Ранняя история фарерских островов Early history of the faroe islands
Пистолетов Данил Андреевич
студент
Московский Государственный Гуманитарно-Экономический Университет,
Волгоградский филиал Волгоград, Россия e-mail: danil.pistoletoff@smail.com; O
Pistoletov Danil Andreevich
student
Moscow State University of Humanities and Economics, Volgograd branch
Volgograd, Russia e-mail: danil.pistoletoff@gmail.com;
Аннотация.
В статье рассматривается ранняя история Фарерских островов с момента их заселения до Реформации в Дании, включая Кальмарскую унию. В настоящее время имеется немало спорных моментов, касающихся архипелага, например, были ли ирландские монахи на Фарерских островах; является ли остров-призрак Фрисландия Фарерскими островами или нет. Среди российских авторов есть спорные мнения по этим вопросам, но в целом по Фарерским островам на русском языке имеется не так мало работ, что является одним из оснований актуальности статьи. Основной целью статьи является необходимость рассмотреть историю развития Фарерских островов, дополнительно были получены ответы на следующие вопросы: кем были первые поселенцы Фарерских островов; были ли ирландские монахи на Фарерских островах; какая примерно была хронология событий раннего освоения Фарерских островов; почему викинги начали набеги и как они к ним готовились; какими были Фарерские острова при викингах и что их ждало после укрепления власти норвежских королей; чем на самом деле являлась Фрисландия; как Кальмарская уния повлияла на Фарерские острова. Были рассмотрены источники на русском, фарерском и не только языках разных годов, часть из которых очень стары, по причине специфики темы и малого количества работ по теме, но не были проигнорированы и современные исследования, которые также имели серьёзное значение в рамках исследования. В отличие от предвзятых исследований со стороны датских, английских и других учёных, это исследование на русском языке является нейтральным, что придаёт ему ещё большую ценность.
Annotation.
The article examines the early history of the Faroe Islands from their settlement to the Reformation in Denmark, including the Kalmar Union. Currently, there are many controversial issues regarding the archipelago, for example, whether there were Irish monks in the Faroe Islands; whether the ghost island of Friesland is the Faroe Islands or not. Among Russian authors there are controversial opinions on these issues, but in general there are quite a few works on the Faroe Islands in Russian, which is one of the reasons for the relevance of the article. The main purpose of the article is the need to consider the history of the development of the Faroe Islands; additionally, answers were received to the following questions: who were the first settlers of the Faroe Islands; were there Irish monks in the Faroe Islands; what was the approximate chronology of events in the early development of the Faroe Islands; why the Vikings started raiding and how they prepared for them; what the Faroe Islands were like under the Vikings and what awaited them after the strengthening of the power of the Norwegian kings; what Friesland really was; how the Kalmar Union affected the Faroe Islands. Sources in Russian, Faroese and other languages from different years were considered, some of which are very old, due to the specifics of the topic and the small number of works on the topic, but modern research, which also had serious significance within the framework of the study, was not ignored. Unlike biased studies by Danish, English and other scientists, this Russian language study is neutral, which makes it even more valuable.
Ключевые слова: Фарерские острова, Норвегия, Дания, Фрисландия, фарерцы, Эпоха викингов, викинги.
Key words: Faroe Islands, Norway, Denmark, Friesland, Faroese, Viking Age, Vikings.
Введение. Фарерские острова, расположенные недалеко от Британии, Исландии и Норвегии являются малонаселённой автономией, состоящей из 18 островов. Численность населения - менее 60 тысяч человек. Это меньше, чем, например, количество жителей российских Камышина, Кстово, Волгодонска и многих других российских городов. Автономия, население которой меньше численности небольших российских городов,
формально входит в состав Дании, но имеет достаточно широкие права, может решать большинство государственных вопросов. Так, например, на фарерских островах есть свой парламент, который называется лёгтинг. Дания выполняет роль протектора: предоставляет денежные средства, гарантирует защиту.
Фарерские острова можно считать достаточно молодой автономией, поскольку до середины XX века они имели существенно меньше прав, а население до второй половины 19 века не превышало 10 тысяч человек [1]. В 1709 году торговля была взята под полный контроль Дании, что серьёзно повлияло на развитие Фарерских островов, не дав им шансов на развитие. В 1816 году Дания упраздняет местный парламент, полный контроль переходит к датским судам. В конце 19 века растёт националистическое движение фарерцев, которое стремилось возродить фарерскую культуру: язык, литературу. Флаг Фарерских островов был создан в 1919 году тремя студентами. Он был сделан в стиле других скандинавских государств. Его использование началось лишь в 1940 году, когда Дания была оккупирована Третьим Рейхом [2]. При этом, сами Фарерские острова не были оккупированы Германией, их оккупировала Британия, чтобы Третий Рейх не получил удобно расположенные острова. Именно поэтому Фарерские острова можно считать в каком-то смысле новой нацией. Если у других стран можно разделить культуру на древнюю, менее древнюю и современную, то у фарерцев всю культуру можно считать достаточно современной.
В данной статье будет рассмотрена ранняя история Фарерских островов, до момента основания Датско-Норвежской унии, включая период Кальмарской унии. Её изучение целесообразно по той причине, что на данный момент есть не так много исследований по данной теме, особенно на русском языке. Наиболее ранними источниками об островах являются работы других народов. Фродскапур, издательство Фарерского университета, выпускает всего 2 научных издания: Фродскапаррит (Froôskaparrit) - основной научный журнал, публикующих работы о самих островах и локальных темах, в настоящий момент имеющий 68 томов за период 1952-2022 годов; «Обзор права Фарерских островов» (F0royskt Logar Rit), имеющий на официальном сайте лишь один опубликованный том за 2022 год. Также есть третий сайт, на котором опубликованы книги, связанные с Фарерскими островами, но и их не так много. Само же научное сообщество Фарерских островов было основано лишь в 1952 году, с чего и началась полноценная научная деятельность фарерцев. В. М. Мельник, проводя сравнительный анализ английских, норвежских и датских работ по Фарерским островам, делает следующий вывод: «Подход к проблеме заселения архипелага зависит от политических предпочтений исследователя» [3]. Этот факт повышает ценность нейтральных исследований жителей тех стран, которые не имеют притязаний на острова. Другой причиной является наличие разных мнений по некоторым вопросам: не все согласны, что ирландские монахи были на Фарерских островах; Р. Рамсей не согласен с теорией Фредерика Поля о том, что Фрисландия является островом Фэр-Айл из группы Оркнейских островов, считая, что Фрисландия на самом деле являлась Фарерскими островами [4]. В то же время, А. Ю. Низовский уверен в том, что Фрисландия на самом деле являлась Исландией [5].
Именно по описанным выше причинам имеет смысл изучение истории Фарерских островов. Основной целью работы является составление как можно более полного описания история островов. Дополнительной целью является поиск ответов на следующие вопросы: кем были первые поселенцы Фарерских островов; были ли ирландские монахи на Фарерских островах; какая примерно была хронология событий раннего освоения Фарерских островов; почему викинги начали набеги и как они к ним готовились; какими были Фарерские острова при викингах и что их ждало после укрепления власти норвежских королей; чем на самом деле являлась Фрисландия; как Кальмарская уния повлияла на Фарерские острова. Для решения этих задач были исследованы множественные источники по проблеме, часть из которых были написаны сами фарерцами. Промежуток годов написания работ существенно различается, ввиду специфики самой темы исследования.
Ход и результаты исследования. Первый вопрос, который следует рассмотреть: кто раньше всех посетил Фарерские острова? В настоящий момент устоялись две основные точки зрения: первыми были ирландские монахи, после них пришли викинги, из-за которых монахи покинули эти земли; первыми были викинги, ирландских монахов не было на Фарерских островах. Стоит начать с того, что в настоящий момент рассматривают лишь период времени, который принято называть «нашей эрой», более ранние времена обычно опускаются, что некорректно, ведь они тоже относятся к истории Фарерских остров. В ходе изучения материала, а также целенаправленного поиска, не удалось найти информацию о следах на Фарерских островах и Исландии следов людей, оставленных до нашей эры. Тем не менее, имеются следы деятельности человека на Шетландских островах, расположенных достаточно близко к Фарерским островам [6], что даёт некоторые шансы на то, что Фарерские острова могли были быть посещены ещё до нашей эры. M. J. Church и его коллеги сообщали о том, что люди посетили Фарерские острова ещё в 4-6 веках нашей эры [7]. L. Curtin и коллеги, в более поздней работе, сделали вывод о том, что домашний скот был завезён на Фарерские острова ещё до викингов: наиболее вероятным называется 500 год нашей эры, самый поздний из возможных - примерно 630 год нашей эры. Авторы так же отмечают следы человека, оставленные на Фарерских островах, однако отсутствие археологических подтверждений делает невозможным доказать кем были ранние поселенцы. При этом, авторы утверждают, что наиболее вероятно, первыми поселенцами были не викинги [8].
Следующий вопрос, связанный с первым: посещали ли ирландские монахи Фарерские острова? Поскольку нет точных следов на Фарерских островах, можно лишь сделать предположения. Р. Хенниг сообщает, что в Ирландии христианство было принято ещё в 5 веке. Помимо этого, он пишет: «В те времена особенно религиозные люди верили, как это случалось и прежде, особенно на Востоке, что, отрешившись всецело от греховного мира и удалившись ради служения богу в полное одиночество, они тем самым могут снискать особую божью благодать». Им отмечается серьёзное распространение в древнеирландских сагах и эпосе повествования о плаваниях по океану [9]. E. A. Bj0rk делает предположение о том, что мышей на Фарерские острова привезли ирландские монахи [10]. K. Eliasen считает, что версия с ирландскими монахами «никогда не считалась вероятной», являясь основанной лишь на работе Дикуиля 825 года, в которой точно не указаны острова, а их причисление к Фарерским, по мнению автора, не имеет основания [11]. Можно точно сказать, что история ирландских монахов и характерное любителям плаваний творчество вполне вписываются в актуальные исследования о первых поселенцах, затронутые ранее. Век принятия христианства ирландцами совпадает с наиболее вероятным годом посещения Фарерских островов. Дополнительным аргументом является упоминание в «Книге о занятии земли» (Landnamabok) проживание на территории нынешней Исландии кельтских монахов-отшельников. Упоминаются и оставленные монахами вещи: ирландские книги, колокольчики, посохи и другие вещи [12]. Дикуил очень чётко упоминает о том, что небольшие острова разделены узкими полосами воды, при этом, расположены к северу от северных островов Британии. Под это описание более всего и подходят Фарерские острова. Дополнительным аргументом является упоминание множества видов морских птиц и огромное количество овец, свойственных Фарерским островам. Дикуил сообщает, что уже «почти сто лет на них живут отшельники», которые прибыли из Ирландии; нигде ранее он не видел упоминания этих островов. Помимо этого, он упоминает о том, что острова разорены из-за викингов [13]. Считается, что работа Дикуила была написана примерно в 825 году. Если верить его словам, отшельники живут как минимум почти 100 лет на этих островах. Если учесть тот факт, что он нигде более не слышал об этих островах, можно предположить, что на самом деле монахи жили на этих островах и ранее, но информации об этом не сохранилось к моменту написания работы Дикуилом, либо у него не было к ней доступа. Более того, монахи являлись глубоко верующими отшельниками, вряд ли о них кто-то мог написать. Как пишет А. С. Кан, походы викингов начались в июне 793 года, в 874 году
в Исландии высадился первый норвежский колонист Ингольф Арнарсон [14]. Эти даты вполне подтверждают действительность слов Дикуила. Согласно некоторым источникам, овцы были завезены на остров самими монахами для собственного прокормления. Если верить этой информации, а также учесть обилие овец на острове, то эта информация так же вписывается в то, что монахи посетили острова ещё примерно в 500 году, потому что вряд ли бы они успели сильно расплодиться всего за 100 лет, а то и меньше, как пишет Дикуил [15]. Рассмотрев эту информацию, мы можем примерно выделить хронологию активности людей на Фарерских островах. Примерно 500 году ирландские монахи посетили Фарерские острова и другие земли, после чего долгие годы последующие поколения монахов-отшельников проводили время на островах примерно до 9 века, после чего, в 793 году начались активные мореплавания викингов, а уже к 825 году викинги, как минимум, посетили Фарерские острова и другие земли.
Викинги не сразу были готовы к столь продолжительным и долгим путешествиям. Нужно было долго добираться, затрачивая на это немало сил, к тому же перевезти с собой оружие. После долгих лет накапливания опыта, они были готовы к путешествиям по морю. Ими выбиралась более подходящая погода, они делали необходимые остановки. Поскольку Римская империя их не затронула в полной мере, как другие страны, они оставались язычниками. Эти скандинавские народы смогли создать свою собственную культуру и флот, в отличие от многих других стран, которые не особо торопились с созданием флота. Причин для начала «Периода викингов» было несколько. Одной из них является жажда приключений. Как отмечает А. С. Кан, в Норвегии подходящий для земледелия климат, но ничтожно малое количество пахотных земель [16]. Среди других причин: лёгкий заработок состояния, развитие воинственной культуры и необходимости сходить в поход для того, чтобы проявить себя. Шведы двинулись на Россию и Азию, датчане на земли нынешней Британии, а норвежцы в сторону Ирландии и северных остров, в том числе и фарерских. «Англосаксонская хроника» отмечает прибытие викингов уже в 787 году, но тогда это был единичный случай. Частые же налёты начались с 793 года, согласно хронике. Их совершали датчане [17]. Другой причиной, которую обычно не упоминают, являются внутренние конфликты Норвегии. Ближе к 9 веку и вовсе произошла Битва при Хаврсфьорде между норвежскими королевствами. Это могло вызвать у части норвежцев желание создать себе своё место для жизни, которое будет принадлежать им. Помимо нападений, викинги осуществляли и торговлю.
Согласно «Саге о фарерцах», первым поселенцем на Фарерских островах был Грим Камбан; в дни правления Харальда Прекрасноволосого из-за притеснений с его стороны многие бежали на Фарерские острова либо другие земли [18]. Но тут возникает спорный момент: в настоящий момент принято считать, что решающая битва в Хаврсфьорде произошла незадолго до 900 года. Раньше было принято считать, что она произошла в 872 году [19]. Таким образом, появляются следующие противоречия: почему его считают первым, если на острове были следы людей до него; если викинги уже к 825 году покоряли Фарерские острова, то, получается, что к началу правления Харальда, Камбану было уже более 100 лет. Что касается первого противоречия, то его можно объяснить. Во-первых, автор саги мог не знать о появлении ирландских монахов до Грима Камбана, в отличие от Дикуила, который это описал. Во-вторых, он мог не знать и о других викингах на островах, которые их посетили раньше Камбана. И тогда, можно предположить, что Камбан мог посетить Фарерские острова ещё позже, чем сейчас принято считать. Сага почти не содержит информации о Камбане, потому сложно установить факты по этой проблеме. Но можно предположить, что высказывание о том, что Камбан был первым на Фарерских островах (если рассматривать лишь среди викингов), ошибочно. Рассматривать версию о том, что Камбан был первопроходцем среди викингов не имеет смысла, пока не будут найдены подходящие для этого аргументы, ибо в настоящий момент информация об этом человеке слишком мала, а в сопоставлении с более точной информацией и вовсе оказывается противоречивой.
Одна из обнаруженных ферм времён викингов на Фарерских островах состояла из четырёх построек. Жилище было длинным домом около 20 метров и внутренней шириной в 5 метров. Стены были 1 метр толщиной и состояли из внешней и внутренней облицовки из сухого камня. В здании находился камин длиной почти 5 метров. Недалеко от северной стороны дома располагалось небольшое здание, пол которого был вымощен плоскими камнями и покрыт толстыми слоями золы и древесного угла. Сооружение было интерпретировано как пожарная часть [20; 21]. Первые раскопки в Сандуре показали, что под построенной в 1839 году церковью были обнаружены остатки пяти других церквей. Самая старая церковь представляло собой однонефную деревянную церковь, датированную 11 веком [22; 23]. В одном из исследований сообщается о том, что ранняя часть одного из зданий датируется периодом викингов, но в здании проживали и в средние века [24]. Эта информация даёт нам понять, что в период викингов на Фарерских островах были построены здания из древесины и камня, в зданиях иногда имелись камины; кроме жилых домов строились церкви и фермы. Строительство можно считать достаточно развитым для своего времени. Помимо этого, можно сделать вывод о том, что со временем здания ремонтировались либо переделывались.
Регулярная чеканка монет в Норвегии началась на рубеже 10 и 11 веков, денежное обращение особой роли не играло, предпочтительным был обмен товаров. Правителе не имели судебной власти: в начале 10 века сложились областные тинги, судебная власть оставалась у бондов. Попытка объединить Норвегию была непрочной, при жизни Харальда Прекрасноволосого начались конфликты между его сыновьями, усилившиеся после его смерти [25]. Эпоха викингов закончилась 29 июля 1030 года после битвы при Стикластадире. Фарерские острова, как и Норвегия, были нестабильны в этот период, поэтому от них нельзя было ожидать особо сильного развития. Эпоха викингов принесла немало пользы скандинавам, но она не могла продолжаться вечно. В частности, она дала сильное развитие культуры и принесла человечеству образ викингов, который достаточно известен и в настоящее время. Феодальный строй раньше всего пришёл в Данию, уже в 12 веке, в Норвегию и Швецию он пришёл в 13 веке, в 14 веке распространился и на Исландию. Повысилась роль сельского хозяйства, началась внутренняя колонизация [26]. Норвежские короли укрепили свою власть на Оркнейских, Шетландских и Фарерских островах в 13 веке, в 1262 году им досталась Исландия и Гренландия. При этом, в 12-13 веках произошли изменения в языке, письменности и духовной культуре. Древнескандинавский разделился на две ветви [27]. До 10 века происходило создание новых поселений, к 1000 году некоторые из поселений уже были разделены на деревни. Активное заселение продолжилось и в средние века. К 16 веку разделение больших поселений на более маленькие владения на Фарерских островах прошло уже долгий путь, пример разделения был найден ещё в источнике 1412 года [28]. После укрепления власти в основной части Норвегии, было укреплено влияние на острова. Можно сказать, что уже в 13 веке фарерцы перестают быть независимыми и переходят более серьёзный контроль норвежских королей, постепенно приходит феодальный строй. Столь раннее разделение больших поселений на более малые можно объяснить предположением о том, что оно связано с разделением самих островов. Стоит отметить, что имелись даже региональные различия в прокатке зерна на Фарерских островах [29].
Изменение языка и письменности являются важным моментом, поскольку объясняют близость Фарерских остров с Исландией и не такую сильную близость с Норвегией. Как пишет А. С. Кан, исландский язык очень близок фарерскому, вместе они близки к древнескандинавскому [30]. Период 1370-1525 годов называют периодом «средненорвежского» языка, подразумевая переходным периодом между древненорвежским и новонорвежским. В это время как раз и усиливается разрыв между норвежским и исландским языками. Письменный язык всё более терял чёткость нормы и удалялся от древненорвежского [31]. При этом, у фарерцев имеются отличия от других скандинавов, в том числе и исландцев. Источником скандинавских фамилий были
прозвища, характеризующие человека по месту проживания. Только у фарерцев получают широкое распространение сочетания с топонимами. На это повлияло развитие национального самосознания, вызвавшее негативное отношение к части фамилий, считающихся результатом датского влияния. Из-за этого фарерцы отказываются от патронимики в пользу топономических фамилий [32]. Эта особенность позволяет нам понять желание суверенитета фарерцев, а также тот факт, что помимо схожести с исландцами, у фарерцев есть свои уникальные черты.
Основа суммы налога Фарерских островов была аналогична другим норвежским землям. Был единый список вещей, которые должны облагаться налогом. Имеется информация о том, что примерно в 1300 году на Фарерских островах проживало около 2471 жителей, а также примерно 3460 человек в 1584 году [33]. В 1174 году при короле Магнусе IV Эрлингсоне началось восстание «биркебейнеров», чьи вооружённые отряды укрывались в лесах и оттуда нападали на зажиточные поселения. Одним из вождей повстанцев был Сверрир Сигурдарсон, бывший священник с Фарерских островов, которого повстанцы провозгласили королём. Он был достаточно разумным королём и старался избавиться или усмирить компрометировавних его повстанцев. Ему удалось привлечь на свою сторону часть знати. После победы над Магнусом IV, он стал королём. Важно понимать, что именно при Сверрире и его внуке Хаконе IV Норвегия была централизована: учреждены канцелярия и государственный совет, королевская дружина стали сословием дворянства, власть королей стала наследственной [34]. Таким образом, фарерцы оказали достаточно серьёзное влияние на всю Норвегию, в том числе и на сами Фарерские острова, которых в итоге тоже затронула централизация власти.
Интересным вопросом является идентификация Фрисландии, острова-призрака, который не забыт и сегодня. Следует рассмотреть мнения Низовского и Рамсея и сделать наиболее точный вывод о том, чем же на самом деле являлась Фрисландия. Рамсей считает, что Фарерские острова были перепутаны с Исландией по той причине, что Исландия была известна ловлей рыбы, из-за чего её в то время иногда называли Фишландией (от англ. Fish - рыба). По этой причине, считает он, Дзено решил, что это отдельные острова [35]. Низовский же считает, что Фрисландия является Исландией, поскольку имеет сильно схожее название. Для лучшего понимания следует рассмотреть работу Дзено. Он пишет о том, что Фрисландия несколько больше, чем Ирландия [36]. На приложенной карте Фрисландия изображена как единый остров, рядом с которым есть некоторые небольшие острова. Площадь Фарерских островов менее 1400 км2, в то время как площадь Ирландии - более 70 тысяч км2. Эта разница очень существенная, Ирландия в современных границах больше Фарерских островов в 50 раз. В то же время, она не сильно больше Исландии. Вряд ли можно было спутать Фарерские острова (либо один из них) с Исландией. Адмирал Ирмингер в своей статье «Zeno's Frislanda Is Iceland and Not the Faroes» указывает на несоответствие описания Фрисландии и Фарерских островов, а также на невозможность спутать Фарерские острова с одним единым островом, большим, чем Ирландия. Он указывает на то, что такого острова, расположенного к югу от Исландии, никогда не существовало, согласно его знаниям древних записей путешественников [37]. Это позволяет нам сделать однозначный вывод о том, что Фрисландия является на самом деле Исландией, но из-за того, что Дзено повредил письма своего предка и сам соответствующими знаниями не владел, создал путаницу, вызывавшую споры долгое время.
Норвегия к 14 веку стала сильно зависима от Дании по причине транзита норвежской внешней торговли через датские территории, покупку датского хлеба и иным причинам. Норвежским королям не хватало своих ресурсов для активной политики. Экономический кризис в Норвегии был вызван вспышкой чумы, которая привела к демографическому кризису, росту депопуляции, снижению цен на землю и ренту [38]. В 1523 году по инициативе части епископов и высших аристократов был свергнут король Кристиан II, на смену ему пришёл Фредерик I. В период 1523-1524 годов принимаются важные решения, которые усиливают дворянство и церковь.
Реформация серьёзно влияет на датское общество. К 1530 году в крупных городах Дании воплощаются основные идеи Реформации [39]. К этому моменту позиции Норвегии сильно снижаются, она становится сильно зависимой от Дании. Реформация ещё сильнее повлияла на это. Дания стала решать большинство вопросов, связанных с Норвегией. Это повлияло и на использование норвежского языка, который во многом был заменён датским. Норвежский бомонд использовал его как основной. Разумеется, это повлияло и на Фарерские острова. Даже сильнее, чем на Норвегию, поскольку Фарерские острова в итоге стали частью Дании. Закон «Об автономии Фарерских остров» приняли лишь к середине 20 века, лишь с этого момента фарерский стал основным на островах, но датский всё же нужно хорошо знать. Датский всё это время был официальным языком на островах.
Одно из исследований показывает, что значительное количество первых женщин-поселенцев на Фарерских островах были выходцами с Британских островов, в то время как мужчины были выходцами из Скандинавии. Согласно полученным данным, лишь около 17% женщин с Фарерских островов имеют скандинавское происхождение, остальные же имели британское происхождение [40]. Это имеет достаточно серьёзное значение, поскольку позволяет более точно определить принадлежность фарерцев.
Заключение. Фарерские острова имеют достаточно молодую культуру по причине статуса датской колонии. Их население не могло расти, лишь во второй половине XIX века численность фарерцев достигла 10 тысяч человек. Помимо этого, Данией ограничивалось и само развитие, при Норвегии и викингах же Фарерские острова развивались очень медленно. До середины XX века фарерцы не имели столько прав, сколько имеют сейчас, став автономией. Флаг Фарерских островов был придуман лишь в 1919 году тремя местными студентами, использоваться официально стал лишь в 1940 году. И то, это было не из-за желания Дании, а потому, что Дания была оккупирована Третьим Рейхом, в отличие от Фарерских островов, которые не дала бы оккупировать Британия. Лишь после получения статуса автономии Фарерские острова начали стремительно развиваться.
Возможно присутствие на Фарерских островах людей ещё во времена до нашей эры, однако это является лишь абсолютно недоказанной теорией, которая не имеет никаких доказательств. Помимо Фарерских островов, древних останков до нашей эры, видимо, не удалось найти и в Исландии. Тем не менее, очевидно, что Фарерские острова были посещены человеком ещё до прибытия туда викингов, в промежутке с 4 по 7 век (до 630 года). Точную принадлежность людей определить на данный момент невозможно, но шансы, что это были викинги слишком малы.
То, что первыми поселенцами Фарерских островов были ирландские монахи, вполне достоверно, если анализировать известные даты и события, происходившие в то время. Информация Дикуила совершенно точно описывает Фарерские острова, а также вписывается в годы начала набегов викингов и их посещения Исландии. Примерно 500 году ирландские монахи посетили Фарерские острова и другие земли, после чего долгие годы последующие поколения монахов-отшельников проводили время на островах примерно до 9 века, после чего, в 793 году начались активные мореплавания викингов, а уже к 825 году викинги, как минимум, посетили Фарерские острова.
«Эпоха викингов» началась благодаря тому, что скандинавы методом проб и ошибок пришли к созданию сильного флота, который пользовался погодными условиями и избегал плаваний в непогоду. Причин для участия норвежцев в нападениях достаточно: малое количество пахотных земель; желание получить богатство и прославиться, доказать своё мужество, пройдя «посвящение» через походы; внутренние конфликты; желание получить «свой клочок земли». Норвежцы начали набеги на Ирландию и северные острова; шведы двинулись в сторону России и Азии; датчане решили устраивать набеги на территории современной Британии. Помимо нападений, викинги осуществляли обычную торговлю.
Из-за внутренних конфликтов основной части Норвегии Фарерские острова после окончания периода викингов были достаточно свободными, лишь в 13 веке норвежские короли укрепили власть на Фарерских и других островах. Эпоха викингов принесла развитие культуры скандинавам в целом и активное заселение Фарерских островов для фарерцев в частности. Уже к 1000 году некоторые из крупных поселений были разделены на более малые. К 16 веку это разделение на поместья прошло уже долгий путь. Когда в основной части Норвегии власть была более-менее укреплена, стабильность пришла и на Фарерские острова, которые перенимали последние изменения основной части. Строительство и организация поселений фарерцев были развиты очень хорошо для тех времён.
Изучив работу Дзено и Адмирала Ирмингера, можно сделать вывод о том, что Фрисландия является Исландией. Ошибочное мнение Дзено создал скорее по причине отсутствия реальных знаний и порчи писем своего предка, которые представляли собой более точные материалы, чем работа Дзено. Описание Фрисландии от Дзено, проверенное также и Адмиралом Ирмингером, никак нельзя спутать с Фарерскими островами, тем более, если учесть, что описание Фрисландии достаточно точно описывает Исландию, что ещё более подтверждает это.
Становление Фарерских островов частью Кальмарской унии сильно повлияло на них. Норвегия по многим причинам была вынуждена стать частью Дании, которая решала многие вопросы, связанные с Норвегией. К моменту проведения Реформации в Дании положение Норвегии стало ещё более низменным по сравнению с Данией. Таким образом, Фарерские острова стали (пока ещё лишь де-факто) частью другого государства, вынуждены были выучить и использовать чужой язык. Если для Норвегии Фарерские острова были полноценной частью, то для Дании Фарерские острова были скорее колонией, которую населял другой народ.
Рассмотренная в работе информация, позволяет нам составить примерное описание происхождения фарерцев и примерную историю их развития. До прихода викингов, который начался в результате серьёзного прогресса скандинавов в мореплавании, Фарерские и другие острова, в том числе Исландию, населяли ирландские монахи, которые, предположительно, и привели к сильному обилию овец на Фарерских островах. Но им пришлось покинуть острова из-за начала скандинавской экспансии. На фарерских островах селились западные норвежцы, которые создавали семьи преимущественно с девушками с Британских островов. Фарерцы достаточно неплохо осваивали острова, во время нестабильности в основной части Норвегии имели достаточно серьёзную свободу. После того, как стабильность удалось установить, фарерцы были подчинены норвежским королям. Эпоха викингов принесла скандинавам сильное культурное развитие, а развитие феодализма после этой эпохи принесло им создание поместий и сословий. В целом, Фарерские острова, как и Исландия, проходили практически такой же путь развития, что и Норвегия, до момента присоединения к Дании. Таким образом, Фарерские острова представляют собой смесь скандинавов-мужчин и британок, которые до присоединения к Дании двигались практически по тому же пути развития, что и Норвегия, на жизни которых оказали некоторое влияние ирландские монахи, а уже после находились под влиянием Дании. С Фрисландией Фарерские острова не были связаны, поскольку это на самом деле была Исландия.
Список используемой литературы:
1. Population, historical // Hagstova : сайт. - URL: https://hagstova.fo/en/population/population/population (дата обращения: 31.10.2023)
2. Adler-Nissen, Rebecca. (2014). The Faroe Islands: Independence dreams, globalist separatism and the Europeanization of postcolonial home rule. Cooperation and Conflict. 49. 55-79. 10.1177/0010836713514150.
3. Мельник, В. М. Фарерские острова эпохи средневековья в скандинавском историографическом дискурсе / В. М. Мельник // Северные грани : Международный альманах 2018 / Ответственный редактор Е.Ф. Овчаренко. Том Выпуск 8. - Москва : ООО «МАКС Пресс», 2018. - С. 74-79. - EDN YVOZWN.
4. Рамсей Р. Открытия, которых никогда не было. М., 1977. С. 44-45
5. Низовский А. Ю. Долгий путь к Америке / А. Ю. Низовский // 500 великих путешествий / А. Ю. Низовский. - Москва : Вече, 2013. - Фантастическое плавание братьев Дзено. - С. 228-230. - ISBN 978-5-95336354-9
6. N. D. Melton & R. A. Nicholson. 2004. The Mesolithic in the Northern Isles: the preliminary evaluation of an oyster midden at West Voe, Sumburgh, Shetland, U.K.. Antiquity Project Gallery 78(299): https://www.antiquity.ac.uk/projgall/nicholson299/
7. Church, M. J., Arge, S. V., Edwards, K. J., Ascough, P. L., Bond, J. M., Cook, G. T., Dockrill, S. J., Dugmore, A. J., McGovern, T. H., Nesbitt, C., & Simpson, I. A. (2013). The Vikings were not the first colonizers of the Faroe Islands. Quaternary Science Reviews, 77, 228-232. https://doi.org/10.1016/j.quascirev.2013.06.011
8. Curtin, L., D'Andrea, W.J., Balascio, N.L. et al. Sedimentary DNA and molecular evidence for early human occupation of the Faroe Islands. Commun Earth Environ 2, 253 (2021). https://doi.org/10.1038/s43247-021-00318-0
9. Хенниг, Р. Неведомые земли. В 4 т. Т. 2. Москва : Издательство иностранной литературы, 1961. С.
115-116
10. Bj0rk, E. (1968). Oyding av rottum og m6sum i F0royum: Eitt rsttar- og mentunars0guligt yvirlit. ojs.setur.fo. https://doi.org/10.18602/fsj.v16i.377
11. Eliasen, K. (1995). Oversigt over det fsraske bispessdes historie. ojs.setur.fo. https://doi.org/10.18602/fsj.v43i.663
12. Книга о занятии земли // Norroen : сайт. - URL: https://norroen.info/src/lnb/0ru.html (дата обращения: 01.11.2023)
13. Liber De Mensura Orbis Terrae // Corpus of Electronic Texts Edition : сайт. - URL: https://celt.ucc.ie/published/T090000-001.html (дата обращения: 01.11.2023)
14. Кан, А. С. История скандинавских стран. Москва : Высшая школа, 1980. С. 14
15. Haywood, J. (2015). Northmen: The viking saga 793-1241. Head of Zeus. 114-115
16. Кан, А. С. История скандинавских стран. Москва : Высшая школа, 1980. С. 7
17. Моруа, А. История Англии. Санкт-Петербург : Азбука, Азбука-Аттикус, 2021. С. 54-56
18. А. В. Циммерлинг. Исландские саги. Москва : Языки славянской культуры, 2004. С. 114
19. История Норвегии. А. Я. Гуревич, А. С. Кан, И. П. Роздорожный, В. В. Рогинский. Москва : Наука, 1980. С. 127
20. Hansen, S.S. 1991. Toftanes: A Faroese Viking farmstead from the 9-10th centuries AD. Acta Archaeologica 61-1990:44-53.
21. Bending, Joanna & Buckland, Paul & Christensen, Kjeld & Edwards, Kevin & Hunter, Fraser & Jouttijarvi, Arne & Schofield, James & Hansen, Steffen & Vickers, Kim. (2013). Toftanes. A Viking Age Farmstead in the Faroe Islands. Acta Archaeologica. 84. 8-239. 10.1111/j.1600-0390.2013.00779.x.
22. Krogh, K. J. (1975). Seks kirkjur heima a Sandi. Mondul, 2, 21-54.
23. Krogh, K. J. (1983). Gard og kirke. Samhorighed mellem gard og kirke belyst gennem arksologiske unders0gelser pa Fsraerne og i Gronland. Hikuin, 9, 231-244. http://opac.regesta-imperii.de/lang_de/anzeige.php?pk=1635845
24. Dahl, S. (1965). Vikingab6stadur i Seyrvagi: Trace of viking settlement in Seyrvagur, Vagar. ojs.setur.fo. https://doi.org/10.18602/fsj.v14i.361
25. История Норвегии / А. Я. Гуревич, А. С. Кан, И. П. Роздорожный, В. В. Рогинский. - Москва : Наука, 1980. С. 130-131
26. Кан, А. С. История скандинавских стран. Москва : Высшая школа, 1980. С. 25
27. Кан, А. С. История скандинавских стран. Москва : Высшая школа, 1980. С. 37
28. Thorsteinsson, A. (1978). Forn b6seting i F0royum: Old settlement in the Faroes. ojs.setur.fo. https://doi.org/10.18602/fsj.v26i.500
29. Guttesen, R. (2016). Regionalar variationir i kornveltingini fyrr i tidini. Ymiskt var, sum gomlu, f0roysku bygdirnar voru fyri, ta spurningurin var um kornvelting, tann tid tad var / Regional variations in grain growing in the old days. The old faroese villages differed considerably in the days of grain growing. ojs.setur.fo. https://doi.org/10.18602/fsj.v63i.86
30. Кан, А. С. История скандинавских стран. Москва : Высшая школа, 1980. С. 4
31. Берков, В. П. История норвежского языка. Санкт-Петербург : Филологический факультет СПбГУ, 2012. С. 60
32. Шенявская, Т. Л. К истории фарерских фамилий / Т. Л. Шенявская // Северные грани : Международный альманах 2018 / Ответственный редактор Е.Ф. Овчаренко. Том Выпуск 8. - Москва : ООО «МАКС Пресс», 2018. - С. 25-30. - EDN VJDNCL.
33. Mortensen, A. (2021). Kongsumsiting, skattur, likningareindir og folk i ti f0royska skattlandinum umleid 1300-1600: Royal administration, taxation, assessment units and population in the Faroese tax-land approx. 1300-1600. ojs.setur.fo. https://doi.org/10.18602/fsj.v67i. 127
34. Кан, А. С. История скандинавских стран. Москва : Высшая школа, 1980. С. 30-31
35. Рамсей Р. Открытия, которых никогда не было. М., 1977. С. 54-55
36. Zeno, N., Major, R. H., & Bardarson, i. (1873). The voyages of the Venetian brothers, Nicolo & Antonio Zeno, to the northern seas in the XlVth century : comprising the latest known accounts of the lost colony of Greenland and of the Northmen in America before Columbus. Burt Franklin. P. 6
37. Irminger, A. (1879). Zeno's Frislanda is Iceland and not the Faeroes. Journal of the Royal Geographical Society of London, 49, 398. https://doi.org/10.2307/1798694
38. Земцовская, О. В. Причины вступления Норвегии в Кальмарскую унию: трансформация социально-экономического и внешнеполитического положения в XIV веке / О. В. Земцовская // История и культура Русского Севера и Арктики : сборник научных статей студентов, аспирантов и молодых ученых, Архангельск, 15-17 ноября 2017 года / Сев. (Арктич.) федер. ун-т им. М.В. Ломоносова, Высш. шк. социал.-гуманитар. наук и междунар. коммуникации, каф. всеобщ. истории; сост. О.В. Зарецкая. Том Выпуск 1. - Архангельск: Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова, 2018. - С. 66-69. - EDN XOGULJ.
39. История Дании. Х. Палудан, Э. Ульсиг, К. П. Расмуссен [и др.]. Москва : Весь мир, 2007. С. 139141
40. Als, T., Jorgensen, T., B0rglum, A. et al. Highly discrepant proportions of female and male Scandinavian and British Isles ancestry within the isolated population of the Faroe Islands. Eur J Hum Genet 14, 497-504 (2006). https://doi.org/10.1038/si.eihg.5201578