Научная статья на тему 'Ранжирование факторов развития туризма'

Ранжирование факторов развития туризма Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
231
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАЗВИТИЕ / DEVELOPMENT / ФАКТОРЫ / FACTORS / ЭТАП / STAGE / ПЕРИОД / PERIOD / ТУРИЗМ / TOURISM / РАНЖИРОВАНИЕ ФАКТОРОВ РАЗВИТИЯ / RANKING FACTORS OF THE DEVELOPMENT / ЭКСПЕРТНАЯ ОЦЕНКА / EXPERT OPINION

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Чабанюк О.В.

В статье рассмотрены факторы развития туризма на основе системного подхода. Выделены однородные этапы развития туризма, характеризующиеся особыми качественными параметрами. Приведены экспертные оценки факторов развития туризма и расчеты разности между рангами испытываемых факторов. Рассчитан коэффициент ранговой корреляции Спирмена при сравнении предложенных этапов развития туризма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Ranking factors of the tourism development

The article describes the factors of the tourism development on the base of a system approach. Homogeneous stages of the tourism development, characterized by special quality parameters, are pointed. Expert opinions about the factors of the tourism development and calculations of the difference between the ranks of test factors are given. Comparing the proposed stages of the tourism development the coefficient of Spearman's rank correlation is calculated.

Текст научной работы на тему «Ранжирование факторов развития туризма»

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ РАНЖИРОВАНИЕ ФАКТОРОВ РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА

О.В. ЧАБАНЮК,

кандидат экономических наук, старший преподаватель кафедры экономики и управления Воскресенского института туризма — филиал НОУ ВПО Российской международной академии туризма Научная специальность: 08.00.05 — Экономика и управление народным хозяйством

E-mail: ilja.Elisejew@profme-group.com Рецензент: доктор экономических наук Козырев В.М.

Аннотация. В статье рассмотрены факторы развития туризма на основе системного подхода. Выделены однородные этапы развития туризма, характеризующиеся особыми качественными параметрами. Приведены экспертные оценки факторов развития туризма и расчеты разности между рангами испытываемых факторов. Рассчитан коэффициент ранговой корреляции Спирмена при сравнении предложенных этапов развития туризма.

Ключевые слова: развитие; факторы; этап; период; туризм; ранжирование факторов развития; экспертная оценка.

RANKING FACTORS OF THE TOURISM DEVELOPMENT

O.V. CHABANUK,

candidate of economic sciences, the senior lecturer ofthe chair of economy and management of Voskresensky institute of tourism — NOU VPO branch of the Russian international academy of tourism

Annotation. The article describes the factors of the tourism development on the base of a system approach. Homogeneous stages of the tourism development, characterized by special quality parameters, are pointed. Expert opinions about the factors of the tourism development and calculations of the difference between the ranks of test factors are given. Comparing the proposed stages of the tourism development the coefficient of Spearman's rank correlation is calculated.

Keywords: development; factors; stage; period; tourism; ranking factors of the development; expert opinion.

Для выделения факторов развития особой сферы жизнедеятельности общества — туризма автор использовал системный подход.

Согласно системному подходу туризм представляется в виде сложного иерархического объекта, взаимодействующего с окружением. Ключевые факторы развития объекта кроются в двух средах — во внешней и внутренней. Из внешней среды туризм черпает ресурсы, во внутренней сфере создаются предпосылки для создания туристского продукта. Факторы и переменные внешней и внутренней среды объекта, предлагаемые в современной литературе, представлены в табл. 1. Однако системный подход включает не только разграничение понятий по типу «или — или». Возможно указать факторы, воздействующие одновременно на внешнюю и внутреннюю среду туризма. К ним относим: глобальное состояние мировой цивилизации, изменения экологии, старение и износ материальных элементов систем. Важными факторами следует считать потребности человека и общества.

Научный подход к исследованию развития туризма предполагает деление продолжительного пе-

риода времени на относительно однородные этапы, характеризующиеся особыми качественными параметрами. В теоретическом плане такие этапы должны определяться совокупностью социально-экономических отношений, складывающихся в течение рассматриваемого отрезка времени и конкретизируемых в комплексе воздействующих факторов. Периодизация развития туризма, необходимая для познания его глубинных процессов, возможна при условии учета комплекса факторов. К важнейшим факторам, обусловившим развитие туризма, на наш взгляд, следует отнести следующие: изменения внешней среды (экономика, политика, социально-культурные факторы, доходы населения); изменения внутренней среды (туристские ресурсы, структура туризма, культура туризма, технологии); потребности человека в туризме; потребности общества в туризме; научно-технический прогресс; глобальное состояние цивилизации в мире; процессы старения и износа элементов системы туризма; изменение экологии; степень освоения пространства (географический ареал).

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Развитие выступает как определенно направленное, необратимое изменение объекта: или просто от старого к новому, или от простого к сложному, от низшего уровня к все более высокому [2, с. 409]. Одновременно развитие является двойным процессом: новые явления сосуществуют со старыми, борются с ними. Поэтому настоятельна оценка важности отдельных факторов, влияющих на развитие туризма, в конкретные периоды времени. С учетом ведущей роли отдельных факторов периодизация развития туризма будет выглядеть следующим образом: первый этап охватывает период с первой трети XIX в. до Первой мировой войны; второй этап (1914—1920 гг.) включает годы Первой мировой войны и восстановления экономики; третий этап — 1920—1939 гг.;

четвертый этап (1939—1950 гг.) относится к предвоенному периоду Второй мировой войны, годам восстановления; пятый этап — 1950—1980 гг.; шестой этап — 1980—2000 г.; седьмой этап — с 2000 г. по настоящее время.

Для ранжирования факторов развития туризма выполнена их экспертиза. Ее осуществили 12 специалистов в области туристского бизнеса. В табл. 1 приведены экспертные оценки факторов развития туризма и расчеты разности между рангами испытываемых факторов.

Коэффициент корреляции Спирмена [1, с. 306] равен:

Я = 1 -6Щ2/п (п2 -1),

Факторы развития туризма Первый период Второй период Третий период

% к итогу ответов Ранги % к итогу ответов Ранги В2 % к итогу ответов Ранги Б2

Экономика 5 7 21,8 2 25 2,1 9 49

Политика — 29,7 1 132,25 1,3 10 81

Культура, этика 5,8 6 — 11 25 — 13,5 6,25

Доходы населения — 12,5 14,4 4 72,25 3,3 8 16

Туристские ресурсы 5,1 12,5 — 11 2,25 15,4 4 49

Организационная структура 9,3 5 — 11 36 16 3 64

Организационная культура — 12,5 — 11 2,25 — 13,5 6,25

Технология 3,4 8 — 11 9 3,4 7 16

Потребности человека в туризме 12,2 3 — 11 64 20,3 2 81

Потребности общества в туризме 20,5 2 6,9 6 16 23,3 1 25

Научно-технический прогресс 23,6 1 — 11 100 4,8 6 25

Глобальное состояние цивилизации 3 9 15,9 3 36 0,5 11 64

Старение и износ материальных элементов туризма 12,5 11 2,25 13,5 6,25

Изменения экологии — 12,5 — 11 2,25 — 13,5 6,25

География туризма 11,29 4 10,3 5 1 9,6 5 0

Сумма 525,5 495

Таблица 1.

Экспертные оценки факторов развития туризма с расчетом разности между рангами испытываемых факторов

230

Вестник Московского университета МВД России

№ 6 / 2013

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ ^к^

Продолжение таблицы 1.

Экспертные оценки факторов развития туризма с расчетом разности между рангами испытываемых факторов

Факторы развития Четвертый период Пятый период Шестой период

туризма %к итогу ответов Ранги П2 % к итогу ответов Ранги Б2 % к итогу ответов Ранги П2

Экономика 14,4 3 36 — 13,5 100 0,8 9 16

Политика 32,7 1 81 1,7 8 49 10,7 5 9

Культура, этика — 13,5 0 — 13 0,25 18,2 2 121

Доходы населения 9 4,5 12,25 8 7 6,25 — 12,5 30,25

Туристские ресурсы 0,6 10 36 10,1 5 25 — 12,5 56,25

Организационная структура 4,3 8 25 — 13 25 — 12,5 0,25

Организационная культура — 13,5 0 — 13 0,25 7,0 7 36

Технология 0,3 11 16 20,4 2 81 16 3 1

Потребности человека в туризме 2 9 49 21,3 1 64 13 4 9

Потребности общества в туризме 6,8 6 25 18,1 3 9 — 12,5 90,25

Научно-технический прогресс 9 4,5 6,25 10,4 4 0,25 19,2 1 9

Глобальное состояние мировой цивилизации 14,5 2 81 0,5 9,5 56,25 — 12,5 9

Старение и износ материальных элементов туризма 13,5 0 0,5 9,5 16 8,6 6 12,25

Изменения экологии — 13,5 0 — 13,5 0,25 6,5 8 25

География туризма 6,5 7 4 9 6 1 - 12,5 42,25

Сумма 371,5 433,5 466,5

Где П — разность между рангами испытываемых факторов;

п — число пар значений испытываемых факторов. Для измерения меры связи между выделенными периодами развития туризма был использован коэффициент ранговой корреляции Спирмена. Получены следующие значения коэффициента: при сравнении второго этапа с первым — 0,06; третьего

этапа со вторым — 0,12; четвертого этапа с третьим —0,34; пятого этапа с четвертым — 0,22; шестого этапа с пятым — 0,17.

Литература

1. Миллс Ф. Статистические методы. М., 1958.

2. Юдин Э.Г. Развитие // Большая советская энциклопедия; 3-е изд. Т. 21. М., 1977.

Отношение

второго периода с первым третьего периода со вторым четвертого периода с третьим пятого периода с четвертым шестого периода с пятым

Оценка меры связи 0,06 0,12 0,34 0,22 0,17

Первый период — первая треть XIXв. до Первой мировой войны; второй период — 1914—1920 гг.; третий период — 1920—1939 гг.; четвертый период — 1939—1950 гг.; пятый период — 1950—1980 гг.; шестой период — 1980—2000 гг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.