Научная статья на тему 'Расчет обделок городских тоннелей неглубокого заложения на действие поверхностной нагрузки'

Расчет обделок городских тоннелей неглубокого заложения на действие поверхностной нагрузки Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
125
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕГЛУБОКОЕ ЗАЛОЖЕНИЕ / SHALLOW TUNNELS / ТОННЕЛИ / ПОВЕРХНОСТНАЯ НАГРУЗКА / SURFACE LOADINGS / МЕТОДИКА РАСЧЕТА / METHOD / ОБДЕЛКИ / LINING CALCULATION

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Макаров Владимир Владимирович

Рассмотрены вопросы расчета обделок городских подземных сооружений на действие поверхностных нагрузок. Приведена расчетная схема обделок тоннелей неглубокого заложения. Приведены решения контактных задач теории упругости для случаев нагрузок двух категорий, приложенных к поверхности до или после проведения тоннеля. В результате численных расчетов установлены закономерности формирования напряжено-дефор-мированного состояния обделки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по строительству и архитектуре , автор научной работы — Макаров Владимир Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Shallow tunnels linings calculationon the surface loading

The problems of shallow tunnels lining calculation are shown. Main types of loading calculation schemesare developed. Main types of elasticity tasks have been design to develop the method of lining calculation with taking in account the interaction between rock mass and linings of shallow tunnels.

Текст научной работы на тему «Расчет обделок городских тоннелей неглубокого заложения на действие поверхностной нагрузки»

© В.В. Макаров, 2013

УЛК 622.011:622.83.232 В.В. Макаров

РАСЧЕТ ОБДЕЛОК ГОРОДСКИХ ТОННЕЛЕЙ НЕГЛУБОКОГО ЗАЛОЖЕНИЯ НА ДЕЙСТВИЕ ПОВЕРХНОСТНОЙ НАГРУЗКИ*

Рассмотрены вопросы расчета обделок городских подземных сооружений на действие поверхностных нагрузок. Приведена расчетная схема обделок тоннелей неглубокого заложения. Приведены решения контактных задач теории упругости для случаев нагрузок двух категорий, приложенных к поверхности до или после проведения тоннеля. В результате численных расчетов установлены закономерности формирования напряжено-деформированного состояния обделки.

Ключевые слова: неглубокое заложение, тоннели, поверхностная нагрузка, методика расчета, обделки.

Строительство тоннелей в условиях плотной городской застройки связано с рисками, обусловленными наличием или появлением поверхностных сооружений в зоне влияния тоннелей. Существующие нормы и правила расчета обделок, как правило, не учитывают несущую способность массива, в связи с чем параметры конструкций крепи подземных сооружений оказываются существенно завышенными [1].

Методика расчета обделок городских тоннелей на действие нагрузки от веса наземных сооружений должна базироваться на решении задачи теории упругости о напряженном состоянии полуплоскости, ослабленной подкрепленным круговым отверстием, при действии на конечном участке границы полуплоскости равномерно распределенной нагрузки. При этом круглое подкрепленное отверстие моделирует обделку тоннеля, контактирующую по всему периметру с грунтовым массивом, а сам массив и материал обделки моделируются линейно-деформируемой средой, характеристики которой (модуль

*Работа выполнена при поддержке Федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» (гранты Г/К 14.740.11.1214 от 14.06.11и №14.А18.21.1980) и Гранта Минобрнауки РФ №7.8652.2013 в рамках Государственного задания.

» р

Рис. 1. Расчетная схема задачи о напряженном состоянии полуплоскости, ослабленной подкрепленным круговым отверстием, при действии на конечном участке границы полуплоскости равномерно распределенной нагрузки

деформации и коэффициент Пуассона) определяются в результате экспериментальных исследований (рис. 1).

Задачи подобного типа решались в ряде работ различными методами [2-4].Однако в [2] не учитывалось разделение поверхностных нагрузок на две категории, соответствующие моменту появления нагрузки относительно времени строительства, а в работах [3, 4] такой учет произведен вслед за работой автора [5], в которой были выдержаны рекомендации И.В. Родина [6].

Для разработки методики расчета обделок тоннелей неглубокого заложения на действие поверхностных нагрузок первой категории граничные условия контактной задачи, связывающие смещения обделки и массива, записываются для единичной нагрузки в виде[5]:

*

ик = (им - мм,о) - ио = а (им - им,оХ

Ук = (Vм -Ум,0)- У0 = а'(Ум - (1)

и 0 V 0

где м ,0, м ,0 - смещения массива, обусловленные весом наземного сооружения и произошедшие до строительства тоннеля.

Соответственно коэффициенты рядов Фурье в разложении регулярных во всей плоскости аналитических функций, используемых для нахождения коэффициентов рядов Лорана, в которые разлагаются комплексные потенциалы у0(г), у0(г), регулярные в полуплоскости вне окружности радиуса Кги

регулярные в кольце К0< р <Кг, [5],в случае нагрузок первой категории будем иметь

Б*п = 0, Б*-п = 0 (п > 0). (2)

Учтено также наличие на земной поверхности нагрузок второй категории. Граничное условие на контуре Ь0 записывается в виде (см. рис. 1)

(3)

где И, Т - нормальная и касательная составляющие равномерной нагрузки, приложенной на участке (а, Ь) контура Ь0.

С учетом переноса начала координат выражение для

функции ^ записывается в виде:

Р /",

при это выражения для коэффициентов, представленным в [5], приобретают вид:

Л* =

Р

1

г

п + 1

1

1

Л

-п+1

ь

—п+1

а у

1

(

п

а

V а

ь

ьп

л

(4)

соответствующие

(5)

где а = а0 + ¡И, Ь = Ь0 + ¡И, а0 = Л / Я1, Ь0 = В / Я1, И = Н / Я1

Это не всегда учитывается, как например, в [7] и более поздних работах других авторов [8]. Выражения для других коэффициентов принимаются в обычном виде.

Разработаны алгоритмы расчета обделок тоннелей неглубокого заложения на действие поверхностных нагрузок первой и второй категории, которые реализованы в виде программы для РС. Исходными данными для расчета являются деформационные характеристики грунта и обделки Е, V) ( = 0,1) - модули деформации и коэффициенты Пуассона, размеры поперечного сечения обделки Кг, К2; глубина заложения тоннеля Н; координаты границ приложения симметричной нагрузки к земной поверхности А,В.

Напряженно-деформированное состояние обделки тоннеля неглубокого заложения при действии поверхностной нагрузки в настоящее время изучено недостаточно. Поэтому исследования, охватывающие широкий диапазон изменения отношения модулей деформации обделки и массива, относительной толщины обделки и глубины заложения необходимы для практических нужд проектирования. Влияние близости земной поверхности оценивается при помощи параметра К:

к = (8)

гт

и в

где ггв , Ггв - максимальные значения нормальных тангенциальных напряжений на внутреннем контуре сечения обделки тоннеля соответственно неглубокого заложения и заглубленного, отнесенные к величине поверхностной нагрузки: ГТв = Грв .

Напряженное состояние обделки тоннеля при действии нагрузок первой категории отражено в табл. 1, где приведены значения максимальных нормальных тангенциальных напряжений на внутреннем контуре сечения обделки при различных значениях глубины заложения тоннеля Н и ширины участка приложения нагрузки 2В, причем отношение В/Н (тангенс половины угла видимости а/2) выдерживалось постоянным. Как видно из таблицы, при В/Н= const напряжения практически не изменяются в широком диапазоне изменения глубины заложения тоннеля.

Таблица 1

Величина нормальных тангенциальных напряжений на внутреннем контуре сечения обделки при E1/E0= 60; R1/R2= 0,80

H/Ri B/Ri В/Н ггв и при в

0° 90°

300 300 1.0 -11,896 6,6015

50 50 1.0 -11,898 6,6295

40 40 1,0 -11,898 6,6382

30 30 1,0 -11,900 6,6530

20 20 1,0 -11,904 6,6836

Рис. 2. Эпюры напряжений в обделке тоннеля при 1^/1^2= 0,9;Е1/Е0 = 1000; В/Н = 1,0;1 - при Н/К\= 50; 2 - при НД11 = 1,5

Таблица 2

Величина смешений контура сечения выработки

при Е1/Е0= 60; 0,80, И/К2= 7,0; В/Н = 5,0

в, град. Смешения

u/uo v/vo

90 0 -1,321

60 -0,011 -0,827

30 0,610 -0,142

0 1,029 -0,071

-30 0,567 0,018

-60 -0,012 0,664

-90 0 1,104

Поскольку напряжения CJg при В/Н = const для достаточно заглубленных тоннелей практически не меняются (см. таблицу), появляется возможность оценить существенность влияния на внутреннем контуре сечения обделки близости земной поверхности на максимальные напряжения в обделке тоннеля. Эпюры напряжений в обделке показаны на рис. 2.

На рис. 3 показаны зависимости напряжений в точках 9= 0° и 9 = 90° внутреннего контура сечения обделки от величины отношения В/Н при Н = 50 Rx и Ej/E0 = 1000. Как видно из рисунка, максимальные сжимающие и растягивающие напряжения в обделке имеют место при В/Н = 1,0. При В/Н >12 все напряжения в обделке - сжимающие. При меньших отношениях модулей деформации обделки и массива только сжимающими напряжения в обделке становятся при меньшей величине отношения В/Н.

Установлено, кроме того, что при существенном уменьшении глубины заложения и В/H^onst нормальные тангенциальные напряжения в обделке почти всегда увеличиваются в случае нагрузок первой категории, а в случае нагрузок второй категории могут как увеличиваться, так и значительно уменьшаться. Напряжения в обделке тоннеля от нагрузок второй категории в 1,5 • 2,0 раза больше, чем при действии нагрузок первой категории. Можно также отметить, что максимум растягивающих нормальных тангенциальных напряжений расположен на внутреннем контуре сечения обделки на вертикальном диаметре, а максимум сжимающих напряжений -на внутреннем контуре сечения обделки на горизонтальном диаметре.

Рис. 3. Зависимость нормальных тангенциальных напряжений от параметра В/Н при Е1/Е0 = 1000; 1 - 0 = 90°; 2 - 0 = 0°

Интерес также представляет исследование деформированного состояния обделки и, в частном случае, контура выработки при действии поверхностной нагрузки. В табл. 2 показаны смешения контура выработки после приложения нагрузки. Как хорошо видно, смешения контура направлены в осевом направлении вовнутрь выработки, а в поперечном направлении -в массив.

Достоверность результатов исследований обеспечена проверкой правильности записи граничных условий задачи при сравнении с результатами расчетов частного случая задачи [9]

(расхождениене превысило 0,06Р) и удовлетворением граничных условийзадачис высокой степенью точности (погрешность не превышала,0,1%).

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Булычев Н.С. Механика подземных сооружений. - М.: Недра, 1994. - 382 с.

2. Араманович И.Г. Задача о давлении штампа на упругую полуплоскость с круговым отверстием. // Докл. АН СССР. 1957. Т.112. №4. С. 611614.

3. Анциферов С. В. Метод расчета обделоктоннелей неглубокого заложения // Известия ТулГУ. Науки о Земле. 2011. №1. С. 211-219.

4. Osetrova O.V., Bulytschow N.S. Berechnung Von den Rohren, die im Boden durchs Verfahren ohne Transcheangelegf werden. Proc. of the 4th Interna-tione Conference. Ostrava. Czech Republic, September, 21-22 nd 1999.

5. Макаров В. В. Расчет обделоктоннелей на действие гидростатического давления подземных вод с учетом влияния близости земной поверхности // Механика подземных сооружений. - Тула, 1985. - С. 33-43.

6. Родин И. В. К вопросу о влиянии выработок на напряженное состояние горного массива. Известия АН СССР ОТН, №12, М., 1950, с. 17631783.

7. Араманович И.Г. О распределении напряжений в упругой полуплоскости, ослабленной подкрепленным круговым отверстием. // Докл. АН СССР. 1955. Т. 104. № 3. С.

8. Гуджабидзе И.К. Расчет подземных сооружений в условиях влияния рельефа поверхности земли// Известия вузов. Горный журнал. - 1992. - №6. - С. 52-57.

9. Гольдберг A.M. Полуплоскость, ослабленная круглым отверстием под местным давлением, распределенным равномерно на участке прямолинейной грани// Известия ВНИИГ. 1955. - Т.43. - С. 133-150.

10. Bulychev N.S., Makarov V.V., (1985). Calculation of the shallow tunnels linings, Proc. of the Int. Conf. "Tunnel-City", - Prague, 1985, pp. 21-23. ШИН

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

КОРОТКО ОБ АВТОРЕ -

Макаров Владимир Владимирович - доктор технических наук, профессор, Дальневосточный федеральный университет, Владивосток, e-mail: vlmvv@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.