Научная статья на тему 'Раннее изучение иностранного языка как условие формирования межкультурной коммуникации личности'

Раннее изучение иностранного языка как условие формирования межкультурной коммуникации личности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2802
342
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖКУЛЬТУРНАЯ КОММУНИКАЦИЯ / РАННЕЕ ОБУЧЕНИЕ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мишина Анна Владимировна

В последнее время иностранные языки являются объектом пристального внимания и изучения не только специалистов и ученых-языковедов, но и простых людей. При этом отмечается все более возрастающая роль, которую играют иностранные языки, в осуществлении влияния на сознание и деятельность практически всех слоев населения[1]. Также необходимо отметить тот факт, что знание иностранных языков является очень значимым в сфере личной и профессиональной коммуникации человека, что позволяет быть ему на шаг впереди других в предпочтительном плане для работодателей. Важность знания иностранного языка в настоящее время сложно переоценить. Абсолютно невозможно представить себе жизнь человека в современном мире, не знающего иностранный язык, ведь большинство современных средств коммуникации и общения ориентированы на людей в той или иной мере владеющих языком[2]. Также в современном мире невозможно недооценить возрастающее влияние информационных технологий на повседневную жизнь и рабочую среду, где знание иностранных языков просто необходимо для полноценной и грамотной работы: профессиональная коммуникация, on-line конференции, иностранные партнерства. Знание иностранного языка позволяет заводить знакомства с представителями других стран, которые впоследствии приводят к сотрудничеству и деловым связям, расширению международных связей в целом, их укреплению. За последние 50 лет сильно возросла роль именно английского языка, как показателя успешности и образованности человека, что непосредственно влечет за собой его более плотное использование во всех сферах коммуникаций между странами[1,2]. На первый план сейчас выходит не просто знание английского языка, а его понимание и способность использовать навыки, приобретенные в процессе изучения в повседневной жизни. Сейчас мировые стандарты современного образования, направлены на подготовку образованного, думающего и творчески развитого человека, способного адаптироваться в нашем быстро меняющемся мире и современном социально-экономическом окружении. Осознавая это, многие студенты все больше времени уделяют изучению не только английского, а еще как минимум одному или двум иностранным языкам. Чаще других мы видим комбинации английского, испанского, немецкого и китайского языков. Также нередко качественное знание иностранного языка может позволить молодым людям получить специальность за границей. Естественно видеть, что изучению иностранного языка уделяется большое внимание, при этом сегодня в России официально изучение языка начинается уже в раннем школьном возрасте. Статистика показывает, что в последнее время возрастной порог для обучения детей иностранному языку все больше снижается[1,2]. Четырехлетний ребенок считается уже вполне подготовленным к урокам, а некоторые родители даже трехлетних детей отдают в группы, изучающие английский язык. Давно известно, что возможности детей раннего возраста в изучении иноязычной речи поистине уникальны, ведь еще К. Ушинский писал: «В несколько месяцев дитя так приучается говорить на иностранном языке, как не может приучиться в несколько лет» [1,2]. Все понимают: знать иностранные языки необходимо, причем, их количество имеет прежде всего престижное значение. Поэтому некоторые родители стараются обучать своих детей с младенчества, стремятся отдавать их как можно раньше педагогам, чтобы выучить один или несколько иностранных языков. Наиболее благоприятным периодом для изучения иностранного языка считается возраст от 4 8 лет. Пластичность природного механизма овладения речью, независимого от наследственных факторов, помогает ребенку овладеть иностранным языком более успешно. Но с возрастом данная способность постепенно угасает, поэтому обучение детей старшего возраста второму языку вызывает целый ряд трудностей. Также у детей дошкольного возраста более гибкое и быстрое мышление, что обеспечивает лучшее запоминание языкового материала. Кроме того, дошкольников отличает отсутствие языкового барьера, мешающего вступить в общение на иностранном языке. Логично предположить, что изучение иностранного языка необходимо также для формирования и развития межкультурных коммуникаций. Этот вывод основывается на том, что для сегодняшнего дня характерно накопление критической массы работ в области теории и практики перевода, коммуникативистики, культурной антропологии, этнологии, дидактики преподавания иностранных языков, лингвокультурологии и социологии, кросс-культурных исследований, появление практической необходимости находить корни проблем, возникающих во время общения представителей различных культур. В широком философском плане мультикультурные контакты представляются одним из наиболее важных следствий безграничных экономических, политических и коммуникативных сетей, охвативших сегодня весь земной шар. Немаловажно, что сегодня явственны культурные корни многих современных конфликтов, что также способствует рефлексии над тем, что есть культура, диалог культур, мультикультурализм[3]. Таким образом, в связи с развитием общества, общей глобализации экономики, особенно остро ставится вопрос о развитии межкультурной коммуникации. Межкультурная коммуникация [3-6] в общем контексте представляет собой комплекс мероприятий, необходимых для подготовки обучающихся к эффективным межкультурным контактам на уровне повседневного межличностного общения. Для этого недостаточно лишь знаний о природе межкультурного непонимания, здесь необходимо формирование практических навыков и умений, которые позволили бы свободно понимать представителей других культур. Таким образом, актуальность данной работы связана с тем, что знание иностранных языков является неотъемлемым навыком в современном мире. В связи с этим возникает актуальность обучения языкам в как можно более раннем возрасте, оптимально уже в дошкольном. Однако, процесс обучения дошкольников имеет свои особенности, связанные с особенностями данного возраста, что необходимо учитывать в процессе разработки программ и методик обучения. Естественно предположить, что процесс межкультурной коммуникации невозможен только лишь со знанием иностранного языка. Для формирования эффективной межкультурной коммуникации необходимо погружение не только лишь в языковую среду, но и знакомство с культурой, традициями, искусством носителей иностранного языка. Абсолютно естественно, что процесс формирования межкультурной коммуникации неотделим от процесса изучения иностранного языка, причем эффективность формирования межкультурной коммуникации зависит от возраста ребенка в начале этого процесса. Гибкость механизма запоминания, отсутствие языкового барьера объясняет относительную легкость осваивания иностранных языков у детей по сравнению с взрослыми. Способность усваивать информацию у детского мозга гораздо выше, чем этот показатель у взрослых. К трем годам мозг человека достигает 80% своего взрослого потенциала. В это время активно формируется база для последующего развития человека. В этом возрасте дети открыты всему новому, они активно познают окружающий мир. Это делает возможным использование этих природных факторов в обучении. С другой стороны, возникает проблема быстрой утомляемости детей этого возраста. Однако использование естественной для детей этого возраста физической, игровой и познавательной деятельности на уроках, делают возможным эффективное обучение при сохранении психического и физического здоровья детей. Выстраивая урок в форме театрального представления, на котором дети являются активными зрителями, становится возможным использовать природное средство общего развития ребенка наблюдение. Использование игры, как основного вида деятельности на уроке, обеспечивают заинтересованность детей при восприятии материала, а также снимают возможные языковые трудности. Доступность и посильность обеспечивается четким отбором тем, которые интересны для детей этого возраста и яркой привлекательной наглядностью. Чередование различных видов работы, постоянная физическая активность детей на уроке способствуют тому, что мозг ребенка не утомляется, а переключается на другой вид деятельности. Следовательно, назрела актуальная необходимость проработки вопросов развития и формирования межкультурной коммуникации, связанной с особенностями когнитивных и физических особенностей детей дошкольного возраста. Учет этих особенностей при разработке программ и методик обучения иностранному языку с упором в формирование механизмов межкультурных коммуникаций позволит обеспечить развитие ребенка как личности с повышенной результативностью в процессе овладения иностранным языком.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Раннее изучение иностранного языка как условие формирования межкультурной коммуникации личности»

Раннее изучение иностранного языка как условие формирования межкультурной

коммуникации личности

Мишина Анна Владимировна

ГБОУ ВПО Ставропольский государственный педагогический институт, г. Ставрополь

Ключевые слова:

Межкультурная коммуникация, раннее обучение иностранному языку

В последнее время иностранные языки являются объектом пристального внимания и изучения не только специалистов и ученых-языковедов, но и простых людей. При этом отмечается все более возрастающая роль, которую играют иностранные языки, в осуществлении влияния на сознание и деятельность практически всех слоев населения[1]. Также необходимо отметить тот факт, что знание иностранных языков является очень значимым в сфере личной и профессиональной коммуникации человека, что позволяет быть ему на шаг впереди других в предпочтительном плане для работодателей.

Важность знания иностранного языка в настоящее время сложно переоценить. Абсолютно невозможно представить себе жизнь человека в современном мире, не знающего иностранный язык, ведь большинство современных средств коммуникации и общения ориентированы на людей в той или иной мере владеющих языком[2]. Также в современном мире невозможно недооценить возрастающее влияние информационных технологий на повседневную жизнь и рабочую среду, где знание иностранных языков просто необходимо для полноценной и грамотной работы: профессиональная коммуникация, on-line конференции, иностранные партнерства. Знание иностранного языка позволяет заводить знакомства с представителями других стран, которые впоследствии приводят к сотрудничеству и деловым связям, расширению международных связей в целом, их укреплению.

За последние 50 лет сильно возросла роль именно английского языка, как показателя успешности и образованности человека, что непосредственно влечет за собой его более плотное использование во всех сферах коммуникаций между странами[1,2]. На первый план сейчас выходит не просто знание английского языка, а его понимание и способность использовать навыки, приобретенные в процессе изучения в повседневной жизни. Сейчас мировые стандарты современного образования, направлены на подготовку образованного, думающего и творчески развитого человека, способного адаптироваться в нашем быстро меняющемся мире и современном социально-экономическом окружении. Осознавая это, многие студенты все больше времени уделяют изучению не только английского, а еще как минимум одному или двум иностранным языкам. Чаще других мы видим комбинации английского, испанского, немецкого и китайского языков. Также нередко качественное знание иностранного языка может позволить молодым людям получить специальность за границей.

Естественно видеть, что изучению иностранного языка уделяется большое внимание, при этом сегодня в России официально изучение языка начинается уже в раннем школьном возрасте.

Статистика показывает, что в последнее время возрастной порог для обучения детей иностранному языку все больше снижается[1,2]. Четырехлетний ребенок считается уже вполне подготовленным к урокам, а некоторые родители даже трехлетних детей отдают в группы, изучающие английский язык. Давно известно, что возможности детей раннего возраста в изучении иноязычной речи поистине уникальны, ведь еще К. Ушинский писал: «В несколько месяцев дитя так приучается говорить на иностранном языке, как не может приучиться в несколько лет» [1,2].

Все понимают: знать иностранные языки необходимо, причем, их количество имеет прежде всего престижное значение. Поэтому некоторые родители стараются обучать своих детей с младенчества, стремятся отдавать их как можно раньше педагогам, чтобы выучить один или

несколько иностранных языков. Наиболее благоприятным периодом для изучения иностранного языка считается возраст от 4 - 8 лет. Пластичность природного механизма овладения речью, независимого от наследственных факторов, помогает ребенку овладеть иностранным языком более успешно. Но с возрастом данная способность постепенно угасает, поэтому обучение детей старшего возраста второму языку вызывает целый ряд трудностей. Также у детей дошкольного возраста более гибкое и быстрое мышление, что обеспечивает лучшее запоминание языкового материала. Кроме того, дошкольников отличает отсутствие языкового барьера, мешающего вступить в общение на иностранном языке.

Логично предположить, что изучение иностранного языка необходимо также для формирования и развития межкультурных коммуникаций. Этот вывод основывается на том, что для сегодняшнего дня характерно накопление критической массы работ в области теории и практики перевода, коммуникативистики, культурной антропологии, этнологии, дидактики преподавания иностранных языков, лингвокультурологии и социологии, кросс-культурных исследований, появление практической необходимости находить корни проблем, возникающих во время общения представителей различных культур. В широком философском плане мультикультурные контакты представляются одним из наиболее важных следствий безграничных экономических, политических и коммуникативных сетей, охвативших сегодня весь земной шар. Немаловажно, что сегодня явственны культурные корни многих современных конфликтов, что также способствует рефлексии над тем, что есть культура, диалог культур, мультикультурализм[3].

Таким образом, в связи с развитием общества, общей глобализации экономики, особенно остро ставится вопрос о развитии межкультурной коммуникации.

Межкультурная коммуникация [3-6] в общем контексте представляет собой комплекс мероприятий, необходимых для подготовки обучающихся к эффективным межкультурным контактам на уровне повседневного межличностного общения. Для этого недостаточно лишь знаний о природе межкультурного непонимания, здесь необходимо формирование практических навыков и умений, которые позволили бы свободно понимать представителей других культур.

Таким образом, актуальность данной работы связана с тем, что знание иностранных языков является неотъемлемым навыком в современном мире. В связи с этим возникает актуальность обучения языкам в как можно более раннем возрасте, оптимально уже в дошкольном. Однако, процесс обучения дошкольников имеет свои особенности, связанные с особенностями данного возраста, что необходимо учитывать в процессе разработки программ и методик обучения.

Естественно предположить, что процесс межкультурной коммуникации невозможен только лишь со знанием иностранного языка. Для формирования эффективной межкультурной коммуникации необходимо погружение не только лишь в языковую среду, но и знакомство с культурой, традициями, искусством носителей иностранного языка. Абсолютно естественно, что процесс формирования межкультурной коммуникации неотделим от процесса изучения иностранного языка, причем эффективность формирования межкультурной коммуникации зависит от возраста ребенка в начале этого процесса.

Гибкость механизма запоминания, отсутствие языкового барьера объясняет относительную легкость осваивания иностранных языков у детей по сравнению с взрослыми. Способность усваивать информацию у детского мозга гораздо выше, чем этот показатель у взрослых. К трем годам мозг человека достигает 80% своего взрослого потенциала. В это время активно формируется база для последующего развития человека. В этом возрасте дети открыты всему новому, они активно познают окружающий мир. Это делает возможным использование этих природных факторов в обучении.

С другой стороны, возникает проблема быстрой утомляемости детей этого возраста. Однако использование естественной для детей этого возраста физической, игровой и познавательной деятельности на уроках, делают возможным эффективное обучение при сохранении психического и физического здоровья детей. Выстраивая урок в форме театрального представления, на котором дети являются активными зрителями, становится возможным использовать природное средство общего развития ребенка - наблюдение. Использование игры, как основного вида деятельности на уроке, обеспечивают заинтересованность детей при

восприятии материала, а также снимают возможные языковые трудности. Доступность и посильность обеспечивается четким отбором тем, которые интересны для детей этого возраста и яркой привлекательной наглядностью. Чередование различных видов работы, постоянная физическая активность детей на уроке способствуют тому, что мозг ребенка не утомляется, а переключается на другой вид деятельности.

Следовательно, назрела актуальная необходимость проработки вопросов развития и формирования межкультурной коммуникации, связанной с особенностями когнитивных и физических особенностей детей дошкольного возраста. Учет этих особенностей при разработке программ и методик обучения иностранному языку с упором в формирование механизмов межкультурных коммуникаций позволит обеспечить развитие ребенка как личности с повышенной результативностью в процессе овладения иностранным языком.

Список литературы:

1.Бойкова Е.А. Обучение иностранному языку в детском саду. URL: http://nsportal.ru/detskiy-sad/razvitie-rechi/2014/10/28/obuchenie-inostrannomu-yazyku-v-detskom-sadu. 30.01.2015 г.

2.Бушев А.Б. Личность и межкультурные коммуникации. URL: http://pr.tsu.ru/articles/156/. 30.01.2016 г.

3.Кононова А.Н. Раннее изучение иностранного языка. URL: http://pedsovet.su/publ/164-1-0-1332. 30.01.2016 г.

4.Антонов В.И., Ямпилова З.С. Проблема стереотипов как один из барьеров в контексте коммуникации культур // Россия и Запад: диалог культур. Вып. 7. —М, 1999.

5.Галочкина Е.А. «Пусть меня научат...» Межкультурная коммуникация в учебной аудитории // Россия и Запад: диалог культур. Вып. 5. — М., 1998.

6.Грушевицкая Т.Г., Попков В.Д., Садохин А.П. Основы межкультурной коммуникации: Учебник для вузов // Под ред. А.П. Садохина. - М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2002. - 352с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.