Научная статья на тему 'Ранняя история Рождественского Владимирского монастыря'

Ранняя история Рождественского Владимирского монастыря Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Монастырь Рождества Богородицы во Владимире / Лаврентьевская летопись / Всеволод Большое Гнездо / княжеские монастыри / Владимирский Успенский Княгинин монастырь / Успенский собор / Киево-Печерский Патерик / Александр Ярославич Невский / the Virgin Mary Birth Monastery in Vladimir / Laurentian Codex / Vsevolod the Big Nest / Prince Monasteries / Vladimir Princess Monastery of the Virgin Mary Dormition / the Dormition Cathedral in Vladimir / Alexander Nevsky / Kiev-Pechersk Patericon

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Людмила Евгеньевна Морозова

Статья посвящена истории покровительства великого князя Всеволода Большое Гнездо и его потомков над монастырем Рождества Пресвятой Богородицы города Владимира. Также автор обращает внимание на судьбу игуменов, окормлявших великокняжескую семью, которые впоследствии становились епископами Ростова, Суздаля и Владимира. Автор также обращает внимание на тот факт, что монастырь Рождества Пресвятой Богородицы усилиями его ктиторов не только превратился в место упокоения потомков великого князя Всеволода Большое Гнездо (например, святого благоверного князя Александра Ярославича Невского), но на рубеже XII–XIII вв. стал одним из центров книжности Древней Руси, центром общерусского летописания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Early History of the Christmas Vladimir Monastery

The article is devoted to the history of patronage that Grand Prince Vsevolod the Big Nest and his descendants provided to the Nativity of the Most Holy Theotokos Monastery in the town of Vladimir. Attention is also paid to the fate of hegumens who took care of the Grand Prince family and later became bishops of Rostov, Suzdal and Vladimir. Also, attention is drawn to the fact that due to the efforts of its ktitors, the Nativity of the Most Holy Theotokos Monastery turned into a place of repose for the descendants of Grand Prince Vsevolod the Big Nest (for example, for the Holy Noble Prince Alexander Yaroslavich Nevsky), and at the turn of the 12th‑13th centuries, it became one of the booklore centers in Ancient Rus’, the center of all-Russian chronicle-writing.

Текст научной работы на тему «Ранняя история Рождественского Владимирского монастыря»

Палеоросия. Древняя Русь: во времени, в личностях, в идеях

ПаХторюога: еп %ропю, еп лрооюлю, еп ег5ег Научный журнал Санкт-Петербургской Духовной Академии № 1 (25) 2024

(л) "Проа^у,

гЛЩАр!

ПАЛАЮРШЛА ДРЕВНЯЯ РУСЬ я>

личной

Л. Е. Морозова

Ранняя история Рождественского Владимирского монастыря

УДК 94(470)+271.2-788-9 DOI 10.47132/2618-9674_2024_1_27 EDN YLWIUS

Аннотация: Статья посвящена истории покровительства великого князя Всеволода Большое Гнездо и его потомков над монастырем Рождества Пресвятой Богородицы города Владимира. Также автор обращает внимание на судьбу игуменов, окорм-лявших великокняжескую семью, которые впоследствии становились епископами Ростова, Суздаля и Владимира. Автор также обращает внимание на тот факт, что монастырь Рождества Пресвятой Богородицы усилиями его ктиторов не только превратился в место упокоения потомков великого князя Всеволода Большое Гнездо (например, святого благоверного князя Александра Ярославича Невского), но на рубеже ХП-ХШ вв. стал одним из центров книжности Древней Руси, центром общерусского летописания.

Ключевые слова: Монастырь Рождества Богородицы во Владимире, Лаврентьевская летопись, Всеволод Большое Гнездо, княжеские монастыри, Владимирский Успенский Княгинин монастырь, Успенский собор, Киево-Печерский Патерик, Александр Яросла-вич Невский.

Об авторе: Людмила Евгеньевна Морозова

Доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник Института российской истории РАН.

Для цитирования: Морозова Л. Е. \ Ранняя история Рождественского Владимирского монастыря // Палеоросия. Древняя Русь: во времени, в личностях, в идеях. 2024. № 1 (25). С. 27-36.

Статья поступила в редакцию 05.07.2021; одобрена после рецензирования 15.07.2021; принята к публикации 19.07.2021.

Paleorosia. Ancient Rus in time, in personalities, in ideas

nalaiopwoia: ev cpovw, ev ppoowpw, ev eidei

Scientific journal of Saint-Petersburg Theological Academy № 1 (25) 2024

Ludmila Morozova

Early History of the Christmas Vladimir Monastery

UDK 94(470)+271.2-788-9 DOI 10.47132/2618-9674_2024_1_27 EDN YLWIUS

Abstract: The article is devoted to the history of patronage that Grand Prince Vsevolod the Big Nest and his descendants provided to the Nativity of the Most Holy Theotokos Monastery in the town of Vladimir. Attention is also paid to the fate of hegumens who took care of the Grand Prince family and later became bishops of Rostov, Suzdal and Vladimir. Also, attention is drawn to the fact that due to the efforts of its ktitors, the Nativity of the Most Holy Theotokos Monastery turned into a place of repose for the descendants of Grand Prince Vsevolod the Big Nest (for example, for the Holy Noble Prince Alexander Yaroslavich Nevsky), and at the turn of the 12th-13th centuries, it became one of the booklore centers in Ancient Rus', the center of all-Russian chronicle-writing.

Keywords: the Virgin Mary Birth Monastery in Vladimir, Laurentian Codex, Vsevolod the Big Nest, Prince Monasteries, Vladimir Princess Monastery of the Virgin Mary Dormition, the Dormition Cathedral in Vladimir, Alexander Nevsky, Kiev-Pechersk Patericon.

About the author: Ludmila Morozova

Doctor of History, Leading Researcher in the Center for the History of Russian Feudalism, Institute of Russian History of the Russian Academy of Sciences.

For citation: Morozova L. Early history of the Christmas Vladimir Monastery. Paleorosia. Ancient Rus in time, in personalities, in ideas, 2024, No. 1 (25), p. 27-36.

The article was submitted 05.07.2021; approved after reviewing 15.07.2021; accepted for publication 19.07.2021.

tV upООЫтГс

личное4

История Рождественского Богородичного монастыря во Владимире, казалось бы, хорошо известна современным исследователям, поскольку в летописях содержится много сведений о нем. Так, Лаврентьевской летописи, самой ранней из имеющихся, зафиксирована точная дата основания обители — 22 августа 1192 г.1 В более поздних летописях, правда, указан 1191 г.2, но это различие принципиального значения не имеет, поскольку основателем данного монастыря был великий князь Владимирский Всеволод Большое Гнездо, успешно правивший СевероВосточной Русью в 1176-1212 гг.

В Киеве подобных княжеских монастырей было особенно много в Х1-Х11 вв., поскольку большинство часто сменявшихся великих князей стремилось основать свои обители в стольном городе. Так, у св. Владимира Крестителя был пригородный Спасский монастырь на Берестове, у Ярослава Мудрого — Георгиевский и Ирининский на Софийской площади, у его старшего сына Изяслава — Дмитровский, у младшего Всеволода — Михайловский на Выдобичах и Андреевский, прозванный Янчиным, у Святополка Изяславича — Михайловский Златоверхий, у Мстислава Великого — Федоровский и др. До монгольского нашествия большинство этих обителей были достаточно богатыми и процветающими, но самым почитаемым считался Киево-Печерский монастырь, основанный прп. Антонием и Феодосием в начале XI в.

Во Владимире-на-Клязьме также было несколько княжеских монастырей: Спасский у Золотых Ворот — Владимира Мономаха, Бориса и Глеба в Кидекше (пригород Суздаля) — Юрия Долгорукого, Боголюбов Рождественский в пригороде Владимира — Андрея Боголюбского и др.

Княжеские монастыри обычно содержались на средства, выделявшиеся их основателями. Это могла быть десятая часть от различных княжеских доходов. Кроме того, покровители щедро одаривали монахов селами с пахотными землями, рыбными ловлями, лесными угодьями и т.д. В итоге княжеские монастыри становились существенно богаче тех обителей, которые основывали сами монахи. Но после смерти покровителей они могли захиреть, что произошло с некоторыми киевскими монастырями, например, Георгиевским, Ирининским, Андреевским и др. уже в конце XII в. Окончательный удар по ним нанесли орды Батыя в 40-е гг. XIII в.

В этом отношении владимирскому Рождественскому монастырю повезло больше. Вклады великого князя Всеволода позволили вскоре после его основания построить главный каменный Рождественский собор. В октябре 1197 г. он был торжественно освящен единым в то время для Владимира, Суздаля и Ростова епископом Иоанном, который к тому же являлся духовником Всеволода Большое Гнездо. На церемонии присутствовали сам великий князь с многочисленными детьми, представители местного духовенства, придворные и горожане3.

Данный факт свидетельствует о том, что на Владимирской земле Рождественский монастырь вскоре вошел в число наиболее богатых и крупных обителей. В нем не только был каменный храм и обширная территория рядом с княжеским дворцом и Дмитровским собором, но и изгородь с каменными воротами, над которыми епископ Иоанн в 1196 г. возвел церковь Иоакима и Анны4.

Сам иерарх был известной личностью. Он не только был близок великому князю Всеволоду Большое Гнездо, по его воле был возведен на епископскую кафедру в 1189 г., но по его поручению, очевидно, вел летописные записи, касавшиеся

1 Лаврентьевская летопись. Рязань, 2001. С. 388.

2 ПСРЛ. Т. 18. М., 2007. С. 34.

3 Там же. С. 393.

4 Там же. С. 391-392.

великокняжеской семьи5. Позднее эти записи были включены во Владимирский великокняжеский летописный свод. В нем Иоанн был всячески прославлен и назван «кротким, смиренным и блаженным»6.

Можно предположить, что первоначально великий князь Всеволод собирался перед смертью принять постриг в Рождественском монастыре и хотел быть в нем захороненным. Поэтому для своей жены великой княгини Марии Ясыни он основал во Владимире Успенский монастырь, прозванный Княгининым. Правда, дата его основания в летописях не зафиксирована, но указано, что в 1200 г. в нем также был заложен каменный Успенский храм. К этому времени великая княгиня тяжело заболела и не могла сама присутствовать при закладке церкви. В торжестве приняли участие Всеволод Большое Гнездо с многочисленными сыновьями, епископ Иоанн и местные жители7. Строительство в Княгинином монастыре велось достаточно быстро, поскольку в декабре 1201 г. в нем уже была похоронена сестра великой княгини — жена новгородского князя Ярослава Владимировича, а в декабре 1205 г. — великокняжеская дочь Елена8. К этому времени здоровье великой княгини Марии Ясыни настолько ухудшилось, что она решила срочно принять постриг и переселиться в свою обитель. 2 марта 1206 г. в сопровождении мужа и детей она с трудом дошла до монастыря, где ее ждали епископ Иоанн и местный игумен Симон, который к тому же был духовником княгини. Вместе они совершили пострижение супруги великого князя, а 19 марта Мария скончалась и была похоронена в местном храме9.

Но владимирский Успенский монастырь не стал постоянным местом захоронения знатных пострижениц. Здесь обрели покой лишь вторая супруга Всеволода Юрьевича Анна, две супруги великого князя Александра Ярославича Невского Александра и Васса и его дочь Евдокия, что было установлено современными антрополо-гами10. Не был похоронен в своем Рождественском монастыре и Всеволод Большое Гнездо. После кончины Марии Ясыни он женился еще два раза и, видимо, не стал принимать постриг. Епископ Иоанн вместе с местным духовенством торжественно похоронили великого князя в главном соборе Владимира — Успенском — 13 апреля 1212 г., поскольку Всеволод активно занимался его перестройкой и расширением после нескольких пожаров11.

Епископ Иоанн после смерти Всеволода Юрьевича оставил свою кафедру и ушел на покой в Боголюбов монастырь. К этому его, возможно, вынудил конфликт между старшими сыновьями умершего великого князя Константином и Юрием12.

Рождественский монастырь могла бы ждать печальная участь любого княжеского монастыря, лишившегося своего покровителя, но после смерти великого князя Всеволода к власти во Владимире пришли его сыновья: сначала Юрий (1212-1216), потом — Константин (1216-1218), потом снова Юрий (1218-1238), Ярослав (1238-1245), Святослав (1246-1248), за ними их дети. Они продолжали покровительствовать обители, основанной их отцом и дедом, и даже возвысили ее.

Сразу после смерти Всеволода Большое Гнездо, как уже отмечалось, между его сыновьями Константином и Юрием возник конфликт из-за великокняжеского

5 Там же. С. 387.

6 Там же. С. 387-390.

7 Там же. С 396.

8 Там же. С. 400.

9 Там же. С. 403-404.

10 Великая княгиня Владимирская Мария Ясыня в русской истории. М.; Владикавказ, 2019. С. 234-235.

11 ПСРЛ. Т. 18. С. 414-415.

12 Там же. С. 416.

престола. Хотя Константин был старшим сыном и должен был первым получить его, но Юрий опередил брата и стал сам править во Владимире. Брату он оставил Ростов. После безрезультатных сражений Константин решил отделить свое Ростовское княжество от Владимира и пригласил епископа Иоанна в Ростов. Но тот ушел на покой и принял схиму в Боголюбском Рождественском монастыре13. Тогда князь Константин отправил своего духовника Пахомия, игумена ростовского монастыря св. Петра, в Киев к митрополиту Матфею, чтобы тот возвел его на отдельную Ростовскую кафедру. В январе 1215 г. Пахомий стал епископом в Ростове14, но занимал кафедру недолго — начале 1217 г. он скончался. В Лаврентьевской летописи помещен его некролог. В нем сообщалось, что сначала Пахомий стал монахом в Печерском монастыре в Киеве и прожил там пять лет, потом переехал в монастырь св. Петра в Ростове и прожил в нем тринадцать лет, затем был возведен в сан епископа. Всюду он проявлял себя с лучших сторон: являлся истинным пастырем для бедных и обездоленных, «был исполнен книжного учения», утешал печальных, был ласков по отношению к убогим и неимущим и т.д.15

Несомненно, что хвалебный некролог Пахомию был написан местным книжником, который занимался составлением Владимирского летописного свода в княжеской обители — Рождественском монастыре Владимира. Его автор, несомненно, раньше входил в окружение епископа Иоанна, поскольку и этот пастырь всячески был прославлен в его сочинении. Предположение, что Рождественский монастырь был местом пребывания создателя Владимирского свода, основывается не только на том, что в этом летописном произведении были прославлены местные епископы, но и на том, что в его состав вошли «Поучение Владимира Мономаха» и «Повесть об убиении Андрея Боголюбского», которых нет в других древнейших летописях, например, Ипатьевской. Эти сочинения, несомненно, могли быть в княжеском архиве владимиро-суздальских князей. Там же могла быть их переписка с князьями Киева, Чернигова и других юго-западных городов. Из писем летописец мог заимствовать сведения о событиях на Киевской Руси, которые часто встречаются в Лаврентьевской летописи.

Эти данные позволяют предположить, что Владимирский Рождественский монастырь на рубеже ХП-ХШ вв. был одним из центров книжности Древней Руси. Из раздираемой междоусобицами Киевской земли книжники, очевидно, постепенно переезжали под покровительство владимиро-суздальских князей. Этим можно объяснить то, что единственный список знаменитого «Слова о полку Игореве» сохранялся в ярославском Спасо-Преображенском монастыре, основанном потомками Всеволода Большое Гнездо, ведь героиня «Слова» княгиня Ярославна была родной племянницей Владимирского великого князя.

Конфликт между Константином и Юрием Всеволодовичами привел к тому, что Владимирское княжество, созданное Всеволодом Большое Гнездо, распалось на две части, и такое положение сохранилось даже после смерти Константина Всеволодовича в 1218 г. Немного раньше, в 1214 г., своего епископа во Владимире, Суздале и Переславле-Залесском решил поставить и князь Юрий Всеволодович. Для этого он отправил в Киев для поставления в епископский сан игумена Рождественского Владимирского монастыря Симона, бывшего духовника великой княгини Марии Ясыни и игумена ее Кня-гинина монастыря. В 1215 г. он занял епископскую кафедру во Владимире и Суздале, но только до вокняжения Константина Всеволодовича в 1216 г.16

13 Там же. С. 415-416.

14 Там же. С. 416.

15 Там же. С. 417.

16 Там же.

Следует отметить, что епископ Симон также был известным книжником. Он родился в 1166 г. и, повзрослев, принял постриг в Киево-Печерском монастыре. Потом по просьбе князя Всеволода Большое Гнездо он переехал во Владимир и стал игуменом княжеского Рождественского монастыря. Симон продолжал поддерживать связи с монахами Киево-Печерского монастыря и по их просьбе написал несколько произведений для монастырского патерика. Некоторые из них являются посланиями печерскому монаху Поликарпу, который считал, что жизнь в Киево-Печерском монастыре слишком суровая. Эти сочинения стали основой этого знаменитого памятника литературы Древней Руси17.

После победы Константина Всеволодовича над младшим братом Симон отправился в изгнание с семьей Юрия Всеволодовича, но после смерти Константина в 1218 г. вернулся во Владимир на пустующую епископскую кафедру. Кроме того, он занялся реконструкцией обветшавших местных храмов. Свою деятельность Симон описал в «Слове о церквях во Владимире и Суздале». Скончался он в 1226 г., приняв схиму, поэтому и был похоронен в Рождественском монастыре Владимира18.

Получается, что в 1215 г. во Владимиро-Суздальской Руси окончательно образовались две епископии: Ростовская и Владимиро-Суздальская. Это положение сохранялось и после прихода к власти во Владимире князя Константина Всеволодовича в 1216 г., и после его смерти в 1218 г., и после возвращения на престол Юрия Всеволо-довича19. Получается, что духовенство Рождественского монастыря стояло в это время во главе всей церковной жизни во Владимиро-Суздальской земле: и в административном, и в духовном отношении.

После смерти Пахомия в 1216 г. великий князь Константин Всеволодович добился поставления на Ростовскую кафедру Кирилла, монаха Дмитриевского монастыря в Суздале. Главная его деятельность состояла в освящении местных храмов. Хотя он любил книги и собирал их, но писателем не был, поэтому особого следа в церковной истории не оставил20.

Епископ Симон, несомненно, был более заметной личностью. Возглавляя Владимиро-Суздальскую епархию, он решил сделать самой почитаемой обителью Северо-Восточной Руси мужской Рождественский монастырь во Владимире. Во ознаменование сего 7 сентября 1219 г. он вновь освятил храм Рождества Богородицы. На этот раз — великим освящением. Сделать это без согласия светских покровителей монастыря было нельзя, поэтому участниками торжества были не только местный игумен Митрофан, но и великий князь Юрий Всеволодович, его старший сын Всеволод и брат — воинственный и энергичный переяславский князь Ярослав Всеволодо-вич21. После этого из числа монахов Рождественского монастыря стали назначать игуменов в другие монастыри, а его игумены часто становились епископами в Ростове или Владимире.

В 1226 г. великий князь Юрий Всеволодович привез с собой из Киева митрополита Кирилла. В присутствии архипастыря были заключены мирные договоры между ссорившимися черниговскими князьями, миротворцем выступал сам великий князь Владимирский22. В марте следующего года великий князь Юрий Всеволодович в присутствии митрополита и четырех епископов организовал торжественное поставление

17 Лихачев Д. С. Развитие русской литературы Х-ХУ11 вв.: Эпохи и стили. Л., 1973. С. 60.

18 Истрин В.М. Очерки истории древнерусской литературы домонгольского периода. Пг., 1922. С. 203.

19 Лаврентьевская летопись. С. 422.

20 Там же. С. 417, 420, 425, 426.

21 Там же. С. 422.

22 Там же. С. 426.

на владимиро-суздальскую кафедру Митрофана, который был до этого игуменом Рождественского монастыря. Хиротония была настолько «дивная и преславная», что книжник, создававший Владимирский свод, подробно описал ее и вставил в текст летописца23. Можно предположить, что Юрий Всеволодович хотел перенести резиденцию митрополита из Киева во Владимир, поскольку считал себя главным правителем Руси, но митрополит Кирилл вернулся в южную столицу. Рождественский монастырь с 1230 г. управлялся архимандритом и в нем полагалось проживать епископам и киевским митрополитам во время путешествий по Владимиро-Суздальской земле.

Изменения произошли и в Ростове. В 1228 г. разбогатевший при князе Константине епископ Кирилл оставил кафедру и отправился в Дмитровский монастырь Суздаля, где он когда-то принимал постриг. Свое имущество он завещал раздать неимущим. Позднее исследователи обнаружили, что у него была большая библиотека рукописных книг. Некоторые из них сохранились до наших дней в отделах рукописей крупных библиотек и музеев24.

Вместо Кирилла, скончавшегося в 1230 г., на Ростовскую кафедру был возведен его тезка — рождественский игумен Кирилл, который уже был известен как талантливый книжник. Для поставления его в сан ростовский князь Василько Константинович отправил претендента в Киев. Хиротония прошла в 1231 г. в Софийском соборе, на ней присутствовали не только епископы и игумены различных монастырей, но и множество князей25. Не менее пышной была и встреча нового епископа в Ростове26. Вполне вероятно, что эти описания принадлежали перу участника поездки Кирилла в Киев, члена его свиты. Ему же, очевидно, принадлежало и описание деятельности Кирилла по реконструкции и украшению главных ростовских храмов27. Позднее все эти тексты были включены во Владимирский летописный свод, а из него попали в Лав-рентьевскую летопись. В ней подробно описано, как в начале 30-х гг. XIII в. в Ростове, Владимире и Суздале православная церковь процветала под властью двух епископов: Кирилла и Митрофана. Оба до поставления на кафедры были игуменами Рождественского монастыря, самого почитаемого в то время в Северо-Восточной Руси. Епископ Кирилл богато украсил главный ростовский собор в честь Успения Богоматери, епископ Митрофан восстановил и отделал узорчатым мрамором главный суздальский собор в честь Рождества Богоматери28.

Все это происходило незадолго до нападения орд хана Батыя на русские земли, во время которого большая часть страны была полностью разорена. В ходе боев, как известно, погибли многие северо-восточные князья и представители духовенства: великий князь Юрий Всеволодович со всей семьей, ростовский князь Василько, ярославский князь Всеволод, владимирский епископ Митрофан, игумены многих монастырей и др. Все главные храмы и монастыри были разграблены и сожжены. Смогли уцелеть только три сына великого князя Всеволода Большое Гнездо и несколько его внуков и правнуков. Старшему, Ярославу Всеволодовичу, и пришлось восстанавливать из руин Северо-Восточную Русь. Во главе церкви во Владимире и Суздале в это время оказался ростовский епископ Кирилл. Он занялся похоронами погибших князей и восстановлением былой красоты и славы местных храмов и обителей.

Владимирский Рождественский монастырь был разорен и разграблен ордынцами в феврале 1238 г. вместе с другими церквями. Его архимандрит Пахомий был убит

23 Там же. С. 426-427.

24 Творогов О. В. Кирилл // СККДР. Вып. 1. Л., 1987. Л. 1987. С. 221-222.

25 Лаврентьевская летопись. С. 434.

26 Там же. С. 435.

27 Там же. С. 435-436.

28 Лаврентьевская летопись. С. 435-437.

вместе со всеми иноками. В это же время в Успенском соборе сгорел епископ Ми-трофан вместе с великой княгиней и ее детьми. Великий князь Юрий Всеволодович с племянниками погибли позднее в битве на реке Сить29. Мирная жизнь здесь восстанавливалась благодаря усилиям местных князей30.

Южная Русь была разорена и захвачена ордами Батыя в 1239-1240 гг. Киев был буквально опустошен, поэтому митрополит Кирилл в 1250 г. вынужден был переехать во Владимир. В этом городе в 1252 г. он встретил св. великого князя Александра Невского, возвратившегося из ставки Батыя с ярлыком на великое княжение. Здесь в 1253 г. он участвовал в похоронах князя Константина Ярославича, погибшего в Литве, а в 1261г. вновь встречал св. Александра Невского, прибывшего на этот раз из Новгорода. В 1262 г. Кирилл участвовал в возведении на кафедру нового ростовского епископа Игнатия и т.д.31. Можно предположить, что резиденция митрополита располагалась в Рождественском монастыре. О существовании митрополичьей резиденции в другом месте в это время сведений нет.

В ноябре 1263 г. Рождественский монастырь, как известно, стал местом погребения прославленного полководца и великого князя Александра Ярославича Невского. На обратном пути, почувствовав себя плохо, Александр Ярославич постригся в монахи, поэтому духовенство Владимиро-Суздальской земли приняло решение о захоронении его в Рождественском монастыре, а не в Успенском соборе, как его отца великого князя Ярослава Всеволодовича. К тому же в это время Успенский собор после Батыева разграбления и нескольких пожаров был в плачевном состоянии, Рождественский же монастырь, видимо, был быстро восстановлен для того, чтобы в нем мог жить киевский митрополит.

Следует отметить, что местные книжники, видимо, монахи Рождественского монастыря, через несколько лет составили Житие князя и прославили его посмертное чудо (как живой, находясь в гробу, Александр взял разрешительную грамоту митрополита)32. Текст Жития сразу же был включен во Владимирский летописный свод, а из него попал в Лаврентьевскую летопись33. Официальное прославление св. Александра Невского состоялось только в 1547 г., но, по мнению историков, почитание Александра Невского как святого началось с 80-х гг. XIII в. Инициаторами, несомненно, стали монахи Рождественского монастыря во Владимире34.

Русским людям, попавшим в плен к монгольским ханам, нужны были свои герои, способные излечить их от уныния и вдохновить на битву за свободу. Это, очевидно, понимали книжники Рождественского монастыря и прославляли князей, не желавших склонять головы перед захватчиками и мужественно принимавших мученическую смерть в Орде. В числе них был не только св. Александр Невский, но и черниговский князь св. Михаил Всеволодович со своим верным боярином Федором. Известно, что текст их жития также был написан во Владимиро-Суздальской земле местными книжниками. Они действовали по указанию ростовской княгини Марии Михайловны, дочери черниговского князя35.

29 Там же. С. 441.

30 Там же. С. 449: ПСРЛ. Т. 18. С. 69-70.

31 ПСРЛ. Т. 18. С. 70-72.

32 Ульянов О. Г. Первое чудо Александра Невского: коллизия агиографии и церковной практики // Палеоросия. Древняя Русь: во времени, в личностях, в идеях. 2020. № 1(12). С. 70-80.

33 Лаврентьевская летопись. С. 453-457.

34 Там же.

35 Дмитриев Л.А. Сказание о убиении в орде князя Михаила Черниговского и его боярина Федора // СККДР. Вып. 1. Л., 1987. С. 412-416.

Таким образом, напрашивается вывод, что с конца XII по XIII век включительно Владимирский Рождественский монастырь являлся одним из главных книгопис-ных, культурных, а потом и идеологических центров Древней Руси и Православной Церкви. Здесь был центр общерусского летописания, здесь известными книжниками создавались памятники, прославлявшие князей-героев, сражавшихся за православную веру и землю Русскую и не желавших подчиняться ни немецким рыцарям, ни монгольским ханам.

Источники и литература

1. Великая княгиня Владимирская Мария Ясыня в русской истории. Коллективная монография / отв. ред. З. К. Кусаева, Э. И. Каражаева. Владикавказ: СОИГСИ ВНЦ РАН; М.: ИРИ РАН, 2019.

2. Дмитриев Л. А. Сказание о убиении в орде князя Михаила Черниговского и боярина Федора // Словарь книжников и книжности Древней Руси. Вып. 1: XI — первая половина XIV в. Л.: Наука, 1987. С. 412-416.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Истрин В. М. Очерки истории древнерусской литературы домонгольского периода: (11-13 вв.). Пг., 1922.

4. Лаврентьевская летопись. Рязань, 2001.

5. Лихачев Д. С. Развитие русской литературы X-XVII веков: Эпохи и стили. Л.: Наука, 1973.

6. ПСРЛ. Т. XVIII. Симеоновская летопись. Изд. 2-е. М., 2007.

7. Творогов О.В. Кирилл // Словарь книжников и книжности Древней Руси. Вып.1: XI — первая половина XIV в. Л.: Наука, 1987. С. 222-223.

8. Ульянов О. Г. Первое чудо Александра Невского: коллизия агиографии и церковной практики // Палеоросия. Древняя Русь: во времени, в личностях, в идеях. 2020. № 1(12). С. 70-80. DOI 10.24411/2618-9674-2020-10006. EDN QSWWRK.

Sources and References

1. Velikaja knjaginja Vladimirskaja Marija Jasynja v russkoj istorii [Grand Duchess of Vladimir Maria Yasynya in Russian history]. Ed. by Z. K. Kusaeva, E. I. Karazhaeva. Vladikavkaz, Moscow, Institute of Russian History RAS Publ., 2019. (In Russian)

2. Dmitriev L. A. Skazanie o ubienii v orde knjazja Mihaila Chernigovskogo i bojarina Fedora [The legend of the murder of Prince Mikhail of Chernigov and boyar Fyodor in the horde]. Slovar' knizhnikov i knizhnosti Drevnej Rusi [Dictionary of scribes and books of Ancient Rus']. Issue 1: 111st part of 14 cent. Leningrad, Nauka Publ., 1987, p. 412-416. (In Russian)

3. Istrin V.M. Ocherki istorii drevnerusskoj literatury domongol'skogo perioda: 11-13 vv. [Essays on the history of ancient Russian literature of the pre-Mongol period: 11-13 cent]. Petrograd, 1922. (In Russian)

4. Lavrent'evskaja letopis' [Laurentian Chronicle]. Ryazan, 2001. (In Old-Russian)

5. Lihachev D. S. Razvitie russkoj literatury X-XVII vekov: Jepohi i stili [Development of Russian literature of the X-XVII centuries: Epochs and styles]. Leningrad, Nauka Publ., 1973. (In Russian)

6. Simeonovskaja letopis' [Simeonovskaya chronicle]. Complete collection of Russian chronicles, vol. 18. 2nd Edition. Moscow, 2007. (In Old-Russian)

7. Tvorogov O. V. Kirill. Slovar' knizhnikov i knizhnosti Drevnej Rusi [Dictionary of scribes and books of Ancient Rus']. Issue 1: 11—1st part of 14 cent. Leningrad, Nauka Publ., 1987, p. 222-223. (In Russian)

8. Ulyanov O. G. The first Miracle of Alexander Nevsky: the Collision of Hagiography and Church Practice. Paleorosia. Ancient Rus in time, in personalities, in ideas, 2020, No. 1 (12), p. 70-80. DOI 10.24411/2618-9674-2020-10006 (In Russian)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.