Научная статья на тему 'Есть ли шанс у древних памятников Сочи стать туристическим символом региона?'

Есть ли шанс у древних памятников Сочи стать туристическим символом региона? Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
200
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АРХЕОЛОГИЯ / ТУРИЗМ / ПАМЯТНИКИ / СОЧИ / КРАСНОДАРСКИЙ КРАЙ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Штыбин Виталий Владимирович

Регион Большого Сочи уникальный для России. В прибрежно-горной зоне здесь расположились многочисленные памятники истории самых разных эпох древнего мира, Античной и Средневековой истории, нового времени. Регион имеет мощнейший потенциал для развития исторического и этнографического туризма, но практически не использует его, оставляя памятники прошлого природе и «диким» туристам. Причиной тому ряд проблем локального характера, которые сегодня возможно разрешить при успешном взаимодействии властей, ученых и общественности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Есть ли шанс у древних памятников Сочи стать туристическим символом региона?»

УДК 338

ЕСТЬ ЛИ ШАНС У ДРЕВНИХ ПАМЯТНИКОВ СОЧИ СТАТЬ ТУРИСТИЧЕСКИМ

СИМВОЛОМ РЕГИОНА?

Штыбин Виталий Владимирович

Магистрант второго курса Факультета истории, социологии и международных отношений Кубанский государственный университет

Создатель и ведущий научно-популярного этнографического интернет-проекта «Этнографика»

г. Краснодар, Российская Федерация v.shtybin@yandex.ru Научный руководитель: Кузнецов Игорь Валерьевич Канд.истор.наук, доцент

Факультета истории, социологии и международных отношений Кубанский государственный университет г. Краснодар, Российская Федерация

Аннотация. Регион Большого Сочи уникальный для России. В прибрежно-горной зоне здесь расположились многочисленные памятники истории самых разных эпох -древнего мира, Античной и Средневековой истории, нового времени. Регион имеет мощнейший потенциал для развития исторического и этнографического туризма, но практически не использует его, оставляя памятники прошлого природе и «диким» туристам. Причиной тому ряд проблем локального характера, которые сегодня возможно разрешить при успешном взаимодействии властей, ученых и общественности. Ключевые слова: археология, туризм, памятники, Сочи, Краснодарский край.

В начале 2019 года Сочинские СМИ сообщили об уникальной находке в районе поселка Дагомыс. В горах между селами Барановка и Варваровка местные краеведы обнаружили остатки средневекового храма. Специалист по историко-культурному наследию Сочинского национального заповедника-парка Дмитрий Марков так комментировал находку: «Мы предположили, что здесь могла находиться однонефная одноапсидная базилика, схожая по своей конструкции с храмом Агуа, существовавшим на месте слияния рек Агва и Сочи. Его обнаружили еще в середине прошлого века, тогда же было установлено, что время его постройки приходится на период с XI по XIV века новой эры» [1].

Поднятый вокруг находки медийный шум вызвал удивление у специалистов — находка для них довольно обыденная. Всё потому, что масштабы исторического наследия Сочи широкой общественности неизвестны. По данным Сочинского национального заповедника-парка в районе Большого Сочи найдено около 30 античных и средневековых памятника, лишь половина из которых сегодня сохранились и доступны к обзору

туристами. За редким исключением, все они отсутствуют в туристических справочниках, как и адекватная инфраструктура для их посещения.

В чем же причина такого отношения к памятникам прошлого, которые привлекают внимание туристов и приносят деньги в бюджет в соседних Анапе, Тамани, Абхазии? Отчего такое пренебрежение к ним?

Ответить на этот вопрос сложно. Здесь смешались региональная политика, менталитет и отсутствие серьезных меценатов. Однако, несмотря на все негативные факторы, интерес к туристическому потенциалу памятников растет — за счет энтузиастов и... федеральных властей. Как получилось такое сочетание — разберемся детально вместе со специалистами.

Нельзя сказать, что древние руины обделены вниманием туристов. Часть памятников находится в доступных местах, но никакой информации о них простому туристу на месте не найти. К сожалению, это проблема всех местных достопримечательностей. Чтобы понять обстановку вокруг них, взглянем бегло на состояние наиболее доступных и хорошо сохранившихся из них.

В отличие от большинства крепостей и храмов района, разбросанных на холмах и отрогах гор, Ахштырский храм уместился на небольшой пологой полянке в центре поселка Ахштырь. Обычно древние руины, которым не повезло оказаться внутри новых поселков, местные жители растаскивают для хозяйственных нужд. Храм сохранился благодаря церковно-приходскому училищу, взявшему на себя охрану руин. Греческое население с тех пор использует его для проведения христианских служб и называет храмом Святой Софии.

Построили храм Византийцы в период с X по XIII века на Псеашхинском ответвлении Шелкового пути, проходившем в долине Мзымты. Даты основаны на общей картине памятников региона, так как полноценные археологические раскопки здесь не проводили. Постройку современного типа храма на фундаменте старых руин подтвердили архивные сведения [2].

Строение по стилю похоже на аналогичные храмы в Абхазии и Западной Грузии. Вход в него венчает каменная лестница и симпатичная арка, увитая плющом. В 1913 году восстановленный храм был освящен в честь Святителя Николая Чудотворца, но уже в 1937 году его взорвали. Долгое время руины использовались, как складское помещение и для выпаса скота. Возрождение религиозной святыни произошло в 2002 году силами местных жителей. Сегодня здесь проводят церковные службы [3].

Не менее хорошо сохранился древний храм в поселке Лоо - того же периода постройки и стиля. Местные гиды водят к нему экскурсии. По словам краеведа Михаила

Кудина, храм в Лоо исследовался экспедицией Брониславы Овчинниковой в 1980-1990-х годах. Здесь хорошо сохранилась северная стена высотой до 7 метров. Храм являлся кафедральным собором Кавказской митрополии, так как в нем есть синтрон. Это такая дугообразная скамья для духовенства, примыкающая изнутри к восточной стене алтаря и идущая вдоль стены главной апсиды храма. В некоторых случаях в центре синтрона размещался епископский трон — Горний престол. Сегодня в центре алтарной апсиды православного храма размещается Горнее место. При раскопках археологи обнаружили фрагменты зеленовато-голубого оконного стекла византийского происхождения, датируемые Х-Х11 веками. Существование самого храма датируется Х-ХГУ веками, однако в кладке стен был найден ряд переиспользованных орнаментированных резных архитектурных деталей от более раннего храма [2].

Местное греческое население чтит памятник и проводит здесь православные греческие праздники. Храм в Лоо — объект рекреации с платным входом для посетителей. Главный специалист по историко-культурному наследию Сочинского национального заповедника-парка Дмитрий Марков сообщил, что в прошлом облицовочные блоки сплошными рядами покрывали внешнюю сторону храма, что придавало сооружению пышность и блеск: с моря он смотрелся белокаменной церковью с красноватого цвета черепичным покрытием. Сочинский нацпарк планирует создать здесь новые стенды, облагородить территорию и открыть небольшой смотровой выставочный комплекс с местную керамику, вроде небольшого павильона. Наличие охраны у водосборника и возможность поставить видеонаблюдение обеспечат безопасность объекта.

Похожий храм есть в поселке Веселое в Адлере, но его закрыли забором в процессе Олимпийской стройки и так он за ним и стоит до сих пор [4].

Еще один храм с мощным туристическим потенциалом находится на хребте с восточной стороны от трассы Адлер - Красная Поляна напротив поселка Монастырь. Бытует мнение что поселок получил свое название из-за храма, но нет, первенство в наименовании принадлежит Свято-Троицкому монастыря, уничтоженному в самом поселке при коммунистах.

Храм-крепость, построен Византией в IX веке и просуществовал около 200 лет. Наличие укреплений, по мнению ученых, говорит в пользу агрессивного отношения местных жителей к христианам. Храм нашли в 1948 году, но раскопки впервые провели спустя 20 лет. Второй раз храм изучали в 2010 году, когда часть стен его фундамента удалось поднять на высоту до 1,5 метров. Храм очистили, часть элементов реставрировали и привели в приличный для туристов вид [5].

В состав монастырского комплекса помимо храма входят укрепление с башней и ворота. До недавнего времени добраться к нему было непросто, особенно в дождливое время, когда это становилось даже опасно. Приходилось парковаться под мостом трассы, идти вдоль ее оснований на другую сторону к водопаду Пасть Дракона, а потом буквально лезть на склон по веревке. Недавно один из меценатов построил от дороги, пролегающей по хребту ответвление, которое проходит в 200 метрах от с храма. Арендатор сделал тропу к храму и прогулочный маршрут, так что сегодня добраться к нему уже не составляет труда для туристов. С площадки у храма открывается шикарный вид на долину реки Мзымта, в обе стороны. Потенциал храма сегодня изучается в туристических целях. Сочинский нацпарк начал обустройство лестницу снизу от водопадов по старой тропе, чтобы маршрут здесь был сквозным для пеших туристов. Правда есть нюанс — даже в облагороженном виде, ввиду сложности местных транспортных путей, маршрут к нему остается слишком сложным для массового туриста [6].

Среди древних крепостей района наиболее выделяются руины крепости на реке Годлик в поселке Волконка, также известные, как крепость Багу. Точнее восточная часть стены бывшей крепости. Её живописные камни сегодня созерцают жители многоэтажного дома по адресу Курская, 46 [7].

Годлик исследовался экспедицией Б.Б. Овчинниковой в 1990-х годах, которая почистила крепость и провела раскопки. Тогда составили несколько проектов музеефикации и реставрации объекта, но ни один из них не реализовали. Крепость постепенно зарастает и продолжает разрушаться. Территория принадлежит военному санаторию, который обязан содержать объект наследия в порядке, но ничего не делает. Попытки местных энтузиастов и сочинской администрации с помощью прокуратуры заставить администрацию санатория выполнять охранные обязательства ни к чему не привели. Руины крепости очищается только энтузиастами и прихожанами рядом стоящего храма «Церкви Царственных Страстотерпцев» чьи прихожане ухаживают за руинами. Есть здесь и информационный знак. К храму можно подъехать на автобусе, но в большинство экскурсионных маршрутов крепость не включена [8].

Неплохое расположение у Хостинской крепости в Тисо-Самшитовой роще поселка Хоста постройки VI-VIII веков. Сегодня видны остатки её ворот и укреплений моста. Перед входом стоит большой информационный стенд, но к самим руинам подходить не разрешается - уж очень опасные обрывы и склоны в этом месте. Именно поэтому туристические экскурсии к крепости не приветствуются администрацией рощи. Единственный раз Хостинская крепость обмерялась археологом Юрием Вороновым в 1970-х годах [9,10].

Привлекательное для туризма место занимает крепость Ачипсе, в центре поселка Эсто-Садок. Она расположилась на холме у слияния рек Мзымта и Лаура. Со смотровой площадки возле руин открывается вид на горнолыжные подъемники Горки Город и Газпрома. Но лес скрывает крепость от глаз туристов также, как металлическая сетка закрывает лестницу, ведущую к крепости от автобусной остановки. Ее закрыли, потому что развивать объект власти не захотели, а за безопасностью туристов надо следить. Хотя это не помешало людям проделать в заборе дыру.

Крепость Ачипсе была известна с давних времен. Впервые археологи исследовали её ещё в 1911 году. Потом было несколько экспедиций в советское время, и в 90-е годы. Тогда удалось также обнаружить траншеи времен Великой Отечественной войны на северном склоне. Последние раскопки, с консервацией памятника, состоялись в 2007-2008 годах под руководством археолога Дмитрия Василиненко. Тогда же поступило предложение превратить крепость в музей под открытым небом. Но приоритеты оказались иными [11].

По словам Михаила Кудина, Ачипсе — крупнейшая крепость на Псеашхинском ответвлении Великого Шелкового пути, с протяженностью стен более 500 метров. Лучше всего сохранилась часть юго-восточной стены длинной 16 метров, достигающая высоты 4,8 метров и юго-западная башня. Исследованы 16 погребений, датирующихся ЕХ-ХШ веками. Это подтверждает мнение археолога Юрия Воронова о том, что местная башня могла быть культовым помещением. Находки железного креста и сланцевой пластины с отверстием и изображением креста позволяют предположить, что на территории городища находился храм.

Появление крепости в VI веке связывают с Византийским императором Юстинианом, который был известен своей активной политикой по распространению христианства на Кавказе. Именно тогда появилось большинство крепостей и храмов, руины которых можно встретить сегодня в приморской зоне Северного Кавказа, а также в горах Карачаево-Черкесии и в Абхазии. Есть мнение, что все эти территории были в прямом подчинении Византии в те времена, хотя не всем это нравилось. Цель крепости состояла в охране торговцев и предоставлении им ночевки [5].

По словам специалиста Сочинского Национального заповедника-парка Дмитрия Маркова, препятствуют развитию туристического потенциала памятника границы контролирующих организаций, проходящие по его территории. Вся территория Большого Сочи, как слоеный пирог, распределена между тремя организациями: Кавказским государственным природным биосферным заповедником (выше в горы), Сочинским Национальным заповедником-парком (остальные нежилые зоны) и зоной ответственности

городских служб Сочи. Наибольшую активность в изучении, охране и развитии туристического потенциала памятников, проявляет национальный парк. Однако, часть объектов оказались частично или полностью внутри городской черты, например крепости Ачипсе и Мамай-Кале. И городские власти даже толком не знают, что в их ведении есть крепости. Результат этого «незнания» можно увидеть на Малом Ахуне, где в зону застройки попали древние памятники, так и не поставленные на учет. Похожая ситуация происходит и с дольменами.

Последней отметим еще одну крепость, чья судьба особенно примечательна. Представьте себе большой шумный сочинский пляж. Именно такой имеется в микрорайоне города Сочи с названием Грузинская Мамайка. На заросшей плющом скале над ним прячется древняя крепость Мамай-Кале. Недавно археолог Андрей Кизилов нашел там плинфу, которую можно датировать ранним средневековьем. Черные копатели на руинах заброшенного санатория пытались раскопать яму и прорыли проход дальше вниз. Оказалось, что под расчищенным полом арки, имеется продолжение коридора, хотя раньше считалось, что это дно и дальше следов нет. Как оказалось, пол образовался во время земляных работ еще в средние века.

Впервые крепость упомянул в своих трудах французский консул Жак Франсуа Гамба, который дважды посещал Кавказ и Чёрное море и первым открыл современникам Мамай-Кале [12]. Венгерский авантюрист на Кавказе — Тауш рассказывал путешественнику Дюбуа де Монпере в начале XIX века о том, что видел в Мамай-кале большой камень, покрытый фигурами оленей, косуль, коз [13]. На тыльной стороне плиты были изображены фигуры в римских одеяниях. Андрея Кизилова считает, что первичные находки на памятнике имеют выраженный римско-греческий стиль и состав образца IV века нашей эры. Вероятнее всего, тогда крепость защищала местное торговое поселение Боспорского царства.

В новое время крепости не повезло. Сначала она сильно пострадала в 1914 году во время строительства железной дороги. Потом местные жители перетаскали её камни на постройку сараев и домов. Археолог Никита Анфимов в 1957 году констатировал практически полное ее разрушение. В 2003 году крепость исследовал археолог Дмитрий Василиненко в связи с наметившимся строительством санатория, но раскопки закончены не были, так как прекратилось финансирование, а стройка была заморожена [14].

Сегодня от Мамай-Кале остался лишь небольшой участок раскопанных стен, который зарос вьющимся кустарником. Он расположен на округлом холме, нависающем над железнодорожной станцией Мамайка. Несмотря на мнимую доступность, попасть на руины крепости сложно. Холм обнесен сетчатым забором с колючей проволокой, а на его

территории раскиданы руины недостроенных зданий санатория - памятники лихих лет. Одно из зданий, двухэтажное, расположилось на фундаменте восточной части крепости, так что руины которой оказались на строительном дворе. Зайти на территорию стройки можно и с центральных ворот, но расстояние там приличное, а ворота не всегда открыты.

Итак, среди 15 сохранившихся древних объектов, есть как минимум несколько, имеющих мощный туристический потенциал. Почему же он до сих пор не использован?

Как уже говорил специалист Сочинского национального заповедника-парка Дмитрий Марков — существует проблема разделения зон работы государственных учреждений, имеющих совершенно разное представление о туризме. Национальный парк сегодня делает многое для развития туристического потенциала - изучает памятники, издает по ним литературу, оборудует места для туристов. Но сил и средств хватает разве что на храм в поселке Лоо, остальная работа формируется по остаточному принципу.

Помощь неожиданно появилась с иной стороны — из Москвы. Несколько лет назад, еще будучи краеведом, а ныне старший научный сотрудник лаборатории «Этносоциальных проблем» Сочинского научно-исследовательского центра РАН Андрей Кизилов, начал изучение находок, сделанных в Сочи во время подготовки к Зимней Олимпиаде 2014 года. Тогда в самом центре города, недалеко от остатков Навагинского форта (ныне Арт-Галерея «Форт») была обнаружена кирпичная кладка. Дальнейшие анализы показали, что состав найденных квадр (древних кирпичей) соответствует памятникам Абхазии и Крыма эпохи Римской империи. На основании различных источников специалистами был сделан вывод о локализации на территории Сочи античного поселения Ампсалида [15]. Изучение этого памятника еще в активной стадии, но информационные волны уже докатились до федеральных властей. Регион Большого Сочи федеральные власти предложили включить в государственный межрегиональный туристический проект — «Золотое кольцо Боспорского царства». В администрации Сочи прошло несколько совещаний на эту тему, на которых был предложен список объектов для потенциального включения в маршрут [16]. Но, как говорит Андрей, есть нюансы.

Во-первых, существует серьезная проблема с частной собственностью. Так сложилось, что некоторые памятники оказались на частной территории и поэтому отсутствует доступ к ним для организации инфраструктуры. Разрешить эту проблему в одночасье не получится — потребуются годы судебных прений. Наиболее перспективная крепость в Мамай-Кале как раз в такой печальной ситуации. Проводить туристические маршруты среди руин долгостроя непривлекательно для туристов, а со стороны моря крайне неудобно делать подъезд. Проблема с транспортной доступностью и у храма -

монастыря на Мзымте, одного из наиболее сохранившихся памятников. В храм Лоо путь также идет по узким улочкам поселка и доступен только малогабаритному транспорту.

Вторая проблема более глобального масштаба - деньги. Проект Золотого кольца не предполагает финансирования. Вопрос поиска средств ложится на местные власти, которые должны на выгодных условиях привлечь частных инвесторов при информационной поддержке государства. Заниматься такими поисками должны сотрудники администрации, которые пока не изъявляли активного желания, особенно в свете прошедших выборов. Теперь же, когда команда в администрации сменилась, есть надежда на то, что вопрос сдвинется с места, если останутся люди, лоббирующие вопрос расширения культурно-исторического туризма по примеру Арт-Галереи «Форт» в Сочи, где оборудовано убыхское подворье образца XIX века с горной мельницей [17]. Совсем недавно появился потенциальной спонсор для крепости в Ачипсе, остается только решить вопрос с границами ведомств.

Наилучшая перспектива у крепости Годлик в Волконке, где есть и парковка и условия для развития инфраструктуры. Храм в Лоо планируется использовать для малых групп. В Красной Поляне в проект, кроме крепости Ачипсе, планируется также подключить колодцеобразные дольмены на реке Бешенка. Перспектива есть и у Хостинской крепости в Тисо-Самшитовой роще, где необходимо обустройство безопасных проходов.

Сочинский национальный заповедник-парк готов активно сотрудничать с администрацией города в сфере развития туристического проекта и со своей стороны планирует продолжать исследования как новых, так и уже известных памятников истории, расположенных на его территории. Их результаты уже сегодня публикуются в специальных брошюрах в формате научных публикаций.

Остается надеяться, что новая администрация Сочи отнесется к культурно-историческому потенциалу региона с большей серьезностью и сумеет завершить начатые работы в этом направлении, а Сочи займет достойное место в туристических маршрутах Черноморского побережья России.

Литература

1. Средневековый храм в Дагомысе - к вопросу о его выявлении // Архитектура Сочи URL: http://arch-sochi.ru/2019/03/hram-v-dagomyse/ (дата обращения: 12.01.2020).

2. Византийские храмы и базилики г. Сочи и его окрестностей: воссоздание внешнего вида // Архитектура Сочи URL: http://arch-sochi.ru/2018/06/vizantiyskie-hramyi-i-baziliki-g-sochi-i-ego-okrestnostey-vossozdanie-vneshnego-vida/ (дата обращения: 12.01.2020).

3. Половинкина Т.В. Сочинское Причерноморье. Нальчик: Издательство «Эль-Фа», 2006. 311 с.

4. Византийский храм «Весёлое» в зоне олимпийской застройки: перспективы сохранения и музеефикации // Архитектура Сочи URL: http://arch-sochi.ru/2014/08/vizantiyskiy-hram-vesyoloe-v-zone-olimpiyskoy-zastroyki-perspektivyi-sohraneniya-i-muzeefikatsii/ (дата обращения: 12.01.2020).

5. По следам древней христианской колонизации (Византийские базилики на территории сочинского национального парка) // Архитектура Сочи URL: http://arch-sochi.ru/2014/07/po-sledam-drevney-hristianskoy-kolonizatsii-vizantiyskie-baziliki-na-territorii-sochinskogo-natsionalnogo-parka/ (дата обращения: 12.01.2020).

6. В Сочи появятся туристические маршруты по древним христианским храмам // Рублев URL: http://rublev.com/novosti/v-sochi-poiaviatsia-turisticheskie-marshruty-po-drevnim-khristianskim-khramam (дата обращения: 12.01.2020).

7. Овчинникова Б. Б. Десять лет Лооской археологической экспедиции (1987-1997) // Известия Уральского государственного университета. № 7. Екатеринбург, 1997. С. 119-123.

8. Крепость Годлик: всё, что удалось найти // Архитектура Сочи URL: http://arch-sochi.ru/2015/11/krepost-godlik-vsyo-chto-udalos-nayti/ (дата обращения: 12.01.2020).

9. Воронов Ю.Н. Древности Сочи и его окрестностей. Краснодар: Краснодарское книжное издательство, 1979. 128 с.

10. Хостинская крепость // Архитектура Сочи URL: http://arch-sochi.ru/2013/08/hostinskaya-krepost/ (дата обращения: 12.01.2020).

11. Ачипсинская крепость // Архитектура Сочи URL: http://arch-sochi.ru/2010/08/achipsinskaya-krepost/ (дата обращения: 12.01.2020).

12. Гамба Жак Франсуа. Путешествие в Закавказье. Т.6 (на груз.языке). // Исторический вестник Архивного управления МВД Груз.ССР. Тбилиси, 1987. С.76-88, 112.

13. Де Монепере Дюбуа. Путешествие вокруг Кавказа. У черкесов и абхазов, в Колхиде, в Грузии, в Армении и в Крыму. Сухуми: АбГИЗ, 1937. 180 с.

14. Кравченко Е.Ю. Генуэзские колонии на территории современного города Сочи // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2014. №2-2. С. 314-316.

15. Римская крепость в Сочи: результаты исследований // Архитектура Сочи URL: http://arch-sochi.ru/2018/06/rimskaya-krepost-v-sochi-rezultatyi-issledovaniy/ (дата обращения: 12.01.2020).

16. От Ампсолиды до Сочи: в России отпразднуют 2 500 лет Боспорского царства Подробнее: https://eadaily.com/ru/news/2020/01/09/ot-ampsolidy-do-sochi-v-rossii-otprazdnuyut-2500-let-bosporskogo-carstva // Eurasia Daily URL: https://eadaily.com/ru/news/2020/01/09/ot-ampsolidy-do-sochi-v-rossii-otprazdnuyut-2500-let-bosporskogo-carstva (дата обращения: 12.01.2020).

17. Арт-галерея ФОРТ в ожидании гостей // Архитектура Сочи URL: http://arch-sochi.ru/2016/06/art-galereya-fort-v-ozhidanii-gostey/ (дата обращения: 12.01.2020).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.