Научная статья на тему 'Радикальный исламизм и миграционные процессы'

Радикальный исламизм и миграционные процессы Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
138
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МИГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ / ИСЛАМИЗМ / БЕЖЕНЦЫ / ЗАРУБЕЖНЫЕ СПЕЦСЛУЖБЫ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Фадеев Виктор Николаевич

Миграционные процессы тесно связаны с радикальным исламизмом. Очень бы хотелось противопоставить идеологии исламистов антикриминогенную идеологию, которая бы человеческую активность из преступного русла направила в созидательное.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Радикальный исламизм и миграционные процессы»

УДК 343.9 ББК 67.51

В.Н. Фадеев

РАДИКАЛЬНЫЙ ИСЛАМИЗМ И МИГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ

Аннотация: Миграционные процессы тесно связаны с радикальным исламизмом. Очень бы хотелось противопоставить идеологии исламистов антикриминогенную идеологию, которая бы человеческую активность из преступного русла направила в созидательное.

Ключевые слова: миграционные процессы; исламизм; беженцы; зарубежные спецслужбы. V.N. Fadeev

RADICAL ISLAMISM AND MIGRATION PROCESSES

Summary: Migration processes are closely connected with radical Islamism. It would be desirable to oppose the Islamist ideology with an anti-crime ideology that would direct human activity from the criminal channel into a creative one.

Key words: migration processes; islamism; refugees; foreign special services.

Как отмечает Х. Кури, с 2014 года западноевропейские страны, прежде всего Германия, столкнулись с наплывом большого числа беженцев и просителей убежища из Сирии, Ирака, Ирана и Афганистана. Несмотря на всё ещё широко распространённую «культуру гостеприимства», проблема иммиграционных потоков выдвигает на первый план всё большее число политиков, придерживающихся позиций, занятых недавно созданной политической партией «Альтернатива для Германии» (АдГ) [3, с. 37].

По оценкам ООН, число мигрантов быстро растёт. В 2017 году оно достигло 258 миллионов против 173 миллионов в 2000 году и 153 миллионов в 1990 году.

По мнению Д.А. Шестакова, приток переселенцев в целом играет положительную роль, если они благотворно приживаются к обществу, дополняют его особенностями культуры собственного народа и не создают угрозы среде, к которой присоединяются [7, с. 14].

К сожалению, сегодня благотворного влияния миграции мы не ощущаем. От неё возникают лишь проблемы, в том числе связанные с радикальным исламизмом. Практически у всех на слуху так называемое «Исламское государство» (ИГИЛ) - террористическая организация, запрещённая в России, имеющая в своих рядах и граждан нашей страны.

Криминология

ВЧЕРА СЕГОДНЯ ЗАВТРА

Её активное развитие связано агрессией против Ливии и Сирии [2].

В 2015 году в Ираке и Сирии в составе различных радикальных исламистских организаций, согласно данным ФСБ, находилось около 2 тысяч россиян [1]. Они, в случае возвращения домой, могут выступить в качестве дестабилизирующего фактора как в целом в стране, так и в отдельных её субъектах.

С 1990-х до 2014 года в Крыму действовал своего рода «рассадник» радикальных исламистов. Здесь они «зализывали» свои раны, находясь под опекой зарубежных, прежде всего, турецких, катаро-саудитских эмиссаров. Управляли же исламистами англосаксонские спецслужбы.

Массовая радикализация населения особенно характерна для среднеазиатских республик бывшего СССР. Замечу, я не против ислама. Религия в деле духовно-нравственного воспитания играет позитивную роль, но отдельные страны используют её для достижения своих геополитических целей.

По данным ГУ МВД РФ в 2017 году в России находилось около 11 миллионов иностранных граждан. В 2012 году в РФ трудилось 2,3 миллиона узбеков, 1,1 миллиона таджиков и 540 тысяч киргизов. Эти цифры, учитывая и нелегальных мигрантов, количество которых сама ФМС оценивала в 3,7 миллиона человек, можно смело увеличить вдвое. При

В.Н. Фадеев. РАДИКАЛЬНЫЙ ИСЛАМИЗМ И МИГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ 33

этом денежные переводы трудовых мигрантов в Среднюю Азию из России составляют львиную долю ВВП среднеазиатских стран. В Киргизии это около трети внутреннего валового продукта, в Узбекистане - четверть, в Таджикистане заработанные гастарбайтерами в России деньги составляют почти половину ВВП республики [4].

С проблемами исламского фундаментализма, ваххабизма и радикализма СССР столкнулся ещё в конце 1970-х - начале 1980-х годов. После ввода в 1979 году советских войск в Афганистан спецслужбы США стали усиленно обеспечивать афганских моджахедов, воевавших против СССР, оружием и финансами. Страны арабского мира, в частности, Саудовская Аравия, направила свыше 35 тысяч моджахедов в Афганистан, западные страны

- различных инструкторов.

В афганскую общественную жизнь активно внедрялась идеология ваххабизма. Из Афганистана она проникала в Таджикистан и другие среднеазиатские республики бывшего СССР. Уже к 1982 году в городах и населённых пунктах, прежде всего, Узбекистана, сначала в небольших количествах, а затем, к 1985 году, массово стали появляться так называемые «белоплаточники» (женщины -сторонницы ваххабизма в белых платках) и «бородачи», «короткоштанники» (мужчины

- сторонники ваххабизма).

Целями радикальных исламистов являлись: создание Великого Кокандского ханства, затем Великого государства Туран со столицей в Самарканде, в последующем - возрождение пантюркизма и панисламизма на всей территории бывшего Османского халифата.

В системе радикального исламизма существуют различные группы, требующие специального исследования:

1) Сторонники «классического» радикального исламизма. Они формируют своё учение на основе течений аль-Банны, Сайда Кутба и Мухаммада Кутба, Абу-аль Аля Маудуди.

2) Крайне радикально настроенные группы, куда входят организации типа «Хизб-ут-Тахрир» и, по некоторым данным, «Аль-Кай-да», «ИГИЛ», а также ряд других организаций.

3) Разнообразные локальные исламские радикальные движения, в т.ч. палестинский «Хамас», ливанская «Хезболла», «Исламское движение Узбекистана», ставящие перед собой цель уничтожения государства как такового.

Насилие является главным средством достижения целей радикальных исламистов. Оно обосновывается ссылками на Коран, вырванными из контекста высказываниями пророка Мухаммеда.

С момента создания ИГИЛ (29 июня 2014 г.) до июля 2016 года в мире было совершено более 70 террористических нападений, непосредственно организованных ИГИЛ, либо спровоцированных её идеологией. Их жертвами стало около 1200 человек в 20 странах. В 2015 году число казнённых членами ИГИЛ достигло 5000 человек. От рук боевиков погибли тысячи шиитов, христиан, езидов. Большинство среди казнённых - пленные солдаты сирийской армии, в том числе 1700 курсантов училища ВВС на военной базе Сабайкар в Ти-крите [5].

В марте 2015 года ООН опубликовала доклад, основанный на исследованиях, проводившихся экспертами этой организации, в котором отмечается, что боевики ИГИЛ совершают на территории Ирака многочисленные преступления. Среди них: массовые казни, этнические чистки, использование несовершеннолетних в боевых действиях, принудительное обращение в ислам, склонение к занятию проституцией, разрушение исторических памятников и религиозных святынь.

Действия членов ИГИЛ могут быть классифицированы как военные преступления и преступления против человечества. В ИГИЛ официально возрождено рабство, открыто действуют невольничьи рынки. Наибольшим репрессиям со стороны «Исламского государства» подверглись езиды, особенно женщины - в связи с отказом вступать в половые отношения. Действия, совершаемые в отношении езидов, могут быть классифицированы как геноцид.

Наиболее сложно предупреждать преступления исламистских боевиков-смертников. История становления и развития данного преступного направления такова. В 1995 году Джохар Дудаев издал указ о формировании специальных добровольческих подразделений смертников. С 2000 года использование террористов-смертников стало одной из основных террористических тактик в России. Осенью 2002 года Шамиль Басаев создал Исламский батальон шахидов «Риядус-Са-лихьийн» («Сады праведников»). Летом 2009 года Доку Умаров объявил о восстановлении

2 (49) 2018

в структуре вооружённых формирований сепаратистов этой группировки и намерении в ближайшей перспективе провести на территории России широкомасштабные диверсион-но-террористические акции.

В период с 1999 по 2017 год на территории России исламистскими боевиками-смертниками совершено свыше 70 преступлений

террористической направленности. Очень бы хотелось противопоставить идеологии боевиков-смертников и радикальных исламистов в целом антикриминогенную идеологию, которая бы человеческую активность из преступного русла направила в созидательное. Возможно, таковой идеологией могло бы стать родолюбие [6].

ПРИСТАТЕЙНЫЙ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. «Демон Лапласа» против ИГ: борьба с вербовщиками террористов. URL: https://tass.ru/ proisshestviya/2501424 (дата обращения: 28.03.2018).

2. Данилов А.П. Преступностиведение о нападениях на Ливию и Сирию // Проблемы права и экономики. 2014. № 1. Выпуск 6. С. 77-84.

3. Кури X Интеграция беженцев в Германии - возросла ли криминальная нагрузка? // Криминология: вчера, сегодня, завтра. 2018. № 1 (48). С. 37-45.

4. Медников А. Азиатское эхо Крыма. URL: lenta.ru/articles/2014/11/19/ca (дата обращения: 28.03.2018).

5. Сайт «Википедия». URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Исламское_государство (дата обращения: 29.03.2018).

6. Сухенко А.Д., Данилов А.П. Новая идеология как основа противодействия терроризму // Криминология: вчера, сегодня, завтра. 2012. № 4 (27). С. 35-41.

7. Шестаков Д.А. Преступность сферы миграции // Криминология: вчера, сегодня, завтра. 2018. № 2 (49). С. 13-18.

REFERENCES

1. «Demon Laplasa» protiv IG: borba s verbovshchikami terroristov. [«Laplace Demon» versus IS: counteraction to terrorist recruiters]. URL: https://tass.ru/proisshestviya/2501424 (date of submission: 28.03.2018).

2. DanilovA.P. Prestupnovedenie o napadeniyakh na Liviyu i Siriyu. [On the attacks against Syria and Libya]. Problemy prava i ekonomiki - Problems of Law and Economics, 2014, no. 1, issue 6, pp. 77-84.

3. Kury H. Integratsiya bezhentsev v Germanii - vozrosla li kriminalnaya nagruzka? [Integration of refugees in Germany - has the criminal burden increased?]. Kriminologiya: vchera, segodnya, zavtra - Criminology: Yesterday, Today, Tomorrow. 2018, no. 1 (48), pp. 37-45.

4. Mednikov A. Aziatskoe ekho Kryma. [The Asian echo of the Crimea]. URL: lenta.ru/articles/2014/11/19/ ca (date of submission: 28.03.2018).

5. Sayt «Vikipediya». [The website «Wikipedia»]. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Islamskoye_ gosudarstvo (date of submission: 29.03.2018).

6. Sukhenko A.D., Danilov A.P. Novaya ideologiya kak osnova protivodeystviya terrorizmu. [New ideology as a basis of the fight against terrorism]. Kriminologiya: vchera, segodnya, zavtra - Criminology: Yesterday, Today, Tomorrow. 2012, no. 4 (27), pp. 35-41.

7. Shestakov D.A. Prestupnost sfery migratsii. [Crime of the sphere of migration]. Kriminologiya: vchera, segodnya, zavtra - Criminology: Yesterday, Today, Tomorrow. 2018, no. 2 (49), pp. 13-18.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ

Виктор Николаевич Фадеев - доктор юридических наук, профессор, профессор кафедры криминологии Московского университета МВД России (Москва, Россия); e-mail: fadei87@mail.ru

INFORMATION ABOUT AUTHOR

Viktor Nikolaevich Fadeev - doctor of Laws, professor, professor at the department of criminology of Moscow University of Ministry of Internal Affairs of Russia (Moscow, Russia); e-mail: fadei87@mail.ru

РИМИНОАОГИЯ

ВЧЕРА СЕГОДНЯ ЗАВТРА

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.