Расчет экономической эффективности применения управленческих решений в закупочной деятельности на этапе подготовки закупки
Сулоева Анастасия Алексеевна
аспирант кафедры управления государственными и муниципальными закупками, ГАОУ ВО «Московский городской университет управления Правительства Москвы», [email protected]
Статья основывается на системном представлении закупочного процесса, определяется роль и место управленческого решения на ранних этапах закупки: в рамках тренда цифровизации закупочной деятельности выявлена тенденция придавать особое значение человеческому фактору в закупке, ключевую роль отводят руководителю, который принимает решение о запуске процесса в единой электронной системе, формирует эффективную стратегию и тактику проведения закупок, создает предпосылки для успешного проведения закупки. Описывается методология оценки эффективности управленческих решений в закупках на ранних этапах разработки и принятия, определяются параметры, по которым можно оценить эффективность профессиональной деятельности заказчика: представлен расчет коэффициента профессиональной компетенции, отражающий уровень соответствия компетенций руководителя требованиям, отраженным в профессиональном стандарте специалиста и эксперта по закупкам, и коэффициента эффективного распределения времени на принятие решения. Расчет экономического эффекта применения управленческого решения при осуществлении закупочной деятельности отражает взаимосвязь стадий реализации решения (подготовка и реализация) с этапами закупочной деятельности, в отличие от традиции рассчитывать эффективность закупки с учетом оценки только результата закупки (этапа реализации управленческого решения). Ключевые слова. закупочная деятельность; эффективность; управленческие решения; профессионализм; профессиональный стандарт.
Принятие и реализация управленческих решений с структуре закупочной деятельности
С 01.07.2018 года вступают в силу положения об осуществлении всех закупок в электронном виде1. Несмотря на то, что наблюдается общая тенденция к цифровизации рынка, а значит в некотором смысле к упрощению процесса закупок, этот общемировой тренд видится нам несколько неоднозначно. С одной стороны, набор правил и процедур, которые выполняет человек, формально сводится к работе в интуитивно понятной электронной системе. С другой стороны, само совершенство этой системы на данный момент не абсолютно: она продолжает динамично развиваться в силу того, что система закупок и регулирующие ее нормативные документы находятся в ситуации постоянной доработки, дополнения и принципиальных изменений норм и требований. Таким образом, человеческий фактор при реализации закупочной деятельности на данном этапе развития правовой системы и цифровых инструментов закупок не представляется возможным нивелировать. Наоборот, цифровизация закупочной деятельности облегчит само проведение закупки, но вместе с тем обострит проблему формирования эффективной стратегии и тактики проведения закупок, т.е. обозначит ключевую роль в этом процессе руководителя, принимающего окончательное решение о запуске процесса в единой электронной системе. Таким образом, для повышения эффективности закупок одним из определяющих факторов станет контроль качества подготовки и принятия УР. В данной статье мы ставим задачу рассчитать экономическую эффективность УР на первоначальном этапе закупки.
Анализируя практику принятия управленческих решений (далее - УР) при проведении закупок в организации мы пришли к пониманию, что именно УР придает импульс к исполнению запроса необходимых товаров, работ, услуг, направляет усилия исполнителей, финансовые потоки, инициирует начало закупочной деятельности, в которую включаются команда заказчика, исполнители (потенциальные и выигравшие участников торгов), сообщество экспертов и контролирующие органы. Иными словами, стадии реализации УР некоторым образом коррелируют с этапами закупочной деятельности: на начальном этапе закупки УР готовится, проходит верификацию на соответствие закону и обоснованность, затем УР реализуется непосредственным проведением закупочной процедуры, а завершающий этап закупки становится самым очевидным способом оценить эффективность принятого первоначально УР и степень соответствия результата закупки замыслу руководителя.
Деятельностная парадигма закупочной деятельности (цепочка видов работ в рамках закупки) и процессуальная (когда процесс реализации УР представлен как интенция руководителя - задуманный план действий), позволяют нам, ориентируясь на 44-ФЗ и порядок действий при осуществлении закупочных процедур в организации, сопоставить этапы закупочной деятельности и сформировать представление о том, как на каждом этапе закупочной деятельности реализуются УР. В рамках такого системного подхода к моделированию закупочной деятельности этапы закупочной деятельности детерминированы первоначальным УР руководителя организации, иными словами этапы реализации УР коррелируют с этапами закупочной деятельности.
Закупочная деятельность проходит несколько уровней исполнителей, делая шаги от формирования потребностей до их удовлетворения (заключение контракта, получение товаров, работ, услуг) и при верном изначальном УР результирующий вектор всех этих шагов в закупке будет совпадать с направлением вектора, заложенным руководителем в его УР на этапе планирования закупки. Таким образом, необходимо рассматривать экономическую оценку эффективности закупки поэтапно (как на этапе подготовки закупки, так и на этапе ее реализации) с учетом того, что активным субъектов на первоначальном выступает руководитель и его задача состоит в профессиональной подготовке соответствующего УР, а на следующем этапе закупка реализуется
О £
Я
3
9
2 а
8
00
сэ
сч
£
Б
а
2 ©
комплексом действии участников контрактной системы, чья деятельность законодательно регламентирована и не должна выходить на пределы правового поля. Далее определим, по каким параметрам оценивается эффективность закупочной деятельности на этапе подготовки и принятия УР (подготовка к проведению закупки) и на этапе реализации УР (проведение закупочной процедуры), и особое внимание в связи с вышесказанным следует уделить параметрам, описывающим деятельность руководителя, принимающего УР в сфере закупок.
Предлагаем рассчитать экономический эффект применения управленческих решений при осуществлении закупочной деятельности по формуле:
Е Е подгот. и принятия УР + ^реализации УР,
где
Е - экономический эффект применения УР в сфере закупок. Данный показатель отражает комплексную оценку эффективности профессиональной деятельности заказчика в сфере закупок и отражает взаимосвязь управленческой деятельности руководителя и эффективной реализации закупочной деятельности организации.
Е .,„ - эффективность за-
подгот. и принятия УР ~~
купочной деятельности на этапе подготовки и принятия УР (подготовка к проведению закупки).
Е .,„ - эффективность закупоч-
реализации УР ~~ 3
ной деятельности на этапе реализации УР (проведение закупочной процедуры).
С учетом вышесказанного, отметим:
1) эффективность закупочной деятельности на этапе подготовки и принятия УР (Е ) может быть оп-
* подгот. и принятия УР7
ределена через некоторый коэффициент профессиональной компетенции, отражающий уровень соответствия профессиональных компетенций руководителя требованиям, отраженным в профессиональном стандарте специалиста и эксперта по закупкам (Кпроф.) с учетом коэффициента эффективного распределения времени, которое тратит руководитель на принятие УР в сфере закупок (Кврем).
2) расчет эффективности закупочной деятельности на этапе реализации УР (Е .,„ ) может быть определена че-
* реализации УР ' г-п
рез - коэффициент эффективности деятельности организации в сфере закупок товаров, работ, услуг Кэффектив. (существует множество методик расчет эффективности закупочной деятельности, один из которых будет представлен в следующей статье).
Таким образом, формула отражает взаимосвязь УР и эффективной закупоч-
ной деятельности организации. Значимым представляется факт, что экономический эффект применения УР способен влиять на эффективность деятельности организации в сфере закупок товаров, работ, услуг в целом, т.к. начальный этап закупки заключается в подготовке и принятии адекватного и эффективного УР. Дальнейшие расчеты подтвердят тезис о том, что эффективность закупки на начальном этапе зависит от профессионализма заказчика (от степени соответствия его уровня компетенций заявленным в профстандарте требованиям) и безусловно некоторое влияние оказывает фактор времени, затраченного руководителем на разработку УР. Формула демонстрирует, что экономический эффект закупок в управленческом контексте зависит не только от скорости принятия решений, но и от конкретных параметров этих решений, выраженных в цифровом эквиваленте и обусловленных компетентностью руководителя как профессионала в сфере закупок.
Оценка эффективности профессиональной деятельности заказчика. Расчет компетенций
Итак, экономическая эффективность закупочной деятельности складывается из двух компонентов, которые описывают начальный и завершающий этапы закупки. Формула важна тем, что не допускает нивелирования оценки работы руководителя в отличие от случаев, когда эффективность закупки традиционно определяется лишь этапом реализации (чему способствует, например, тот факт, что методики расчета экономической эффективности закупочной деятельности организации значительно более подробно разработаны).
Воспользуемся рабочим определением понятия эффективность - «получение максимума возможных благ от использования его ограниченных ресурсов».2 На этапе подготовки и принятия УР руководитель практически не имеет никаких дополнительных ресурсов кроме собственной компетенции и опыта, а также определенного отрезка времени, необходимого для принятия взвешенного УР с желательно крайне низким уровнем погрешности. Таким образом, ограниченные ресурсы руководителя на начальном этапе закупки можно описать формулой:
Е
подгот. и принятия УР
где
К оф. + К ,
проф врем.
Е .,„ - эффективность за-
подгот. и принятия УР ~~
купочной деятельности на этапе подготовки и принятия УР (подготовка к проведению закупки).
К,. - коэффициент профессиональной компетенции, отражающий уровень соответствия профессиональных компетенций руководителя требованиям, отраженным в профессиональном стандарте специалиста и эксперта по закупкам.
Кврем. - коэффициент эффективного распределения времени, которое тратит руководитель на принятие УР в сфере закупок.
Остановимся сначала на коэффициенте Кпроф, отражающем уровень соответствия профессиональных компетенций руководителя требованиям, отраженным в профессиональном стандарте специалиста и эксперта по закупкам3. Проф-стандарт составлен таким образом, чтобы управление закупками было организовано с максимальным коэффициентом эффективности. На основе профстандар-та сформируем список критериев, по которым можно оценить руководителя, принимающего УР в сфере закупок. Как уже было сказано, не все обозначенные виды деятельности выполняет сам руководитель, ответственный за принятие УР в сфере закупочной деятельности организации, однако именно на нем лежит ответственность за соблюдение работниками законодательно установленных требований к качественному выполнению своих трудовых функций. Таким образом, профессионализм руководителя определяется тем, что его Ур выполняются и им самим, и работниками в строгом соответствии с требованиями профстандар-тов. Значит коэффициент Кпроф. будет учитывать оценку профессионализма не только руководителя, но и команды исполнителей, задействованных в подготовке и принятии УР.
Описание трудовых функции?, входящих в профессиональныи? стандарт, представлено в функциональной карте данного вида профессиональнои? деятельности. Для специалиста в сфере закупок функциональная карта имеет вид (табл. 1).
Параметры, по которым проводим оценку, обозначены в функциональной карте и распределены по группам:
1. группа критериев «Обеспечение закупок для государственных, муниципальных и корпоративных нужд» включает в себя два параметра, характеризующих трудовые функции:
1.1. Предварительным? сбор данных о потребностях, ценах на товары, работы, услуги.
1.2. Подготовка закупочнои? документации.
Таблица 1
Профстадарт специалиста в сфере закупок4 (Источник: сайт Института госзакупок http://roszakupki.ru/)
Обобщенные т рудовые функции Трудовые функции
Код I [аимснование Уровень квалификации ] ¡аимснование Кол
А Обеспечение закупок для государственны X, муниципальны х и корпоративных нужд 5 ] 1редварительныи? сбор данных о потребностях, ценах на товары, работы, услуги А/01.5
Подготовка закупочной? документации А/02.5
Обработка результатов закупки и заключение контракта А/03.5
В ()еу ] [ (ветвление закупок для государстве! шьт х, муниципальны х и корпоративных нужд 6 Составление планов и обоснование закупок В/01.6
Осуществление процедур закупок В/02.6
С Экспертиза результатов закупок, приемка контракта 7 Проверка соблюдении? условии? контракта С/01.7
Проверка качества представленных товаров, работ, услуг С/02.7
D Контроль в сфере закупок 8 Мониторинг в сфере закупок D/01.8
Аудит и контроль В сфере закупок D/02.8
Таблица 2
Профстадарт эксперта в сфере закупок5 (Источник: сайт Института госзакупок http://roszakupki.ru/)
Обобщенные трудовые функции
Кол
Л
Консульт ирование в сфере закупок для го суда рственных. муниципальных и корпоративных нужд
Экспертиза в сфере закупок для го сударст венных, муниципальных и корпоративных нужд_
] ¡аимснованис
Уровень квалификации
Организация работ по экспертиве и кон суз I ьг ирован и ю в сфере закупок для I о суда рственных, муниципальных и корпоративных
нужл
Трудовые функции
Мониторинг рынка предмета закупок для государства шг,тх, муниципальных и корпоративных нужд_
Экспертиза закупочной? процедуры_
Экспертиза исполнения и резу льтатов исполнения контракта
[ ^именование
А/01.6
Консультирование но закупочным процедурам
А/02.6
У[травление организацией?, обеспечивающей? консультирование и экспертизу в ефере закупок для ] осударственных. муниципальных и корпорат ивных нужд_
Проведение аттестации (оценки профессиональной? квалификации) и контроль повышения
профессионального уровня работников в структурном подразделении или в организации_
Исследование т еорет ических и практических проблем закуI точной? деятельности
Код
R/01.7
В/02.7
С/01.S
С/02.8
С/03.8
1.3. Обработка результатов закупки и заключение контракта.
2. группа критериев «Осуществление закупок для государственных, муниципальных и корпоративных нужд»:
2.1. Составление планов и обоснование закупок.
2.2. Осуществление процедур закупок.
3. группа критериев «Экспертиза результатов закупок, приемка контракта»:
3.1. Проверка соблюдении? условии? контракта.
3.2. Проверка качества представленных товаров, работ, услуг.
4. группа критериев «Контроль в сфере закупок»:
4.1. Мониторинг в сфере закупок.
4.2. Аудит и контроль в сфере закупок.
Установим, что за эффективное выполнение трудовых функций по каждому пункту устанавливается максимальная оценка в 1 балл, что обозначает 100% выполнение своих функций.
Для эксперта в сфере закупок функциональная карта представлена такими параметрами, по которым можно оценить его деятельность (табл. 2).
Параметры, по которым проводим оценку, обозначены в функциональной карте и распределены по группам:
1. группа критериев «Консультирование в сфере закупок для государственных, муниципальных и корпоративных нужд» включает в себя два параметра, характеризующих трудовые функции эксперта по закупкам:
1.1. Мониторинг рынка предмета закупок для государственных, муниципальных и корпоративных нужд.
1.2. Консультирование по закупочным процедурам.
2. группа критериев «Экспертиза в сфере закупок для государственных, муниципальных и корпоративных нужд»:
2.1. Экспертиза закупочнои? процедуры.
2.2. Экспертиза исполнения и результатов исполнения контракта.
3. группа критериев «Организация работ по экспертизе и консультированию в сфере закупок для государственных, муниципальных и корпоративных нужд»:
3.1. Управление организациеи?, обес-печивающеи? консультирование и экспертизу в сфере закупок для государственных, муниципальных и корпоративных нужд.
3.2. Проведение аттестации (оценки профессиональнои? квалификации) и
О À
В
S
2 е
8
00
сэ
сч
£
Б
а
2 ©
контроль повышения профессионального уровня работников в структурном подразделении или в организации.
3.3. Исследование теоретических и практических проблем закупочнои? деятельности.
Установим, что за эффективное выполнение трудовых функций по каждому пункту устанавливается максимальная оценка в 1 балл, что обозначает 100% выполнение своих функций.
Подведем итог: за качественное выполнение работниками требований проф-стадарта специалиста в сфере закупок руководителю, принимающему УР в сфере закупок, начисляется максимум 9 баллов, как ответственному за данный вид деятельности организации, а за качественное выполнение руководителем его трудовых функций, описанных в проф-стандарте эксперта по закупкам, начисляется еще максимум 7 баллов. Тогда максимальная оценка профессионализма руководителя составит 16 баллов. Проведем расчет по формуле:
К ф.= К ^ . / К .. . * 100%,
проф проф факт ' проф макс '
где К
проф
коэффициент профессиональной компетенции, отражающий уровень соответствия профессиональных компетенций руководителя требованиям, отраженным в профессиональном стандарте специалиста и эксперта по закупкам.
К
проф факт
количество фактически набранныхбаллов.
К .. . - максимальное количество
проф макс
баллов (в выбранной нами методике расчета максимум - 16 баллов).
Чем ближе будет рассчитанный показатель к 100%, тем выше профессиональная компетенция руководителя на этапе подготовки и принятия УР о закупке, тем выше экономическую эффективность покажет закупочная деятельность в целом.
В рамках нашей статьи мы не рассматриваем саму методику начисления баллов. Выявлять соответствие руководителя заданным параметрам можно, например, в рамках обязательной аттестация руководителя в качестве эксперта в сфере закупок (в этом случае баллы могут быть выставлены в специальную ведомость) либо руководитель самостоятельно может оценить собственную деятельность и работу своей команды. В любом случае, ключевым моментом для нас является утверждение: профессионализм руководителя - это многокомпонентное явление, и на оценку профессионализма руководителя влияет в том числе
и качество работы его команды, чья совместная деятельность по осуществлению закупки принесет определенный экономический эффект.
Второй коэффициент, который характеризует эффективность закупочной деятельности на начальном этапе (в управленческом модусе рассмотрения закупки), - это коэффициент эффективного распределения времени, которое тратит руководитель на принятие УР в сфере закупок:
К = К ф / К * 100%, где
врем. врем.факт. ' врем.макс. ' "
Кврем - коэффициент эффективного распределения времени, которое тратит руководитель на принятие УР в сфере закупок.
К . - количество фактически
врем.факт.
затраченного времени (измеряется в рабочих днях либо часах работы).
К - количество максимально
врем.макс.
предоставленного времени для разработки и принятия УР (измеряется в рабочих днях либо часах работы).
Этот критерий в идеале должен иметь тенденцию к уменьшению, т.к. чем компетентнее руководитель, тем быстрее он принимает решения. Однако нужно руководствоваться критерием разумности: принятое в минимальные сроки, но неверное УР нанесет больше экономического ущерба, чем взвешенное и проработанное решение руководителя.
Интерпретация результата: деятельность руководителя по менеджменту в сфере закупок организации можно оценить как эффективную, если он «полностью использует доступные ему ограниченные ресурсы с максимально возможным результатом»6.
Заключение
1. При расчете экономического эффекта применения УР в сфере закупок мы применили системный подход к моделированию закупочной деятельности: этапы закупочной деятельности детерминированы первоначальным УР руководителя организации и в то же время этапы реализации УР коррелируют с этапами закупочной деятельности. Закупочная деятельность организации, таким образом, встраивается и функционирует в трех парадигмах (измерениях): 1) Деятельно-стная парадигма - закупочная деятельность как последовательность видов работ в рамках закупки, регламентированная 44-ФЗ. 2) Процессуальная - закупочная деятельность как процесс реализации ур, интенция руководителя - задуманный план действий по проведению эффективной закупки. 3) Субъектная -закупочная деятельность как работа мно-
гих исполнителей,субъектов закупки, от профессиональной квалификации которых зависит итоговая оценка закупочной деятельности организации. Таким образом, расчет экономического эффекта применения УР при осуществлении закупочной деятельности учитывает установленный в 44-ФЗ порядок действий при осуществлении закупочных процедур в организации, структуру участников закупочной деятельности, а также учитывает представления о том, как на каждом этапе закупочной деятельности реализуются УР.
2. Расчет экономического эффекта применения УР при осуществлении закупочной деятельности по формуле Е = Е .,„+ Е .,„, отража-
подгот. и принятия УР реализации УР' г
ет взаимосвязь стадий реализации УР с этапами закупочной деятельности, что не допускает нивелирования оценки работы руководителя в отличие от случаев, когда эффективность закупки традиционно определяется лишь этапом реализации (чему способствует, например, тот факт, что методики расчета экономической эффективности закупочной деятельности организации значительно более подробно разработаны).
3. Параметры, описывающие деятельность руководителя на этапе подготовки и принятия УР (Кпроф. - коэффициент профессиональной компетенции и К -
врем.
коэффициент эффективного распределения времени, которое тратит руководитель на принятие УР в сфере закупок), характеризуют эффективность реализации начального этапа закупочной деятельности и создают предпосылки для успешного проведения закупки.
4. Методика расчета коэффициента профессиональной компетенции объясняется полисубъектным характером закупочной деятельности: баллы начисляются за соответствие критериям, которые описаны в профстандартах специалиста и эксперта в сфере закупок и определяют, как квалификация участников закупки со стороны заказчика повлияет на качество подготовки УР при управлении закупочной деятельностью организации.
Литература
1. О Приказах Минтруда России от 10 сентября 2015 г. № 625н и № 626н об утверждении Профессиональных стандартов в сфере закупок «Специалист в сфере закупок» и «Эксперт в сфере закупок» - [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://roszakupki.ru/news/ detail.php?ID=3232&sphrase_id=93171
2. Постановление Правительства Москвы от 24.02.2012 № 67-ПП «О системе закупок города Москвы». - [Электронный ресурс] - Режим доступа: Кон-сультантПлюс.
3. Приказ Минтруда России от 10 сентября 2015 г. № 625н об утверждении Профессионального стандарта в сфере закупок «Специалист в сфере закупок». - [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://roszakupki.ru/upload/ laws/laws/2015/prof_stand_625n.pdf
4. Приказ Минтруда России от 10 сентября 2015 г. № 626н об утверждении Профессиональных стандартов в сфере закупок «Эксперт в сфере закупок».
- [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://roszakupki.ru/upload/laws/laws/ 2015Mp_stand_626n.pdf
5. Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». - [Электронный ресурс] - Режим доступа: Консультант-Плюс.
6. Мэнкью Н. Г. Принципы экономикс. 2-е изд. / пер. с англ. - СПб.: Питер, 2006.
- 624 с.
Ссылки:
1 Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 № 44-ФЗ. - [Электронный ресурс] - Режим доступа: Консультант-Плюс.
2 Мэнкью Н. Г. Принципы экономикс. 2-е изд. / пер. с англ. - СПб.: Питер, 2006.
- 624 с.
3 О Приказах Минтруда России от 10 сентября 2015 г. №625 и № 626н об утверждении Профессиональных стан-
дартов в сфере закупок «Специалист в сфере закупок» и «Эксперт в сфере закупок». - [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://roszakupki.ru/news/ detail.php?ID=3232&sphrase_id=93171
4 Приказ Минтруда России от 10 сентября 2015 г. №б25н об утверждении Профессионального стандарта в сфере закупок «Специалист в сфере закупок».
- [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://roszakupki.ru/upload/laws/laws/ 2015/prof_stand_625n.pdf
5 Приказ Минтруда России от 10 сентября 2015 г. №б2бн об утверждении Профессиональных стандартов в сфере закупок «Эксперт в сфере закупок». -[Электронный ресурс] - Режим доступа: http://roszakupki.ru/upload/laws/laws/ 2015/exp_stand_626n.pdf
6 Мэнкью Н. Г. Принципы Экономикс. 2-е изд. / пер. с англ. - СПб.: Питер, 2006.
- 624 с.
Calculation of economic efficiency of application of administrative decisions in purchasing activity at a purchase preparation stage Suloyeva A.A.
Moscow city university of management of the
Government of Moscow The article is based on the system presentation of the procurement process, determines the role and place of the management decision at the early stages of procurement: within the trend of digitalization of procurement activities, a tendency to emphasize the human factor in procurement is highlighted, the key role is assigned to the manager who decides to start the process in a unified electronic system , forms an effective strategy and tactics of procurement, creates prerequisites for successful procurement. The methodology for evaluating the efficiency of managerial decisions in procurement at the early stages of development and adoption is described, parameters are defined for assessing the effectiveness of the customer's professional activities: the calculation of the coefficient of professional competence reflecting the level of compliance of the manager's competencies with the requirements reflected in the
professional standard of the procurement specialist and expert and the coefficient of effective allocation of time for decision-making are presented. Calculation of the economic effect of the application of the management decision in the implementation of procurement activity reflects the relationship between the stages of implementation of the solution (preparation and implementation) with the stages of procurement activities, in contrast to the tradition of calculating the efficiency of procurement, taking into account only the result of the purchase (the implementation stage of the management decision).
Key words: procurement; efficiency; management decisions; professionalism; training and professional standarts.
References
1. About Orders of Ministry of Labour and Social
Protection of the Russian Federation of September 10, 2015 No. 625n and No. 626n on the approval of Professional standards in the sphere of purchases «The expert in the sphere of purchases» and «The expert in the sphere of purchases» - [An electronic resource] - the access Mode: http:// roszakupki .ru/news/ detail.php?ID=3232&sphrase_id=93171
2. The resolution of the government of Moscow
from 2/24/2012 No. 67-PP «About the system of purchases of the city of Moscow». - [An electronic resource] - the access Mode: ConsultantPlus.
3. The order of Ministry of Labour and Social
Protection of the Russian Federation of September 10, 2015 No. 625n on the approval of the Professional standard in the sphere of purchases «The expert in the sphere of purchases». - [An electronic resource] - the access Mode: http://roszakupki.ru/upload/laws/ laws/2015/prof_stand_625n.pdf
4. The order of Ministry of Labour and Social
Protection of the Russian Federation of September 10, 2015 No. 626n on the approval of Professional standards in the sphere of purchases «The expert in the sphere of purchases». - [An electronic resource] - the access Mode: http://roszakupki.ru/upload/laws/ laws/2015/exp_stand_626n.pdf
5. The federal law of April 5, 2013 No. 44-FZ
«About contract system in the sphere of purchases of goods, works, services for ensuring the state and municipal needs». -[An electronic resource] - the access Mode: ConsultantPlus.
6. Menkyyu N. G. Principles Экономикс. 2nd prod.
/ the lane with English - SPb.: St. Petersburg, 2006. - 624 pages.
О
3
В
s
ro e
8