Научная статья на тему 'Ранние кумыкско-крымско-татарские династические связи в контексте истории распада Золотой Орды'

Ранние кумыкско-крымско-татарские династические связи в контексте истории распада Золотой Орды Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
133
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗОЛОТАЯ ОРДА / GOLDEN HORDE / КРЫМСКОЕ ХАНСТВО / CRIMEAN KHANATE / КУМЫКСКОЕ ГОСУДАРСТВО / KUMYK STATE / ДИНАСТИЧЕСКИЕ СВЯЗИ / DYNASTIC COMMUNICATIONS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Гусейнов Гарун-Рашид Абдул-Кадырович

Рассматриваемая проблематика еще не становилась предметом специального изучения. Особенно важным представляется ее анализ в контексте истории распада Золотой Орды, в пределы которой входили также Северный Кавказ и Дагестан. К числу следствий этого процесса традиционно относится образование Крымского ханства наряду с другими постзолотоордынскими странами. Однако при этом обычно не учитывается возникновение тогда же (ок. 1443 г.) Кумыкского государства, известного в дальнейшем (с ХVI века) под названием «Вилайет Дагестан». В обеих странах, как и в Большой Орде, Казанском и Астраханском ханствах, правила династия Тука-Тимуридов. Главная цель рассмотрения отождествление Кирайхана ал-Чаркаси по имени Гиримхан из одноименного дагестанского арабоязычного сочинения-рассказа XV века с каким-либо из представителей правящей элиты Крымского ханства. В рассказе он позиционируется как пришлый эмир и раис Черкесии и Крыма, основавший в Дагестане несколько исторически тюркских (кумыкских) населенных пунктов, возникновение которых, по историческим и фольклорным данным, относится к послетимуровской эпохе. Анализ показал, что он мог быть исторической личностью одной из эпох, когда Крымское ханство сотрясали династические смуты. И его лакаб ал-Чаркаси может указывать на пребывание среди соседних Крымскому ханству черкесов Таманского полуострова, которые в рассматриваемую эпоху являлись носителями тюркских языков. С ним предположительно отождествляется кто-либо из известных на сегодняшний день братьев крымского хана Менгли I Герая (1467, 1469-1475, 1478-1515), некоторые из которых оспаривали у него власть. К их числу могли быть отнесены, за исключением правивших в качестве крымских ханов Менгли I Герая, Айдера (1475 г.) и Нур-Давлета (1466-1467, 1467-1469, 1475-1476), Кутлук-Заман, Мелик-Эмин, Кильдиш и Ямгурчи. Вероятнее всего, приняв во внимание вышеупомянутый лакаб ал-Чаркаси, кто-либо из трех тех, кто неудачно бежал в 1469 г. со своим старшим братом Нур-Давлетом в Черкесию

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Гусейнов Гарун-Рашид Абдул-Кадырович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Early Kumyk-Crimean Tatar dynastic communications in history context of the Golden Horde’s disintegration

The considered problem hasn’t been the subject of special study yet. Especially important it appears to be in the history context of Golden Horde’s disintegration (the borderlines of which included the North Caucasus and Dagestan). To the consequences of this process is traditionally related formation of the Crimean Khanate along with the other post Golden Horde States. However, formation of the Kumyk state at the same period (apprx. 1443), which was further on known (with ХVI century) under the name of’Vilayet Daghestan’ isn’t taken into consideration. In both countries, as well as in the Big Horde, the Kazan and Astrakhan Khanates, the dynasty of Tuka-Timurs governed. The main goal of the consideration is to identify Kiraykhan al-Carkasi, by the name of Crim Khan, from the same name Daghestan Arabic-language composition story of the XV century, with any representative of the ruling elite of the Crimean Khanate. In the story he is positioned as the alien emir and rais (head) of the Circassia and the Crimea, who founded several historically Turkic (Kumyk) settlements, the emergence of which in Dagestan, according to historical and folklore data, were founded in a post Timur era. The analysis showed that it could be the historic figure of one of eras when the Crimean Khanate was shaken by dynastic disturbances. And his lakab al-Charkasi can point to its stay among the next to the Crimean Khanate of Taman Peninsula’s Circassians who, during the considered era, were native speakers of Turkic languages. Probably any of the Crimean Khan Mengli I Geray’s brothers (1467, 1469-1475, 1478-1515), who are known at the present time, some of whom challenged the power from him, allegedly are identified with him. To their number could be carried out Kutluk-Zaman, Melik-Emin, Kildish and Yamgurchi, except for Mengli I Geray, Ayder (1475) and Nur-Davleta (1466-1467, 1467-1469, 1475-1476), who governed as the Crimean Khans. Most likely, having taken into account the above-mentioned lakab al-Carkasi, any of those three, who unsuccessfully ran away in 1469 with the elder brother Nour-Davlet to Circassia

Текст научной работы на тему «Ранние кумыкско-крымско-татарские династические связи в контексте истории распада Золотой Орды»

УДК 94(470.67/477.75)" 15"

Ранние кумыкско-крымско-татарские династические связи в контексте истории распада Золотой Орды

Гарун-Рашид Гусейнов

(Дагестанский государственный университет)

Аннотация. Рассматриваемая проблематика еще не становилась предметом специального изучения. Особенно важным представляется ее анализ в контексте истории распада Золотой Орды, в пределы которой входили также Северный Кавказ и Дагестан. К числу следствий этого процесса традиционно относится образование Крымского ханства наряду с другими постзолотоордынскими странами. Однако при этом обычно не учитывается возникновение тогда же (ок. 1443 г.) Кумыкского государства, известного в дальнейшем (с XVI века) под названием «Вилайет Дагестан». В обеих странах, как и в Большой Орде, Казанском и Астраханском ханствах, правила династия Тука-Тимуридов. Главная цель рассмотрения - отождествление Кирайхана ал-Чаркаси по имени Гиримхан из одноименного дагестанского арабоязычного сочинения-рассказа XV века с каким-либо из представителей правящей элиты Крымского ханства. В рассказе он позиционируется как пришлый эмир и раис Черкесии и Крыма, основавший в Дагестане несколько исторически тюркских (кумыкских) населенных пунктов, возникновение которых, по историческим и фольклорным данным, относится к послетимуровской эпохе. Анализ показал, что он мог быть исторической личностью одной из эпох, когда Крымское ханство сотрясали династические смуты. И его лакаб ал-Чаркаси может указывать на пребывание среди соседних Крымскому ханству черкесов Таманского полуострова, которые в рассматриваемую эпоху являлись носителями тюркских языков. С ним предположительно отождествляется кто-либо из известных на сегодняшний день братьев крымского хана Менгли I Герая (1467, 14691475, 1478-1515), некоторые из которых оспаривали у него власть. К их числу могли быть отнесены, за исключением правивших в качестве крымских ханов Менгли I Герая, Айдера (1475 г.) и Нур-Давлета (1466-1467, 1467-1469, 1475-1476), Кутлук-Заман, Мелик-Эмин, Кильдиш и Ямгурчи. Вероятнее всего, приняв во внимание вышеупомянутый лакаб ал-Чаркаси, кто-либо из трех тех, кто неудачно бежал в 1469 г. со своим старшим братом Нур-Давлетом в Черкесию.

Ключевые слова: Золотая Орда, Крымское ханство, Кумыкское государство, династические связи.

Рассматриваемые связи восходят ко времени возникновения Крымского ханства и собственно Кумыкского государства, образование которых относится к эпохе распада Золотой Орды. Они лишь сравнительно недавно стали объектом научного рассмотрения в плане постановки вопроса в исследованиях, посвященных истории кумыкско-крымско-татарских взаимоотношений [см.: 12; 13]. Изучение последних только начинается и не относится к числу главных задач данной работы.

Говоря о процессе распада Золотой Орды, исследователи обычно оставляют за скобками входивший в нее Северный Кавказ и не обращают внимания на то, что одним из его следствий стало возникновение в 1443 г. еще одного постзолотоордынского государства, известного под названием «Кумук хакимиет», затем с XVI века -«Вилайет Дагестан», или Шевкальство русских источников. Кумыки практически одновременно с захватом Перекопа в Крыму Тука-Тимуридом Хаджи-Гиреем - основателем Крымского ханства, правившим в 1441-1466 гг., обретают независимость и избирают Шау-хал-хана из того же рода [28, с. 123].

У них в 1396 г. в ходе походов Тимура на Северный Кавказ и Дагестан прекращается первая чингизидская династия, восходившая к Менгу-Тимуру [см. 8]. Причем вышеупомянутый Хаджи-Гирей приходит к власти в Крымском ханстве при поддержке кланов Ширин и Барын [5, с. 22], второй из которых являлся кумыкско-бра-гунским по происхождению [12, с. 25-26].

Однако вместе с тем до сих пор остается неизвестным, как звали первого Шаухал-хана из рода Тука-Тимуридов, безымянными остаются и кумыкские правители-шаухалы, правившие во второй половине XV века. К ним относятся уже упоминавшийся Шаухал-хан, Шаухал («падишах») (1485 г.) и Шаухал «вали Дагестанский» (1494-95). И лишь впоследствии упоминаются Уллу-Ахай I (1-я пол. XVIвека) и Уллу-Ахай II (сер. XVI века) [см. 31].

Уже к 1502 г., ко времени падения Большой Орды, территория Кумыкского государства простиралась на юге до Дербента [см. 28, с. 123]. Его северным соседом стало возникшее к 50-60-м гг. XV в., примерно в то же время, что и Кумыкское, Астраханское ханство, которым также правили Тукатимуриды. Его южные пределы проходили по Тереку или Каспию чуть далее реки Кумы. Причем, по мнению Фируза Керимзаде, русские на нижней Волге унаследовали от Астраханского ханства его конфликт с шамхалом из Тарку [см. 16, с. 55, 61, 243, 244, 139, прим. 41].

И в дальнейшем, по данным Франческо Тьеполо (1560 г.), южную границу Астраханского ханства составляло «море Каспий и часть

большой горы Кокас, где она граничит с аланами..., с запада - черкесы, с севера - Кумания» (в соответствии с традиционными представлениями) [21, с. 513]. При этом вышеупомянутый генетически азербайджанско-турецкий хороним Дагестан (досл. «горная страна») впервые упоминается в ширванской (Азербайджан) рассматриваемого времени - в хронике «Тарих Дагестан» (ХГУЧХУ1 вв.), обозначая территорию «от вилайата Чаркас (Черкесия) до города Шамах» (Азербайджан), т.е. практически весь Северный Кавказ и северную часть Восточного Закавказья [11, с. 52-53]. Причем западная (с Крымским ханством) граница Кумыкского государства проходила в следующем веке, по сведениям Эвлия Челеби 1666 г., между рр. Кубань и Зеленчук на Северо-Западном Кавказе [29, с. 84, 101-102].

После падения Астраханского ханства в 1556 г. турецкие источники XVI века знают на Северном Кавказе только две татарские страны - Дешт-и-Кипчак (отождествляется с Крымским ханством, включавшим и степную зону Северо-Западного Кавказа) и Дагестан, на границы которого уже было обращено внимание в предшествующем изложении. Он включал в свой состав практически весь Северный Кавказ, за исключением его северо-западной равнинной части. И, соответственно, в Османском реестре мусульманским владетелям Северо-Восточного Кавказа 1578-1586 гг. правитель Кумыкского государства шамхал (шавхал) Чопан титулуется аналогично статусу крымских ханов [см. 1, с. 141-147].

Таким образом, Крымское ханство и Дагестан оказываются достаточно тесно связанными как в территориальном, так и в династическом отношениях. Поэтому в рассматриваемом смысле обращают на себя внимание данные арабоязычного сочинения - рассказа «Кирайхана ал-Чаркаси по имени Гиримхан», который был эмиром и раисом Черкесии, Чечни (в одном из списков ее упоминание отсутствует), Крыма. В течение 14 лет он захватывает в Закавказье Шемаху и Гянджу, изгоняет неверных из вилайата Дагестан (в ком-ментатарии - его северо-западную часть, которая оставалась немусульманской, ср. сведения о том, что здесь, в высокогорном цезском селении Сагада (Цунтинский район Дагестана), также правил Герей-Хан [20]). На пятнадцатый год, после сражений с братом по имени Умалат, которого поддерживали неверные, уходит из родных мест «с многочисленными обществами». Он основал в безлюдных местах селение Хиркис (Аркас), но был вынужден покинуть его через год после того, как пришло на него и его спутников войско неверующих во главе с его братом, и прибыл в Аваристан. Здесь он прожил два года, после чего вернулся в местность Куркул, и через пять лет Мир-забек, сын Гирейхана, в 886 (1481-82) году записал его рассказ (в

одном из списков, который лег в основу перевода, автором записи 889 (1484) г. со слов Мирзабека является Хаджимухаммад, сын Аб-даллаха ал-Куркли). Его деятельность в Дагестане, по мнению комментаторов, совпадает по времени с правлением Хаджи--Гирея (ум. в 1466 г.), родоначальника правящей династии Крымского ханства -Гиреев, и его сына Менгли-Гирея (1468-1515). Однако, как они полагают, «по другим источникам нам неизвестны подробности о деятельности Хаджи-Гирея или Менгли-Гирея ни на Северном Кавказе в целом, ни конкретно в Дагестане». Потомки Гирейхана проживают в с. Куркли Лакского района, а тухумы крымского происхождения зафиксированы в с. Согратль Гунибского районов Республики Дагестан [см. 17, с. 170, 171, 176].

По мнению Ю.М. Гусейнова, согласно этой хронике, во второй половине XV века в Дагестан бежал один из претендентов на крымский престол, потерпевший поражение в междоусобной борьбе. Он поначалу обосновался в селении Аркас (ныне Буйнакский район РД), а после появления в этой местности своего соперника скрылся в горах в селении Куркли (ныне Лакский район РД). На надгробной плите известного религиозного деятеля XIX века Аюба-Гази в кумыкском с. Верхний Дженгутай (того же района) говорится, что он является потомком «Герай-Хана... правителя Чечни и Черкесской горной области». Показательно, на его взгляд, что один из Гереев, а именно Герей-Хан, сын Бахадур-Хана (!) действительно был обозначен в надписи на сабле из коллекции османских султанов как «Са-хиб-и Сейф Вали Дагистан Герей^ан Бин Бахадур-Xан», то есть «владелец меча и вали Дагестана Герей-Хан, сын Бахадур-Хана», надпись датируется примерно 1473 годом» [13].

Причем в с. Согратль зафиксирован в 1928 г. сходный сюжет, согласно которому в селе «.имеется всего три тухума, или рода: Тадилял, Гашиманал и Келеб. Все они считаются выходцами из Крыма. Относительно родоначальника тухума Тадилял («Верхний») Абу Гасана рассказывают, что, будучи вынужден уйти из Крыма, он прибыл в Дагестан и оставался сначала в Аркасе, оттуда был вытеснен своими же единоплеменниками (один из крымских выходцев -князей основал крепость Аркас). Оттуда Абу Гасан бежал в село Кулу в Казикумухе. За совершенное им убийство Абу Гасан был выслан, перебрался в Андалал и основал аул Согратль. Все три тухума Согратля считаются равными по происхождению и вступают между собою в браки» [30, с. 19].

Обращает на себя внимание известность информатору того, что «один из крымских выходцев - князей основал крепость Аркас», куда из Крыма также прибыл Абу Гасан. Название данного населен-

ного пункта, что знаменательно, является исторически однокорневым с г. Судак в Крыму и имеет булгарское происхождение [9, с. 40-41], что указывает на присутствие здесь и в Крыму тюркского населения с древнейших времен. Время распространения в Согратле ислама проповедником шамхальского происхождения относится к концу XIV в. [см.: 19, с. 27; 25], т.е. к золотоордынской эпохе. Оно известно и в дальнейшем, ибо в «Истории народов Северного Кавказа» оно упоминается как подвергшееся разорению в ходе османо-иранской войны 1578-1590 гг., когда здесь могло сохраняться тюр-коязычное население, а затем в 1741 г. ко времени нашествия шаха Надира на Дагестан [см. 18, с. 314, 423] оно, по всей видимости, уже перешло на аварский язык.

Общим местом фольклорного и письменного источников, свидетельствующем о пребывании крымских татар в Дагестане, является история Аркаса, отождествляемого с Аркасским городищем [4, с. 338] VIII-XV вв. [2]. Древнебулгарский генезис его названия (кум. Гьаркъас) [см.:14, с. 48-49; 24, с. 267-268; 27, с. 50] указывает на достаточно древнее пребывание здесь кумыков и поддерживается наличием надгробия потомка Гирай-хана в соседнем кумыкском с. Верхний Дженгутай. Кроме того, по преданию, жители Аркаса переселились в соседние кумыкские сс. Большое (Нижнее) Казанище, Малое (Верхнее) Казанище, Буглен и, возможно, в Согратль после нашествия Тимура в 1396 г. и разрушения им Гьаркъаса. И уже в следующем веке на месте церквей были возведены мечети [25], что говорит о распространении здесь ислама и в известной мере подтверждает содержание рассказа Гирай-хана. Вместе с тем правление Герей-Хана в цезском селении Сагада (Цунтинский район Дагестана), упомянутое в предшествующем изложении, не может быть принято к сведению, так как начало принятия ислама этим этносом относится к середине XVШ в. [33, с. 113 комм.].

О наличии кумыкского населения в Аркасе ко времени его основания говорит известность захоронения шейха-карачибека Асил-дара-ал-Хиркаси (XV в.) близ соседнего ему кумыкского с. Верхнее Казанище. Его мать - Аймисей (из древнего кумыкского с. Эндирей в Хасавюртовском районе Дагестана) - происходила из местных са-ла-узденей. Первая часть их обозначения также имеет булгарский генезис и известна в Крыму в составе названий населенных пунктов в его горной зоне [12, с. 27].

Таким образом и исторические, и фольклорные данные позволяют отнести время появления в нынешнем Дагестане одного или нескольких из представителей крымско-татарской правящей элиты к по-слетимуровскому времени эпохи распада Золотой Орды. Причем лишь

в отношении одного из них известно то, что он имеет отношение к Черкесии (лакаб ал-Чаркаси), был крымским ханом (Гиримхан) из династии Гиреев (Кирайхан). Поэтому не исключено, что Кирайхан ал-Чаркаси по имени Гиримхан мог быть исторической личностью одной из эпох, когда Крымское ханство сотрясали династические смуты.

О подобной возможности может говорить история Нур-Девлета - второго сына и преемника основоположника династии Хаджи I Герая. Он, как и Кирайхан ал-Чаркаси, боролся за власть со своим младшим братом Менгли I Гераем, дважды (в 1467 и 1469 гг.) терял власть [23] (ср. аналогичное количество столкновений со своим братом и у Кирайхана ал-Чаркаси).

В начале 1469 года бежал на Северный Кавказ, но генуэзский консул в Каффе организовал военный поход (ср. войско неверующих, с которым сражался Кирайхан ал-Чаркаси) в свои северокавказские владения, взял в плен (через несколько лет) Нур-Девлета вместе с тремя младшими братьями и заключил их под стражу в крепость Солдайю [6]. Эти владения включали наряду с Боспоро (на территории современной Керчи) и Тану (в устье Дона), и принадлежавшие генуэзцам колонии, которые располагались на территории нынешнего Краснодарского края [5, с. 43] - в области проживания т.н. черкесов, на отношение к которым указывает, как уже отмечалось, лакаб ал-Чаркаси у Кирайхана. В дальнейшем Нур-Девлет, бежавший после 1478 г. в Польшу, а затем, в 1479 г. перешедший на службу к Ивану III, был правителем Касимова в 1486-1490 гг., где ему наследовали его сыновья Сатылган и Джанай, и скончался в 1503 году, а затем в 1504 г. был перезахоронен в Крыму.

Вопреки «хрестоматийному» мнению о представленности в данном регионе в рассматриваемое время адыгских (черкесских) племен [см. 18, с. 236-237], здесь еще сохранялось тюркоязычное население [10], известное в данном регионе еще с первых веков н.э. [7]. Сюда и далее, на Северо-Восточный Кавказ, к кумыкам, у которых также правили Тукатимуриды, мог бежать и кто-либо из многочисленных братьев Нур-Давлета, возможно, за исключением трех младших, захваченных генуэзцами. Тем более, что прочее соседнее пространство, включавшее земли между Доном и Волгой, Нижнее Поволжье и степи Северного Кавказа, входило в пределы Большой Орды. И в дальнейшем сюда, в правление Менгли I Герая, вследствие трений с Эминеком - крымским карачи-беком, главой знатного рода Ширин - бежал, а затем был возвращен в 1475 г. после отстранения от власти Эминека, который убежал на Северный Кавказ, а затем вернулся, Шейдак - сын его брата Мамак-бея [3; 32].

Вышеупомянутыми братьями Нур-Давлета могли быть, за исключением правивших Менгли I Герая и Айдера (Хайдара) (1475 г.), кто-либо из других известных, но уверенное установление их довольно затруднительно. Так, исследователи говорят о Девлетьяре, который, возможно, умер при жизни отца, а также Уз-Темуре (Оз-Темир), Кутлук-Замане, Мелик-Эмине, Кильдише (Гельдише) и Ям-гурчи. Из них Кутлук-Заман и Кильдиш (Гельдиш) нигде, кроме родословных не упомянуты и, возможно, как Девлетьяр, умерли рано. Ямгурчи и Уз-Темур (Оз-Темир) долгое время упоминаются в источниках в годы правления Менгли-Гирея, а под 1482 г. назван, без указания степени родства с ханом, «царевич» Милкоман (т.е. Ме-лик-Эмин), который несколько ранее упоминается в 1471-1475 гг., и больше нигде не значится [22, с. 53; 26].

Должны быть с уверенностью исключены из числа тех, кто мог отправиться к кумыкам, находившиеся, как об этом писал Менгли-Гирей Ивану III, в Киеве в 1491 г. Озтемир (брат Менгли-Гирея, сын Хаджи-Гирея) и Девлеш («братанич», т.е. племянник по брату, Менгли-Гирея, сын Девлетьяра, внук Хаджи-Гирея). Они бежали «от турского» (т.е. из Османской империи, скорее всего из Аккермана-Белгорода) в Большую Орду, а затем в Великое княжество Литовское» [см. 15, с. 4, 8, прим. 12].

Кто-либо другой из братьев Нур-Девлета после его ухода в Польшу, а затем на Русь, возможно, из трех, побывавших с ним в Черкесии, мог бежать к тюркам-черкесам на Северо-Западный Кавказ. Отсюда торговыми путями генуэзских купцов, которые вели в Прикаспий [см. 18, с. 267], и тем более с помощью своих сородичей Тукатимуридов из Большой Орды они могли достигнуть Дагестана. Вместе с тем представляется невозможным предполагать, что Ки-райхан ал-Чаркаси по имени Гиримхан был сыном Бахадур-хана, ибо под этим именем был известен, но гораздо позже лишь Бахадьф Герай/Бахадур Гирей (ум. 1523) - крымский калга (1519-1523), а также астраханский хан (1523), старший сын и наследник крымского хана Мехмеда I Герая.

После этого времени непосредственные кумыкско-крымско-татарские, в т.ч. династические, связи и контакты приобретают, как уже было отмечено нами [12, с. 31], более интенсивый характер. Особое место среди них занимает известный факт, связанный с тем, что после своего вторичного смещения с престола крымский хан Мухаммед-Герей IV в течение 8 лет являлся удельным владетелем Дагестанского (Тарковского) падишахства (шамхальства), куда он прибыл в 1666г. вместе с Эвлия Челеби.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Алиев К.М. Шамхалы Тарковские. Страницы кумыкской родословной. Махачкала, 2008. 278 с.

2. Атаев Д.М., Гаджиев М.С., Сагитова М.Д. Культовые сооружения Аркаса // Древняя и средневековая архитектура Дагестана. Махачкала, 1989. С. 114-122.

3. Большая Орда. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Большая_Орда

4. Гаджиев М.Г., Давудов О.М., Шихсаидов А.Р. История Дагестана с древнейших времен до конца XV в. Махачкала, 1996. 462 с.

5. Гайворонский О. Повелители двух материков. Киев-Бахчисарай: Оранта, Майстерия книги, 2007. Т. I. 372 с.

6. Генуэзские колонии в Северном Причерноморье. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Генуэзские_колонии_в_ Северном Причерноморье

7. Гусейнов Г.-Р.А.-К. Древние булгары на Балканах и Северном Кавказе: область исходного расселения и происхождение этнонима. К прото-лингвоэтногенезу зихов, балкар (малкар) и кумыков // Вопросы тюркологии. Махачкала, 2009. Вып. 3. С. 60-71.

8. Гусейнов Г.-Р.А.-К. К генеалогии династии Джучидов на Северном Кавказе и Дагестане по историческим, лингвистическим и фольклорным данным (вторая половина XIII - конец XIV вв.) // Генеалогия народов Кавказа. Традиции и современность. Владикавказ, 2009. Вып. I. C. 56-62.

9. Гусейнов Г.-Р.А.-К. История древних и средневековых взаимоотношений русского языка с языками Северо-Восточного Кавказа и Дагестана. Махачкала, 2010. 214 с.

10. Гусейнов Г.-Р.А.-К. О тюрко-булгарском населении СевероЗападного Кавказа XV в. по топонимическим и этнонимическим данным // Вопросы тюркологии. Махачкала, 2010. Вып. 6. С. 39-43.

11. Гусейнов Г.-Р.А.-К. О территориальных пределах средневекового Кумыкского государства и его этносоциальном и общественном развитии в позднем средневековье (до XVIII в.) // Материалы Международной научной конференции «Социально-политический строй средневековых тюрко-татарских государств». Казань, 2012. Вып. 4. С. 52-58.

12. Гусейнов Г.-Р.А.-К. К этно- и политогенезу крымских татар и кумыков в историческом контексте их древних и средневековых взаимоотношений // Крымское историческое обозрение. Казань-Бахисарай, 2014. № 2. С. 23-38.

13. Гусейнов Ю.М. Крымско-дагестанские взаимоотношения XV-XVIII вв. Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. Краснодар. 2015. № 3. С. 2-5.

14. Дыбо А.А. Лингвистические контакты древних тюрков. М.: Восточная литература, 2007. 223 с.

15. Зайцев И.В. Проблема удостоверения клятвенных обязательств мусульманина перед христианской властью в России XVI-XIX веков // Отечественная история. № 4. 2008. C. 3-9.

16. Зайцев И. Крымская историографическая традиция XV-XIX вв.: пути развития. М.: Восточная литература, 2009. 304 с.

17. История Гирейхана // Дагестанские исторические сочинения. М.: Наука, 1993. С. 168-174.

18. История народов Северного Кавказа с древнейших времен до конца XVIII в. М.: Наука, 1988. 554 с.

19. Криштопа А.Е. Политическая история Дагестана во второй половине XIV-XV в. Махачкала, 1988. Деп. 36965.

20. Магомедов Д.М. К вопросу изучения средневековых поселений и их социального строя (горный Дагестан) // Древние и средневековые поселения Дагестана. Махачкала: Издательство ДФАН СССР, 1983. С. 129-142.

21. На стыке континентов и цивилизаций. Из опыта образования и распада империй X-XVI вв. М.: Инсан, 1996. 768 с.

22. Некрасов А.М. Возникновение и эволюция Крымского государства в XV-XVI вв. // Отечественная история. 1999. № 2. С. 48-58.

23. Нур-Девлет. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Нур-Девлет

24. Сравнительно-историческая грамматика тюркских языков. М.: Наука, 2001. 822 с.

25. Тахнаева П.И. Христианская культура средневековой Аварии (VII-XVI вв.) в контексте реконструкции политической истории: дис. ... канд. ист. наук. Махачкала, 2001. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.krotov.info/history/10/3/avar_01.htm

26. Хаджи_[_Герай. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Хаджи_I_Герай

27. Хакимзянов Ф.С. Булгарский язык // Языки мира. Тюркские языки. М.: Наука, 1997. С. 47-52.

28. Ханмурзаев И.И., Идрисов Ю.М. Проблема образования средневекового кумыкского государства Шаухальства в контексте политического наследия улуса Джучи на Северном Кавказе // Золотоордынская цивилизация. Казань: Фэн, 2008. С. 122-136.

29. Челеби Эвлия. Книга путешествий (Извлечения из сочинения турецкого путешественника XVII в.). М.: Наука, 1979. Вып. 2. 288 с.

30. Чурсин Г.Ф. Авары. Этнографический очерк. Махачкала, 2004.

44 с.

31. Шамхальство Тарковское. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Шамхальство_Тарковское

32. Эминек. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://ru. wikipedia.org/wiki/Эминек

33. Эпиграфические памятники Северного Кавказа. М.: Наука, 1980. Ч. III. 168 с.

Cведения об авторе: Гарун-Рашид Абдул-Кадырович Гусейнов -доктор филологических наук, профессор кафедры русского языка Дагестанского государственного университета (367000, ул. Гаджиева, д. 43а, Махачкала, Республика Дагестан, Российская Федерация); garun48@mail.ru

Early Kumyk-Crimean Tatar dynastic communications

in history context of the Golden Horde's disintegration

Garun-Rashid Guseynov

(Dagestan State University)

Abstract. The considered problem hasn't been the subject of special study yet. Especially important it appears to be in the history context of Golden Horde's disintegration (the borderlines of which included the North Caucasus and Dagestan). To the consequences of this process is traditionally related formation of the Crimean Khanate along with the other post Golden Horde States. However, formation of the Kumyk state at the same period (apprx. 1443), which was further on known (with XVI century) under the name of'Vilayet Daghestan' isn't taken into consideration. In both countries, as well as in the Big Horde, the Kazan and Astrakhan Khanates, the dynasty of Tuka-Timurs governed. The main goal of the consideration is to identify Kiraykhan al-Carkasi, by the name of Crim Khan, from the same name Daghestan Arabic-language composition story of the XV century, with any representative of the ruling elite of the Crimean Khanate. In the story he is positioned as the alien emir and rais (head) of the Cir-cassia and the Crimea, who founded several historically Turkic (Kumyk) settlements, the emergence of which in Dagestan, according to historical and folklore data, were founded in a post Timur era. The analysis showed that it could be the historic figure of one of eras when the Crimean Khanate was shaken by dynastic disturbances. And his lakab al-Charkasi can point to its stay among the next to the Crimean Khanate of Taman Peninsula's Circassians who, during the considered era, were native speakers of Turkic languages. Probably any of the Crimean Khan Mengli I Geray's brothers (1467, 1469-1475, 1478-1515), who are known at the present time, some of whom challenged the power from him, allegedly are identified with him. To their number could be carried out Kutluk-Zaman, Melik-Emin, Kildish and Yamgurchi, except for Mengli I Geray, Ayder (1475) and Nur-Davleta (1466-1467, 1467-1469, 1475-1476), who governed as the Crimean Khans. Most likely, having taken into account the above-mentioned lakab al-Carkasi, any of those three, who unsuccessfully ran away in 1469 with the elder brother Nour-Davlet to Circassia.

Keywords: Golden Horde, Crimean Khanate, Kumyk State, dynastic communications.

REFERENCES

1. Aliev K.M. Shaukhaly Tarkovskie [Tarkovsky's Shauhals]. Makhachkala, 2008. 278 p.

2. Ataev D.M., Gadzhiev M.S., Sagitova M.D. Kul'tovye sooruzheniya Arkasa [Cult constructions of Arkas]. Drevnyaya i srednevekovaya arkhitektura

Dagestana [Ancient and medieval architecture of Daghestan]. Makhachkala, 1989, pp. 114-122.

3. Bol'shaya Orda [Big Horde]. Available at: https://ru.wikipedia. org/wiki/Bol 'shaya_Orda

4. Gadzhiev M.G., Davudov O.M., Shikhsaidov A.R. Istoriya Dagestana s drevneishikh vremen do kontsa XV v [History of Daghestan since the most ancient times until the end of the XV century]. Makhachkala, 1996. 462 p.

5. Gayvoronskiy O. Poveliteli dvukh materikov [Masters of two continents]. Kiev-Bakhchisaray, Oranta, Maysteriya knigi Publ., 2007. Vol. 1. 372 p.

6. Genuezskie kolonii v Severnom Prichernomor'e [The Genoa colonies in Northern Black Sea Coast]. Available at: https://ru.wikipedia.org/wiki/ Genuezskie_kolonii_v_Severnom_Prichernomor'e

7. Guseynov G.-R.A.-K. Drevnie bulgary na Balkanah i Kavkaze: oblast' iskhodnogo rasseleniya i proiskhozhdenie etnonima. K protolingvoetnogenezu zihov, balkar (malkar) i kumykov [Ancient Bulgars on the Balkans and the Caucasus: area of initial moving and origin of ethnonim. To protolingvoethnogenesis of Zikhs, Balqar (Malqar) and Kumyks]. Voprosy tyurkologii [Questions of Turkology]. Makhachkala, 2009, vol. 4, pp. 60-71.

8. Guseynov G.-R.A.-K. K genealogii dinastii Dzhuchidov na Severnom Kavkaze i Dagestane po istoricheskim, lingvisticheskim i fol'klornym dannym (vtoraya polovina XIII - konets XIV vv.) [To Dzhuchid dynasty genealogy in the North Caucasus and Dagestan according to historical, linguistic and folklore data (the second half of XIII - the end of the XIV centuries)]. Genealogiya narodov Kavkaza. Traditsii i sovremennost [Genealogy of the people of the Caucasus. Traditions and present]. Vladikavkaz, 2009, vol. 1, pp. 56-62.

9. Guseynov G.-R.A.-K. Istoriya drevnikh i srednevekovykh vzaimo-otnosheniy yazykov Severo-Vostochnogo Kavkaza i Dagestana s russkim yazykom [History of ancient and medieval relationship of the North-East Caucasus and Daghestan languages with Russian]. Makhachkala, 2010. 214 p.

10. Guseynov G.-R.A.-K. O tyurko-bulgarskom naselenii Severo-Zapad-nogo Kavkaza XVv. po toponimicheskim i etnonimicheskim dannym [About the Turko-Bulgar population of the North-West Caucasus of the XVc. according to toponymic and etnonimic data]. Voprosy tyurkologii [Questions of Turkology]. Makhachkala, 2010, vol. 6, pp. 39-43.

11. Guseynov G.-R.A.-K. O territorial'nykh predelakh srednevekovogo Kumykskogo gosudarstva i ego etnosotsial'nom i obshchestvennom razvitii v pozdnem srednevekov'e (do XVIII v.) [About territorial borders of the medieval Kumyk state, its ethnosocial and social development in the late Middle Ages (till XVIII century)]. Materialy Mezhdunarodnoy nauchnoy konferentsii «Sred-nevekovye tyurko-tatarskie gosudarstva» [Materials of the International scientific conference «Socio-political System of the Medieval Turko-Tatar States»]. Kazan, 2012, vol. 4, pp. 52-58.

12. Guseynov G.-R.A.-K. K etno- i politogenezu krymskikh tatar i kumykov v istoricheskom kontekste ikh drevnikh i srednevekovykh vzaimo-otnosheniy [To the ethno - and to a politogenesis of the Crimean Tatars and Kumyks in a historical context of their ancient and medieval relationship].

Krymskoe istoricheskoe obozrenie - Crimean historical review. Kazan-Bakhchisaray, 2014, no. 2, pp. 23-38.

13. Guseynov Yu.M. Krymsko-dagestanskie vzaimootnosheniya XV-XVIII vv. [Crimean-Daghestan relationship of the XV-XVIII cs]. Gumani-tarnye, sotsial 'no-ekonomicheskie i obshchestvennye nauki - Humanitarian, social and economic and social sciences. Krasnodar, 2015, no. 3, pp. 2-5.

14. Dybo A.A. Lingvisticheskie kontakty drevnikh tyurkov [Linguistic contacts of ancient Turkic peoples]. Moscow, Vostochnaya Literatura, 2007. 223 p.

15. Zaytsev I.V. Problema udostovereniya klyatvennykh obyazatel'stv musul'manina pered khristianskoí vlast'yu v Rossii XVI-XIX vekov [Problem of the certificate of oath obligations of the Mussulman to the Christian power in Russia of the XVI-XIX centuries]. Otechestvennaya istoriya - National history. 2008, no. 4, pp. 3-9.

16. Zaytsev I. Krymskaya istoriograficheskaya traditsiya XV-XIX vv.: puti razvitiya [Crimean historiographic tradition of the XV-XIX centuries: ways of development]. Moscow, Vostochnaya Literatura, 2009. 304 p.

17. Istoriya Gireykhana [Giray Khan's history]. Dagestanskie istoricheskie sochineniya [Daghestan historical compositions]. Moscow, Nauka Publ., 1993, pp. 168-174.

18. Istoriya narodov Severnogo Kavkaza s drevnejshikh vremen i do kontsa XVIII v. [History of the people of the North Caucasus since the most ancient times and until the end of the XVIII century]. Moscow, Nauka Publ., 1988, 543 p.

19. Krishtopa A.E. Politicheskaya istoriya Dagestana vo vtoroy polovine

XIV-XV v. [Political history of Dagestan in the second half of the XIV - XV century]. Makhachkala, 1988. Dep. 36965.

20. Magomedov D.M. K voprosu izucheniya srednevekovykh poseleniy i ikh sotsial'nogo stroya (gornyy Dagestan) [To a question of studying the medieval settlements and their social system (mountain Daghestan)]. Drevnie i srednevekovye poseleniya Dagestana [Ancient and medieval settlements of Dagestan]. Makhachkala, DFAN SSSR Publ., 1983, pp.129-142.

21. Na styke kontinentov i tsivilizatsiy. Iz opyta obrazovaniya i raspada imperiy X-XVI vv [On the joint of continents and civilizations. From the experience of formation and disintegration of empires of the X-XVI cs.]. Moscow, Insan Publ., 1996. 768 p.

22. Nekrasov A.M. Vozniknovenie i evolyutsiya Krymskogo gosudarstva v

XV-XVI vv. [The beginning and evolution of the Crimean state in the XV-XVI cs.]. Otechestvennaya istoriya - National history, 1999, no. 2, pp. 48-58.

23. Nur-Devlet [Nur-Devlet]. Available at: https://ru.wikipedia.org /wiki/Nur-Devlet

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

24. Sravnitel'no-istoricheskaya grammatika tyurkskikh yazykov [Comparative-historical grammar of Turkic languages]. Moscow, Nauka Publ., 2001. 822 p.

25. Takhnaeva P.I. Khristianskaya kul'tura srednevekovoy Avarii (VII— XVI vv.) v kontekste rekonstruktsii politicheskoi istorii: disseratsiya na soiskanie uchenoy stepeni kandidata istoricheskikh nauk [A Christian culture of medieval

Avaria (VII-XVI cs.) in the context of reconstruction of political history: diss. of cand. of hist. scienses]. Makhachkala, 2001. Available at: http://www.krotov.info /history/10/3 /avar_01.htm

26. Khadzhi_I_Geray [Haji-Geraj I]. Available at: https://ru.wikipedia.org /wiki/Khadzhi_I_Geray

27. Khakimzyanov F.S. Bulgarskiy yazyk [Bulgar language]. Yazyki mira. Tyurkskie yazyki [World languages. Turkic languages]. Moscow, Nauka Publ., 1997, pp. 47-52.

28. Khanmurzaev I.I., Idrisov Yu.M. Problema obrazovaniya sredne-vekovogo kumykskogo gosudarstva Shaukhal'stva v kontekste politicheskogo naslediya ulusa Dzhuchi na Severnom Kavkaze [Kumyk Shaukhal State's formation problem in the context of political heritage of Juchi Ulus in North Caucasus]. Zolotoordynskaya tsivilizatsiya. Sbornik statey [Golden Horde Civilization: Collected Articles], 2008, no. 1, pp. 122-136.

29. Chelebi Evliya. Kniga puteshestvil (Izvlecheniya iz sochineniya turetskogo puteshestvennika XVII v.) [Book of travels (Extractions from the composition of the Turkish traveler of the XVII century)]. Moscow, Nauka Publ., 1979, vol. 2. 288 p.

30. Chursin G.F. Avary. Etnograficheskii ocherk [Avars. Ethnographic essay]. Makhachkala, 2004. 44 p.

31. Shamkhal'stvo Tarkovskoe [Tarku Shaukhal State]. https://ru.wikipedia. org/wiki/Shamkhal ' stvo_Tarkovskoe

32. Eminek [Eminec]. Available at: https://ru.wikipedia.org/wiki/Eminek

33. Epigraficheskie pamyatniki Severnogo Kavkaza [Epigraphic monuments of the North Caucasus]. Moscow, Nauka Publ., 1980, part III. 168 p.

About the author: Garun-Rashid Abdul-Kadyrovich Guseynov - Dr. Sci. (Philology), Professor of the Russian language department, Dagestan State University (367000, Gadzhiyev St., 43a, Makhachkala, Republic of Dagestan, Russian Federation); garun48@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.