Научная статья на тему 'РАННЕЕ ТВОРЧЕСТВО Т.А. ХЕЗЕРВИКА В КОНТЕКСТЕ МИРОВОГО АРХИТЕКТУРНО-ДИЗАЙНЕРСКОГО ПРОЦЕССА'

РАННЕЕ ТВОРЧЕСТВО Т.А. ХЕЗЕРВИКА В КОНТЕКСТЕ МИРОВОГО АРХИТЕКТУРНО-ДИЗАЙНЕРСКОГО ПРОЦЕССА Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
66
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФОРМООБРАЗОВАНИЕ / ПОЛИСТИЛИЗМ / МОДЕРНИЗМ / ПОСТМОДЕРНИЗМ / ДЕКОНСТРУКТИВИЗМ / МИРОВОЙ АРХИТЕКТУРНО-ДИЗАЙНЕРСКИЙ ПРОЦЕСС

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Смагулова Л.А., Нуркушева Л.Т., Самойлов К.И.

творчество Т.А. Хезервика занимает особое место в современном архитектурно-дизайнерском процессе. Начав с отдельных вещей, он перешёл к формированию крупных объектов, включающих здания, сооружения, целые градостроительные комплексы. Соответственно, изучение его творческого метода представляет определённый интерес. Особое внимание привлекает ранний период творчества, который прошёл в контексте своеобразно развивавшегося мирового архитектурно-дизайнерского процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «РАННЕЕ ТВОРЧЕСТВО Т.А. ХЕЗЕРВИКА В КОНТЕКСТЕ МИРОВОГО АРХИТЕКТУРНО-ДИЗАЙНЕРСКОГО ПРОЦЕССА»

АРХИТЕКТУРА

РАННЕЕ ТВОРЧЕСТВО Т.А. ХЕЗЕРВИКА В КОНТЕКСТЕ МИРОВОГО АРХИТЕКТУРНО-ДИЗАЙНЕРСКОГО ПРОЦЕССА

1 2 3

Смагулова Л.А , Нуркушева Л.Т. , Caмoйлoв К.И.

1Смагулова Ляззат Аманжоловна - бакалавр искусств, магистрант, факультет архитектуры;

2Нуркушева Ляззат Тулеувна - доктор архитектуры, академический профессор, факультет дизайна;

3Самойлов Константин Иванович - доктор архитектуры, ассоциированный профессор, факультет архитектуры, Международная образовательная корпорация КазГАСА, г. Алматы, Республика Казахстан

Аннотация: творчество Т.А. Хезервика занимает особое место в современном архитектурно-дизайнерском процессе. Начав с отдельных вещей, он перешёл к формированию крупных объектов, включающих здания, сооружения, целые градостроительные комплексы. Соответственно, изучение его творческого метода представляет определённый интерес. Особое внимание привлекает ранний период творчества, который прошёл в контексте своеобразно развивавшегося мирового архитектурно-дизайнерского процесса.

Ключевые слова: формообразование, полистилизм, модернизм, постмодернизм, деконструктивизм, мировой архитектурно-дизайнерский процесс.

Томас Александр Хезервик (Thomas Alexander Heatherwick) в настоящее время является одним из наиболее активно работающих творцов. Его разнообразные произведения в сфере градостроительства, архитектуры, дизайна и декоративно-прикладного искусства, реализованные в различных странах второе десятилетие становятся заметными явлениями и оказывают определённое влияние на эволюцию мирового архитектурно-дизайнерского процесса. Значительный интерес вызывают произведения, появившиеся в результате реновации как отдельных сооружений, так и средовых комплексов. Работая индивидуально, в соавторстве с коллегами по мастерской «Хезервик Студио» («Heatherwick Studio») [1; 2], основанной в 1994 г. и в которой сейчас работает около двухсот человек, или другими выдающимися мастерами, он демонстрирует яркое своеобразие формообразования. Время учёбы Т.А.Хезервика в Манчестерском Политехническом институте и Королевском Колледже искусств, стимулировавшее формирование его творческой позиции, пришлось на весьма своеобразный период развития архитектурно-дизайнерской мысли.

Рис. 1. Примеры архитектуры второй половины 1980-х [10]: 1-Жилой комплекс «Лестницы барокко», Нуази-леГран, Франция (арх. Р.Бофил-Леви - «Taller de Arquitectura», 1985); 2- Жилой комплекс «Арена Пикассо», Нуази-ле-Гран, Франция (арх. М.Нуньес-Яновски, 1985); 3- Музей Ч.Валиханова, п. Алтын-Эмель, Казахстан (арх. Б.А. Ибраев, Р.А. Сейдалин, С.И. Рустембеков, 1985); 4- Штаб-квартира «Hongkong and Shanghai Banking Corporation», Гонконг, Китай (арх. Н.Р.Фостер,

1985)

Вторая половина 1980-х годов в мировом творческом процессе ознаменовалась активными поисками, олицетворяющими новый взгляд на формообразование. Интернациональная стилистика несколько догматического модернизма полностью сменилась полистилизмом зародившегося ещё в 1960-е годы постмодернизма с разнообразными версиями историзма, аллюзионизма, контекстуализма и хай-тека [3; 4; 5; 7;

9].

Рис. 2. Примеры архитектуры второй половины 1980-х [11]: 1- Центральный научно-исследовательский институт робототехники и технической кибернетики, Санкт-Петербург, Россия, (арх. С.В. Савин, Б.И. Артюшин, 1987); 2- Штаб-квартира пивоваренной компании Асахи «Asahi Flame», Токио, Япония,1989 (арх. Ф. Старк, 1989); 3- Офисное здание «Большая арка братства», Париж, Франция (арх. Й. Шпрекельсен, П. Андрё, 1989); 4- Стеклянная пирамида Лувра,

Париж, Франция (арх. Й.М. Пей, 1989)

Имперскую мощь и строгость классики демонстрирует спроектированный Р. Бофилом-Леви жилой комплекс «Лестницы барокко», расположенный в парижском пригороде Нуази-ле-Гран. Он стилистически сочетает в себе классицизм и французское барокко, которые автор видел наиболее приемлемым для стиля социального жилища предместий. Аллюзия гигантской колоннады, окружающей своеобразный трёхуровневый амфитеатр двора, парадоксально облегчена сплошным остеклением эркеров, образующих стволы колонн, капители которых решены трёхъярусно за счёт балконов и выступов карниза. Венчают псевдоколонны высокие туи, высаженные на озеленённой кровле. В обрамлении рядовых окон использованы гладкоствольные пилястры с упрощёнными капителями, а углы зданий выделены лопатками с крупными каннелюрами. Проходы в зданиях акцентированы отдельно стоящими небольшими портиками. Озеленённые газоном ступени амфитеатра по краям акцентированы гигантскими вазами с цветами. Расположенный в том же предместье и имеющий тот же статус социального жилья комплекс «Арена Пикассо» спроектирован М.Нуньес-Яновски в виде несколько абстрагированной перевёрнутой колесницы, колёса которой, образованные дискообразными объёмами диаметром пятьдесят метров, одновременно являют аллегорию восхода и захода солнца. Здания фланкируют восьмиугольную площадь. Доминирующей пластической темой здесь является готический аркбутан. Активная пластика стен включает ромбический узор и вставки бриллиантового руста. Прямоугольные, овальные и восьмиугольные окна имеют развитые

сложнопластические обрамления. Состоящее из нескольких блоков здание музея Ч. Валиханова в п. Алтын-Эмель в Алматинской области, которое спроектировали Б.А. Ибраев, Р.А. Сейдалин и С.И. Рустембеков, имеет разновысокие углы. Наклонные парапеты акцентированы заглублёнными поясами. Небольшие прямоугольные оконные и дверные проёмы парно сближены. Часть витражей верхнего света помещена с внутренней стороны за парапетом. Наружные лестницы имеют глухое ограждение. У центрального блока в нижних изломах кровли акцентирован жёлоб водостока. Специфика интерпретации исторически сложившихся форм ориентирована на традиционный для региона тип бескупольного мавзолея «сагана-там» с приподнятыми углами [8, С. 593], в свою очередь восходящими к погребальной ограде «торт кулак». Высокотехнологичное индустриальное модульное производство иллюстрирует стилистика спроектированной Н.Р. Фостером штаб-квартиры «Hongkong and Shanghai Banking Corporation» в Гонконге. Сблокированные в разные по количеству этажей блоки пять ярусов акцентированы парными треугольными фермами с подвесками, формирующими вынесенный на фасад каркас, основными элементами которого являются двухветвевые колонны с поэтажными связями. На рисунке 1 показаны примеры архитектуры второй половины 1980-х: Жилой комплекс «Лестницы барокко», Нуази-ле-Гран, Франция (арх. Р. Бофил-Леви - «Taller de Arquitectura», 1985); Жилой комплекс «Арена Пикассо», Нуази-ле-Гран, Франция (арх. М. Нуньес-Яновски, 1985); Музей Ч. Валиханова, п. Алтын-Эмель, Казахстан (арх. Б.А. Ибраев, Р.А. Сейдалин, С.И. Рустембеков, 1985); Штаб-квартира «Hongkong and Shanghai Banking Corporation», Гонконг, Китай (арх. Н.Р. Фостер, 1985).

Рис. 3. Примеры архитектуры 1990-х [12]: 1- Выставочный комплекс «Carré d'Art», Ним, Франция (арх. Н. Фостер, 1993); 2- Выставочный центр «Tokyo Big Sight», Токио, Япония (арх. «AXS Satow», 1996); 3- Штаб-квартира The Longaberger Company — «Basket Building», Ньюарк, США (арх. «The Longaberger Company», «NBBJ», 1997); 4- Апартаменты «WoZoCo», Амстердам, Нидерланды (арх. У. Маас, Дж. ван Риджс, Н.де Вриез - «MVRDV», 1997)

Сочетание протяжённого, слегка изломленного в плане пятиэтажного блока с акцентированной горизонтальной линейной пластикой и вертикального цилиндра со

стрельчатыми, готического типа рёбрами формирует комплекс Центрального научно-исследовательского института робототехники и технической кибернетики в Санкт-Петербурге, спроектированного С.В.Савиным и Б.И.Артюшиным. Здание имеет типичную для модернизма объёмную композицию с парадоксальной постмодернистской пластикой. Два разноразмерных объёма параллелепипедообразной и усечено пирамидальной формы образуют штаб-квартиру пивоваренной компании Асахи «Asahi Flame» в Токио, построенной по проекту Ф.Старка. Высотное здание имеет золотистое сплошное остекление и увенчано ребристым сталактитоподобным фронтоном голубого цвета. Более низкое здание в форме усечённой перевёрнутой пирамиды имеет почти чёрное сплошное остекление и увенчано крупным сложноизогнутым каплевидным объёмом жёлтого цвета, имитирующим пламя. Формирующее повёрнутую на 6,33° относительно комплекса исторически сложившейся Большой планировочной оси Парижа гиперархитектурную рамку представляет собой офисное здание «Большая арка братства». Его проект выполнил Й.О. вон Шпрекельсен со своим помошником П. Андрё. Глухие, скошенные внутрь грани своеобразно сочетаются с мелкоперфорированным остеклением внутренней части и крупноквадровыми блоками остекления на боковых гранях. Панорамный лифт в проёме и имитирующая облако спецткань на вантах дополняют оригинальный образ градостроительной доминанты. Новый вход в Лувр из двора Наполеона сформировала размещённая среди фонтанов полностью остеклённая пирамида высотой 21,65 м с квадратным основанием. Объект спроектировал Й.М. Пей. Три маленькие стеклянные пирамиды формируют зенитное освещение подземного вестибюля, который включает также стеклянную перевёрнутую пирамиду. На рисунке 2 показаны примеры архитектуры второй половины 1980-х: Центральный научно-исследовательский институт робототехники и технической кибернетики, Санкт-Петербург, Россия, (арх. С. Савин, Б. Артюшин, 1987); Штаб-квартира пивоваренной компании Асахи «Asahi Flame», Токио, Япония,1989 (арх. Ф. Старк, 1989); Офисное здание «Большая арка братства», Париж, Франция (арх. Й.О. вон Шпрекельсен, П. Андрё, 1989); Стеклянная пирамида Лувра, Париж, Франция (арх. Й.М. Пей, 1989).

Рис. 4. Примеры архитектуры 1990-х [13]: 1- Европейский парламент — «Louise Weiss building», Страсбург, Франция (арх. М. Робиан, Р. Тиснадо, Дж.-Ф. Боннэ, А. Бретагнель, Р.-Х. Арнауд, Л.-М.

Фишер, Г. Валентэ — «Architecture-Studio», 1999); 2- Модель церкви Ф. Борромини Сан-Карло алле Кватро Фонтане в Риме, Риветта Телль, берег озера Лугано, Швейцария (арх. М. Ботта — «Accademia di architettura /Mendrisio», 1999); 3- Административное здание, Нур-Султан, Казахстан (арх. В. Лаптев, В. Гладких, В. Фальков, Д. Вульпе, 1999); 4 - Офисное здание «Танцующий дом», Прага, Чехия (арх. В. Милунич, Ф.О. Гери, 1996)

Развитием концепций предыдущего периода показательны 1990-е годы. Существенным дополнением полистилизма стал деконструктивизм. Стеклянный параллелепипед с гигантской перголой на пяти колоннах со стороны главного фасада демонстрирует спроектированный Н.Р.Фостером выставочный комплекс «Carré d'Art» в Ниме. Этот навес не только создаёт комфортабельную тень от солнца на входе в здание, но и визуально перекрывает вид на многочисленные разноразмерные павильоны инженерного оборудования и выходов на кровлю. Четыре сомкнутые глухие перевёрнутые пирамиды, соединённые остеклёнными мостиками и «воткнутые» в полностью остеклённые параллелепипеды, формируют своеобразную композицию выставочного центра «Tokyo Big Sight», выполненного по проекту фирмы «AXS Satow». В виде фирменной продуктовой корзины с ручками и лейблом выполнено шестиэтажное здание штаб-квартира The Longaberger Company - «Basket Building» в Ньюарке. Спроектировали объект фирмы «The Longaberger Company» и «NBBJ». Пластика фасадов имитирует крупноэлементное плетение с выступающими и заглублёнными элементами. Дополняя образ, среднюю часть здания занимает многоэтажный холл с зенитным освещением. Своего рода бюро с выдвинутыми на различную величину ящичками демонстрирует образ спроектированного У.Маасом, Дж. ван Риджсом и Н. де Вриез из фирмы «MVRDV» апартаментов «WoZoCo» в Амстердаме: «Выделенный под размещение [...] участок не позволял сформировать необходимые сто квартир для пожилых людей. Было разработано решение, при котором был выполнен консольный перенос части квартир северного фасада. Их ориентация на восток-запад предоставила жителям вид на прилегающий луг, не затеняя квартиры, ориентированные на север-юг. Само здание представляет собой вытянутый параллелепипед с темно-коричневой

82

облицовкой стен. Аналогично облицованные крупные двухэтажные консоли расположены на втором-третьем, четвёртом-пятом, шестом-седьмом и восьмом-девятом этажах. Из основного и консольных объёмов на разных уровнях консольно вытянуты белые параллелепипеды балконов и лоджий с разноцветными стеклянными торцами. Часть параллелепипедов имеет сплошное остекление. Торцевые части корпуса выполнены на колоннах, образующих свободны сквозной проход на уровне цокольного и первого этажей» [6, с. 37-38]. На рисунке 3 показаны примеры архитектуры 1990-х: Выставочный комплекс «Carré d'Art», Ним, Франция (арх. Н.Р.Фостер, 1993); Выставочный центр «Tokyo Big Sight», Токио, Япония (арх. «AXS Satow», 1996); Штаб-квартира The Longaberger Company - «Basket Building», Ньюарк, США (арх. «The Longaberger Company», «NBBJ», 1997); Апартаменты «WoZoCo», Амстердам, Нидерланды (арх. У.Маас, Дж. ван Риджс, Н. де Вриез - «MVRDV», 1997).

Сочетание разновысоких, полностью остеклённых цилиндрического и призматического объёмов представляет собой здание Европейского парламента - «Louise Weiss building» в Страсбурге. Оно спроектированно группой «Architecture-Studio», в которую входили М.Робиан, Р.Тиснадо, Дж.-Ф.Боннэ, А. Бретагнель, Р.-Х. Арнауд, Л.-М. Фишер, Г. Валентэ. Цилиндрический, концептуально имитирующий некоторую незавершённость строительства союза, объём снаружи дополнен кольцевыми элементами, а его внутренняя полая часть формирует импозантный проходной дворик. Полуоткрытый павильон в виде полноразмерной модели поперечного сечения церкви Ф. Борромини Сан-Карло алле Кватро Фонтане в Риме (1677 г.) представил в Риветта Телль на берегу озера Лугано М. Ботта -«Accademia di architettura / Mendrisio». Административное здание в Нур-Султане, построенное по проекту В. Лаптева, В. Гладких, В. Фалькова и Д. Вульпе, состоит из нескольких разноэтажных взаимопересекающихся блоков. Наиболее крупный из них изогнут по всей длине. Со стороны главного и частично боковых фасадов зону 3-11 этажей занимает сплошной витраж с затемнёнными стёклами. Аналогичный витраж занимает зону 8-11 этажей на дворовом фасаде и, ступенчато увеличиваясь, переходит на боковые. Начиная с седьмого этажа, на главном фасаде с угла помещены длинные балконы с лоджиями. На 10-11 этажах чуть более широкая, чем балконы, часть фасада имеет прямоугольные окна с золотистым остеклением. Так же остеклён узкий вертикальный угловой витраж и, частично, 2-3 этажи. Кроме того, золотистое остекление имеет цилиндрическая поверхность зенитного проёма в расширенной зоне главного входа. На заднем фасаде 4-7 этажи имеют сплошной балкон. Небольшие балконы размещены на 2-11 этажах по торцевым фасадам. Квадратные большие окна второго этажа и маленькие окна чердачного располагаются на гладких стенах. Сложноконфигуративный двухэтажный блок с порталом главного входа имеет, в основном, глухие стены. У пятиэтажного блока, размещённого с дворовой стороны, наличествуют прямоугольные и квадратные окна. В крупнолистовой облицовке фасадов выполнены небольшие композиции разно углублённых прямоугольных элементов. Одним из мотивов, определивших изгиб основного объёма здания, было создание своего рода аванплощади перед главным входом, который выходил на относительно узкую улицу с плотной периметральной застройкой кварталов. Однако к моменту сдачи здания в эксплуатацию был осуществлён её снос с последующей разбивкой сквера. В результате, получив ранее не существовавшие дальние планы восприятия, здание приобрело черты образа развивающегося флага [8, с. 689, 693]. Оригинальную метафоричность образа демонстрирует офисное здание, известное как «Танцующий дом», в Праге. Оно спроектировано В. Милуничем и Ф.О. Гери. Сложноформенный двуцилиндрический объём, примыкающий к параллелепипеду, имеет порядно смещённые оконные проёмы с развитыми наличниками и развивающимися по фасаду тонкими поясами. Один цилиндрический объем в средней части сжат, формируя коноидную поверхность, имеет на шестом уровне фигурный балкон на подкосах; другой решён почти прямолинейно с лёгким прогибом. На рисунке 4 показаны примеры архитектуры 1990-х: Европейский парламент - «Louise Weiss building», Страсбург, Франция (арх. М. Робиан, Р. Тиснадо, Дж.-Ф. Боннэ, А. Бретагнель, Р.-Х. Арнауд, Л.-М. Фишер, Г. Валентэ - «Architecture-Studio»,

83

1999); Mодель церкви Ф. Борромини Сан-Карло алле Кватро Фонтане в Pиме, Pиветта Телль, берег озера Лугано, Швейцария (арх. M^rra - «Accademia di architettura I Mendrisio», 1999); Административное здание, Нур-Султан, Казахстан (арх. В. Лаптев, В. Гладких, В. Фальков, Д. Вульпе, 1999); Офисное здание «Танцующий дом», Прага, Чехия (арх. В. Mилунич, Ф.О. Гери, 1996).

В контексте этих произведений начал формироваться оригинальный взгляд Т.А. Хезервика на формообразование. Наиболее характерными произведениями этого периода являются: Pешетчатый сосуд, 1991 г.; Беседка, Беркшир, Великобритания, проект 1992 г.; Трансформируемый табурет-доска, 1993 г.; Сумки на молнии, 1993 г.; Павильон, Mанчестер, 1993 г.; Трансформируемая ёмкость, 1993 г.; Складной шкаф, 1994 г.; Площадка «Голубой ковёр», Ньюкасл-апон-Тайн, 1995 г.; Витрина универмага «Харви Николс», Лондон, 1997 г.; Pесторан-павильон, Белсей-холл, 1999 г.; «Волосатое здание», Ноттинг-Хилл, 1999 г. В дальнейшем практика мастера расширилась и начали появляться произведения в других странах мира.

Список литературы

1. Heatherwick Studio. [Электронный ресурс]. Pежим доступа: http:IIwww.heatherwick.com/ (дата обращения: 07.12.2021).

2. Heatherwick Thomas. Making I by Thomas Heatherwick, Maisie Rowe on 11I03I2013. -Thames and Hudson Ltd, 2013. 608 p.

3. Дженкс Ч. Язык архитектуры постмодернизма I Пер. с англ. А.В. Pябушина, M3. Уваровой; под ред. А.В. Pябушина, В.Л. Хайта. Mосква: Стройиздат, 1985. 136 с.

4. Иконников A.B. Архитектура ХХ века. Утопии и реальность в 2 т. Mосква: Прогресс-Традиия, 2001. Т. 1. 656 с.

5. Ильин И.П. Постструктурализм. Деконструктивизм. Постмодернизм. Mосква: Интрада, 1996. 252 с.

6. Кузенбаев Д.Ш., Садвокасова Г.К., Самойлов К.И. Архитектурные концепции проектных фирм (стилевой аспект) = Architectural concepts of design firms (a style aspect). Алматы: «Строительство и Архитектура», 2019. 86 с.

7. Маньковская Н.Б. Эстетика постмодернизма. Санкт-Петербург: Алетейя, 2000. 347 с.

8. Самойлов К.И. Архитектура Казахстана XX века: Pазвитие архитектурно-художественных форм. Mосква-Алматы: MАрИ-дизайн, 2004. 936 с.

9. Фрeмnтон,К. Современная архитектура: Критический взгляд на историю развития I Пер. с англ. Е.А. Дубченко; Под ред. В.Л. Хайта. Mосква: Стройиздат, 1990. 535 с.

Иллюстрации

1. Рис. 1. Примеры архитектуры второй половины 1980-х:

- Жилой комплекс «Лестницы барокко», Париж, Франция (арх. P.Бофил-Леви - «Taller de

Arquitectura», 1985). [Электронный ресурс]. Pежим доступа: https:IIpragmatika.mediaIwp-contentIuploadsI2020I07ILes_Espaces_Abraxas_Marne_la_Valle_Paris_France_Ricardo_Bofil l_Taller_Arquitectura_01 -1 -scaled-e1595861622892-1220x600-c-center.jpg I (дата обращения: 07.12.2021).

- Жилой комплекс «Арена Пикассо», Нуази-ле-Гран, Франция (арх. M. Нуньес-Яновский,

1985). [Электронный ресурс]. Pежим доступа:

https:IIi.pimmg.comI736xIea/00I16Iea00160d6008d80aa40bd7c228bí33b2jpg I (дата обращения: 07.12.2021).

- Музей Ч. Валиханова, п. Алтын-Эмель, Казахстан (арх. Б.А. Ибраев, Р.А. Сейдалин,

С.И.Рустембеков, 1985). [Электронный ресурс]. Режим доступа:https://img-fotki.yandex.ru/get/5002/synthart.37/0_3f185_7df29da6_XL/

- Штаб-квартира банка HSBC, Гонконг, Китай (арх. Н.Р. Фостер, 1985). [Электронный

ресурс]. Режим доступа:https://gochina.ru/uploads/images/novosti/zdame-hsbc-v-shanhae/zdanie-hsbc-v-shanhae-1.jpg/ (дата обращения: 07.12.2021).

2. Рис. 2. Примеры архитектуры второй половины 1980-х:

- Центральный научно-исследовательский институт робототехники и технической кибернетики, Санкт-Петербург, Россия, (арх. С.Савин, Б.Артюшин, 1987). [Электронный ресурс]. Режим доступа:http://fofoi.ru/wp-content/uploads/2014/09/nii.jpg/ (дата обращения: 07.12.2021).

- Штаб-квартира пивоваренной компании Асахи "Asahi Flame", Токио, Япония,1989 (арх.

Ф.Старк, 1989). - [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://upload.wikimedia.Org/wikipedia/commons/b/b1/Skytree_%26_Asahi_Breweries_Buildi ng,_from_Azumabashi,_Asakusa_2012_%E2%85%A2JPG / (дата обращения: 07.12.2021).

- Офисное здание «Большая арка братства», Париж, Франция (арх. Й. Шпрекельсен, П.

Андрё, 1989). [Электронный ресурс]. Режим доступа:

https://posmotrim.by/pics/7e1f882a8.jpg/ (дата обращения: 07.12.2021).

- Стеклянная пирамида Лувра, Париж, Франция (арх. Й.М.Пей, 1989). [Электронный

ресурс]. Режим доступа:

https://cdnassets.hw.net/ea/1c/4b8588d34466aa5be5ec41c5f0e2/louvrepyramid-impei-exterior.jpg/ (дата обращения: 07.12.2021).

3. Рис. 3. Примеры архитектуры 1990-х:

- Выставочный комплекс «Carré d'Art», Ним, Франция (арх. Н. Фостер, 1993). [Электронный

ресурс]. Режим доступа:

http://carreartmusee.com/fichier/p_media/45/media_fichier_.d.huguenin.jpg/ (дата

обращения: 07.12.2021).

- Выставочный центр «Tokyo Big Sight», Токио, Япония (арх. «AXS Satow», 1996).

[Электронный ресурс]. Режим доступа:

https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/d/d1/20030727_27_July_2003_Tokyo_Inter national_Exhibition_Center_Big_Sight_Odaiba_Tokyo_Japan.jpg/ (дата обращения: 07.12.2021).

- Штаб-квартира The Longaberger Company - «Basket Building», Ньюарк, США (арх. «The

Longaberger Company», «NBBJ», 1997). [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.architravel.com/architravel_wp/wp-

content/uploads/2013/05/basket_building_1.jpg/ (дата обращения: 07.12.2021).

- Апартаменты «WoZoCo», Амстердам, Нидерланды (арх. У.Маас, Дж.ван Риджс, Н.де

Вриез - «MVRDV», 1997). [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://eliinbar.files.wordpress.com/2012/09/wozoco-mvrdv-amsterdam-holland.jpg / (дата обращения: 07.12.2021).

4. Рис. 4. Примеры архитектуры 1990-х:

- Европейский парламент - «Louise Weiss building», Страсбург, Франция (арх. М. Робиан,

Р.Т иснадо, Дж.-Ф.Боннэ, А. Бретагнель, Р.-Х. Арнауд, Л.-М. Фишер, Г. Валентэ -«Architecture-Studio», 1999). [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://icdn.lenta.ru/images/2014/09/02/11/20140902115046595/preview_12d38527286f5e5afcf b07d581717e84.jpg/ (дата обращения: 07.12.2021).

- Модель церкви Борромини Сан-Карло алле Кватро Фонтане в Риме, Риветта Телль, берег

озера Лугано, Швейцария (арх. М.Ботта - «Accademia di architettura / Mendrisio», 1999). [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://s-media-cache-

ak0.pinimg.com/736x/88/fc/ad/88fcade76f86972cab179aab273195fb.jpg/ (дата обращения: 07.12.2021).

- Административное здание, Нур-Султан, Казахстан (арх. В. Лаптев, В. Гладких, В.

Фальков, Д. Вульпе, 1999). - [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://icdn.lenta.ru/images/2014/09/02/11/20140902115046595/preview_12d38527286f5e5afcf b07d581717e84.jpg/ (дата обращения: 07.12.2021).

- Офисное здание «Танцующий дом», Прага, Чехия (арх. В. Милунич, Ф. Гери, 1996).

[Электронный ресурс]. Режим доступа: https://life-

globe.com/image/cache/data/tantsujuschij-dom-v-prage/Tancici-dum-Praga-912x513.jpg/ (дата обращения: 07.12.2021).

СПЕЦИФИКА ХРИСТИАНСКОГО ЗОДЧЕСТВА КАК ЧАСТИ

МИРОВОГО ПРОЦЕССА

1 2 Ульченко Н.В. , Самойлов К.И.

1Ульченко Наталья Владимировна - магистрант;

2Самойлов Константин Иванович - доктор архитектуры, профессор, кафедра архитектуры, Казахский национальный исследовательский технический университет им. К.И. Сатпаева,

г. Алматы, Республика Казахстан

Аннотация: в статье рассматривается развитие христианской архитектуры в мировом процессе. Отмечаются предпосылки становления стилистики храмовых строений. Ключевые слова: архитектура храмов, христианские храмы, католические храмы, православные храмы, протестантские храмы, каноны храмового зодчества.

УДК 726.5

Христианство зародилось во времена поздней античности, выкристаллизовавшись из ветхозаветных учений. Естественно, что новое вероучение нуждалось в местах отправления культа. Первыми местами для собраний христиан были дома, принадлежавшие членам общины и не имевшие какой-либо типологической специфики. По мере развития культа, особенно в период массовых гонений весьма востребованными стали так называемые «могилы мучеников». Такие могилы становились алтарями, уже тогда было создано постановление что Божественная литургия должна совершаться над мощами святых. Такие погребения были в основном подземными кладбищами, как, например, подземные погребения в Риме, Эфесе, Александрии, и других городах. Использовались также и пещеры. Например, церкви в пещерах Каппадокии, на территории современной Турции.

Помещения в катакомбах делились на кубикулы (малые), крипты (средние) и большие (капеллы). Кубикулы являлись семейными склепами, внутри которых по кругу располагались ниши «локулы» где размещались тела умерших. Могила мученика располагалась в полукруглую нишу спереди, которая напоминает апсиду. Крипта являлась подземной церковью. Передняя часть предназначалась для духовенства. Капелла отличалась от крипт размерами и планировкой [6].

Для мест богослужения позже стали использоваться дома верующих. Очень часто перестраивались или отдавались в распоряжение верующим базилика - место в античном доме, которое предназначалось для встречи гостей и празднеств. Позже такие сборы стали стихийными и возникала опасность возникновения ответвлений в вере. Так стали появляться молитвенные дома. Центром такого христианского молитвенного дома (комплекса) стал двор и выходы в него из разных помещений. Главная комната (5х13 метров) с алтарем находилась с южной стороны. Так же была своеобразная арка, фасад которой расписывался темами Ветхого и Нового Заветов. Такие дома впоследствии превращались в церкви. Например, Дом-церковь в Дура-Европос, 231 г.

С III в. получили распространение храмы. Первые храмы являлись прямоугольными базиликами. Такое представление храма было продиктовано тем, что первые христиане

86

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.