Научная статья на тему 'Quo vadis Europa? - концепции и перспективы развития'

Quo vadis Europa? - концепции и перспективы развития Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
78
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЕВРОПА / EUROPA

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Kreyher Volker-Jeske, Krah Eckehard, Marcinkowski Marcin

Куда двигается Европа? Какие концепции и убеждения являются двигателем развития Европейского Союза?

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Wohin geht Europa? Welche Konzepte und Visionen leiten die Entwicklung der Europäischen Union?

Текст научной работы на тему «Quo vadis Europa? - концепции и перспективы развития»

МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

УДК 327

Volker-Jeske Kreyher1

Eckehard Krah2 Marcin Marcinkowski3

QUO VADIS EUROPA? - KONZEPTE UND ENTWICKLUNGSPERSPEKTIVEN QUO VADIS EUROPA? - КОНЦЕПЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ

1 Europa in der Krise

Wohin geht Europa? Welche Konzepte und Visionen leiten die Entwicklung der Europäischen Union? In der aktuellen Diskussion, wie wir sie aus den Medien kennen, kommt ein zunehmender Europa-Skeptizismus zum Tragen:

- Eurokrise: Zahlungsausfall überschuldeter Eurostaaten (Griechenland), Versuch der Konsolidierung angeschlagener Haushalte, Einsetzen verschiedener Rettungspakete, Appelle an die Haushaltsdisziplin.

- Ukraine-Krise: Versuch der Assoziierung der Ukraine an die Europäische Union mit dem Ziel der EU-Osterweiterung, prowestliche Einflussnahme mit dem Ziel des Regime-Change, Sanktionen gegen die Russische Föderation (Donbass/Krim).

- Flüchtlingskrise: Einreise von 1,5 Millionen Migranten aus dem arabisch-afrikanischen Raum nach Deutschland ohne vorherige Registrierung an den EU-Außengrenzen (2015/16), unilaterale Aussetzung des Dublin- und Schengen-Abkommens durch die deutsche Kanzlerin ohne Zustimmung der übrigen EU-Länder, Uneinigkeit über die EU-interne Flüchtlingsverteilung unter den Mitgliedsländern.

- Brexit: Austritt Großbritanniens nach Volksreferendum, separatistische Bewegungen innerhalb der europäischen Staaten (Katalonien, Korsika, Norditalien etc.).

- Vertrauenskrise: mangelnde europäische Öffentlichkeit und Transparenz im Sinne der Nachvollziehbarkeit politischer Entscheidungen,

1 Европа в Кризисе

Куда двигается Европа? Какие концепции и убеждения являются двигателем развития Европейского Союза?

В текущей дискуссии, которую мы можем наблюдать в СМИ, все больше проявляется скептицизм по отношению к Европе:

- Валютный Кризис в виде неплатёжеспособности погрязших в долгах Европейских государств (Греция), объединение "перегруженных" Бюджетов, использование разных пакетов помощи, призывы к дисциплине касательно вопросов Бюджетирования.

- Украинский Кризис: Попытка Ассоциации Украины с Европейским Союзом с целью расширения на восток, использование прозападного влияния для смены режима, санкции против Российской Федерации.

- Миграционный Кризис: Въезд 1,5 миллионов иммигрантов и экономических беженцев без регистрации на внешних границах, одностороннее приостановление Дублинских и Шенгенских договорённостей со стороны немецкого канцлера без согласия остальных стран Евросоюза, разногласия по поводу распределения Беженцев между странами-членами ЕС.

- Brexit: выход Великобритании после народного референдума, сепаратистские движения в европейских государствах (Каталония, Корсика, северная Италия и т.д.)

- Кризис доверия: отсутствие европейской гласности и прозрачности в отслеживании по-

1 Prof. Dr. Volker J. Kreyher, Rector of Europa Campus, Germany

2 Prof. Dr. Eckehard Krah, Vice-rector of Europa Campus, Germany

3 Marcin Marcinkovsky, Vice-rector of Europa Campus, Germany

mangelnde Durchschaubarkeit in den Zuständigkeiten und Kompetenzen der Gremien, Zunahme des politischen Populismus und Durchsetzung eurokritischer Parteien in Österreich, Ungarn, Tschechien und Polen.

Diese Kritikpunkte und Themen beherrschen zunehmend den öffentlichen Diskurs.

2 Motive der europäischen Integration

Von welchen Motiven und Zielen wird die europäische Integration geleitet? Welche philosophischen und humanitären Ideen bestimmen die Vordenker? (Immanuel Kant, Richard Couden-hove-Kalergi etc.)

Welche politischen und ökonomischen Interessen waren handlungsleitend für die Väter der europäischen Einigung? (Charles de Gaulle, Konrad Adenauer, Winston Churchill, Jean Monnet, Robert Schuman, Jacques Delors, Léon Blum etc.)

Von welchen Konzepten und Vorstellungen werden die Vertreter der aktuellen politischen Eliten in der Europäischen Union geleitet? (JeanClaude Juncker, Donald Tusk, Angela Merkel, Emmanuel Macron etc.)

Hier werden einige Handlungsmotive aufgezeigt:

- Friedenssicherung: friedliches Zusammenleben der europäischen Staaten, Aussöhnung zwischen den Völkern, Partnerschaft speziell zwischen Deutschland und Frankreich, Einbindung Deutschlands in europäische Strukturen.

- Friedliche Konfliktlösung: gemeinsames Vorgehen in der Außen- und Sicherheitspolitik, Übernahme weltpolitischer Verantwortung und Beteiligung bei der Lösung internationaler Konflikte (Balkan, Nordafrika etc.), grenzüberschreitende Zusammenarbeit, gemeinsame Bekämpfung des internationalen Terrorismus und der Ursachen der weltweiten Migration.

- Zugehörigkeit zur westlichen Wertegemeinschaft: gemeinsame universalistische Werte, wie Menschenrechte, Freiheit, Demokratie, Rechtsstaatlichkeit und Minderheitenschutz.

- Schaffung eines europäischen Binnenmarktes: gemeinsamer Markt von 28 Staaten mit 500 Millionen Menschen, Wegfall unterschiedlicher Zulassungen, Zölle und Grenzverfahren, Steigerung des Wohlstandes, Förderung wirtschaftsschwacher EU-Staaten und - Regionen.

литических решений, отсутствие прозрачности в компетенциях и полномочиях комитетов, рост политического популизма и окрепление еврокритических партий в Австрии, Венгрии, Чехии и Польше.

Эти темы всё чаще доминируют общественную дискуссию.

2 Мотивы европейской интеграции

Какие мотивации и цели являются двигателями европейской интеграции? Какие философские и гуманитарные идеи определяют Вдохновители? (Иммануил Кант, Рихард Ни-колаус Куденхове-Калерги и д.т.)

Какие политические и экономические интересы были определяющими для «отцов европейского объединения»? (Шарль де Голль, Конрад Аденауэр, Уинстон Черчилль, Жан Моннет, Роберт Шуман, Жак Делор, Леон Блум и т.д.)

На какие концепции опираются представители современных европейских политических Элит? (Жан-Клод Юнкер, Дональд Туск, Ангела Меркель, Эманнуэль Макрон и т.д.)

Мотивы:

- Установка мира и спокойное сосуществование европейских стран, примирение народов, партнерство между Германией и Францией, интеграция Германии в европейские структуры.

- Мирное разрешение конфликтов, общий подход в вопросах внешней политики и безопасности, принятие глобальной политической ответственности и участие в разрешении международных конфликтов (Балканы, Северная Африка и т.д.), пограничное (трансграничное) сотрудничество, совместная борьба с интернациональным Терроризмом и причинами глобальной миграции.

- Принадлежность к западной системе ценностей: Прав Человека, Свобод, Демократичности, правовой государственности и защите меньшинств.

- Создание внутреннего европейского рынка (единый рынок, 28 государств, 500 миллионов жителей), упразднение бюрократических процедур, тарифов и границ, увеличение

- Gemeinsame Wirtschafis- und Währungsunion: Aufgabe der Währungssouveränität zugunsten der Europäischen Zentralbank (EZB), Wegfall von Umtauschkosten, Wechselkursrisiken und Kursschwankungen.

3 Defizite in der Gestaltung

der Europäischen union

Die Europäische Gemeinschaft zeichnet sich durch ein schwer durchschaubares Geflecht von Institutionen und Verfahren aus. Diese Situation ist Folge der gegensätzlichen Interessen der beteiligten Mitgliedsstaaten und der Aushandlung von Kompromissen.

Das Verhältnis zwischen legislativen, exekutiven und judikativen Institutionen spiegelt eine komplizierte Gewaltenverflechtung wider:

Die Grundsätze und Leitlinien der Europäischen Politik werden vom "Europäischen Rat" als Rat der Staats- und Regierungschefs vorgegeben. Dieser schlägt auch die Kommissionsmitglieder als Einheitsliste vor.

Die Legislative liegt bei zwei Organisationen: dem "Rat der Europäischen Union" (Staatenkammer) als Ministerrat aus den Fachministern der Mitgliedsländer und dem "Europäischen Parlament" (Bürgerkammer).

Der "Rat der Europäischen Union" entscheidet nach dem Mehrheitsprinzip, schließt internationale Verträge und überwacht gemeinsam mit dem Europäischen Parlament den EU-Haushalt.

Das "Europäische Parlament" besteht aus den gewählten EU-Abgeordneten. Es bestätigt die vom Europäischen Rat bestimmten Kommissare und stimmt über die Gesetzesvorlagen ab, es hat aber kein eigenes Initiativrecht. Die Parlamentsabgeordneten werden in freien und geheimen, aber nicht gleichen Wahlen gewählt. Ungleich ist die Gewichtung der Stimmen: Das bedeutet, dass z.B. Malta mit 0,4 Millionen Einwohnern sechs Parlamentssitze zustehen, während Deutschland mit 82 Millionen Einwohnern nur 96 Parlamentssitze zukommen. Wenn also ein maltesischer Europaabgeordneter 80.000 Bürger repräsentiert, steht ein deutscher Abgeordneter für 811.000 Bürger. Diese Sitzverteilung ist dem Prinzip der Staatengleichheit (angemessene Repräsentation kleinerer Staaten) geschuldet, während der demokratische Grundsatz der Bürgergleichheit zu-

благосостояния, поддержка экономически слабых стран и регионов ЕС.

- Экономический и Валютный союз, устранение обменных расходов, валютных рисков и колебаний.

3 Недостатки конструкции

Европейского Союза

Европейское сообщество характеризуется сложной для понимания сетью учреждений и процедур. Такая ситуация обусловлена противоречивыми интересами членов-государств ЕС и постоянными компромиссами между ними.

Взаимосвязь между законодательными, исполнительными и судебными институтами отражает сложное переплетение сил:

Принципы и директивы европейской политики определяются Европейским Советом в лице глав государств и правительств. Совет так же предлагает Комисаров (членов Комиссии) в виде единого списка.

Законодательный орган состоит из двух организаций: Совет Европейского Союза, (представители министерств) состоящий из профильных министерств стран участниц, и Европейского Парламента (представители граждан).

Совет европейского союза решает по принципу большинства, заключает интернациональные контракты и следит совместно с Европейским Парламентом за бюджетом.

Европейский Парламент состоит из выбранных депутатов. Он подтверждает назначенных Европейским советом комиссаров, и голосует по законодательным предложениям, но не имеет права на законодательную инициативу. Депутаты избираются в свободных (тайных) но не равноправных выборах. Неравенство заключается в распределении мандатов: Это значит, что Мальта, с 0,4 миллионами жителей имеет право на шесть Мандатов, в то время как Германия, с 82 миллионами жителей, выставляет всего 96 парламентариев. Мальтийский депутат представляет 80 000 граждан, в то время как его немецкий коллега представляет 811 000 граждан. Это распределение мест обусловлено принципом равенства

rücksteht. Da bei den Wahlen zum Europäischen Parlament nicht das demokratische Prinzip der Bürgergleichheit "One man, one vote" gilt, kann auch nicht von einem europäischen Staatsvolk gleicher Bürger gesprochen werden.

Die Exekutive wird von der "Europäischen Kommission" wahrgenommen. Die 28 Kommissare werden als Einheitsliste allein von den nationalen Regierungen über den Europäischen Rat nominiert, vom Europäischen Parlament aber nur bestätigt. Der Europäischen Kommission kommt außerdem das alleinige Initiativrecht in der Gesetzgebung zu, nicht dem Europäischen Parlament.

Die Judikative liegt beim "Europäischen Gerichtshof" (EuGH) in Luxemburg, der die Umsetzung der "Charta der Grundrechte der Europäischen Union" (GRCh) überwacht.

Dessen Rechtsprechung steht in Konkurrenz zum "Europäischen Gerichtshof für Menschenrechte" (EGMR) des "Europarats" in Straßburg, der die Durchsetzung der "Europäischen Menschenrechtskonvention" (EMRK) kontrolliert.

Neben der Europäischen Union werden europäische Angelegenheiten gleichzeitig vom Europarat in Straßburg behandelt. Dieser vertritt 47 Staaten mit 820 Millionen Bürgern, zu denen auch Russland zählt. Der Europarat hat zwei politische Organe: das Ministerkomitee der Außenminister sowie die Parlamentarische Versammlung aus Vertretern der Parlamente der Mitgliedstaaten. Nach dem Krim-Referendum wurde den russischen Parlamentariern das Stimmrecht unter transatlantischem Einfluss vorläufig entzogen.

In der Praxis ist die Europäische Union heute schon merklich über das Modell des Staatenbundes hinausgewachsen. Zwei Drittel aller im Bereich der Innenpolitik der Mitgliedsländer verabschiedeten Gesetze lassen sich bereits auf Rechtsakte und Initiativen der Europäischen Union zurückführen. Die überstaatliche Methode der EU-Gesetzgebung hat für die Mitgliedsländer bindende Wirkung. In der Außen- und Sicherheitspolitik gilt allerdings noch die zwischenstaatliche, intergouvernementale Rechtsetzung der nationalen Parlamente der Mitgliedsländer.

Durch die schwer durchschaubare Gewaltenverknüpfung und die bei der Europäischen Kommission der EU gebündelten Kompetenzen

государств (адекватное представительство более мелких государств), в то время как демократический принцип равенства граждан, "one man, one vote" отходит на второй план.

Исполнительная власть осуществляется Европейской комиссией. 28 комиссаров назначаются в виде единого списка национальными правительствами, через Совет Европы, утверждённого Европейским парламентом. Европейская комиссия также имеет единоличное право на инициативу в законодательных вопросах.

Судебная власть лежит на Европейском суде (EuGH) в Люксембурге, который следит за выполнением «Хартии основных прав Европейского Союза» (GRCh).

Его юриспруденция находится в конкуренции с Европейским судом по правам человека (EGMR) Совета Европы в Страсбурге, который контролирует соблюдение «Европейской конвенции о правах человека» (EMRK).

В дополнение к Европейскому Союзу, европейские дела одновременно рассматриваются Советом Европы в Страсбурге. Он представляет 47 государств, 820 миллионов граждан, включая Россию. В Совете Европы действуют два политических органа: Комитет министров иностранных дел и Парламентская ассамблея в составе представителей государств-членов. После референдума в Крыму российские парламентарии, под влиянием трансатлантических интересов, были временно лишены права голоса.

На практике Европейский Союз уже сегодня сильно выходит за рамки «Содружества Государств». Две трети всех законопроектов, принятых в области внутренней политики, можно отнести к законодательствам и инициативам ЕС. Транснациональные законодательные инициативы ЕС являются обязательными для выполнения. В области внешней политики и безопасности до сих пор применяется принцип межправительственного утверждения решений национальными парламентами стран-участниц.

Из-за непрозрачности в распределении, взаимосвязанности власти, концентрирован-ности власти в Европейской Комиссии, часто

kommt es in der kritischen Öffentlichkeit zum Vorwurf der Bürokratisierung, des nicht transparenten Eingriffs in die nationale Gesetzgebung, der mangelnden parlamentarischen Kontrolle und der Verletzung der Subsidiaritätsprinzips.

Die Komplexität der Entscheidungs- und Handlungsstrukturen ist Ursache für die Probleme bei der Steuerung und Gestaltung der EU-Politik. Wegen gegensätzlicher und unvereinbarer Interessen der Mitgliedstaaten kommt es oftmals zu einer inkonsequenten Politik des "Durchwur-stelns". Als Ausweg wird von den integrationswilligen Staaten zum Mittel der "differenzierten Integration" gegriffen. So steht Mitgliedsländern, die die festgelegten Zielkriterien nicht erreichen können und wollen, die Möglichkeit eines späteren Aufholens offen: "Europa der zwei Geschwindigkeiten". Vermehrt werden staatliche Sonderwege für einzelne Mitgliedsländer zugelassen. Dadurch kommt es zum Nebeneinander von EU-Kernländern und Peripheriestaaten in der Entwicklung.

4 Leitbilder und Konzepte

der Europäischen Einigung

Bei der Europäischen Integration stehen sich verschiedene Leitbilder und Konzepte paradigmatisch gegenüber:

Einerseits die ursprüngliche Vorstellung eines europäischen Staatenbundes als zwischenstaatliche Kooperation europäischer Länder ("Europa der Vaterländer"), wobei die Souveränität der Nationalstaaten nicht angetastet wird.

Andererseits die Zielperspektive eines europäischen Bundesstaats ("Vaterland Europa") mit eigenen Institutionen und Souveränitätsrechten als supranationaler Zusammenschluss von Staaten: "Vereinigte Staaten von Europa".

Die aktuelle Politik der Eliten der kerneuropäischen Staaten steuert die Perspektive des Bundesstaates an, während die östlichen Beitrittsländer Polen, Tschechien, Slowakei und Ungarn (Visegrad-Staaten) eher die Zielperspektive eines Staatenbundes anstreben.

Aus diesen beiden Möglichkeiten der europäischen Integration ergeben sich zwei gegensätzliche politische Handlungsmuster: ein eher zwischenstaatlich-intergouvernementales Gestaltungsmodell (Staatenbund) gegen ein überstaat-

встречается критика Бюрократизации, бесконтрольного вмешательства во внутреннею политику государств, недостаток парламентского контроля и нарушение принципов Субсидиарное™.

Сложные структуры принятия решений и действий являются причинами проблем в управлении и организации политики Европейского Союза. Противоречивые и несовместимые интересы государств членов ЕС часто приводят к некомпетентной политике и путанице. Как выход, государства, желающие интеграции, идут путём «дифференцированной интеграции». Это даёт шанс странам, которые не могут или не хотят достигнуть целевых критериев, возможность догнать более продвинутые страны: «Европа двух скоростей». Все чаще допускаются специальные правила и методы для одиночных стран-членов ЕС. Благодаря этому страны центра ЕС и её периферии развиваются бок о бок.

4 Модели и концепции

европейского объединения

Вопрос европейской интеграции упирается в конфликт разных моделей и концепций:

С одной стороны, представление о Европе как о «Европейской Конфедерации», т.е. кооперация стран, при неприкосновенности государственного суверенитета.

С другой стороны, существует перспектива Европейской Федерации, со своими институтами и суверенитетами прав, по принципу «Соединённых Штатов Европы».

Нынешняя политика элит тех стран, которые являются «ядром» ЕС (центральная Европа), направляют развитие Союза в сторону Федерации, в то время как восточные члены (Вишеградская группа) больше склоняются к конфедеративной системе управления.

Из этих двух возможностей европейской интеграции возникают две противоположные политические модели действий: межправительственная Модель и наднациональная (транснациональная) Модель с тенденцией к централизации.

Чтобы противодействовать модели централи-

lich-supranationales Gestaltungsmodell (Bundesstaat) mit der Tendenz der Zentralisierung.

Um dem bürgerfernen Modell der Zentralisierung entgegenzuwirken, wurde in der EU unter dem Begriff „Europa der Regionen " den Kommunen und Regionen innerhalb der Staaten eine Mitwirkungsebene eröffnet (Europa der drei Ebenen). Regionen und Kommunen als überschaubare politische Einheiten können eine wichtige Brückenfunktion übernehmen.

Auch werden die Leitbilder der europäischen Einigung von verschiedenen geopolitischen Sichtweisen geleitet: einer eher unipolaren, unilateralen Sichtweise, die vom transatlantischen Hegemonieanspruch geprägt ist und die Univer-salisierung westlicher Wertestandards im Sinne einer unipolaren und monokulturellen Weltordnung anstrebt, steht eine eher multipolare, multilaterale Sichtweise, die den universellen, monokulturellen Hegemonieanspruch zurückweist und von einem Europa der unterschiedlichen Kulturen ausgeht.

Während die unipolare Sichtweise von transatlantischen geostrategischen Vorstellungen geprägt ist (Zbigniew Brzezinski), versucht die multipolare Sichtweise eher die ethnischen und kulturellen Gegebenheiten zu berücksichtigen: Europa der Kulturen (Alexander Dugin, Alain de Benoist). Das transatlantische Europa-Konzept steht hier dem eurasischen Konzept gegenüber.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ein weiteres euro-mediterranes Europa-Konzept tritt aktuell immer mehr in die Erscheinung der aktuellen Europa-Politik: "Eurabia". Einerseits durch die von Frankreich geförderte Politik der Anbindung der Mittelmeer-Anrainer-Staaten an Europa, andererseits durch die von den USA und Saudi-Arabien geförderte europäisch-arabische Achse. Zu dieser Entwicklung trägt auch die Migration aus dem arabisch-afrikanischen Raum nach Westeuropa, speziell Deutschland, bei.

Politisch wäre es notwendig, dass über die verschiedenen Leitbilder und Konzepte der europäischen Entwicklung offener und verstärkt diskutiert wird. Diese Forderung ist gerade dann zu stellen, wenn die Bürger immer mehr die fehlende europäische Öffentlichkeit beklagen und die Akzeptanz der europäischen Einigung immer mehr in Frage steht.

зации, которая далека от граждан, в Европе был этаблирован принцип «Европы Регионов», который позволяет коммунам и регионам принимать участие в решениях (трехуровневая Европа). Регионы, как более мелкие политические единицы, при этом могут брать на себя важную функцию моста между политиками и гражданами.

Более того, модели европейского объединения попадают под влияние разных геополитических перспектив: Одной, более однополяр-ной и односторонней идеей, проводимой под флагом трансатлантической гегемонии, которая преследует универсификацию западных ценностей для установления однополярного и монокультурного мирового порядка и другого, более мультиполярного, многостороннего, отрицающего принципы первого и сводящийся к Европе разных культур и идентичностей.

В то время как униполярная точка зрения характеризуется трансатлантическими геостратегическими идеями (Збигнев Бжезинский), многополярный взгляд пытается учитывать этнические и культурные обстоятельства: Европа Культур (Александр Дугин и Ален де Бе-нуа). Тем самым, получается конфликт между Трансатлантической и Евразийской моделями.

Еще одна концепция евро-средиземноморской Европы все чаще появляется в нынешней европейской политике: ЕиКАША. С одной стороны, поддерживаемая Францией политика увязывания стран Средиземноморья с Европой, с другой стороны, с помощью американо-арабской оси, продвигаемой СшА и Саудовской Аравией. В то же время, миграция из арабско-африканских регионов в западную Европу, особенно в Германию, способствует этому развитию.

В политическом плане необходимо было бы более открыто и интенсивно обсуждать различные модели и концепции европейского объединения. Это требование надо выдвигать именно тогда, когда граждане все больше жалуются на отсутствие открытого европейского сообщества и принятия идеи европейского объединения, которое все больше ставится под вопрос.

5 Brücken zwischen Ost und West

Auch ist die Rolle der Russischen Föderation innerhalb der europäischen Staatengemeinschaft als möglicher politischer und wirtschaftlicher Partner der EU oder einzelner Staaten, wie Deutschland und Frankreich, bisher in der westlichen Öffentlichkeit nicht ausreichend diskutiert. Die russische Kultur - Puschkin, Dostojewski, Tschaikowski - ist Teil der europäischen Kultur. Zwischen Russland und Deutschland besteht eine jahrhundertelange tiefe Beziehung - allein schon durch dynastische Verbindungen, aber auch durch kulturelle und wirtschaftliche Verflechtungen.

Im Rahmen der Wiedervereinigung Deutschlands und der Auflösung des Warschauer Paktes bestand die historische Chance der Beendigung der Ost-West-Konfrontation und einer neuen Qualität der Partnerschaft mit Russland. Für die Organisation für Sicherheit und Zusammenarbeit in Europa (OSZE), an der die europäischen Staaten, die USA, Kanada und die Mongolei sowie die Nachfolgestaaten der ehemaligen Sowjetunion beteiligt sind, wäre hier eigentlich die Aufgabe gewesen, auf die Auflösung des westlichen Militärbündnisses NATO hinzuwirken. Die Chance für eine Intensivierung der Partnerschaft zwischen Ost und West wurde vergeben durch die gezielte NATO-Osterweiterung und die Ausweitung des transatlantischen militärischen Einflusses auf die Länder des ehemaligen Warschauer Paktes und früherer Sowjetrepubliken.

Trennend wirken auch die aktuell von politischer Seite verhängten wirtschaftlichen Sanktionen sowie die einseitige Berichterstattung westlicher Medien. Umso wichtiger ist es jetzt, zivilgesellschaftliche Brücken aufzubauen.

5 Мосты между Востоком и Западом

Роль Российской Федерации в европейском сообществе, как потенциального политического и экономического партнера ЕС или отдельных государств, таких как Германия и Франция, недостаточно обсуждается на западе. Русская культура - Пушкин, Достоевский, Чайковский - входит в европейскую культуру. Между Россией и Германией существует многовековая глубокая взаимосвязь - не только через династические связи, но и через культурную и экономическую взаимозависимость.

В контексте воссоединения Германии и распада Варшавского Договора появилась историческая возможность положить конец конфронтации между Востоком и Западом и качественно углубить сотрудничество с Россией. Для организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), в которой состоят европейские государства, США, Канада, Монголия, а так же бывшие советские государства, это время являлось отличной возможностью, распустить западный военный альянс НАТО и работать над новыми формами сотрудничества между странами-участницами. Эта возможность была упущена благодаря целенаправленному расширению НАТО и трансатлантического военного влияния на страны бывшего Варшавского договора и независимые страны Балтии и бывших советских республик.

Также помехой для дальнейшего сотрудничества являются экономические санкции и одностороннее освещение ситуации западными СМИ. Тем более важной является задача налаживания мостов между гражданскими сообществами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.