Научная статья на тему 'Оптимизация работы дошкольного образовательного учреждения в условиях глобализации поликультурной среды и многоязычия. Реализация проекта'

Оптимизация работы дошкольного образовательного учреждения в условиях глобализации поликультурной среды и многоязычия. Реализация проекта Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
907
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОНТЕССОРИ-ПЕДАГОГИКА / МЕЖКУЛЬТУРНАЯ КОММУНИКАЦИЯ / СОСТРУДНИЧЕСТВО РОССИЯ КИТАЙ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дронкина Виктория Сергеевна

В принятом Федеральном государственном стандарте дошкольного образования, утверждены основные принципы работы современных дошкольных образовательных организаций, среди которых учет этнокультурной и социальной среды развития детей и формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка через включение в различные виды деятельности. Расширение границ межкультурного общения дало толчок для педагогов искать новые методы и формы работы с детьми с целью адаптации их к новым формам межличностного общения в обществе. В последнее время в монтессори сообществе все больше дошкольных образовательных организаций стало участвовать в проекте «Международный детский сад», организаторами которого является международная студенческая организация Aiesic. Реализация проекта заключается в следующем: иностранные волонтеры с хорошим знанием английского языка и опытом работы с детьми на протяжении пяти недель пребывают в российских детских садах в качестве ассистентов монтессори-педагогов. Во время своей работы в детском саду волонтеры представляют свою страну, ее культуру, национальные традиции; устраивают интерактивные уроки географии; уроки английского, мастер-классы и многое другое. Цели реализации данного проекта: 1.Создание особой детской среды, в которой осуществляется межкультурное общение; 2.Формирование у детей и сотрудников ДОУ уважительного отношения к представителям разных национальностей; 3.Развитие коммуникативных навыков детей и сотрудников ДОУ с носителями других языков; 4.Практика английского языка; 5.Возможность каждого субьекта познакомится с культурными, природными, национальными особенностями разных стран; 6.Пропаганда российской культуры. Материалы: анализ деятельности дошкольного образовательного учреждения в период осуществления проекта «Международный детский сад. Россия Китай». Результаты: 1.Обогащение культурно развлекательной программы детского сада. 2.Снятие языкового барьера у воспитанников и сотрудников ДОУ. 3.Адаптация детей к поликультурной и многонациональной среде. 4.Апробация новых форм социализации детей в рамках Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Выводы: Процесс оптимизации работы дошкольного образовательного учреждения в условиях глобализации поликультурной среды и многоязычия был представлен на базе НОЧУ ДО детский сад «Лотос», который находится Московской области в городе Дмитров и работает по методике М.Монтессори. Для реализации проекта «Международный детский сад» администрация детского сада выбрала волонтеров из Китайской народной республики. Все административные уровни дошкольного образовательного учреждения: муниципальное образование, администрация детского сада, педагогический состав, обслуживающий персонал, группы воспитанников и их семьи, участвовали в реализации проекта. Таким образом, детский сад был площадкой для межкультурного общения и информационного обмена культурами обоих сторон участников проекта. При реализации проекта был выбран двунаправленнный вектор взаимодействия сторон (Российская Федерация и Китайская Народная Республика), что указывает на то, что отношения между частями оппозиции следует считать как двусторонние. С одной стороны иностранный волонтер, в нашем исследовании волонтер из Китая, является непосредственным проводником своей культуры, а с другой стороны проводником российской культуры в своей стране. Работа иностранных волонтеров с российскими детьми придерживалась интегрированного подхода, что позволяло решению задач всех образовательных областей дошкольного образования: коммуникативно-личностное образование, познавательно-речевое развитие, художественноэстетическое развитие, физическое развитие.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Оптимизация работы дошкольного образовательного учреждения в условиях глобализации поликультурной среды и многоязычия. Реализация проекта»

Оптимизация работы дошкольного образовательного учреждения в условиях глобализации поликультурной среды и многоязычия. Реализация проекта

Дронкина Виктория Сергеевна НОЧУ ДО Детский сад "Лотос"

Ключевые слова:

Монтессори-педагогика, межкультурная коммуникация, сострудничество Россия - Китай Введение:

В принятом Федеральном государственном стандарте дошкольного образования, утверждены основные принципы работы современных дошкольных образовательных организаций, среди которых - учет этнокультурной и социальной среды развития детей и формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка через включение в различные виды деятельности. Расширение границ межкультурного общения дало толчок для педагогов искать новые методы и формы работы с детьми с целью адаптации их к новым формам межличностного общения в обществе. В последнее время в монтессори сообществе все больше дошкольных образовательных организаций стало участвовать в проекте «Международный детский сад», организаторами которого является международная студенческая организация Aiesic.

Реализация проекта заключается в следующем: иностранные волонтеры с хорошим знанием английского языка и опытом работы с детьми на протяжении пяти недель пребывают в российских детских садах в качестве ассистентов монтессори-педагогов. Во время своей работы в детском саду волонтеры представляют свою страну, ее культуру, национальные традиции; устраивают интерактивные уроки географии; уроки английского, мастер-классы и многое другое.

Цели реализации данного проекта:

1.Создание особой детской среды, в которой осуществляется межкультурное общение;

2.Формирование у детей и сотрудников ДОУ уважительного отношения к представителям разных национальностей;

3.Развитие коммуникативных навыков детей и сотрудников ДОУ с носителями других языков;

4.Практика английского языка;

5.Возможность каждого субьекта познакомится с культурными, природными, национальными особенностями разных стран;

6.Пропаганда российской культуры.

Материалы: анализ деятельности дошкольного образовательного учреждения в период осуществления проекта «Международный детский сад. Россия - Китай».

Результаты:

1.Обогащение культурно - развлекательной программы детского сада.

2.Снятие языкового барьера у воспитанников и сотрудников ДОУ.

3.Адаптация детей к поликультурной и многонациональной среде.

4.Апробация новых форм социализации детей в рамках Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.

Выводы:

Процесс оптимизации работы дошкольного образовательного учреждения в условиях глобализации поликультурной среды и многоязычия был представлен на базе НОЧУ ДО детский сад «Лотос», который находится Московской области в городе Дмитров и работает по

методике М.Монтессори. Для реализации проекта «Международный детский сад» администрация детского сада выбрала волонтеров из Китайской народной республики. Все административные уровни дошкольного образовательного учреждения: муниципальное образование, администрация детского сада, педагогический состав, обслуживающий персонал, группы воспитанников и их семьи, участвовали в реализации проекта. Таким образом, детский сад был площадкой для межкультурного общения и информационного обмена культурами обоих сторон участников проекта.

При реализации проекта был выбран двунаправленнный вектор взаимодействия сторон (Российская Федерация и Китайская Народная Республика), что указывает на то, что отношения между частями оппозиции следует считать как двусторонние. С одной стороны иностранный волонтер, в нашем исследовании волонтер из Китая, является непосредственным проводником своей культуры, а с другой стороны проводником российской культуры в своей стране. Работа иностранных волонтеров с российскими детьми придерживалась интегрированного подхода, что позволяло решению задач всех образовательных областей дошкольного образования: коммуникативно-личностное образование, познавательно-речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.

Список литературы:

1. Грушевицкая Т.Г., Попков В.Д., Садохин А.П. Основы межкультурной коммуникации: Учебник для вузов (Под ред. А.П. Садохина. - М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2002. - 352с.

2. Плаксина, Е.С. Поликультурное образование детей дошкольного возраста // Проблемы и перспективы развития образования : материалы V междунар. науч. конф. (г. Пермь, март 2014 г.). — Пермь : Меркурий, 2014. - С. 84-85.

3. Рюмина Ю.Н. Организация поликультурного пространства ДОУ.

URL: http://shgpi.edu.ru/files/nauka/vestnik/2014/2014-4-23.pdf Дата обращения: 14.02.2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.