Научная статья на тему 'Раннесредневековый Восточный монетный комплекс жертвенного места ломоватовской культуры в устье реки Сылва'

Раннесредневековый Восточный монетный комплекс жертвенного места ломоватовской культуры в устье реки Сылва Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
363
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — А. Ф. Мельничук, Р. Ф. Вильданов, А. В. Голдобин

Рассматривается редкий для территории России комплекс византийских серебряных монет императора Ираклия II и его соправителя Ираклия-Константина, найденный в средневековом святилище Усть-Сылва в Пермской области вместе с монетами Сасанидского Ирана и древнего Хорезма. Особое внимание уделяется причинам появления византийских монет VII в. на средневековых памятниках бассейна р. Сылва.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE EARLY MEDIEVAL EAST MONETARY BURIAL IN THE SACRIFICE PLACE OF THE LOMATOVSKAYA CULTURE IN THE SOURCE OF THE SYLVER-RIVER

The author describes the rare collection of the Byzantine silver coins of the emperor Iracli the Second and his co-emperor Irakli-Konstantin. This collection was founded with the coins of the period of Sassanian Iran and the ancient Khorezm in the medieval sanctuary Ust-Sylva in the Perm Region. The author pays special attention to the sources of appearing of the Byzantine coins in the 7-th 11-th centuries in the Sylver-river.

Текст научной работы на тему «Раннесредневековый Восточный монетный комплекс жертвенного места ломоватовской культуры в устье реки Сылва»

2004

ВЕСТНИК ПЕРМСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

История

Выпуск 5

ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ

РАННЕСРЕДНЕВЕКОВЫЙ ВОСТОЧНЫЙ МОНЕТНЫЙ КОМПЛЕКС ЖЕРТВЕННОГО МЕСТА ЛОМОВАТОВСКОЙ КУЛЬТУРЫ В УСТЬЕ РЕКИ СЫЛВА

А.Ф. Мельничук, Р.Ф. Вильданов, А.В. Голдобин

Пермский государственный университет, 614990, Пермь, ул.Букирева, 15

Рассматривается редкий для территории России комплекс византийских серебряных монет императора Ираклия II и его соправителя Ираклия-Константина, найденный в средневековом святилище Усть-Сылва в Пермской области вместе с монетами Сасанидского Ирана и древнего Хорезма. Особое внимание уделяется причинам появления византийских монет VII в. на средневековых памятниках бассейна р. Сылва.

Территория Верхнего и Среднего Прикамья (в основном районы современной Пермской области) выделяется среди других частыми находками так называемого «восточного» серебра. Предметы «восточного серебра» встречаются как в единичных экземплярах на памятниках ломоватовской, неволин-ской и родановской культур эпохи раннего средневековья, так и в кладах, включая утварь из драгоценных металлов древнеиранского (сасанидского), постсасанидского, согдийского, древнехорезмийского, византийского происхождения, которым обычно сопутствовал монетный материал.

До сегодняшнего дня вопросы о времени, путях и причинах выброса столь значительной массы серебра в таежные районы Среднего и Верхнего Прикамья вызывали дискуссии. Одну из первых попыток определить время и пути проникновения монетного материала и драгоценной утвари в Среднее Приуралье предпринял Ф.А. Теплоухов, предположив о существовании сухопутного пути из Средней Азии в доарабское время и водного пути по Волге и Каме в период интенсивных связей с арабскими халифатами1. Вслед за Ф.А. Теплоуховым в 1925 г. А.В. Шмидт высказал мнение о наличии сухопутного торгового пути, который шел из Средней Азии через Башкирию по рекам бассейна р. Сылвы на Каму2. О функционировании прямого пути из Северного Причерноморья в Прикамье через степи Дона и Поволжья, по которому поступало ранневизантий-ское серебро, предположил в свое время А.А. Мацулевич3. В.В. Кропоткин на основе

картографического анализа ранневизантий-ских находок в Восточной Европе сделал вывод о существовании торговой магистрали, ведущей из Закавказья по Волго-Камскому торговому пути в таежные области Прика-мья4. В.Ю. Лещенко высказал мысль о функционировании в конце VII -VIII вв. торгового пути из Средней Азии в Волжскую Болгарию, через плато Усть-Урт и Прикаспийскую низменность в низовья р. Волги, а затем на Ка-му5. Важную посредническую роль Хазарии в поступлении византийского серебра в Среднее Прикамье по Волго-Камскому торговому пути отмечает И.Ю. Пастушенко, который обратил внимание на кратковременный выброс серебряных гексаграммов императоров Ираклия и Ираклия - Константина в бассейн р. Сылвы6.

В ходе раскопок многослойного Усть-Сылвенского городища (ранний мезолит - Х-IX тыс. до н.э., поздняя стадия ананьинской культуры - вторая половина I тыс. до н.э., ранняя стадия гляденовской культуры - конец I тыс. до н.э. - начало I тыс., ломоватовская культура - VII-VIII вв.) в 1989 г. выявлены остатки жертвенного места эпохи раннего средневековья, в пределах которого найден представительный нумизматический материал, состоящий из византийских, иранских (са-санидских) и древнехорезмийской монет7.

Городище Усть-Сылва находится близ пос. Старые Ляды Пермского района Пермской области, занимая высокий мыс при впадении р. Сылвы в р. Чусовую. Памятник известен со второй половины ХVIII в., так как о

© А.Ф.Мельничук, Р.Ф.Вильданов, А.В.Голдобин, 2004

125

нем сохранились упоминания в трудах академика И.Г. Георги8.

Раннесредневековый материал, связанный с культовой обрядностью, распространен на значительной площади (до 500 кв. м). Было найдено много каменных бус импортного производства: шаровидные и таблеткообраз-ные, из красного и розового сердолика, иногда с белой инкрустацией, эллипсоидные и округлые из хрусталя, оригинальные уплощенные подпрямоугольные бусы из хрусталя, декорированные синей краской. Кроме них обнаружены стеклянные бусы: зеленые и синие в виде куба со срезанными углами, округлые глазчатые, глазчато-полосчатые, зонные многочастные. Бусинный материал Усть-Сылвенского комплекса хорошо представлен в древностях ломоватовской и неволинской культур. Преобладающая часть каменных бус Усть-Сылвенского жертвенного места, особенно изделия, декорированные белой краской, имеют признаки, позволяющие отнести их к VII в.9 Помимо бус найдены фрагменты бронзовых привесок, височные подвески, железные наконечники стрел. Интерес вызывает бронзовая бляшка в виде двух борющихся животных, представляющая пермский «звериный» стиль и связанная с неволинскими и ломоватовскими древностями. В частности, подобная бляшка была обнаружена в погребении I Бартымского некрополя, который, судя по византийским монетам Ираклия, саса-нидским и хорезмийским драхмам, функционировал крайне непродолжительное время во второй половине VII в.10 В пределах жертвенного места найден фрагмент серебряного перстня с золотой вставкой для камня, крупный обработанный аметист продолговатой формы из другого перстня. Здесь же выявлен небольшой «клад», в состав которого входили крупная серебряная шумящая подвеска с под-треугольной основой и 2 серебряных бруско-видных слитка, которые преднамеренно сломаны в древности. Два серебряных специально сломанных слитка были обнаружены в других частях раннесредневекового культового комплекса. В целом культовый комплекс Усть-Сылва соответствует бартымской стадии неволинской культуры.

Исключительный интерес представляет нумизматический материал Усть-Сылвен-ского жертвенного места. Он состоит из 9 серебряных монет, которые были рассеяны на площади около 120 кв. м. Глубина залегания

монет в культурном слое невелика - 4-20 см от поверхности.

Первая группа монет (6 экз.) - ранневи-зантийские гексаграммы. Их диаметр варьировался в пределах 18 - 22 мм, толщина - от 1,2 до 1,3 мм. Данные серебряные гексаграммы принадлежали византийскому императору Ираклию II (610-641 гг.) и его сыну, соправителю Ираклию-Константину. На лицевой стороне монеты изображены сидящие на троне Ираклий с бородой (слева) и Ираклий-Константин (справа). Оба императора в коронах на престоле. Между их головами расположен крест. На оборотной стороне изображен крест на шаре, основание которого лежит на голгофе высотой в три ступени. Справа в поле монет находится знак «К». Чеканка гексаграмм Усть-Сылвенского комплекса была произведена в 615 - 632 гг.11 Гексаграммы из Усть-Сылвенского городища являлись новой монетой, введенной императором Ираклием II в 615 г. Монеты нового типа были в полтора раза тоньше старых миллиарисиев Ираклия, и, кроме того, на их оборотной стороне вокруг креста вместо пальмовой ветви была помещена легенда. Гексаграммы Ираклия II и Ираклия-Константина чеканили с 615 г. вплоть до объявления соправителем следующего сына Ираклия-Ираклиота, который получил титул цезаря в 632 г. Если пять гексаграмм Ираклия и Ираклия-Константина вырублены из серебряной пластины, то шестая монета чеканена в необычной для Византийской империи технике из проволоки, что характерно для древних азиатских монет. Небрежность в чеканке изображений, в написании легенды, колебание веса гексаграмм, видимо, объясняются политической напряженностью, связанной с ведением Византийской империей продолжительной войны с Сасанидским Ираном, которая завершилась в 630г. Ранневизантийские монеты Ираклия и Ираклия-Константина найдены в России только в бассейне р. Сылвы: Шестаковский клад - 10 штук; Бартымский -272; Бартымский могильник - 1 (медная)12. Византийские монеты, судя по их хорошей сохранности, недолго были в обращении. Монеты из Усть-Сылвенского комплекса, очевидно, изготовлены с помощью тех же типов штемпелей, что и гексаграммы Бартымского клада.

Вторая группа монет представлена двумя монетами Сасанидского Ирана. Они являются драхмами шаха Хосрова 1 Ануширвана

(531 - 579 гг.). Диаметр монет до 29 мм, толщина до 0,5 мм. Обе монеты пробиты. Первая монета чеканена на 24-м году правления Хос-рова I (554 г.). Она сильно потерта, отчего знак города, где производилась ее чеканка, не читается. Вторая монета сохранилась лучше. Она чеканена в г. Нихавенде на 12-м году правления Хосрова I (542 г.)13.

На лицевой стороне драхмы изображен ориентированный вправо профиль Хосрова I. Его голова увенчана трехзубчатой короной с полумесяцем, рога которого обращены вверх. Над полумесяцем и задним зубцом короны выделяется по шестиконечной звезде. На высокой тулье виден вертикальный стержень с укрепленным на нем полумесяцем, внутри которого находится шар, как бы образующийся из отдельных языков пламени. Стержень перевязан небольшой лентой у точечного ободка. Полумесяц с шаром выходят за ободок. Диадема представлена в виде ряда из двух точек. На затылке царя виден шар из волос. На его изображении обозначены точками серьги, ожерелье с подвесками и украшения на платье. Над каждым плечом находится полумесяц. Из-за плеч выступают концы развевающейся ленты. За ободком симметрично по обеим сторонам и внизу изображен полумесяц. Легенда расположена справа и слева вдоль ободка-пехл «Да увеличится! Хосров».

На оборотной стороне монеты в центре виден алтарь, суженый посередине и расширяющийся книзу и кверху тремя ступенями. Его узкая часть украшена лентой, концы которой подняты вверх. На алтаре изображен пылающий огонь. Слева от алтаря расположена шестиконечная звезда, справа-полумесяц. С обеих сторон от алтаря изображены анфас стражи, опирающиеся на меч. У каждого стража над плечом, находящимся ближе к ободку, виден конец ленты. Поле монеты окружено точечным ободком. Легенда расположена справа и слева, между фигурами воинов и ободком-пехл «НАХ (аведнд)» и год14.

Ранневизантийским и сасанидским монетам сопутствовала серебряная пробитая древнехорезмийская драхма, которую можно определить как драхму царя Бравика (Фрави-ка) - тип ГП, по Б.И. Вайнбергу. Ее диаметр 26 мм при толщине 1 мм. На лицевой стороне монеты изображен правый профиль безбородого царя в короне типа КУП. На его шее отмечается ожерелье из крупных бусин. Торс

царя не изображен. На обратной стороне виден всадник (тип 15) с поднятой в руке нагайкой. Головной убор всадника похож на царскую корону. Изображение лошади не крупное. На драхме обнаружена тамга типа Т4, известная как тамга царей Хорезма. Сверху по кругу помещена легенда №92: МЯАУ МЬКА Ьт/у ук (чтение В.А. Лившица). Б.И. Вайнберг отмечает, что тип ГП открывает серию новых в стилистическом отношении выпусков древнехорезмийских монет. Меняется характер изображения обеих сторон драхм. Повышается художественное качество чеканки монет. Вес драхм еще очень велик -около 5,5 г. В правление царя Бравика (Фра-вика) в древнем Хорезме была проведена монетная реформа. К сожалению, обоснованных данных для датировки времени правления царя Бравика не существует. В целом нумизматы склонны датировать чекан Бравика в пределах VII в., скорее, даже во второй его поло-

15

вине .

После Усть-Сылвенского комплекса находка на одном археологическом памятнике древнехорезмийской драхмы и ранневизан-тийских монет чекана Ираклия и Ираклия-Константина отмечена на Бартымском могильнике, где в засыпи могилы 16 найдена медная монета хорезмийского царя Каника, который, по данным Б. И. Вайнберга, мог править Хорезмом после 713 г., между временем правления царей Чегана -Азкацвара и Саф-шарана. Исследователями Бартымского некрополя медная монета царя Каника отнесена ко второй половина VII в.16

Исключительный интерес представляет находка 4 серебряных слитков. Они имеют форму длинных прямоугольных в сечении брусков. У них отмечены заглаженные, вероятно, при помощи холодной ковки грани. Все слитки преднамеренно повреждены в древности. Наименее поврежденный слиток обладал длиной 156 мм при сечении 9 х 5 мм. Его вес достигал 80 г. Остальные слитки представлены обломками длиной 82,83,86 мм. Их вес и сечение составляют соответственно 45 г, 9 х 5,1 мм; 50 г, 9 х 5,5 мм; 50 г, 10 х 6 мм. Если мы попытаемся реконструировать обломки слитков, предположив, что фрагменты составляют приблизительно половину их реальной величины, то целые изделия могли бы иметь среднюю длину 166 мм при весе 100 г. Не исключено, что серебряные слитки Усть-Сылвенского комплекса исполняли роль то-

варно-денежного эквивалента в торговле между древними государствами и варварским миром и попали в Среднее Прикамье вместе с ранневизантийскими и среднеазиатскими монетами. В древних общинах ломоватовской и неволинской культур слитки могли использоваться как «первобытные» деньги для обменных торговых операций. Об этом свидетельствует то, что серебряные слитки преднамеренно сломаны почти пополам. Однако судить о том, существовала ли на территории Верхнего и Среднего Прикамья в эпоху раннего средневековья какая-либо денежно-весовая система невозможно, из-за уникальности находок на Усть-Сылвенском жертвенном месте. Правда, на памятниках позднего периода гляденовской культуры (Ш-ГУ вв. ) встречаются медные слитки в виде прутов треугольного сечения (Пеньки, Горюхалиха). Однако Ю.А. Поляков рассматривал их в качестве полуфабрикатов, которые использовались в производственных целях древними ли-тейщиками17.

Усть-Сылвенский культовый комплекс по характеру материала чрезвычайно близок к Бартымскому археологическому комплексу, включающему значительное количество селищ и уникальный могильник неволинской культуры. Именно здесь, как и на Усть-Сылвенском городище, обнаружены византийские монеты Ираклия и Ираклия-Константина18. Находкам византийских гексаграмм всегда сопутствуют находки не только сасанидских драхм, но и древнехорезмийских монет, которые также крайне редко встречаются в Среднем и Верхнем Прикамье (Бравик - Усть-Сылва, Каник - Бартым, бактрийская монета?- Шестаково). К сожалению, хронология древнехорезмийской династии Афригидов из-за скудости письменных источников совершенно не разработана, и датировка драхм Бравика и Каника, относящихся ко второй половине VII - первой четверти VIII в., не согласуется со временем поступления византийских гексаграмм Ираклия и Ираклия-Константина в область Среднего Прикамья.

Нам

представляется,

что

прав

И.Ю. Пастушенко19, который связывает скоротечное во времени поступление ранневи-зантийских монет в бассейн р. Сылвы не с

купцов

деятельностью

византийских

(В.Ю. Морозов) , а в первую очередь с политической обстановкой в Малой Азии, обусловленной продолжительной войной между

Византийской империей и Сасанидским Ираном, которая закончилась в 628 г., после взятия Ираклием резиденции царя царей в Дас-тагирде, около Ктесифона, и последовавшего за этим убийства Хосрова II персидскими сатрапами21. Именно в этой войне в качестве союзников Византии выступала Хазарская держава. Хазары, чтобы выполнить союзнические обязательства перед Византией, проникали в Армению через Дербентский горный проход и активно включались в активные военные действия в провинциях Сасанидского Ирана. В частности, Феофан упоминает один из походов хазар на юг через «Каспийские ворота» в 626 г.22 В союзе с хазарами император Ираклий вновь завоевал Закавказье, разрушил знаменитый зороастрийский храм Артур Гушнасп и подошел вплотную к персидской столице Ктесифону. Вместе с хазарами был разгромлен в 628 г. последний оплот персов в Грузии - Тбилиси. Почти на полвека Закавказье попало в зону византийского влия-

23

ния .

В связи с этим целый ряд исследователей отмечают совместное обращение сасанид-ских драхм и византийских гексаграммов Ираклия как особенность денежного обращения в Закавказье в середине VII в. В кладах, зарытых в этот период, очень часто находят эти монеты вместе. Например, клад, найденный в 1955 г. в с. Хнаберд, содержал 169 са-санидских драхм и 98 византийских гекса-граммов. В 1957 г. в Московский музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина был передан клад, обнаруженный А.Т. Хачатряном в Ленинакане и состоящий из 92 сасанидских драхм и 16 гексаграмм. В 1904 г. в Тбилиси в ходе земляных работ найдено 700-800 драхм и гексаграммов24. Следует согласится с И.Ю. Пастушенко в том, что хазары за участие в военных действиях против Персии получили от императора Ираклия около 628 г. значительное вознаграждение в виде денежных средств, а также слитков драгоценных металлов, часть которых аккумулировалась в кладах Закавказья. Найденные как на Усть-Сылве, так и в Бартыме монеты очень хорошей сохранности. Согласно Л. Н. Казамановой, значительное число бар-тымских ранневизантийских гексаграммов (59 экз.) чеканено одной парой штемпелей25. По В. В. Кропоткину, чекан бартымских ран-невизантийских монет вообще не был никогда в употреблении26, и это свидетельствует о

том, что гексаграммы Ираклия и Ираклия-Константина могли быть чеканены в период окончания войны с Сасанидским Ираном для оплаты хазарам союзнических услуг. Примечательно, что гексаграммы Усть-Сылвенского комплекса практически идентичны находкам из Бартыма и явно чеканены с помощью одних штемпелей. Хазары, имея связи с общинами древнего финно-пермского населения бассейна р.Сылвы и получив от Византийской империи значительное количество серебра в виде монет и слитков, явно использовали его в качестве товарного эквивалента при меховой торговле27. Об этом свидетельствуют находки в ареале неволинской культуры амфо-ровидных сосудов причерноморской Хазарии и салтовских изделий28. Количество драгоценного металла, полученного хазарами от императора Ираклия, могло быть огромным. Например, византийский император Ники-фор II Фока передал «росам» Святослава Игоревича в качестве предоплаты за участие в войне с Дунайской Болгарией 15 кентинариев (около 455 кг) золота «с приказанием «распределить между ними ... золото»29. Правы исследователи (В.Ю.Морозов, И.Ю.Пасту-шенко), считающие, что монеты Ираклия и Ираклия-Константина могли попасть в бассейн Сылвы в очень короткий временной промежуток в пределах второй четверти VII в. Мы не согласны с В.Ю. Морозовым, который, вслед за С. А. Плетневой, полагает, что в VII в. хазары находились на первой стадии кочевания и совершали военные походы со всем имуществом и семьями только с целью захвата земли, а поэтому не могли вести торгово-обменные операции с общинами Среднего Приуралья30. Тогда как объяснить действия хазар в пользу Византийской империи в Закавказье. Выброс значительного объема восточного и античного импорта в таежные области Среднего Приуралья еще в эпоху раннего железного века, как показывают археологические источники, безусловно связан с посреднической ролью кочевников (саки, савроматы, сарматы)31.

Жертвенное место на Усть-Сылвенском городище функционировало недолго. Обрядовые действия совершались там , возможно, в течение года или нескольких лет, о чем свидетельствует небольшое количество сопутствующего монетам вещественного материала (50 бус, 1 бронзовая бляшка пермского «звериного стиля», несколько наконечников стрел

и 1 «клад» с серебряными шумящей подвеской и слитками , которые могли использоваться в качестве жертвенных даров).Если брать в качестве основы для установления поздней даты поступления в Среднее Приура-лье византийских монет Ираклия и Ираклия-Константина древнехорезмийскую монету царя Бравика из династии Афригидов, то время ее чекана, по Б.И. Вайнбергу, определяется в границах VII в., хотя сам исследователь склонен датировать ее второй половиной VII в.32 Находка монеты Бравика и гексо-граммов Ираклия в одном непродолжительно существовавшем жертвенном комплексе, очевидно, позволяет предположить, что чекан древнехорезмийской драхмы совершен в первой половине VII в., возможно, до 630 г. Несмотря на значительную площадь, вскрытую на Усть-Сылвенском городище, каких-либо деталей (за исключением одной жертвенной ямы), связанных с деятельностью культового места, не зафиксировано. Большая часть бус и монетного материала залегала в культурном слое Усть-Сылвенского городища рассеянно и неглубоко. Возможно жертвенные предметы были развешаны на деревьях или шестах.

Существование святилища на мысу Усть-Сылвенского городища явно имеет отношение к функционированию Волго-Кам-ского торгового пути из Хазарии в бассейн р. Сылвы33. Следует отметить, что, судя по керамическому материалу, жертвенное место относится не к неволинской, а к ломоватов-ской культуре, общины которой обитали в нижнем и среднем течении р.Чусовой, куда также поступал восточный импорт (Малыша-та, Вереино)34. Вероятно, каменный выступ при слиянии р.Сылвы и р.Чусовой имел для древнего населения какой-то сакральный смысл, и люди, проплывавшие мимо него в середине VII - начале VIII в., приносили ему искупительные жертвы.

Усть-Сылвенский монетный комплекс наравне с Бартымским является важным источником изучения культурных и торговых связей раннесредневекового населения Среднего Прикамья с Хазарией и, опосредованно, с древними государствами Малой и Средней Азии.

Примечания

1 Теплоухов Ф.А. Древности пермской чуди из серебра и золота и ее торговые пути // Пермский край.Пермь,1895. Т.3. С.247-290.

2 Шмидт А.В. Доисторическое прошлое Кунгурско-Красноуфимского края // Кунгурско-Красноуфимский край. Кунгур, 1925. Вып 8-10.

3Мацулевич Л.А. Византийский антик в Прикамье // Материалы и исследования по археологии СССР. 1940. №1.

4 Кропоткин В.В. Экономические связи восточной Европы в 1 тысячелетии н.э. М., 1967.

5 Лещенко В.Ю. Восточные клады на Урале в VII-ХШ вв. (по находкам художественной утвари): Автореф. дис.... канд. ист. наук. Л.,1971 С.20.

6 Пастушенко И.Ю. Волго-Камский торговый путь // Пути сообщения, коммуникации, научные достижения народов Евразии. Березники, 1997.С. 36-37.

7 Голдобин А.В., Лепихин А.Н., Мельничук А.Ф. Исследование святилищ железного века в Пермском Прикамье // Археологические открытия Урала и Поволжья. Ижевск, 1991. С. 40-41.

8 Талицкая И.А. Материалы к археологической карте бассейна р. Камы // Материалы и исследования по археологии СССР.1952. №27. С.90. №745.

9 Голдина Р.Д. Ломоватовская культура в Верхнем Прикамье. Иркутск,1985. С.55.

10 Голдина Р.Д., Водолаго Н.В. Могильники нево-линской культуры в Приуралье. Иркутск,1990. С.44.

11 Определение научного сотрудника Государственного Эрмитажа В.В. Гурулевой.

12Марков А. Топография кладов восточных монет (сасанидских и куфических). СПб.,1910. №165; Казама-нова Л. Н. Бартымский клад византийских монет VII в. // Тр. Государственного исторического музея. М., 1957. Вып.26. С.70-76; Голдина Р.Д., Водолаго Н.В. Бартым-ский могильник неволинской культуры в бассейне р. Сылвы // Памятники железного века Камско-Вятского междуречья. Ижевск, 1984. С.23-24.

13 Определение научного сотрудника Государственного Эрмитажа И.Г. Добровольского.

14 Вильданов Р.Ф. Усть-Сылвенский монетный комплекс // IX Октябрьские чтения.Пермь,1990.С.36-37.

15 Вайнберг Б.И. Монеты Древнего Хорезма. М., 1977. С.58-59,80.Табл. ХХХШ, Г II.

16 Голдина Р.Д., Водолаго Р.Д. Бартымский могильник. С.24.Табл. В.

17 Поляков Ю.А. Гляденовская культура // Археология и этнография Среднего Приуралья. Березники, 2001. Вып.1. С.17.

18 Бадер О.Н. О восточном серебре и его использовании в древнем Прикамье // На Западном Урале. Моло-тов,1951.С. 191

19 Пастушенко И.Ю. Волго-Камский торговый путь. С.36.

20 Морозов В.Ю. Пути проникновения сасанидских монет и художественных изделий в Поволжье и Прикамье // Культуры евразийских степей второй половины 1 тысячелетия н.э. Самара,1996. С.157

21 Фрай Р. Наследие Ирана. М., 1972. С.326.

22 Кулаковский Ю.А. Аланы по сведениям классических и византийских писателей //Избр. тр. по истории аланов и Сарматии. СПб.,2000.С.128.

23Дьяконов М.М. Очерк истории древнего Ирана. М., 1961.С.10.

24 Мушнягин Х.А. Денежное обращение Двина по нумизматическим данным. Ереван,1962.С.122.

25 Казаманова Л.Н. Бартымский клад.. ..С.71-72.

26 Кропоткин В.В. Экономические связи. С.50.

27 Пастушенко И.Ю. Волго-Камский торговый путь.. С. 37.

28 Пастушенко И.Ю. История населения бассейна р. Сылвы в первой половине второго тысячелетия н.э.: Автореф. дис.. канд. ист. наук. Ижевск,1995. С.10.

29Диакон Лев. История. М., 1988.С.36-37,183.

30 Морозов В.Ю. Пути проникновения сасанидских монет.. С.159

31 Лепихин А.Н, Мельничук А.Ф., Вильданов Р.Ф. и др. Культурные опосредованные связи населения Среднего Приуралья с цивилизациями древнего Востока и античным миром (по материалам гляденовского костища) // Тр. Камской археолого-этнографической экспедиции. Пермь,2003. Вып 3.С.44-49.

32 Вайнберг Б.И. Монеты древнего Хорезма. С.80.

33 Пастушенко И.И. Волго-Камский торговый путь..С.36-37.

34 Талицкая И.А. Материалы к археологической карте.С.108-109.

THE EARLY MEDIEVAL EAST MONETARY BURIAL IN THE SACRIFICE PLACE OF THE LOMATOVSKAYA CULTURE IN THE SOURCE OF THE SYLVER-RIVER

A.F. Melnitschuk, R.F. Vildanov, A.V. Goldobin

Perm State University, 614990, Perm, Bukireva str., 15

The author describes the rare collection of the Byzantine silver coins of the emperor Iracli the Second and his co-emperor Irakli-Konstantin. This collection was founded with the coins of the period of Sassanian Iran and the ancient Khorezm in the medieval sanctuary Ust-Sylva in the Perm Region. The author pays special attention to the sources of appearing of the Byzantine coins in the 7-th - 11-th centuries in the Sylver-river.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.