Научная статья на тему 'РАННЕЕ ХРИСТИАНСТВО НА ЧЕРНОМОРСКОМ ПОБЕРЕЖЬЕ И ЕГО ЗНАЧЕНИЕ ДЛЯ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА'

РАННЕЕ ХРИСТИАНСТВО НА ЧЕРНОМОРСКОМ ПОБЕРЕЖЬЕ И ЕГО ЗНАЧЕНИЕ ДЛЯ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
44
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ И ДУХОВНОСТЬ СОЦИУМА / СОХРАНЕНИЕ ИСТОРИКОКУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ / РАННЕЕ ХРИСТИАНСТВО / ЧЕРНОМОРСКОЕ ПОБЕРЕЖЬЕ КАВКАЗА / ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО В ОБЛАСТИ АРХЕОЛОГИИ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Кизилов Андрей Сергеевич

В статье обозначены результаты археологических и исторических исследований на побережье Большого Сочи и республики Абхазия в области изучения археологических памятников раннего христианства. Обозначено их значение в области историко-культурного наследия и внедрения в современное российское образование. Отмечена необходимость пропаганды новых научных открытий в молодёжной среде в свете современных глобальных политических изменений. Указаны недоработки в законодательных документах в области сохранения историко-культурного наследия и вопросах привлечения молодёжи к его сохранению.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Кизилов Андрей Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EARLY CHRISTIANITY ON THE BLACK SEA COAST AND ITS SIGNIFICANCE FOR THE MODERN EDUCATIONAL PROCESS

The article outlines the results of archaeological and historical research on the coast of Greater Sochi and the Republic of Abkhazia in the field of studying archaeological sites of early Christianity. Their significance in the field of historical and cultural heritage and implementation in modern Russian education is indicated. The need to promote new scientific discoveries among the youth in the light of modern global political changes is noted. Shortcomings in legislative documents in the field of preservation of historical and cultural heritage and issues of attracting young people to preserve it are indicated.

Текст научной работы на тему «РАННЕЕ ХРИСТИАНСТВО НА ЧЕРНОМОРСКОМ ПОБЕРЕЖЬЕ И ЕГО ЗНАЧЕНИЕ ДЛЯ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА»

2015, vol. 74, pp.66-71. https://doi.Org/10.1016/j.paid.2014.09.040

41. Balakrishnan, V., Fernandez, T. Self-esteem, empathy and their impacts on cyberbullying among young adults. Telematics and Informatics, 2018, vol. 35, no. 7, pp. 2028-2037. https://doi.org/10.1016/j.tele.2018.07.006

42. Skoe, E. The relationship between empathy-related constructs and care-based moral development in young adulthood. Journal of Moral Education, 2010, 39, no. 2, pp. 191-211. https://doi.org/10.1080/03057241003754930

43. Carrier, L., Spradlin, A., Bunce, J., Rosen, L. Virtual empathy: Positive and negative impacts of going online upon empathy in young adults. Computers in Human Behavior, 2015, vol. 52, pp. 39-48. https://doi.org/10.1016/j.chb.2015.05.026

44. Salas-Wright, C., Olate, R., Vaughn, M. Assessing empathy in Salvadoran high-risk and gang-involved adolescents and young adults: A Spanish validation of the Basic Empathy Scale. International Journal of Offender Therapy and Comparative Criminology, 2013, vol. 57, no. 1, pp. 1393-1416. https://doi. org/10.1177/0306624X12455170

45. Soldatova, G. U., Rasskazova, E. Tolerance, Empathy, and Aggression as factors in compliance with rules of online communication by Russian adolescents, young adults, and parents. Psychology in Russia, 2019, vol. 12, no. 2, pp. 79-93. https://doi.org/10.11621/pir.2019.0207

46. Kilford, E., Garrett, E., Blakemore, S. The development of social cognition in adolescence: An integrated perspective. Neuroscience & Biobehavioral Reviews.

2016, vol. 70, no. Nov., pp. 106-120. https://doi.org/10.1016/j.neubiorev.2016.08.016

47. Sebastian, C. Social cognition in adolescence: Social rejection and theory of mind. Psicologia Educativa, 2015, vol. 21, no. 2, pp. 125-131. https://doi.org/10.1016/j. pse.2015.08.004

РАННЕЕ ХРИСТИАНСТВО НА ЧЕРНОМОРСКОМ ПОБЕРЕЖЬЕ И ЕГО ЗНАЧЕНИЕ ДЛЯ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА1

Кизилов Андрей Сергеевич

Кандидат педагогических наук, доцент, Субтропический научный центр Российской академии наук, Международный инновационный университет (г. Сочи), e-mail: kiziloff2014@mail.ru

DOI: 10.24412/1029-3388-2023-1-4-13 Аннотация:

В статье обозначены результаты археологических и исторических исследований на побережье Большого Сочи и республики Абхазия в области изучения археологических памятников раннего христианства. Обозначено их

1 Работа выполнена в рамках ГЗ ФИЦ СНЦ РАН № ГД 0492-2021-0014

значение в области историко-культурного наследия и внедрения в современное российское образование. Отмечена необходимость пропаганды новых научных открытий в молодёжной среде в свете современных глобальных политических изменений. Указаны недоработки в законодательных документах в области сохранения историко-культурного наследия и вопросах привлечения молодёжи к его сохранению.

Ключевые слова: образование и духовность социума, сохранение историко-культурного наследия, раннее христианство, Черноморское побережье Кавказа, законодательство в области археологии.

EARLY CHRISTIANITY ON THE BLACK SEA COAST AND ITS SIGNIFICANCE FOR THE MODERN EDUCATIONAL PROCESS

Kizilov Andrey Sergeevich

Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Subtropical Scientific Center of the Russian Academy of Sciences, International Innovative University (Sochi) e-mail: kiziloff2014@mail.ru

DOI: 10.24412/1029-3388-2023-1-4-13

Annotation:

The article outlines the results of archaeological and historical research on the coast of Greater Sochi and the Republic of Abkhazia in the field of studying archaeological sites of early Christianity. Their significance in the field of historical and cultural heritage and implementation in modern Russian education is indicated. The need to promote new scientific discoveries among the youth in the light of modern global political changes is noted. Shortcomings in legislative documents in the field of preservation of historical and cultural heritage and issues of attracting young people to preserve it are indicated.

Key words: education and spirituality of society, preservation of historical and cultural heritage, early Christianity, the Black Sea coast of the Caucasus, legislation in the field of archeology.

Современный образовательный процесс в Российской Федерации на данный момент нуждается в корректировке в области актуализации патриотического восприятия как общего контента культуры, так и в частности вопросов историко-культурного наследия. Православие является одной из основных скреп национального самосознания российского народа. Исторические и археологические факты культурного и фактического присутствия позднеримского и ранневизантийского христианства на юге России были слабо освещены в образовательном процессе. Тем не менее, новые научные исследования подтверждают и расширяют не только наличие этого присутствия, но и его значимость в современном идеологическом

воспитании молодёжи. Информационная лакуна в знаниях о собственной культуре, созданная прозападными средствами массовой информации, с лихвой перекрывалась восхвалением европейских ценностей. В том числе и в области приоритетов в возникновении древнейших центров раннего христианства.

За последнее десятилетие на черноморском побережье Западного Кавказа был сделан целый ряд археологических открытий и находок. Побережье нынешнего Большого Сочи включает в себя территории древних Зихии и Абхазии. После возникновения христианства власти Рима объявили всех христиан неблагонадежными и, высылая их, способствовали, тем самым, латентной христианизации этого региона. Далее Рим, преследуя только военно-стратегические интересы, провел дальнейшую передислокацию части своих легионов на Черноморском побережье, и как результат, часть воинов-христиан смогла обратить в свою веру некоторых представителей автохтонного населения. Видя в местных жителях хороших воинов, горцев брали на службу в римскую армию, что еще в большей степени привело к их христианизации. В это же время активизировалась торговля с купцами-христианами, известны случаи пленения византийских христианских священников, которые, исцеляя больных, окончательно укрепили в значительной части зихского населения христианство. В подтверждение пребывания апостола Андрея на Кавказе английский путешественник Эдмонд Спенсер приводит свидетельства о наличии среди адыгов «андреевских» крестов (косой крест, на котором был распят Андрей Первозванный). Местные жители утверждали, что «этот святой, или его последователи, обратили жителей в христианство...» [1].

Уже в IV в. во время провозглашения Миланского эдикта (313 г.) на территории Зихии и Абхазии быстро возникли полноценные церковные епархии во главе с епископами, что может свидетельствовать о значительной христианской общине [2]. Без всякого преувеличения известно, что Великий Питиунт (современная Пицунда), географически близкий к Сочи, в описываемый период был одним из основных центров возникновения христианства во всём Причерноморье. Последние археологические исследования показали следующий факт: «.после камеральной обработки подъемного материала и его сопоставления стало понятно, что кирпичи из башни Питиунта, согласно данным Пицундской (Бичвинтской) археологической экспедиции, датируемые рубежом Ш-ГУ вв., одинаковы с кирпичами из крепости Махадыр и Мамайки» [3]. «Данные сходства можно объяснить тем, что кирпичи для этих 3 объектов изготавливались одной артелью строителей - инженерными отрядами, состоявшими при римском легионе, размещенном в одном из укреплений Понтийского Лимеса» [4]. Таким образом, становится понятно, что гарнизоны указанных крепостей были однородны по своему составу, и первые христиане в Пицунде и Сочи появились синхронно.

Недавно в районе села Ахштырь, на восточном берегу реки Мзымта были обнаружены уникальные стелы из серого песчаника с христианскими символами. Всего стел на одной большой поляне обнаружено семь. На одной из стел располагается схематичное изображение рыбы (ранний символ христианства)

(Рис. 1), на другой зафиксировано схематическое изображение одномачтового судна и надпись на греческом языке - РХЫОЕ (Рис. 2).

Археологический материал представлен в двух шурфах двумя наконечниками стрел, кованым железным крючком, четырьмя фрагментами керамики. Наконечники могут быть датированы второй половиной XIII - XIV вв. н.э. Керамика не противоречит данной датировке. Аналогии в символике христианизированного средневекового населения Западного Причерноморья имеют и изображения на стелах. Не исключено наличие на указанной территории грунтового могильника, однако поиск ямы в шурфе 2 был затруднен по причине природного характера. Другим фактором, затрудняющим проведение археологических исследований, является присутствие на участке материалов Нового времени, рубежа ХК-ХХ вв., представленного гвоздями, как кустарного, так и фабричного производства, а также фрагментами гончарной тонкостенной поливной керамики и фрагментом фаянсовой тарелки[5]. Стоит при этом добавить, что керамика раннего средневековья практически не отличается от керамики поздней античности, как по формам, так и по составу глины.

Таким образом, результаты пробных археологических исследований показали, что на данном участке люди жили столетиями. А в окрестностях же самого посёлка Ахштырь обнаружены и стоянки каменного века.

Сами же стелы имеют следующие параметры:

Стела №№1. Размеры: 190х46х16 см. Сечение прямоугольное. Стела повалена, длинной осью ориентирована по линии «юго-восток - северо-запад». Северозападный конец скруглен. В 55 см от юго-восточного края и в 3 см от юго-западного края располагается схематичное изображение рыбы размерами 30х9 см, «плывущей» в юго-восточном направлении.

Стела №3. Расположена в 2,2 м к югу от стелы №1. Стела повалена, осью ориентирована по линии «юго-запад - северо-восток». Длина 155 см. Размеры в северо-западной части 27х11 см, в юго-восточной части 29х8 см. Сечение прямоугольное. Около юго-западного края имеется изображение креста размерами 35х30 см.

Стела №5. Расположена в 47 м к юго-востоку от стелы №1. Стела сохранила вертикальное положение. Широкими гранями стела обращена на северо-запад и юго-восток. Высота от дневной поверхности 108 см. Размеры по верху 23х25 см, на уровне дневной поверхности 43х24 см. Сечение прямоугольное. На западной грани читается несколько букв РХЫОЕ и расположен рисунок в виде схематического изображения одномачтового судна. Размеры изображения 23х20 см. [5].

Помимо креста символ рыбы можно видеть в эпоху раннего христианства. Подобные изображения встречаются в это время (Рис. 3.), в том числе и на надгробиях легионеров-христиан Восточной Римской империи в западном Причерноморье, на территории исторической Фракии.

Однако, известный российский историк-антиковед, археолог и переводчик, исследователь Византии и раннего христианства - Виноградов А.Ю. [6] полагает, что конкретные найденные символы, высеченные на стелах относятся к стилистике

ХГХ-ХХ вв..

Независимо от того, что полноценные раскопки в районе найденных стел ещё не производились, сам археологический объект историко-культурного наследия, безусловно, представляет большой интерес для исследования истории христианства на территории Большого Сочи и всего Черноморского побережья. Памятник охраняется государством в соответствии с пп. 6, 8 Федерального Закона от 25.06.2002 №73-Ф3 «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации».

Позже, в 2016 году сотрудниками ФГБУ «Сочинский национальный парк» неподалеку от села Ахштырь была обнаружена стела из песчаника. Стела располагалась в непосредственной близости от холма в форме кургана, в котором встречаются камни с остатками известкового раствора.

Этот факт позволяет предположить, что холм является остатками разрушенной башни. Подобная разрушенная башня была исследована возле посёлка Архипо-Осиповка. В результате раскопок которой выяснилось, что башня имеет античные датировки, поскольку помимо разбитой тарной керамики (амфор) в башне был найден бронзовый нащёчник римского шлема имперско-гальского типа[7].

Подобный шлем был найден случайно в 1977 г. в 3-м отделении совхоза «Мацестинский» (Рис. 4). Во время вспашки поля под новую чайную плантацию, были обнаружены несколько предметов античного оружия — бронзовый кованый древнеримский шлем, два железных меча, а также фрагменты сосудов и другой утвари. Наибольший интерес представлял римский шлем. На момент его находки это был самый восточный географически факт обнаружения римского шлема именно такого типа, и единственный в тогдашнем СССР. Типологически найденный шлем относился к так называемому «имперско-галльскому» типу римских шлемов[8]. Эти факты подтверждают присутствие на нашем побережье римлян ещё с первого века нашей эры.

Но вернёмся к найденной стеле, на которой были обнаружены вырезанные символы (Рис. 5). Процарапанные на поверхности серого песчаника они имеют аналоги в символике раннего христианства. На этот факт обратил внимание известный сочинский краевед Кудин М.И. В своей статье [9] он сделал сопоставление изображений на найденной стеле с изображениями на памятниках раннего христианства. Согласно этому исследованию можно отметить, что древний крест-свастика (Рис. 5.1) встречается в древних римских катакомбах (Рис. 6). Греческие буквы «альфа» и «омега» (Рис. 5.2) также входят в список древнехристианских символов. Характерно, что они встречаются в сочетании с лабарумом (Рис. 7), который имеется и на стеле из Ахштыря (Рис. 5.3) - знаменем, которое установил для своих войск император Константин Великий вследствие видения им на знамения в виде креста [10]. Необходимо отметить, что и лабарум, и «альфа», и «омега» имеют много различных вариантов изображения в разных регионах распространения раннего христианства. На барельефах саркофага из Латеранского собора IV века в Риме [11], воочию отражена причастность легионеров к лабаруму (Рис. 8). Так же на стеле чётко виден символ Всевидящее

Око Божие (Рис. 5.4) - один из древнейших символов христианской веры, имеющийся на многих иконах (Рис. 9).

Важно отметить следующее обстоятельство, что символы обнаружены именно на участке побережья, где в поздней античности располагались римские крепости. Западнее по берегу Чёрного моря не выявлено ни крепостей, ни стел с символами. Однако без археологических исследований на месте обнаружения артефактов однозначно отнести стелы и изображения на них к периоду раннего христианства не представляется возможным. В конце 19-го первой четверти 20-го веков на территории города Сочи находилось немало представителей различных религиозных и мистических течений (теософы, тамплиеры, масоны, монахи, относящиеся к различным религиозным организациям). Нельзя исключать, что данная символика на стелы могла быть ими и нанесена.

Тем не менее, по совокупности имеющихся исследований можно говорить о фактах присутствия раннего христианства на побережье Большого Сочи. Датировки крепостей, в которых дислоцировались римские легионеры, позволяют об этом говорить с уверенностью. Однако, необходимо продолжение активного изучения сочинского региона. Кратковременные летние экспедиции археологов из Москвы и Санкт-Петербурга недостаточны для полноценного и своевременного сохранения историко-культурного наследия. Необходимы круглогодичные визуальные археологические разведки без нарушения культурного слоя, что значительно повысит результативность комплексного научного процесса [12].

Анализ нормативных источников относительно проблемы выявления, описания, сохранения и использования историко-культурных объектов археологического наследия показывает определённые недоработки, которые не способствуют делу сохранности памятников археологии. В результате внесения изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в области пресечения незаконной деятельности в области археологии (в редакции федеральных законов от 22.10.2014 № 315-Ф3 и от 28.12.2017 № 435-Ф3) визуальное выявление памятников историко-культурного наследия попало под запрет. Согласно этой поправке к закону «археологические разведки - проведение на поверхности земли или под водой научных исследований объектов археологического наследия без осуществления земляных работ» запрещены, поскольку также являются полевыми работами. Для проведения же археологических полевых работ необходимо получение открытого листа, однако, археолог, несмотря на квалификацию и его опыт, должен состоять «в трудовых отношениях с юридическими лицами, уставными целями деятельности которых являются проведение археологических полевых работ, и (или) связанные с проведением археологических полевых работ научные исследования, и (или) выявление и собирание музейных предметов и музейных коллекций, и (или) подготовка кадров высшей квалификации по соответствующей специальности» [13].

В связи с данной ситуацией можно отметить, что имевшие раньше практики привлечения школьников и студентов к археологическим разведкам преподавателями истории и на данный момент незаконны, но именно эти разведки

дали обществу целый ряд открытий на черноморском побережье Кавказа [13]. Перечисленные выше недоработки в законодательных документах в области сохранения историко-культурного наследия и в вопросах привлечения молодёжи к его сохранению не способствуют популяризации этого научного направления среди населения.

Рис. 2. РШОЕ

Рис. 1. Рыбы — ранний символ христианства

Рис. 3. Изображение рыбы из римских христианских катакомб

Рис. 4. Римский шлем, найденный в 1977 г. в 3-м отделении совхоза «Маце стинский»

Рис. 5. Знаки на стеле

Рис. 6. Изображение свастики в римских катакомбах ранних христиан

Рис. 7. Анкх с «альфой» и «омегой» как Рис. 8. Саркофаг из Латеранского собора.

символ жизни. Изображение на фронтонном поле надгробного памятника. Фаюм, Египет, VI в. и варианты лабарума

IV век. Рим. Камень, резьба. Латеранский музей

Рис. 9. Всевидящее Око Божие

Литература

1. Спенсер Эдмонд. Путешествие в Черкесию / Предисл., пер. и коммент. Н. Нефляшевой. Майкоп: Адыгея, 1993.

2. Остапенко Р. А. Христианская миссия Римской империи среди зихов (втор. пол. I - нач. V вв.) // Метаморфозы истории. Псков: Псковский гос. ун-т, 2016. Вып.7. С.86-98.

3. Аргун А.В. Историческая география Северо-Восточного Причерноморья по данным античных периплов Флавия Арриана и Псевдо-Арриана. // Международная научная конференция, посвященной 100-летию З.В. Анчабадзе. АГУ, АБИГИ. Сухум, —2020. —С.207-225. с. 221.

4. Аргун А.В. Проблемы локализации пунктов из античных «периплов» в Северо-Восточном Причерноморье // Материалы IV Международной научной конференции «Исторические, культурные, межнациональные, религиозные и политические связи Крыма со Средиземноморским регионом и странами Востока» (6-10 октября 2020 г., Севастополь) Том I. С. 16-23. с.21.

5. Крюков Д.С. Научный отчёт «Археологические разведки в Адлерском районе г.-к. Сочи в зонах строительства объектов по программе «Газификация сел, поселков и центральной части Адлерского района в части газопроводов высокого и среднего давления в 2011 г. Краснодар, 2012. С.37-43 // Архив управления по охране, реставрации и эксплуатации историко-культурных ценностей (наследия) Краснодарского края, №300

6. Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики». Виноградов Андрей Юрьевич. URL: https://www.hse.ru/staff/andrey. vinogradov (дата обращения 21. 10. 2022)

7. Бонин А.В. Мелешко Б.В. Башня близ п. Архипо-Осиповка - восточный рубеж Боспорского царства // EYMBOЛA. Античный мир Северного Причерноморья. Новейшие открытия и находки. М.-Киев, —2010. —Вып.1. —С. 24-27.

8. Следы битв античной эпохи в собрании Исторического музея. Имперский галльский шлем римского легионера. Блог Исторического музея. URL: https://blog. mediashm.ru/?p=3774 (дата обращения 21. 09. 2022)

9. Кудин М.И. Изображения на стеле из песчаника близ п. Ахштырь URL: http://sochived.info/izobrazheniya-na-stele-iz-peschanika-bliz-p-ahshtyir/ (дата обращения 21. 09. 2022)

10. Константинов крест. Словари и энциклопедии на академике. URL: https:// dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/979294 (дата обращения 11. 11. 2022)

11. Гнутова С. В. «Константинов крест» — древнейший памятник раннехристианского искусства на территории России URL:https://www.icon-art. info/book_contents.php?book_id=68#pic10 (дата обращения 11. 11. 2022)

12. Кизилов А.С. Садовой А.Н. Требелева Г.В. Общеобразовательные стратегии и опыт формирования системы социальных коммуникаций в решении проблемы сохранения историко-культурного наследия народов Черноморского

побережья // Вестник Университета Российской академии образования. — 2022. — № 3. — С. 47-62.

13. Кизилов А.С. Археологическое историко-культурное наследие в образовательном процессе и законодательные противоречия в его развитии // Вестник Университета Российской академии образования. — 2022. — № 2. — С. 56-62.

References

1. Spencer Edmond. Journey to Circassia / Foreword, trans. and comment. N. Neflyasheva. Maikop: Adygeya, 1993.

2. Ostapenko R. A. The Christian mission of the Roman Empire among the Zikhs (second half of the 1st - early 5th centuries) // Metamorphoses of History. Pskov: Pskov State University. un-t, 2016. Issue 7. pp. 86-98.

3. Argun A.V. Historical geography of the North-Eastern Black Sea region according to the data of ancient periplus Flavius Arrian and Pseudo-Arrian. // International scientific conference dedicated to the 100th anniversary of Z.V. Anchabadze. ASU, ABIGI. Sukhum, 2020. P.207-225. With. 221.

4. Argun A.V. Problems of Localization of Points from Antique «Periples» in the North-Eastern Black Sea Region. // Proceedings of the IV International Scientific Conference «Historical, cultural, interethnic, religious and political relations of Crimea with the Mediterranean region and the countries of the East» (October 6-10, 2020, Sevastopol) Volume I. P. pp.16-23. p. 21.

5. Kryukov D.S. Scientific report "Archaeological exploration in the Adler district of the city of Sochi in the areas of construction of facilities under the program «Gasification of villages, settlements and the central part of the Adler region in terms of high and medium pressure gas pipelines in 2011. Krasnodar, 2012. P. 37-43 // Archive of the Department for the Protection, Restoration and Operation of Historical and Cultural valuables (legacy) of the Krasnodar Territory, No. 300

6. National Research University Higher School of Economics. Vinogradov Andrey Yurievich. URL: https://www.hse.ru/staff/andrey.vinogradov (accessed 21.10.2022)

7. Bonin A.V. Meleshko B.V. Tower near the village of Arkhipo-Osipovka - the eastern border of the Bosporan kingdom // EYMBOЛA. Antique world of the Northern Black Sea region. Latest discoveries and finds. M.-Kyiv, 2010. Issue 1. pp. 24-27.

8. Traces of the battles of the ancient era in the collection of the Historical Museum. Imperial Gallic helmet of a Roman legionary. Blog of the Historical Museum. URL: https://blog.mediashm.ru/?p=3774 (accessed 21. 09. 2022)

9. Kudin M.I. Images on a sandstone stele near the village of Akhshtyr URL: http://sochived.info/izobrazheniya-na-stele-iz-peschanika-bliz-p-ahshtyir/ (accessed 21. 09. 2022)

10. Constantine Cross. Dictionaries and encyclopedias on academician. URL: https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/979294 (accessed 11. 11. 2022)

11. Gnutova S.V. «Konstantin's Cross» - the oldest monument of early Christian art in Russia

URL: https://www.icon-art.info/book_contents.php?book_id=68#pic10 (accessed 11. 11. 2022)

12. Kizilov A.S. Sadovoy A.N. Trebeleva G.V. General Educational Strategies and Experience in Forming a System of Social Communications in Solving the Problem of Preserving the Historical and Cultural Heritage of the Peoples of the Black Sea Coast. Bulletin of the University of the Russian Academy of Education. 2022. No. 3. pp. 47-62.

13. Kizilov A.S. Archaeological historical and cultural heritage in the educational process and legislative contradictions in its development // Bulletin of the University of the Russian Academy of Education. 2022. No. 2. pp. 56-62.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.