Научная статья на тему 'ПРОГНОЗ СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ОБУЧАЮЩИХСЯ В ВОЕННО-УЧЕБНОМ ЗАВЕДЕНИИ'

ПРОГНОЗ СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ОБУЧАЮЩИХСЯ В ВОЕННО-УЧЕБНОМ ЗАВЕДЕНИИ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
107
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Доктор.Ру
ВАК
RSCI
Область наук
Ключевые слова
СУИЦИДАЛЬНЫЙ РИСК / ПРОГНОЗ / КУРСАНТ / СЕМАНТИЧЕСКИЙ ДИФФЕРЕНЦИАЛ / ВОЕННОСЛУЖАЩИЕ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Днов Константин Викторович, Колчев Александр Иванович, Серёгин Дмитрий Алексеевич, Михальский Валентин Казимирович, Бигунец Василий Дмитриевич

Цель исследования: разработка математической модели прогноза суицидального риска у обучающихся в военно-учебном заведении. Дизайн: открытое сравнительное проспективное исследование. Материалы и методы. В исследовании участвовали 133 курсанта Военно-морского политехнического института - подразделения Военно-морской академии имени Адмирала Флота Советского Союза Н.Г. Кузнецова. При обследовании применялись методики «Уровень соотношения «ценности» и «доступности» в различных жизненных сферах», «Тест рефлексии», «Семантический дифференциал», «Военно-профессиональная пригодность», опросник «Шкала психологического благополучия». Математическое моделирование прогноза суицидального риска проведено с применением дискриминантного анализа. Результаты. Обследованные с высоким суицидальным риском характеризовались статистически значимым (p < 0,05) снижением личного эмоционального отношения к понятиям «Военная служба» и «Я-идеальное», более высоким уровнем рефлексии и более частым наличием интрапсихического конфликта. Сочетание данных психологических характеристик явилось фактором суицидального поведения у обучающихся в военно-учебном заведении. Заключение. На основе дискриминантного моделирования разработана информативная модель прогноза суицидального риска у обучающихся в военно-морском вузе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Днов Константин Викторович, Колчев Александр Иванович, Серёгин Дмитрий Алексеевич, Михальский Валентин Казимирович, Бигунец Василий Дмитриевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PREDICTION OF SUICIDAL BEHAVIOR IN STUDENTS AT MILITARY ACADEMIES

Study Objective: To develop a mathematical model for predicting suicide risk in students at military academies. Study Design: This was a comparative prospective study. Materials and Methods: One hundred and thirty-three students at the Naval Polytechnic Institute, a subdivision of the Naval Academy named for the Admiral of the Fleet of the Soviet Union N.G. Kuznetsov, participated in the study. Assessment of the participants was done with the following tools: 'The Ratio of Value and Accessibility in Various Areas of Life," "Self-reflection Test," "Semantic Differential," "Military Occupational Aptitude," and the "Mental Well-being Scale" questionnaire. Discriminative analysis was done to develop a mathematical model for predicting suicide risk. Study Results: Participants at high risk for suicide had scores for their personal emotional attitude towards the concepts "military service" and "ego ideal" that were lower by a statistically significant margin (p<0.05), and higher levels of self-reflection. In addition, more of them had intrapsychic conflict. The combination of these psychological characteristics was a risk factor for suicidal behavior in these military academy students. Conclusion: An informative model for predicting suicide risk in naval academy students was created, using discriminant modelling

Текст научной работы на тему «ПРОГНОЗ СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ОБУЧАЮЩИХСЯ В ВОЕННО-УЧЕБНОМ ЗАВЕДЕНИИ»

DOI: 10.31550/1727-2378-2020-19-9-65-70

BY-NC-ND

Прогноз суицидального поведения у обучающихся в военно-учебном заведении

К.В. Днов1, А.И. Колчев2, Д.А. Серёгин2, В.К. Михальский2, В.Д. Бигунец2, А.Н. Ятманов2

1 ФГБУ ДПО «Санкт-Петербургский институт усовершенствования врачей-экспертов» Министерства труда и социальной

О

я

защиты Российской Федерации; Россия, г. Санкт-Петербург

и

2 ФГБВОУ ВО «Военно-медицинская академия имени С.М. Кирова» Министерства обороны Российской Федерации; Россия, г. Санкт-Петербург

РЕЗЮМЕ

Цель исследования: разработка математической модели прогноза суицидального риска у обучающихся в военно-учебном заведении. Дизайн: открытое сравнительное проспективное исследование.

Материалы и методы. В исследовании участвовали 133 курсанта Военно-морского политехнического института — подразделения Военно-морской академии имени Адмирала Флота Советского Союза Н.Г. Кузнецова. При обследовании применялись методики «Уровень соотношения «ценности» и «доступности» в различных жизненных сферах», «Тест рефлексии», «Семантический дифференциал», «Военно-профессиональная пригодность», опросник «Шкала психологического благополучия». Математическое моделирование прогноза суицидального риска проведено с применением дискриминантного анализа.

Результаты. Обследованные с высоким суицидальным риском характеризовались статистически значимым (p < 0,05) снижением личного эмоционального отношения к понятиям «Военная служба» и «Я-идеальное», более высоким уровнем рефлексии и более частым наличием интрапсихического конфликта. Сочетание данных психологических характеристик явилось фактором суицидального поведения у обучающихся в военно-учебном заведении.

Заключение. На основе дискриминантного моделирования разработана информативная модель прогноза суицидального риска у обучающихся в военно-морском вузе.

Ключевые слова: суицидальный риск, прогноз, курсант, семантический дифференциал, военнослужащие.

Вклад авторов: Днов К.В., Михальский В.К., Бигунец В.Д. — отбор, обследование и лечение пациентов, обзор публикаций по теме статьи; Колчев А.И. — разработка дизайна исследования, проверка критически важного содержания, утверждение рукописи для публикации; Серёгин Д.А., Ятманов А.Н. — сбор клинического материала, обработка, анализ и интерпретация данных, статистическая обработка данных, написание текста.

Конфликт интересов: авторы заявляют об отсутствии возможных конфликтов интересов.

Для цитирования: Днов К.В., Колчев А.И., Серёгин Д.А., Михальский В.К., Бигунец В.Д., Ятманов А.Н. Прогноз суицидального поведения у обучающихся в военно-учебном заведении. Доктор.Ру. 2020; 19(9): 65-70. DOI: 10.31550/1727-2378-2020-19-9-65-70

Prediction of Suicidal Behavior in Students at Military Academies

K.V. Dnov1, A.I. Kolchev2, D^. Seregin2, V.K. Mikhalsky2, V.D. Bigunets2, A.N. Yatmanov2

1 St. Petersburg Institute of Advanced Training for Specialist Physicians (a Federal Government-funded Institution of Advanced Professional Education), Russian Federation Ministry of Labor and Social Protection; 11/12 Bolshoy Sampsonevsky Prospect, St. Petersburg, Russian Federation 194044

2 S.M. Kirov Military Medical Academy (a Federal Government-funded Military Educational Institution of Higher Education), Russian Federation Ministry of Defense; 17А Botkinskaya St., St. Petersburg, Russian Federation 194044

ABSTRACT

Study Objective: To develop a mathematical model for predicting suicide risk in students at military academies. Study Design: This was a comparative prospective study.

Materials and Methods: One hundred and thirty-three students at the Naval Polytechnic Institute, a subdivision of the Naval Academy named for the Admiral of the Fleet of the Soviet Union N.G. Kuznetsov, participated in the study. Assessment of the participants was done with the following tools: 'The Ratio of Value and Accessibility in Various Areas of Life," "Self-reflection Test," "Semantic Differential," "Military

15 ! s

с а,

'5 о «я

т

Днов Константин Викторович — к. м. н., доцент кафедры медико-социальной и психологической помощи ФГБУ ДПО СПбИУВЭК Минтруда России. 194044, Россия, г. Санкт-Петербург, Большой Сампсониевский пр-т, д. 11/12. eLIBRARYSPIN: 2845-1238. https://orcid.org/0000-0002-1054-4779. E-mail: [email protected]

Колчев Александр Иванович — д. м. н., профессор, доцент кафедры психиатрии ФГБВОУ ВО «ВМА им. С.М. Кирова» Минобороны России. 194044, Россия, г. Санкт-Петербург, ул. Боткинская, д. 17А. eLIBRARY SPIN: 4128-7377. https://orcid.org/0000-0003-0398-2039. E-mail: [email protected]

Серёгин Дмитрий Алексеевич (автор для переписки) — аспирант кафедры психиатрии ФГБВОУ ВО «ВМА им. С.М. Кирова» Минобороны России. 194044, Россия, г. Санкт-Петербург, ул. Боткинская, д. 17А. eLIBRARY SPIN: 9767-9647. https://orcid.org/0000-0003-3207-0241. E-mail: [email protected] (Окончание на с. 66.)

Occupational Aptitude," and the "Mental Well-being Scale" questionnaire. Discriminative analysis was done to develop a mathematical model for predicting suicide risk.

Study Results: Participants at high risk for suicide had scores for their personal emotional attitude towards the concepts "military service" and "ego ideal" that were lower by a statistically significant margin (p<0.05), and higher levels of self-reflection. In addition, more of them had intrapsychic conflict. The combination of these psychological characteristics was a risk factor for suicidal behavior in these military academy students.

Conclusion: An informative model for predicting suicide risk in naval academy students was created, using discriminant modelling. Keywords: suicide risk, prediction, officer trainee, semantic differential, military servicemen.

Contributions: Dr. K.V. Dnov, Dr. V.K. Mikhalsky, and Dr. V.D. Bigunets selected, examined, and treated patients, and reviewed relevant publications. Dr. A.I. Kolchev was responsible for design of the study, reviewed critically important content, and approved the final version of the manuscript submitted for publication. Dr. D.A. Seregin and Dr. A.N. Yatmanov collected clinical material, processed, analyzed, and interpreted data, did statistical analysis of data, and wrote the paper.

Conflict of interest: The authors declare that they do not have any conflict of interests.

For citation: Dnov K.V., Kolchev A.I., Seregin D.A., Mikhalsky V.K., Bigunets V.D., Yatmanov A.N. Prediction of Suicidal Behavior in Students at Military Academies. Doctor.Ru. 2020; 19(9): 65-70. (in Russian). DOI: 10.31550/1727-2378-2020-19-9-65-70

ВВЕДЕНИЕ

Проблема повышения эффективности работы по профилактике суицидального поведения (СП) среди военнослужащих в настоящее время остается одной из наиболее актуальных в Вооруженных Силах РФ [1]. «Заразительность» суицидальных действий, особенно выраженная в замкнутых коллективах, широкий общественный резонанс, который приобретает каждое самоубийство в войсках, придают особое значение исследованию СП военнослужащих [2].

Основными направлениями научно-исследовательских разработок являются: совершенствование методов профессионального психологического отбора в интересах комплектования военно-учебных заведений и училищ переменным составом (разработка и совершенствование методов оценки специальных способностей, нервно-психической устойчивости, отклоняющегося поведения, а также общеобразовательных тестов достижений); разработка и совершенствование организационно-методических основ профессионально-психологического сопровождения курсантов в процессе учебной деятельности в вузах и училищах Минобороны России и военнослужащих в процессе выполнения профессиональной деятельности в войсках в обычных и экстремальных условиях (изучение процессов адаптации и дезадаптивных нарушений; разработка методов психологической (психофизиологической) коррекции; выявление и профилактика суицидального и аддиктивного поведения) [1].

Отдельно следует отметить единую систему медико-психологического (психофизиологического) сопровождения обучающихся в системе военного образования Минобороны России, которая позволяет: повысить качество профессиональной подготовки военнослужащих, эффективность образовательного процесса в соответствующих частях и учреждениях, а также профессиональной и служебной деятельности; снизить экономические потери по причине отчисления

курсантов; минимизировать риск проявления девиантных форм поведения у военнослужащих, неуставных отношений, аддиктивного и суицидального поведения, а также риск возникновения нервно-психических срывов в условиях воздействия стресс-факторов; снизить досрочную увольняемость офицеров, сохранить их профессиональную работоспособность и профессиональное долголетие [3].

Встречаются научные публикации, посвященные разработке профилактических мер, направленных на защиту солдат от риска самоубийства. Одним из первых примеров такой работы является Программа предотвращения самоубийств среди военнослужащих Военно-воздушных сил США (англ. United States Air Force Suicide Prevention Program, AFSPP). AFSPP представляет собой многоуровневую программу, в которой особое внимание уделяется участию медицинского сообщества и военного руководства в раннем выявлении и лечении лиц, подвергающихся риску самоубийства [4-6]. Отмечено, что в профессиях, где доступ к смертоносным средствам неизбежен, крайне важно сдерживать возможность самоубийства [7].

Несмотря на усилия, предпринимаемые командованием при организации психопрофилактических мероприятий в Вооруженных Силах РФ, заболеваемость военнослужащих психическими расстройствами, прежде всего пограничного уровня, остается высокой [8]. При этом у лиц с патологическими особенностями личности в сравнении с теми, кто не имеет таких особенностей, в условиях повышенного психоэмоционального напряжения суицидальные установки возникают значительно легче, повышается вероятность агрессивных и других противоправных действий, возрастает вероятность аддиктивного поведения [9-11].

Существующие методы диагностики СП базируются на эмпирических дериватах из тестовых заданий многоуровневого личностного опросника «Адаптивность» и иных опросников [12]. Ни один из них не содержит в своей основе

Михальский Валентин Казимирович — к. м. н., начальник факультета руководящего состава ФГБВОУ ВО «ВМА им. С.М. Кирова» Минобороны России. 194044, Россия, г. Санкт-Петербург, ул. Лебедева, д. 6. eLIBRARY SPIN: 2659-2595. https://orcid.org/0000-0003-0357-9306. E-mail: [email protected]

Бигунец Василий Дмитриевич — к. м. н., врач-методист факультета руководящего состава ФГБВОУ ВО «ВМА им. С.М. Кирова» Минобороны России. 194044, Россия, г. Санкт-Петербург, ул. Лебедева, д. 6. eLIBRARY SPIN: 7440-9387. https://orcid.org/0000-0003-0812-6524. E-mail: [email protected]

Ятманов Алексей Николаевич — к. м. н., начальник лаборатории психофармакологии научно-исследовательского центра ФГБВОУ ВО «ВМА им. С.М. Кирова» Минобороны России. 194044, Россия, г. Санкт-Петербург, ул. Боткинская, д. 17А. eLIBRARY SPIN: 4151-0625. https://orcid.org/ 0000-0003-0043-3255. E-mail:[email protected] (Окончание. Начало см. на с. 65.)

теоретических обоснований структуры внутриличностных особенностей, предрасполагающих к СП [13]. Перспективным направлением является использование проективных методик [14]. Поэтому актуален прогноз СП у различных категорий лиц, работающих в условиях повышенного психоэмоционального напряжения [15].

Цель исследования заключалась в разработке математической модели прогноза суицидального риска у обучающихся в военно-учебном заведении.

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ

Работа выполнена на базе Военно-морского политехнического института — подразделения Военно-морской академии имени Адмирала Флота Советского Союза Н.Г. Кузнецова в 2016 г. В исследуемую группу входили 133 курсанта в возрасте от 17 до 22 лет.

В ходе обследования использованы:

- методика Е.Б. Фанталовой «Уровень соотношения «ценности» и «доступности» в различных жизненных сферах» (УСЦД) и выделенные автором с помощью этой методики ценностно ориентированные конструкты личности: индекс расхождения «ценность — доступность» («Ц — Д», интегральный показатель методики УСЦД), «внутренний конфликт», «внутренний вакуум», «нейтральная зона». Показано, что индекс расхождения «Ц — Д» в целом может выступать как индикатор блокады функционирующих в мотивационно-личностной сфере ценностно-смысловых образований и индикатор внутренних конфликтов, указывая на степень расхождения между тем, что есть, и тем, что должно быть. Процедура работы по методике заключалась в оценке 12 понятий-ценностей на основе их двукратного попарного сравнения: первый раз — по критерию значимости, второй — по критерию достижимости [16];

- опросник «Шкала психологического благополучия», состоящий из 54 утверждений по шести шкалам: автономности, компетентности, личностного роста, позитивных отношений, жизненных целей, самопринятия [17];

- психометрическая методика определения индивидуальной меры развития свойства рефлексивности «Тест рефлексии». Тест состоит из 27 утверждений, оценка которых позволяет выявить новые закономерности, раскрывающие роль свойства рефлексивности в организации деятельности, а также в структурировании личностных качеств [18];

- «Семантический дифференциал». Основой методики является постулат, что для индивидуума оцениваемый объект важен не только благодаря его объективному содержанию, но и в связи с личным отношением человека к объекту. С помощью биполярных шкал в ней задается многомерное пространство оценивания значения (семантическое пространство). Рассматриваемое явление или показатель получает оценку по каждой из шкал, что позволяет описать объект как точку в семантическом пространстве. В результате эмоциональное отношение к объекту может быть охарактеризовано как качественно, так и количественно [19];

- «Военно-профессиональная пригодность» (ВПП, автор — Г.М. Зараковский). Методика применяется для оценки нервно-психической устойчивости и распределения по воинским специальностям при постановке граждан на военный учет в военных комиссариатах [20, 21].

По шкале суицидального риска методики ВПП включенные в исследование курсанты были распределены на две группы: с высоким суицидальным риском (от 1 до 5 стен, п = 23) и с низким суицидальным риском (от 6 до 10 стен, п = 110).

Статистический анализ выполнен с использованием пакета программ Statistica 10. Математическое моделирование прогноза суицидального риска проведено с применением дискриминантного анализа. При сравнительном анализе использовался ^критерий Стьюдента [22].

РЕЗУЛЬТАТЫ И ОБСУЖДЕНИЕ

В ходе дискриминантного анализа методом «вперед пошагово» получена информативная модель (лямбда Уилкса: 0,76333 прибл., F(4,101) = 7,8289, р < 0,005), определены предикторы высокого суицидального риска у обучающихся в военно-учебном заведении (табл. 1).

Анализ данных показал, что предиктором высокого суицидального риска у обучающихся в военно-учебном заведении является сочетание наличия интрапсихического конфликта и личного эмоционального отношения к понятиям «Военная служба», «Я-идеальное».

При этом обследованные с высоким суицидальным риском характеризуются статистически значимым снижением личного эмоционального отношения к понятиям «Военная служба» и «Я-идеальное», более высоким уровнем рефлексии и более частым наличием интрапсихическо-го конфликта (табл. 2).

Таблица 1 / Table 1

о

Дискриминантные переменные, являющиеся предикторами высокого суицидального риска, усл. ед. Discriminant variables predicting high suicide risk, standard units

Показатели / Parameter Лямбда Уилкса / Wilks' lambda Частная лямбда/ Partial lambda F-исключения / F-remove (1,87) P-величина / p-level Толерантность / Tolerance 1-Толерантность (R-квадрат) / 1-Tolerance (R-Sqr.)

Интрапсихический конфликт / Intrapsychic conflict 0,84128 0,90733 10,3146 0,0018 0,9602 0,03972

Военная служба / Military service 0,82058 0,93022 7,5764 0,0070 0,9609 0,03906

Я-идеальное / Ego ideal 0,86198 0,88554 13,0542 0,0005 0,6375 0,36244

Рефлексия / Self-reflection 0,84012 0,90859 10,1611 0,0018 0,6110 0,38890

Примечание. Знаком (*) отмечены статистически значимые отличия от группы низкого риска: p < 0,05. Note: The asterisk (*) denotes statistically significant differences from the values in the low risk group: p<0.05.

Таблица 2 / Table 2

Предикторы суицидального риска у обучающихся в военно-учебном заведении, усл. ед. Predictors of suicide risk in military academy students, standard units

Показатели / Parameter Низкий риск / Low risk (n = 110) Высокий риск / High risk (n = 23)

Интрапсихический конфликт / Intrapsychic conflict 0,36 ± 0,48 0,70 ± 0,47*

Военная служба / Military service 6,03 ± 0,87 5,33 ± 1,54*

Я-идеальное / Ego ideal 5,92 ± 0,62 5,23 ± 0,71*

Рефлексия / Self-reflection 117,15 ± 12,28 126,74 ± 17,02*

В результате анализа полученных данных нами разработана дискриминационная модель прогноза суицидального риска у обучающихся в военно-учебном заведении. Расчетная формула имеет вид:

ЛКФ = а + а,ИК + а,ВС + а,ЯИ + а,Р,

0 1 2 3 4

где ЛКФ — линейная классификационная функция; а0 — свободный член (константа); а1, а2...а4 — коэффициенты при переменных (показателях) ЛКФ;

ИК — интрапсихический конфликт; ВС — эмоциональное отношение к понятию «Военная служба»;

ЯИ — эмоциональное отношение к понятию «Я-идеальное»;

Р — рефлексия.

Переменные и коэффициенты при переменных, константы двух линейных классификационных функций для определения прогноза суицидального риска у обучающихся в военно-учебном заведении представлены в таблице 3.

Для определения прогноза суицидального риска у обучающихся в военно-учебном заведении производятся расчеты по представленной формуле. При этом искомой является группа с наибольшими результатами. Дискриминантная модель имеет высокую прогностическую способность — 84,9% (табл. 4).

Алгоритм определения прогноза суицидального риска у обучающихся представлен на рисунке.

Применение разработанной модели прогноза суицидального риска у обучающихся позволит повысить эффективность мероприятий медико-психологического сопро-

Таблица 3 / Table 3

о

Компоненты линейных классификационных функций для определения прогноза суицидального

риска у обучающихся в военно-учебном заведении Components of linear discriminant functions (LDF) for predicting suicide risk in military academy students

Показатели / Parameter Низкий риск / Low risk (n = 110) Высокий риск / High risk (n = 23)

Константа / Constant -74,8972 -85,2000

Коэффициенты ЛКФ / LDF coefficients

Интрапсихический конфликт / Intrapsychic conflict 0,7715 0,8437

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Военная служба / Military service 4,2636 5,9102

Я-идеальное / Ego ideal 2,9826 1,5880

Рефлексия / Self-reflection 6,9700 8,2510

Группа, риск / Group, risk Точность распознавания / Accuracy of detection , % Чувствительность и специфичность, число обследованных / Sensitivity and specificity, number of subjects examined

низкий риск / low risk высокий риск / high risk

Низкий / Low 97,70115 85 2

Высокий / High 26,31579 14 5

Всего / Total 84,90566 99 7

Примечание. ЛКФ — линейная классификационная функция. Note: LDF = linear discriminant function.

Таблица 4 / Table 4

Точность определения прогноза суицидального риска у обучающихся в военно-учебном заведении (базовый расчет) Accuracy of predicting suicide risk in military academy students (baseline calculation)

Рис. Алгоритм определения прогноза суицидального риска у обучающихся в военно-учебном заведении.

Примечание. ВС — эмоциональное отношение к понятию «Военная служба»; ИК — интрапсихический конфликт; ЛКФ — линейная классификационная функция; Р — рефлексия; ЯИ — эмоциональное отношение к понятию «Я-идеальное»

Fig. Algorithm for predicting suicide risk in military academy students.

Note: MS = emotional attitude towards the concept "military service", IC = intrapsychic conflict, LDF = linear discriminant function, SR = self-reflection, EI = emotional attitude towards the concept "ego ideal"

вождения военнослужащих, обучающихся в военно-учебном заведении.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

На основе дискриминантного моделирования разработана информативная модель прогноза суицидального риска у курсантов военно-учебного заведения.

Высокий суицидальный риск коррелирует с низким личным эмоциональным отношением к понятиям «Военная служба» и «Я-идеальное», высоким уровнем рефлексии и наличием интрапсихического конфликта. Сочетание данных психологических характеристик является фактором суицидального поведения у обучающихся в военно-учебном заведении.

Благодарности: авторы выражают благодарность профессору, доктору медицинских наук Нечипоренко Валерию Владимировичу за помощь в подготовке статьи к публикации.

ЛИТЕРАТУРА / REFERENCES

1. Шамрей В.К., Курасов Е.С., Кобозова К.А. Оказание психиатрической помощи военнослужащим в многопрофильном стационаре. Военно-медицинский журнал. 2017; 338(6): 25-32. [Shamrey V.K., Kurasov E.S., Kobozova K.A. Delivery of mental health services to military servicemen in a mult'disciplinary hospital. Voenno-medicinskijzhurnal. 2017; 338(6): 25-32. (in Russian)]

2. Литвинцев С.В., Шамрей В.К., Нечипоренко В.В., Попик И.Г. Диагностика и профилактика суицидального поведения военнослужащих. Военно-медицинский журнал. 2001; 322(8): 18-22. [Litvintsev S.V., Shamrey V.K., Nechiporenko V.V., Popik I.G. Diagnosis and prevention of suicidal behavior in military servicemen. Voenno-medicinskij zhurnal. 2001; 322(8): 18-22. (in Russian)]

3. Константинов В.В., Корзунин А.В., Костин Д.В., Круглов В.И., Порожников П.А., Трошина Е.А. и др. От профессионального психологического отбора к медико-психологическому

сопровождению военнослужащих. Военная мысль. 2015; 4: 40-6. [Konstantinov V.V., Korzunin A.V., Kostin D.V., Kruglov V.l., Porozhnikov P.A., Troshina Ye.A. From professional psychological selection to medical-and-psychological support of servicemen. Voennaya mysl'. 2015; 4: 40-6. (in Russian)]

4. Knox K.L., Litts D.A., Talcott G.W., Feig J.C., Caine E.D. Risk of suicide and related adverse outcomes after exposure to a suicide prevention programme in the US Air Force: cohort study. BMJ. 2003; 327(7428): 1376-80. DOl: 10.1136/bmj.327.7428.1376

5. Knox K.L., Conwell Y., Caine E.D. If suicide is a public health problem, what are we doing to prevent it? Am. J. Public Health. 2004; 94(1): 37-45. DOl: 10.2105/ajph.94.1.37

6. Knox K.L., Pflanz S., Talcott G.W., Campise R.L., Lavigne J.E., Bajorska A. et al. The US Air Force suicide prevention program: implications for public health policy. Am. J. Public Health. 2010; 100(12): 2457-63. DOl: 10.2105/AJPH.2009.159871

7. Mahon M.J., Tobin J.P., Cusack D.A., Kelleher C., Malone K.M. Suicide among regular-duty military personnel: a retrospective case-control study of occupation-specific risk factors for workplace suicide. Am. J. Psychiatry. 2005; 162(9): 1688-96. DOI: 10.1176/appi. ajp.162.9.1688

8. Свечников Д.В., Баурова Н.Н., Ушакова Т.М., Курасов Е.С. Объективная диагностика расстройств адаптации у военнослужащих. Медико-биологические и социально-психологические проблемы безопасности в чрезвычайных ситуациях. 2014; 4: 40-4. [Svechnikov D.V., Baurova N.N., Ushakova T.M., Kurasov E.S. Objective diagnostics of adaptation disorders in servicemen. Medim-Biological and Socio-Psychological Problems of Safety in Emergency Situations. 2014; 4: 40-4. (in Russian)] DOI: 10.25016/25417487-2014-0-4-40-44

9. Агибалова Т.В., Смышляев А.В. Клинико-психопатологические особенности аутоагрессивного поведения у больных с зависимостью от опиатов. Вопросы наркологии. 2010; 2: 18-27. [Agibalova T.V., Smyshlayev A.V. Relationship between clinical and dynamic characteristics of pathological craving and self-destructive behavior in patients with opiate addiction. Voprosy narkologii. 2010; 2: 18-27. (in Russian)]

10. Баурова Н.Н., Ушакова Т.М., Свечников Д.В., Курасов Е.С. Объективная диагностика аффективных нарушений у пациентов с пограничными психическими расстройствами. Вестник Национального медико-хирургического центра им. Н.И. Пирогова. 2014; 9(2): 68-71. [Baurova N.N., Ushakova T.M., Svechnikov D.V, Kurasov E.S. Objective diagnostics of affective disturbances in patiens with boundary mental disorders. Bulletin of Pirogov National Medical & Surgical Center. 2014; 9(2): 68-71. (in Russian)]

11. Баурова Н.Н., Рудой И.С., Грановская Р.М. Особенности развития невротических расстройств у курсантов с различными личностно-типологическими расстройствами. Вестник психотерапии. 2012; 41: 117-24. [Baurova N.N., Rudoy I.S., Granovskaya R.M. Neurotic disorders in military students with various personality peculiarities. Bulletin of psychotherapy. 2012; 41:117-24. (in Russian)]

12. Колякин В.В., Баурова Н.Н., Зун С.А. Оптимизация массовых психопрофилактических обследований курсантов военных вузов. Морская медицина. 2015; 1(4): 9-12. [Koliakin V.V., Baurova N.N., Zun S.A. Optimization of mass psychoprophylactic examinations of military school students. Marine Medicine. 2015; 1(4): 9-12. (in Russian)] DOI: 10.22328/2413-5747-2015-1-4-9-12

13. Нечипоренко В.В., Шамрей В.К. Суицидология: вопросы клиники, диагностики и профилактики. СПб.: изд-во ВМедА; 2007. 528 с. [Nechiporenko V.V., Shamrey V.K., Suicidology: Clinical manifestations, diagnosis, and prevention. St. Petersburg: VMedA Publishing House, 2007. 528 p. (in Russian)]

14. Закиева Р.Р., Садыков М.Ф. Опытно-экспериментальная работа по проведению экспресс-тестирования студентов. Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. 2013; 3: 126-8. [Zakieva R.R., Sadykov M.F.

Поступила / Received: 17.02.2020

Принята к публикации / Accepted: 02.04.2020

Experimental work of the rapid testing of students. Bulletin of Kazan state University of culture and arts. 2013; 3: 126-8. (in Russian)]

15. Марченко А.А., Шамрей В.К., Нечипоренко В.В., Рудой И.С., Краснов А.А., Пуляткина О.В. Проблемные аспекты диагностики и патоморфоза невротических расстройств у военнослужащих. Доктор.Ру. 2012; 5(73): 61-6. [Marchenko A.A., Shamrei V.K., Nechiporenko V.V., RudoiI.S., Krasnov A.A., Pulyatkina O.V. Neurotic disorders in military men: difficult issues of diagnosis and pathology. Doctor.Ru. 2012; 5(73): 61-6. (in Russian)]

16. Фанталова Е.Б. Диагностика ценностей и внутренних конфликтов в общей и клинической психологии. Клиническая и специальная психология. 2013; 1: 66-83. [Fantalova E.B. Diagnostics of values and internal conflicts in the general and clinical psychology. Clinical Psychology and Special Education. 2013; 1: 66-83. (in Russian)]

17. Жуковская Л.В., Трошихина Е.Г. Шкала психологического благополучия К. Рифф. Психологический журнал. 2011; 32(2): 82-93. [Zhukovskaya L.V., Troshikhina E.G. K. Ryffs scale of psychological well-being. Psihologicheskij zhurnal. 2011; 32(2): 82-93. (in Russian)]

18. Карпов А.В. Рефлексивность как психическое свойство и методика ее диагностики. Психологический журнал. 2003; 24(5): 45-57. [Karpov A.V. Reflectiveness as a mental quality and the method to diagnose it. Psihologicheskij zhurnal. 2003; 24(5): 45-57. (in Russian)]

19. Кожевникова О.В., Вьюжанина С.А. Психосемантика. Метод семантического дифференциала: учебно-методическое пособие для студентов высших учебных заведений. Ижевск: издат. центр «Удмуртский университет»; 2016. 120 с. [Kozhevnikova O.V., Vyuzhanina S.A. Psychosemant'cs. The semantic differential method: A study guide for university-level students. Izhevsk: Udmurtia University Publishing Center, 2016. 120 p. (in Russian)]

20. Белов В.В., Корзунин A.B., Юсупов В.В., Костин Д.В. Методы оценки нервно-психической неустойчивости военнослужащих. Вестник Ленинградского государственного университета им. A.C. Пушкина. 2014; 5(3): 75-88. [Belov V.V., Korzunin A.V., Yusupov V.V., Kost'n D.V. The use of neurous and mental stability assesement techniques of servicemen. Vestnik Leningradskogo gosudarstvennogo universiteta im. A.C. Pushkina. 2014; 5(3): 75-88. (in Russian)]

21. Лазуткин В.И., Зацарный Н.Н., Зараковский Г.М., ред. Методики военного профессионального психологического отбора. М.; 1999. 535 с. [Lazutkin V.I., Zatsarny N.N., Zarakovsky G.M. (eds.). Psychological selection tools for the military profession. M, 1999. 535 p. (in Russian)]

22. Сиващенко П.П., Барановский А.М., Кушнирчук И.И., Борисов Д.Н. Военно-медицинская статистика. СПб.; 2017. 74 с. [Sivashchenko P.P., Baranovsky A.M., Kushnirchuk I.I., Borisov D.N. Military medical statistics. St. Petersburg, 2017. 74 p. (in Russian)] g]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.