Научная статья на тему 'РАМОЧНАЯ ПРОГРАММА ГОРОДСКОЙ МОБИЛЬНОСТИ ЕС И ЗЕЛЕНАЯ ЭКОНОМИКА'

РАМОЧНАЯ ПРОГРАММА ГОРОДСКОЙ МОБИЛЬНОСТИ ЕС И ЗЕЛЕНАЯ ЭКОНОМИКА Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
25
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
зеленая экономика / логистика / международная торговля.

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Родыгина Наталья Юрьевна, Мусихин Владислав Игоревич, Обуховская Людмила Анатольевна, Щербина Анастасия Константиновна

Рамочная программа городской мобильности ЕС направлена на создание устойчивых и экологически чистых систем городской мобильности во всех государствах членах ЕС, уделяя особое внимание сокращению выбросов парниковых газов, продвижению более чистого транспорта и улучшению общего качества жизни в городах. Эта система соответствует принципам зеленой экономики, предлагая в том числе снижение зависимости от ископаемого топлива. Успешная реализация концепции требует сотрудничества между директивными органами, градостроителями, заинтересованными сторонами отрасли и гражданами для содействия переходу к устойчивой, инклюзивной и экологически ответственной системе городской мобильности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «РАМОЧНАЯ ПРОГРАММА ГОРОДСКОЙ МОБИЛЬНОСТИ ЕС И ЗЕЛЕНАЯ ЭКОНОМИКА»

РОДЫГИНА Наталья Юрьевна,

д. э. н., профессор кафедры международной торговли и внешней торговли РФ, Всероссийская академия внешней торговли при Министерстве экономического развития Российской Федерации, e-mail: rodygina.natalia@yandex.ru

МУСИХИН Владислав Игоревич,

аспирант кафедры мировой и национальной экономики, Всероссийская академия внешней торговли при Министерстве экономического развития Российской Федерации; Общество с ограниченной ответственностью « ТранснефтьЭлектросетьСервис» - ведущий специалист службы ценообразования e-mail: musikhinvladislav@gmail.com

ОБУХОВСКАЯ Людмила Анатольевна,

доцент кафедры романо - германских языков, Всероссийская академия внешней торговли при Министерстве экономического развития Российской Федерации, e-mail: milaproffran@yandex.ru,

ЩЕРБИНА Анастасия Константиновна,

студентка Всероссийской академии внешней торговли при Министерстве экономического развития Российской Федерации, e-mail: ns.konfet@yandex.ru

РАМОЧНАЯ ПРОГРАММА ГОРОДСКОЙ МОБИЛЬНОСТИ ЕС И ЗЕЛЕНАЯ ЭКОНОМИКА

Аннотация. Рамочная программа городской мобильности ЕС направлена на создание устойчивых и экологически чистых систем городской мобильности во всех государствах -членах ЕС, уделяя особое внимание сокращению выбросов парниковых газов, продвижению более чистого транспорта и улучшению общего качества жизни в городах. Эта система соответствует принципам зеленой экономики, предлагая в том числе снижение зависимости от ископаемого топлива. Успешная реализация концепции требует сотрудничества между директивными органами, градостроителями, заинтересованными сторонами отрасли и гражданами для содействия переходу к устойчивой, инклюзивной и экологически ответственной системе городской мобильности.

Ключевые слова: зеленая экономика, логистика, международная торговля.

RODIGINA Natalya Jurievna,

Doctor of Economics, Professor, Professor of the Department of the International and Foreign Trade of the Russian Federation, Russian Foreign Trade Academy of Ministry of Economic Development of the Russian Federation,

Moscow

MUSIKHIN Vladislav Igorevich,

Postgraduate student of the Department of World and National Economy, Russian Foreign Trade Academy of Ministry of Economic Development of the Russian Federation;

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 7 • 2023

DOI: 10.24412/2076-1503-2023-7-447-450 NIION: 2018-0076-7/23-568 MOSURED: 77/27-023-2023-7-568

Leading Specialist, Price Formation Department, Transneft ElektrosetServis LLC

OBUKHOVSKAYA Lyudmila Anatolyevna,

Associate Professor of the Department of Romano-Germanic Languages, Russian Foreign Trade Academy of Ministry of Economic Development of the Russian Federation

SHCHERBINA Anastasia Konstantinovna,

student of the Russian Foreign Trade Academy of Ministry of Economic Development of the Russian Federation, Russia, Moscow

URBAN MOBILITY FRAMEWORK OF THE EU AND GREEN ECONOMY

Annotation. The EU Urban Mobility Framework Program seeks to establish sustainable and ecologically friendly urban mobility systems in all EU member States, concentrating on decreasing greenhouse gas emissions, boosting cleaner transport and enhancing the general quality of life in cities. This system corresponds to the ideals of a green economy, including delivering a reduction in dependency on fossil fuels. Successful implementation of the concept involves cooperation between policy makers, urban planners, industry players and people to support the transition to a sustainable, inclusive and ecologically responsible urban mobility system.

Key words: green economy, logistics, international trade

Защита климата и зеленый энергопереход представляют собой серьезную проблему для транспортного сектора. Как пассажирские, так и грузовые перевозки должны сократить выбросы парниковых газов в ближайшие годы для реализации климатических целей. Вопрос заключается в том, как можно управлять транспортными потоками и какие меры приведут к изменению трафика без ущерба для индивидуальной мобильности и логистических цепочек в свете энергетического перехода.

Конференция сторон Парижского соглашения в Глазго (COP 26) привлекла внимание к выполнению международных обязательств в области климата.[6] Городская мобильность может внести значительный вклад не только за счет сокращения значительного объема выбросов парниковых газов, вызванных ею, но и за счет того, что она становится менее загрязняющей, менее перегруженной и более безопасной.

Перспективы европейской транспортной политики в значительной степени определяются целями по защите климата Европейского «зеленого курса» и связанными с этим масштабными требованиями по сокращению выбросов парниковых газов к 2030 и 2050 годам.[4] Поскольку в ретроспективе транспорт был основным источником выбросов CO2, переход к устойчивой мобильности представляет собой важнейшую задачу для транспортного сектора.[5]

Цель ЕС по сокращению выбросов парниковых газов как минимум на 55% к 2030 году и на

90% к 2050 году в направлении достижения климатической нейтральности может быть достигнута только путем фундаментальной трансформации всех аспектов транспортного сектора в сторону устойчивого развития и, следовательно, последовательного массового сокращения использования ископаемого топлива. При этом также делается ссылка на центральную роль циф-ровизации и автоматизации в рамках модернизации всей системы, направленной на улучшение экологии. В центре внимания при этом находится наращивание числа транспортных средств с нулевым уровнем выбросов, внедрение крупномасштабной автоматизированной мобильности, значительное увеличение высокоскоростных железнодорожных перевозок, выход на рынок судов с нулевым уровнем выбросов, а также реализация углероднейтральных регулярных перевозок на маршрутах протяженностью менее 500 км в пределах ЕС.[5] Особое внимание уделяется экологизации грузовых перевозок и необходимому для этого постепенному переводу автомобильных грузовых перевозок на железнодорожные и водные пути. При этом необходимо также более эффективно использовать потенциал трансграничных железнодорожных грузовых перевозок за счет повышения функциональной совместимости и трансграничного сотрудничества. Наряду с улучшением общего управления железнодорожной сетью предлагается использование инновационных технологий, таких как цифровая связь и автоматизация.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 7 • 2023

В рамках дальнейшего развития мультимо-дальной трансъевропейской транспортной сети (TEN V) с целью создания устойчивой, экологически чистой и эффективной инфраструктуры важную роль играют как пассажирские железнодорожные перевозки, так и грузовые железнодорожные перевозки.

Таким образом, пересмотр Регламента Европейской комиссии TEN V также фокусируется на железнодорожных грузовых транспортных коридорах и коридорах основной сети TEN V, а также на их интеграции в мультимодальные европейские транспортные коридоры. Предложения по реформе включают в себя такие аспекты инфраструктуры, как, например, согласование требований к поездам в отношении длины составов, габаритов погрузки и т.д., а также согласованное распределение пропускной способности и, наряду с этим, определение расписаний ЕС и предоставление гибких железнодорожных маршрутов. Также отмечается новаторская роль городов в переходе к умной устойчивой мобильности.[2]

9 мая 2023 года Европарламент принял резолюцию о новой Рамочной программе городской мобильности ЕС.

Города имеют особое значение для достижения цели политики устойчивого развития транспорта. Как отмечает А.О. Меренков, «тенденция урбанизации — неотъемлемая тенденция развития экономики современных стран. Важным вопросом в связи с этим является повышение качества жизни людей, создание условий для социально-экономического развития пространств.» [1] Учитывая, что 75% всех выбросов CO2 приходится на города, около 23% выбросов ЕС, связанных с транспортом, приходится на городские районы, сегодня 70% граждан Союза проживают в городах, и их доля в 2050 году, по прогнозам, составит почти 10% от общего объема выбросов, связанных с транспортом. В целом, этот показатель составляет около 84%, поэтому города играют важную роль в достижении целей «Зеленого соглашения».[2] В разделе «Укрепление рамок городской мобильности<...>» (п. 27, 28) подчеркивается, что ключевая роль в обеспечении более безопасной, эффективной, устойчивой и доступной городской мобильности отводится цифровизации и решениям с использованием искусственного интеллекта.

В разделе «Экологические и цифровые изменения в городском транспорте» отмечаются многочисленные возможности для значительного повышения эффективности общественного транспорта с помощью цифровизации и искусственного интеллекта и сопутствующих интеллектуальных систем управления дорожным движением. Подчеркивается потенциал интеллектуаль-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 7 • 2023

ных и устойчивых решений для индивидуального и коллективного транспорта и логистики, позволяющих реализовать потенциал совместной, взаимосвязанной и автоматизированной мобильности. Также подчеркивается важность городской логистики для обеспечения эффективного предоставления городских услуг по перевозке грузов с помощью мультимодальных грузовых терминалов, центров сбора посылок и т.д. [2]

Инновации в информационных и коммуникационных технологиях, особенно переход на широкополосные мультисервисные сети связи означают, что межмашинная связь в режиме реального времени приобретает все большее значение, предъявляя высокие требования к качеству передачи. Для обеспечения необходимого сетевого интеллекта физической транспортной инфраструктуры и платформ операторов требуется создание дополнительных виртуальных сетей с использованием специально разработанного сочетания возможностей широкополосного доступа, сенсорных сетей, услуг геопозиционирования и обработки больших объемов данных.

Переход к интеллектуальным транспортным сетям и цифровой мобильности открывает огромный инновационный потенциал для создания и эксплуатации внутримодальных транспортных инфраструктур (в частности, железных дорог, дорог, морских перевозок, воздушного транспорта), а также для увязки использования различных инфраструктур с интермодальной точки зрения. Внедрение широкополосных сетей 5G имеет особое значение для обеспечения беспилотного вождения, а также для интеллектуальных железнодорожных систем.[3]

Устойчивость городского транспорта может быть повышена за счет создания микросетевых платформ и, как следствие, создания локальных сетей для производства и потребления возобновляемых источников энергии. Это дает подключенным домохозяйствам возможность совместно потреблять электроэнергию низкого напряжения местного производства (например, с помощью фотоэлектрических систем) на месте, а также использовать эту энергию для заправки электромобилей в периоды низкой нагрузки. Решения о подаче и распределении энергии на основе датчиков в режиме реального времени должны согласовываться с местными операторами платформ, чтобы недостающая энергия могла поступать с соседней микросетевой платформы или от оператора распределительной сети, соответственно.

С точки зрения экономики дорожного движения принципиально важно, чтобы могли быть представлены сравнительные преимущества различных видов транспорта. Железнодорожные транспортные системы уступают по своим массо-

вым возможностям для обеспечения снижения вреда окружающей среде.

Железнодорожные станции являются важными узлами как для доступа к местному транспорту (метро, автобусы, маршрутные такси и т.д.), так и для доступа к региональному и междугороднему транспорту.

Инновационный потенциал цифровизации и связанного с ней сетевого интеллекта должен быть реализован во всех аспектах железнодорожных систем как в местных, так и в региональных и национальных и трансграничных перевозках. Следовательно, переход от традиционной узкополосной цифровой мобильной системы к широкополосной железнодорожной мобильной системе связи на основе 5G является необходимым. Европейская система управления движением и мониторинга поездов позволяет более эффективно использовать существующие железнодорожные мощности для устранения растущих «узких мест» на железнодорожных сетях.

Таким образом, резолюция о новой европейской структуре городской мобильности, принятая Европейским парламентом в мае 2023 года, представляет собой важный старт на непростом пути к реинтродукции обновленной европейской транспортной системы с нулевым выбросом углерода. Очевидно, что достижения в области цифровизации и сопутствующий переход к интеллектуальным сетевым секторам также имеют ключевое значение для будущих европейских транспортных рынков. Для реализации потенциала цифровых мобильных услуг с целью значительного сокращения выбросов CO2 имеет особое значение преобразование текущей инфраструктуры в интеллектуальные транспортные сети, управляемые большими данными, как с интрамодальной, так и с интермодальной точек зрения.

Список литературы:

[1] Меренков А.О. «Развития городской мобильности в контексте урбанизации российских городов». Инновации и инвестиции, № 11, 2022, стр. 285-290.

[2] Der neue europäische Rahmen für urbane Mobilität - Entschließung des Europäischen Parlaments vom 9. Mai 2023 zum neuen europäischen Rahmen für urbane Mobilität (2022/2023 (INI)). Источник: Europäisches Parlament. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.europarl. europa.eu/doceo/document/A920230108_DE.html (дата обращения - 23.06.2023).

[3] Knieps G. Digitalization Technologies: The Evolution of Smart Networks. A Modern Guide to the Digitalization of Infrastructure, глава 2, стр. 43-58.

[4] MITTEILUNG DER KOMMISSION AN DAS EUROPÄISCHE PARLAMENT, DEN EUROPÄIS-

CHEN RAT, DEN RAT, DEN EUROPÄISCHEN WIRTSCHAFTS- UND SOZIALAUSSCHUSS UND DEN AUSSCHUSS DER REGIONEN. Der europäische Grüne Deal. Источник: Eur-Lex. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://eur-lex.europa.eu/ legal-content/DE/

TXT/?uri=COM%3A2019%3A640%3AFIN (дата обращения - 23.06.2023).

[5] Strategie für nachhaltige und intelligente Mobilität der Europäischen Kommission. Источник: Bundesministerium. [Электронный ресурс]. Режим доступа: Strategie für nachhaltige und intelligente Mobilität der Europäischen Kommission (bmk.gv.at) (дата обращения - 23.06.2023).

[6] The Glasgow Climate Pact - Key Outcomes from COP26. Источник: [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://unfccc.int/process-and-meet-ings/the-paris-agreement/the-glasgow-climate-pact-key-outcomes-from-cop26 (дата обращения -23.06.2023).

Spisok literatury:

[1] Merenkov A.O. «Razvitiya gorodskoj mobil'nosti v kontekste urbanizacii rossijskih goro-dov». Innovacii i investicii, № 11, 2022, str. 285-290.

[2] Der neue europäische Rahmen für urbane Mobilität - Entschließung des Europäischen Parlaments vom 9. Mai 2023 zum neuen europäischen Rahmen für urbane Mobilität (2022/2023 (INI)). Istochnik: Europäisches Parlament. [Elektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: https://www.europarl. europa.eu/doceo/document/A920230108_DE.html (data obrashcheniya - 23.06.2023).

[3] Knieps G. Digitalization Technologies: The Evolution of Smart Networks. A Modern Guide to the Digitalization of Infrastructure, glava 2, str. 43-58.

[4] MITTEILUNG DER KOMMISSION AN DAS EUROPÄISCHE PARLAMENT, DEN EUROPÄISCHEN RAT, DEN RAT, DEN EUROPÄISCHEN WIRTSCHAFTS- UND SOZIALAUSSCHUSS UND DEN AUSSCHUSS DER REGIONEN. Der europäische Grüne Deal. Istochnik: Eur-Lex. [Elektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: https://eur-lex.europa.eu/ legal-content/DE/

TXT/?uri=COM%3A2019%3A640%3AFIN (data obrashcheniya - 23.06.2023).

[5] Strategie für nachhaltige und intelligente Mobilität der Europäischen Kommission. Istochnik: Bundesministerium. [Elektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: Strategie für nachhaltige und intelligente Mobilität der Europäischen Kommission (bmk.gv.at) (data obrashcheniya - 23.06.2023).

[6] The Glasgow Climate Pact - Key Outcomes from COP26. Istochnik: [Elektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: https://unfccc.int/process-and-meetings/ the-paris-agreement/the-glasgow-climate-pact-key-outcomes-from-cop26 (data obrashcheniya -23.06.2023).

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 7 • 2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.