Научная статья на тему 'Рапорты приходских благочинных как источник для выявления специфики религиозности отдельных территориальных групп мишарей Симбирской губернии в конце XIX начале XX В. . '

Рапорты приходских благочинных как источник для выявления специфики религиозности отдельных территориальных групп мишарей Симбирской губернии в конце XIX начале XX В. . Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
189
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТАТАРЫ-МИШАРИ / ПРАВОСЛАВИЕ / СВЯЩЕННИКИ / ОТНОШЕНИЕ / МУСУЛЬМАНИН / TARTAR-MISHAR / ORTHODOX RELIGION / PRIESTS / ATTITUDE / MUSLIM

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Идиатуллов Азат Корбангалиевич

Статья содержит описание религиозности отдельных групп мишарей-мусульман в зависимости от их отношения к православию и православным народам

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article presents a description of separate Mishar-Muslim groups religiousness in accordance with their attitude to the Orthodox religion and Orthodox peoples

Текст научной работы на тему «Рапорты приходских благочинных как источник для выявления специфики религиозности отдельных территориальных групп мишарей Симбирской губернии в конце XIX начале XX В. . »

© А.К. Идиатуллов, 2009

КРАТКИЕ НАУЧНЫЕ СООБЩЕНИЯ

УДК 398 ББК 63.5

РАПОРТЫ ПРИХОДСКИХ БЛАГОЧИННЫХ КАК ИСТОЧНИК ДЛЯ ВЫЯВЛЕНИЯ СПЕЦИФИКИ РЕЛИГИОЗНОСТИ ОТДЕЛЬНЫХ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ГРУПП МИШАРЕЙ СИМБИРСКОЙ ГУБЕРНИИ В КОНЦЕ XIX - НАЧАЛЕ XX в.

А.К. Идиатуллов

Статья содержит описание религиозности отдельных групп мишарей-мусульман в зависимости от их отношения к православию и православным народам.

Ключевые слова: татары-мишари, православие, священники, отношение, мусульманин.

Несмотря на то, что в этнографической традиции принято рассмотрение генезиса мишарей1, по меньшей мере, с Х-ХШ вв., связывая его с буртасами и можарами, вопрос об однородности мишарского субэтноса остается открытым и по сей день [9, с. 51-52]. Слишком уж многочисленны факты, подтверждающие, что на возникновение и развитие мишарского народа оказали влияние разнообразные этнические и культурные группы, различие между которыми сохраняются и в настоящее время [11, с. 10-15]. Тем удивительнее выглядят попытки сведения отдельных аспектов культуры татар-мишарей к одному единственно-возможному набору описаний и характеристик. Особенно ярко подобный подход проявляется при рассмотрении духовной культуры мишарского субэтноса, ядром кото-

рой издавна стал ислам суннитского толка. Целью данной статьи является рассмотрение специфики религиозности отдельных групп мишарей Симбирской губернии (ардатовских, буинских, сенгилеевских, симбирских, сызран-ских), основываясь на анализе рапортов приходских благочинных2.

Выбор территориальных рамок обусловлен уникально-стью Симбирского Поволжья как в национальном, конфессиональном, так и в исто-рическом аспекте. В национальном аспекте Симбирское Повол-жье уникально тем, что на данной территории с конца XIX в. проживает несколько различных народов (помимо татар-мишарей, - русские, чуваши, мордва, немцы, эстонцы, латыши, украинцы и др.). Исторически-сложившейся пестротой отличается и конфессиональный состав Симбирской губернии. Так, в 1897 г. православные составляли 88,97 % от всех жителей губернии, мусульмане - 8,77 %, старообрядцы и уклоняю-

щиеся от православия - 2 %, не православные христиане (католики, лютеране, баптисты и т. п.) - 0,18 %, представители других вероисповеданий (иудеи, язычники, караимы и т. п.) - 0, 08 % 3.

Проанализировав 47 рапортов благочинных за 1908-1909 гг., в которых, среди прочего, содержаться материалы об отношении татар-магометан к православию, нами была выявлена очень интересная особенность: наиболее негативно настроены к православию мишари Буинского уезда. Священники отмечают, что ислам здесь более воинственный, чем в других уездах [3]. Здешние мишари относятся к православию очень враждебно, и где возможно стараются унизить православие в глазах простого народа путем насмешек и глумления над разными обрядами церкви и духовенства [4]. Другой благочинный отмечает: «Магометане как фанатичные последователи ислама, имеют только одно озлобление и отвращение ко всему православному» [5]. Религиозные обряды православных, например, вынос покойника на кладбище, крестные ходы в престольный праздник и на Пасху и даже хождение православных в храм Божий к богослужению, подвергаются осмеянию и порицанию магометан, причем допускаются ими возмутительные и оскорбительные для православных христиан выходки. Поэтому не удивительно, что всякие попытки священников вести собеседование на религиозные темы терпели фиаско: «Они сильно озлобляются, поднимают шум и неминуема драка, если не прекратить разговор о вере» [6].Открытая же и публичная проповедь среди мусульман мыслилась местным отцам церкви крайне опасной, «ибо она грозила бы целым восстанием» [8]. И даже в небольшой деревне, состоящей всего из 20 дворов и не имеющей ни муллы, ни мечети, священник второго округа Буинского уезда отмечает опасность мусульманской пропаганды [7]. В основном священники, практически единогласно, отмечают религиозное влияние татар-мишарей на православные народы (в основном чуваш), а не наоборот.

Однако эти данные нельзя трактовать однозначно, так как в том же Буинском уезде один из священников говорит, что его беседа среди группы мишарей, состоящих из нескольких че-

ловек, ограничивается только их согласием со словами священника и за три года из магометанства в православие обратился один татарин. Полyчается, что групповоє враждебное отношение татар-мyсyльман к православию вовсе не исключает слyчаев «отстyпничества».

Иная ситyация сложилась в Симбирском Уєздє той же гу6єрнии. По мнению местных священников, магометанское население относиться равнодушно к христианству, не выражает стремления к совращению православных в свою веру, в домах же православных ведет себя скромно и к духовенству относится с уважением. Однако, количество магометан, принявших православие, здесь значительно выше и составляет 9 человек и это несмотря на то, что мер против магометанства, со слов одного из священников, не предпринимается [1]. Сходные эпитеты, характеризующие отношение мишарей-мусульман к православию, встречаются и в других уездах. Например, благочинный четвертого округа Сызранского уезда пишет, что «магометане с православными живут миролюбиво» [2].

Однако самое интересное свидетельство

о межнациональных взаимоотношениях содержится в рапорте священника Ардатовско-го уезда. Согласно ему, магометане свыклись уже с обрядами православной церкви и какого-либо глумления над православными обрядами не замечается и даже относятся с почтением, снимая шапки при разного рода торжественных крестных ходах. Обычно случаи мирного сосуществования православных народов (чувашей и русских) с ми-шарями-мусульманами священники объясняют либо общими земельными интересами, либо занятием одними и теми же промыслами, например, «коновальством».

Интересны также имеющиеся отличия в отношении к православию в разных возрастных группах, отмеченные благочинным четвертого округа Буинского уезда. По его мнению, татары города Буинска миролюбиво относятся к христианам, и только дети до 13-ти лет неприлично относятся к духовенству, благодаря конечно домашнему воспитанию взрослых, в то время как старики относятся к духовенству почтительно.

Таким образом, можно заметить, что 3 территориальные группы татар-мишарей Сим-

бирской губернии отличаются друг от друга специфичной религиозностью:

1. Татары-мишари Буинского уезда, характеризующиеся в основном негативной оценкой православия, что, однако, не исключает процессов и результатов межконфессио-нальных взаимодействий (отступничество).

2. Татары-мишари Симбирского уезда, характеризующиеся равнодушным отношением к православию и относительно мирным сосуществованием с православным населением. В этой группе наиболее многочисленны случаи отступничества, что связано с возникновением и развитием единого этнокультурного пространства.

3. Татары-мишари Сенгилеевского, Сыз-ранского, и Ардатовского уездов характеризуются положительными оценками к православным народам, а в некоторых случаях и к православию.

Кроме того, достаточно четко прослеживается зависимость выделенных групп мишарей с исторически-сложившимися этнографическими подгруппами этого Урало-Поволжского субэтноса, в составе которого выделяют буинских (Буинский уезд), темниковских (Симбирский уезд) и сергачских (Ардатовский уезд) мишарей.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Мишари - вторая по численности этнографическая группа поволжских татар, проживающая

в основном на территории Нижегородской, Ульяновской, Пензенской, Самарской областей, а также Республики Татарстан и Республики Мордовия.

2 Благочинный - административно-судебное должностное лицо православного духовенства, контролировавшее деятельность монастырей, епархиальных церквей и их причтов.

3 Данные получены по итогам первой всеобщей переписи населения Российской империи 1897 г. [10, с. 60-61].

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Государственный архив Ульяновской области (ГАУО), ф.134 - оп.7 - ед.хр.839 - л.4.

2. ГАУО, ф.134 - оп.7 - ед.хр.839 - л.19.

3. ГАУО, ф.134 - оп.7 - ед.хр.839 - л.28.

4. ГАУО, ф.134 - оп.7 - ед.хр.839 - л.30.

5. ГАУО, ф.134 - оп.7 - ед.хр.839 - л.35.

6. ГАУО, ф.134 - оп.7 - ед.хр.839 - л.37.

7. ГАУО, ф.134 - оп.7 - ед.хр.839 - л.51.

8. ГАУО, ф.134 - оп.7 - ед.хр.839 - л.54.

9. Кузеев, Р.Г. О роли буртасов в этногенезе тюркских народов лесостепного севера Евразии / Р.Г. Кузеев // Вопросы этнической истории Волго-Донья в эпоху средневековья и проблема буртасов / Тезисы к межобластной научной конференции 2327 января 1990 года - Пенза: Типография ПО Полиграфист, 1990. - С. 50-58.

10. Первая всеобщая перепись населения Российской империи 1897 г. - СПб.: 1904. - Т. XXXIX. Симбирская губерния. - 177 с.

11. Хайретдинов, Д.З. Ислам в Нижегородской области / Д.З. Хайретдинов - М.: Логос, 2007. - 128 с.

REPORTS OF PARISH PRIESTS AS A SOURCE TO EDUCE RELIGIOUS SPECIFICS OF SEPARATE REGIONAL GROUPS OF MISHAR PORULATION IN SIMBIRSK PROVINCE AT THE END OF THE 19TH -THE BEGINNING OF THE 20TH CENTURIES

A.K. Idiatullov

The article presents a description of separate Mishar-Muslim groups religiousness in accordance with their attitude to the Orthodox religion and Orthodox peoples.

Key words: Tartar-Mishar, Orthodox religion, priests, attitude, Muslim.

136

А.К. Идиатуллов. Рапорты приходских благочинных

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.