Научная статья на тему 'Место радиодискурса в дискурсивном многообразии'

Место радиодискурса в дискурсивном многообразии Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
563
119
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИСКУРС / УСТНЫЙ ДИСКУРС / МЕДИАДИСКУРС / РАДИОДИСКУРС / DISCOURSE / ORAL DISCOURSE / MEDIADISCOURSE / RADIODISCOURSE

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Матвеева Анастасия Валерьевна

Описываются характеристики радиодискурса как одного из типов устного дискурса, а также медиадискурса. Особое внимание уделяется специфике радиодискурса, который, несмотря на наличие универсальных характеристик, приобрел ряд отличительных особенностей, что позволило ему выделиться среди других видов дискурса и занять особую позицию в дискурсивном многообразии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The place of radiodiscource in the discource diversity

In the article the author dwells upon the characteristics of radiodiscourse as a type of oral and mediadiscourse. Special attention is paid to the peculiarities of radiodiscourse which, despite having some universal features of both oral and mass media discourse, has an independent position and a certain place in discourse diversity.

Текст научной работы на тему «Место радиодискурса в дискурсивном многообразии»

64

А. В. Матвеева

3. Лукина, М. М. Технология интервью : учеб. пособие. М., 2005. 188 с.

4. Плотникова, О. А. Стратегии контроля диалогического взаимодействия в интервью : дис. ... канд. филол. наук. Омск, 2007. 180 с.

5. Привалова, И. В. Интеркультура и вербальный знак (лингвокогнитивные основы

межкультурной коммуникации). М., 2005. 472 с.

6. Шейгал, Е. И. Семиотика политического дискурса : дис. ... д-ра филол. наук. Волгоград. 2000. 413 с.

Вестник Челябинского государственного университета. 2014. № 6 (335).

Филология. Искусствоведение. Вып. 88. С. 64-66.

А. В. Матвеева

МЕСТО РАДИОДИСКУРСА В ДИСКУРСИВНОМ МНОГООБРАЗИИ

Описываются характеристики радиодискурса как одного из типов устного дискурса, а также медиадискурса. Особое внимание уделяется специфике радиодискурса, который, несмотря на наличие универсальных характеристик, приобрел ряд отличительных особенностей, что позволило ему выделиться среди других видов дискурса и занять особую позицию в дискурсивном многообразии.

Ключевые слова: дискурс, устный дискурс, медиадискурс, радиодискурс.

Радиокоммуникация в современном мире является одной из распространенных форм коммуникации, средством массовой информации и одним из основных каналов передачи информации наряду с Интернет и телевидением. Такое положение радиокоммуникации привело к выделению радиодискурса из общего дискурсивного многообразия.

Актуальность исследования радиодискурса обусловлена активным бытованием радиокоммуникации в жизни современного человека, становлением радио в качестве одного из основных каналов передачи информации и одного из средств массовой информации, участвующего в формировании картины мира человека. Кроме того, исследование особенностей радиодискурса и форм речевого воздействия, реализуемых в рамках этого типа дискурса, позволят лучше понять функционирование медиадискурса и устного разговорного дискурса в целом.

Дискурс - широкое понятие, популярное в современной лингвистике, определение которого зависит от традиций и особенностей школ дискурсивного анализа, в рамках которых данное понятие трактуется с разных точек зрения. В самом общем виде можно определить дискурс как текст в совокупности с экс-тралингвистическими факторами его функци-

онирования, контекстом, коммуникативной ситуацией, как «речь, погруженную в жизнь». Н. Д. Арутюнова определяет дискурс как связный текст в совокупности с экстралингвисти-ческими - прагматическими, социокультурными, психологическими и другими факторами; как текст, взятый в событийном аспекте; как речь, рассматриваемую как целенаправленное социальное действие, как компонент, участвующий во взаимодействии людей и механизмах их сознания (когнитивных процессах). По мнению Н. Д. Арутюновой, дискурс - это речь, «погруженная в жизнь»1. В. Е. Чернявская отмечает, что в современной лингвистике при подходе к вопросу о сущности понятия «дискурс» существенное значение имеет научная традиция, различные сложившиеся независимо друг от друга школы дискурсивного анализа, которые при разработке своих методологических и теоретических принципов акцентируют различные аспекты экстралингвистического характера, которые, по их мнению, являются дискурсообразующими2. В. Е. Чернявская дает следующее определение дискурса: «текст в неразрывной связи с ситуативным контекстом, определяющим все то, что существенно для порождения данного высказывания/ текста, в связи с системой коммуникативно-прагматических и когнитивных целеустановок автора,

взаимодействующего с адресатом. Дискурс, таким образом, характеризует коммуникативный процесс, который приводит к образованию определенной структуры, коей является текст3.

В современной лингвистике все еще отсутствует единая теория и типология, поэтому виды дискурса довольно разнообразны. Наиболее традиционным подходом является разделение дискурсов по модусу, жанру, типу отношений между участниками коммуникации, потребностям индивида и функциональному стилю. Радиодискурс признается одним из видов медиадискурса, который, в свою очередь, является типом устного дискурса. Будучи тесным образом связанным с медиадискурсом, радиодискурс вбирает в себя некоторые его характеристики, такие как динамичность языковой нормы, неподготовленность публичной речи, снижение нормы устного говорения выступающих, активное включение в речь иноязычных вкраплений, использование неузуального словообразования и сниженной лексики, активизация механизмов свободного построения дискурса, изменение синтаксического построения речи, популяризация интонаций не-официальности, интимности.

Радио (от лат. radio - излучаю, radius -луч) - разновидность беспроводной связи, при которой в качестве носителя сигнала используются радиоволны, свободно распространяемые в пространстве. Также под радио в обиходе часто понимают радиовещание. Регулярные передачи по радио звуковых программ начались в 1920 г. в США, в Российской Федерации - в 1924 г. Широкое распространение в ряде стран получило многопрограммное проводное вещание (в Российской Федерации - трехпрограммное). История возникновения радио традиционно связывается с изобретением в 1895 г. радиоприемника русским ученым А. С. Поповым. В течение ХХ в. радио приобрело огромную популярность, в современном мире радио является одним из основных средств массовой информации и каналов ее передачи.

Многие исследователи придерживаются точки зрения, согласно которой радиодискурс является частью, типом более широкого дискурса - медиадискурса, или дискурса средств массовой информации, который в свою очередь является одним из типов устного дискурса, что обусловливает специфику функционирования данных типов дискурса. СМИ в целом выполняют функцию посредника, поэтому не просто передают информацию о реальной дей-

ствительности, но и интерпретируют ее, формируя особую - публицистическую - картину мира4. Н. Г. Нестерова называет следующие характеристики современного медиадискурса: динамичность языковой нормы; неподготовленность публичной речи; снижение нормы устного говорения выступающих; активное включение в речь иноязычных вкраплений; использование неузуального словообразования и сниженной лексики; активизация механизмов свободного построения дискурса; изменение синтаксического построения речи; популяризация интонаций неофициальности, интимности4.

Говоря об особенностях радиодискурса, стоит отметить некоторые экстралингвистиче-ские условия, в которых протекает радиокоммуникация и которые обусловливают уникальность данного типа дискурса: дистантность, опосредованность, отсутствие визуализации, массовость аудитории слушателей, всеохват-ность, скорость передачи информации, связь со временем (одномоментность, необратимость, линейность, непрерывность). Радиодискурс неоднороден, что вызвано диалогичностью и интерактивностью, созданием текстов и использованием языковых средства, характерных для разных типов речи. Особенности радиодискурса также обусловлены жанровыми и целевыми установками, тематикой программы и форматом радиостанции в целом. В данном случае стоит различать информационный радиодискурс, характеризуемый такими свойствами, как установка на объективную позицию ведущего, спокойная тональность текстов, отсутствие ярких выразительных средств, ощущение сдержанности; и информационноразвлекательный дискурс, информационноаналитический дискурс5.

Структурной единицей, организующей дискурс, можно считать эфирный час. То, на какие структурные блоки (реклама, информационные блоки, прогноз погоды, «стол заказов», спонтанные однократные реплики ведущих, сообщения о точном времени) он подразделен и как эти блоки соотносятся между собой, также определяет специфику радиодискурса. Данный тип дискурса также характеризуется интертекстуальностью и даже «гиперинтертекстуальностью», наличием ядра (радиоречь - речь ведущих и других участников коммуникативной ситуации) и периферии (всего прочего)6.

Пространство радиокоммуникации не имеет реальных физических характеристик, «рисуется» при помощи шумов, музыки и слов.

Наличием такого пространства объясняется специфика лексики радиоведущих, цель которых состоит в «материализации» виртуального пространства эфира и подчеркивания его уникальности. Специфическими лексическими средствами радиодискурса являются окказиональные единицы и метафоры, реализующие установку на креативность и спонтанность, которые являются коммуникативными тактиками установления и поддержания контакта с аудиторией слушателей. Диалогичность общения как одна из особенностей радиодискурса, направленная на взаимодействие с адресатом и привлечения внимания к сообщению и радиостанции в целом, достигается такими вербальными средствами, как спонтанно создающиеся «авторские» обращения, этикетные речевые формулы, обращенные к радиослушателям, конструкции, апеллирующие к ментальному опыту адресата'.

Таким образом, экстралингвистические условия, в которых протекает радиокоммуникация, типы взаимодействия участников радиокоммуникации, стремление в материализации радиопространства, структурная организация, тематическая разноплановость, особые языковые средства свидетельствуют о том, что ради-

одискурс, сочетая в себе универсальные черты медиадискурса, имеет свои отличительные особенности и имеет самостоятельный статус в общем дискурсивном пространстве.

Примечания

1 Арутюнова, Н. Д. Дискурс // Лингвистический энциклопедический словарь. М., 1990. С. 136-137.

2 Чернявская, В. Е. Дискурс власти и власть дискурса: проблемы речевого воздействия : учеб. пособие. М., 2006. С. 6.

3 Там же. С. 69.

4 Нестерова, Н. Г. Современный медиадискурс: в поисках подхода к изучению [Электронный ресурс] // Актуальные процессы в социальной и массовой коммуникации, центр теории и практики речевой коммуникации : материалы интернет-конф. 1 октября. Ярославль. иЯЪ: yspu.Org/images/4/46.

5 Нестерова, Н. Г. Коммуникативно-прагматическая специфика спонтанного радиодискурса // Вестн. Том. гос. ун-та. 2009. № 318. Филология. С.37-38.

6 Там же. С. 38.

7 Там же. С. 39.

Вестник Челябинского государственного университета. 2014. № 6 (335).

Филология. Искусствоведение. Вып. 88. С. 66-69.

Э. Ш. Никифорова

ОСНОВНЫЕ ТАКТИКИ СТРАТЕГИИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ В АМЕРИКАНСКОМ СУДЕБНОМ ДИСКУРСЕ

Анализируются основные тактики стратегии эмоционального воздействия в американском судебном дискурсе, выделяются их наиболее характерные черты, обусловленные национальной и культурной спецификой. Среди рассматриваемых тактик особое внимание акцентируется на таких тактиках, как профессиональная самопрезентация, создание «круга своих», создание «круга чужих», комплимент, аналогия.

Ключевые слова: стратегия эмоционального воздействия, тактика, лингвокультура, судебный дискурс.

Оказывая коммуникативное воздействие на роры и адвокаты - так или иначе оказывают

аудиторию, юрист преследует цели когнитив- эмоциональное воздействие через базовые

ного и коммуникативного плана, реализуемые стратегии защиты и обвинения, но, на наш

посредством стратегий коммуникативного воз- взгляд, правомерно выделить и отдельную

действия. универсальную стратегию эмоционального

Отметим тот факт, что профессиональные воздействия, поскольку степень интерпрета-

участники судебной коммуникации - проку- ции фактов, на которые опирается юриспру-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.