© А.К. Идиатуллов, 2009
КРАТКИЕ НАУЧНЫЕ СООБЩЕНИЯ
УДК 398 ББК 63.5
РАПОРТЫ ПРИХОДСКИХ БЛАГОЧИННЫХ КАК ИСТОЧНИК ДЛЯ ВЫЯВЛЕНИЯ СПЕЦИФИКИ РЕЛИГИОЗНОСТИ ОТДЕЛЬНЫХ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ГРУПП МИШАРЕЙ СИМБИРСКОЙ ГУБЕРНИИ В КОНЦЕ XIX - НАЧАЛЕ XX в.
А.К. Идиатуллов
Статья содержит описание религиозности отдельных групп мишарей-мусульман в зависимости от их отношения к православию и православным народам.
Ключевые слова: татары-мишари, православие, священники, отношение, мусульманин.
Несмотря на то, что в этнографической традиции принято рассмотрение генезиса мишарей1, по меньшей мере, с Х-ХШ вв., связывая его с буртасами и можарами, вопрос об однородности мишарского субэтноса остается открытым и по сей день [9, с. 51-52]. Слишком уж многочисленны факты, подтверждающие, что на возникновение и развитие мишарского народа оказали влияние разнообразные этнические и культурные группы, различие между которыми сохраняются и в настоящее время [11, с. 10-15]. Тем удивительнее выглядят попытки сведения отдельных аспектов культуры татар-мишарей к одному единственно-возможному набору описаний и характеристик. Особенно ярко подобный подход проявляется при рассмотрении духовной культуры мишарского субэтноса, ядром кото-
рой издавна стал ислам суннитского толка. Целью данной статьи является рассмотрение специфики религиозности отдельных групп мишарей Симбирской губернии (ардатовских, буинских, сенгилеевских, симбирских, сызран-ских), основываясь на анализе рапортов приходских благочинных2.
Выбор территориальных рамок обусловлен уникально-стью Симбирского Поволжья как в национальном, конфессиональном, так и в исто-рическом аспекте. В национальном аспекте Симбирское Повол-жье уникально тем, что на данной территории с конца XIX в. проживает несколько различных народов (помимо татар-мишарей, - русские, чуваши, мордва, немцы, эстонцы, латыши, украинцы и др.). Исторически-сложившейся пестротой отличается и конфессиональный состав Симбирской губернии. Так, в 1897 г. православные составляли 88,97 % от всех жителей губернии, мусульмане - 8,77 %, старообрядцы и уклоняю-
щиеся от православия - 2 %, не православные христиане (католики, лютеране, баптисты и т. п.) - 0,18 %, представители других вероисповеданий (иудеи, язычники, караимы и т. п.) - 0, 08 % 3.
Проанализировав 47 рапортов благочинных за 1908-1909 гг., в которых, среди прочего, содержаться материалы об отношении татар-магометан к православию, нами была выявлена очень интересная особенность: наиболее негативно настроены к православию мишари Буинского уезда. Священники отмечают, что ислам здесь более воинственный, чем в других уездах [3]. Здешние мишари относятся к православию очень враждебно, и где возможно стараются унизить православие в глазах простого народа путем насмешек и глумления над разными обрядами церкви и духовенства [4]. Другой благочинный отмечает: «Магометане как фанатичные последователи ислама, имеют только одно озлобление и отвращение ко всему православному» [5]. Религиозные обряды православных, например, вынос покойника на кладбище, крестные ходы в престольный праздник и на Пасху и даже хождение православных в храм Божий к богослужению, подвергаются осмеянию и порицанию магометан, причем допускаются ими возмутительные и оскорбительные для православных христиан выходки. Поэтому не удивительно, что всякие попытки священников вести собеседование на религиозные темы терпели фиаско: «Они сильно озлобляются, поднимают шум и неминуема драка, если не прекратить разговор о вере» [6].Открытая же и публичная проповедь среди мусульман мыслилась местным отцам церкви крайне опасной, «ибо она грозила бы целым восстанием» [8]. И даже в небольшой деревне, состоящей всего из 20 дворов и не имеющей ни муллы, ни мечети, священник второго округа Буинского уезда отмечает опасность мусульманской пропаганды [7]. В основном священники, практически единогласно, отмечают религиозное влияние татар-мишарей на православные народы (в основном чуваш), а не наоборот.
Однако эти данные нельзя трактовать однозначно, так как в том же Буинском уезде один из священников говорит, что его беседа среди группы мишарей, состоящих из нескольких че-
ловек, ограничивается только их согласием со словами священника и за три года из магометанства в православие обратился один татарин. Полyчается, что групповоє враждебное отношение татар-мyсyльман к православию вовсе не исключает слyчаев «отстyпничества».
Иная ситyация сложилась в Симбирском Уєздє той же гу6єрнии. По мнению местных священников, магометанское население относиться равнодушно к христианству, не выражает стремления к совращению православных в свою веру, в домах же православных ведет себя скромно и к духовенству относится с уважением. Однако, количество магометан, принявших православие, здесь значительно выше и составляет 9 человек и это несмотря на то, что мер против магометанства, со слов одного из священников, не предпринимается [1]. Сходные эпитеты, характеризующие отношение мишарей-мусульман к православию, встречаются и в других уездах. Например, благочинный четвертого округа Сызранского уезда пишет, что «магометане с православными живут миролюбиво» [2].
Однако самое интересное свидетельство
о межнациональных взаимоотношениях содержится в рапорте священника Ардатовско-го уезда. Согласно ему, магометане свыклись уже с обрядами православной церкви и какого-либо глумления над православными обрядами не замечается и даже относятся с почтением, снимая шапки при разного рода торжественных крестных ходах. Обычно случаи мирного сосуществования православных народов (чувашей и русских) с ми-шарями-мусульманами священники объясняют либо общими земельными интересами, либо занятием одними и теми же промыслами, например, «коновальством».
Интересны также имеющиеся отличия в отношении к православию в разных возрастных группах, отмеченные благочинным четвертого округа Буинского уезда. По его мнению, татары города Буинска миролюбиво относятся к христианам, и только дети до 13-ти лет неприлично относятся к духовенству, благодаря конечно домашнему воспитанию взрослых, в то время как старики относятся к духовенству почтительно.
Таким образом, можно заметить, что 3 территориальные группы татар-мишарей Сим-
бирской губернии отличаются друг от друга специфичной религиозностью:
1. Татары-мишари Буинского уезда, характеризующиеся в основном негативной оценкой православия, что, однако, не исключает процессов и результатов межконфессио-нальных взаимодействий (отступничество).
2. Татары-мишари Симбирского уезда, характеризующиеся равнодушным отношением к православию и относительно мирным сосуществованием с православным населением. В этой группе наиболее многочисленны случаи отступничества, что связано с возникновением и развитием единого этнокультурного пространства.
3. Татары-мишари Сенгилеевского, Сыз-ранского, и Ардатовского уездов характеризуются положительными оценками к православным народам, а в некоторых случаях и к православию.
Кроме того, достаточно четко прослеживается зависимость выделенных групп мишарей с исторически-сложившимися этнографическими подгруппами этого Урало-Поволжского субэтноса, в составе которого выделяют буинских (Буинский уезд), темниковских (Симбирский уезд) и сергачских (Ардатовский уезд) мишарей.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Мишари - вторая по численности этнографическая группа поволжских татар, проживающая
в основном на территории Нижегородской, Ульяновской, Пензенской, Самарской областей, а также Республики Татарстан и Республики Мордовия.
2 Благочинный - административно-судебное должностное лицо православного духовенства, контролировавшее деятельность монастырей, епархиальных церквей и их причтов.
3 Данные получены по итогам первой всеобщей переписи населения Российской империи 1897 г. [10, с. 60-61].
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Государственный архив Ульяновской области (ГАУО), ф.134 - оп.7 - ед.хр.839 - л.4.
2. ГАУО, ф.134 - оп.7 - ед.хр.839 - л.19.
3. ГАУО, ф.134 - оп.7 - ед.хр.839 - л.28.
4. ГАУО, ф.134 - оп.7 - ед.хр.839 - л.30.
5. ГАУО, ф.134 - оп.7 - ед.хр.839 - л.35.
6. ГАУО, ф.134 - оп.7 - ед.хр.839 - л.37.
7. ГАУО, ф.134 - оп.7 - ед.хр.839 - л.51.
8. ГАУО, ф.134 - оп.7 - ед.хр.839 - л.54.
9. Кузеев, Р.Г. О роли буртасов в этногенезе тюркских народов лесостепного севера Евразии / Р.Г. Кузеев // Вопросы этнической истории Волго-Донья в эпоху средневековья и проблема буртасов / Тезисы к межобластной научной конференции 2327 января 1990 года - Пенза: Типография ПО Полиграфист, 1990. - С. 50-58.
10. Первая всеобщая перепись населения Российской империи 1897 г. - СПб.: 1904. - Т. XXXIX. Симбирская губерния. - 177 с.
11. Хайретдинов, Д.З. Ислам в Нижегородской области / Д.З. Хайретдинов - М.: Логос, 2007. - 128 с.
REPORTS OF PARISH PRIESTS AS A SOURCE TO EDUCE RELIGIOUS SPECIFICS OF SEPARATE REGIONAL GROUPS OF MISHAR PORULATION IN SIMBIRSK PROVINCE AT THE END OF THE 19TH -THE BEGINNING OF THE 20TH CENTURIES
A.K. Idiatullov
The article presents a description of separate Mishar-Muslim groups religiousness in accordance with their attitude to the Orthodox religion and Orthodox peoples.
Key words: Tartar-Mishar, Orthodox religion, priests, attitude, Muslim.
136
А.К. Идиатуллов. Рапорты приходских благочинных