Научная статья на тему 'Радиодискурс как вид институционального медиадискурса'

Радиодискурс как вид институционального медиадискурса Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
1035
225
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАДИОДИСКУРС / МЕДИАДИСКУРС / ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЙ ДИСКУРС / ХРОНОТОП / ДИСКУРСИВНЫЕ ФОРМУЛЫ / RADIODISCOURSE / MEDIADISCOURSE / INSTITUTIONAL DISCOURSE / CHRONOTOPE / DISCURSIVE FORMULAE

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Матвеева Анастасия Валерьевна

Обосновывается место радиодискурса в общем дискурсивном многообразии. Принимая во внимание существующие классификации дискурсов, делается вывод, что радиодискурс является видом институционального дискурса, а также типом устного медиадискурса. В соответствии с выделенными характеристиками и особенностями дается определение радиодискурса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Radiodiscourse as a type of istitutional mediadiscourse

In the article the author makes an attempt to classify radiodiscourse in according to the existing classifications of discourses. Being a type of oral discourse of mass media it possesses its certain characteristics such as unprepared nature of official speech, tendencies to deterioration of a linguistic norm and an intimate manner of speaking. Moreover, clearly defined roles, specified place and context of communication, chronotope, certain typical discursive formulae allow to define radiodiscourse as an institutional discourse. However, extralinguistic conditions in which radiocommunication takes place bring about such peculiarities of radiodiscourse as distance and mediation, mass nature of audience, omnitude, high information rate, direct connection to time, in particular irreversibility, linearity, continuity. Though radiodiscourse has universal characteristics of both oral mediaand institutional discourses, the named peculiarities make it possible to distinguish it in discourse diversity, where it has a certain quite independent position.

Текст научной работы на тему «Радиодискурс как вид институционального медиадискурса»

Вестник Челябинского государственного университета. 2015. № 15 (370). Филология. Искусствоведение. Вып. 96. С. 58-63.

УДК 81

А. В. Матвеева

РАДИОДИСКУРС КАК ВИД ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОГО МЕДИАДИСКУРСА

Обосновывается место радиодискурса в общем дискурсивном многообразии. Принимая во внимание существующие классификации дискурсов, делается вывод, что радиодискурс является видом институционального дискурса, а также типом устного медиадискурса. В соответствии с выделенными характеристиками и особенностями дается определение радиодискурса.

Ключевые слова: радиодискурс, медиадискурс, институциональный дискурс, хронотоп, дискурсивные формулы.

Радио (от латинского radio - излучаю, radius

- луч) - это разновидность беспроводной связи, при которой в качестве носителя сигнала используются радиоволны, свободно распространяемые в пространстве. Также под радио в обиходе часто понимают радиовещание. Регулярные передачи по радио звуковых программ начались в 1920 г. в США, в Российской Федерации - в 1924 г. Широкое распространение в ряде стран получило многопрограммное проводное вещание (в Российской Федерации

- трехпрограммное). История возникновения радио традиционно связывается с изобретением в 1895 г. радиоприемника русским ученым А. С. Поповым. В течение 20 в. радио приобрело огромную популярность, в современном мире радио является одним из основных средств массовой информации и каналов ее передачи [6].

Многие исследователи придерживаются точки зрения, согласно которой радиодискурс является частью, типом более широкого дискурса - медиадискурса или дискурса средств массовой информации, который в свою очередь является одним из типов устного дискурса, что обусловливает специфику функционирования данных типов дискурса. СМИ в целом выполняют функцию посредника, поэтому не просто передают информацию о реальной действительности, но и интерпретируют ее, формируя особую - публицистическую - картину мира [4]. Н. Г. Нестерова называет следующие характеристики современного медиадискурса: динамичность языковой нормы; неподготовленность публичной речи; снижение нормы устного говорения выступающих; активное включение в речь иноязычных вкраплений; использование неузуального словообразования и

сниженной лексики; активизация механизмов свободного построения дискурса; изменение синтаксического построения речи; популяризация интонаций неофициальности, интимности [4].

Говоря об особенностях радиодискурса, стоит отметить некоторые экстралингвистические условия, в которых протекает радиокоммуникация и которые определяют уникальность данного типа дискурса: дистантность, опосредованность, отсутствие визуализации, массовость аудитории слушателей, всеохват-ность, скорость передачи информации, связь со временем (одномоментность, необратимость, линейность, непрерывность). Радиодискурс неоднороден, что вызвано диалогичностью и интерактивностью, созданием текстов и использованием языковых средств, характерных для разных типов речи. Особенности радиодискурса также обусловлены жанровыми и целевыми установками, тематикой программы и форматом радиостанции в целом. В данном случае стоит различать информационный и информационно-аналитический радиодискурсы, характеризуемые такими свойствами, как установка на объективную позицию ведущего, спокойная тональность текстов, отсутствие ярких выразительных средств, ощущение сдержанности; и информационно-развлекательный дискурс, находящийся в некой оппозиции к первым двум [5. С. 37-38]. Разница между информационным и информационно-аналитическим дискурсами заключается в направленности радиопрограмм и целевой установке сообщения. Если в первом случае важно донести информацию различного характера, возможно, из различных источников без выражения отношения к ней, то во втором случае целью

является не просто сообщение информации, но и выяснение отношения к ней участников события, сторонних наблюдателей, и при этом ведущий также может занимать определенную позицию, и может ставиться задача проанализировать сложившуюся ситуацию, найти выход из сложившегося положения, предложить пути решения. На наш взгляд, представляется почти невозможным выделить информационный радиодискурс в чистом виде, поскольку такой вид дискурса встречается преимущественно в выпусках новостей, причем и в информационно-развлекательном радиодискурсе, в эфире которого также выходят выпуски новостей. Однако современный радиодискурс не может ограничиться простым доведением информации до слушателя: новостные блоки являются неотъемлемой частью радиоэфира, но все же ядром будет являться интерактивные аналитические передачи, основным элементом которых являются беседы с приглашенными в радиостудию экспертами. Таким образом, мы считаем целесообразным подразделять радиодискурс на два подвида: информационно-аналитический и информационно-развлекательный. Последний подвид относится прежде всего к дискурсу музыкальных радиостанций.

Структурной единицей, организующей радиодискурс, можно считать эфирный час. То, на какие структурные блоки (реклама, информационные блоки, прогноз погоды, «стол заказов», спонтанные однократные реплики ведущих, сообщения о точном времени) он подразделен и как эти блоки соотносятся между собой, также определяет специфику радиодискурса. Данный тип дискурса также характеризуется интертекстуальностью и даже «гиперинтертекстуальностью», наличием ядра (радиоречь - речь ведущих и других участников коммуникативной ситуации) и периферии (всего прочего) [5. С. 38].

Пространство радиокоммуникации не имеет реальных физических характеристик, «рисуется» при помощи шумов, музыки и слов. Наличием такого пространства объясняется специфика лексики радиоведущих, цель которых состоит в «материализации» виртуального пространства эфира и подчеркивании его уникальности. Специфическими лексическими средствами радиодискурса являются окказиональные единицы и метафоры, реализующие установку на креативность и спонтанность, которые являются коммуникативными тактиками установления и поддержания контакта с

аудиторией слушателей. Диалогичность общения как одна из особенностей радиодискурса, направленная на взаимодействие с адресатом и привлечение внимания к сообщению и радиостанции в целом, достигается такими вербальными средствами, как спонтанно создающиеся «авторские» обращения, этикетные речевые формулы, обращенные к радиослушателям, конструкции, апеллирующие к ментальному опыту адресата [5. С. 39].

Проанализировав перечисленные особенности радиокоммуникации и медиадискурса как одного из видов дискурса в рамках типологии по модусу, можно дать предварительное определение радиодискурсу. Радиодискурс - тип устного медиадискурса, характеризующийся динамичностью языковой нормы, дистантно-стью, опосредованностью, отсутствием визуализации, массовостью аудитории слушателей, всеохватностью, скоростью передачи информации, обладающий такими временными характеристиками, как одномоментность, необратимость, линейность и непрерывность, а также обусловленный жанровыми и целевыми установками, тематикой программы и форматом радиостанции в целом.

Обратимся к типологии дискурсов, предложенной В. И. Карасиком, который выделяет различные типы дискурса с позиций различных ветвей лингвистики. Так, с позиции социолингвистики можно выделить персонально (личностно-ориентированный) и институциональный виды дискурса. Для нас в исследовании радиодискурса наибольший интерес представляет институциональный дискурс. В. И. Карасик дает следующее определение данного типа дискурса - это общение в заданных рамках статусно-ролевых отношений. Применительно к современному обществу, по его мнению, можно выделить следующие виды институционального дискурса: политический, дипломатический, административный, юридический, военный, педагогический, религиозный, мистический, медицинский, деловой, рекламный, спортивный, научный, сценический и массово-информационный. Этот список можно изменить или расширить, поскольку общественные институты существенно отличаются друг от друга и не могут рассматриваться как однородные явления, кроме того, они исторически изменчивы, могут сливаться друг с другом и возникать в качестве разновидностей в рамках того или иного типа [2. С. 12]. С учетом последнего замечания можно выде-

лить медиадискурс в качестве отдельного вида институционального дискурса. Поскольку мы определяем радиодискурс как один из видов устного медиадискурса, мы также можем относить его к видам институционального дискурса. Такая отнесенность позволяет выделить некоторые особенности радиодискурса.

В. И. Карасик выделяет следующие элементы институционального дискурса, описание которых позволяет обосновать особенности функционирования того или иного вида институционального дискурса:

• участники;

• хронотоп;

• цели;

• ценности (в том числе и ключевой концепт);

• стратегии;

• материал (тематика);

• разновидности и жанры;

• прецедентные (культурогенные) тексты;

• дискурсивные формулы [2. С. 13-14].

Другая точка зрения на составляющие институционального дискурса представляет следующую классификацию компонентов:

При переходе к вопросу о структурных компонентах институционального дискурса необходимо отметить, что в любом институциональном дискурсе присутствует как минимум восемь компонентов:

• представление о социальной миссии данного института;

• особый язык, включая профессиональный, который принято использовать при включении в конкретную институциональную коммуникацию;

• нормативная модель типично-событийной статусно-ролевой коммуникации, к реализации которой принуждает конкретный институциональный дискурс;

• система базовых ценностей, транслируемых и внушаемых посредством институциональных коммуникаций;

• основные стратегии институционального дискурса;

• жанры институционального дискурса;

• прецедентные тексты;

• типичные дискурсные формулы (фразеологизмы, анекдоты, жесты, дресс-код и др.) [7].

Остановимся на второй классификации структурных компонентов институционального дискурса, поскольку она представляется нам более полной и охватывает элементы, перечисленные В. И. Карасиком. Опишем подробнее

каждый из компонентов и обозначим, как тот или иной элемент реализуется непосредственно в рамках радиодискурса.

Представление о социальной миссии в обязательном порядке включает формулировку Универсального Блага, которое несет каждому человеку и обществу в целом определенный социальный институт [7]. В случае радиодискурса социальная миссия - сообщение актуальной информации населению страны с наибольшей возможной точностью, с установкой на объективность.

Наличие особого языка является важной характеристикой институционального дискурса. Каждый социальный институт закрепляет за собой некое символическое и предметно-практическое пространство деятельности, в котором ведущую роль играют профессионалы [7]. Профессионалов отличает не только специализированная подготовка и квалификация, но и владение профессиональным языком. В радиодискурсе в качестве профессионалов выступают радиоведущие, которые проходят особую подготовку и, без сомнения, владеют литературным языком. Гости в студии, с которыми проводятся беседы, тоже являются профессионалами в своей сфере деятельности, соответственно, для них характерен также особый язык, отличающийся от языка радиоведущего.

Нормативная модель типично-событийной статусно-ролевой коммуникации имеет собственную сложную структуру. Схематично данную модель можно представить посредством выделения следующих структурных единиц [7]:

• типичное событие: интервью в радиостудии («живой» диалог в студии, интервью по телефону);

• типичные участники: радиоведущий, репортер, дающий сводку с места событий в выпуске новостей, интервьюируемый;

• время и место коммуникативных контактов (хронотоп): место действия - радиостудия, причем вещание происходит в режиме реального времени 24 часа 7 дней в неделю;

• статусы типичных участников коммуникации: радиоведущий выполняет главную роль, доминирует над ситуацией, интервьюируемый находится в позиции подчинения, не имеет контроля над ситуацией;

• ролевые отношения типичных участников коммуникации: интервьюер и интервьюируемый;

• ситуативные контексты коммуникации (внутренние и внешние условия общения): от-

ношения между участниками на внутреннем уровне характеризуются высокой формальностью, конфликтность, если и существует, тщательно скрывается, что можно объяснить установкой на объективность и высокой формальностью общения; внешние условия коммуникации обусловлены в значительной степени ситуацией в стране и в мире и задают тематику программ, интервью и телефонных бесед;

• официально принятые нормы коммуникации: общепринятые формы официально-делового медиаобщения в той или иной культуре, регламент проведения интервью в рамках радиопрограммы;

• традиционные формы общения: интерактивность и диалогичность общения, заданная коммуникативной ситуацией интервью.

Система базовых ценностей определяется миссией конкретного институционального дискурса и характерными для сферы его функционирования профессиональными кодексами [7]. В данном случае это кодекс и профессиональная этика журналиста, поскольку радиоведущие являются чаще всего профессионалами в данной области, а также общая установка на объективность и точность информации, доносимой до зрителя. Кроме того, это может быть донесение официальной точки зрения, установленной правительством той или иной страны, и реализация таким образом идеологической функции.

Основные стратегии институционального дискурса определяются характером и направлениями деятельности конкретного социального института, а также типичными для данного института особенностями жанровых коммуникаций [7]. Поскольку наиболее типичной коммуникативной ситуацией радиодискурса является диалог, который присутствует даже при монологической речи ведущего, имплицитно обращающегося к радиослушателю, основными стратегиями радиодискурса будут являться диалоговые коммуникативные стратегии. Кроме того, экстралингвистические условия, в которых протекает радиокоммуникация, накладывающие определенные ограничения на донесение сообщения, приводят к необходимости применения некоторых других речевых стратегий и тактик, которые, в свою очередь, будут нацелены на преодоление коммуникативных барьеров и донесение информации в наиболее полном ее виде.

Жанры институционального дискурса - это формализованные конструкты стереотипных практик, получающие свое выражение в риту-

альных актах, административных процедурах, речевых и письменных формах[7]. Жанрами современного радиодискурса будут являться интервью в радиостудии, телефонное интервью (ведущий находится в студии, собеседник в каком-то другом месте), репортаж с места событий, вставки между программами, анонсы.

Прецедентные тексты как структурные компоненты институционального дискурса представляют собой письменные и устные источники, на основе которых выстраивается весь корпус внутренней и внешней институциональной коммуникации, определяются ее миссия, кредо, базовые стратегические установки, нормативные положения, главные правила статусно-ролевой игры. Поскольку тематика программ довольно широка и охватывает различные сферы жизни, то прецедентными текстами в данном типе дискурса могут являться все тексты, созданные в данной культуре, а также в мировой культуре в целом.

Типичные дискурсные формулы так же, как и прецедентные тексты относятся к «осадочному плану» институционального дискурса. В них фиксируются отработанные многолетней практикой типичные для институциональной коммуникации выражения, жесты, реплики, риторические фигуры, анекдотические ситуации, запечатленные в профессиональном юморе. Относительно радиодискурса можно отметить наличие формул приветствия и прощания, напоминаний о программе в эфире, представления ведущих, представления репортеров, анонсирования программы, рекламы радиостанции. Стоит также отметить, что в современном радиодискурсе возможно варьирование формул в зависимости от компетенции, профессионализма радиоведущего и его желания презентовать себя в рамках реализации стратегии самопрезентации.

Экстралингвистические условия, в которых протекает радиокоммуникация, типы взаимодействия участников радиокоммуникации, стремление к материализации радиопространства, структурная организация, тематическая разноплановость, особые языковые средства свидетельствуют о том, что радиодискурс, сочетая в себе универсальные черты медиади-скурса как типа институционального дискурса, имеет свои отличительные особенности и имеет самостоятельный статус в общем дискурсивном пространстве.

Таким образом, под радиодискурсом мы будем понимать вид устного институциональ-

ного медиадискурса, строящийся по особой нормативной модели типично-событийно статусно-ролевой коммуникации с особой структурой, характеризующийся социальной миссией, особыми языковыми средствами, дискурсивными формулами, особыми коммуникативными стратегиями, реализующими речевое воздействие, а также динамичностью языковой нормы, дистантностью, опосредованностью, отсутствием визуализации, массовостью аудитории слушателей, всеохватностью, большой скоростью передачи информации, обладающий особыми временными характеристиками (одномоментность, необратимость, линейность и непрерывность), а также обусловленный жанровыми и целевыми установками, тематикой программы и форматом радиостанции в целом.

Список литературы

1. Карасик, В. И. О категориях дискурса / В. И. Карасик. - URL: http://homepages. tversu.ru/~ips/JubKaras.html. - Дата обращения: 04.12.2014.

2. Карасик, В. И. Структура институционального дискурса / В. И. Карасик // Проблемы речевой коммуникации. - Саратов: Саратовский университет, 2000. - С. 25-34.

3. Кибрик, А. А. Модус, жанр и другие параметры классификации дискурсов /

A. А. Кибрик. - М.: Институт языкознания РАН, 2009. - 19 с.

4. Нестерова, Н. Г. Современный меди-адискурс: в поисках подхода к изучению // Актуальные процессы в социальной и массовой коммуникации, Центр теории и практики речевой коммуникации. - URL: http:yspu.org/ images. - Дата обращения: 15.12.2014.

5. Нестерова, Н. Г. Коммуникативно-прагматическая специфика спонтанного радиодискурса / Н. Г. Нестерова // Вестник Томского государственного университета. Серия Филология. - 2009. - № 318. - С. 37-41.

6. Определение радио, история возникновения радио, радиовещание // Форекс на ForexAW.com - аналитика форекс, новости валютного рынка forex, прогнозы фондового рынка. - URL: http://forexaw.com/TERMs/ Industry/Technology/l453_Радио_Radio. - Дата обращения: 15.12.2014.

7. Русакова, О. Ф. PR-дискурс: теоретико-методологический анализ / О. Ф. Русакова,

B. М. Русаков // МАДИ. Дискурс Пи. - URL: http://www.madipi.ru/index.php?option=com_ content&view = article&id = 27%3Apr-&catid=59%3Apr—. - Дата обращения: 27.11.2014.

8. Чернявская, В. Е. Дискурс власти и власть дискурса: проблемы речевого воздействия / В. Е. Чернявская. - М.: Флинта: Наука, 2006. - 136 с.

Сведения об авторе

Матвеева Анастасия Валерьевна - студентка 5 курса, лаборант кафедры теории и практики английского языка факультета лингвистики и перевода Челябинского государственного университета.

afina20071@mail.ru

Bulletin of Chelyabinsk State University. 2015. No. 15 (370). Philology. Arts. Issue 96. Pp. 58-63.

RADIODISCOURSE AS A TYPE OF INSTITUTIONAL MEDIADISCOURSE

A. V. Matveeva

Student of Chelyabinsk State University, Faculty of Linguistics and Translation. Afina20071@mail.ru

In the article the author makes an attempt to classify radiodiscourse in according to the existing classifications of discourses. Being a type of oral discourse of mass media it possesses its certain characteristics such as unprepared nature of official speech, tendencies to deterioration of a linguistic norm and an intimate manner of speaking. Moreover, clearly defined roles, specified place and context of communication, chronotope, certain typical discursive formulae allow to define radiodiscourse as an institutional discourse. However, extralinguistic conditions in which radiocommunication takes place

bring about such peculiarities of radiodiscourse as distance and mediation, mass nature of audience, omnitude, high information rate, direct connection to time, in particular irreversibility, linearity, continuity. Though radiodiscourse has universal characteristics of both oral media- and institutional discourses, the named peculiarities make it possible to distinguish it in discourse diversity, where it has a certain quite independent position.

Keywords: radiodiscourse, mediadiscourse, institutional discourse, chronotope, discursive formulae

References

1. Karasik V.I. O kategoriyakh diskursa [About characteristics of discourse]. Available at: http:// homepages.tversu.ru/~ips/JubKaras.html, accessed 04.12.2014. (In Russ.).

2. Karasik V.I. Struktura institutstionalnogo diskursa [The structure of institutional discourse]. Problemi rechevoy kommunikatsii [The problems of verbal communication: the interuniversity collection of scientific papers]. Saratov, Saratovskiy universitet Publ., 2000. Pp. 25-34. (In Russ.).

3. Kibrik A.A. Modus, zhanr i drugiye parametric klassifikatsii diskursov [Modus, genres and other parameters of the classification of discourses]. Moscow, Institut yazikoznaniya RAN Publ., 2009. 19 p. (In Russ.).

4. Nesterova N.G. Sovremenniy mediadiskurs: v poiskakh podkhoda k izucheniyu [Modern mediadsocourse: searching for the approach to studying]. Aktualniyeprotsessi v sotsialnoy i massovoy komminikatsii, Tsentrteorii I praktiki rechevoy kommunikatsii [Acute problems of social and mass communication, Thecentre of theory and practice of verbal communication]. Available at: http:yspu. org/images/, accessed 15.12.2014. (In Russ.).

5. Nesterova N.G. Kommunikativno-pragmaticheskaya spetsifika spontannogo radiodiskursa [Communicative and pragmatic peculiarities of spontaneous radiodoscourse]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya Filologiya [Bulletin of the Tomsk state university. Series Philology], Tomsk, 2009, iss. 318, pp. 37-41. (In Russ.).

6. Opredeleniyeradio, istoriya vozniknoveniya radio, radiovetschaniye [Thedefinitionofradio, the history of radio, broadcasting]. Foreks na ForexAW.com - analitika foreks, novosti valyutnogo rinka forex, prognozi fondovogo rinka [ForexonForexAW.com - forexanalytics, foreignex change market news, foreign exchange market forecasts]. Available at: http://forexaw.com/TERMs/Industry/ Technology/l453_Pagno_Radio^TO, accesses 15.12.2014. (In Russ.).

7. Rusakova O.F., Rusakov V.M. PR-diskurs: Teoretiko-metodologicheskiyanaliz [PR-discourse: Theoretical and methodological analysis]. MADI. Diskurs Pi [MADI. Diskurs Pi]. Available at: http:// www.madipi.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=27%3Apr-&catid=59%3Apr—, accessed 27.11.2014. (In Russ.).

8. Chernyavskaya V.E. Diskurs vlasti i vlastdiskursa: problem rechevogo vozdeystviya [The discourse of authority and the authority of discourse: the problems of verbal influence]. Moscow, Flinta Publ.: Nauka Publ., 2006. 136 p. (In Russ.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.