Научная статья на тему 'Управление закупками и повышение качества закупаемых товаров, работ, услуг'

Управление закупками и повышение качества закупаемых товаров, работ, услуг Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
439
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ЗАКУПКИ / КОНТРАКТНАЯ СИСТЕМА / УПРАВЛЕНЧЕСКОЕ РЕШЕНИЕ / КАЧЕСТВО

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Колесник Владимир Владимирович

Качество закупаемых товаров, работ, услуг приоритетное направление развития контрактной системы в сфере закупок. Достичь качественных результатов закупки возможно при принятии обоснованного управленческого решения. Вопрос о функциональных обязанностях специалистов, принимающих управленческие решения по осуществлению закупок, приобретает особую актуальность при решении вопроса о качестве товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Представленный в статье анализ позволяет выделить следующие функции: планирования; организации управленческой деятельности (к примеру, делегирование полномочий); мотивация всех сотрудников; контроля; оптимизация управления. Закупочной деятельности свойственны разные управленческие ситуации, требующие обоснованных подходов к их решению. В ходе исследования были выделены две типичные управленческие ситуации: принципиально новая управленческая ситуация, когда методы и средства для ее решения; специфическая управленческая ситуация, когда решение конкретной проблемы требует интеграции имеющегося опыта и новых подходов. Решение каждой управленческой ситуации при осуществлении закупки требует высокой профессиональной подготовки управленческих кадров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Управление закупками и повышение качества закупаемых товаров, работ, услуг»

Управление закупками и повышение качества закупаемых товаров, работ, услуг

со £

Б

а

2 ©

Колесник Владимир Владимирович

аспирант кафедры управления государственными и муниципальными закупками ГАОУ ВО «Московский городской университет управления Правительства Москвы», Ugmzmag@yandex.ru

Качество закупаемых товаров, работ, услуг - приоритетное направление развития контрактной системы в сфере закупок. Достичь качественных результатов закупки возможно при принятии обоснованного управленческого решения. Вопрос о функциональных обязанностях специалистов, принимающих управленческие решения по осуществлению закупок, приобретает особую актуальность при решении вопроса о качестве товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Представленный в статье анализ позволяет выделить следующие функции: планирования; организации управленческой деятельности (к примеру, делегирование полномочий); мотивация всех сотрудников; контроля; оптимизация управления. Закупочной деятельности свойственны разные управленческие ситуации, требующие обоснованных подходов к их решению. В ходе исследования были выделены две типичные управленческие ситуации: принципиально новая управленческая ситуация, когда методы и средства для ее решения; специфическая управленческая ситуация, когда решение конкретной проблемы требует интеграции имеющегося опыта и новых подходов. Решение каждой управленческой ситуации при осуществлении закупки требует высокой профессиональной подготовки управленческих кадров. Ключевые слова: закупки, контрактная система, управленческое решение, качество.

Современное состояние социально-экономического развития страны позволяет выделить сферу закупок как одну из приоритетных. Закупки товаров, работ, услуг так или иначе затрагивают интересы каждого человека. Проблемы качества каждой закупки - это проблемы жизнедеятельности нашего общества. Анализ научной литературы, закупочных практик по вопросам управления закупками, управления качеством осуществляемых закупок позволяет сделать вывод о необходимости профессиональных подходов к принятию управленческого решения[1;2;3;4]. Управление качеством закупок в современных условиях требует от управленцев, осуществляющих закупочную деятельность, кроме специальных знаний предмета управления как такового, особенностей управления закупками и др., также владения навыками разработки, принятия, реализации, мониторинга и корректировки управленческих решений, направленных на достижение заданных результатов той или иной закупки. При этом в соответствии с профессиональным стандартом «Специалист в сфере закупок» необходимы знания и в области менеджмента, права, информатизации, экономики и др., которые способствуют совершенствованию управления закупками[1]. Управление качеством позволяет проектировать, моделировать и в, конечном счете, реализовывать изменения, направленные на достижение основных целей контрактной системы: эффективность осуществления закупок, их качественному результату, экономии бюджетных средств, предотвращения коррупционных рисков. Сущность управления качеством в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд включает в себя следующие аспекты:

управление качеством закупки на всех этапах закупочного цикла;

управление механизмами и процессами обоснования, обеспечения и контроля необходимого уровня качества объектов закупки;

управление изменениями для достижения необходимого качества закупки.

Между тем, контрактная система в сфере закупок содержит нормы, обязывающие заказчиков применять основы управления качеством. К таким нормам относятся следующие положения:

- заказчик должен руководствоваться установленными законом правилами определения требований к качеству объекта закупки при его описании в документации о закупке. Среди пула правил остановимся на следующем: документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 44-ФЗ, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. Заказчик указывает максимальные и (или) минимальные значения таких показателей. Также необходимо указать значения показателей, которые не могут изменяться. Рассмотрим следующее правило: требования к гарантийному сроку товара, работы, услуги и (или) объему предоставления гарантий их качества, к гарантийному обслуживанию товара, к расходам на эксплуатацию товара, к обязательности осуществления монтажа и наладки товара, к обучению лиц, осуществляющих использование и обслуживание товара, устанавливаются заказчиком при необходимости и др. Чтобы достичь качественного результата по вышеуказанным правилам, описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). Использовать стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленные в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством РФ о техническом регулировании. Если данное требование не соблюдено, то в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии. Такой подход позволит избежать многих оши-

бок. Особого внимания заслуживает то положение, что заказчик должен руководствоваться установленными законодательством РФ правилами нормирования, требованиями к отдельным видам товаров, работ, услуг (в том числе предельными ценами товаров, работ, услуг) и (или) нормативными затратами на обеспечение функций государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами, муниципальных органов (включая соответственно территориальные органы и подведомственные казенные учреждения). В соответствии со ст. 19 44-ФЗ заказчик должен руководствоваться требованиями к количеству, потребительским свойствам (в том числе характеристикам качества) и иным характеристикам товаров, работ, услуг, позволяющим обеспечить государственные и муниципальные нужды, но не приводящим к закупкам товаров, работ, услуг, которые имеют избыточные потребительские свойства или являются предметами роскоши в соответствии с законодательством РФ. Данное положение является важным аспектом при выборе современных управленческих подходов, механизмов, инструментов обеспечения качественного результата закупки в соответствии с требованиями к нормированию закупок [3].

Заказчик вправе по результатам 1 этапа двухэтапного конкурса, зафиксированным в протоколе 1 этапа такого конкурса, уточнить условия закупки (ч. 9 ст. 57 44-ФЗ), в том числе:

- любое требование к указанным в конкурсной документации функциональным, техническим, качественным или эксплуатационным характеристикам объекта закупки. При этом заказчик вправе дополнить указанные характеристики новыми характеристиками, которые соответствуют требованиям 44-ФЗ;

- любой указанный в конкурсной документации критерий оценки заявок на участие в таком конкурсе. При этом заказчик вправе дополнить указанные критерии новыми критериями, отвечающими требованиям 44-ФЗ, только в той мере, в какой данное дополнение требуется в результате изменения функциональных, технических, качественных или эксплуатационных характеристик объекта закупки[3;4].

При исполнении контракта (за исключением случаев, которые предусмотрены нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с частью 6 статьи 14 44-ФЗ) по согласованию заказчика с поставщиком допускается по-

ставка товара, выполнение работы или оказание услуги, качество, технические и функциональные характеристики (потребительские свойства) которых являются улучшенными по сравнению с качеством и соответствующими техническими и функциональными характеристиками, указанными в контракте. В этом случае соответствующие изменения должны быть внесены заказчиком в реестр контрактов, заключенных заказчиком (ч. 7 ст. 95 44-ФЗ). Заказчик обязан обеспечить приемку поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов поставки товара, выполнения работы, оказания услуги (отдельный этап исполнения контракта), предусмотренных контрактом, включая проведение в соответствии со статьей 94 44-ФЗ экспертизы поставленного товара, результатов выполненной работы, оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта []. По решению заказчика для приемки поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги, результатов отдельного этапа исполнения контракта может создаваться приемочная комиссия, которая состоит не менее чем из 5 человек . Для проверки предоставленных поставщиком (подрядчиком, исполнителем) результатов, предусмотренных контрактом, в части их соответствия условиям контракта заказчик обязан провести экспертизу. Не менее важный аспект организации управления закупками, нацеленного на получение качественного результата - это экспертиза закупок.

Экспертиза результатов, предусмотренных контрактом, может проводиться заказчиком своими силами или к ее проведению могут привлекаться эксперты, экспертные организации на основании контрактов, заключенных в соответствии с 44-ФЗ в соответствии с ч. 3 ст. 94 44-ФЗ. Что касается закупки у единственного поставщика, то заказчик обязан привлекать экспертов, экспертные организации к проведению экспертизы поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги, за исключением установленных в статье 94 44-ФЗ случаев.

Таким образом, вопрос о функциональных обязанностях специалистов, принимающих управленческие решения по осуществлению закупок, приобретает особую актуальность при решении вопроса о качестве товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Анализ научной литературы и закупочных практик позволяет

вцделить следующие функции: планирования; организации управленческой деятельности (к примеру, делегирование полномочий); мотивация всех сотрудников; контроля; оптимизация управления. Закупочной деятельности свойственны разные управленческие ситуации, требующие обоснованных подходов к их решению. В ходе исследования были выделены две типичные управленческие ситуации:

• принципиально новая управленческая ситуация, когда методы и средства для ее решения;

• специфическая управленческая ситуация, когда решение конкретной проблемы требует интеграции имеющегося опыта и новых подходов.

Решение каждой управленческой ситуации при осуществлении закупки требует высокой профессиональной подготовки управленческих кадров.

Литература

1. Гладилина И.П. Управленческая компетентность в структуре профессионализма заказчика // Фундаментальные исследования. - 2015. - №2.

2. Гладилина И.П., Жалнина Н.О. Управление процессом нормирования закупок // Фундаментальные исследования. - 2015. - № 10-1. - С. 149-151

3. Дёгтев Г.В., Акимов Н.А., Гладилина И.П. Профессионализм заказчиков как приоритетный фактор развития контрактной системы в сфере закупок // Советник президента. - 2014. - № 125.

4. Сергеева С.А. Государственные закупки как предмет статистического анализа // Инновации и инвестиции. - 2016.-№11. - С.121-122

Management of purchases and improvement of qua ity of the purchased goods, works, services Ko esnik V.V.

Moscow city university of management

of the Government of Moscow Qua ity of the purchased goods, works, services - the priority direction of deve opment of contract system in the sphere of purchases. It is possib e to achieve qua itative resu ts of purchase at adoption of the reasonab e administrative decision. The question of functiona duties of the experts making administrative decisions on imp ementation of purchases acquires specia re evance at the so ution of a question of qua ity of goods, works, services for ensuring the state and municipa needs. The ana ysis presented in artic e a ows to a ocate the fo owing functions: p anning; organizations of administrative activity (for examp e, de egation of powers); motivation of a emp oyees; contro ; optimization

О

3

В

s

r

3

of management. The different administrative situations

demanding reasonab e approaches to their decision are pecu iar to purchasing activity. During the research two typica administrative situations have been a ocated: essentia y new administrative situation, when methods and means for her decision; a specific administrative situation when the so ution of a specific prob em demands integration of the avai ab e experience and new approaches. The

so ution of each administrative situation at imp ementation of purchase demands high vocationa training of administrative shots.

Keywords: purchases, contract system, administrative decision, qua ity.

References

1. G adi ina I.P. Administrative competence of structure of professiona ism of the customer// Basic researches. - 2015. - No. 2.

2. G adi ina I. P., Zha nina N. O. Management of process of rationing

of purchases//Basic researches. -2015. - No. 10-1. - Page 149-151

3. Dyogtev G. V., Akimov N. A, G adi ina

I.P. Professiona ism of customers as a priority factor of deve opment of contract system in the sphere of purchases//the Adviser to the president. - 2014. - No. 125.

4. Sergeyev S.A Government procurement as subject of the statistica ana ysis//Innovation and investment. - 2016.-№11. - Page 121-122

СЧ c«j £

6

2 ©

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.