал! ) + С [(« + Ал! ) - А« ] +

+С [(« + А«н ) - А«1 - А« ] + +С [(« + Алн ) - А« - А« - А« ].

В общем виде доход за год, когда все 4 курса обучаются, запишется так

Доб = Доба - П - П2 - Пз,

(4)

где П = 3С А«, П = 2С Ди2, П = С А« - потери средств из-за отчислений по 1 курсу, 2 курсу, 3 курсу.

Добтах = ¿С«, + С,-А«.) = ¿С, («1 + А« ) - (5) 1 1 максимально возможный доход за год (при полных курсах 1, 2, 3, 4); Ап1 - может в каком-либо году обратиться в ноль или стать отрицательной величиной.

Прибыль университета за год со всех курсов обучения

Пр = Доб - П - П - Пз - ОБС -

-АОФ - ЗП - ФМП - Команд. Расх.

где ОБС - оборотные средства (затраты на одного студента изготовление студенческих билетов, зачёток, ведомостей для учёта и тд.) каждый год, фактически средства, затраченные на делопроизводство; АОФ - затраты на аренду основных фондов (аренда техники, лабораторной базы и т. д.); ЗП - заработная плата профессорско-преподавательского состава, и служб; ОБС - оценивается или рассчитывается (экспертная оценка); АОФ - согласно договору с арендодателем; ЗП - рассчитывается с учётом рангов составов.

Для расчета ЗП необходимо иметь следующую информацию

Число предметов п изучаемых на 1, 2, 3, 4

курсах

1k-An я =An

2k-Zn>2 = AnP2j;

j=1

np3

3k-An* = AnP3j;

4k -A« P4 =A

P4j '

j=1

где индекс / - курс,'=1,2,3 ... , /-1,2,3,4. В общем виде

4 п, /=1 , =1

(6)

Себестоимость всех видов работ, / - курс, ' - предмет.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Расчёт себестоимости всех видов работ представлен в табл. 1. Список должностей представлен в табл. 2. Расчёт заработной платы для участников проекта производится по формулам, представленным в табл. 3.

n

n

об

j=1

j=1

n

Таблица 1

Расчёт себестоимости всех видов работ_

Виды работ: предмет и Число часов г Себестоимость часа Себестоимость всех видов работ

Лекции Сли Сл 4 п, , =1 , =1

Практика г .. пку Спкг Спк 4 п, Ск

Лабораторные ^лабу Слабг Слаб 4 п, СлабЕ = 22Слаб^И ,=1 ,=1

Консультации и с„ Ск С II »M 4

Проверка заданий г .. крц Скрг Скр 4 nj СкрЕ = i=1 j=1

Ч =

11 12 1j

21 22 2j

31 22 3j

41 22 4j

Должности по рангам

Таблица 2

Должности количество Ранжированные должности

ГД-Окл= Е Программист - Е количество п

ПР1 Е Оператор ПК - Е количество п

ПР2 Е Дело производство - Е количество п

ПР3 Е п

КТ1 Е

КТ2 Е

КТ3 Е Переводчики - Е количество п

Таблица 3

Схема для расчёта ЗП_

N n/n Наименование должностей Вид оплаты Ранги Количество работающих Зарплата Вес ЗП (доля от общей ЗП) Фонд материального поощрения Доход Прибыль

i Почасо- во, Сдельно ß п ЗП л ЗП- ¿зп ФМП Дб Пр

ГД ßi »1 ЗП1 83щ ¿фФМП = 1 = Пр * КФМП Кфмп - задаётся 4 = 2?, К+дпн,) 1 г - 1,2,3,4 - курсы пр = доб - п - п2 - Пз - -¿ЗП, - фмп - обс - аоф

ПР1 ß2 П2 ЗП2 83щ

ПР2 ß3 »3 ЗП3 83щ

ПР3 ß4 п4 ЗП4 8зп1

КТ1 ß5 п5 ЗП5 83щ

КТ2 ß6 »6 ЗП6 дзп6

КТ3 ß? »7 ЗП7 83щ

Пргс ßs »8 ЗП8 1,2,3 83п 3П8 1.2.3

ОПК ß9 п9 ЗП9 1,2,3 83п 3П 91.2.3

и т. д. и т. д. и т. д. и т. д. и т. д.

n Z P ¿И n i п ¿?щ = 1 1 ¿ФМП1 1

Примечание: ФМП - обязательные выплаты по КЗОТу, поощрения (на базе прибыли), социальные выплаты (больничные), страховка служащих; Доб - рассчитывается используя выражения (1-4); ОБС - должны входить командировочные расходы

В табл. 4 приведены формулы суммарного тов наук, программистов и операторов ПК с учётом расчёта заработной платы для профессоров, кандида- рангов р.

Таблица 4

Расчёт зарплаты в соответствии с должностными рангами_

Количество профессо ров ранга в2, вз, в4 ЗП - зарплата

П2 ß2 ПР1 Знание языка, доп. звания | командировочные ЕР1 +Еком. расх.

Пз ß3 ПР2 местный ЕР2-местный

n4 ß4 Прз без знания языка, дополнительные звания Ерз+Еком. расх.

Количество кандидатов наук ранга в5, в6, в7

П5 ß5 КТ1 Знание языка ЕК1 +Еком. расх

Пб ß6 КТ2 местный ЕК2

П7 ß7 КТ3 местный ЕК3

Программисты

П81 ß81 ПРГС1 местный ЕРГС1

П82 ß82 ПРГС2 НУК - выездной ЕРГС2 +Еком. расх.

П83 ß83 ПРГС3 НУК - не выездной ЕРГС3

Операторы ПК

П91 ß91 ОПк1 местный ЕОПК1

П92 ß92 ОПк2 НУК - выездной ЕОПК2+Еком. расх.

П93 ß93 ОПкз НУК - не выездной ЕОПК3

И т. д. *Примечание: Командировочные расходы идут в ОБС

Зарплата

А ЗП = ЗП * щ + ЗП2 * щ + ЗП * щ + ЗП * щ + +3П5 * щ + ЗП * Щ + ЗП * щ + ЗП (% + Щ2 + Щ3) + (7) +ЗП9 (n91 + n92 + n93) + А и т. д.

где 83П =

8ЗП n

Фонд зарплаты ФЗП=ЕЗП

т=7 {<а\

ФЗП =2ЗП * + ЗПт+11 (й81 + П82 + И83 ) + ЗПт+2 (^ + ^ + «99 )■

1 = 1

В более общем виде

п

фзп =а3п * п,

1

но нужно учитывать, что

(9)

П8 = П81 + П82 + П83 =АП8,

k=1 nj

П9 =n9i + n92 + n93 = An9 j

j=1

Условие нормировки выразим через весовые доли ЗП1

1 =8зп1 + 8зп2 + 8зп3 + 8зп4 +8зщ +

+83П +8ЗП7 +8ЗП8 +8ЗП9 + 8ЗПи т.дш = А8

(10)

ФЗП

Эти величины можно использовать для анализа ФЗП.

В свою очередь ЗП1 можно выразить через ранг работника pi среднюю зарплату приходящуюся на одного работника <ЗП,>

Для этого вычислим общее количество сотрудников в университете с учётом того, что П =П\ + П2 + п83 + и т. д., п =п91 + п92 + п9Ъ + ит. д.

N =Ап.

(11)

Вычислим средневзвешенный ранг сотрудников < в >, приходящийся на одного работающего

<Д> =

АПД

(12)

АПп Д

Тогда зарплата сотрудника среднего ранга будет

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

(ЗП), = Д.

АПпД АПД

(13)

Выражение (13) с учётом (9) можно переписать в другом виде (в зависимости от необходимости)

А П3П * n А П3П

<3% = АзпГЩ Д. (14)

апд ад

1=1

П

1=1

При упрощении, получаем:

<ЗП>М = Z = Z 3П=ФПр p. (15)

\ Ap> Z n p Z p Z p p ( )

Выражение (15) дает возможность зная

п

(3П)(^ вычислить ФЗП используя (р), ¿Д.

¿л

фЗП =<Ж)p *

<p> "

(16)

Выражение (16) даст возможность оптимизировать ФЗП варьируя рангом Д , и с учётом (12), количеством работников п с данным рангом.

При анализе работы любой организации (структуры) важную роль играет коэффициент балансовой прибыли КБП, на базе которого вычисляется коэффициент рентабельности КР. В случае, если университет будет оказывать другие услуги (кроме обучающих), коэффициент КБП запишется так:

КБП =

ПБ

пр

стоимости обучения. В идеале, он может достигать значения К — 1, только за счёт уменьшения

(ФЗП + ОБС + АОФ + КОМР) и увеличения УСЛ и

С1 (и + Д<)

при Дп , Дп2, Дя3 = 0.

Чем ближе К ~ 1, тем рентабельность выше.

5. Результаты исследований

Данная методология нашла широкое применение в планировании международной деятельности Национального университета кораблестроения имени адмирала Макарова. В частности, проводились комплексные расчёты перед принятием решений о заключении контрактов на совместные образовательные проекты с китайскими партнёрами.

Приведём пример проведения и анализа расчётов с партнёром из провинции Чжэцзян, город Чжо-ушань (Колледж).

Для выполнения совместной программы подготовки младших специалистов с Колледжем проведены расчёты основных показателей коэффициента рентабельности:

Фонд заработной платы (ФЗП) составил 179 403 юаня.

До6 - П - П - П - ФЗП - ОБС - АОФ - ФМП - КОМ Р + УСЛ

До, - П - П2 - Пз

К = 1-S -ö -ö -ö -ö +S

КБП 1 "ФЗП "ОБС "АОФ "ФМП "КОМ Р + "усл ■

(17)

где дфЗП Лбс ,$АОФ ,дфМП ,дкомР < 1. Из этого следует

что Кл не может быть больше 1, Кл < 1 - при отсутствии дополнительных услуг предоставляемых университетом, УСЛ.

Такими услугами могут быть: Прибыль от кредитования других организаций, прибыль от инвестиций и т.д., при таких условиях Кл может быть Кл — 1, в зависимости от этих услуг.

Коэффициент рентабельности

К, =-

ПБ

z с (n + an;) - (с2 + с + с) an - (с3 + с) an - сап.

Оборотные средства (ОБС) состави-' ли 21 558 юаней.

Затраты на аренду основных фондов (АОФ) вышла в 119 955 юаней.

Командировочные расходы (КОМ Р) 241 113

юаней.

Дополнительные услуги, предоставляемые университетом (УСЛ) отсутствуют.

Опираясь на опыт похожих программ, средний процент ежегодного отсева студентов составляет 5,75 %. Примем это значение для Дп, Дп2.

Стоимость обучения С для одного студента за год составляет 3 060 юаней. За весь трёхлетний период обучения - 9 180 юаней.

По этим величинам рассчитаем коэффициент рентабельности сотрудничества с колледжем для различного количества студентов в группе. (18) Для 10 студентов:

где С - стоимость обучения на Гом курсе; п - число студентов, набираемых на первый курс; Дп - прибавка студентов, набираемых на первый курс ежегодно.

КР = 1 -

= 1 --

При отрицательном значении коэф-

_179403 + 21558 +119955 + 241113__

9180 х 10 - (3 060 + 3 060) х 10 х 5,75 % - 3 060 х 10 х 5,75 % = 562029

Преобразовав, получим:

КР = 1 -

= 1 --

91800 - 61200 х 5,75 % - 30600 х 5,75 % 562029

'' -5,5.

ФЗП + ОБС + АОФ + КОМ Р - УСЛ

91800 - 3519 -1759,5

фициента рентабельности (КР = -5,5) про-

2 4с. (п + Дп")-(С + С + С )Дп -(С + С )Дп - С Дп'(19) грамму«ецелесообразно запускать.

¿1 1 ^ V 2 3 4/ 1 V 3 4/ 2 4 3 Успешным совместным образователь-

ным проектом можно считать такой, в котором КР — 0.

Из выражения (19) следует, что коэффициент рентабельности может увеличиваться за счёт дополнительных услуг УСЛ, либо за счёт увеличения себе-

Поэтому был проведен расчёт для групп студентов 10, 20, 30, 40, 50, 60, 65, 70, 90 и 120 человек соответственно, результаты которого представлены в табл. 5.

Как видно из расчётов (рис. 1), совместная программа с Колледжем становится рентабельной при количестве студентов в 65 человек. Поэтому к реализации данного проекта целесообразно приступать лишь после

анализа возможностей рынка абитуриентов провинции Чжэцзян. Жизнеспособностью данного проекта будет ежегодный набор двух групп от 33 человека в каждой.

Таблица 5

Результаты расчёта коэффициента рентабельности для совместного проекта с китайским колледжем

n1 10 20 30 40 50 60 65 70 90 120

Кр -5,5 -2,25 -1,17 -0,62 -0,29 -0,08 0,01 0,07 0,29 0,46

Рис. 1. График расчёта коэффициента рентабельности совместного проекта с колледжем при количестве студентов от 30 до 120 человек

6. Выводы

1. Была разработана инновационная методология расчёта коэффициента рентабельности совместного образовательного проекта с иностранным колледжем.

2. По методологии были произведены расчеты для совместной образовательной программы с китай-

ским колледжем в городе Чжоушань, провинция Чжэцзян.

Определены оптимальные условия для реализации совместных проектов. Жизнеспособностью рассмотренного проекта будет ежегодный набор двух групп от 33 человека в каждой.

Литература

1. Dlouha, J. Higher education in Central European countries - Critical factors for sustainability transition [Text] / J. Dlouha, P. Glavic, A. Barton // Journal of Cleaner Production. - 2017. - Vol. 151. - P. 670-684. doi: 10.1016/j.jclepro.2016.08.022

2. Волотовская, О. Самые популярные направления выезда: Польша, Германия и Великобритания [Электронный ресурс] / О. Волотовская. - Бизнес. - Режим доступа: https://www.business.ua/opinions/obuchenie_za_rubezhom_dostupno_bolshinstvu_ ukraintsev-268604/

3. Доклад о развитии обучения китайских студентов за границей [Текст]. - Научно-исследовательский центр Китая и глобализации совместно с Академией общественных наук КНР. - Пекин, 2013.

4. Гриневич, Л. Сьогодт в Украгт навчасться 2082 студенти з Китаю [Электронный ресурс] / Л. Гриневич. -Мшстерство освгги i науки Украши, 2017. - Режим доступу: http://mon.gov.ua/usi-novivni/novini/2017/06/23/sogodni-v-ukrayini-navchaetsya-2-082-studenta-z-kitayu,%E2%80%93-liliya-grinevich-na-forumi-rektoriv-u/

5. Leal Filho, W. Implementing and operationalising integrative approaches to sustainability in higher education: the role of project-oriented learning [Text] / W. Leal Filho, C. Shiel, A. Paco // Journal of Cleaner Production. - 2016. - Vol. 133. - P. 126135. doi: 10.1016/j.jclepro.2016.05.079

6. Lopez, M. A. R. European Higher Education Area-Driven Educational Innovation [Text] / M. A. R. Lopez // Procedia -Social and Behavioral Sciences. - 2017. - Vol. 237. - P. 1505-1512. doi: 10.1016/j.sbspro.2017.02.237

7. Dimian, A. C. Economic Evaluation of Projects. Ch. 19 [Text] / A. C. Dimian, C. S. Bildea, A. A. Kiss // Computer Aided Chemical Engineering. - 2014. - Vol. 35. - P. 717-755. doi: 10.1016/b978-0-444-62700-1.00019-x

8. Ryzhkov, A. S. Provision of international educational services based on NUS experience [Text] / A. S. Ryzhkov // MEST Journal. - 2017. - Vol. 5, Issue 2. - P. 125-137.

9. Рыжков, А. С. Оценка качества преподавания как элемент управления совместным международным образовательным проектом [Текст] / А. С. Рыжков // ScienceRise. - 2017. - № 3. - C. 51-59. doi: 10.15587/2313-8416.2017.95710

10. Рыжков, А. С. Разработка инновационной методологии управления проектами для глобального рынка образовательных услуг [Текст] / А. С. Рыжков // Техшчш науки та технологи. - 2017. - № 1 (7). - С. 134-147.

Рекомендовано до публжаци д-р екон. наук Парсяк В.Н.

Дата надходження рукопису 09.06.2017

Мочалов Александр Александрович, доктор технических наук, профессор, директор института, Учебно-научный институт заочно-дистанционного образования, Национальный университет кораблестроения имени адмирала Макарова, пр. Героев Украины, 9, г. Николаев, Украина, 54025

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рыжков Александр Сергеевич, кандидат технических наук, доцент, руководитель центра, Учебно-научный центр международного сотрудничества, Национальный университет кораблестроения имени адмирала Макарова, пр. Героев Украины, 9, г. Николаев, Украина, 54025 E-mail: oleksandr.ryzhkov@nuos.edu.ua

Ры1жков Ростислав Сергеевич, кандидат технических наук, руководитель центра, Учебно-научный центр европейской интеграции, Национальный университет кораблестроения имени адмирала Макарова, пр. Героев Украины, 9, г. Николаев, Украина, 54025

УДК 657.1

DOI: 10.15587/2313-8416.2017.108857

СИСТЕМАТИЗАЦ1Я ПРИНЦИП1В УПРАВЛ1НСЬКОГО ОБЛ1КУ НА П1ДПРИ6МСТВ1 © Я. В. Волковська

У до^дженш зазначено, що не eci загальноnрийнятi принципи бухгалтерского облку тдходять для засто-сування в управлтському облжу. Систематизовано основы принципи управлiнського облжу з об 'еднанням за рiзними аспектами, що видшеш р1зними науковцями iз запропонуванням власних. Зроблено висновок, що принципи стають на^дком один одного чи е взаемопов 'язаними, вони необхiднi для оргатзаци адекватноi сис-теми управлiнського облгку на пiдприемствi, специфк дiяльностi котрого треба враховувати Ключот слова: принципи, управлiнський облк, бухгалтерський облк, системний тдх1д, облкова тформа^я

1. Вступ

В умовах ринково! економши стае необхвдним налагодження системи управлшського облшу з метою формування повно! шформацшно! бази для прийняття управлшських ршень. Проте щоб система управлшського облшу була адекватною, вона повинна вщповвдати, в першу чергу, принципам бухгалтерского облшу. Проте е принципи, яю законодавством не встановлет, але доцшьно, щоб управлшський облш вщповвдав i !м також, щоб повшстю задовольняти потреби керiвницт-ва. Це означае, що необхвдно проаналзувати основш принципи управлшського облшу, щоб зрозумгги критерий, яш повинш встановлюватися для системи управлшського облшу, що щдтверджуе актуальтсть цього дос-лвдження.

2. Аналiз лггературних даних та постановка проблеми

Управлшський облш органзовуеться та проводиться для задоволення внутршшх потреб керiвництва, при цьому включае як фшансову, так i не фшансову ш-формацш, тому виникае проблема того, що не ва зага-льноприйняп принципи бухгалтерського облiку щдхо-дять до управлiнського облiку, також е потреба у визна-ченнi додаткових принцитв. £ щдхвд, що жодному з централiзованих ведомств не вказуеться, щоб управлш-ська звiтнiсть була виконана на пiдставi загальноприй-нятих принцитв бухгалтерського облiку, якщо вона на-

дае лише управлiнську шформацш i призначена лише для внутршнього користування [1]. Також ввдшчаеть-ся, що основним принципом управлiнського облшу е його орiентацiя на задоволення шформацшних потреб управлiння, ршення задач внутрiшньофiрмового менеджменту рiзного рiвня прав i вiдповiдальностi. При цьому шформащя повинна випереджати прийняп рь шення [2]. Кр1м того, видшяються головнi правила управлiнського облiку для устшно! подготовки шфор-маци для прийняття проблемних рiшень, ведення раху-нк1в тощо: використання подходу з точки зору ефектив-носп, вщношення до поведiнкових аспекпв таке ж ува-жне, як i до техтчних, використання рiзних витрат до рiзних цiлей [3].

£ дослвдження, в яких на пiдставi аналзу сутно-стi, мети, основних завдань, функцiй i вщмшностей фь нансового облiку ввд управлiнського розкрито базовi принципи управлшського облiку, що лежать в основi шших елеменпв само! системи управлшського облшу [4]. Аналопчно видшяються основш принципи управлшського облшу i в шших роботах iз зазначенням, що вони повинш узгоджуватися з принципами управлiння витратами, як1 вже виробила практика [5]. Не можна не ввдзначити, що кнують загальноприйнятi принципи бухгалтерського облшу, частину з яких можна застосову-вати до управлiнського облшу, проте управлшський облш, як система, мае i власш принципи [6]. При цьому важливою характеристикою управлшського облшу стае

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.