Научная статья на тему 'Методологическое обеспечения управления процессом централизации закупок'

Методологическое обеспечения управления процессом централизации закупок Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
384
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ЗАКУПКИ / КОНТРАКТНАЯ СИСТЕМА / ЦЕНТРАЛИЗАЦИЯ ЗАКУПОК / УПРАВЛЕНИЕ / ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ / МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Курдаков Антон Владимирович

Закупки занимают важное место в социальноэкономическом развитии страны. Эффективность закупок является одной из приоритетных задач закупочной деятельности. Обеспечение государственных нужд товарами, работами и услугами сопровождается целым рядом рисков, предотвращению которых способствует грамотное управление процессом закупки на каждом её этапе Централизация закупок способствует решению данной задачи, т.к. позволяет обеспечивать эффективное использования бюджетных средств; оптимизировать сам закупочный цикл; развивать конкуренцию среди поставщиков и др. Предотвращение рисков заказчиков возможно при глубоком изучении всех аспектов закупочной деятельности, целенаправленном статистическом анализе полученных данных и оценке экономической эффективности того или иного управленческого решения. Экономическая эффективность централизации закупок может быть отнесена к сложным многокритериальным задачам, решения которых выстраивается на определенном комплексе критериев и показателей. В статье выделяются основные критерии и показатели оценки эффективности централизации закупок.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Методологическое обеспечения управления процессом централизации закупок»

Методологическое обеспечения управления процессом централизации закупок

Курдаков Антон Владимирович,

аспирант, кафедра управления государственными и муниципальными закупками, Московский городской университет управления Правительства Москвы, ugmzmag@yandex.ru

Закупки занимают важное место в социально-экономическом развитии страны. Эффективность закупок является одной из приоритетных задач закупочной деятельности. Обеспечение государственных нужд товарами, работами и услугами сопровождается целым рядом рисков, предотвращению которых способствует грамотное управление процессом закупки на каждом её этапе Централизация закупок способствует решению данной задачи, т.к. позволяет обеспечивать эффективное использования бюджетных средств; оптимизировать сам закупочный цикл; развивать конкуренцию среди поставщиков и др. Предотвращение рисков заказчиков возможно при глубоком изучении всех аспектов закупочной деятельности, целенаправленном статистическом анализе полученных данных и оценке экономической эффективности того или иного управленческого решения. Экономическая эффективность централизации закупок может быть отнесена к сложным многокритериальным задачам, решения которых выстраивается на определенном комплексе критериев и показателей. В статье выделяются основные критерии и показатели оценки эффективности централизации закупок. Ключевые слова: закупки, контрактная система, централизация закупок, управление, зарубежный опыт, методологическое обеспечение.

Закупки занимают важное место в социально-экономическом развитии страны. Обеспечение государственных нужд товарами, работами и услугами сопровождается целым рядом рисков, предотвращению которых способствует грамотное управление процессом закупки на каждом её этапе.

Методологическое обеспечение управления закупками достаточно широко обсуждается в научной литературе, но на сегодняшний день есть только фрагментарные рекомендации по определённым вопросам [2]. Предотвращение рисков заказчиков возможно при глубоком изучении всех аспектов закупочной деятельности, целенаправленном статистическом анализе полученных данных и оценке экономической эффективности того или иного управленческого решения.

Одним из направлений предотвращения рисков заказчиков является централизация закупок. Централизация закупок - вопрос достаточно дискуссионный. Существуют разные точки зрения, разные подходы, к управлению процессом централизации закупок, разные модели централизованных закупок [3].

Централизованной модели закупок Евросоюза свойственно создание некоего закупочной центра, собирающего заявки на закупки. В крупных компаниях открывают соответствующие департаменты. Что касается государственных закупок, то, как правило, формируют специальные ведомства. В основу централизованной модели закупок ЕС легли базовые принципы европейских закупочных практик:

■ прозрачность;

■ открытость и доступность информации о закупках;

■ равные возможности для всех участников закупок;

■ подотчётность и соблюдение процедур;

■ чётки следования закупочным процедурам при государственном и общественном контроле;

■ открытая и эффективная конкуренция;

■ недопущение дискриминации и справедливость [4].

Централизация закупок в рамках федерального закона №44-ФЗ «О контрактная системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» основана на ведущих принципах контрактной системы:

■ открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок,

■ обеспечения конкуренции,

■ профессионализма заказчиков,

■ стимулирования инноваций,

■ единства контрактной системы в сфере закупок,

■ ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок[7].

Соблюдение данных принципов позволяет развивать экономические и социальные эффекты при осуществлении каждой закупки, а также достигать высокого уровня конкуренции среди поставщиков. Но для достижения общего качественного результата исследуемого явления необходимо методологическое обеспечение централизации закупок.

Управленческие механизмы формирования и развития процесса централизации закупок как один из подходов современной методики ведения закупочной деятельности требуют чёткого целеполагания. Стратегическая цель управления процессом централизации закупок заключается в получении максимально значимых результатов социальной и экономической эффективности закупок. Декомпозиция данной цели представлена на рис 1.

Анализ научной литературы и закупочных практик заказчиков города Москвы позволяет утверждать, что экономическая эффективность централизации закупок может быть отнесена к сложным многокритериальным задачам, решения которых выстраивается на определенном комплексе критериев и показателей [1]. В ходе исследования

О £

ю

5

V

2 а

7

г-

сэ

см

£

Б

ей

2 ©

были выделены основные критерии и показатели оценки эффективности централизации закупок (табл. 1).

Каждый показатель имеет качественное и количественное значение. Качественные значения определяют социальную эффективность результатов централизации закупок и позволяют определять зоны рисков заказчиков на каждом этапе осуществления закупки. Количественные значения определяются путём экспертных оценок, моделирования и др.

Интерес в плане оценки экономической эффективности закупок представляет точка зрения П. Кралича. Учёный адаптировал «портфельный» подход экономиста Г. Марковица к оценке закупок по двум критериям - величина расходов на закупку товаров и услуг и сложность рынка поставщиков. Матрица Кралича состоит из четырёх сегментов - четырёх типов закупочных стратегий, которые раскрывают подходы к принятию управленческих решений по закупке конкретных товаров и услуг (рис. 2).

Матрица Кралича наглядно представляет логическую цепочку: 1 - определить тип стратегии закупки а 2 - принять решение о централизации закупок. Зарубежные учёные отмечают положительные эффекты от использования матрицы Кралича при оценке необходимости выбора централизованной стратегии закупок [5]. Для отечественных заказчиков данная матрица имеет как положительные, так и вызывающие опасения значения. К положительным, безусловно, необходимо отнести тот момент, что появляется возможность определение категорий закупок, подлежащих централизации.

Вместе с тем, возникает вопрос возможной экономии бюджетных средств, т.к. здесь могут вступить в игру и факторы, не учтённые ни одним квадрантом матрицы.

Анализ других зарубежных подходов к выбору централизованной модели управления закупками позволяет сделать вывод о том, что в основе каждого подхода лежит оценка соотношения возможной экономической выгоды от централизации закупок и возможных управленческих рисков [4].

Таким образом, методологическое обеспечение управления процессом централизации закупок - актуальная научная задача, требующая своего теоретического и практического решения.

Рис 1. Декомпозиция цели управления процессом централизации закупок. Таблица 1

Критерии и показатели оценки эффективности централизации закупок

Критерии 1 Указатели

Управление Своевременность

Целенаправленность

Ойьекти ¡шость

Прогноз Полнота

Ожидаемые результаты

Универсальность

Планирование Полнота

Объективность

Ре зул ьтативность

Контроль Своевременность

Полнота

Направленность

Организация Методология оценки

Методики оценки

Технологии оцени паи и и

/ Категории, создающие Стратегические категории:

возможности: * уникальные спецификации

• большие объёмы закупок; высокой добавленной

у • оптимизация затрат на стоимости;

s единицу продукции; * критическое значение

pa о • большое количество технологий поставщика;

tx л (Д сопоставимых поставщиков; * небольшое количество

g • широкий выбор субститутов. поставщиков на рынке;

* * отсутствие субститутов

S и Некритические категории: Категории - узкие места:

• небольшая значимость * уникальные требования к

>У категории с точки зрения продукции;

финансовых затрат; * технологии, активы, знания или

о • продукция регулярного опыт поставщика;

Е спроса; * сложность при отслеживании И

о • большое количество оценке эффективности закупок.

5 поставщиков субститутов. ->

Низкая сложность рынка поставок высокая сложность рынка поставок

Рис 2. Матрица Кралича (Peter Kraljic. Purshasing must become supply management. Harvard Business Review. September - October, 1983, p. 109).

Литература

1. Гладилина И.П. Ценностная поддержка профессионального становления специалистов в сфере закупок как основа формирования контрактной системы // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств.-2016.- №6.

2. Гладилина И.П. Методологическое сопровождение развития профессионализма заказчиков как проблема кадрового обеспечения сферы закупок // Право и образование. - 20l6. - № 9.

3. Управленческие механизмы и юридические средства обеспечения эффективности государственных закупок / под ред. И.П. Гладилиной и Ю.Г. Бабаевой. -М., 2017, - 176 с.

4. Подход к принятию решения о централизации закупочной деятельности // http://publication.hse.ru

5. Kraljuc P. Purchasing must become supply management. - Hravard Business Review. September - October, 1987, p. 109.

6. Gladilina I.P., Akimov N.A., Sergeeva S.A. The Principle of Professionalism as the Basis for the Contractual System in the Sphere of Procurement of Goods, Works, and Services for State and Municipal Needs // Life Science Journal, 2014. - 11(11s).

7. Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ (ред. от 28.03.2017) «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (с

изм. и доп., вступ. в силу с 08.04.2017). -[Электронный ресурс]. - Режим доступа: Консультант Плюс.

Methodological ensuring

management of process of centralization of purchases

Kurdakov A.V.

Moscow city university of management of the Government of Moscow

Purchases take the important place in social and economic development of the country. Efficiency of purchases is one of priority problems of purchasing activity. Ensuring the state needs with goods, works and services is followed by a number of risks which prevention is promoted by competent management of procurement process at each her stage Centralization of Purchases promotes the solution of this task since allows to provide effective uses of budgetary funds; to optimize a purchasing cycle; to develop the competition among suppliers, etc. Prevention of risks of customers is possible at deep studying of all aspects of purchasing activity, the purposeful statistical analysis of the obtained data and an assessment of economic efficiency of this or that administrative decision. Economic efficiency of centralization of purchases can be referred to complex multicriteria challenges which solutions is built on a certain complex of criteria and indicators. In article the main criteria and indicators of an assessment of efficiency of centralization of purchases are distinguished.

Keywords: purchases, contract system, centralization of purchases,

management, foreign experience, methodological providing.

References

1. Gladilina I.P. Valuable support of professional formation of experts in the sphere of purchases as basis of formation of contract system// Bulletin of Moscow State University of culture and arts. - 2016. - No. 6.

2. Gladilina I.P. Methodological maintenance of development of professionalism of customers as problem of staffing of the sphere of purchases//Right and education.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- 2016. - No. 9.

3. Administrative mechanisms and legal

means of ensuring of efficiency of government procurement / under the editorship of I. P. Gladilina and Yu. G. Babayeva - M, 2017, - 176 pages.

4. Approach to making decision on centralization of purchasing activity/ /http://publication.hse.ru

5. Kraljuc P. Purchasing must become

supply management. - Hravard Business Review. September -October, 1987, p. 109.

6. Gladilina I.P., Akimov N.A, Sergeeva

S.A The Principle of Professionalism as the Basis for the Contractual System in the Sphere of Procurement of Goods, Works, and Services for State and Municipal Needs//Life Science Journal, 2014.

- 11 (11s).

7. The federal law from 4/5/2013 N 44-

FZ (an edition from 3/28/2017) «About contract system in the sphere of purchases of goods, works, services for ensuring the state and municipal needs» (with amendment and additional, BCTyn. in force with 4/8/2017). - [Electronic resource]. - Access mode: Consultant Plus.

О

Ю i

V

2 e

7

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.