Научная статья на тему 'Экономические аспекты в развитии курорта Сочи ахштырского храма как перекрёстка межкультурных коммуникаций византийского времени и современности'

Экономические аспекты в развитии курорта Сочи ахштырского храма как перекрёстка межкультурных коммуникаций византийского времени и современности Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
55
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ КУРОРТА СОЧИ / ВИЗАНТИЙСКОЕ НАСЛЕДИЕ / МЕЖКУЛЬТУРНЫЕ КОММУНИКАЦИИ / РЕГИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / ECONOMIC GROWTH OF THE SOCHI RESORT / BYZANTINE HERITAGE / INTERCULTURAL COMMUNICATIONS / REGIONAL DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Кизилов Андрей Сергеевич

В статье рассматриваются особенности экономического роста курорта Сочи с учётом использования историко-археологического наследия. Обосновано, что в развитии данного направления важны объекты, имеющие межкультурное значение. Дан сравнительный анализ и исследование истории археологического и исторического памятника ахштырский средневековый храм на основе последних археологических и этнографических данных.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Economic aspects in the development of Sochi resort Ahstyrsky temple as a cross of intercultural communications of Byzantine time and modernity

The article discusses the features of the economic growth of the Sochi resort, taking into account the use of historical and archaeological heritage. It is substantiated that in the outlined development the objects of intercultural importance play an important role. A comparative analysis and study of the history of the archaeological and historical monument is given the medieval temple of Ashtstyr based on the latest archaeological and ethnographic data.

Текст научной работы на тему «Экономические аспекты в развитии курорта Сочи ахштырского храма как перекрёстка межкультурных коммуникаций византийского времени и современности»

экономика

Кизилов А.С.

экономические аспекты в развитии курорта сочи ахштырского храма как перекрёстка

межкультурных коммуникаций византийского времени и современности

Для динамики экономического роста курорта Сочи в условиях как внутренней, так и внешней жёсткой туристической конкуренции крайне важно расширение спектра объектов экскурсионного показа. Не секрет, что интерес туристов к олимпийскому наследию с годами ослабевает и городу необходимо развивать новые направления и экскурсионные маршруты. Решением администрации города Сочи был проведён мониторинг памятников археологии с целью подготовки их к возможному экскурсионному использованию. Крайне важно это и в свете нового проекта «Золотое кольцо Боспорского царства» - туристический маршрут по местам, где в античное время располагались города древнего государства. В проекте «Золотое кольцо Боспорского царства» принимают участие десять городов и поселков четырёх регионов России [5].

Поскольку одним из ключевых портов морского круиза является Сочи, то возник вопрос о возможных объектах показа. По историческим обстоятельствам в Сочи нет объектов античного периода пригодных для экскурсионного посещения, зато период господства Византии отмечен десятками археологических памятников. Наиболее перспективными в этом вопросе являются средневековые храмы в посёлках Лоо, Весёлое и ахштырский храм, который был выявлен только в 2002 году. Именно камнем преткновения различных мнений и исследований стал недавно воскресший из небытия храм в посёлке Ахштырь, вызвавший серьёзные споры по поводу своей древности.

Археологическим отрядом ООО «Фирма АРТ.Т» по заданию Комитета по охране, реставрации и эксплуатации историко-культурных ценностей (наследия) Краснодарского края летом 2003 года были проведены работы по исследованию участков культурного слоя Ахштырского храма. «Сведения о нем поступили от местных жителей, по инициативе которых храм в 2002 году был расчищен» [3]. «Храм находится в черте застройки поселка на его северной окраине. Никаких

сведений о нем в литературе нам найти не удалось. Храм не упоминается ни в описаниях раннехристианских культовых построек соседних поселков, ни в списках памятников Управления культуры и Сочинского музея» [3].

«Технические особенности кладки и облицовки стен позволяют отнести ее к постройкам не ранее Х1-ХШ вв. <.. .> О времени разрушения Ахштырской церкви тоже ничего не известно. По словам одного из местных краеведов, ее закрыли в 30-е гг. XX века, что представляется мало вероятным. В пределах центрального помещения сохранились пни от деревьев, спиленных при расчистке строения, возраст которых по кольцам никак не меньше 150-200 лет» [3].

Однако следует отметить, что многочисленные этнографические источники упорно отстаивают противоположную точку зрения на датировки использования храма по непосредственному назначению. Так в статье Надежды Дмитриевой в газете «Вольная Кубань» относительно Ахштырского храма сказано что «Он был заложен после окончания Кавказской войны по приказу царя Александра, и в 1913-м закончилось его строительство. В 30-х годах прошлого века храм Николая Чудотворца был разрушен на глазах у сельчан, многие молились и плакали» [4].

Созвучна с ней и другая информация - «Поселившиеся в местечке Ахштырь «женатые нижние чины» русской армии, завоевавшей Кавказ, начали восстановление храма, которое завершилось к началу 20-го века. Храм обрел вторую жизнь и имя Св. Софии. С приходом советской власти ахштырский храм снова подвергся разрушению, крест был расстрелян из пистолета и началось разграбление утвари и камней, продолжавшееся до 70-х годов, когда руины были взяты под защиту государства» [12].

«.на этом месте в 1907 году жители села заложили камень под православный Храм. В 1913 году Храм был построен, освящен и получил название «Свято-Никольский». Кладка стен была каменная, и стоял бы он в веках, но кто-то возводит святыни, а кто-то их разрушает. В 1930 году по приказу Совнаркома этот Храм был разрушен» [7].

В данном контексте перечисленных мнений актуальным является утверждение профессиональных археологов - «Археологическое исследование памятника может выявить отдельные элементы декора фасадов и интерьера здания, которые помогут определить дату его постройки, и, после дополнительных архивных изысканий, позволят связать его с какими-то известными церквями черноморского побережья» [3].

Следует отметить, что работа археологической экспедиции отряда ООО «Фирма АРТ.Т» проходила в неблагоприятных для осмотра условиях, поскольку в летнее время развалины храма укрыты плотным покровом субтропической зелени. Очевидно, что по этой причине не были отмечены некоторые важные характерные признаки, которые стали бы весомыми аргументами в выявлении реальных исторических фактов.

При осмотре в феврале 2019 года автором статьи в зоне апсиды руин храма в развале разрушенной стены были обнаружены новые артефакты. А именно -два крупных фрагмента кирпича и фрагмент посудной керамики на поверхности

обвала свода в южной его части, который в летнее время был покрыт зарослями кустарников. Важно отметить, что толщина фрагментов кирпичей соответственно 3,9 и 4,1 см (другие габариты не определяются) [1], а качество отжига и состав глиняного теста, как кирпичей, так и посудной керамики характерно для средневековья.

В более ранних исследованиях было отмечено что «в перекрытии северного дверного проема сохранились следы позднего ремонта - его арочный свод укреплен кирпичом» [3]. При этом нельзя не учесть и тот факт, что указанные остатки кирпичей в закладке дверных проёмов по своим характеристикам полностью соответствуют стандартам кирпича конца Х1Х-го века [2]. Очевидным становится факт использования кирпичей различных эпох в строительных работах храмовой архитектуры.

Вероятно, что буйная растительность, скрывающая верхнюю часть руин здания, не позволила и чётко определить использованный при строительстве местный природный материал. «Стены церкви сложены на известковом растворе из ломаных тесаных плит известняка разного размера. У угловых блоков тщательно обработаны две наружные грани, образующие прямой угол. Снаружи фасады были облицованы плитами светлого известняка квадратной или прямоугольной формы» [3].

В данном аспекте, пожалуй, наиболее важным для анализа фактором является не хаотичное, а, очевидно, разновремённое использование в архитектуре здания двух разных пород местного камня. Нижние уцелевшие ряды кладки стен храма сложены из аккуратно обтёсанных и подогнанных друг к другу квадр песчаника. Напротив, вышерасположенные участки выполнены из необработанного колотого известняка, среди которого хаотически попадаются квадры из песчаника. Что характерно, квадрическая кладка не имеет строгого горизонта по своей верхней границе, а бессистемно меняет высоту. Логично предположить, что при восстановлении сохранившихся стен храма на рубеже Х1Х-ХХ веков строители использовали как вновь доставленный на объект известняк, так и найденные в окрестностях развалин храма старые каменные блоки песчаника.

Интересен для анализа и дендрологический факт, которому почему-то раньше не уделялось внимания. С двух сторон от входа в Ахштырский храм растут кипарисы, и больше их нет нигде в округе. Диаметр ствола одного из них более шестидесяти сантиметров, что говорит о его возрасте превышающем сто лет. Аналогичная кипарисовая аллея окаймляет входную дорожку в храм св. Ипатия Гагрского. В 1902 году храм святого Ипатия реставрировали, его свод был перестроен [10]. Очевидно, в этот период и были посажены кипарисы.

Поскольку «в 1885 году Абхазская епархия становится Сухумской епархией и занимает большую территорию, простирающуюся от реки Ингур до Анапы» [8], то процессы возрождения христианства на этих территориях происходили синхронно.

Ранние христианские повествования о святых рассказывали о том, что

в Райских садах среди прочих деревьев высятся кипарисовые кроны. Наиболее красочные описания такого рода были сделаны в «Житии святой мученицы Перпетуи» и «Видении святого Сатурия». Так дерево становится знаком святости и набожности. Отцы Церкви также утверждали, что в праздничных венках, посвященных Дню въезда Иисуса в Иерусалим, следует совмещать пальмовые и кипарисовые ветви, которые будут хорошо дополнять друг друга.

Ветхий Завет упоминает кедр и кипарис в числе райских деревьев (Иез. 31, 8). Для украшения Иерусалимского храма, являвшего образ рая, использовались кедр, кипарис и певг (пихта). Готовясь к строительству Дома Господня, Соломон просил Хирама, царя Тирского: «Пришли мне кедровых дерев, и кипарису и певгового дерева с Ливана» (2 Пар 2. 8) [11].

Вышеизложенные факты говорят о том, что обе точки зрения не противоречат друг другу, а, напротив, составляют объективную историческую картину существования Ахштырского храма от средневековья до современности. Находясь на перекрёстке межкультурных коммуникаций разных народов, Ахштырский храм является духовным наследием культуры абазин, греков, русских и других национальностей, вовлечённых в миграционный процесс этого геополитического пространства. Так, например, «4 ноября 2015 года, в день иконы Казанской Божьей Матери, собрались у развалин храма казаки Адлерского района, да и из других районов Сочи приехали казаки. <...> Люди принесли свои иконки и украсили ими и цветами разрушенные стены. Местный священник отец Сергий совершил молебен, окропил святой водой стены храма, казаков, сельчан, и только после молитвы начался серьезный, взволнованный разговор. Всех волновал вопрос о разрушенном храме» [4].

Не меньший интерес храм вызывает и у потомков садзов (джигетов) проживавших в этих местах в древности. «. известно, что в низовьях р. Мзымта, до возникновения в 1865 г, русского селения Ахштырь, были земли абазинского рода «Арыд» («Аред», «Ард»), Его имя, через зафиксированные на картах XIX в., в т.ч. и на карте Дюбуа де Монпере,- топонимы «Ardocouaje» («селение Арда») и «АМ1ег». послужило основой современного топонима «Адлер» [Ворошилов В.И., 2005, С. 61]. Эти факты сохранившегося архитектурного наследия предков вызывают большой интерес и положительную реакцию в социальных сетях абазинских интернет ресурсов [6].

Во второй половине 1870-х годов именно в полосе древней христианской колонизации - сёлах Лесное, Галицыно и Высокое обосновались греческие переселенцы - потомки византийцев из исторической области Понт (Черноморское побережье от Батуми до Синопа). Они связали многие древние церкви с именами христианских святых и сейчас в дни их памяти на руины храмов приходят люди и проводятся богослужения [9].

Таким образом, можно с уверенностью констатировать, что с учётом археологического и межкультурного значения ахштырского храма его статус как экскурсионного объекта имеет значение в перспективах развития сочинского туризма. Экономически важно, что объект интересен как российскому, так и

зарубежному посетителю, поскольку это напрямую связано с рентабельностью будущих туристических направлений в горном кластере. В рамках современных тенденций регионального развития этот фактор способствует также и рекреационному развитию, оказывающему положительный эффект на экономику региона.

ЛИТЕРАТУРА

1. Белецкий Д.В., Виноградов А.Ю., Елшин Д.Д. Кирпич в церковной архитектуре Закавказья IX-X вв. // Е.И.Крупнов и развитие археологии Северного Кавказа. XXVIII Крупновские чтения. Материалы международной научной конференции (Москва, 21-25 апреля 2014 г.). М., 2014. С. 319-322.

2. Киселёв И.А. Датировка кирпичных кладок XVI-XIX вв. по визуальным характеристикам. Методические рекомендации. 2-я редакция. М. 1990 г.

3. Раев Б.А. Беспалая Н.Е. Новые исследования раннехристианских храмов в Восточном Причерноморье. МИА Северного Кавказа. Вып.5 С. 159-158. Армавир 2005.

4. Дмитриева Н.А. Независимая народная газета Краснодарского края «Вольная Кубань» 2015-11-26 http://gazetavk.ru/?d=2015-11-26&r=13&s=17919

5. Золотое кольцо Боспорского царства http://russian-bospor.ru/main#history

6. История Абхазо-Абазинского народа в фотографиях. https://www. facebook.com/groups/454899054662681/?ref=group_header.

7. «История ничему не учит, а только наказывает за незнание уроков» http:// www.slavakubani.ru/geography/orthodoxy/our-orthodox-time/istoriya-nichemu-ne-uchit-a-tolko-nakazyvaet-za-neznanie-urokov/.

8. История христианства в Абхазии https://anyha.org/ab/istoriya-xristianstva-v-abxazii/.

9. Марков Н.И. По следам древней христианской колонизации (Византийские базилики на территории сочинского национального парка) https://arch-sochi. ru/2014/07/po-sledam-drevney-hristianskoy-kolonizatsii-vizantiyskie-baziliki-na-territorii-sochinskogo-natsionalnogo-parka/.

10. Овеянный тайнами храм Святого Ипатия в Гагре. https://sputnik-abkhazia. ru/analytics/20160223/1017283367.html.

11. Прообразы Честного Древа Креста http://www.pravoslavie.ru/36582.html.

12. Прогулка к Ахштырскому храму http://www.privetsochi.ru/blog/ walking/63637.html.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.