Научная статья на тему 'Этническое наследие античной и эллинистической эпохи в Северном Причерноморье (VII В. До Н. Э. - IV В. Н. Э. )'

Этническое наследие античной и эллинистической эпохи в Северном Причерноморье (VII В. До Н. Э. - IV В. Н. Э. ) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
258
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Этнодиалоги
Область наук
Ключевые слова
АНТИЧНАЯ ИСТОРИЯ / ANTIQUE HISTORY / ЭЛЛИНИСТИЧЕСКАЯ ЭПОХА / HELLENISTIC EPOCH / ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ / HISTORICAL AND CULTURAL HERITAGE / ИСТОРИЯ СЕВЕРНОГО ПРИЧЕРНОМОРЬЯ / БОСПОРСКОЕ ЦАРСТВО / THE KINGDOM OF BOSPHORUS / ТАМАНСКИЙ ПОЛУОСТРОВ / TAMAN PENINSULA / СЕВЕРО-ВОСТОЧНОЕ ПРИЧЕРНОМОРЬЕ / ГОТЫ / HISTORY OF THE CIRCUM-PONTIC REGION / THE NORTHEASTERN CIRCUM-PONTIC REGION / GOTHS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Абрамов Дмитрий Михайлович

Автор продолжает серию статей, посвященных историко-культурному наследию античной и эллинистической эпохи. На основе археологических и письменных источников дается очерк этнической истории Северного Причерноморья. На территориях, примыкавших к восточным границам Боспорского царства, располагаются самые древние скифские и меотские захоронения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Ethnic heritage of Antique and Hellenistic epochs in the northern Circum-Pontic Region (the 7th century BC - the 4th century CE)

The author extends a series of papers focusing on historical and cultural heritage of Antique and Hellenistic epochs. The paper makes an overview of the ethnic history of the northern Circum-Pontic Region based on archeological and written sources. The most ancient graves of the Scythians and the Meotes are located in the areas adjacent to the eastern borders of the Kingdom of Bosphorus.

Текст научной работы на тему «Этническое наследие античной и эллинистической эпохи в Северном Причерноморье (VII В. До Н. Э. - IV В. Н. Э. )»

Дмитрий Абрамов

Этническое наследие античной и эллинистической эпохи в Северном Причерноморье (VII в. до н. э. - IV в. н. э.)

Автор продолжает серию статей, посвященных историко-культурному наследию античной и эллинистической эпохи. На основе археологических и письменных источников дается очерк этнической истории Северного Причерноморья. На территориях, примыкавших к восточным границам Боспорского царства, располагаются самые древние скифские и меотские захоронения.

Ключевые слова: античная история, эллинистическая эпоха, историко-культурное наследие, история Северного Причерноморья, Боспорское царство, Таманский полуостров, Северо-Восточное Причерноморье, готы

Боспорское царство, образованное древними греками-колонистами, пожалуй, - древнейшее государство Восточной Европы. Уже в период классической античности и эллинизма (У-1 вв. до н. э.) Боспорское царство смогло объединить, подчинить и контролировать огромные для того времени территории. Боспорским царям принадлежали Керченский (восточный Крым) и Таманский полуострова, восточное побережье Азовского моря, низовья реки Дона с городом Танаисом, часть побережья Черного моря с городом Горгипия (Анапа). Но важнейшими центрами ремесла, морской торговли и культуры были города Таманского залива и Керченского полуострова: Пан-тикапей - западная столица царства на восточной оконечности Крымского полуострова, Феодосия - юго-восточное побережье Крыма, Фанагория - восточ-

Абрамов Дмитрий Михайлович, кандидат культурологии, доцент кафедры региональной истории, краеведения и москвоведения историко-архивного института, Российский государственный гуманитарный университет (Москва),

abramov_dmitriy@mail.ru

ная столица царства на берегу Таманского залива, Гермо-насса, Кепам, Патрей.

Боспорское царство - восточная часть региона Северного Причерноморья. Оно владело территориями, коренным населением которых были меоты, признавшие власть греков-колонистов, и попавшие в зависимость от них. В более ранний период на этих землях господствовали киммерийцы - народ индоиранского или индоевропейского происхождения. Но период существования этнокультурной общности киммерийцев приходится на первую треть I тыс. до н. э. Согласно древним источникам и современным археологическим данным, следы киммерийцев достаточно достоверно прослеживаются лишь в УШ-УП вв. до н. э. Есть сведения о проникновении киммерийцев в Западное Закавказье и Малую Азию. Во всяком случае, в Северо-Восточном Причерноморье к исходу VII века до н. э. они уже не напоминают о себе.

Греки-колонисты были элитой Боспора. Скорее всего, они играли здесь роль государствообразующего этноса и посредника в межэтнических спорах и распрях. Они же выступали ведущим этносом в организации обороны от внешних вторжений. В степях Северного Кавказа в бассейне реки Кубань у восточных границ Боспорского царства также проживали оседлые меоты, но кочевали и скифы. Периодически между греками и скифами возникали локальные войны, но все же греки предпочитали вести со скифами мирную торговлю. Кроме того, скифская знать зачастую выступала заказчиком товаров греческих мастеров и ювелиров, предметов роскоши: дорогой посуды, тканей, изделий и украшений из бронзы, серебра, золота, электрума (сплава золота и серебра), отделанных драгоценными камнями. Греки, в свою очередь, закупали у скифов породистых лошадей, рогатый скот. Локальные войны способствовали и развитию работорговли.

Северо-Восточное Причерноморье - Кубанские степи и Таманский полуостров. Здесь великолепный теплый, сухой, но и мягкий климат. Однако даже 150 лет назад этот край представлял малозаселенную степь, покрытую высокой травой с островками кустарников. На западе Таманского полуострова поднимаются невысокие гряды гор и вулканов. На юге же степь упирается в предгорья Кавказского хребта. С древнейших времен только небольшие участки плодородной степи вдоль рек были обработаны и превращены в поля. Среди степного пейзажа Кубани и Тамани возвышались рукотворные курганы, насыпанными над местами захоронений или там, где необходимо было построить оборонительные сооружения. Кратко очертим эту тему.

Многие народы издавна облюбовали и стали заселять эти места. Однако в силу исторических условий в Кубанской степи долго не могло укрепиться оседлое население. На исходе XVIII в. эти территории были присоединены к России. С этого времени началось неуклонное освоение этих территорий российскими переселенцами и изучение древнего наследия этого края. Во второй половине XIX в. местный историк-любитель Е.Д. Фелицын, офицер Кубанского казачьего войска, составил первую краевую карту курганов. Там их было нанесено около 6 тысяч. Но карта все же была неполной. На территориях, примыкавших к восточным границам Боспорского царства, располагаются самые древние скифские и меот-ские захоронения.

Скифы - один из самых древних и многочисленных народов, закрепившихся и кочевавших в Северном Причерноморье в VII веке до н. э. Скифские могильники и захоронения VI в. до н. э. - II в. н. э. встречаются практически по всему степному Крыму и Северной Таврии. Сохраняются они и на территории бывшего Боспор-ского царства - на Керченском и Таманском полуост-

рове. Ряд археологических находок свидетельствует о том, что в конце VIII - начале VII в. до н. э. была совершена серия скифо-киммерийских походов в Закавказье и в Переднюю Азию. Это привело к обогащению скифских вождей, дружинного слоя и значительному социальному расслоению в среде скифов и меотов, принявших участие в походах и вернувшихся в родные степи Северного Кавказа. В итоге у этих народов окончательно утвердился курганный обряд захоронения знати.

Тогда и были насыпаны знаменитые Келермесские и Ульские курганы (Адыгея, Северо-Западный Кавказ). Погребения в Келермесских курганах производились в прямоугольных ямах с вертикально поставленными столбами, несущими деревянное перекрытие. Часть гробниц была устроена на более ранних курганах эпохи ранней бронзы. Захоронения сопровождались жертвоприношением взнузданных коней. Наибольшим богатством отличались курганы, открытые в 1903 г. горным техником Д.Г. Шульцем. Здесь были обнаружены детали золотых ассирийских сидений, фиалы, оружие, сделанное в мастерских Урарту по заказу скифских вождей. Наиболее известные находки - выложенный золотом меч и боевой топор, золотые пластины в виде фигуры пантеры и бегущего оленя, украшавшие щиты скифских воинов.

Шедевры мирового искусства - золотые бляхи «Пантера» и «Бегущий олень» принадлежат одному из Келер-месских и Костромскому кургану. Пантера крадется, шея ее вытянута, голова опущена. Чувствуется, что зверь принюхивается и готов к прыжку. Миндалевидное ухо -составное, трехчастное, глаза инкрустированы белой и серой эмалью с коричневым зрачком, четко выделены ноздри. На концах лап пантеры изображены фигурки свернувшихся хищников кошачьей породы. Многим известно также изображение оленя с ветвистыми, откину-

тыми на спину рогами и поджатыми ногами. Животное изображено древним мастером в стремительном полете. Подача мастером динамики этого движения - непревзойденный шедевр.

Келермесские курганы можно отнести к середине VII - началу VI в. до н.э. Это свидетельствует в пользу того, что курганы были насыпаны скифами, вернувшимися из походов. В непосредственной близости к Келер-месским курганам обнаружен синхронный грунтовый могильник рядового населения, принадлежащий местной меотской культуре.

На окраине аула Уляп в Адыгее расположены Ульские курганы. Это памятники УI-У вв. до н. э., созданные в те времена, когда здесь кочевали скифы. Их исследовал профессор Н.И. Веселовский в конце XIX - начале XX в. К настоящему времени исследовано десять курганов. На вершине самого крупного (15 м) была устроена четырехугольная площадка с вкопанными в землю деревянными столбами, перекрытыми камышом. Внутри кургана располагался каменный жертвенник. На площадке было найдено около 500 останков жертвенных коней. В числе находок - железные наконечники стрел, медные и железные пластины нагрудных воинских панцирей, золотая пластина с изображением сцены терзания грифами оленя и горного козла. Находки на соседних объектах - золотые серьги, бронзовый воинский шлем и др. Ульские курганы - целый комплекс скифских святилищ, посвященных древнеиранским божествам.

В IУ-Ш вв. до н. э. в степном Крыму концентрируется позднескифское население, образуется государство скифов с центром в городе Скифополисе. Связано это и с нашествием в Северное Причерноморье многочисленного и воинственного кочевого народа индоиранского происхождения - сарматов. К этому времени, IV в. до н. э., относится курган Куль-Оба на Керченском полу-

острове - единственный крымский курган, равный по находкам другим богатейшим царским курганам Скифии. Располагался он на высоте 135 м над уровнем моря, откуда открывается замечательный вид на Пантикапей (Керчь). К сожалению, в настоящее время памятник практически не сохранился, так как камни из его кладки пошли на строительство других объектов в начале XIX в. По сохранившимся описаниям, перекрытие памятника представляло собой уступчатый пятиметровый свод. К склепу вел коридор - дромос. Погребения были совершены в квадратной гробнице, длина сторон которой превышала 4 м. Все сооружение сложили из крупных, прекрасно обработанных каменных плит. Внутри каменного склепа имелось какое-то деревянное сооружение с матерчатым пологом. В склепе было четыре погребения. Значительную часть погребальной камеры занимал деревянный саркофаг. В нем находился остов мужчины. Рядом располагался остов его наложницы или жены. В свое время все значимые находки из кургана поступили в крупнейшие музеи Российской Империи - Эрмитаж, Музей изящных искусств. Исследования объекта в основном и вели экспедиции этих музеев. Одна из самых ценных находок - электровая ваза со сценами из жизни скифов. Этнографически точно художник передал внешний облик скифов. Изображения на куль-обском сосуде впервые дали реальное представление об этом таинственном народе. Скифы носили длинные волосы, бороды и усы. Они изображены одетыми в кожаные или льняные кафтаны с поясами, длинные штаны-шаровары, обутыми в мягкие кожаные сапоги с ремешками на щиколотках. На головах - остроконечные войлочные шапки. Вооружение скифов состояло из копья, небольшого меча-акинака, короткого лука и стрел, сложенных в налучье. К защитному вооружению принадлежал четырехугольный щит. На объекте Куль-Оба также

нашли золотые подвески с изображением головы богини Афины, золотые фиала и гривна, остатки вооружения и многое другое.

Скифы оставили свой след и на Таманском полуострове. Несколько скифских курганов с мужскими и женскими захоронениями, расположенными рядом на Тамани, назвали Большой Близницей. Вероятно, в одном из курганов было произведено захоронение скифской жрицы, служившей богине Деметре. Здесь были раскрыты каменный склеп, саркофаг с останками женщины, керамическая посуда, оружие, золотые украшения, в том числе головной убор жрицы - калаф, символ плодородия, на котором изображены сцены сражений воинов с грифонами. Большинство артефактов этого объекта датированы IV в. до н. э.

Неоспоримо, что скифы оставили ярчайший след в этнической истории и истории материальной культуры Северного Причерноморья в УП-II вв. до н. э. Однако известный исследователь середины XX века М.И. Артамонов в свое время утверждал: «Обряд погребения в кубанских курганах существенно отличается от скифских. Кубанские курганы с инвентарем скифского типа, скорее всего, оставлены не скифами, а меотами, участвовавшими в скифских походах в Азию» [2].

Меотская знать участвовала в скифо-киммерийских походах в Закавказье и Переднюю Азию в УШ-УII вв. до н. э. Ко времени завершения переднеазиатских походов меотская культура приобрела скифский облик под влиянием скифов, часть которых после походов осела в Закубанье. Самым многочисленным племенем меотов, следом подчиненных Боспору, были синды. Страна Синдика упоминается античным географом и историком Гекатеем Милетским уже в VI в. до н. э. Основными занятиями синдов были земледелие и рыболовство. Их вожди, подчинялись боспорским царям.

В глубине Таманского полуострова, где археологи локализуют племя синдов, в 1870-е гг. были раскопаны курганы, известные как «Семь братьев». Неподалеку, на левом берегу реки Кубани в 12 км к западу от станицы Варениковской, расположено одноименное городище. Сохранилась почти вся площадь памятника с валами и рвами. Это была Лабрита, крупный городской центр Синдики, процветавший в У-Ш вв. до н.э. Первоначально город управлялся знатной синдской фамилией, позже он вошел в состав Боспорского царства.

«Семь братьев» - захоронения синдских вождей. В курганах высотой 7-15 м были обнаружены сырцовые и каменные склепы с деревянными перекрытиями. Несмотря на то что курганы были ограблены, находки, поступившие в Эрмитаж, свидетельствуют о богатстве этих погребений. Погребальный инвентарь содержит оружие и доспехи, золотые украшения, керамические сосуды аттического производства и изделия из бронзы из Этрурии и Греции, ахеменидский серебряный ритон, серебряные килики. В погребениях сохранялись останки жертвенных коней с богато украшенными бронзовыми уздечками. Курганы датируются серединой У - первой половиной ГУ в. до н. э., а обнаруженный в них погребальный инвентарь свидетельствует о теснейших связях синдов с греческим населением Боспора.

Примеры погребений меотских вождей второй половины ГУ в до н. э. - курганы Карагодеуашх и Куржипс. Массивный 12-метровый курган Карагодеуашх был раскопан в 1888 г. Е.Д. Фелициным вблизи современного города Крымска. В насыпи кургана нашли каменную гробницу, перекрытую деревом, с четырьмя помещениями, два из которых покрыты росписями (дромос и погребальная камера).

В гробнице обнаружены остатки погребальной повозки и останки запряженных коней, а также мужское

и женское захоронение с богатым инвентарем, что говорит о знатном происхождении погребенных. Под насыпью Куржипского кургана (недалеко от Майкопа) обнаружена деревянная камера с дромосом. В камере были похоронены три знатных воина и богатая женщина со служанкой. Погребение сопровождалось набором греческого защитного вооружения (доспехами и шлемами), золотыми украшениями, сервизом привозной бронзовой посуды. Курган датирован концом IV века до н. э.

Восточнее Краснодара, на реке Кубани близ древнего городища в XIX в., черноморские казаки основали станицу Елизаветинскую. Сейчас Елизаветинское городище находится на юго-восточной окраине станицы. Этот объект исследуется с 1934 г. Памятник имеет две кургано-образные цитадели, окруженные общим рвом. Эта часть городища доступна для осмотра. Установлено, что городище существовало с V в. до н. э. как укрепленное поселение меотского племени и торговая фактория боспорских греков. Это был греко-меотский город на востоке Бо-спорского царства. Одновременно это был центр керамического производства. В античную эпоху отдельный ров и вал присоединяли еще несколько гектаров площади. Однако территория античного пригорода в настоящее застроена усадьбами станицы. По соседству располагаются Елизаветинские курганы, которые составляют отдельный могильник, занимающий восточную часть станицы. Многие курганы (высотой 1-10 м) находятся прямо во дворах станичного населения. Сохранилось до 30 курганов. В 1912—1917 гг. курганы исследовал Н.И. Веселовский, открывший здесь каменные гробницы меотской знати У-IУ вв. до н. э. Веселовскому удалось найти много художественных предметов из драгоценных металлов, бронзы и керамики. Среди них были золотая гривна, панцирь с личиной Медузы Горгоны, панафинейская амфора и др.

На Таманском полуострове, в нескольких км от станицы Таманской возле горы Цимбалы, расположен Артюховский курган. Это памятник второй половины II в. до н.э. В нем располагались восемь каменных гробниц представителей местной знати синдов. В гробницах нашли украшения, в том числе золотую диадему с гранатовыми вставками, античные монеты и керамику, утварь. Материалы кургана содержат ценную историческую информацию о населении Синдики и азиатского Боспора.

Грунтовые могильники меотской культуры продолжали сооружаться до IV века до н. э., однако элитные курганы того времени уже приобрели сарматский облик.

Подводя итог, отметим, что меоты в античную и эллинистическую эпоху, видимо, выполняли роль посредников между оседлой - греческой и кочевой - скифской цивилизациями Евразии. Меоты были тем древним и устойчивым этносом, что находился на острие «пограничных ситуаций». Благодаря меотам и подобным этническим группам в эпоху классической античности и в эллинистическую эпоху оседлым народам Европы удавалось находить компромисс с кочевниками Великой Степи. Подобного, вероятно, не знали Юго-Восточная Европа и Передняя Азия, ибо там все закончилось греко-македонской экспансией и перекройкой всей геополитической системы Центральной Азии. Меоты усваивали как греческую, так и скифскую систему ценностей. Благодаря им была налажена активная торговля между кочевниками и земледельцами. Скифы знакомились с культурой греков, а греки учились налаживать контакты с варварским миром Азии. Развивались ремесло и торговля.

В Г^Ш вв. до н. э. греки позаимствовали у поздних скифов и практику возведения курганных захоронений.

После присоединения Крыма к России в 1783 г. первые российские путешественники были поражены обилием курганов на Керченском полуострове. Курганы окружают все города Боспора, но особенно много их вокруг Пантикапея. Еще в начале XIX в. на полуострове насчитывалось более двух тысяч курганов. Здесь были найдены монументальные склепы, не имеющие аналогов в других областях Северного Причерноморья. Самые большие из курганов достигают высоты 25 м, но чаще встречаются объекты 5-10 м. Многие курганы обносили рвом, а также каменной оградой - крепидой. Большинство их было раскопано в XIX в. и не сохранилось до наших дней. Доступны для осмотра лишь Мелек-Чесмен-ский и Царский курганы.

Царский курган - шедевр древнего зодчества, сооруженный на естественном холме, был открыт в 1837 г. Расположен он на юго-западном склоне холмистой гряды в 5 км на северо-восток от Керчи на окраине поселка Ад-жимушкай. Усыпальница была разграблена еще в древности. Исследователи обнаружили только остатки деревянного саркофага и глиняные черепки. Специалисты полагают, что в усыпальнице был погребен представитель боспорской династии Спартокидов царь Левкон I, правивший в 389-349 гг. до н.э. Высота кургана достигает 17 м, длина окружности - 260 м, диаметр - 80 м. Уникальна кладка ступенчатого свода: идеально ровные круги, сложенные без раствора из каменных плит. Легенды связывали с усыпальницей и гибель легендарного царя Митридата. Пустая гробница и сегодня поражает своим великолепием, одновременно продолжает хранить множество загадок.

Мелек-Чесменский курган - замечательный памятник зодчества, древнее погребальное сооружение, в котором хорошо сохранился монументальный склеп. Длина

окружности этого объекта - 200 м. Памятник возвышается над площадью перед автовокзалом Керчи почти на 8 м. Этот курган не так велик, как Золотой или Царский, но среди множества исследованных боспорских уступчатых склепов Мелек-Чесменский вошел в историю, как самый совершенный в архитектурном и художественном отношении. Курган был раскопан в 1858 г. Склеп оказался разграбленным. Найдены были лишь остатки деревянного ложа и витой бронзовый браслет, концы которого заканчиваются змейками.

Золотой курган расположен на западной окраине Керчи у шоссе Керчь - Феодосия. По мнению Ю.А. Виноградова, здесь были захоронены сыновья боспорского царя Перисада. Наиболее раннее упоминание о Золотом кургане в литературе связано с именем академика П.С. Палласа, исследовавшего Крым в 1790-х гг. Уже в начале XIX в. Золотой курган не имел первоначального вида - его части подверглись разрушению. Однако памятник производил большое впечатление своей грандиозностью. Величественность облицованного громадными блоками неправильной формы кургана усиливалась окружением: он был сооружен на вершине горы на 100 м выше уровня моря. Памятник занимал площадь около 3420 кв. м. Длина окружности его основания - 265 м. Вероятно, первоначальная высота кургана была 15-16 м. Грандиозный навал камня, которому была придана форма сфероидального холма, мог надежно удерживаться на вершине горы, при условии окружения его солидным каменным панцирем. Курган и открытые в нем склепы разграблены. Дело кончилось тем, что керченская городская управа превратила курган в каменоломню, и в 1870-х гг. он был в значительной степени разрушен. Уцелели только фрагменты монументальной циклопической облицовки кургана.

БОСПОР И РИМЛЯНЕ

Вторжение скифов, восстание рабов и туземных подданных под руководством Савмака на Боспоре в 107 г. до н. э. сильно ослабили Боспор и привели к установлению зависимости от Понтийского царства, оказавшего помощь в подавлении восстания и ликвидации скифской угрозы. После разгрома Понтийского царства Римом в 65 г. до н. э. зависимость эта ослабела. Однако понтий-ский царь Митридат VI Евпатор продолжил борьбу с римлянами в Северном Причерноморье. Ему помогали синды. После смерти Митридата последовали междоусобные войны и войны за боспорский трон второй половины I в. до н. э. - первой половины I в. н. э. В этих событиях активно участвовали римские легионы.

Столица царства - Пантикапей - заметно пострадала за время этих войн. После вековой смуты город, раскинувшийся на живописных склонах горы Митридат, постепенно возвращал себе былое великолепие эллинистической эпохи. Реставрировались разрушенные и сгоревшие здания. Важное место в архитектурном ансамбле столицы в то время занял храм обожествленного царя Аспурга (15-38 гг. н. э.) - «победителя скифов и тавров». Аспург получил царский венец из рук римского императора Тиберия. Конец междоусобию в стране был положен только в 49 г. н. э. Царская власть на Боспоре оказалась в руках потомков династии Аспурга - Тибериев Юлиев, правившей в древней столице - Пантикапее. Правители Боспора носили пышные титулы и нередко обожествлялись. И все же им приходилось подчиняться интересам Рима. Был учрежден культ римских августов и цезарей, высшими жрецами которого были сами цари. Портреты императоров чеканились на боспорских монетах. На улицах и площадях Пантикапея устанавливались статуи августов, боспорских царей и указы, высе-

ченные на мраморных и известняковых плитах. Правители Боспора в официальных документах именовались «друзьями цезаря и римлян». Однако нет оснований утверждать то, что на Боспоре постоянно находились отряды римских войск. Правда, боспорского царя могли вызвать в Рим для объяснений по вопросам, интересующим императора.

Правители Боспора управляли страной с помощью широкого слоя чиновников. В эпоху классической античности и эллинизма для греческого населения правители Боспора были прежде всего архонтами (вождями-военачальниками), а титул царя использовался только по отношению к подчиненным туземным племенам - меотам. С воцарением династии Тибериев Юлиев царская власть в стране все более приобретала характер восточной деспотии в отношении со всеми слоями и этническими группами населения. При дворе существовали должности управляющего, царского секретаря, постельничего, конюшего, казначея и другие. В города и для управления зависимыми варварскими племенами назначали наместников. В некоторых городах функционировали выборные чиновники. Армией руководили военачальники, флотом - навархи.

Особую роль в жизни Боспора играли религиозные союзы (фиасы), занимавшиеся воспитанием молодежи, проводившие собрания, на которых решались экономические и административные проблемы жизни религиозных общин. С I в. н. э. возросла роль негреческих элементов в жизни страны. Во 11-1У вв. распространились восточные культы. Особенно стало заметно влияние иудаизма. Уже с I в. здесь часто упоминаются «синагоги иудеев». Поселение иудеев в Боспорском царстве связано с великим еврейским рассеянием после подавления римлянами восстания в Иудее 66-70 гг. и двух разрушений Иерусалима в 70 и 132 году.

В городе находились многочисленные мастерские ремесленников - кузнецов, ювелиров, стеклодувов, гончаров, ткачей. Здесь же построили крупные комплексы для производства вина. Виноград давили на специальных площадках - тарпанах. Затем сок разливали в амфоры и пифосы. Промышленный масштаб приобрели лов и засолка рыбы. Рыбу солили в выкопанных в земле и обмазанных специальным раствором цистернах. Вино и соленая рыба были важнейшей статьей боспорского экспорта. На плодородных землях Керченского и Таманского полуострова выращивали виноград и пшеницу. Хлебная торговля продолжала играть значительную роль в жизни боспорских городов. Продолжавшиеся в Ш вв. войны со скифами и другими варварами стимулировали и развитие рынка работорговли.

В социальном отношении боспорское общество представляло более яркую картину имущественного и классового расслоения, чем в демократическом Херсо-несе - городе, игравшем тогда не меньшее значение на юге Северо-Причерноморского региона. Значительный слой аристократии и военно-чиновной знати явно выделялся среди других сословий и занимал господствующее положение в стране. Археология свидетельствует о богатых захоронениях представителей аристократов. Пантикапейские склепы Ш вв. н. э. вырезаны в грунте или построены из камня и перекрыты полуциркульными сводами, что говорит о римском влиянии. Стены многих склепов покрывались яркими росписями, среди которых часто встречается образ богини плодородия Деметры. Знать погребали в саркофагах из кипарисового дерева с богатым инвентарем, золотой посудой. В одном из погребений членов царской семьи или представителей придворных кругов найдена золотая маска, закрывавшая лицо покойного. Над многими могилами той эпохи устанавливали каменные стелы, украшенные различ-

ными изображениями. Римское влияние на традиции и культуру местного населения особенно ощутимо здесь. На надгробиях, хранящихся в Таманском археологическом музее, можно видеть сюжеты, связанные с любимыми прижизненными занятиями и привычками покойных. На одном надгробии - всадник в доспехах и с копьем - сюжет, столь любимый римской знатью 1-Ш веков н.э. На другой надгробной плите - всадник, который охотится на косулю. На третьем надгробии -мужчина зрелых лет, беседующий с женщиной, возлежащей напротив. На четвертом - группа семейных портретов. На стелах и надгробиях знатных покойников высекали эпитафии. Как все это напоминает искусство и скульптуру древнего Рима!

Внешнеполитическая жизнь на Боспоре протекала даже острее, чем в соседнем Херсонесе. Боспорским царям периодически приходилось конфликтовать со скифами. Тиберий Юлий Савромат I (93-123) дважды воевал с ними, и оба раза - успешно. Возможно, в память об этих победах Савромат был обожествлен. Тиберий Юлий Савромат II (174-210) совершил поход вглубь Крымского полуострова, разгромил позднескифское царство и овладел его территорией. Видимо, в этой войне на стороне Боспора участвовали римские войска. Сав-ромату II удалось также победить сарматское племя сира-ков и нанести серьезный урон пиратам, нападавшим на корабли боспорских купцов. Его сын Тиберий Юлий Ре-скупорид II (211-228) называл себя «царем всего Боспора и тавроскифов».

БОСПОР И ГОТЫ

Большинство исследователей XIX - первой половины XX века считало, что крупнейшее и богатейшее античное государство Восточной Европы Боспорское царство, практически сохранившее свою самостоятельность

на периферии Римской империи, было уничтожено гуннским нашествием последней четверти IV в. Однако археологические исследования 1960-х гг. позволили пересмотреть эту точку зрения.

Годом начала суровых испытаний стал для Римской империи 250 г. н. э. В это время Римской державой правил император Декий (249-251) - ставленник римской знати. Декий пришел к власти в результате свержения Филиппа Аравитянина - последнего представителя целой плеяды «солдатских императоров». Декий пытался восстановить силу и славу древнеримского государства, его законов, римских языческих верований. Все новые восточные культы, появившиеся в Риме, в их числе и христианство, подверглись гонениям. Но Рим вынужден был вести затяжную и кровопролитную войну на Востоке с Сасанидским Ираном. Трудностями империи воспользовались готы и другие германские племена, обосновавшиеся в Северном Причерноморье к началу III в. Началась серия кровопролитных войн между германцами и римлянами. На помощь дунайским легионам Рима были переброшены римские войска из Херсонеса и Харакса, что ослабило позиции империи на северо-восточных границах. Вскоре готские дружины, участвовавшие в сражениях на Дунае и на Балканах, появились в Крыму и за Доном.

О готах историческая наука осведомлена лучше, чем о большинстве других завоевателей той эпохи, благодаря сочинению Иордана. Этот позднеантичный историк, происходивший из гото-аланской среды, несомненно, пристрастен и неточен (он писал в середине VI в.). Но в свое время Иордан служил нотарием одного из варварских вождей и мог знать немало. Кроме того, работая над текстом De origine actibusque Getarum («О происхождении и деяниях гетов», кратко Getika), Иордан пользовался утраченной «Историей готов» Кас-

сиодора Сенатора и сочинениями Аблабия, трудами, известными в IV-V вв. По словам Иордана, готы оставили берега Южной Балтики и остров Готланд во главе с вождем Беригом (II в.), а пришли в Северное Причерноморье во главе с вождем Филимером (первая половина III в.). Во время своего продвижения они разгромили германское племя вандалов и ряд других племен.

Затем готы «как победители спешат в крайнюю часть Скифии, которая соседствует с Понтийским морем. Так по общему обычаю вспоминается в их древних песнях, почти похо-жжих на исторические сочинения. Об этом свидетельствует и Аблабий, превосходно описавший народ готов в своей досто-вернейшей "Истории"», - свидетельствовал Иордан [4, с.105-106].

Долго считалось, что Боспор процветал вплоть до нашествия гуннов в 375 г., после чего наступил упадок. Это мнение было сформулировано еще до археологического изучения городских слоев Пантикапея на основе отрывочных письменных свидетельств и данных нумизматики. Вслед за известным исследователем Т. Момзеном отечественный археолог Э.Р. Штерн в 1897 г. писал, что во время готских войн Боспорское царство находилось под протекторатом Рима, хотя и давало корабли готам для морских походов. Эту же позицию подтверждали и свидетельства позднеантичного историка Аммиана Марцеллина, отмечавшего, что в 362 г. Боспор оставался под протекторатом Рима. Лишь вскоре после этого и до правления императора Юстиниана I (527-565) греки в Северо-Восточном Причерноморье оказались оставленными на произвол судьбы. «В этот промежуток времени Пантикапей был разрушен и погиб в погроме наплыва варваров», - отмечал Э.Р. Штерн [5, с.13-14]. Эту же точку зрения после раскопок в Керчи в 1904 г. поддержал В.В. Шкорпил. Однако раскопки 1960-х гг. и последних

десятилетий, по мнению исследователя А.К. Амброза, показали, что конец расцвету античного Боспора положили более ранние варварские вторжения середины -второй половины III в. Значительная часть поселений Боспорского царства на востоке погибла под ударами готов. Раскопки в Керчи позволили сделать вывод, что события второй половины III в. затронули и Пантикапей. Не помогли ни оборонительные сооружения, ни антиготский союз царя Рескупорида IV (242-276) с меотским вождем Фарсанзом. Поздним скифам также не удалось оказать готам достойного сопротивления. Их поселения были разрушены, а жители перебиты или захвачены в плен.

Готы пришли на Боспор не только в поисках земель для поселения. Варвары понимали стратегическое значение этих мест. Отсюда можно было совершать походы против богатых городов и провинций Понта, но для этого нужен был флот. Готы силой принудили Ре-скупорида IV предоставить им корабли и опытных мореходов. Так Боспор стал базой, откуда на протяжении третьей четверти III в. германцы совершили ряд грабительских походов на римские провинции. В 250 г. готы напали на Мизию (район нижнего Дуная), а потомки непокоренных даков вторглись в Дакию. Разгром у Никополя на Дунае не остановил готов. Они перешли Балканы и в 251 году нанесли ряд поражений римлянам, в которых погибли император Декий и его сын. Империя оказалась на грани катастрофы. Положение спас римский полководец Эмилиан, сумевший в 252 г. отбросить германцев за Дунай. Целью морского похода готов 255-256 годов стал богатый город Питиунт в Восточном Причерноморье. Осада города не принесла ожидаемых результатов, но готы разграбили окрестные поселения и вернулись на Боспор. Через год они совершили новый

морской поход, захватили Питиунт и близлежащие города. В 264 г. готы на кораблях достигли южного берега Понта и отсюда совершили молниеносный переход вглубь Малой Азии, опустошив римские провинции Кап-падокию и Вифинию и захватив богатую добычу. В 268 г. готы Боспора приняли участие в совместном походе германских племен Северного Причерноморья на римские провинции за Дунаем и на Балканах. В результате были опустошены огромные территории и разграблены десятки городов, но германцы получили отпор римских легионов и обосновались в Дакии. Значительная часть готов вернулась из этого похода в Таврию. В 276 г. готы отправились в новый поход против малоа-зийских провинций. Но здесь, как и на Балканах, их встретили боеспособные римские легионы. В сражениях с ними германцы были разбиты. Разгром готов, возвратившихся на Боспор, довершил царь Тейран (276-279). Ему удалось временно восстановить Боспорское царство и наладить дружественные отношения с Римом. Потерпевшие поражение в борьбе с империей, готы расселились на западе Северного Причерноморья и в Крыму. Так, по мнению ряда историков, на юге Восточной Европы сложился Готский союз племен. Боспор был принужден войти в состав этого союза.

Готские войны не прошли бесследно для Боспор-ского царства. Зона культурного, экономического влияния Боспора и в период расцвета (до вторжений середины III в.) была скромна. С IV в. экспорт боспорской ремесленной продукции прекратился [1, с.57]. Исследования позволили установить, что Горгиппия (Анапа), основанная греками на рубеже IV—III вв. до н. э., погибла после взятия ее готскими дружинами в 230-х гг. н. э. До готского нашествия это был значительный ремесленный и торговый город на северо-восточном побережье Чер-

ного моря. Город Германасса (Таманское городище) исследовалось археологами с 1912 г. Здесь археологи и историки узнали многое о его греческом и синдо-ме-отском населении. Предположительно город был разрушен в середине III в. н. э. набегом германцев - готов и гепидов.

Заметно обеднела столица Боспора - Пантикапей. На основе анализа раскопок городского некрополя Г.А. Цветаева сообщала: «Некрополь III в. н. э. отразил период начинающегося упадка Пантикапея. По своей территории этот некрополь почти в два раза меньше некрополя I -II вв. Погребения обоих склонов горы Митридата в это время довольно бедны инвентарем и типами погребальных сооружений. Заметно сильное обеднение населения, о чем свидетельствует нищенский инвентарь простых погребений, сильное уменьшение количества погребений с оружием и замена каменных склепов земляными...» [6, с.82-83]. В 332 г. на Боспоре прекратилась чеканка денег, экономические связи ослабли, и хозяйственная жизнь приняла натуральный характер. Уже во второй половине IV в. гуннское нашествие поглотило Боспорское царство. Боспор практически утратил свою государственную самостоятельность. Однако видится, что Боспорское царство той эпохи - далекий прообраз создания крупной евразийской державы - колыбели древнейших народов Восточной Европы.

В этнической истории Северо-Восточного Причерноморья готы оставили свой яркий след - пространные сказания, записи исторических хроник и трактатов о походах и завоеваниях, совершенных ими, а также разрушенные города и пепелища, выявленные археологами много веков спустя. Однако культурные слои, связанные с пребыванием готов в этой части региона и следы больших готских захоронений на территории Боспора пока

Электровый кубок из кургана Куль-Оба. Источник: Открытая археология.рф

Надгробная плита из Боспора периода Мелек-Чесменский курган в Керчи. эллинизма. Фото автора Фото автора

не найдены. Но уже в IV в. готы Юго-Западного Крыма получили статус римских федератов (союзников), земли для поселения и ведения хозяйства, а также приняли христианство по ортодоксальному обряду. Готы, жившие восточнее, но также принявшие ортодоксальное христианство, были экономически связаны с Пантикапеем и позднее сыграли значительную роль в принятии христианства населением Боспора [3].

Литература:

1. АмброзА.К. Боспор. Хронология раннесредневековых древностей // Боспорский сборник I. «АРХЭ». М., 1992.

2. Артамонов М.И. Синды и Боспор // Киммерийцы и скифы (от появления на исторической арене до конца IV в. до н. э.). Л.: Изд-во Ленинградского университета, 1974.

3. Зубарь В.М. Северный Понт и Римская империя. Киев, 1998.

4. Иордан. О происхождении и деяниях гетов. Вступ. статья, пер. и коммент. А.Н. Анфертьева // Свод древнейших письменных известий о славянах. Т. I. (I-VI вв.). М., 1991.

5. Штерн Э.Р. К вопросу о происхождении «готского стиля» предметов ювелирного искусства (Археологические заметки по поводу золотых вещей, найденных в Керчи летом 1896 г.) // Записки Одесского общества истории и древностей. Т. XX. 1897.

6. Цветаева Г.А. Грунтовый некрополь Пантикапея, его история, этнический и социальный состав // Материалы и исследования по археологии СССР. Вып. 19. М., 1951.

Dmitry Abramov,

PhD in Cultural Studies, Associate Professor, Department of Regional History, Local History and Moscow Studies, History and Archive Institute, Russian State University for the Humanities (Moscow), abramov_dmitriy@mail.ru

Ethnic heritage of Antique and Hellenistic epochs in the northern Circum-Pontic Region (the 7th century BC - the 4th century CE)

The author extends a series of papers focusing on historical and cultural heritage of Antique and Hellenistic epochs. The paper makes an overview of the ethnic history of the northern Circum-Pontic Region based on archeological and written sources. The most ancient graves of the Scythians and the Meotes are located in the areas adjacent to the eastern borders of the Kingdom of Bosphorus.

Keywords: Antique history, Hellenistic epoch, historical and cultural heritage, history of the Circum-Pontic Region, the Kingdom of Bosphorus, the Taman Peninsula, the northeastern Circum-Pontic Region, the Goths

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.