Научная статья на тему 'Ранжирование факторов сезонности, влияющих на туристское предложение'

Ранжирование факторов сезонности, влияющих на туристское предложение Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
402
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник РМАТ
ВАК
Ключевые слова
ВЛИЯНИЕ / ДИАГРАММА / КОЭФФИЦИЕНТ / ОПРОС / ОЦЕНКА / ПЕРИОД / РАНГ / РАНЖИРО ВАНИЕ ФАКТОРОВ / ТУРИЗМ / ФАКТОР / ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА / INFLUENCE / DIAGRAM / COEFFICIENT / SURVEY / EVALUATION / PERIOD / RANK / FACTOR RANGE / TOURISM / FACTOR / FACTOR OF TOURISM DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Чабанюк О.В.

Познание глубинных процессов сезонности возможно при условии учета комплекса фак торов. Решаются задачи ранжирования факторов, обусловливающих сезонность в ту ризме, по степени их влияния на эффективность деятельности туристских организа ций с использованием метода экспертных оценок. На основании результатов опроса 17 ведущих менеджеров, работающих в крупных туроператорских организациях, произве дено ранжирование факторов сезонности, влияющих на предложение туристских ор ганизаций. После опроса менеджеров произведена оценка степени согласованности их мнений путем вычисления коэффициента конкордации Кенделла. На основе получен ных данных построена диаграмма рангов с выделением факторов, оказывающих наи большее влияние на туристское предложение и спрос

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Ranging the season demand factors

The article aim to make range of different factors characterizing the season demand in tourism, relate them by their influence on the effective function of tour companies

Текст научной работы на тему «Ранжирование факторов сезонности, влияющих на туристское предложение»

УДК 338.2

Q.B. ЧАБАНЮК

РАНЖИРОВАНИЕ ФАКТОРОВ СЕЗОННОСТИ, ВЛИЯЮЩИХ НА ТУРИСТСКОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ

Познание глубинных процессов сезонности возможно при условии учета комплекса факторов. Решаются задачи ранжирования факторов, обусловливающих сезонность в туризме, по степени их влияния на эффективность деятельности туристских организаций с использованием метода экспертных оценок. На основании результатов опроса 17 ведущих менеджеров, работающих в крупных туроператорских организациях, произведено ранжирование факторов сезонности, влияющих на предложение туристских организаций. После опроса менеджеров произведена оценка степени согласованности их мнений путем вычисления коэффициента конкордации Кенделла. На основе полученных данных построена диаграмма рангов с выделением факторов, оказывающих наибольшее влияние на туристское предложение и спрос.

Ключевые слова: влияние, диаграмма, коэффициент, опрос, оценка, период, ранг, ранжирование факторов, туризм, фактор, факторы развития туризма.

The article aim to make range of differentfactors characterizing the season demand in tourism, relate them by their influence on the effective function of tour companies.

Key-words: influence, diagram, coefficient, survey, evaluation, period, rank,factor range, tourism, factor, factor of tourism development.

Согласно системному подходу, туризм представляется в виде сложного иерархического объекта, взаимодействующего с окружением. Ключевые факторы развития объекта кроются в двух средах - во внешней и внутренней. Из внешней среды туризм черпает ресурсы, во внутренней сфере создаются предпосылки для создания туристского продукта. Факторы и переменные внешней и внутренней среды объекта, предлагаемые в современной литературе, представлены в табл. 1. Однако системный подход включает не только разграничение понятий по типу «или -или». Возможно указать факторы, воздействующие одновременно на внешнюю и внутреннюю среду туризма. К ним относятся: глобальное состоя-

©Чабанюк0.в.,2016

ние мировой цивилизации, изменения экологии, старение и износ материальных элементов систем. Важными факторами следует считать потребности человека и общества.

Научный подход к исследованию развития туризма предполагает деление продолжительного периода на относительно однородные этапы, характеризующиеся особыми качественными параметрами. В теоретическом плане такие этапы должны определяться совокупностью социально-экономических отношений, складывающихся в течение рассматриваемого отрезка времени и конкретизируемых в комплексе воздействующих факторов. С научной точки зрения представляет интерес взаимосвязь факторов развития туризма и факторов, влияющих на эффективность деятельности пред-

приятий индустрии туризма. Ранжирование факторов развития туризма представлено в табл. 1. К важнейшим факторам, обусловившим развитие туризма, следует отнести изменения внешней среды (экономика, политика, социально-культурные факторы, доходы населения), изменения внутренней среды (туристские ресурсы, струк-

тура туризма, культура туризма, технологии), потребности человека в туризме, потребности общества в туризме, научно-технический прогресс, глобальное состояние цивилизации в мире, процессы старения и износа элементов системы туризма, изменение экологии, степень освоения пространства (географический ареал).

Таблица 1

Экспертные оценки факторов развития туризма с расчетом разности между рангами испытываемых факторов

Первый период Второй период Третий период

Фактор развития туризма Процент к итогу ответов Ранг Процент к итогу ответов Ранг D2 Процент к итогу ответов Ранг D2

Экономика 5,0 7 21,8 2 25 2,1 9 49

Политика - 29,7 1 132,25 1,3 10 81

Культура, этика 5,8 6 - 11 25 - 13,5 6,25

Доходы населения - 12,5 14,4 4 72,25 3,3 8 16

Туристские ресурсы 5,1 12,5 - 11 2,25 15,4 4 49

Организационная структура 9,3 5 - 11 36 16,0 3 64

Организационная культура - 12,5 - 11 2,25 - 13,5 6,25

Технология 3,4 8 - 11 9 3,4 7 16

Потребности человека в туризме 12,2 3 - 11 64 20,3 2 81

Потребности общества в туризме 20,5 2 6,9 6 16 23,3 1 25

Научно-технический прогресс 23,6 1 - 11 100 4,8 6 25

Глобальное состояние цивилизации 3,0 9 15,9 3 36 0,5 11 64

Старение и износ материальных эле- 12,5 11 2,25 13,5 6,25

ментов туризма

Изменения экологии - 12,5 - 11 2,25 - 13,5 6,25

География туризма 11,29 4 10,3 5 1 9,6 5 0

Сумма 525,5 495

Окончание табл. 1

Четвертый период Пятый период Шестой период

Экономика 14,4 3 36 - 13,5 100 0,8 9 16

Политика 32,7 1 81 1,7 8 49 10,7 5 9

Культура, этика - 13,5 0 - 13 0,25 18,2 2 121

Доходы населения 9,0 4,5 12,25 8,0 7 6,25 - 12,5 30,25

Туристские ресурсы 0,6 10 36 10,1 5 25 - 12,5 56,25

Организационная структура 4,3 8 25 - 13 25 - 12,5 0,25

Организационная культура - 13,5 0 - 13 0,25 7,0 7 36

Технология 0,3 11 16 20,4 2 81 16,0 3 1

Потребности человека в туризме 2,0 9 49 21,3 1 64 13 4 9

Потребности общества в туризме 6,8 6 25 18,1 3 9 - 12,5 90,25

Научно -технический прогресс 9,0 4,5 6,25 10,4 4 0,25 19,2 1 9

Глобальное состояние мировой цивилизации 14,5 2 81 0,5 9,5 56,25 - 12,5 9

Старение и износ материальных элементов 13,5 0 0,5 9,5 16 8,6 6 12,25

туризма

Изменения экологии - 13,5 0 - 13,5 0,25 6,5 8 25

География туризма 6,5 7 4 9,0 6 1 - 12,5 42,25

Сумма 371,5 433,5 466,5

Туристский бизнес сильно зависит от сезона. Высокий сезон способствует активным продажам туристского продукта в определенные месяцы года. Без учета ключевых факторов невозможно эффективное продвижение туристского продукта на рынке. Грамотный учет факторов даст туроператору информацию не только о слабых и сильных сторонах своей организации, но и поможет ему открыть новые возможности и перспективы фирмы [5].

Познание глубинных процессов сезонности возможно при условии уче-

та комплекса факторов. К важнейшим факторам, обусловливающим сезонность в туризме и как следствие влияние его на туристское предложение, следует отнести природно-климатический, культурно-исторический, социально-экономический, политический, материально-технический, демографический.

Для ранжирования факторов по степени их влияния на эффективность деятельности предприятий индустрии туризма использован метод экспертных оценок. В качестве экспертов выбраны 17 ведущих менеджеров, рабо-

тающих в крупных туроператорских организациях, со стажем работы в индустрии туризма более пяти лет, такие как Tez Tour, Pegas Touristik, Coral Travel, Natalie Tours, «Библио Глобус», «Турфирма «Нева», TUI, «Анекс Тур», НТК «Интурист», «Санрайз тур», PAG Group, «Роза ветров», Sоlvex, «Музени-

дис Трэвел», «Южный Крест», «Дельфин», «Русский Экспресс». Менеджерам туроператорских организаций предлагалось оценить факторы, влияющие на туристское предложение, по 10-балльной шкале. Результаты опроса экспертов представлены в табл. 2.

Таблица 2

Оцените влияние факторов сезонности на туристское предложение по 10-балльной шкале

№ п/п Туроператорская компания Фактор

Социально-экономический Культурно-исторический Природно-климатический Политический Материально-технический Психологический Демографический

i Tez Tour 1 З 2 4 4 б б

2 Pegas Touristik 2 2 1 4 4 4 б

З Coral Travel 1 З 1 2 З б б

4 Natalie Tours 2 З 1 4 4 б б

б «Библио Глобус» 2 4 1 З З б б

б Турфирма «Нева» 1 2 2 4 б б

l TUI 2 2 1 4 б 4 4

8 «Анекс Тур» 1 1 1 4 4 б б

9 НТК «Интурист» 2 З 1 З б б l

10 Санрайз тур 2 З 4 4 б б

ii PAG Group 2 З 1 З 4 б l

12 «Роза ветров» 2 З 1 б б б l

1З Sоlvex 1 4 4 б б б

14 «Музенидис Трэвел» 1 2 1 4 4 4 б

1б «Южный Крест» 2 З 1 З 4 б б

1б «Дельфин» З 4 1 4 б 4 l

il «Русский Экспресс» 2 З 2 4 б б l

На основании результатов проведенного опроса произведено ранжирование факторов сезонности, влияющих

на туристское предложение туристских организаций (табл. З).

Таблица З

Матрица рангов

№ п/п Туроператорская компания Фактор

Компетентность Социально-экономический Культурно-исторический Природно-климатический Политический Материально-технический Психологический Демографический

i Tez Tour O,O58 i 3 2 4 4 5 б 25

2 Pegas Touristik O,O58 2 2 i 4 4 4 б 22

З Coral Travel O^l i 3 i 2 3 5 б 2i

4 Natalie Tours O,O5l 2 3 i 4 4 5 б 24

б «Библио Глобус» O,O58 2 4 i 3 3 5 б 24

б Турфирма «Нева» O,O6O i 2 2 4 б б 23

l TUI O,O5l 2 2 i 4 5 4 4 22

8 «Анекс Тур» O,O6Í i i i 4 4 б б 22

9 НТК «Интурист» O,O6O 2 3 i 3 5 б l 26

iO «Санрайз тур» O,O5l 2 3 4 4 б б 21

ii PAG Group O,O6O 2 3 i 3 4 б l 26

i2 «Роза ветров» O,O6O 2 3 i 5 5 б l 29

1З Sоlvex O,O58 i 4 4 5 б б 21

i4 «Музенидис Трэвел» O,O6O i 2 i 4 4 4 б 22

1б «Южный Крест» O,O59 2 3 i 3 4 б б 24

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1б «Дельфин» O,O5l 3 4 i 4 5 4 l 28

il «Русский Экспресс» O,O58 2 3 2 4 5 б l 28

Сумма рангов i,OO 29 48 22 б1 l2 8б lO2 42O

Отклонение Ai суммы рангов от средней суммы рангов -31 -12 -38 i 12 2б 42

Квадраты отклонений A 2 i 9б1 144 1444 i 144 1164 5134

Таблица 3 дает сравнительную оценку влияния различных факторов на параметры оптимизации и тем самым помогает правильно отобрать факторы для последующего исследования.

После проведения опроса менеджеров оценивается степень согласован-

ности их мнений путем вычисления коэффициента конкордации Кенделла Коэффициент конкордации может изменяться от 0 до 1. Если он существенно отличается от нуля (№^1), можно считать, что между мнениями экспертов имеется определенное со-

гласие. Если коэффициент конкорда-ции недостаточен (Ж—0), то исследователи неодинаково ранжируют факторы.

Данные опроса обрабатывались следующим образом. Для каждого фактора в табл. 3 вычисляется сумма рангов:

12 ¿2 т2 (к3 - к}

12 £?=1 А?

1

=1

] =1

I=1 ] =1

Ш =

ш =

где т - число опрошенных специалистов; а. - ранг г-го фактора, присвоенный]-м исследователем.

Затем вычислено отклонение А суммы рангов от средней суммы рангов для каждого из факторов:

т к т

где А. - отклонение суммы рангов г-го фактора от средней суммы рангов; к - число

1 ^ т

факторов; ^ ^ а¿у - средняя сумма

I=1 ] =1

рангов.

Средняя сумма рангов для семи представленных факторов будет иметь значение

— ^ т

— ^^Яу = 7 (29 + 48 + 22 + 61 +

¿ = 1 у =1

+ 72 + 86 + 102) = 60 .

После определения значения А. для каждого из факторов рассчитывается отклонение А. суммы рангов от средней суммы рангов и квадраты отклонений А 2, для определения степени согласованности мнений опрошенных специалистов. Коэффициент конкордации (Ж) вычисляется по формуле

т2 (к3 — к)

12(961 + 144 + 1444 + 1 + 144 + 676 + 1764) _ = 172(73 - 7) "

= 0,63 .

В результате коэффициент конкордации достаточно высокий. Он дает основание предполагать, что эксперты компетентны, независимы и объективны. Убедившись в согласованности мнений специалистов, построим диаграмму рангов. При построении диаграммы по оси абсцисс откладываем факторы в порядке возрастания суммы рангов, а по оси ординат - суммы рангов. Диаграмма рангов приведена на рис. 1.

Часть диаграммы, выделенная серым цветом, характеризует влияние факторов на предложение туристских организаций. Степень влияния фактора на исследуемую величину оценивается по величине суммы рангов: чем меньше сумма рангов фактора, тем большее влияние он оказывает на исследуемую величину. Из диаграммы следует, что наибольшее влияние на туристское предложение и спрос оказывает природно-климатический фактор, поэтому туроператору необходимо учитывать традиционные периоды, когда интерес к туристскому продукту резко возрастает. Таких периодов в году можно выделить три: период накануне майских праздников (середина - конец апреля), период летних отпусков (июнь - август) и период накануне нового года (декабрь).

110-

100-

90-

я

о

1-1

к

Л Л Л

80-

70-

О 60-

50-

403020. 10 0

о 1

к к

о §

^ в

К к

К к

о к л Ч Л К Я о О

У 5

& си ^ №

§

| К

^ н

о

=Н К К

о

си ^

К н К

ч о

К

=н к к

0

си ^

К К

И си н

1

о к л Ч Л

К &

си н Л

=Н К К

о

си ^

К

1-н

о ч о и к

о

К

=н к к

о

си ^

К

Л &

1-1 О й

си

ч

Факторы Рис. 1. Диаграмма рангов

Эффективность деятельности предприятия индустрии туризма формируется также под воздействием следующих факторов:

• социально-экономического, способствующего улучшению условий оплаты труда, увеличению продолжительности оплачиваемого отпуска, повышению культурного уровня, стремлению людей к познанию, к ознакомлению с бытом, культурой, историей других стран и народов. Для туристского рынка важна покупательная способность. Общий уровень покупательной способности зависит от уровня текущих доходов, цен, сбережений и доступности кредита. На покупательной способности сказываются экономические спады, высокий уровень безработицы, растущая стоимость получения кредитов;

• культурно-исторического, включающего в себя памятники архитектуры и истории, высокоразвитую духовную и материальную культуры, культурные связи и разнообразие народностей и конфессий внутри населения;

• политического - этот фактор является значимым для туристских организаций на территории Российской Федерации, так как на их деятельность (а в иных случаях просто на выживаемость) огромное влияние оказывает политическая нестабильность, вооруженные конфликты, массовые беспорядки в различных странах.

К политическим факторам, безусловно, следует отнести и состояние нормативно-правовой базы, регулирующей сферу туризма в государстве. Государство и объединения туристских организаций (союзы, ассоциации) при-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

нимают меры, направленные на повышение эффективности развития российского туризма [1-4].

Все перечисленные нормативные документы направлены на обеспечение эффективного решения проблем динамичного и устойчивого развития туризма;

• материально-технического, характеризующего состояние и возможности материально-технической базы туризма. Материально-техническая база туризма является основой развития организованного туризма, так как она создает все необходимые условия для предоставления туристам полного комплекса услуг (размещение, питание, перевозка (трансфер), экскурсии и т.д.), помогающие туроператору на основании большой материально-технической базы разработать туристское предложение;

• психологического, обеспечивающего безопасность туриста;

• демографического - постоянно растущий взаимный интерес народов в разных странах, имеющих единый или родственный язык либо связанных общностью истории и культуры (этниче-

ский туризм); повышенный спрос на участие в специализированных поездках лиц одной профессии или общественной функции (специализированный туризм), безусловно, сказываются на формировании туристского продукта.

Таким образом, из произведенного ранжирования факторов сезонности методом экспертных оценок по опросам специалистов индустрии туризма (туроператорских организаций) следует, что наибольшее влияние на туристское предложение оказывает природно-климатический фактор.

Вторым по значимости фактором является социально-экономический (возможность туристов оплачивать отдых, продолжительность отпуска и т.д.); третьим - культурно-исторический. Немаловажным фактором, как показывают последние события, является политический.

Туристская организация не имеет возможности влиять на внешнюю среду и для эффективной деятельности должна приспосабливаться к ней, неустанно следить за ее изменениями, прогнозировать и своевременно реагировать.

ЛИТЕРАТУРА И ЭЛЕКТРОННЫЕ РЕСУРСЫ

1. Государственная программа Российской Федерации «Развитие культуры и туризма» на 2013-2020 годы». Утверждена Постановлением Правительства РФ от 15.04.2014 г. № 317.

2. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года [Электронный ресурс]. URL: http://www.ifap.ru/ofdocs/ rusrus006.pdf (дата обращения: 21.03.2012).

3. Концепция Федеральной целевой программы «Развитие внутреннего и выездного туриз-

ма в Российской Федерации (2011-2018 годы)». Утверждена Постановлением Правительства РФ от 02.08.2011 г. № 644.

4. Стратегия развития туризма в Российской Федерации на период до 2020 года. Утверждена Распоряжением Правительства РФ от 31.05.2014 г. № 941-р.

5. ГАРАНТ.РУ [Электронный ресурс] // Информация [сайт]. URL: http://www.ga-rant.ru/products/ipo/prime/doc/70635190/ #118#ixzz3NlBqd8yR (дата обращения: 25.12.2014).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.