Научная статья на тему 'Ранняя версия рассказа о взятии Полоцка в 1563 г. В древнерусской книжности'

Ранняя версия рассказа о взятии Полоцка в 1563 г. В древнерусской книжности Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
229
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Усачев Андрей Сергеевич

В статье рассматриваются различные версии рассказа о крупнейшей победе России в Ливонской войне взятии Полоцка русскими войсками в 1563 г. в русских повествовательных источниках, тексты которых сравниваются друг с другом. В работе устанавливается, что наиболее ранняя версия рассказа о взятии Полоцка содержится в Книге степенной царского родословия (начало 1560-х гг.). Вероятно, источниками для нее послужили устные рассказы очевидцев похода, которые были зафиксированы вскоре после данного события.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Early Version of the Account of the Capture of Polotsk in 1563 in Old Russian Literature

In the article the author examines various versions of the story about the major victory of Russia in Livonian war (the capture of Polotsk by Russian armies in 1563) in the Russian narrative sources whose texts are compared with each other. It is established that the earliest version of the story about a capture of Polotsk is contained in the Book of Degrees of the Royal Genealogy (Kniga stepennaia tsarskogo rodosloviia, the beginning of 1560th). Probably, its sources were oral stories of eyewitnesses of the campaign which were written down soon after the event.

Текст научной работы на тему «Ранняя версия рассказа о взятии Полоцка в 1563 г. В древнерусской книжности»

ИСТОРИЯ РОССИИ

А. С. Усачев

РАННЯЯ ВЕРСИЯ РАССКАЗА О ВЗЯТИИ ПОЛОЦКА В 1563 г.

В ДРЕВНЕРУССКОЙ КНИЖНОСТИ1

Взятие Полоцка 15 февраля 1563 г. является крупнейшей победой русского оружия в Ливонской войне. Это событие имело колоссальное значение как с военной точки зрения, так и с политической. Несмотря на имеющиеся в литературе разногласия в вопросе о численности русских войск, исследователи единодушно отмечают, что взятие Полоцка по числу задействованных в нем вооруженных сил явилось крупнейшей военной акцией русского правительства в XVI в.1 Кроме того, взятие одного из важнейших городов главного противника России на ее западных рубежах — Польско-Литовского государства — имело и колоссальное политическое значение, поскольку давало Ивану IV дополнительный веский довод в вековом споре со своим соседом о южных и западнорусских землях2. Именно поэтому анализ данных источников об этом событии имеет большое значение для изучения не только взятия Полоцка, но и внешней политики Русского государства времени Ивана Грозного в целом. О взятии Полоцка сообщает целый ряд источников. Какие из них содержат наиболее близкие к описываемым событиям рассказы? Поиску ответа на этот вопрос и посвящена настоящая работа.

К числу наиболее ранних источников, содержащих информацию о взятии Полоцка, относятся делопроизводственные материалы, использовавшиеся при составлении т. н. Книги о Полоцком походе 1562/1563 годов3, летописи (Александро-Невская, Лебедевская, Псковская III), Степенная книга4, а также ряд иностранных источников. В настоящей работе мы рассмотрим сведения, содержащиеся в русских нарративных источниках.

В памятниках официального летописания — Александро-Невской и Лебедевской летописях — под 7071 (1562/1563) г. подробно рассказывается о взятии Полоцка, перечисляются все полки, участвовавшие в нем, и командовавшие ими воеводы, приводится текст письма новгородского архиепископа Пимена Ивану IV, излагается пространное послание царя митрополиту Макарию по случаю взятия города, сообщается о назначении воевод в нем, об освобождении пленных поляков и т. д.5 Несколько особняком стоит рассказ под этим же годом Псковской III летописи, кратко сообщающий о взятии города6. Анализируя сведения летописей о данном событии, необходимо обратить внимание на время их составления. Как уже отмечалось в историографии, Александро-Невская и Лебедевская летописи представляют собой копии с томов Лицевого летописного свода7, создание которого относится к периоду не ранее конца 60-х гг. XVI столетия8. Вероятно, примерно в то же время была составлена неофициальная Псковская III летопись, в которой изложение событий

* Работа выполнена при поддержке РГНФ (проект № 06-04-00497а).

© А. С. Усачев, 2008

доводится до 1567 г. Таким образом, рассказ о взятии Полоцка фиксируется в летописях, созданных не ранее второй половины — конца 60-х гг. XVI в., т. е. отстоящих по крайней мере на несколько лет от описываемых событий. Сохранилась ли более ранняя версия данного рассказа?

Обратимся к крупнейшему памятнику русской исторической мысли рубежа 50-х — 60-х гг. XVI в. — Степенной книге, которая составлялась духовником Ивана IV Андреем (впоследствии митрополит Афанасий) по поручению митрополита Макария. Данный памятник повествует о русской истории с древнейших времен, доводя рассказ до событий начала Ливонской войны, описанию которых посвящена 18-я глава 17-й степени. В Степенной книге сообщается о том, что в «в лето 7071 за неисправление и враждование литовскаго краля Августа самъ благочестивый царь и великий князь подвижеся со множествомъ силы своея и, шед, взя древнее свое отечество, славный град Полтескъ, и тамо живущихъ богоубийственыхъ жидовъ конечьной пагубе предаде и богомерзскихъ латынъ и злейшихъ иконоборець расплени и расточи и градъ благочестиемъ обнови и въ немъ истинное православие утверди, и во всемъ поспешествующу ему (Ивану Грозному — А. У.) Всемогущему Богу»9. Как видим, рассказ Степенной книги намного короче летописного известия. Вместе с тем, в этом произведении приводится известие, которое отсутствует в официальной летописи (а также в Книге Полоцкого похода), — сообщение о казни иудеев («жидов»). Важно отметить, что это сообщение совпадает как с данными иностранных источников, повествующих о взятии Полоцка10, так и с материалом, правда, несколько более поздней неофициальной Псковской III летописи, которая также содержит данное известие11. Чем можно объяснить особенности рассказа Степенной книги?

Итоги специального изучения времени написания Степенной книги дают основания полагать, что 18-я глава 17-й степени в древнейших ее списках (Чудовский и Томский, начало 1560-х гг.) появилась не сразу — она была вставлена после создания основного текста этой степени между 15 февраля и 31 декабря 1563 г. (т. е. не ранее взятия Полоцка и не позднее смерти митрополита Макария, о которой автору Степенной ничего не известно). Имеющийся материал дает основания сузить датировку написания 18-й главы. Так, нельзя не отметить, что составитель памятника, уделявший особое внимание рассказу о жизни великокняжеского семейства, умалчивает о рождении во второй половине марта 1563 г. сына Ивана IV Василия. Это наводит на мысль, что окончание памятника (включая и внесение известия о взятии Полоцка) относится к периоду между серединой февраля — второй половиной марта 1563 г., т. е. ко времени между известным автору памятника полоцким взятием и рождением царевича Василия, о котором, судя по всему, книжник не знал12. Сказанное выше позволяет предположить, что фиксация представленного в Степенной книге рассказа о взятии Полоцка, вероятно, произошла в ближайшие недели после этого события.

Повествуя о современных ему событиях, автор Степенной основывался на Летописце начала царства13 и его продолжении, которое, по всей видимости, было доведено до начала 1560 г.14 Учитывая то, что рассказ Степенной книги, в котором отсутствуют какие-либо подробности взятия города в 1563 г., не может быть возведен к летописной записи15, можно полагать, что он был основан на устных источниках (вероятно, рассказах участников Полоцкого похода), поскольку летописная версия описания данного события к тому времени еще не сложилась (как отмечалось выше, официальная версия рассказа, если прав Д. М. Володохин, была составлена на рубеже 60-70-х гг. XVI в.16). По свидетельствам источников, автор Степенной книги Андрей-Афанасий, являясь духовником

царя, сопровождал его в ряде дальних поездок (при посещении Владимирского Рождественского монастыря, в походе на Казань в 1552 г.)17. Нельзя исключить того, что он мог сопровождать царя и в Полоцком походе. В любом случае, вряд ли можно сомневаться в информированности ближайшего к Ивану IV лица.

Таким образом, есть основания полагать, что среди памятников древнерусской книжности наиболее ранний рассказ о взятии Полоцка представлен в Степенной книге. Судя по всему, повествуя о данном событии, ее автор использовал устные рассказы свидетелей похода; он сам мог быть очевидцем событий. Сказанное выше дает основания полагать, что наиболее близкий по хронологии к описываемым событиям рассказ о взятии Полоцка в 1563 г. включал в себя упоминание самого факта взятия города, известие о казни в завоеванном городе «богоубийственных жидов» и выселении «богомерзких латин», а также сообщение об «обновлении» «града благочестием» и утверждении в нем православия. О прочем наиболее ранний русский повествовательный источник о взятии Полоцка умалчивает. Лишь некоторое время спустя с привлечением делопроизводственной документации был составлен пространный рассказ о главной победе русского оружия в Ливонской войне, отразившийся в записи за 1562/1563 гг. ряда летописей. Его официальный характер проявился в умолчании о репрессиях по отношению к населению завоеванного города.

1 Последнее исследование данного вопроса см.: ПенскойВ. В. Военный потенциал Российского государства в конце

XV-XVI веках: Количественное измерение // Отечественная история. 2008. № 1. С. 9-11.

2 Подробнее см.: Хорошкевич А. Л. Россия в системе международных отношений середины XVI в. М., 2003.

С. 324-389.

3 См.: Книга Полоцкого похода 1563 г. (Исследование и текст) / Подг. текста, ст. и указ. К. В. Петрова. СПб., 2004. (Рукописные памятники. Вып. 9); Баранов К. В. Записная книга Полоцкого похода 1562/63 года // Русский дипло-матарий. М., 2004. Вып. 10. С. 119-154. Также см.: Анхимюк Ю. В. Полоцкий поход 1563 года в частных разрядных книгах // Там же. С. 155-170.

4 Подробнее об особенностях представления событий Ливонской войны в русских повествовательных источниках XVI в. см.: Филюшкин А. И. Причины «Полоцкого взятия» 1563 г. глазами современников и потомков // Вестн. С.-Петерб. ун-та. Сер. 2. 2005. Вып. 3. С. 20-31; Он же. Изображение Ливонской войны в русском летописании

XVI-XVII вв. // Исследования по истории средневековой Руси: К 80-летию Юрия Георгиевича Алексеева. СПб., 2006. С.347-368.

5 Согласно предположению Д. М. Володихина, рассказ о взятии Полоцка, который отражен в Лебедевской и Александро-Невской летописях, был написан в конце 60-х — начале 70-х гг. XVI в. для Лицевого свода. По мнению историка, в его основу была положена «Память» о Полоцком походе, авторство которой Д. М. Володихин приписывает М. А. Безнину. См.: Володихин Д. М. Лебедевская летопись о взятии Полоцка войсками Ивана IV в 1563 г. (Вопросы атрибуции) // Вестн. МГУ Сер. 8. 1995. № 1. С. 49-62.

6 ПСРЛ. Т. 29. М., 1965. С. 304-318; Псковские летописи. М., 1955. Вып. 2. С. 244.

7 См., например: Клосс Б. М. Никоновский свод и русские летописи XVI-XVII вв. М., 1980. С. 227-231.

8 О датировке Лицевого свода см.: Клосс Б. М. Никоновский свод. С. 232-252; Амосов А. А. Лицевой летописный свод Ивана Грозного. Комплексное кодикологическое исследование. М., 1998. С. 184-222.

9 ПСРЛ. Т. 21. 2-я половина. СПб., 1913. С. 662.

10 См.: Хорошкевич А. Л. Россия... С. 333.

11 «А от Полтеска князь велики пошол на другои недели великого поста к Москве; а которыа были въ городе жили люди Жидове, и князь велики велел ихъ и с семьями в воду в речноую въметати, и оутопили ихъ» (см.: Псковские летописи. Вып. 2. С. 244).

12 Подробнее о времени написания Степенной книги см.: Усачев А. С. К вопросу о датировке Степенной книги // Древняя Русь. Вопросы медиевистики. 2005. № 4 (22). С. 28-40. Поздняя датировка 18-й главы в 17-й степени в Томском списке Степенной книги была отмечена нами (Там же. С. 38-40). На вставной характер этого раздела в Чудовском списке указал А. В. Сиренов, полагая, что вставка была произведена в общем протографе Чудовского и Томского списков — Волковском, который сохранился, однако, лишь во фрагментах — до 6-й степени включительно (см.: Сиренов А. В. Степенная книга: История текста. М.; СПб., 2007. С. 406).

13 См.: Miller D. Official history in the reign of Ivan Groznyi and its seventeenth-century imitators // Russian history. 1987. Vol. 14. № 1^. P. 341.

14 См.: Усачев А. С. Степенная книга и русское летописание 60-х гг. XVI в.: Постановка проблемы // Древняя Русь. Вопросы медиевистики. 2005. № 3 (21). С. 107-108.

15 Как было отмечено выше, Степенную книгу и Псковскую III летопись сближает наличие общего известия (о казни иудеев). Однако Степенная не может быть возведена к этому памятнику летописания: во-первых, он был составлен несколько позднее; во-вторых, сообщение в данных источниках читается по-разному — если в Псковской летописи указано на утопление «жидов», то в Степенной книге упомянуто лишь их предание «конечьной пагубе»; в-третьих, нет никаких данных, позволяющих предположить, что существовала связь митрополичьего скриптория, в котором создавалась Степенная книга, с этим центром ведения неофициального летописания. Наличие общего известия в данных памятниках, по всей видимости, обусловливалось тем, что их составители использовали в качестве источников устные рассказы очевидцев событий.

16 См.: прим. 5.

17 Подробнее о биографии Андрея-Афанасия см.: ПокровскийН. Н. Афанасий // Словарь книжников и книжности Древней Руси. Л., 1988. Вып. 2. Ч. 1. С. 73-79; Хорошкевич А. Л. Митрополит Афанасий и царь Иван Грозный // In memoriam: Сб. памяти Я. С. Лурье. СПб., 1997. С. 282-291; Макарий (Веретенников). Всероссийский митрополит Афанасий (1564-1566) // Макарий (Веретенников). Из истории русской иерархии XVI века. М., 2006. С. 104-125 (цит. по последнему изданию данной статьи).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.