DOI: 10.31550/1727-2378-2018-153-9-40-49
\ ' / --0--
S a
g н
S Oh
О
\ ' /
ч
Я u
О £L
w
о
Ранняя диагностика девиантного поведения у военнослужащих по призыву
Д.А. Серегин, А.А. Марченко, Н.Н. Баурова, К.В. Днов
ФГБВОУ ВО «Военно-медицинская академия имени С.М. Кирова» Минобороны России, г. Санкт-Петербург
Цель исследования: разработать психодиагностическую методику определения склонности к отклоняющемуся поведению (ОП) у военнослужащих по призыву.
Дизайн: открытое сравнительное невыборочное исследование.
Материалы и методы. Исходно проводились обследование 1352 военнослужащих по призыву с применением комплекса психодиагностических методик, а также опрос их непосредственных командиров на предмет качества прохождения ими военной службы и наиболее значимых, по мнению офицеров, форм ОП. Через четыре месяца было выполнено катамнестическое исследование ранее обследованных военнослужащих, командиры частей выделили среди них группу с признаками ОП (n = 193). Далее разрабатывалась методика для оценки ОП у военнослужащих в скрининговом («ИСАДА») и расширенном («ИСАДА-р») вариантах. Статья посвящена работе над «ИСАДА-р». Результаты. Вопросы для «ИСАДА-р» выделены по результатам дискриминантного анализа. Опросник основан на выявлении значимых личностных характеристик и позволяет расширить диагностические возможности за счет включения «избегающего» типа ОП. Он имеет достаточную валидность и надежность (коэффициент альфа Кронбаха равен 0,628).
Заключение. С помощью «ИСАДА-р» можно прогнозировать склонность к ОП у военнослужащих по призыву. Опросник может быть рассмотрен в плане включения в батарею тестов автоматизированного рабочего места психолога, предназначенных для профессионально-психологического отбора.
Ключевые слова: суицидальное поведение, военнослужащие, девиантное поведение, диагностика.
Для цитирования: Серегин Д.А., Марченко А.А., Баурова Н.Н., Днов К.В. Ранняя диагностика девиантного поведения у военнослужащих по призыву // Доктор.Ру. 2018. № 9 (153). С. 40-49. DOI: 10.31550/1727-2378-2018-153-9-40-49
Early Detection of Deviant Behaviour in Conscripts
D.A. Seregin, A.A. Marchenko, N.N. Baurova, K.V. Dnov
S.M. Kirov Military Medical Academy of the Ministry of Defence of the Russian Federation, St. Petersburg
Study Objective: to develop psychognostic methods for identification of aptitude to deviant behaviour (DB) in conscripts. Study Design: open comparative randomised study.
Materials and Methods. Initially, 1,352 conscripts were studied, and a set of psychognostic methods was used; also their commanding officers were interviewed regarding the quality of conscripts' service and the most prominent DBs. Four month later a follow-up study of the same conscripts was conducted, and commanding officers named a group of soldiers with DBs (n = 193). Then the methods to assess DB in soldiers were developed: screening ("ISADA") and extended ("ISADA-r") versions. The article described ISADA-r.
Study Results. The questions for ISADA-r are identified following the discriminative analysis. The questionnaire is based on identification of significant personal attributes and allows extending the diagnostic capabilities due to inclusion of the "evading" DB. It is sufficiently valid and reliable (alpha coefficient is 0.628).
Conclusion. ISADA-r helps in forecasting the aptitude to DB in conscripts. The questionnaire may be considered for inclusion into the test battery of a psychiatrist's automated workstation for professional and psychological selection. Key words: suicidal behaviour, conscripts, deviant behaviour, diagnostics.
For reference: Seregin D.A., Marchenko A.A., Baurova N.N., Dnov K.V. Early Detection of Deviant Behaviour in Conscripts. Doctor.Ru. 2018; 9(153): 40-49. DOI: 10.31550/1727-2378-2018-153-9-40-49
Несмотря на впечатляющий прогресс в области современных методов диагностики, о значительных успехах в отношении прогноза психических расстройств говорить преждевременно [1, 2]. Представляемое исследование было направлено на разработку методики психологического тестирования для выявления склонности к отклоняющемуся (девиантному) поведению у военнослужащих, проходящих военную службу по призыву. По материалам, полученным в ходе данной работы, подготовлены предложения
по внесению изменений в Положение о военно-врачебной экспертизе, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 4 июля 2013 г. № 565, в части, касающейся выявления и экспертной оценки склонности к девиантному поведению.
Цель исследования: разработать психодиагностическую методику определения склонности к отклоняющемуся (девиантному) поведению у военнослужащих по призыву.
Баурова Наталия Николаевна — к. психол. н., медицинский психолог кафедры психиатрии ФГБВОУ ВО «ВМА им. С.М. Кирова» Минобороны России. 194044, г. Санкт-Петербург, ул. Академика Лебедева, д. 6. E-mail: [email protected]
Днов Константин Викторович — к. м. н., докторант кафедры психиатрии ФГБВОУ ВО «ВМА им. С.М. Кирова» Минобороны России. 194044, г. Санкт-Петербург, ул. Академика Лебедева, д. 6. E-mail: [email protected]
Марченко Андрей Александрович — д. м. н., профессор кафедры психиатрии ФГБВОУ ВО «ВМА им. С.М. Кирова» Минобороны России. 194044, г. Санкт-Петербург, ул. Академика Лебедева, д. 6. E-mail: [email protected]
Серегин Дмитрий Алексеевич — аспирант кафедры психиатрии ФГБВОУ ВО «ВМА им. С.М. Кирова» Минобороны России. 194044, г. Санкт-Петербург, ул. Академика Лебедева, д. 6. E-mail: [email protected]
МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ
Исследование проводилось в учебных центрах и войсковых частях Западного военного округа в 2015 г. и состояло из трех этапов.
Первый этап включал обследование 1352 военнослужащих по призыву в начальный период прохождения службы в учебных центрах Западного военного округа. Средний возраст обследованных лиц составил 20,6 ± 2,0 года (здесь и далее данные представлены в формате М ± о, где М — среднее значение, о — стандартное отклонение). Военнослужащие по призыву заполняли специально разработанные анкеты, в которых фиксировались особенности семейного и профессионального анамнеза, сведения о наличии травм и психотравм, религиозные взгляды, а также проходили обследование с применением комплекса психодиагностических методик. Данный комплекс включал в себя опросник «Индекс жизненного стиля» (англ. Life Style Index; 1979 г.) [3], опросник «Девиантность» (2013 г.) [4], опросник враждебности Басса — Дарки (англ. Buss — Durkee Hostility Inventory; 1957 г.) [4], пятифакторный личностный опросник (англ. Neuroticism — Extroversion — Openness Personality Inventory; разработан в 1992 г., адаптирован в 1999 г.) [5], опросник «Способы совладающего поведения» (англ. Ways of Coping Questionnaire; разработан в 1988 г., адаптирован в 2004 г.) [6], опросник «Девиантное поведение» (ДАП; 1999 г.) [7].
На первом этапе проводилось также анкетирование командиров подразделений — 113 младших офицеров, не менее года руководивших личным составом в ротах и взводах, в том числе 45 офицеров по работе с личным составом. Средний возраст опрошенных офицеров — 27,6 ± 3,1 года. Командиры подразделений выполняли экспертную оценку качества прохождения военной службы каждым обследуемым военнослужащим с помощью «Анкеты динамического наблюдения». Офицеры дополнительно участвовали в анкетном опросе на предмет наиболее значимых, по их мнению, форм отклоняющегося поведения (ОП) военнослужащих, которые оказывают выраженное негативное влияние на боеспособность подразделения и деятельность подразделений в мирное время. За основу опроса была взята классификация ОП, разработанная Д.В. Менделевичем [8]. Данная классификация была расширена распространенным в условиях военной службы среди военнослужащих по призыву «избегающим» типом ОП, объединяющим в себе различные формы уклонения от исполнения обязанностей военной службы.
Второй этап — катамнестическое исследование — включал сбор сведений из воинских частей о военнослужащих, обследованных на первом этапе, через четыре месяца службы. Командиры частей указывали военнослужащих, которые в ходе службы в подразделениях выявили признаки ОП (n = 193).
Третий этап — изучение данных, полученных на первых двух этапах исследования, и разработка методики оценки отклоняющихся форм поведения у военнослужащих.
РЕЗУЛЬТАТЫ
Анализ экспертного мнения командиров подразделений показал, что наиболее значимыми формами ОП являются делинквентный (90,3%) и аддиктивный (65,5%) типы поведения, аутоагрессивное (суицидальное) (83,2%) и агрессивное (79,6%) поведение, злоупотребление психоактивными веществами (74,3) и избегающее (уклоняющееся) поведение (77,9%). Поэтому далее в работе анализировались эти формы ОП в следующих трактовках:
1) избегающее поведение, характеризующееся различными формами попыток получения послабления по службе и уклонения от выполнения обязанностей военной службы, в том числе в виде госпитализма, обусловленное сниженными адаптационными и морально-волевыми качествами военнослужащих и, соответственно, низкими способностями к овладению воинской специальностью. Часто характерно для сенситивных, ипохондричных личностей [9-11];
2) суицидальное поведение, проявляющееся в виде фантазий, мыслей, представлений или действий, направленных на самоповреждение или самоуничтожение и по крайней мере в минимальной степени мотивируемых явным или скрытым намерением умереть [12];
3) агрессивное поведение, представляющее собой физическое или вербальное поведение, направленное на причинение вреда кому-либо. Для данного типа поведения характерны склонность к силовому решению проблем, повышенная импульсивность, несдержанность. В воинских подразделениях большее значение имеет физическая агрессия, когда повышается вероятность неуставных форм взаимоотношений между военнослужащими [8];
4) делинквентное поведение, обнаруживающееся в действиях конкретной личности, которые отклоняются от установленных в данном обществе и в данное время законов, угрожают благополучию других людей или социальному порядку и уголовно наказуемы в крайних своих проявлениях [13];
5) аддиктивное поведение, связанное с формированием стремления человека к уходу от реальности путем искусственного изменения своего психического состояния, что достигается посредством приема психоактивных веществ, или постоянной фиксации на определенных видах деятельности с целью развития и поддержания интенсивных эмоций. Данное поведение, как правило, характеризуется склонностью к быстрому удовлетворению потребностей и скорому формированию зависимости как от химических веществ, вызывающих чувство эмоционального комфорта (алкоголь, наркотики и прочие психоактивные вещества), так и от видов деятельности, вызывающих эмоциональный комфорт, со снижением способности отказаться от данных видов деятельности (различные нехимические зависимости) [14].
В ходе катамнестического исследования признаки ОП были выявлены у 193 (14,3%) военнослужащих: избегающего — у 64 из 1352 обследованных (4,7%); суицидального — у 34 (2,5%); агрессивного — у 55 (4,1%); делинквент-ного — у 41 (3,0%); аддиктивного — у 43 человек (3,2%). В ряде случаев у одного и того же военнослужащего отмечалось сочетание нескольких типов девиантного поведения. Доля военнослужащих с ОП, определенная по данным катамнестического исследования, продемонстрировала эффективность примененной методики психологического тестирования военнослужащих, проходящих военную службу по призыву.
В качестве названия для методики было решено использовать аббревиатуру «ИСАДА», состоящую из первых букв наименований основных ее шкал: «Избегание», «Суицидальность», «Агрессивность», «Делинквентность» и «Аддиктивность». Скрининговый вариант методики называется «ИСАДА», развернутый вариант — «ИСАДА-р» (обозначение «р» указывает на расширенный характер опросника). Этапы разработки методики «ИСАДА» были представлены ранее [1]. Данная статья посвящена этапам разработки развернутого варианта методики — «ИСАДА-р».
Полученная в ходе анализа модель обладала точностью 100% в отношении лиц с отсутствием девиантного поведения и 99,4% — для лиц с наличием такового (в среднем для всей модели точность составила 99,9%).
Далее была определена надежность методики для дифференциации конкретных типов ОП. Значения точности приведены в таблице 1, а основные статистические характеристики дискриминантных классификационных функций — в таблице 2. Представленные данные позволяют вынести суждение о достаточной надежности полученных решающих правил.
Инструкция и текст опросника «ИСАДА-р» изложены в приложении к данной статье.
Расчет показателей выраженности склонности к различным формам ОП предполагается проводить с использованием специализированного программного обеспечения
Таблица1
Классифицирующие матрицы по основным шкалам опросника «ИСАДА-р»
Исходные классы Предсказанные классы
процент правильной классификации отсутствие ОП наличие ОП
Избегание
Отсутствие ОП 99,42 1210,00 7,00
Наличие ОП 81,25 12,00 52,00
Всего 98,52 1222,00 59,00
Суицидальность
Отсутствие ОП 99,68 1244,00 4,00
Наличие ОП 81,82 6,00 27,00
Всего 99,22 1250,00 31,00
Агрессивность
Отсутствие ОП 98,62 1211,00 17,00
Наличие ОП 71,70 15,00 38,00
Всего 97,50 1226,00 55,00
Делинквентность
Отсутствие ОП 99,52 1234,00 6,00
Наличие ОП 87,80 5,00 36,00
Всего 99,14 1239,00 42,00
Аддиктивность
Отсутствие ОП 99,596 1233,000 5,000
Наличие ОП 83,721 7,000 36,000
Всего 99,063 1240,000 41,000
Примечание. ОП — отклоняющееся поведение.
Таблица 2
Основные характеристики дискриминантных классификационных функций по шкалам опросника «ИСАДА-р»
Шкалы Собственное значение Коэффициент канонической корреляции Лямбда Уилкса Хи-квадрат Число степеней свободы P-величина
Избегание 1,382 0,762 0,420 1076,90 77,0 < 0,001
Суицидальность 0,542 0,593 0,648 541,57 59,0 < 0,001
Агрессивность 0,619 0,618 0,617 600,84 65,0 < 0,001
Делинквентность 0,910 0,690 0,524 803,17 75,0 < 0,001
Аддиктивность 0,816 0,670 0,551 740,68 75,0 < 0,001
Разработка опросника «ИСАДА-р»
Если при создании «ИСАДА» приоритет отдавался принципу удобства применения, то при работе над «ИСАДА-р» за основу был взят принцип максимизации валидности. В связи с этим формирование развернутого варианта методики проводилось по результатам дискриминантного анализа.
Дискриминантный анализ базы обследования с целью определения условного «веса» вопросов и выделения наиболее значимых из них для дальнейшего объединения в общую методику оценки склонности к ОП был выполнен по пяти методикам, направленным на оценку различных сфер психической деятельности. Выбраны следующие методики: опросник «Индекс жизненного стиля»; пятифакторный личностный опросник; опросник «Способы совладающего поведения»; опросник «Девиантность»; опросник враждебности Басса — Дарки.
в соответствии со средними значениями линейных дискри-минантных классификационных функций и их коэффициентами (табл. 3).
Содержательная валидность оценивалась на основе корреляционного анализа со шкалами методик «Девиантность» и ДАП (табл. 4), поскольку эти методики показали наибольшую валидность по данным катамнеза обследованных военнослужащих (указаны только статистически значимые (р < 0,05) коэффициенты).
Отрицательная направленность взаимосвязи со шкалами методики ДАП объясняется тем, что эти шкалы носят обратный характер: большему количеству баллов соответствует более высокая нервно-психическая устойчивость.
Надежность шкал опросника оценивалась при помощи коэффициента внутренней согласованности альфа Кронбаха. Для методики «ИСАДА-р» величина альфа Крон-баха на основе стандартизированных пунктов составила 0,628, что в целом соответствует допустимому диапазону для личностно-характерологических опросников (0,6-0,8). Это подтверждает достаточную надежность опросника.
Сводные статистики пунктов опросника «ИСАДА-р» представлены в таблице 5.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В настоящее время продолжаются исследования, направленные на изучение различных аспектов медико-психологического сопровождения военнослужащих и прогноза отклоняющегося поведения в вооруженных силах [15-30]. При этом используемые методики исследования не всегда направлены на оценку непосредственно тех видов отклоняющегося поведения, которые представляются наиболее значимыми офицерам, работающим с личным составом в подразделении. Методики «ИСАДА» и «ИСАДА-р» лишены этого недостатка.
Обнаруженные статистически значимые взаимосвязи основных шкал представленной методики со шкалами методик «Девиантность» и «Девиантное поведение», а также расширение диагностических возможностей при применении данной методики за счет включения в нее «избегающего» типа отклоняющегося поведения, удобство при заполнении
Таблица 3 ^
Средние значения линейных дискриминантных классификационных функций для шкал опросника
Шкалы Ф1 Ф2
Избегание 0,27 -5,12
Суицидальность -0,12 4,53
Агрессивность 0,16 -3,79
Делинквентность 0,17 -5,24
Аддиктивность -0,17 4,84
Таблица 4
Корреляции между количественными значениями шкал опросника «ИСАДА-р» и методик «Девиантность», «Девиантное поведение»
Шкалы Избегание Суицидальность Агрессивность Делинквентность Аддиктивность
Методика «Девиантность»
«Аутоагрессивность» - 0,42* - - -
«Гетероагрессивность» - - 0,52* - -
Методика «Девиантное поведение»
«Негативизм к военной - - - -0,43* -
службе»
«Аддиктивное - - - - -0,42*
поведение»
«Делинквентное - - - -0,44* -
поведение»
«Суицидальный риск» - -0,41* - - -
Интегральная шкала - - - -0,42* -
«Девиантное поведение»
Примечание. В таблице приведены статистически значимые различия между шкалами: р < 0,05.
Таблица 5 ^
Сводные статистики пунктов опросника «ИСАДА-р»
Показатели Среднее Минимум Максимум Диапазон Дисперсия
Средние пунктов 1,059 0,025 3,427 3,402 1,137
Дисперсии пунктов 0,584 0,024 2,376 2,352 0,398
и подсчете результатов опросника «ИСАДА» и высокая валидность опросника «ИСАДА-р» позволяют рекомендовать дополнительное применение вариантов «ИСАДА» и «ИСАДА-р» при обследованиях военнослужащих по призыву и лиц, поступающих на военную службу, на предмет склон-
ЛИТЕРАТУРА
1. Днов К.В., Баурова Н.Н. Разработка и апробация психодиагностической методики выявления военнослужащих, склонных к избегающему, суицидальному, агрессивному, делинквент-ному и аддиктивному поведению («ИСАДА»). Психология и психотехника. 2016; 11: 949-59. [Dnov K.V., Baurova N.N. Razrabotka i aprobatsiya psikhodiagnosticheskoi metodiki vyyavleniya voennosluzhashchikh, sklonnykh k izbegayushchemu, suitsidal'nomu, agressivnomu, delinkventnomu i addiktivnomu povedeniyu («ISADA»). Psikhologiya i psikhotekhnika. 2016; 11: 949-59. (in Russian)]
2. Тарумов Д.А., Железняк И.С., Манчук А.А., Мананцев П.А., Ятманов А.Н. Аналитический обзор специальных методов ней-ровизуализации в психиатрической практике. Вестн. новых мед. технологий. Электронное издание. 2018; 12(2): 104-13. [Tarumov D.A., Zheleznyak I.S., Manchuk A.A., Manantsev P.A., Yatmanov A.N. Analiticheskii obzor spetsial'nykh metodov neirovizualizatsii v psikhiatricheskoi praktike. Vestn. novykh med. tekhnologii. Elektronnoe izdanie. 2018; 12(2): 104-13. (in Russian)]
3. Вассерман Л.И., Ерышев О.Ф., Клубова Е.Б., Петрова Н.Н., Беспалько И.Г., Беребин М.А. и др. Психологическая диагностика индекса жизненного стиля: Пособие для психологов и врачей. СПб.: СПбНИПНИ им. В.М. Бехтерева; 2005. 54 с. [Vasserman L.I., Eryshev O.F., Klubova E.B., Petrova N.N., Bespal'ko I.G., Berebin M.A. i dr. Psikhologicheskaya diagnostika indeksa zhiznennogo stilya: Posobie dlya psikhologov i vrachei. SPb.: SPbNIPNI im. V.M. Bekhtereva; 2005. 54 s. (in Russian)]
4. Гребень Н.Ф., авт.-сост. Психологические тесты для профессионалов. Минск: Современная школа; 2007. 496 с. [Greben' N.F., avt.-sost. Psikhologicheskie testy dlya professionalov. Minsk: Sovremennaya shkola; 2007. 496 s. (in Russian)]
5. Хромов А.Б. Пятифакторный опросник личности: Учебно-методическое пособие. Курган: Курганский гос. ун-т; 2000. 23 с. [Khromov A.B. Pyatifaktornyi oprosnik lichnosti: Uchebno-metodicheskoe posobie. Kurgan: Kurganskii gos. un-t; 2000. 23 s. (in Russian)]
6. Крюкова Т.Л., Куфтяк Е.В. Опросник способов совладания (адаптация методики WCQ). Журн. практ. психолога. 2007; 3: 93-112. [Kryukova T.L., Kuftyak E.V. Oprosniksposobovsovladaniya (adaptatsiya metodiki WCQ). Zhurn. prakt. psikhologa. 2007; 3: 93-112. (in Russian)]
7. Федосенко Е.В. Психологическое сопровождение подростков: система работы, диагностика, тренинги. СПб.: Речь; 2008. 192 с. [Fedosenko E.V. Psikhologicheskoe soprovozhdenie podrostkov: sistema raboty, diagnostika, treningi. SPb.: Rech'; 2008. 192 s. (in Russian)]
8. Менделевич В.Д. Психология девиантного поведения: Учебное пособие. СПб.: Речь; 2016. 392 с. [Mendelevich V.D. Psikhologiya deviantnogo povedeniya: Uchebnoe posobie. SPb.: Rech'; 2016. 392 s. (in Russian)]
9. Дорофеев И.И., Корзунин В.А., Овчинников Б.В., Юсупов В.В., Ятманов А.Н. Методологические аспекты выделения категории медико-психологического сопровождения курсантов. Клин. и спец. психология. 2016; 5(2): 113-20. [Dorofeev I.I., Korzunin V.A., Ovchinnikov B.V., Yusupov V.V., Yatmanov A.N. Metodologicheskie aspektyi vyideleniya kategorii mediko-psihologicheskogo soprovozhdeniya kursantov. Klin. i spets. psihologiya. 2016; 5(2): 113-20. (in Russian)]
10. Лазуткин В.И., Зацарный Н.Н., Зараковский Г.М., ред. Методики военного профессионального психологического отбора. М.: МО РФ 178 Научно-практический центр Генерального штаба; 1999. 535 с. [Lazutkin V.I., Zatsarnyi N.N., Zarakovskii G.M., red. Metodiki voennogo professional'nogo psikhologicheskogo otbora. M.: MO RF 178 Nauchno-prakticheskii tsentr General'nogo shtaba; 1999. 535 s. (in Russian)]
ности к отклоняющемуся поведению. Вариант «ИСАДА» [1] более эффективен для скрининговой оценки и может использоваться в качестве дополнительного инструмента в работе врача-психиатра, «ИСАДА-р» может применяться в работе групп профессионально-психологического отбора.
11. Фадеев А.С., Куликов В.В., Чернов О.Е. Невротические расстройства у военнослужащих в мирное время. Воен.-мед. журн. ZOO1; 3ZZ(3): 39-43. [Fadeev A.S., Kulikov V.V., Chernov O.E. Nevroticheskie rasstroistva u voennosluzhashchikh v mirnoe vremya. Voen.-med. zhurn. ZOO1; 3ZZ(3): 39-43. (in Russian)]
1Z. Амбрумова А.Г. Суицидальное поведение как объект комплексного изучения. Труды МНИИ психиатрии МЗ РСФСР. М.; 19S6: 7-Z5. [Ambrumova A.G. Suitsidal'noe povedenie kak ob"ekt kompleksnogo izucheniya. Trudy MNII psikhiatrii MZ RSFSR. M.; 19S6: 7-Z5. (in Russian)]
13. Змановская Е.В. Девиантология (психология отклоняющегося поведения): Учебное пособие. М.: Академия; ZOOS. ZSS с. [Zmanovskaya E.V. Deviantologiya (psikhologiya otklonyayushchegosya povedeniya): Uchebnoe posobie. M.: Akademiya; ZOOS. ZSS s. (in Russian)]
14. Короленко Ц.П. Аддиктивное поведение. Общая характеристика и закономерности развития. Обозрение психиатрии и мед. психологии. 1991; 1: Z3-7. [Korolenko Ts.P. Addiktivnoe povedenie. Obshchaya kharakteristika i zakonomernosti razvitiya. Obozrenie psikhiatrii i med. psikhologii. 1991; 1: Z3-7. (in Russian)]
15. П орожников П.А.,Дорофеев И.И., Ятманов А.Н. Прогнозирование заболеваемости военнослужащих военно-морского флота. В кн.: 3-й Азиатско-Тихоокеанский конгресс по военной медицине: материалы конгресса. СПб.: ВМедА; ZO16: 46-7. [Porozhnikov P.A., Dorofeev I.I., Yatmanov A.N. Prognozirovanie zabolevaemosti voennosluzhashchikh voenno-morskogo flota. V kn.: 3-i Aziatsko-Tikhookeanskii kongress po voennoi meditsine: materialy kongressa. SPb.: VMedA; ZO16: 46-7. (in Russian)]
16. Солодков А.С., Ильина А.А., Федоров Е.В., Кузнецова Е.В., Ятманов А.Н. Прогнозирование психологического благополучия курсантов военного вуза. Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. ZO16; 11(141): 3OO-4. [Solodkov A.S., Il'ina A.A., Fedorov E.V., Kuznetsova E.V., Yatmanov A.N. Prognozirovanie psikhologicheskogo blagopoluchiya kursantov voennogo vuza. Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta. ZO16; 11(141): 3OO-4. (in Russian)]
17. Ятманов А.Н. Многомерный скрининг психического здоровья специалистов ВМФ. Известия Рос. воен.-мед. акад. ZO17; 4(36): 3-5. [Yatmanov A.N. Mnogomernyi skrining psikhicheskogo zdorov'ya spetsialistov VMF. Izvestiya Ros. voen.-med. akad. ZO17; 4(36): 3-5. (in Russian)]
1S. Ятманов А.Н. Совершенствование системы медико-психологического сопровождения обучающихся в вузах Министерства обороны Российской Федерации. Казань: Бук; ZO17. 1OZ с. [Yatmanov A.N. Sovershenstvovanie sistemy mediko-psikhologicheskogo soprovozhdeniya obuchayushchikhsya v vuzakh Ministerstva oborony Rossiiskoi Federatsii. Kazan': Buk; ZO17. 1OZs. (in Russian)]
19. Федоров Е.В., Глазырина Т.М., Дорофеев И.И., Корзунин В.А., Юсупов В.В., Ятманов А.Н. Развитие адаптационных характеристик личности курсантов в процессе обучения в военном вузе. Мир науки, культуры, образования. ZO16; Z(57): 3Z6-9. [Fedorov E.V., Glazyrina T.M., Dorofeev I.I., Korzunin V.A., Yusupov V.V., Yatmanov A.N. Razvitie adaptatsionnykh kharakteristik lichnosti kursantov v protsesse obucheniya v voennom vuze. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. ZO16; Z(57): 3Z6-9. (in Russian)]
ZO. Ятманов А.Н., Блеер А.Н. Ценностно-мотивационная структура курсантов Военно-морской академии. Спортив. психолог. ZO17; 3(46): Z4-6. [Yatmanov A.N., Bleer A.N. Tsennostno-motivatsionnaya struktura kursantov Voenno-morskoi akademii. Sportiv. psikholog. ZO17; 3(46): Z4-6. (in Russian)]
Z1. Медведева Ю.И., Курасов Е.С. Современные подходы к диагностике непсихотических аффективных расстройств. Вестн. Нац. мед.-хирургич. центра им. Н.И. Пирогова. ZO15; 1O(4): 1ZZ-5. [Medvedeva Yu.I., Kurasov E.S. Sovremennye podkhody k diagnostike nepsikhoticheskikh affektivnykh rasstroistv. Vestn.
Nats. med.-khirurgich. tsentra im. N.I. Pirogova. 2015; 10(4): 122-5. (in Russian)]
22. Курасов Е.С., Марченко А.А., Шамрей В.К., Нечипоренко В.В., Колчев А.И. Психотерапевтическое лечение посттравматических стрессовых расстройств у комбатантов. Вестн. психотерапии. 2018; 66(71): 19-34. [Kurasov E.S., Marchenko A.A., Shamrei V.K., Nechiporenko V.V., Koichev A.I. Psikhoterapevticheskoe lechenie posttravmaticheskikh stressovykh rasstroistv u kombatantov. Vestn. psikhoterapii. 2018; 66(71): 19-34. (in Russian)]
23. Куликов В.О., Баурова Н.Н., Шамова Н.С. Влияние специфических условий военных высших учебных заведений на формирование инсомнических нарушений у обучающихся. Мед.-биологич. и соц.-психологич. проблемы безопасности в чрезвычайных ситуациях. 2016; 3: 46-50. [Kulikov V.O., Baurova N.N., Shamova N.S. Vliyanie spetsificheskikh uslovii voennykh vysshikh uchebnykh zavedenii na formirovanie insomnicheskikh narushenii u obuchayushchikhsya. Med.-biologich. i sots.-psikhologich. problemy bezopasnosti v chrezvychainykh situatsiyakh. 2016; 3: 46-50. (in Russian)]
24. Кутелев Г.М., Зайцев А.Г. Образ жизни и стереотипы поведения, оказывающие влияние на здоровье военнослужащих ВМФ в современных условиях. Морская медицина. 2016; 2(3): 61-9. [Kutelev G.M., Zaitsev A.G. Obraz zhizni i stereotipy povedeniya, okazyvayushchie vliyanie na zdorov'e voennosluzhashchikh VMF v sovremennykh usloviyakh. Morskaya meditsina. 2016; 2(3): 61-9. (in Russian)]
25. Константинов В.В., Корзунин А.В., Костин Д.В., Круглов В.И., Порожников П.А., Трошина Е.А. и др. От профессионального психологического отбора к медико-психологическому сопровождению военнослужащих. Военная мысль. 2015; 4: 40-6. [Konstantinov V.V., Korzunin A.V., Kostin D.V., Krug-lov V.I., Porozhnikov P.A., Troshina E.A. i dr. Ot professional'nogo psikhologicheskogo otbora k mediko-psikhologicheskomu soprovozhdeniyu voennosluzhashchikh. Voennaya mysl'. 2015; 4: 40-6. (in Russian)]
26. Юсупов В.В., Овчинников Б.В., Корзунин В.А., Нагибович О.А., Гончаренко А.Ю., Порожников П.А. Современное состояние и перспективы развития медико-психологического сопровождения военнослужащих Вооруженных сил. Воен.-мед. журн. 2016; 337(1): 22-8. [Yusupov V.V., Ovchinnikov B.V., Korzunin V.A., Nagibovich O.A., Goncharenko A.Yu., Porozhnikov P.A. Sovremennoe sostoyanie i perspektivy razvitiya mediko-psikhologicheskogo
soprovozhdeniya voennosluzhashchikh Vooruzhennykh sil. Voen.-med. zhurn. 2016; 337(1): 22-8. (in Russian)]
27. Юсупов В.В., Корзунин В.А., Юшко С.В. Современные проблемы медико-психологического сопровождения военнослужащих ВС РФ (к 85-летию со дня рождения А.Л. Зюбана). В сб.: Современные проблемы охраны здоровья военнослужащих. Материалы юбилейной науч.-практ. конф., посвященной 15-летию образования научно-исследовательского центра Военно-медицинской академии им. С.М. Кирова. 2016: 55-6. [Yusupov V.V., Korzunin V.A., Yushko S.V. Sovremennye problemy mediko-psikhologicheskogo soprovozhdeniya voennosluzhashchikh VS RF (k 85-letiyu so dnya rozhdeniya A.L. Zyubana). V sb.: Sovremennye problemy okhrany zdorov'ya voennosluzhashchikh. Materialy yubileinoi nauch.-prakt. konf., posvyashchennoi 15-letiyu obrazovaniya nauchno-issledovatel'skogo tsentra Voenno-meditsinskoi akademii im. S.M. Kirova. 2016: 55-6. (in Russian)]
28. Корзунин А.В., Юсупов В.В., Корзунин В.А. Модель прогноза успешности военно-профессиональной адаптации обучающихся военного вуза. В кн.: 3-й Азиатско-Тихоокеанский конгресс по военной медицине: материалы конгресса. СПб.: ВМедА; 2016: 129-30. [Korzunin A.V., Yusupov V.V., Korzunin V.A. Model'prognoza uspeshnosti voenno-professional'noi adaptatsii obuchayushchikhsya voennogo vuza. V kn.: 3-i Aziatsko-Tikhookeanskii kongress po voennoi meditsine: materialy kongressa. SPb.: VMedA; 2016: 12930. (in Russian)]
29. Константинов В.В., Юсупов В.В., Мкртычян А.С. История профессионального психологического отбора. В сб.: Современные проблемы охраны здоровья военнослужащих. Материалы юбилейной науч.-практ. конф., посвященной 15-летию образования научно-исследовательского центра Военно-медицинской академии им. С.М. Кирова. 2016: 34. [Konstantinov V.V., Yusupov V.V., Mkrtychyan A.S. Istoriya professional'nogo psikhologicheskogo otbora. V sb.: Sovremennye problemy okhrany zdorov'ya voennosluzhashchikh. Materialy yubileinoi nauch.-prakt. konf., posvyashchennoi 15-letiyu obrazovaniya nauchno-issledovatel'skogo tsentra Voenno-meditsinskoi akademii im. S.M. Kirova. 2016: 34. (in Russian)]
30. Корнилова А.А., Будко Д.Ю., Пашкин С.Б., Лобачев А.В. Современные представления о профессиональном психологическом отборе в Вооруженных Силах Российской Федерации. Ростов на/Д; 2016: 30-2. [Kornilova A.A., Budko D.Yu., Pashkin S.B., Lobachev A.V. Sovremennye predstavleniya o pro-fessional'nom psikhologicheskom otbore v Vooruzhennykh Silakh Rossiiskoi Federatsii. Rostov na/D; 2016: 30-2. (in Russian)]
Приложение
Опросник «ИСАДА-р» Инструкция
Методика состоит из трех блоков. Вопросы первого блока имеют два варианта ответа: «да» (1) и «нет» (0). Если утверждение можно отнести к Вам, обведите «1», если утверждение к Вам отнести нельзя — «0».
Во втором блоке стимульные фразы разделены на две части. Ваша задача — прочитав внимательно высказывание, определить, какая его часть больше соответствует особенностям Вашей личности. Если левая, то обведите «1» или «2», если правая — «4» или «5»; цифрами Вы отразите степень выраженности оцениваемого признака. Если Вы сомневаетесь в выборе, то обведите «3». В каждом пункте должна быть отмечена только одна цифра!
В третьем блоке необходимо оценить частоту, с которой проявляются Ваши реакции. Если Ваши реакции подобным предложенному в утверждении образом не проявляются никогда, то рядом с номером соответствующего утверждения обведите «1», если проявляются иногда — «2», если бывают часто — «3», а если подобные реакции отмечаются у Вас постоянно, то обведите «4».
Текст опросника
Первый блок
№ Утверждение Нет Да
1 Я очень легкий человек, и со мной легко ужиться 0 1
2 Всегда существовал человек, на которого я хотел бы походить 0 1
3 Я выхожу из себя, когда смотрю фильмы непристойного содержания 0 1
4 Меня раздражает тот факт, что люди слишком много задаются 0 1
№ Утверждение Нет Да
5 Я человек, который никогда не плачет 0 1
6 Меня легко вывести из себя 0 1
7 Когда кто-нибудь толкает меня в толпе, я чувствую, что готов толкнуть его в ответ 0 1
8 Я много болею 0 1
9 У меня плохая память на лица 0 1
10 Когда я слышу сальности, я очень смущаюсь 0 1
11 Я всегда вижу светлую сторону вещей 0 1
12 У меня склонность к излишней импульсивности 0 1
13 Я свободен от предрассудков 0 1
14 Иногда мне хочется, чтобы атомная бомба разрушила весь мир 0 1
15 Порнография отвратительна 0 1
16 Многое из своего детства я не могу вспомнить 0 1
17 Прикосновение к чему-нибудь осклизлому, скользкому вызывает у меня отвращение 0 1
18 Я никогда не волнуюсь, когда читаю или слышу о какой-либо трагедии 0 1
19 Мне совершенно необходимо слышать комплименты 0 1
20 Беспорядочность отвратительна 0 1
21 Когда я веду машину, у меня иногда появляется сильное желание толкнуть другую машину 0 1
22 Иногда, когда у меня что-нибудь не получается, я злюсь 0 1
23 У меня портится настроение и я раздражаюсь, когда на меня не обращают внимания 0 1
24 Я ношу одежду, которая скрывает мои недостатки 0 1
25 Мне очень трудно пользоваться неприличными словами 0 1
26 Мне кажется, я много спорю с людьми 0 1
27 Люди говорят мне, что я слишком беспристрастен во всем 0 1
28 Мне кажется, что я не могу выражать свои эмоции 0 1
29 Когда кто-нибудь толкает меня, я прихожу в ярость 0 1
30 То, что мне не нравится, я выбрасываю из головы 0 1
31 Я очень редко испытываю чувство привязанности 0 1
32 Я работаю более упорно, чем большинство людей, для того чтобы добиться результатов в области, которая меня интересует 0 1
33 В основном люди несносны 0 1
34 Меня раздражает то, что людям нельзя доверять 0 1
35 Я не понимаю некоторых своих поступков 0 1
36 Как-то я был так сердит, что саданул по чему-то и случайно поранил себя 0 1
37 Я почти ничего не помню о своих первых годах в школе 0 1
38 Когда я расстроен, я невольно поступаю как ребенок 0 1
39 Я предпочитаю больше говорить о своих мыслях, чем о своих чувствах 0 1
40 Мне кажется, что я не могу закончить ничего из того, что начал 0 1
41 Я много кричу на людей 0 1
42 Когда я расстроен, я часто напиваюсь 0 1
43 Если меня не попросят по-хорошему, я не выполню просьбу 0 1
44 Я не всегда получаю то, что мне положено 0 1
45 Я знаю, что люди говорят обо мне за моей спиной 0 1
46 Я никогда не раздражаюсь настолько, чтобы кидаться предметами 0 1
47 Другие умеют почти всегда пользоваться благоприятными обстоятельствами 0 1
48 Я гораздо более раздражителен, чем кажется 0 1
49 Если кто-нибудь корчит из себя начальника, я всегда поступаю ему наперекор 0 1
50 Я думаю, что многие люди не любят меня 0 1
51 Меня охватывает ярость, когда надо мной насмехаются 0 1
52 Меня угнетает то, что я мало делаю для своих родителей 0 1
53 Я редко даю сдачи, даже если кто-нибудь ударит меня 0 1
54 Когда получается не по-моему, я иногда обижаюсь 0 1
55 Нет людей, которых бы я по-настоящему ненавидел 0 1
56 Мой принцип: никогда не доверять чужакам 0 1
№ Утверждение Нет Да
57 Я делаю много такого, о чем впоследствии сожалею 0 1
58 Если я разозлюсь, я могу ударить кого-нибудь 0 1
59 С детства у меня никогда не было вспышек гнева 0 1
60 Я часто чувствую себя как пороховая бочка, готовая взорваться 0 1
61 Я всегда думаю о том, какие тайные причины заставляют людей делать что-нибудь приятное для меня 0 1
62 Когда на меня кричат, я начинаю кричать в ответ 0 1
63 Я дерусь не реже и не чаще, чем другие 0 1
64 Я могу вспомнить случаи, когда я был настолько зол, что хватал попавшуюся мне под руку вещь и ломал ее 0 1
65 Я ругаюсь только со злости 0 1
66 Когда я поступаю неправильно, меня мучает совесть 0 1
67 Если для защиты своих прав мне нужно применить физическую силу, я применяю ее 0 1
68 Иногда я выражаю свой гнев тем, что стучу кулаком по столу 0 1
69 Я не умею поставить человека на место, даже если он того заслуживает 0 1
70 Я часто думаю, что жил неправильно 0 1
71 Я знаю людей, которые способны довести меня до драки 0 1
72 В последнее время я стал занудой 0 1
73 Я лучше соглашусь с чем-либо, чем стану спорить 0 1
74 Если бы мне пришлось стать военным, то я хотел бы быть летчиком-истребителем 0 1
75 Я предпочел бы работу, связанную с переменами и путешествиями, даже если она опасна для жизни 0 1
76 Если бы в наше время проводились бои гладиаторов, то я бы обязательно в них поучаствовал 0 1
77 Мне бы понравилась профессия дрессировщика хищных зверей 0 1
78 Если уж ты сел за руль мотоцикла, то стоит ехать только очень быстро 0 1
79 Я хотел бы поучаствовать в автомобильных гонках 0 1
80 Мне понравилось бы прыгать с парашютом 0 1
81 Я бы попробовал какое-нибудь одурманивающее вещество, если бы твердо знал, что это не повредит моему здоровью и не повлечет за собой наказания 0 1
82 Когда я стою на мосту, то меня иногда так и тянет прыгнуть вниз 0 1
83 Когда я злюсь, то мне хочется кого-нибудь ударить 0 1
84 Я не получаю удовольствия от ощущения риска 0 1
85 Тот, кто в детстве не дрался, вырастает «маменькиным сынком» и ничего не может добиться в жизни 0 1
86 Если в кинофильме нет ни одной приличной драки, то это плохое кино 0 1
87 Иногда у меня бывает такое настроение, что я готов первым начать драку 0 1
88 Даже если я злюсь, я стараюсь не прибегать к ругательствам 0 1
89 Я лучше соглашусь с человеком, чем стану спорить 0 1
90 Мне кажется, что я не способен ударить человека 0 1
91 Мне нравятся некоторые телесные запахи 0 1
92 Я бы предпочел жить в неопределенные, смутные дни нашей истории 0 1
93 Иногда я люблю ездить на машине очень быстро, так как нахожу это возбуждающим 0 1
94 Я считаю, что люди, которые не согласны с моим воззрением, больше стимулируют меня, чем люди, которые согласны со мной 0 1
95 Большинство людей тратят в целом слишком много денег на страхование 0 1
96 Наиболее важная цель в жизни — жить на полную катушку и взять от нее столько, сколько возможно 0 1
97 Худший социальный недостаток — быть скучным человеком, занудой 0 1
98 Мне бы понравилось водить мотоцикл или ездить на нем 0 1
99 Часто ли у Вас меняется настроение от состояния безразличия до отвращения к жизни? 0 1
100 Зависит ли Ваше настроение от внешних обстоятельств? 0 1
101 Общительный ли Вы человек? 0 1
102 Бывает ли так, что перед сном у Вас хорошее настроение, а утром Вы встаете мрачным? 0 1
103 Изменяется ли Ваше настроение при приеме алкоголя? 0 1
104 В веселой компании Вы обычно веселы? 0 1
105 Бывает ли так, что Вы беспричинно находитесь в таком ворчливом настроении, что с Вами лучше не разговаривать? 0 1
106 Убегали ли Вы в детстве из дома? 0 1
Второй блок
№ Утверждение Больше соответствует левая часть Сомневаюсь в выборе Больше соответствует правая часть Утверждение
107 Меня часто беспокоит мысль, что что-нибудь может случиться 1 2 3 4 5 «Мелочи жизни» меня сильно не тревожат
108 Все новое вызывает у меня интерес 1 2 3 4 5 Часто новое вызывает у меня чувство раздражения
109 Если я ничем не занят, то это меня беспокоит 1 2 3 4 5 Я человек спокойный и не люблю суетиться
110 Иногда я расстраиваюсь из-за пустяков 1 2 3 4 5 Я не обращаю внимания на мелкие проблемы
111 Я не могу долго находиться в неподвижности 1 2 3 4 5 Мне не нравится быстрый стиль жизни
112 Мне часто приходится быть лидером, проявлять инициативу 1 2 3 4 5 Я скорее подчиненный, чем лидер
113 Я всегда готов оказать помощь и разделить чужие трудности 1 2 3 4 5 Каждый должен уметь позаботиться о себе
114 Часто случается, что я руковожу, отдаю распоряжения другим людям 1 2 3 4 5 Я предпочитаю, чтобы кто-то другой брал в свои руки руководство
115 Люди часто доверяют мне ответственные дела 1 2 3 4 5 Некоторые считают меня безответственным
116 Мне нравится приобретать новых друзей и знакомых 1 2 3 4 5 Я предпочитаю иметь только несколько надежных друзей
117 Я требователен и строг в работе 1 2 3 4 5 Иногда я пренебрегаю своими обязанностями
118 Музыка способна так захватить меня, что я теряю чувство времени 1 2 3 4 5 Драматическое искусство и балет кажутся мне скучными
119 Я хорошо понимаю свое душевное состояние 1 2 3 4 5 Мне кажется, что другие люди менее чувствительны, чем я
120 Я часто игнорирую сигналы, предупреждающие об опасности 1 2 3 4 5 Я предпочитаю избегать опасных ситуаций
121 Я обычно контролирую свои чувства и желания 1 2 3 4 5 Мне трудно сдерживать свои желания
122 Если я терплю неудачу, то обычно обвиняю себя 1 2 3 4 5 Мне часто везет, и обстоятельства редко бывают против меня
123 Я верю, что чувства делают мою жизнь содержательнее 1 2 3 4 5 Я редко обращаю внимание на свои и чужие переживания
124 В магазине я обычно долго выбираю то, что надумал купить 1 2 3 4 5 Иногда я покупаю вещи импульсивно
125 Иногда я чувствую себя жалким человеком 1 2 3 4 5 Обычно я чувствую себя нужным человеком
126 Иногда я чувствую себя фокусником, подшучивающим над людьми 1 2 3 4 5 Люди часто называют меня скучным, но надежным человеком
127 Перед путешествием я намечаю точный план 1 2 3 4 5 Я не могу понять, зачем люди строят такие детальные планы
128 Мне нравится выглядеть вызывающе 1 2 3 4 5 В обществе я обычно не выделяюсь модной одеждой и поведением
№ Утверждение Больше соответствует левая часть Сомневаюсь в выборе Больше соответствует правая часть Утверждение
129 Иногда я бываю настолько взволнован, что даже плачу 1 2 3 4 5 Меня трудно вывести из себя
130 Иногда я чувствую, что могу открыть в себе нечто новое 1 2 3 4 5 Я не хотел бы ничего в себе менять
Третий блок
№ Утверждение Никогда Иногда Часто Постоянно
131 В трудных ситуациях я пытался склонить вышестоящих к тому, чтобы они изменили свое мнение 1 2 3 4
132 В трудных ситуациях я говорил с другими, чтобы больше узнать о ситуациях 1 2 3 4
133 В трудных ситуациях я надеялся на чудо 1 2 3 4
134 В трудных ситуациях я старался не показывать своих чувств 1 2 3 4
135 В трудных ситуациях я пытался увидеть и что-то положительное 1 2 3 4
136 В трудных ситуациях я срывал свою досаду на тех, кто навлек на меня проблемы 1 2 3 4
137 В трудных ситуациях у меня возникала потребность выразить себя творчески 1 2 3 4
138 В трудных ситуациях я пытался забыть все это 1 2 3 4
139 В трудных ситуациях я составлял план действий 1 2 3 4
140 В трудных ситуациях я старался дать какой-то выход своим чувствам 1 2 3 4
141 В трудных ситуациях я понимал, что сам вызвал проблемы 1 2 3 4
142 В трудных ситуациях я набирался опыта 1 2 3 4
143 В трудных ситуациях я старался действовать не слишком поспешно, не доверяться первому порыву 1 2 3 4
144 В трудных ситуациях я находил новую веру во что-то 1 2 3 4
145 В трудных ситуациях я вновь открывал для себя что-то важное 1 2 3 4
146 В трудных ситуациях я что-то менял так, что все улаживалось 1 2 3 4
147 В трудных ситуациях я в целом избегал общения с людьми 1 2 3 4
148 В трудных ситуациях я не допускал это до себя, стараясь об этом особенно не задумываться 1 2 3 4
149 В трудных ситуациях я спрашивал совета у родственника или друга, которых уважал 1 2 3 4
150 В трудных ситуациях я старался, чтобы другие не узнали, как плохо обстоят дела 1 2 3 4
151 В трудных ситуациях я говорил с кем-то о том, что я чувствую 1 2 3 4
152 В трудных ситуациях я пользовался прошлым опытом, мне приходилось уже попадать в такие ситуации 1 2 3 4
153 В трудных ситуациях я знал, что надо делать, и удваивал свои усилия, чтобы все наладить 1 2 3 4
154 В трудных ситуациях я отказывался верить, что это действительно произошло 1 2 3 4
155 В трудных ситуациях я что-то менял в себе 1 2 3 4
156 В трудных ситуациях я молился 1 2 3 4
Б]