УДК 94 (470.6)
Гусейнов Юсуп Магомедович
кандидат исторических наук, доцент кафедры гуманитарных дисциплин Дагестанского государственного института народного хозяйства [email protected]
Крымско-дагестанские
ВЗАИМООТНОШЕНИЯ XV-XVIII вв.
Yusup M. Guseynov
candidate of historical sciences, associate professor of humanitarian disciplines Dagestan state institute national economy milena [email protected]
Crimean-dagestan
RELATIONS IN XV-XVIII CENTURIES
Аннотация. Данная статья посвящена теме взаимоотношений Крымского ханства и феодальных владетелей Северо-Восточного Кавказа в XV-XVIII века. В статье рассказывается об их боевом содружестве и конфликтах в разные период истории. В частности, здесь содержится информация о роли Дагестана как прибежища для опальных крымских царевичей, о службе дагестанцев в армии крымских ханов и вовлеченности феодальных элит Кавказа и Крыма в различные военно-политические союзы.
Annotation. The article is dedicated to the issue of relations between the Crimean khanate anddagestan feudals in XV-XVIII centuries. The article focuses on both the military cooperation and conflicts between them in different periods of their history. It contains information about the role of Dagestan as a refuge for the exiled Crimean princes, the service people in the army of the Crimean khans and involvement of the feudal elites of the Caucasus and Crimea in various military-political alliances.
Ключевые слова: Крым, Северо-Восточный Кавказ, Дагестан, хан, шамхал, феодалы.
Keywords: Crimea, Dagestan, khan, shamhal, lords.
Крым и Кавказ имеют древнюю и богатую историю и, будучи разделены лишь узким Керченским проливом, естественно, издревле развивались и развиваются в тесной связи. Достаточно напомнить, что такие государственные образования, как Боспорское царство, Византия, Хазарский каганат, Золотая Орда, Генуэзская республика, Крымское ханство, Османская и Российская империи, а также Советский Союз включали в себя как крымские, так и кавказские владения. Таким образом, эти два региона на протяжении двух тысяч лет практически беспрерывно входили в единое политическое пространство. Изучение общего прошлого представляет несомненную актуальность в нашу эпоху информационных войн, в ходе которых история зачастую становится невольной жертвой политических спекуляцийразного рода экстремистов. Лишь детальное и объективное исследование исторических источников позволяет опровергнуть множащиеся день ото дня фальсификации прошлого и противопоставить факты измышлениям разжигателей межнациональных фобий.
Взаимоотношения Северо-Восточного Кавказа, в частности, Дагестана с Крымским ханством имеют длительную и многогранную историю, потому естественно, что в рамках одной статьи исчерпывающе решить эту проблему не представляется возможным. В связи с этим мы сосредоточимся лишь на основных, что называется, узловых, моментах проблемы, вынесенной в заголовок статьи.
Начало дагестанско-крымских контактов можно отнести уже к первым годам образования Крым-
ского ханства. Согласно «Хронике Герей-Хана», во второй половине XV века в Дагестан бежал один из претендентов на крымский престол, потерпевший поражение в междоусобной борьбе. Беглец поначалу обосновался в селении Аркас (ныне Буйнакский район РД), а после появления в этой местности своего соперника скрылся в горах в селении Куркпи (ныне Лакский район РД) [7, л. 9, 11]. Надгробная плита известного религиозного деятеля XIX века Аюба-Гази Дженгута-евского в Верхнем Дженгутае гласит, что он является потомком «Герай-Хана ... правителя Чечни и черкесской горной части» [13, с. 86, 116]. Любопытно, что один из Гереев, а именно Герей-Хан, сын Бахадур-Хана (!) действительно был обозначен в надписи на сабле из коллекции османских султанов как «Сахиб-и Сейф Вали Дагистан Герей-Хан Бин Бахадур-Хан», то есть «владелец меча и вали Дагестана Герей-Хан, сын Бахадур-Хана», надпись датируется примерно 1473 годом [11, 170-171].
Тухумы крымского происхождения зафиксированы в селениях Куркли Лакского и Согратль Гуни-бского районов Республики Дагестан [4, с. 176].
В XVI-XVII веках Тюменское и Тарковское владения, как и прежде, продолжали играть роль пристанищ для беглых крымских царевичей. В 1536 году в Кумыкии скрывался Ислам-Герей, соперник Сахиб-Герея в борьбе за престол [9, с. 402]. Спустя более полувека при дворе шам-хала нашёл пристанище ещё один крымский беглец - Мурад-Герей. Гостя у шамхала, он же-
154
нился на его дочери. Перебравшись в Астрахань, царевич уже сам стал оказывать помощь шамхалу. Так, в частности, в 1589 г. терский воевода А.Д. Хворостинин писал шамхалу: «А ты Шевкал князь, живёшь от государя нашего ... державы от Терского города ближе иных, а по-семяста ни о чем еси ко государю нашему к его царскому величеству не присылывал к нам в город и прежнюю свою присылку забыл. ... И государь наш великий государь царь и великий князь Федор Иванович ...за твое не исправление послал бы на тебя рать свою многу ... И государю бил челом о тебе Мурат Кирей царевич, чтоб государь наш на тебя рати своей ныне не посылал, а ты перед государем нашим исправишься» [3, с. 155].
В первой трети XVII века ещё один неудачливый претендент на крымский престол, Шагин-Герей, по свидетельству В.Д. Смирнова, скитался среди черкесов, татар (надо полагать ногайцев), казаков и кумыков [9, с. 506].
После своего вторичного смещения с престола хан Мухаммед-Герей IV в течение 8 лет являлся удельным владетелем Тарковского Шамхальства и переименовал подаренное ему во владение поселение Пирбай в Бахчисарай, в честь дорогой его сердцу столицы Крыма [9, С. 577].
В XVI веке крымские ханы отвечали за «северную политику» Османской империи. После завоевания Казани и Астрахани армией Ивана Г розного, крымский хан позиционировал себя как покровителя ногайских и северо-кавказских владетелей. Как пример, приведём цитату из заявления крымских послов Ивану Грозному: «шевкальцы мусульмане, а при отцах и дедах и при дядях наших от тех мест и по си места меж нас с ними ссылка живет, их люди к нам ходят, а наши люди к ним ходят, в дружбе и любви ведемся» [3, с. LXYIII].
Известно также, что в 1591 г. Крымский хан Кази-Герей мотивировал свой московский поход местью за притеснения тюменского и шевкальского правителей [10, с. 607], то есть за правителей Тюменского владения (так называемой «Кавказской Тюмени» на Тереке) и шамхалов.
Взаимная военная и дипломатическая поддержка крымских татар и дагестанцев имела место и в последующие годы. В 1654 году хан Ислам-Герей потребовал от царя Алексея Михайловича снести крепость, которая мешает живущим на Тереке кумыкам ездить в Крым и к черкесам, а это не подобает, ибо «те кумыкские владения суть исламские владения» и кумыки «из народа мухаммедова» [9, с. 538]. Как и за сто лет до этого хан Девлет-Герей, его потомок, заступаясь за дагестанцев, апеллировал к факту религиозной общности с ними.
Литература:
1. Абдусаламов М.-П.Б. Кумыкские феодальные владения в политической жизни Дагестана в первой половине XVIII века. Махачкала: Издательский дом «Народы Дагестана», 2008. 198 с.
Во время второго крымского похода князя В.Д. Голицына на помощь хану Селим-Герею с Северного Кавказа прибыло 50-тысячное войско, состоявшее из кумыков, черкесов и яман-садаков (подразделения ногайцев) [9, с. 134]. И ещё один эпизод. В начале XVIII века, выполняя просьбу крымского хана, северокумыкский владелец «Салтан-Мамут» подошёл с отрядом, состоящим из кумыков и чеченцев, к границам прорусски настроенных кабардинских владений, предлагая их правителям присоединиться к союзу с Крымом, чем «некоторых... поколебал» [1, с. 77].
Через Кумыкскую равнину шёл путь крымских ханов в их походах против врага Османской империи Сефевидского государства. Память об этих передвижениях сохранилась в названии местности Крымчи-Айры между селениями Эндирей, Кокрек и Муцап-Аул Хасав-Юртовского района [13, л. 1].
Нередки были примеры службы дагестанцев в войсках крымских ханов. Так, известный турецкий путешественник Эвлия Челеби упоминает о крепости Шад-Кермен у слияния Джинджика (Зеленчука) и Кубани. Казием этой крепости являлся «кумык Тухтар Хаджи-^1и в распоряжении, которого находятся 100 кумыкских джигитов, все они верующие, настоящие мусульмане. Благодаря им и деятельности Мухаммад-Герей-Хана [Софу], все кабардинские беки приняли мусульманство» [12, с. 84].
Родоначальник Уздемниковых Уздень Черик-бей прибыл в Крым с Северо-Восточного Кавказ при хане Каплан-Герее (начало XVIII века). Его по-томкив составе Перекопского полка участвовали в войне 1812 года [2, с. 147].
Интересы Крымского ханства не всегда совпадали с интересами Османской империи, султаны которой активно использовали крымское войско в ненужных Крыму войнах с Австрией и Сефевидским государством. Крымские татары неоднократно выступали против такого нерачительного использования своих демографических ресурсов. Подобное непослушание стоило престола, например, Му-хаммед-Герею IV. Когда в 1691 году султан приказал хану Саадет-Герею двинуть татарскую конницу в Венгрию, на австрийский фронт, то они (крымцы) заодно с ногаями, черкесами и кумыками согласились совсем не оказывать ему повиновения и послушания» [9, с. 633].
Очевидно, что детальное и объективное освещение проблемы межрегиональных и межэтнических отношений в историческом контексте имеет значение для более глубокого осмысления процессов, происходящих в современном обществе. Потому изучение взаимоотношений Крымского ханства с различными регионами юга России имеет несомненную научную перспективу.
Literature:
1. Abdusalamov M.-P.B. The Kumyk feudal possession in political life of Dagestan in the first half of the XVIII century. Makhachkala: People of Dagestan publishing house, 2008. 198 pages.
155
2. Апиев КМ. Кумыки в военной истории России (вторая половина XVI - начало XX вв.): краткий военно-исторический справочник. Махачкала: Издательство «Дельта-Пресс», 2010. 358 с.
3. Белокуров С.А. Сношения России с Кавказом. 1578-1613. М, 1889. 715 с.
4. Дагестанские исторические сочинения. Под. ред. Шихсаидова А.Р., Айтберова Т.М., Оразаева Г.М.-Р. М. Издательская фирма «Восточная литература», 1993. 302 с.
5. Зайцев И.В. Астраханское ханство. М. : Издательская фирма «Восточная литература», 2003. 303. с.
6. Кабардино-русские отношения в XVI-XVIII вв. (КРО). Т. II. М., 1957.424 с.
7. Кадиев Гамзат. Хроника событий в Дагестане 1917-1920-х гг. РФ ИИАЭ ДНЦ РАН. Ф. 1, Оп.1, Д. 431.
8. Кушева ЕМ. Народы и их связи с Россией. М., 1963. 372 с.
9. Смирнов В.Д. Крымское ханство под верховенством Порты до начала XVIII века. СПб., 1887. 772 с.
10. Соловьев СМ. История России с древнейших времен. СПб., 1903. Кн. II. Т. VI-X. 732 с.
11. Челеби Эвлия. Книга путешествия (Извлечения из сочинения турецкого путешественника XVII в). Вып. 2. М. : Наука, 1979. 287 с.
13. ЦГАРД. Ф. 147, Оп. 3, Д. 97.
2. Aliyev K.M. Kumyks in military history of Russia (the second half of XVI - the beginning of the XX centuries): short military and historical reference book. Makhachkala: Delta-Press publishing house, 2010. 358 pages.
3. Belokurov S.A. The intercourses of Russia with the Caucasus. 1578-1613. M, 1889. 715 pages.
4. The Dagestan historical compositions / Under. Shikhsaidov A.R. edition., Aytberova T.M., Oraza-yeva M. G.M.-R.: East Literature book-publishing firm, 1993. 302 pages.
5. Zaytsev I.V. Astrakhan khanate. M. : East Literature book-publishing firm, 2003. 303. page.
6. Kabardino-russkiye the relations in the XVI-XVIII centuries (KRO). T. II. M, 1957. 424 pages.
7. Kadiyev Gamzat. Chronicle of events in Dagestan the 1917-1920th//the Russian Federation IIAE DNTs Russian Academy of Sciences. T. 1, Op.1, 431.
8. Kusheva E.N. People and their communications with Russia. M., 1963. 372 with.
9. Smirnov V.D. The Crimean khanate under supremacy Ports before the beginning of the XVIII century. SPb., 1887. 772 pages.
10. Istoriya's S.M. nightingales of Russia since the most ancient times. SPb., 1903. Book of II. T. VI-X. 732 pages.
12. Evliya's Cheleb. The book of travel (Extraction from the composition of the Turkish traveler of XVII in). Vyp. 2. M. : Science, 1979. 287 pages.
13. TsGARD. T. 147, Op. 3, D. 97.
156