Научная статья на тему 'К этно- и политогенезу крымских татар и кумыков в историческом контексте их древних и средневековых взаимоотношений'

К этно- и политогенезу крымских татар и кумыков в историческом контексте их древних и средневековых взаимоотношений Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
487
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭТНОИ ПОЛИТОГЕНЕЗ / КРЫМСКИЕ ТАТАРЫ / THE CRIMEAN TATARS AND KUMYKS / КУМЫКИ / ИСТОРИЧЕСКИЙ КОНТЕКСТ / HISTORICAL CONTEXT / ДРЕВНИЕ И СРЕДНЕВЕКОВЫЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЯ / ANCIENT AND MEDIEVAL RELATIONSHIP / ETHNICAND POLYGENESIS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Гусейнов Гарун-Рашид Абдул-Кадырович

В статье анализируются некоторые аспекты этнои политогенеза крымских татар и кумыков в историческом контексте их древних и средневековых взаимоотношений. Хронологические рамки статьи с догуннского (булгарского) времени до XVI-XVII вв. В результате интерпретации известных исторических и иных источников с опорой на новейшие данные было установлено, что вышеупомянутое булгарское население сохранялось в Крыму и на Северо-Восточном Кавказе вплоть до золотоордынской эпохи. Речь идет о ныне кыпчакскоязычных (куманская группа) жителях Крыма в лице носителей среднего диалекта, который лег в дальнейшем в основу крымско-татарского литературного языка. Оно окончательно сформировалось в золотоордынскую эпоху, что было обусловлено переселением сюда после 1324г. из крайнего западного региона Северо-Восточного Кавказа кумыков-брагунцев. Cреди будущих крымских татар стал известен род бораган/баргын, представители которого вошли под названием Барын в число первых четырех родов местных карачи-беков. При этом Борганский старший князь обычно занимал должность орбеги, охранял границы и наблюдал за ногайскими ордами вне Крыма. Он командовал в походах меньшим корпусом, мог занимать должность каймакама (наместник хана), когда тот был в отсутствии. Из борганов избирались и муфтии Крыма. Провозглашение независимого Кумыкского государства происходит практически одновременно с захватом Перекопа в Крыму Хаджи-Гиреем I в 1443 году. В XVI-XVII вв. взаимосвязи между Крымом и Кумыкским государством носили достаточно интенсивный характер вплоть до заключения военных союзов и вступления в дружественные коалиции. В обеих странах до их окончательного включения в состав России (в конце XVIII и второй половине XIX вв.) правили представители династии Тука-Тимуридов потомки сына Чингиз-хана Джучи

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

To the ethnoand polygenesis of the Crimean Tatars and Kumyks in the historical context of their ancient and medieval relationships

Some aspects of ethnoand polygenesis of the Crimean Tatar and Kumyks in the historical context of their relationships in the ancient times and in the medieval ages are revised in the article. Chronological framework of the article begins with from the Huns (Bulgar) times and up to the XVI-XVII centuries. As a result of interpretation of a well known historical and some other sources, and with usage of the latest data, it was established that the above mentioned Bulgar population remained in the Crimea and on the North-Eastern Caucasus till the Golden Horde period. The point of discussion is Kypchak lingual (Kuman group) inhabitants of the Crimea, those who were speaking the average dialect and who later on became the basis for the Crimean literary language. It was finally formed out in the Golden Horde period due to the migration there of Kumyk-Braguns from the far off western regions of North-East Caucasus in 1324. Among the future to be Crimea Tatars, the clan of Boragan/Bargin became well known, the representatives of it has become famous among the first four clans of local Karachi-becks under the name of Baryn. The elder Borgan knight was usually appointed as orbegi, he stood on of borders and watched Nogay hordes who were outside of the Crimea. On marches he he commanded the smaller corps, he could be appointed Kaymakam (Governor Khan) when the Khan was out. The mufti of the Crimea was also chosen from among the Borgans. The proclamation of independent Kumyk state took place almost at the same time as the conquer of Perekop in the Crimea by Haci Giray I in 1443. In the XVI-XVII centuries the relations between the Crimea and Kumyk state were very intensive, up to conclusion of military alliances and having friendship coalitions.In both countries, until they were finally included into the structure of Russia(the of XVIII and the second part of the XIX centuries),the rulers of the countries were representatives of the Tuck-Tymurids dynasty, the descendents of Genghis Khan`s son Jochi

Текст научной работы на тему «К этно- и политогенезу крымских татар и кумыков в историческом контексте их древних и средневековых взаимоотношений»

УДК 94[5]: 811.512.144

К этно- и политогенезу крымских татар и кумыков в историческом контексте их древних и средневековых взаимоотношений

Гарун-Рашид Гусейнов

(Дагестанский государственный университет)

Аннотация: В статье анализируются некоторые аспекты этно- и по-литогенеза крымских татар и кумыков в историческом контексте их древних и средневековых взаимоотношений. Хронологические рамки статьи -с догуннского (булгарского) времени до ХУ1-ХУ11 вв. В результате интерпретации известных исторических и иных источников с опорой на новейшие данные было установлено, что вышеупомянутое булгарское население сохранялось в Крыму и на Северо-Восточном Кавказе вплоть до золотоордынской эпохи. Речь идет о ныне кыпчакскоязычных (куман-ская группа) жителях Крыма в лице носителей среднего диалекта, который лег в дальнейшем в основу крымско-татарского литературного языка. Оно окончательно сформировалось в золотоордынскую эпоху, что было обусловлено переселением сюда после 1324г. из крайнего западного региона Северо-Восточного Кавказа кумыков-брагунцев.

Среди будущих крымских татар стал известен род бораган/баргын, представители которого вошли под названием Барын в число первых четырех родов местных карачи-беков. При этом Борганский старший князь обычно занимал должность орбеги, охранял границы и наблюдал за ногайскими ордами вне Крыма. Он командовал в походах меньшим корпусом, мог занимать должность каймакама (наместник хана), когда тот был в отсутствии. Из борганов избирались и муфтии Крыма. Провозглашение независимого Кумыкского государства происходит практически одновременно с захватом Перекопа в Крыму Хаджи-Гиреем I в 1443 году. В ХУ1-ХУ11 вв. взаимосвязи между Крымом и Кумыкским государством носили достаточно интенсивный характер вплоть до заключения военных союзов и вступления в дружественные коалиции. В обеих странах до их окончательного включения в состав России (в конце XVIII и второй половине XIX вв.) правили представители династии Тука-Тимуридов - потомки сына Чингиз-хана Джучи.

Ключевые слова: этно- и политогенез, крымские татары, кумыки, исторический контекст, древние и средневековые взаимоотношения.

Азавланы алды - гёк ювшан, Шо ерлерде ат семиртип, минейик, Ичкилирде макътангъан уланлар, Муна энни гюню гелди - гёрейик! (Из кумыкских героических песен-йыров)

Относительно присутствия в дозолотордынскую эпоху поло-вецко-кыпчакского населения в Крыму известны различные точки зрения. Начало его проникновение в Крым обычно относят ко второй половине XI века [27]. С.А. Плетнева [30, с. 149-150], говоря об оформившейся примерно в 60-70-х годах XII в. лукомор-ской группировке половцев, располагавшейся «по излучинам Азовского и Черного морей и низовьям Днепра...», считает вполне возможным, что в нее входили и крымские кочевья. С.Г. Кляшторный в числе пяти основных групп кыпчакских и близких им половецких (команских) племён, окончательно формирующихся в середине XI - начале XII вв., также выделяет днепровскую группу, включая крымскую подгруппу [25, с. 127].

Однако, с другой стороны, Ю.В. Зеленский полагает, что «вопреки мнению С.А. Плетневой, не существовало крымского и предкавказского объединений половцев» [19, с. 60]. Еще одним исследователем было обращено внимание и на то, что присутствие кыпчаков в степях Урало-Поволжья в домонгольский период было «настолько незначительным, что говорить об их влиянии на формирование этнической карты региона не приходится» [20, с. 94]. Не случайно, видимо, Вильгельм де Рубрук лишь в 1253 г. указывал на живших в донских степях «коман, именуемых кап-чат», в то время, как в иных ареально смежных пределах, включая Крым (см. ниже) и Северо-Восточный Кавказ, еще до золото-ордынской эпохи достаточно долго сохранялось булгарское население, именовавшееся команским [12, с. 12, 53, 61].

Полагают также, что в результате татаро-монгольского нашествия прежнее кыпчакско-половецкое население Крыма и Северного Причерноморья было уничтожено [16, с.88-89]. В качестве

обоснования автор этой точки зрения ссылался на византийского историка конца XIII в. (после того, как Менгу-Тимур передал Крым и Кафу Уран-Тимуру - сыну Тука-Тимура [1, с. 152], сына Джучи) Георгия Пахимера, который упоминает в Крыму лишь алан, зикхов, готов и русов, которые «учатся их [= татар] обычаям и, вместе с обычаями, усваивают язык [татар]...» [17, с. 92].

Однако при этом под аланами и зикхами [14, с. 60, 61] следует понимать соответственно известные также на (Северном) Кавказе тюркско- и булгароязычный этносы, под которыми до сих пор необоснованно подразумевают носителей иранских и адыгских языков. Причем булгарское - зикхи - население было известно в Крыму еще в догуннскую (см. ниже) эпоху: одно из подразделений прибрежных булгар-зикхов, упоминаемых в 354 г. н.э., помещается грекоязычными авторами II-V вв. вдоль Понта [см.: 9, с. 60-63; 28, с. 97-113], надо полагать, Эвксинского, т.е.Черного моря.

В указанной связи пребывание тюрок, точнее, булгар в Крыму отмечается, таким образом, еще в догуннское время вопреки расхожему мнению, связывающему его с гуннами Баламбера, вторгшихся в его пределы в 370 году с Таманского полуострова [22]. Тем более, что, как было установлено другими исследователями, «до начала 80-х годов гунны [Баламбера], видимо, не проникали на Тамань и не вышли на побережье Керченского пролива». После этого они обрушились на родственные им местные тюркские племена [8, с. 13, 14]. Затем Иордан в середине VI в. указывал на то, что часть из них - булгары-алтзиагиры - кочевали у Херсонеса Крымского: то в степях летом, то у понтийских берегов зимой, хотя обычно появление здесь булгар относят к VII веку [14, с. 62; 22].

В дальнейшем в период Золотой Орды в Крым переселилась из крайнего западного региона Северо-Восточного Кавказа, входившего в состав Золотой Орды, часть одного из современных субэтнических подразделений кумыков - баргыны-бораганцы (брагунцы), носители нынешнего северного (терского) диалекта. Они переместились сюда после разрушения в Центральном Предкавказье хулагуидским полководцем Чупаном, вторгшимся из-за Дарьяла в 1324 г., их городов Нижний Джулат и Верхний Джулат. Они находились в ареальной смежности со знаменитым

Маджаром (здесь в районе Буденновска Ставропольского края РФ до сих пор известен населенный пункт Маджары-Бургун). Именно эти переселенцы влились в число будущих крымских татар, среди которых стал затем известен род бораган /баргын, вошедший под названием Барын в число первых четырех родов карачи-беков (беев) [11,с. 24, 25].

Причем и после ухода части брагунцев в Крым Абу-ль-Фида (ок. 1331 г.) упоминает «замечательный тюркский город Маджа-ры в татарской земле (стране), называемой Борга, который находится почти в середине между Железными воротами [Дербентом] и Азаком [Азовом]» [см. 26, с. 89]. Позже Низамиддин Шами, описывая в «Зафар-наме» (1404 г.) походы Тимура, также называет на Северном Кавказе «лесистую Бораганскую землю [сторону]» [34, с. 15]. К числу же выдающихся брагунцев-барынов более ранней эпохи относятся эмиры Золотой Орды Баринтокту, который был казнен ханом Токтой в декабре 1292/1293 г. за поддержку Тула-Буки в его противостоянии с Ногаем, и Барын, нашедший и убивший в 1419 г. старшего эмира Золотой Орды -знаменитого Идигея [см. 31, с. 47, 86].

При этом Борганский старший князь обычно занимал должность орбеги (оьрбия), охранял границы и наблюдал за ногайскими ордами вне Крыма. Он командовал в походах меньшим корпусом, мог занимать должность каймакама (наместник хана), когда тот был в отсутствии. Из борганов избирались и муфтии Крыма. Другая группа брагунцев, прибывшая в начале ХVв. с сыном Тохтамыша Джелал-эд-Дином в Великое княжестве Литовское, после Грюнвальдской битвы 1410 г. осела в Литве и Белорусии, а ее глава - князь Тимур Туган-бек - и его потомки стали носить фамилию Туган-Мирза-Барановские [3, с. 92-96].

О том, что другая часть барынов-брагунцев осталась на Северном Кавказе, свидетельствует и упоминание еще одного ба-рына в договоре хана Бердибека с вененцианцами в 1358 г. - Сарай би (Sara bej), который мог быть не только «старшим эмиром», но и карача-беем (!), или другого барына - Сарай-бека, бывшего аталыком у сына хана Токтамыша Джалаладдина, служа другому его сыну - Кадыр-Берди. Первый из них в качестве темника мог участвовать в летнем празднике 2 июня 1334г., который, по данным Ибн Баттуты, проводился ханом Узбеком в нынешнем Пяти-

горье - местности «Бишдаг». При этом обращает на себя внимание наименование «э.н.дж.ли» одного из участников этого праздника - наймана Кутлуг-Буги, который являлся с 1351 по 1357 гг. улуг-карачи-беком хана Джанибека [24, с. 21-23, 25-26].

Наименование «э.н.дж.ли» может быть возведено к кумыкскому ойкониму Ан(д)жи, известному до сих пор в районе Махачкалы, упоминаемому в эпоху арабско-хазарских войн VII-VIII вв. в качестве крепости и отложившемуся в названии кып-чакского племени Андж-оглы [15, с. 36-39]. Не исключено поэтому, что Кутлуг-Буга в указанное выше время находился как темник досмотра именно в этом городе, который мог быть опорным пунктом в борьбе Золотой Орды с Хулагуидами.

Примерно в то же время карачи-беки упоминаются и у собственно кумыков. Так, если принять во внимание данные кумыкского ученого начала XX века Назира из Доргели [29, с. 37], то кумыкские карачи были известны в рассматриваемую эпоху и в горном Дагестане. На сегодняшний день к их числу следует отнести шейха Асилдара ал-Хиркаси (из кумыкского горного, ныне аварского с. Гьаркас «Аркас» Буйнакского района РД, разрушенного Тимуром), сына Ата ал-Гадари. Дата его смерти - 806 или 860 гг., т.е. XV век (в течение которого в Золотой Орде, Крымском ханстве и Касимовском царстве оформился институт карачи-беков [33, с.13]). Мать его - Ай Мисей Эндиреевская - была из рода сала.

В последнем случае речь идет о древних князьях-сала, правивших в Салатавии - исторической северо-западной горной области Засулакской Кумыкии, наименование которых и названного региона имеет булгарское (хазарское) происхождение и получило отражение в топонимике Среднего Крыма, где были представлены носители среднего крымско-татарского диалекта - потомки переселившихся сюда кумыков-брагунцев. Причем не исключено привнесение этого наименования кумыками-переселенцами, если учесть, что данное слово в значении «село, деревня» впервые, в 1393 г., фиксируется в ярлыке хана Золотой Орды Тохтамыша, составленном в Азове - будущей части Крымского ханства[12, с. 75-76, 89,95]

Как обычно полагают, жители горной части нынешнего Дагестана в стремлении «изолироваться от плоскости, где безраз-

дельно господствовали [татаро-монгольские] завоеватели», обеспечивали ее защиту, «опираясь на линию [в числе прочих]. Са-латавии (см. выше о тюркско-кумыкской этнической ее принадлежности), Гимринского хребта и северо-восточной части Лева-шинского плато». Со слабостью соответствующих взаимосвязей, связывается и то, что практически единственным их следствием оказывается лишь усвоение горцами некоторых деталей монгольского вооружения [23, с. 207].

Однако этому утверждению противоречат как отмеченный факт известности карачи-беков в Анжи и горном Дагестане, так и то, что на хранящихся в Смитсоновском музее в Вашингтоне рельефах из с. Кубачи, расположенного гораздо южнее вышеупомянутого Левашинского плато, среди костюмов персонажей, «отражающих реалии XШ-XIV вв.», обнаружены три комплекса - монгольский, половецкий и местный. Монгольское происхождение здесь имеют также орнаменты, сцены спортивных состязаний, приручения гепардов, клятвы на разрубленной собаке. Все это связывается с последней третью XIII - началом XIV вв., «когда значительная часть Дагестана находилась под контролем Ильханата» [18, с. 184-187]. Но большая, надо полагать, под контролем Золотой Орды. В свою очередь, пребывание кумыков(-брагунцев) в Северном Причерноморье уже к XV в. подтверждается сведениями из «Книги познания мира» Иоанна Галлонифон-тийского (1404 г.). Он писал, что «в этой стране много христиан, а именно латинян или католиков, греков, много армян, зикхов, готов, татов, валахов, русов, черкесов, леков, ясов, аланов, аваров, кумыков (выделено нами. - Г.Г.-Р.), и почти все они говорят на татарском языке» [см. 17, с. 93].

Однако Иоанн Галлонифонтийский основывался как на собственных путевых впечатлениях, так и на информации, полученной от других путешественников, в основном, купцов, а также пользовался трудами таких более ранних средневековых авторов, как Пётр Едок (XII в.), Гонорий Августодунский (ок. 1080 - ок. 1156) и даже Исидор Севильский (560-736). Сохранилось три рукописи этого произведения [см. 21], только одна из которых известна в русском переводе З.М. Буниятова, качество которого является весьма далеким от совершенства, если иметь ввиду со-

хранение в нем таких явных анахронизмов, как зикхи, ясы, аланы, авары, леки и др.

Возможная ассимиляция кумыками-брагунцами носителей иных тюркских (кыпчакско-татарских) и булгарского языков, еще сохранившихся в Северном Причерноморье и представленных, в частности, зикхами, аланами и команами, могла обусловить новую «куманизацию» будущего крымско-татарского языка в лице прежде всего его нынешнего среднего (степного) диалекта. Факт переселения подтверждается и установлением многочисленных параллелей именно между этим и кумыкскими диалектами, включая брагунский говор терского [11, с. 26], а также куманско-северо-кавказскими морфологическими и лексическими элементами, которые обнаруживаются в золотоордынских документах, составленных после переселения кумыков в Крыму и в соседних ему (нижне)донском и (нижне)днепровском регионах [12, с. 89-96].

О том же говорят и лингвостатистистические данные (по исторической морфологии и фонологии с учетом некоторых лексических особенностей), согласно которым средний (степной) диалект, лежащий в основе современного литературного крымскотатарского языка, носит двойственный характер, но в рамках его отношений как с кыпчакско-татарской (74%), так и северокавказ-ско-куманской (73%) ветвью кыпчакских языков. В рамках первой ветви - 84% близости к караимскому, 74% - к мишарскому диалекту татарского, 79% - к собственно татарскому (литературному), 77% - сибирско-татарскому. Второй - к кумыкскому -75% и 73% - к карачаево-балкарскому литературным языкам при чрезвычайно высокой, подобной крымско-татарскому и караимскому (84%), взаимной близости (85%) этих языков. Несколько различной - к татарскому литературному (кумыкский - 78%, но карачаево-балкарский - 74%) и его диалектам - мишарскому (кумыкский - 75%, но карачаево-балкарский - 73%) и сибирскому (кумыкский - 75% и карачаево-балкарский - 78%). Однако при этом татарский язык вместе с башкирским оказывается наиболее близким к казахскому, каракалпакскому и ногайскому языкам [32, с. 727, 732, рис. 3], а кумыкский, карачаево-балкарский, крымско-татарский, караимский и урумский языки образуют западную (куманскую) группу кыпчакских яыков.

В эпоху расцвета Золотой Орды (до этого, надо полагать, существовала исторически первая хазарская династия) кумыками правила династия шамхалов, восходившая к Менгу-Тимуру (1265-1282 гг.), сыну Джучи, сына Чингиз-хана. Об этом свидетельствует то, что после убийства великого тверского князя Михаила Ярославича в 1318 г. в ставке хана Золотой Орды Узбека в «славном городе Дедякове» последний посылает в саму Тверь карательный отряд в главе с царевичем Шевкалом, сыном Тудана (Дудби), внуком Менгу-Темира. Отряд был поголовно истреблен восставшим народом в 1327 г., что послужило предлогом для разгрома Твери Узбеком. Как явствует из родословного древа ханов Золотой Орды, речь идет о двоюродном брате хана Узбека (13121342 гг.) Шевкале, сыне Тудуна, внуке Менгу-Тимура (12651282 гг.). Именно на Шевкале, по данным этой генеалогии, прерывается эта ветвь ханов Золотой Орды. После окончательного ее прекращения в 1396 г., когда в войнах с Тимуром был убит ее последний, но безымянный представитель-шамхал, который мог быть братом Бек Болат-хана (1390-1396), правившего наряду с Северным Кавказом Западным Кипчаком и Крымом, в 1398 г. к власти приходит вторая чингизидская династия, основанная другим сыном Джучи - Тука-Тимуром. Полагают также, что кумыки, государство которых было известно в XV в. как «Кумук хакими-ет», нового (см. выше) правителя из рода Чингизидов избирают в 1441/1442гг., после освобождения из-под власти Тимурида Ми-ран-Шаха, и с XVI века их государство именуется «Вилайет Дагестан». Эта династия была низложена в 1867 г. русской администрацией в Дагестане, получив от нее титул князей Тарковских. Показательно то, что провозглашение независимого Кумыкского государства происходит практически одновременно с захватом Перекопа в Крыму Хаджи-Гиреем I в 1443 году. Последний, согласно одной из наиболее распространенных версий, также происходил из Тука-Тимуридов, от Джанак-оглана, младшего брата Туй Хаджи-оглана, отца Токтамыша. В свою очередь, старший сын Джанак-оглана, Ичкиле Хасан-оглан, был отцом Улу-Мухаммеда, основавшего в 1438 году Казанское ханство. Примерно тогда же, в 1450-1460 гг. в составе Большой Орды, включавшей земли между Доном и Волгой, Нижнее Поволжье и степи Северного Кавказа, обособляется Астраханское ханство также во

главе с Тука-тимуридом. Он был бывшим ханом Большой Орды, сыном Кичи Мухаммеда Махмудом, проигравшим борьбу за власть своему брату Ахмаду - внуку Тохтамыша, «герою» стояния на Угре. В 1486-1491 гг. Большая Орда была разгромлена крымским ханом Менгли-Гиреем I и в 1502 г. лишилась самостоятельности, что ознаменовало собой конец единого золотоор-дынского государства и обретение полной независимости Астраханским ханством - северным соседом сложившегося к этому времени Кумыкского государства [4, с. 273; 5, с. 28-29, 30-31; 13, с. 28-29, 30-31; 10, с. 78, 79].

Кумыкско-крымско-татарские исторические связи продолжаются и послезолотоордынскую эпоху. О том, что они носили достаточно тесный характер свидетельствует, например, то, что вследствие династического кризиса двое из детей хана Мухам-мад-Гирея II, бежавших летом 1584 г. из Крыма, - Саадет-Гирей и Сафа-Гирей - в начале 1585 г. «пошли в Шевкалы» [6, с. 16], т.е. к кумыкам Северного Кавказа и Дагестана. Известно также мнение, что третий их брат Мурат-Гирей, принятый в том же году в Москве и отправленный в Астрахань, мог быть использован для установления протектората Москвы над Шамхалом [7, с. 18].

И в дальнейшем, в более позднюю постсредневековую эпоху, знаменитый кумыкский полководец и правитель Эндирейско-го княжества Султан-Мут (Султан-Махмуд) отправляет в 1630 г. к турецкому султану и Крым своих узденей за помощью для нападения на Терскую крепость (Терки), построенную в 1567 г. царскими войсками в устье р.Терек на землях шамхальства. С той же целью, а также последующего нападения на Астрахань он сам приезжает в Крым в 1638 г. [2, с. 70].

Все это говорит о достаточно интенсивных исторических взаимосвязях крымских татар и кумыков как двух близкородственных куманских народов, имеющих общее тюркское происхождение.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Абулгази. Родословное древо тюрков. Казань: Типо-литогр. имп. ун-та, 1906. С. I-XVI, 1-224.

2. Аджаматов Багаутдин. История первой Кавказской войны. Махачкала, 2003. 223 с.

3. Алиев К.М. Дорогой тысячелетий: кумыки и их этнородственные связи. Махачкала. 2004. 128 с.

4. Алиев К.М. Таргу-наме. Махачкала, 2001. 297с.

5. Алиев К.М. Шаухалы Тарковские. Махачкала, 2008. 203 с.

6. Беляков А.В., Енгалычева Г.А. Приезд царевича Мурад-Гирея в Астрахань // Средневековые тюрко-татарские государства. Казань: Институт истории им. Ш. Марджани АН РТ, 2012. Вып. 4. С. 16.

7. Виноградов А.В. Русско-крымские отношения в первые годы правления хана Гази-Гирея II (1588-1591 гг.) в контексте консолидации Крымского ханства по завершении династического кризиса Гиреев // Средневековые тюрко-татарские государства. Казань: Институт истории им. Ш. Марджани АН РТ, 2012. Вып. 4. С.17-51.

8. Гадло А.В. Этническая история Северного Кавказа IV-Х вв. Л.: Изд. ЛГУ, 1979. 215 с.

9. Гусейнов Г.-Р.А.-К. Древние булгары на Балканах и Кавказе: область исходного расселения и происхождение этнонима. К протолин-гвоэтногенезу зихов, балкар (малкар) и кумыков // Вопросы тюркологии. Махачкала, 2009. Вып. 4. С. 60-71.

10. Гусейнов Г.-Р.А.-К. Заметки к генеалогии Джучидов на Северном Кавказе и Дагестане // Генеалогия народов Кавказа. Традиции и современность. Владикавказ, 2010. Вып. II. С. 78-82.

11. Гусейнов Г.-Р.А.-К. Из истории позднесредневековых взаимоотношений крымских татар с кумыками: род БАРЫН и его происхождение // Ученые записки Таврического национального университета имени В.И. Вернадского. Серия «Филология. Социальные коммуникации». Том 26 (65). № 1. Ч. 1. Симферополь, 2013. С. 24-28.

12. Гусейнов Г.-Р.А.-К. История древних и средневековых взаимоотношений языков Северо-Восточного Кавказа и Дагестана с русским языком. Махачкала, 2010. 214 с.

13. Гусейнов Г.-Р.А.-К. К генеалогии династии Джучидов на Северном Кавказе и Дагестане по историческим, лингвистическим и фольклорным данным (вторая половина XIII - конец XIV вв.) // Генеалогия народов Кавказа. Традиции и современность. Владикавказ, 2009. Вып. I. С. 56-62.

14. Гусейнов Г.-Р.А.-К. Об области первоначального расселения протоболгар и происхождении их названия по историко-лингвисти-ческим данным // Palaeobulgarica / Старобългаристика. София, XXXVII (2013), 3. С. 60-74.

15. Гусейнов Г.-Р.А.-К. Об ойкониме Анжи // Вести Кумыкского научно-культурного общества. Махачкала, 2002-2003. Вып. 8-10. С. 3639.

16. Дашкевич Я.Р. Армяно-кыпчакский язык XVI-XVII вв. в освещении современников // Вопросы языкознания. 1981. № 5. С. 79-92.

17. Дашкевич Я.Р. Армяно-кыпчакский язык: этапы истории // Вопросы языкознания. 1983. № 1. С. 91-107.

18. Доде З.В. Кубачинские рельефы: Новый взгляд на древние камни. М.: Таус. 2010. 248 с.

19. Зеленский Ю.В. К вопросу о существовании государства у половцев // Средневековые тюрко-татарские государства. Вып. 4. Казань: Институт истории им. Ш. Марджани АН РТ, 2012. С. 59-62.

20. Иванов В.А. «Кыпчакизация» Урало-Поволжья по данным археологии // Тюркские кочевники Евразии (кимаки, кипчаки, половцы...). Казань: Институт истории им. Ш. Марджани АН РТ, 2013. С.77-100.

21. Иоанн III (архиепископ Сольтание). [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.ru.wikipedia.org/wiki/Иоанн_III_ (архиепископ_Сольтание)

22. История Крыма. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.ru.wikipedia.org/wiki/История Крыма

23. История народов Северного Кавказа с древнейших времен и до конца XVIII в. М.: Наука, 1988. 543 с.

24. Исхаков Д.М. Одно из важных наблюдений Ибн Батуты по внутренному устройству Золотой Орды // Золотоордынское наследие. Материалы Международной научной конференции «Политическая и социально-экономическая история Золотой Орды». Казань: Фолиант,

2011. Вып. 2. С. 21-26.

25. Кляшторный С.Г., Савинов Д.Г. Степные империи древней Евразии. СПб.: Филологический факультет СПбГУ. 2005. 352 с.

26. Коновалова И.Г. Древняя Русь и Нижнее Подунавье. М.: Памятники исторической мысли. 2000. 294 с.

27. Крымские татары. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.ru.wikipedia.org/wiki/Крымские_татары

28. Лайпанов К.Т., Мизиев И.М. О происхождении тюркских народов. Черкесск, 1993. 138 с.

29. Назир ад Дургели. Услада умов в биографиях дагестанских ученых (Нузхат ал-азхан фи тарамджи 'улама' Дагистан). Дагестанские ученые Х-ХХ вв. и их сочинения. М.: Издательский дом Марджани,

2012. 206 с.

30. Плетнева С.А. Половцы. М.: Наука, 1990. 210 с.

31. Селезнев Ю.В. Элита Золотой Орды. Казань: Фэн, 2009. 232 с.

32. Сравнительно-историческая грамматика тюркских языков: Региональные реконструкции. М.: Наука, 2002. 767 с.

33. Трепавлов В.В. Джучиев улус в XV-XVI вв.: инерция единства // Золотоордынское наследие. Материалы Международной научной конференции «Политическая и социально-экономическая история Золотой Орды». Казань: Фэн, 2009. С. 10-21.

34. Шами Н. Зафар-наме. Баку. 1992. 102 с.

Сведения об авторе: Гарун-Рашид Абдул-Кадырович Гусейнов -доктор филологических наук, доцент кафедры русского языка Дагестанского государственного университета (367000, ул. Гаджиева, д. 43-а, Махачкала, Республика Дагестан, Россия); garun48@mail.ru

To the ethno- and polygenesis of the Crimean Tatars

and Kumyks in the historical context of their ancient

and medieval relationships

Garun-Rashid Guseynov

(Dagestan State University)

Abstract: Some aspects of ethno- and polygenesis of the Crimean Tatar and Kumyks in the historical context of their relationships in the ancient times and in the medieval ages are revised in the article. Chronological framework of the article begins with from the Huns (Bulgar) times and up to the XVI-XVII centuries. As a result of interpretation of a well known historical and some other sources, and with usage of the latest data, it was established that the above mentioned Bulgar population remained in the Crimea and on the North-Eastern Caucasus till the Golden Horde period. The point of discussion is Kypchak lingual (Kuman group) inhabitants of the Crimea, those who were speaking the average dialect and who later on became the basis for the Crimean literary language. It was finally formed out in the Golden Horde period due to the migration there of Kumyk-Braguns from the far off western regions of North-East Caucasus in 1324.

Among the future to be Crimea Tatars, the clan of Boragan/Bargin became well known, the representatives of it has become famous among the first four clans of local Karachi-becks under the name of Baryn. The elder

к этно- m no^mtorehe3y kptimckux tatap m kymhkob.

Borgan knight was usually appointed as orbegi, he stood on of borders and watched Nogay hordes who were outside of the Crimea. On marches he he commanded the smaller corps, he could be appointed Kaymakam (Governor Khan) when the Khan was out. The mufti of the Crimea was also chosen from among the Borgans. The proclamation of independent Kumyk state took place almost at the same time as the conquer of Perekop in the Crimea by Haci Giray I in 1443. In the XVI-XVII centuries the relations between the Crimea and Kumyk state were very intensive, up to conclusion of military alliances and having friendship coalitions.In both countries, until they were finally included into the structure of Russia(the of XVIII and the second part of the XIX centuries),the rulers of the countries were representatives of the Tuck-Tymurids dynasty, the descendents of Genghis Khan's son Jochi.

Keywords: ethnic- and polygenesis, The Crimean Tatars and Kumyks, historical context, ancient and medieval relationship.

REFERENCES

1. Abulgazi. Rodoslovnoe drevo tyurkov [Genealogical tree of Turkic peoples]. Kazan, Imperial university tipolitograf., 1906. I-XVI. 224 p.

2. Adzhamatov Bagautdin. Istoriya pervoy Kavkazskoy voyny [History of the first Caucasian war]. Makhachkala, 2003. 223 p.

3. Aliev K.M. Dorogoy tysyacheletiy: kumyki i ikh etnorodstvennye svyazi [Road of the millennia: Kumyks and their ethnorelated communications]. Makhachkala, 2004. 128 p.

4. Aliev K.M. Targu-name [Targu-name]. Makhachkala, 2001. 297 p.

5. Aliev K.M. Shaukhaly Tarkovskie [Tarkovsky's Shauhals]. Makhachkala, 2008. 203 p.

6. Belyakov A.V., Engalycheva G.A. Priezd tsarevicha Murad-Gireya v Astrakhan' [Arrival of the tsarevitch Murad-Girey to Astrakhan]. Sred-nevekovye tyurko-tatarskie gosudarstva [Medieval Turk-Tatar states]. Kazan, Sh. Maijani Institute of History of the Tatarstan Academy of Sciences Publ., 2012, vol. 4, p. 16.

7. Vinogradov A.V. Russko-krymskie otnosheniya v pervye gody prav-leniya khana Gazi-Gireya II (1588-1591gg.) v kontekste konsolidatsii Krymskogo khanstva po zavershenii dinasticheskogo krizisa Gireev [The Russian-Crimean relations in the first years of board of the khan Ghazi-Girey II (1588-1591) in a context of consolidation of the Crimean khanate upon completion of Girey's dynastic crisis]. Srednevekovye tyurko-tatarskie gosudarstva [Medieval Turk-Tatar states]. Kazan, Sh. Marjani Institute of History of the Tatarstan Academy of Sciences Publ., 2012, vol. 4, pp. 17-51.

8. Gadlo A.V. Etnicheskaya istoriya Severnogo Kavkaza IV—Xvv. [Ethnic history of the North Caucasus of IV-X cc.]. Leningrad, Leningrad State University Publ., 1979, 215 p.

9. Guseynov G.-R.A.-K. Drevnie bulgary na Balkanah i Kavkaze: oblast' iskhodnogo rasseleniya i proiskhozhdenie etnonima. K protolingvo-etnogenezu zihov, balkar (malkar) i kumykov [Ancient Bulgars on the Balkans and the Caucasus: area of initial moving and origin of ethnonim. To protolingvoethnogenesis of Zikhs, Balqar (Malqar) and Kumyks]. Voprosy tyurkologii [Questions of turkology]. Makhachkala, 2009, vol. 4, pp. 60-71.

10. Guseynov G.-R.A.-K. Zametki k genealogii Dzhuchidov na Sever-nom Kavkaze i Dagestane [Notes to Dzhuchid's genealogy in the North Caucasus and Dagestan]. Genealogija narodov Kavkaza. Traditsii i sovre-mennost' [Genealogy of the people of the Caucasus. Traditions and present time]. Vladikavkaz, 2010, vol. II, pp. 78-82.

11. Guseynov G.-R.A.-K. Iz istorii pozdnesrednevekovyh vzaimootno-sheniy krymskikh tatar s kumykami: rod BARYN i ego proiskhozhdenie [From history of late medieval relationship of the Crimean Tatars with Kumyks: generation BARYN and its origin]. Uchenye zapiski Tavricheskogo natsional'nogo universiteta imeni V.I. Vernadskogo. Seriya «Filologiya. Sotsial'nye kommunikatsii» [Scientific notes of Taurian national university after V.I. Vernadsky. Series «Philology. Social communications»], 2013, vol. 26 (65), no. 1, part 1, pp. 24-28.

12. Guseynov G.-R.A.-K. Istoriya drevnikh i srednevekovykh vzaimo-otnosheniy yazykov Severo-Vostochnogo Kavkaza i Dagestana s russkim yazykom [History of ancient and medieval relationship of the North-East Caucasus and Dagestan languages with Russian]. Makhachkala, 2010, 214 p.

13. Guseynov G.-R.A.-K. K genealogii dinastii Dzhuchidov na Sever-nom Kavkaze i Dagestane po istoricheskim, lingvisticheskim i fol'klornym dannym (vtoraya polovina XIII - konets XIV vv.) [To Dzhuchid dynasty genealogy in the North Caucasus and Dagestan according to historical, linguistic and folklore data (the second half of XIII - the end of the XIV centuries)]. Genealogiya narodov Kavkaza. Traditsii i sovremennost' [Genealogy of the people of the Caucasus. Traditions and present]. Vladikavkaz, 2009, vol. I, pp. 56-62.

14. Guseynov G.-R.A.-K. Ob oblasti pervonachal'nogo rasseleniya protobolgar i proiskhozhdenii ikh nazvaniya po istoriko-lingvisticheskim dannym [About area of initial moving of protobulgarians and an origin of their name according to historical and linguistic data]. Palaeobulgarica / Starobulgaristika. Sofia, 2013, vol. XXXVII, no. 3, рр. 60-74.

k этно- m no^mtorehe3y kptimckmx tatap m kymhkob.

15. Guseynov G.-R.A.-K. Ob ojkonime Anzhi [About ojkonim Anji].

Vesti Kumykskogo nauchno-kul'turnogo obshchestva [Messages of Kumyk scientific-culture society]. Makhachkala, 2002-2003, vol. 8-10, pp. 36-39.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

16. Dashkevich Ja.R. Armyano-kypchakskiy yazyk XVI-XVII vv. v osveshchenii sovremennikov [Armenian-kypchak language of the XVI-XVII centuries according to contemporaries]. Voprosy jazykoznaniya - Linguistics questions, 1981, no. 5, pp. 79-92.

17. Dashkevich Ja.R. Armyano-kypchakskiy yazyk: etapy istorii [Ar-menian-kypchak language: history stages]. Voprosy jazykoznaniya [Linguistics questions], 1983, no. 1, pp. 91-107.

18. Dode Z.V. Kubachinskie rel'efy: Novyy vzglyad na drevnie kamni [Kubachi reliefs: New view on ancient stones]. Moscow, Taus Publ., 2010, 248 p.

19. Zelenskiy Yu.V. K voprosu o sushchestvovanii gosudarstva u polovtsev [To a question of state existence at polovets]. Srednevekovye tyurko-tatarskie gosudarstva [Medieval Turk-Tatar states]. Kazan, Sh. Mar-jani Institute of History of the Tatarstan Academy of Sciences Publ., 2012, vol. 4, pp. 59-62.

20. Ivanov V.A. «Kypchakizatsiya» Uralo-Povolzh'ya po dannym arkheologii [«Kypchakization» of the Uralo-Volga region according to archeology]. Tyurkskie kochevniki Evrazii (kimaki, kipchaki, polovtsy...) [Turkic nomads of Eurasia (Kimaks, Kypchaks, Polovcies ...)]. Kazan, Sh. Mar-jani Institute of History of the Tatarstan Academy of Sciences Publ., 2013, pp. 77-100.

21. Ioann III (arkhiepiskopSol'tanie) [Ioann III (Archbishop Soltanie)]. Available at: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%98%D0%BE% D0%B0%D0%BD%D0%BD_III_(%D0%B0%D1%80%D1%85%D0%B8% D0%B5%D0%BF%D0%B8%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%BF_%D0 %A1%D0%BE%D0%BB%D1%8C%D1%82%D0%B0%D0%BD%D0%B8 %D0%B5)

22. Istoriya Kryma [History of the Crimea]. Available at: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%98%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%8 0%D0%B8%D1%8F_%D0%9A%D1%80%D1%8B%D0%BC%D0%B0

23. Istoriya narodov Severnogo Kavkaza s drevnejshikh vremen i do kontsa XVIII v. [History of the people of the North Caucasus since the most ancient times and until the end of the XVIII century]. Moscow, Nauka Publ., 1988, 543 p.

24. Iskhakov D.M. Odno iz vazhnyh nablyudeniy Ibn Batuty po vnutrennemu ustroystvu Zolotoy Ordy [One of Ibn Batuta's important supervision on the internal device of the Golden Horde]. Zolotoordynskoe nasledie. Materialy Mezhdunarodnoy nauchnoy konferentsii «Politicheskaya

i sotsial'no-ekonomicheskaya istoriya Zolotoy Ordy» [The Legacy of the Golden Horde. Proceedings of the Second International Conference «The Political and Socio-Economic History of the Golden Horde»]. Kazan, 2011, vol. 2, pp. 21-26.

25. Klyashtomyy S.G., Savinov D.G. Stepnye imperii drevney Evrazii [Steppe empires of ancient Eurasia]. St. Petersburg, Philological faculty of St. Petersburg State University Publ., 2005, 352 p.

26. Konovalova I.G. Drevnyaya Rus' i Nizhnee Podunav'e [Ancient Russia and Lower Podunavye]. Moscow, Monuments of historical thought Publ., 2000, 294 p.

27. Krymskie tatary [Crimean Tatars]. Available at: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D1%80%D1%8B%D0%BC%D1% 81%D0%BA%D0%B8%D0%B5_%D1%82%D0%B0%D1%82%D0%B0% D1%80%D1%8B

28. Laypanov K.T., Miziev I.M. O proiskhozhdenii tyurkskikh narodov [About an origin of the Turkic people].Cherkessk, 1993, 138 p.

29. Nazir ad Durgeli. Uslada umov v biografiyakh dagestanskikh uchenykh [Delight of minds in biographies of the Dagestan scientists] (Nuzhat al-azhan fi taramdzhi 'ulama' Dagistan). Dagestanskie uchenye XXX vv. i ikh sochineniya [Dagestan scientists of the X-XX centuries and their composition]. Moscow, Mardzhani Publ., 2012, 206 p.

30. Pletneva S.A. Polovtsy [Polovcies]. Moscow, Nauka Publ., 1990, 210 p.

31. Seleznev Yu.V. Elita Zolotoy Ordy [Elite of the Golden Horde]. Kazan, Fen Publ., 2009, 232 p.

32. Sravnitel'no-istoricheskaya grammatika tyurkskikh yazykov: Regio-nal'nye rekonstruktsii [Comparative-historical grammar of Turkic languages: Regional reconstruction]. Moscow, Nauka Publ., 2002. 767 p.

33. Trepavlov V.V. Dzhuchiev ulus v XV-XVI vv.: inertsiya edinstva [Dzhuchi's ulus in XV-XVI centuries: inertia of unity]. Zolotoordynskoe nasledie. Materialy Mezhdunarodnoy nauchnoy konferentsii «Politicheskaya i sotsial'no-ekonomicheskaya istoriya Zolotoy Ordy» [The Legacy of the Golden Horde. Proceedings of the Second International Conference «The Political and Socio-Economic History of the Golden Horde»]. Kazan, 2011, vol. 2, pp. 10-21.

34. Shami N. Zafar-name [Zafar-nama]. Baku, 1992. 102 p.

About the author: Garun-Rashid Abdul-Kadyrovich Guseynov -Dr. Sci. (Philology), the senior lecturer of Russian language department, Dagestan State University (367000, Gadzhiyev St., 43-a, Makhachkala, Republic of Dagestan, Russia); garun48@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.