Научная статья на тему 'Из древней и средневековой северокавказской предыстории и истории крымских барынов: от барсил и хазар к кумыкам-брагунцам'

Из древней и средневековой северокавказской предыстории и истории крымских барынов: от барсил и хазар к кумыкам-брагунцам Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
430
96
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДРЕВНЯЯ И СРЕДНЕВЕКОВАЯ ПРЕДЫСТОРИЯ И ИСТОРИЯ / КРЫМСКИЕ БАРЫНЫ / СЕВЕРОКАВКАЗСКИЕ БАРСИЛЫ / ХАЗАРЫ И КУМЫКИ-БРАГУНЦЫ / ANCIENT AND MEDIEVAL PREHISTORY AND HISTORY / CRIMEAN BARYNS / NORTH CAUCASIAN BARSILS / KHAZARS BRAGUNIAN KUMYKS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Гусейнов Гарун-Рашид Абдул-Кадырович

Предки крымских барынов переселились на полуостров из золотоордынских городов Верхний и Нижний Джулат, находившихся в центральной части Северного Кавказа. Это произошло после их разрушения в 1324 г. Чупаном полководцем Хулагуидов. Их сородичами, которые известны до сих пор в центральной и северо-восточной части Северного Кавказа, являются носители терского диалекта кумыкского языка. Они проживают в настоящее время в с. Кизляр Моздокского района Республики Северная Осетия Алания и с. Брагуны Чеченской Республики. Последние переместились сюда из центральной части Северного Кавказа в конце XVI начале XVII вв. до появления в регионе чеченцев и традиционно именуются кумыками-брагунцами. Они являются историческими наследниками булгар-барсилов, которые в качестве предшественников хазар известны в исторических источниках со второй половины VI в. и населяли значительную территорию Восточного Предкавказья, часть Центрального Предкавказья и низовья Волги. Из последней области брагунцы могли продвинуться и в будущую Волжскую Булгарию, где были известны как баланджарцы по названию первой столицы Хазарского каганата. В золотоордынскую эпоху брагунцы-барсилы принимали активное участие в ее политической жизни и продолжали населять свои традиционные (см. выше) исторические пределы в Восточном и Центральном Предкавказье. Они включали и некоторые ареально смежные горные области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Гусейнов Гарун-Рашид Абдул-Кадырович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

From ancient and medieval North Caucasian prehistory and history of the Crimean Baryns: through Barsils and Khazars to the Bragunian Kumyks

The ancestors of the Crimean Baryns moved to that peninsula from the Golden Horde towns of the Lower and Upper Dzhulat, located in the Central part of the North Caucasus. This happened soon after their destruction in 1324 by Chupan -war-lord of Khulaguids. Their relatives, who heretofore known in the plains of Central and North-Eastern Caucasus, are the holders of the Terek dialect of Kumyk language. They currently reside in the village of Kizlyar, Mozdok district of North Ossetia-Alania, and in the village of Вraguny of the Chechen Republic. The latter moved here from the Central part of Northern Caucasus at the end of the XVI beginning the XVII century, before Chechens appeared in this region, and traditionally referred as the KumykВraguns. They are the historical successors of the Bulgar Вarsils, who, as the precursors of the Khazars, are known in historical sources from the second half of the VI century, they inhabited a large area of the Eastern Caucasus, part of Central fore-Caucasus and the lower Volga. From the latter region bragunians could move ahead to the future Volga Bulgaria, where they were known as Balangiars, from the similar name of the first capital of the Khazar Khanate. In the Golden Horde era Bragunian-Barsils took an active part in its political life and continued to inhabit their traditional (see above) historical range in Eastern and Central Ciscaucasia. They also included some areal adjacent mountain regions.

Текст научной работы на тему «Из древней и средневековой северокавказской предыстории и истории крымских барынов: от барсил и хазар к кумыкам-брагунцам»

История и Современность

УДК 811.21/22.352+93/94

Из древней и средневековой северокавказской

предыстории и истории крымских барынов:

от барсил и хазар к кумыкам-брагунцам

Гарун-Рашид Гусейнов

(Дагестанский государственный университет)

Аннотация. Предки крымских барынов переселились на полуостров из золотоордынских городов Верхний и Нижний Джулат, находившихся в центральной части Северного Кавказа. Это произошло после их разрушения в 1324 г. Чупаном - полководцем Хулагуидов. Их сородичами, которые известны до сих пор в центральной и северо-восточной части Северного Кавказа, являются носители терского диалекта кумыкского языка. Они проживают в настоящее время в с. Кизляр Моздокского района Республики Северная Осетия - Алания и с. Брагуны Чеченской Республики. Последние переместились сюда из центральной части Северного Кавказа в конце XVI - начале XVII вв. до появления в регионе чеченцев и традиционно именуются кумыками-брагунцами. Они являются историческими наследниками булгар-барсилов, которые в качестве предшественников хазар известны в исторических источниках со второй половины VI в. и населяли значительную территорию Восточного Предкавказья, часть Центрального Предкавказья и низовья Волги. Из последней области брагунцы могли продвинуться и в будущую Волжскую Бул-гарию, где были известны как баланджарцы по названию первой столицы Хазарского каганата. В золотоордынскую эпоху брагунцы-барсилы принимали активное участие в ее политической жизни и продолжали населять свои традиционные (см. выше) исторические пределы в Восточном и Центральном Предкавказье. Они включали и некоторые ареально смежные горные области.

Ключевые слова: древняя и средневековая предыстория и история, крымские барыны, северокавказские барсилы, хазары и кумыки-брагунцы.

Барыны и брагунцы-кумыки в Крыму

Известно, что в административно-политической системе Крымского ханства позднего средневековья первоначально существовали четыре княжества (бейлика), возглавляемые представителями кланов Ширин, Аргын, Барын и Кыпчак. Первому из них принадлежала ведущая роль. В конце ХV-ХVI вв. здесь усилились Мангыты (Мансуры). Однако к этому времени некоторые из ранее существовавших кланов, например, Барыны, уже не играли во внутренней жизни государства активной роли [28, с. 8].

В дальнейшем, хотя, по преданиям, записанным в начале XIX в., к четырем ведущим родам беев относились Ширин, Мансур, Барын и Сиджиут, родословных Сиджеутов и Барынов, последние из которых пришли в упадок ко времени утверждения русского владычества (в конце XVIII в.), не было найдено или не сохранилось [26, с. 206, 210, 211, 207208, 283].

В конечном счете, по вышеупомянутым преданиям, было установлено, что «в Крымском ханстве семь знатнейших родов беев, идущих в следующем порядке: Ширины, Мансуры, Барыны, Сиджиут и Аргыны, и во второй линии Кыпчакские и Яшлавские» [29, с. 13]. Территориальные пределы их владений, за исключением Сиджиутов, получили отражение на карте бейликов Крымского ханства XVI в., на которой бейлик Барынов помещается в центральном горном Крыму [см. 45].

Происхождение барынов до последнего времени оставалось неизвестным. Сравнительно недавно автором этих строк было высказано предположение, что их основу составили потомки кумыков-брагунцев, которые еще в золотоордынское время, после разрушения в 1324 г. хула-гуидским полководцем Чупаном их городов Верхний и Нижний Джулат переселяются с Центрального Кавказа в Северное Причерноморье. Другая их часть, являющаяся носителями терского диалекта кумыкского языка, сохранилась в настоящее время в одноименном населенном пункте современной Чеченской Республики, куда они переместились с Центрального Кавказа в конце XVI - начале XVII вв., а также в с. Кизляр Моздокского района РСО-Алания. Последнее до сих расположено в территориальной смежности с вышеназванными городами.

Ко времени их прихода старое тюркское (кыпчакское и, возможно, булгарское) население Крыма было уничтожено монголо-татарами. Высказанное предположение подкрепляется также лингвистическим обоснованием первичного характера исходной формы *баргъун названия ку-мыков-брагунцев по отношению к барын, о которых см. в последующем изложении. Сюда же следует отнести установленные факты близости между кумыкскими диалектами и средним диалектом крымскотатарского языка, локализующегося в центральном Горном Крыму [19].

Причем данный этноним известен в местной русской средневековой традиции как «борагун», восходит к исходному *баргъун [19, с. 26]. Он отразился в форме баргын в названии осевшего в Литве и Белоруссии «татарского» княжеского рода Баргынских (Барановских), переселившегося в начале XV в. с сыном Тохтамыша Джелал-эд-Дином в Великое княжество Литовское после Грюнвальдской битвы 1410 г. [1, с. 92-96]. Форма Баргын могла возникнуть в результате редукции -у, которая имеет место в кыпчакских татарском, башкирском, карачаево-балкарском, ногайском и крымском диалекте караимского [33, с. 253].

В свою очередь, современное кумыкское название кумыков-брагунцев Борагъан произносится носителями этого говора как бораан (см. выше Барановские) в силу характерной для него утраты инлаутного -у- в позиции между гласными. Это явление присуще восточнотюркским языкам - якутскому и тувинскому, а также кыпчакским киргизскому и алтайскому [38, с. 279; 39, 70, табл. 7а].

Частично данное явление наблюдается между сонорным и гласным, как и в более южных хасавюртовском и подгорном кумыкских диалектах, при угасании этой черты в более удаленном буйнакском [32, с. 4647; 33, с. 254, 255]. Этим и можно объяснить крымское барын.

Дальнейшее пребывание кумыков, а до этого, видимо, брагунцев в Северном Причерноморье уже к XV в. подтверждается сведениями из «Книги познания мира» архиепископа Султанийи Иоанна Галлонифон-тийского (1404 г.). Он писал, что «в этой стране много христиан, а именно латинян или католиков, греков, много армян, зикхов, готов, татов, валахов, русов, черкесов, леков, ясов, аланов, аваров, кумыков (выделено нами. - Г. Г.-Р.), и почти все они говорят на татарском языке» [43, р. 108].

Прошлое нахождение брагунцев-барынов не только в указанном регионе, но и более обширных пределах подтверждается и топонимическими данными. Так, в первом отношении речь идет об исчезнувшем селе Бораган (укр. Бораган, кр.-тат. Вогаап, Борагъан) в Симферопольском районе Крыма. Оно лежало довольно высоко в горах, между современными сёлами Лазаревка и Дружное в балке, до сих пор называемой Бораган [46]. При этом звучание Бораан отвечает его произношению кумыками - носителями терского диалекта, проживающими не только в вышеупомянутом селении Брагуны, находящемся в нынешней Чечне, но и другом - Кизляр (также Гучук/Кучук-юрт) Моздокского района Республики Северная Осетия -Алания.

Сюда же следует отнести еще один Бораган (кр.-тат. Борагъан) -прежнее название исчезнувшего села Охотничье. Оно располагалось в центральной части Крыма, в пределах внутренней гряды Крымских гор, на юго-западе Белогорского района, не имеющего выхода к морю предгорья [51]. В пределах того же Белогорского района Крыма было извест-

но до 1948 г. с. Барын (кр.-тат. Barin, Барын) - исчезнувшее село Туровка, включённое в состав Вишенного того же района [49].

За пределами горной зоны находится еще два Борагана. Первый (прежнее название села Овражное) - в степи на северо-западе республики на побережье Каркинитского залива, в степном Раздольненском районе Крыма [52], где был представлен клан Кыпчак. Второй (прежнее название исчезнувшего села Вавилово) располагался в центральной части Степного Крыма - в Красногвардейском районе [47].

Все это говорит о том, что заселение Крыма предками кумыков-брагунцев проходило двумя волнами: первая ранняя - более территориально близкие центральнокавказские барыны, вторая поздняя - борагъа-ны-борааны. Они занимали, надо полагать, более обширные пределы, но впоследствии были вытеснены новыми переселенцами в горную зону.

Особое место среди разноплеменного населения Крыма занимали, вероятно, жители, оставившие ойконим Барын Татарский (до 1948 г., кр.-тат. Tatar Barin, Татар Барын) - Озерки - село в Джанкойском районе Крыма, расположенном в степном присивашском регионе [44].

При этом следует иметь в виду, что «население всей северной, степной части именовало себя ногайскими татарами (ногъай тататлары) или ногайцами (ногъайлар), а .. .население Южного берега Крыма иногда обозначалось термином «тат» [42, с. 234]. Кроме того, следует принять во внимание, что Татар Барын локализуется в присивашской исторической области Кырк. Под аналогичным названием известны еще два ой-конима Крыма - прежние названия упразднённых сел Красный Крым и Хлебное Симферопольского и Белогорского районов.

Из предыстории (барсилы и хазары) барынов

и брагунцев-кумыков на Северном Кавказе

Данная форма восстанавливается не только по историческим, но и языковым данным. При этом надо принять во внимание, что к числу первых известных на сегодняшний день упоминаний терских кумыков-брагунцев следует отнести «Хронику» сирийского автора второй половины VI в. Псевдо-Захария Митиленского. Она была составлена в 570571 гг. с использованием ряда источников, преимущественно греческих сочинений, главным образом «Церковной истории» Захарии Ритора, епископа Митиленского (ок. 480 - ок. 560 гг.).

В ней под 561 г. говорится о том, что территория, расположенная к северу от Закавказья, за Каспийскими воротами, является «областью языческих народов». В ее гуннских (хонов-протокумыков) [см. 21, с. 100-101], известных на Северо-Восточном Кавказе еще с V в. [8, с. 128] пределах среди тринадцати схожих по образу жизни племен упоминается «...Базгун земля со [своим] языком, которая примыкает и про-

стирается до Каспийских ворот и моря... За воротами [живут] бургары со [своим] языком..., у них есть города, и аланы, у них пять городов» [см. 34, с. 165-167].

Следует отметить, что вторая - гун - часть этноойконима (земля со [своим] языком) Базгун обнаруживает аналог в этнониме одного из гуннских племен, появившихся, как считается, в последней четверти IV в. в степях Восточной Европы, - буру-гун-д. Он упоминается византийским историком Агафием Миринейским в книге «О царствовании Юстиниана» (552-558) и считается «булгаро-тюркской формой собственного этнического имени древних булгар» [23, с. 18] (см. выше бургар).

Ауслаутное -д в нем носит единичный характер среди гуннских этнонимов, рассмотренных Ю. Джафаровым [23, с. 16-18], как и аффикс -гун, в котором представляется возможным выделить озвонченный лабиализованный вариант аффикса принадлежности - гъы, как в -гур в других (биту-гур, кутри-гур, о-гур, оно-гур, тун-гур, ути-гур, где -р - формант мн. ч., каковой, в принципе, может быть выделен и в этнониме бургар) этнонимах того же круга [см. 20, с. 72], а также аффикс мн. ч. -(а)н, представленный в целом ряде древне- и общетюркских слов, в т. ч. в отдельных восточнотюркских этнонимах [41, с. 88]. Под влиянием предшествующего -н- ауслаутное -д в рассматриваемой форме может быть получено в результате озвончения из показателя мн. ч. -т, который, встречаясь в отдельных древнетюркских словах [41, с. 87-88], возводится к праалтайскому уровню [39, с. 228]. Однако в послемонгольских тюркских этнонимах он возводится к аналогичному монгольскому аффиксу мн. ч. и рассматривается в них в качестве наращения, получив особое распространение у восточных тюрок [25, с. 138].

Таким образом, речь идет об этнониме буру-гун, в котором, учитывая особенности греческой графики, могло иметь место смешение звуков [о] и [и], что позволяет, в частности, предполагать его звучание в форме *боругун, адаптированной посредством вставочного -у- из *баргъун при том, что лабиализация а > о в соседстве с губными согласными встречается во многих тюркских языках [37, с. 71]. Он, отразившись как в тюркских языках Северо-Восточного Кавказа (кумыкском), так и в булгариз-мах его нетюркских языков, может рассматриваться в качестве пратюркского (первого типа) ротационного (*баргъун) соответствия общетюркскому зетацистскому (земля) Базгун [см. 18, с. 19-21].

Не исключено, что семантическое и фоно-фонологическое единство рассматриваемых лексем - земля Базгун и ее жители *баргун-д(ы) - указывает на различное адаптированное (через будущие рефлексы -г- и -г-) отражение в данном случае пратюркского плавного сонанта Г, поддерживаемого внешними алтайскими соответствиями [см. 39, с. 35-36]. Вместе с тем, если принять во внимание соответствие общетюрк. -г-, чув. -$- < пратюрк. -*Н- [см. 39, с. 35-38], что позволяет восстановить пратюрк.-

булг. *Баг^ип/*Баг§уип (при неясности инлаутного (сирийского) ^-/-у-[см. 10, с. 361]), то восстановленное - *Баг^ип/*Баг§уип - название представляется возможным связать с наименованием дохазарского (бул-гаро-)тюркского государственного образования V-VI вв. н. э. Берсилия / Барсилия / Баршалия, «в которой [по данным Михаила Сирийского (XII в.)] римлянами были построены города Каспия, называвшиеся вратами Тигауе [Дербент]». Барсилы - ее жители - упоминаются, в т. ч. один раз вместе с хазарами, армянскими авторами в качестве врагов Кавказской Албании еще в связи с событиями П-ГУ вв. [см. 4, с. 184, 186].

Именно из Берсилии, по данным византийских хроник Феофана Исповедника (760-818) и императора Никифора (правил в 802-811 гг.), вышли, как отмечал первый, «хазары - великий народ». Еще арабский историк IX в. ал-Белазури, составивший подробное описание арабских завоеваний, начиная с походов Мухаммеда до начала VIII в., помещал эту страну к северу от Дербента (т. е. в области земли Базгун и ее жителей * баргун-д(ов) с утраченным в процессе адаптации инлаутным -$-). Не случайно Доссон в 1828 г. отождествлял ее с названием кумыкского с. Ба(р)шли(кент) в Каякентском районе Дагестана, причем дополнительные доводы в пользу подобного подхода были приведены ссылавшейся на его работу С. Ш. Гаджиевой [см. 9, с. 36-37].

Эта страна, как обычно полагали до последнего времени, простиралась к северу от Дербента и занимала долины Терека и Сулака либо территорию до равнины при Тереке и Сулаке, либо Прикаспийского Дагестана и степей при Тереке и Сулаке. Вместе с тем следует отдать предпочтение другому более позднему и авторитетному мнению, согласно которому «пределы Берсилии следует расширить, отнеся к ней значительную территорию Восточного Предкавказья, часть Центрального Предкавказья и низовья Волги» [31, с. 79].

Из средневековой истории кумыков-брагунцев

на Северном Кавказе

Причем подобная возможность подтверждается распространенностью этнотопонима брагун/боргун (<*баргъу(н) и восходящего к нему кумыкского этнотопонима борагъан в нынешней Чечне, исходная форма которого - с последующим развитием в боргъа отложилась в более позднее время в названии золотоордынского мавзолея Боргъа(-Каш), расположенного на территории нынешней Ингушетии. Известно, что он датируется 808 годом хиджры (1405/1406 г.), и здесь был похоронен Бексултан сын Худайнада. Как полагают исследователи (К. М. Алиев, Е. И. Нарожный), оба они могли быть родоначальниками брагунских ханов и возглавлять брагунские подразделения в эпоху правления хана Зо-

лотой Орды Шадибека (1399-1407), который, лишившись трона в 1407 г., нашел убежище у эмира Дербента Шейха Ибрахима.

Об этом может свидетельствовать и название фамилии Шадиевых из рода (тейпа) Кхаьхкхой - выходцев из с. Кхаьхка / Кяхк / Кяхт в долине р. Ассы, проживающих в настоящее время в селе Верхний Алкун (Ц1ечой Оалкам) - в исторических пределах орстхойцев - одного из субэтнических подразделений чеченцев и ингушей. Ее носители вместе с Баркин-хоевыми из рода Баркенхой (из одноименного с. Баркум / Баркен / Баркам / Баркем и башенного комплекса Оьзиг на р. Озиг неподалеку от Алкуна) считают себя потомками шамхалов, которые, как и ханы Золотой Орды, являются Чингизидами. Эти роды не включаются некоторыми исследователями в число собственно ингушей и орстхойцев, чем еще раз подтверждается их вполне вероятное иноэтническое (кумыкско-брагунское) происхождение, как и иных вышеупомянутых (наряду с топонимикой) их названий [16, с. 42].

Причем название баркинхоевцев восходит к Баркум / Баркен / Баркам / Баркем, которое может быть непосредственно возведено к этнониму брагунцев, что позволяет предполагать их аналогичное происхождение. Тем более, что к булгаро-тюркскому названию Джулата как одного из их исторических центров брагунцев обнаруживает близость наименование народа гШ-у, жившего, по преданиям, до ингушей в ареально смежных ему с юга Мецхальском и Фаппинском обществах. Не случайно их обитатели, т.н. фаппинцы, чье наименование восходит к названию (Вабандар) одной из булгарских областей эпохи арабо-хазарских войн, не относятся к числу собственно ингушей и считаются покоренными ими [см.: 8, с. 127; 15, с. 42].

Кроме того, часть р. Терек (примерно от выхода на равнину и до впадения в нее Сунжи) на одной из западноевропейских карт середины XVII в. называлась Барагун, а в «Географии» середины XVIII в. Вахушти Багратиони - Бораган. О том, что область проживания брагунцев-барсилов простиралась гораздо западнее, говорят аналогичные названия, которые представлены на широком пространстве от Карачая и Балкарии, где известны Элбургъан - река и гора на водоразделе рек Малый Зеленчук и Кубань, село на правом берегу р. Малый Зеленчук, урочище и лес там же, Эл-Бургустан - урочище на левом берегу р. Подкумок в КЧР (к.-балк. эл «село»), и Кисловодска, где находятся станица Боргустанская (Боргустан) и Боргустанский хребет (область Баргустан (Рим-гора в Малокарачаевском районе КЧР), упоминавшаяся турецким путешественником XVII в. Эвлия Челеби), Бургун-Маджары - село Левокумского района Ставропольского края, основанное в 1743 г., что говорит об их проживании вышеупомянутом регионе, откуда они двинулись в Крым.

Как уже отмечалось выше, род Барын отождествляется с частью ку-мыков-брагунцев, ушедшей в Крым в связи с нашествием полководца

Хулагуидов Чопана в первой четверти XIV в. из области золотоордын-ского города Маджар (ныне г. Буденновск Ставропольского края, ранее -Святой Крест). Этот город находился в крайних западных пределах Северо-Восточного Кавказа - в области Борган-Маджар (см. выше до сих пор сохраняющееся название села Бургун-Маджары в Левокумском районе Ставропольского края). Он в кумыкской исторической традиции был известен еще в раннем средневековье, в эпоху хазар, как крепость Уллу (Большой) Маджар (будущий Татартуп - Верхний Джулат) наряду с крепостью Кичи (Малый) Маджар на территории Засулакской Кумыкии.

Это название может быть возведено к упоминаемым с середины VI в. названию племени, затем с VII в. страны и столицы хазар города Баланджар/Баранджар, первой столицы хазар, который располагался на одноименной реке и отождествляется некоторыми историками с Маджар, если допустить кыпчакскую позиционную назализацию анлаута т-<*Ь-[24, с. 40] и характерное для кумыкского языка выпадение инлаутного -л- в интервокальной позиции [37, с. 355], а также интервокального -р-«в окружении гласного и сонорного» [33, с. 256]. При этом во второй части -джар можно видеть булгаризм, имеющий в тюркских языках значение «овраг», «расщелина», «скала», «утес», «место», «земля». В первой, если принять во внимание упоминание в Поволжье Ибн-Фадланом (922 г.) реки Баран и народа баранджар (баранчар) «домочадцев одного дома» - переселенцев из хазарского города Баланджар (681 г.) [18, с. 45], - рассматриваемый этноним с выпавшим -у- в форме баран (*бараан), более ранний, нежели вышеупомянутое бораан (<Борауан), возникшее в результате лабиализации в соседстве с губными согласными, которая присуща многим тюркским языкам, включая кумыкский, его терские говоры [см.: 33, с. 67; 37, с. 71].

Имея в виду, что в Берсилию (см. выше) могло входить и Нижнее Поволжье, не исключено, что отсюда баланджарцы могли продвинуться и в будущую Волжскую Булгарию. Тем более, что схожее название носил один из кварталов столицы Тарковского шамхальства Тарки (в районе нынешнего г. Махачкала) - «Манчараул» [33, с. 393].

О том, что исторические маджары (т. е. бывшие брагунцы-барсилы-барыны) длительное время находились также в пределах горного Дагестана, может говорить и уход тухума (рода) Маджарилал из с. Хунзах в «страну маджаров», и один из связываемых с ними восточноаварских ойконимов из документа XV в. [см. 18, с. 86].

Кроме того, на севере равнинной части Дагестана представлены: населенный брагунскими выходцами квартал Борагьан-авул в засулакских кумыкских селениях Эндирей и Костек, брод и селение Борагьан-гечюв на р. Аксай. В предгорной - кумыкские с. Борагъан Буйнакского района, жители которого переселились после Кавказской войны в Турцию, урочище Бораган кол (Нижний Дженгутай), Бораган бет (часть

с. Большое Казанище), Бораган авлак (Бораганское поле в районе Махачкалы), холм Борагъан тёбе (Карабудахкентский район). В горной части -наименования хребта Бурагъан щу в районе аварского Чиркея, а также тухума и квартала Бурагъан в лакских селениях Вихли и Багикла [см.: 7, с. 14, 17; 11; 17, с. 66-67; 30; 40, с. 423-424; 48].

Еще раньше, в эпоху Золотой Орды, язык брагунцев, как и других кумыков, кипчакизируется. Известны также свидетельства о том, что брагунцы принимали активное участие в политической жизни Золотой Орды до и после переселения части из них в Крым. Ими, на наш взгляд, могли быть эмиры Золотой Орды Баринтокту, который был казнен ханом Токтой в декабре 1292/1293 г. за поддержку Тула-Буки в его противостоянии с Ногаем, и Барын, нашедший и убивший в 1419 г. старшего эмира Золотой Орды - знаменитого Едигея [35, с. 47, 86].

Вместе с тем следует принять во внимание, что убийство произошло в районе города Сарайчика, который располагался на реке Яик (Урал) в 50 км выше по течению от современного города Атырау (Гурьев). Причем к началу XV в. Крымский Юрт уже сильно обособился от Золотой Орды и после смерти Едигея Орда фактически утратила контроль над Крымом (Едигей, Крымское ханство), и вопрос участия крымских бары-нов в этой акции требует дополнительного рассмотрения.

Другое свидетельство того, часть барынов-брагунцев осталась на Северном Кавказе, - упоминание еще одного барына в договоре хана Бердибека с венецианцами в 1358 г. - Сарай би (Sara bej), который мог быть не только «старшим эмиром», но и карачи-беем (!), или другого ба-рына - Сарай-бека, бывшего аталыком у сына хана Токтамыша Джала-ладдина, служа другому его сыну - Кадыр-Берди. Один из них в качестве темника мог участвовать в летнем празднике 2 июня 1334 г., который, по данным Ибн Баттуты, проводился ханом Узбеком в нынешнем Пятиго-рье - местности «Бишдаг» (ныне Бештау). Вместе с ним в числе других упоминается «э.н.джли» найман Кутлуг-Буга, который являлся с 1351 по 1357 гг. улуг (старшим)-карачи-беком хана Джанибека [28, с. 18, с. 21, 22, 23, 25-26].

Причем в отношении последнего нами было установлено, что «наименование «э.н.джли» может быть возведено к кумыкскому ойкониму Ан(д)жи, известному до сих пор в районе Махачкалы, упоминаемому в эпоху арабско-хазарских войн VII-VIII вв. в качестве крепости и отложившемуся в названии кыпчакского племени Андж-оглы. Не исключено поэтому, что Кутлуг-Буга в указанное выше время находился как темник до смотра именно в этом городе, который мог быть опорным пунктом в борьбе Золотой Орды с Хулагуидами» [22, с. 27].

Память об историческом пребывании одной из частей брагунцев на Западном Кавказе отразилась и в кумыкском фольклоре. Ср. в зачине од-

ного из записанных сравнительно недавно, в 1988 г., в г. Хасавюрте ка-зак-йыров (героических песен):

Болгъурлар ессиз, Болгъур тав, Болгъур тав. Сенден бийик тав болмас. .. .Хан гюбе, сенден асил зат болмас! Болгъуртавну бийиклиги не болсун, -Сасыкъ гёзел деген эмгексиз Топурагъын алып тавгъа - тюзге атгъан сонг? Болгуров владения без, Болгур-гора, Болгур-гора. Тебя выше горы не будет. ... Ханская кольчуга, тебя драгоценнее (благороднее) вещи не будет. Болгур-горе высоте что станет, -Хорьком называемая [существо], беззаботно Почву ее взяв, но гору-равнину бросило после того как? При этом, как было установлено нами [14, с. 34], данная гора локализуется в Пятигорье, которое, как обычно считают, в ХУГ-ХУП вв. уже якобы не было местом постоянного жительства кабардинцев [см. 18, с. 277]. О достаточно давнем пребывании брагунцев на нынешней территории Чечни свидетельствуют генеалогические предания балкарских князей Суюнчевых об их происхождении от Барак-Хана из местности Бороган. Барак-Хан возглавлял улус из 1700 кибиток (юрт) и поначалу поселился близ Дербента, но был вытеснен «персианами» и потому отступил к Сунже [6, с. 37] (Суюнч-Су, отсюда и фамилия Суюнчевы). Подробнее о некоторых других аспектах исторического пребывания ку-мыков-брагунцев в нынешней Чечне см. и в иных, более доступных публикациях автора [12; 13].

По сведениям Н. Семёнова [36, с. 238], улус (ханство) Барак-Хана занимал территорию от местности Балта (в Северной Осетии) до Таш-Гечув, то есть до Аксая. Были известны бороганы и в долине Шура-Озени, где до окончания Кавказской войны находилось одноименное село, жители которого переселились в Турцию. Таким образом, еще в сравнительно недавнее время брагунцы были расселены на территории Северо-Восточного Кавказа и Дагестана.

Свои западные владения брагунцы утратили в результате начавшегося в конце XV - начале XVI вв. переселения на Центральный Кавказ из-за Кубани адыгских племен во главе с потомками некоего Инала [5, с. 33]. Не случайно турецкий путешественник Эвлия Челеби в 1666 г. упоминает в данной зоне опустевший Боргустан и его горы (см. выше: «Болгъурлар ессиз, Болгъур тав, Болгъур тав»). Однако именно сюда совершает свой рейд знаменитый военачальник и основоположник кумыкского Эндирейского княжества Султан-Мут (Султан-Махмут) за оставшейся здесь частью кумыков-брагунцев и поселяет их в его пределах в

1619 г. (см. выше наименование хребта Бурагъан щу в районе ныне аварского с. Чиркей).

Причем еще в русских источниках 1598 г. были известны расположенные в Кабарде владения первостепенного князя («козлара»), а затем и князя («мурзы») Таймаса Барагунского и его детей [см. 7, с. 13]. Один из их - Худайнат (Куденет) - упоминается как раз в 1618 г. [2, с. 196], накануне ухода его народа с Западного Кавказа на Северо-Восточный - область современного проживания нынешних кумыков-брагунцев. Имя последнего, надо полагать, обнаруживает далеко не случайную близость к другому более древнему Худайнаду (см. генетически иранское Худай «бог», которое встречается в средневековых кумыкских героических песнях-йырах). Его сын Бексултан был погребен за два столетия до этого в мавзолее Борга-Каш на территории нынешней Ингушетии.

Все это еще раз очерчивает не только древние, но и позднесредневе-ковые ареальные пределы проживания как предков, так и средневековых кумыков-брагунцев, о которых было сказано в предшествующем изложении. Продолжение изучения их истории в вышеупомянутых пределах Крыма и Северного Кавказа, а также вне их в более древний период с привлечением иных сведений по рассматриваемой проблематике составит цель дальнейшей работы автора.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Алиев К. М. Дорогой тысячелетий: кумыки и их этнородственные связи. Махачкала. 2004. 127 с.

2. Алиев К. М. Шаухалы Тарковские. Страницы кумыкской родословной. Махачкала, 2008. 204 с.

3. Алиев К. М. Влияние Золотой Орды на этнос и культуру Кавказа // Материалы Международной научной конференции «Политическая и социально-экономическая история Золотой Орды (ХIII-XV вв.)». Казань: Фэн, 2009. С. 392-400.

4. Артамонов М. И. История хазар. М.: Лань, 2001. 680 с.

5. Аталиков В. М. Северный Кавказ в XIII-XV вв. // Живая история. Нальчик, 1993. Вып. 3. 124 с.

6. Барасбиев М. И. Генеалогические предания о происхождении фамилий высшего сословия Балкарии и Карачая // Генеалогии народов Кавказа: традиции и современность. Владикавказ, 2009. С. 35-42.

7. Виноградов В., Магомадова Т. Брагунцы. Кто они и откуда // Вести Кумыкского научно-культурного общества. Махачкала, 2000. Вып. 1. С. 13-16.

8. Волкова Н. Г. Этнонимы и племенные названия Северного Кавказа. М.: Наука, 1973. 211 с.

9. Гаджиева С. Ш. Кумыки. М.: Изд-во АН СССР, 1961. 387 с.

10. Гранде Б. М. Введение в сравнительное изучение семитских языков. М.: Наука, 1972. 441 с.

11. Гусейнов Г.-Р. А.-К. Кумыки-брагунцы: история и современность // Возрождение. Махачкала,1999. Вып. 5. С. 29-30.

12. Гусейнов Г.-Р. А.-К. Брагунцы и барсилы // Вести Кумыкского научно-культурного общества. Махачкала, 2000. Вып. 1. С. 14-17.

13. Гусейнов Г.-Р.А.-К. Брагунцы и барсилы // Вести Кумыкского научно-культурного общества. Махачкала, 2000. Вып. 2-3. С. 28-32.

14. Гусейнов Г.-Р. А.-К. Болгъур-тав кумыкских героических песен: вопросы локализации, интерпретации и локализации // Вопросы тюркологии. Махачкала: 2006. Вып. 1. С. 32-36.

15. Гусейнов Г.-Р. А.-К. К локализации Чунгарса и Вабандара, или еще раз о северо-западных и некоторых иных пределах «страны гуннов» (Ионов) // Дагестанский этнографический сборник. Махачкала, 2006. С. 51-62.

16. Гусейнов Г.-Р. А.-К. Предки кумыков в Чечне и Ингушетии // Вести Кумыкского научно-культурного общества. Махачкала, 20062007. Вып. 12-14. С. 40-45.

17. Гусейнов Г.-Р. А.-К. Древние булгары на Балканах и Кавказе: область исходного расселения и происхождение этнонима. К протолингво-этногенезу зихов, балкар (малкар) и кумыков // Вопросы тюркологии. Махачкала, 2009. Вып. 4. С. 60-71.

18. Гусейнов Г.-Р. А.-К. История древних и средневековых взаимоотношений языков Северо-Восточного Кавказа и Дагестана с русским языком. Махачкала, 2010. 218 с.

19. Гусейнов Г.-Р. А.-К. Из истории позднесредневековых взаимоотношений крымских татар с кумыками: род Барын и его происхождение // Ученые записки Таврического национального университета имени В. И. Вернадского. Серия «Филология. Социальные коммуникации». Симферополь, 2013. Т. 26 (65). № 1. Ч. 1. С. 24-28.

20. Гусейнов Г.-Р. А.-К. Об области первоначального расселения протоболгар и происхождении их названия по историко-лингвистическим данным // Ра1аеоЪи^ап81:1са. Старобългаристика. София, 2013. Т. XXXVII. Вып 3. С. 60-74.

21. Гусейнов Г.-Р. А.-К. Об этноязыковой принадлежности восточно-кавказских гуннов (хонов) // Материалы Международной научной конференции «Дагестан в кавказском историко-культурном пространстве». Махачкала, 2014. С. 100-101.

22. Гусейнов Г.-Р. А.-К. К этно- и политогенезу крымских татар и кумыков в историческом контексте их древних и средневековых взаимоотношений // Крымское историческое обозрение. Казань, 2014, № 2. С. 23-38.

23. ДжафаровЮсиф. Гунны и Азербайджан. Баку, 1993. 107 с.

24. Дыбо А. В. Лингвистические контакты ранних тюрков. М.: Восточная литература, 2007. 223 с.

25. Еремеев Д. Е. К семантике тюркской этнонимии // Этнонимы. М.: Наука, 1970. С. 133-142.

26. Зайцев И. В. Крымская историографическая традиция XV-XIX: Пути развития. Рукописи, тексты и источники. М.: Восточная литература, 2009. 304 с.

27. История народов Северного Кавказа с древнейших времен до конца XVIII в. М.: Наука, 1988. 544 с.

28. Исхаков Д. М. К вопросу об этносоциальной структуре татарских ханств (на примере Казанского и Касимовского ханств XV -сер. XVI вв.) // Панорама-Форум. М.-Казань, 1995. Вып. 3. С. 1-10.

29. Лашков Ф. Ф. Архивные данные о бейликах в Крымском ханстве // Труды VI Археологического съезда в Одессе. Одесса, 1889. Т. 4. 15 с.

30. Мамаев А. О Брагунах и брагунцах // Ёлдаш. 08.08.2014.

31. Новосельцев И. П. Хазарское государство и его роль в истории Восточной Европы и Кавказа. М.: Наука, 1990. 266 с.

32. Ольмесов Н. Х. Брагунский говор и его место в системе диалектов кумыкского языка. Махачкала, 1994. 142 с.

33. Ольмесов Н. Х. Сравнительно-историческое исследование диалектной системы кумыкского языка. Махачкала, 1997. 327 с.

34. Пигулевская Н. В. Сирийские источники по истории народов СССР // Труды Института востоковедения. М., Л., Т. XLI. 1941. 172 с.

35. Селезнев Ю. В. Элита Золотой Орды. Казань: Фэн, 2009. 232 с.

36. Семёнов Н. Туземцы Северо-Восточного Кавказа. СПб., 1895. 488 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

37. Сравнительно-историческая грамматика тюркских языков: Фонетика. М.: Наука, 1984. 484 с.

38. Сравнительно-историческая грамматика тюркских языков: Региональные реконструкции. М.: Наука, 2002. 767 с.

39. Сравнительно-историческая грамматика тюркских языков: Пра-тюркский язык-основа. Картина мира пратюркского этноса по данным языка. М.: Наука, 2006. 908 с.

40. Хапаев С. А. Географические названия Карачая и Балкарии. М.: Эльбрусоид, 2013. 575 с.

41. Щербак А. М. Очерки по сравнительной морфологии тюркских языков. Имя. Л.: Наука, 1977. 191 с.

42. Языки народов СССР. Тюркские языки. М.: Наука, 1966. 531 с.

43. «Libellus de Notitia Orbis» Ioannes' III (De Galonifontibus?), OP Erzbischofs 16. von Sulthanyeh, von dr. Anton Kern // Archivum Fratrum Praedicatorum. Vol. VIII. Roma, 1938. P. 82-123.

44. Барын татарский [Электронный ресурс]. Режим доступа: https: // ru. wikipedia. org / wiki /Джанкойский_район

45. Бейлики, княжества, Крымского ханства и знаки тамга уланских родов // https:// zverozub.com/gallery/piwigo/...

46. Бораган [Электронный ресурс]. Режим доступа^йр: // www. travellers. ru / city - boragan - (simferopolskijj-rajjon).

47. Бораган [Электронный ресурс]. Режим доступа: http: // dic. academic. ru / dic.nsf/ruwiki/1754025.

48. Бургун-Маджары [Электронный ресурс]. Режим доступа: https: // ru. wikipedia. org/wiki/ Бургун-Маджары.

49. Вишенное [Электронный ресурс]. Режим доступа: https: // ru. wikipedia. о^ / wiki / Вишенное.

50. Крымское ханство [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://chrontime.com/sobytiya-krymskoe-hanstvo/95450.

51. Охотничье (Белогорский район) [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1590396.

52. Раздольненский район [Электронный ресурс]. Режим доступа: http: // dic. academic. ru/dic. nsf/ruwiki/88139

Сведения об авторе: Гусейнов Гарун-Рашид Абдул-Кадырович, доктор филологических наук, профессор кафедры русского языка Дагестанского государственного университета (367000, ул. Гаджиева, д. 34, Махачкала, Республика Дагестан, Российская Федерация); garun48@mail.ru.

From ancient and medieval North Caucasian prehistory and

history of the Crimean Baryns: through Barsils and Khazars

to the Bragunian Kumyks

Garun-Rashid Guseinov

(Daghestan State University)

Abstract. The ancestors of the Crimean Baryns moved to that peninsula from the Golden Horde towns of the Lower and Upper Dzhulat, located in the Central part of the North Caucasus. This happened soon after their destruction in 1324 by Chupan -war-lord of Khulaguids. Their relatives, who heretofore known in the plains of Central and North-Eastern Caucasus, are the holders of the Terek dialect of Kumyk language. They currently reside in the village of Kizlyar, Mozdok district of North Ossetia-Alania, and in the village of Braguny of the Chechen Republic. The latter moved here from the Central part of Northern Caucasus at the end of the XVI beginning the XVII century, before Chechens appeared in this region, and traditionally referred as the

Kumyk- Braguns. They are the historical successors of the Bulgar Barsils, who, as the precursors of the Khazars, are known in historical sources from the second half of the VI century, they inhabited a large area of the Eastern Caucasus, part of Central fore-Caucasus and the lower Volga. From the latter region bragunians could move ahead to the future Volga Bulgaria, where they were known as Balangiars, from the similar name of the first capital of the Khazar Khanate. In the Golden Horde era Bragunian-Barsils took an active part in its political life and continued to inhabit their traditional (see above) historical range in Eastern and Central Ciscaucasia. They also included some areal adjacent mountain regions.

Keywords: ancient and medieval prehistory and history, Crimean Baryns, North Caucasian Barsils, Khazars Bragunian Kumyks

REFERENCES

1. Aliev K. M. Dorogoj tysjacheletij: kumyki i ih jetnorodstvennye svjazi [Aliyev K. M. Road of the millennia: Kumyks and their ethnofamily relations]. Mahachkala. 2004. 127 p.

2. Aliev K. M. Shauhaly Tarkovskie. Stranicy kumykskoj rodoslovnoj [Aliyev K. M. Shaukhaly Tarkovsky. Pages of the Kumyk family tree]. Mahachkala, 2008. 204 p.

3. Aliev K. M. Vlijanie Zolotoj Ordy na jetnos i kul'turu Kavkaza [Aliyev K. M. Influence of the Golden Horde on ethnos and culture of the Caucasus]. Materialy Mezhdunarodnoj nauchnoj konferencii «Politicheskaja i social'no-jekonomicheskaja istorija Zolotoj Ordy (XIII-XV vv.)» [Materials of the International scientific conference "Political and Social and Economic History of the Golden Horde (HIII-HV of Centuries)"]. Kazan: Fen Publ., 2009, pp. 392400.

4. Artamonov M. I. Istorija hazar [Artamonov M. I. History of Khazars]. Moscow, Lan' Publ., 2001. 680 p.

5. V. M. Severnyj Kavkaz v XIII-XV vv. [Atalikov V.M. The North Caucasus in the XIII-XV centuries]. Zhivaja istorija [Live history]. Nalchik, 1993. Issue 3. 124 p.

6.Barasbiev M.I. Genealogicheskie predanija o proishozhdenii familij vysshego soslovija Balkarii i Karachaja [Genealogical legends about surnames of the highest estate of Balkaria and Karachay's genesis]. Genealogii narodov Kavkaza: tradicii i sovremennost' [Genealogy of the people of the Caucasus: traditions and present]. Vladikavkaz, 2009, pp. 35-42.

7. Vinogradov V., Magomadova T. Braguncy. Kto oni i otkuda [Bragunians. Who are they and where are they from]. Vesti Kumykskogo nauchno-kul'turnogo obshhestva [Messages of Kumyk scientific and cultural society]. Makhachkala, 2000, issue 1, pp. 13-16.

8. Volkova N. G. Jetnonimy i plemennye nazvanija Severnogo Kavkaza [Volkova N. G. Ethnonyms and tribal names of the North Caucasus]. Moscow, Nauka Publ., 1973. 211 p.

9. Gadzhieva S. Sh. Kumyki [Gadzhiyeva S. Sh. Kumyks]. Moscow, USSR Academy of Sciences Publ., 1961. 387 p.

10. Grande B. M. Vvedenie v sravnitel'noe izuchenie semitskih jazykov [Grande B. M. Introduction to the comparative studying of Semitic languages]. Moscow, Nauka Publ., 1972. 441 p.

11. Gusejnov G.-R. A.-K. Kumyki-braguncy: istorija i sovremennost' [Guseynov G.-R. A.-K. Kumyks-bragunians: history and present]. Vozrozhdenie [Restoration]. Makhachkala, 1999. Issue 5, pp. 29-30.

12. Gusejnov G.-R. A.-K. Braguncy i barsily [Bragunians and Barsils]. Vesti Kumykskogo nauchno-kul'turnogo obshhestva [Messages of Kumyk scientific and cultural society]. Makhachkala, 2000, issue 1, pp. 14-17.

13. Gusejnov G.-R. A.-K. Braguncy i barsily [Bragunians and Barsils]. Vesti Kumykskogo nauchno-kul'turnogo obshhestva [Messages of Kumyk scientific and cultural society]. Makhachkala, 2000, issue 2-3, pp. 28-32.

14. Gusejnov G.-R. A.-K. Bolgur-tav kumykskih geroicheskih pesen: voprosy lokalizacii, interpretacii i lokalizacii [Bolgjur-tav of Kumyk heroic songs: questions of localization, interpretation and localization]. Voprosy tjurkologii [Turkology questions]. Makhachkala, 2006, issue 1, pp. 32-36.

15. Gusejnov G.-R. A.-K. K lokalizacii Chungarsa i Vabandara, ili eshhe raz o severo-zapadnyh i nekotoryh inyh predelah «strany gunnov» (honov) [To Chungars and Vabandar's localization, or once again about northwest and some other borders of "the country of Huns" (khons)]. Dagestanskij jetnograficheskij sbornik [Daghestan ethnographic collection]. Makhachkala, 2006, pp. 51-62.

16. Gusejnov G.-R. A.-K. Predki kumykov v Chechne i Ingushetii [Ancestors of Kumyks in Chechnya and Ingushetia]. Vesti Kumykskogo nauchno-kul'turnogo obshhestva [Messages of Kumyk scientific and cultural society]. Makhachkala, 2006-2007, issue 12-14, pp. 40-45.

17. Gusejnov G.-R. A.-K. Drevnie bulgary na Balkanah i Kavkaze: oblast' ishodnogo rasselenija i proishozhdenie jetnonima. K protolingvojetnogenezu zihov, balkar (malkar) i kumykov [Ancient Bulgars in the Balkans and the Caucasus: field of initial resettlement and origin of an ethnonym. To a protolingvoetnogenez of zikhs, balkars (malkars) and Kumyks]. Voprosy tjurkologii [Turkology questions]. Makhachkala, 2009, issue 4, pp. 60-71.

18. Gusejnov G.-R. A.-K. Istoriya drevnikh i srednevekovykh vzaimootnosheniy russkogo yazyka s yazykami Severo-Vostochnogo Kavkaza i Dagestana [History of the ancient and medieval mutual relations of Russian language with languages of the Northeast Caucasus and Daghestan]. Makhachkala, 2010. 214 p.

19. Guseynov G.-R. A.-K. Iz istorii pozdnesrednevekovyh vzaimootnoshenij krymskih tatar s kumykami: rod Baryn i ego proishozhdenie [From story of late medieval relati onship of the Crimean Tatars with Kumyks: Baryns generation and its genesis]. Uchenye zapiski Tavricheskogo nacional'nogo universiteta imeni V. I. Vernadskogo. Serija «Filologija. Social'nye kommunikacii» - Scientific notes of the Taurian national university of V.I. Vernadsky. Series "Philology. Social communications". Simferopol, 2013.

T. 26 (65), no. 1, p. 1, pp. 24-28.

20. Guseynov G.-R. A.-K. Ob oblasti pervonachal'nogo rasselenija protobolgar i proishozhdenii ih nazvanija po istoriko-lingvisticheskim dannym [About the field of initial resettlement of protobulgarians and origin of their name according to historical and linguistic data]. Palaeobulgaristica. Ctarobulgaristika - Palaeobulgaristica. Oldbulgaristic. Sofia, 2013. T. XXXVII, issue 3, pp. 60-74.

21. Guseynov G.-R. A.-K. Ob jetnojazykovoj prinadlezhnosti vostochnokavkazskih gunnov (honov) [About ethnolanguage accessory of the East Caucasian Huns (khons)]. Materialy Mezhdunarodnoj nauchnoj konferencii «Dagestan v kavkazskom istoriko-kul'turnom prostranstve» [Materials of the International scientific conference «Dagestan in the Caucasian Historical and Cultural Space»]. Makhachkala, 2013, рр. 100-101.

22. Guseynov G.-R. A.-K. K etno- i politogenezu krymskikh tatar i kumykov v istoricheskom kontekste ikh drevnikh I srednevekovykh vzaimootnosheniy [To the ethno- and polygenesis of the Crimean Tatars and Kumyks in the historical context of their ancient and medieval relationships]. Krymskoe istoricheskoe obozrenie - Crimean historical review, 2014, no. 2, pp. 23-38.

23. Dzhafarov Jusif. Gunny i Azerbajdzhan [Huns and Azerbaijan]. Baku, 1993. 107 p.

24. Dybo A. A. Lingvisticheskie kontakty drevnikh tyurkov [Linguistic contacts of the ancient Turkic peoples]. Moscow, Vostochnaya Literatura Publ., 2007. 223 p.

25. Eremeev D. E. K semantike tjurkskoj jetnonimii [To semantics of a Turkic etnonimiya]. Ethnonyms. Moscow, Nauka Publ., 1970, pp.133-142.

26. Zajcev I. V. Krymskaja istoriograficheskaja tradicija XV-XIX vv.: Puti razvitija. Rukopisi, teksty i istochniki [The Crimean historiographic tradition of the XV-XIX centuries: Ways of development. Manuscripts, texts and sources]. Moscow, Vostochnaya Literatura Publ., 2009. 304 p.

27. Istorija narodov Severnogo Kavkaza s drevnejshih vremen do konca XVIII v. [History of the people of the North Caucasus since the most ancient times until the end of the XIX century]. Moscow, Nauka Publ., 1988, 544 p.

28. Iskhakov D. M. K voprosu ob jetnosocial'noj strukture tatarskih hanstv (na primere Kazanskogo i Kasimovskogo hanstv XV - сер. XVI vv.) [To

a question of ethnosocial structure of the Tatar Khanates (on the example of the Kazan and Kasim Khanates of the XV - middle XVI centuries)]. Panorama-Forum. Moscow-Kazan, 1995, issue 3, pp. 1-10.

29. Lashkov F. F. Arhivnye dannye o bejlikah v Krymskom hanstve [Contemporary records about the beyliks in the Crimean Khanate]. Trudy VI Arheologicheskogo sjezda v Odesse [Works of the VI Archaeological congress in Odessa]. Odessa, 1889, vol. 4. 15 p.

30. Mamaev A. O Bragunah i braguncah [About Braguns and bragunianes]. Joldash [Companion], 08.08.2014.

31. Novosel'cev I. P. Hazarskoe gosudarstvo i ego rol' v istorii Vostochnoj Evropy i Kavkaza [The Hazaria State and its role in the history of Eastern Europe and the Caucasus]. Moscow, Nauka Publ., 1990. 266 c.

32. Ol'mesov N. H. Bragunskij govor i ego mesto v sisteme dialektov kumykskogo jazyka [Bragun dialect and its place in the system of dialects of the Kumyk language]. Makhachkala, 1994. 142 p.

33. Ol'mesov N. H. Sravnitel'no-istoricheskoe issledovanie dialektnoj sistemy kumykskogo jazyka [Comparative-historical research of the Kumyk language's dialect system]. Makhachkala, 1997. 327 p.

34. Pigulevskaja N. V. Sirijskie istochniki po istorii narodov SSSR [The Syrian sources on history of the peoples of the USSR]. Works of oriental studies Institute. Moscow - Leningrad, vol. XLI. 1941. 172 p.

35. Seleznev Ju. V. Jelita Zolotoj Ordy [Elite of the Golden Horde]. Kazan, Fan Publ., 2009. 232 p.

36. Semjonov N. Tuzemcy Severo-Vostochnogo Kavkaza [Natives of the Northeast Caucasus]. SPb., 1895. 488 p.

37. Sravnitel'no-istoricheskaya grammatika tyurkskikh yazykov [Comparative and Historical grammar of the Turkic languages]. Moscow, Nauka Publ., 1984, 484 p.

38. Sravnitel'no-istoricheskaya grammatika tyurkskikh yazykov [Comparative and Historical grammar of the Turkic languages]. Moscow, Nauka Publ., 2002, 767 p.

39. Sravnitel'no-istoricheskaya grammatika tyurkskikh yazykov [Comparative-Historical grammar of the Turkic languages]. Moscow, Nauka Publ., 2006. 908 p.

40. Khapaev S.A. Geograficheskie nazvaniya Karachaya i Balkarii [Place names of Karachai and Balkaria]. Moscow, Elbrusoid Publ. 2013, 573 p.

41. Shcherbak A. M. Ocherki po sravnitel'noy morfologii tyurkskikh yazykov (Imya) [Essays on the comparative morphology of the Turkic languages. Name]. Leningrad, Nauka Publ., 1977, 191 p.

42. «Libellus de Notitia Orbis» Ioannes' III (De Galonifontibus?), OP Erzbischofs 16. von Sulthanyeh, von dr. Anton Kern // Archivum Fratrum Praedicatorum. Vol. VIII. Roma, 1938. P. 82-123.

43. Jazyki narodov SSSR. Tjurkskie jazyki [Languages of the peoples of the USSR. Turkic languages]. Moscow, Nauka Publ., 1966. 531 p.

44. Baryn tatarskij [Tatar's Baryn]. Available at: https://ru. wikipedia. org / wiki / Dzhankojskij_rajon [Dzhankoy_region].

45. Bejliki, knjazhestva Krymskogo hanstva i znaki -tamgi ulanskih rodov,.. [Beyliks, principalities of the Crimean Khanate and tamgas-signs of ulan families]. Available at: https://zverozub.com/gallery/piwigo/...

46. Boragan [Boragan]. Available at: http: // www. travellers. ru / city -boragan - simferopolskijj-rajjon [Simferopol region].

48. Burgun-Madzhary [Burgun-Madzhars] Available at: https: // ru. wikipedia. org/wiki/ Burgun-Madzhary[Burgun-Madzhara].

49. Vishennoe [Vishennoye].Available at: https: // ru. wikipedia. org / wiki / Vishennoe [Vishennoye].

50. Krymskoe hanstvo [Crimean Khanate]. Available at: https://chrontime.com/sobytiya-krymskoe-hanstvo/95450

51. Ohotnich'e [Hunting]. Available at: http://dic.academic.ru/ dic.nsf/ruwiki/1590396.

52. Razdol'nenskij rajon [Razdol'nenskij region]. Available at: http: // dic. academic. ru/dic. nsf/ruwiki/88139.

About the author: Garun-Rashid Abdul-Kadyrovich Guseinov - Dr. Sci. (Philology), Professor of the Russian language department, Daghestan State University (34, Gajieva St., Makhachkala 367000, Republic of Daghestan, Russian Federation); garun48@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.