Оптимизация работы дошкольного образовательного учреждения в условиях глобализации поликультурной среды и многоязычия. Реализация проекта
Дронкина Виктория Сергеевна НОЧУ ДО Детский сад "Лотос"
Ключевые слова:
Монтессори-педагогика, межкультурная коммуникация, сострудничество Россия - Китай Введение:
В принятом Федеральном государственном стандарте дошкольного образования, утверждены основные принципы работы современных дошкольных образовательных организаций, среди которых - учет этнокультурной и социальной среды развития детей и формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка через включение в различные виды деятельности. Расширение границ межкультурного общения дало толчок для педагогов искать новые методы и формы работы с детьми с целью адаптации их к новым формам межличностного общения в обществе. В последнее время в монтессори сообществе все больше дошкольных образовательных организаций стало участвовать в проекте «Международный детский сад», организаторами которого является международная студенческая организация Aiesic.
Реализация проекта заключается в следующем: иностранные волонтеры с хорошим знанием английского языка и опытом работы с детьми на протяжении пяти недель пребывают в российских детских садах в качестве ассистентов монтессори-педагогов. Во время своей работы в детском саду волонтеры представляют свою страну, ее культуру, национальные традиции; устраивают интерактивные уроки географии; уроки английского, мастер-классы и многое другое.
Цели реализации данного проекта:
1.Создание особой детской среды, в которой осуществляется межкультурное общение;
2.Формирование у детей и сотрудников ДОУ уважительного отношения к представителям разных национальностей;
3.Развитие коммуникативных навыков детей и сотрудников ДОУ с носителями других языков;
4.Практика английского языка;
5.Возможность каждого субьекта познакомится с культурными, природными, национальными особенностями разных стран;
6.Пропаганда российской культуры.
Материалы: анализ деятельности дошкольного образовательного учреждения в период осуществления проекта «Международный детский сад. Россия - Китай».
Результаты:
1.Обогащение культурно - развлекательной программы детского сада.
2.Снятие языкового барьера у воспитанников и сотрудников ДОУ.
3.Адаптация детей к поликультурной и многонациональной среде.
4.Апробация новых форм социализации детей в рамках Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.
Выводы:
Процесс оптимизации работы дошкольного образовательного учреждения в условиях глобализации поликультурной среды и многоязычия был представлен на базе НОЧУ ДО детский сад «Лотос», который находится Московской области в городе Дмитров и работает по
методике М.Монтессори. Для реализации проекта «Международный детский сад» администрация детского сада выбрала волонтеров из Китайской народной республики. Все административные уровни дошкольного образовательного учреждения: муниципальное образование, администрация детского сада, педагогический состав, обслуживающий персонал, группы воспитанников и их семьи, участвовали в реализации проекта. Таким образом, детский сад был площадкой для межкультурного общения и информационного обмена культурами обоих сторон участников проекта.
При реализации проекта был выбран двунаправленнный вектор взаимодействия сторон (Российская Федерация и Китайская Народная Республика), что указывает на то, что отношения между частями оппозиции следует считать как двусторонние. С одной стороны иностранный волонтер, в нашем исследовании волонтер из Китая, является непосредственным проводником своей культуры, а с другой стороны проводником российской культуры в своей стране. Работа иностранных волонтеров с российскими детьми придерживалась интегрированного подхода, что позволяло решению задач всех образовательных областей дошкольного образования: коммуникативно-личностное образование, познавательно-речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
Список литературы:
1. Грушевицкая Т.Г., Попков В.Д., Садохин А.П. Основы межкультурной коммуникации: Учебник для вузов (Под ред. А.П. Садохина. - М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2002. - 352с.
2. Плаксина, Е.С. Поликультурное образование детей дошкольного возраста // Проблемы и перспективы развития образования : материалы V междунар. науч. конф. (г. Пермь, март 2014 г.). — Пермь : Меркурий, 2014. - С. 84-85.
3. Рюмина Ю.Н. Организация поликультурного пространства ДОУ.
URL: http://shgpi.edu.ru/files/nauka/vestnik/2014/2014-4-23.pdf Дата обращения: 14.02.2016