Научная статья на тему 'РАДИКАЛИЗМ И ЭКСТРЕМИЗМ КАК РЕАЛЬНАЯ УГРОЗА БЕЗОПАСНОСТИ ГОСУДАРСТВА'

РАДИКАЛИЗМ И ЭКСТРЕМИЗМ КАК РЕАЛЬНАЯ УГРОЗА БЕЗОПАСНОСТИ ГОСУДАРСТВА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
112
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ / ПРОФИЛАКТИКА / РАДИКАЛИЗМ / ЭКСТРЕМИЗМ / ИДЕОЛОГИЯ / НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / COUNTERING / PREVENTION / RADICALISM / EXTREMISM / IDEOLOGY / NATIONAL SECURITY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Шхагапсоев Заурби Лелович

Цель данного исследования - изучить проблемы, задачи обеспечения национальной безопасности государства путем осуществления противодействия радикализму и экстремизму. Задачи исследования: изучить роль мирового сообщества в вопросах противодействия радикализму и экстремизму, которое осуществляется международными органами и организациями - ООН, Советом Европы, Международной организацией экспертов, Интерполом. Проблема анализа преступлений экстремистской направленности состоит в сложности ее классификации, что затрудняет выбор единого комплекса мер локализации данного явления. Выводы: к мерам противодействия распространению идеологии радикализма и экстремизма относятся также профилактические меры, направленные прежде всего на молодежную аудиторию, которые следует осуществлять через электронные СМИ - социальные сети, веб-сайты, контенты - посредством трансляции теологических передач, изобличающих содержание истинных целей радикализма и экстремизма. Следует также отметить, что для предупреждения радикализма и терроризма целесообразно осуществлять действия в нескольких направлениях - предотвращение, выявление и пресечение действий с экстремистской подоплекой, совершаемых против государственных, общественных и иных деятелей. А для этого необходимо проводить работу, направленную на популяризацию традиционных культур народов, населяющих РФ; усилить деятельность Национальных антитеррористических комитетов, прокуратур, правоохранительных органов в субъектах РФ, также активизировать мониторинговую деятельность на предмет выявления в интернет-пространстве радикальных идеологий и пресечения ее распространения; вести информационно-просветительскую деятельность, направленную на дерадикализацию молодежи, с привлечением обманувшихся в своих надеждах бывших радикалов и т.д.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RADICALISM AND EXTREMISM AS A REAL THREAT TO THE STATE SECURITY

The purpose of the work is to study the problems and tasks of ensuring the state national security by combating radicalism and extremism. Objectives of the investigation: to study the role of the world community in countering radicalism and extremism, which is carried out by international bodies and organizations - the UN, the Council of Europe, the International Organization of Experts, Interpol. The problem of extremist crimes analysis is the complexity of its classification, which makes it difficult to choose a single set of measures to localize this phenomenon. Conclusions: measures to counter the spread of the ideology of radicalism and extremism also include preventive ones aimed primarily at youth audiences, which should be taken through electronic media - social networks, websites, content - through theological broadcasts exposing the content of radicalism and extremism true goals. It should also be noted that in order to prevent radicalism and terrorism, it is advisable to carry out actions in several areas - prevention, detection and suppression of extremist actions committed against state, public and other figures. And for this it is necessary to carry out work aimed at popularizing the traditional cultures of the peoples inhabiting the Russian Federation; to strengthen the activities of the National Anti-Terrorism Committees, prosecutors, law enforcement agencies in the constituent entities of the Russian Federation, as well as to intensify monitoring activities to identify radical ideologies in the Internet space and suppress its dissemination; to conduct informational awareness-raising activities aimed at the de-radicalization of young people, with the involvement of former radicals deceived in their hopes, etc.

Текст научной работы на тему «РАДИКАЛИЗМ И ЭКСТРЕМИЗМ КАК РЕАЛЬНАЯ УГРОЗА БЕЗОПАСНОСТИ ГОСУДАРСТВА»

Радикализм и экстремизм как реальная угроза безопасности государства

Шхагапсоев З.Л.

Радикализм и экстремизм как реальная угроза безопасности государства

© Шхагапсоев Заурби Лелович

Северо-Кавказский институт повышения квалификации (филиал) Краснодарского университета МВД России, г.Нальчик, КБР, Россия btarchokov@mail.ru

Аннотация

Цель данного исследования - изучить проблемы, задачи обеспечения национальной безопасности государства путем осуществления противодействия радикализму и экстремизму.

Задачи исследования: изучить роль мирового сообщества в вопросах противодействия радикализму и экстремизму, которое осуществляется международными органами и организациями - ООН, Советом Европы, Международной организацией экспертов, Интерполом. Проблема анализа преступлений экстремистской направленности состоит в сложности ее классификации, что затрудняет выбор единого комплекса мер локализации данного явления.

Выводы: к мерам противодействия распространению идеологии радикализма и экстремизма относятся также профилактические меры, направленные прежде всего на молодежную аудиторию, которые следует осуществлять через электронные СМИ - социальные сети, веб-сайты, контенты - посредством трансляции теологических передач, изобличающих содержание истинных целей радикализма и экстремизма. Следует также отметить, что для предупреждения радикализма и терроризма целесообразно осуществлять действия в нескольких направлениях - предотвращение, выявление и пресечение действий с экстремистской подоплекой, совершаемых против государственных, общественных и иных деятелей. А для этого необходимо проводить работу, направленную на популяризацию традиционных культур народов, населяющих РФ; усилить деятельность Национальных антитеррористических комитетов, прокуратур, правоохранительных органов в субъектах РФ, также активизировать мониторинговую деятельность на предмет выявления в интернет-пространстве радикальных идеологий и пресечения ее распространения; вести информационно-просветительскую деятельность, направленную на дерадикализацию молодежи, с привлечением обманувшихся в своих надеждах бывших радикалов и т.д.

Ключевые слова: противодействие, профилактика, радикализм, экстремизм, идеология, национальная безопасность.

Для цитирования: Шхагапсоев З.Л. Радикализм и экстремизм как реальная угроза безопасности государства // Пробелы в российском законодательстве. 2020. Т. XIII. №4. С. 023-026.

Radicalism and extremism as a real threat to the state security

© Shhagapsoev Zaurbi Lelovich

North Caucasus Institute for Advanced Studies (branch)

of the Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Nalchik, Russia btarchokov@mail.ru

Abstract

The purpose of the work is to study the problems and tasks of ensuring the state national security by combating radicalism and extremism.

Objectives of the investigation: to study the role of the world community in countering radicalism and extremism, which is carried out by international bodies and organizations - the UN, the Council of Europe, the International Organization of Experts, Interpol. The problem of extremist crimes analysis is the complexity of its classification, which makes it difficult to choose a single set of measures to localize this phenomenon.

Conclusions: measures to counter the spread of the ideology of radicalism and extremism also include preventive ones aimed primarily at youth audiences, which should be taken through electronic media - social networks, websites, content - through theological broadcasts exposing the content of radicalism and extremism true goals. It should also be noted that in order to prevent radicalism and terrorism, it is advisable to carry out actions in several areas - prevention, detection and suppression of extremist actions committed against state, public and other figures. And for this it is necessary to carry out work aimed at popularizing the traditional cultures of the peoples inhabiting the Russian Federation; to

ISSN 2072-3164 (print) Том XIII №4 2020 Пробелы в российском законодательстве 23

ISSN 2310-7049 (online)

strengthen the activities of the National Anti-Terrorism Committees, prosecutors, law enforcement agencies in the constituent entities of the Russian Federation, as well as to intensify monitoring activities to identify radical ideologies in the Internet space and suppress its dissemination; to conduct informational awareness-raising activities aimed at the de-radicalization of young people, with the involvement of former radicals deceived in their hopes, etc.

Keywords: countering, prevention, radicalism, extremism, ideology, national security.

For citation: Shhagapsoev Z.L. Radicalism and extremism as a real threat to the security of the state // Gaps in Russian legislation. 2020. Vol. XIII. №4. Pp. 023-026. (in Russ.).

Введение

Одной из ключевых задач обеспечения национальной безопасности государства является противодействие радикализму и экстремизму. В настоящее время всевозможные меры, предпринимаемые на государственном и межгосударственном уровнях в рамках противоборства с указанными негативными явлениями приобретают затяжной характер, объясняемый тем, что эта «борьба происходит с переменным успехом на фоне роста масштабов распространения радикализма и экстремизма, а также частоты их проявления» [5].

Таким образом, побочным эффектом культурно-цивилизационных процессов современности стали рост нетерпимости, проявления радикальных и экстремистских взглядов, обострение этнических и религиозных взаимоотношений и другие деструктивные явления.

Основные положения

Для противодействия распространению радикализма и экстремизма необходима слаженная и эффективная работа правоохранительных органов и органов государственного, регионального и муниципального управления всеми доступными способами. Радикальный экстремизм, являя собой проблему общемирового масштаба, по своему охвату «добрался» и до молодёжи - самой перспективной и в то же время уязвимой части современного общества и духовной основы развития будущего страны. Радикализм и экстремизм, выступая в роли совокупности общественных отношений, сложившихся на почве этнического, религиозного и политического взаимодействия, распространили свои идеологические воззрения именно в молодежной среде ввиду того, что здесь они могут иметь больше деструктивных последствий.

Для лучшего понимания радикальных и экстремистских настроений в молодёжной среде рассмотрим причины, обусловившие данные явления.

Как известно, в последние десятилетия процесс глобализации, которому не препятствуют даже самые большие расстояния, охватил мировое сообщество. И поначалу представлялось, что в глобализирующемся мире все будет развиваться гармонично и справедливо, а сами люди начнут жить в достатке и благополучии. Однако в реальности этого не произошло. Глобализация привела к тому, что в большем выигрыше остались в очередной раз сильные мира сего: крупные и развитые государства еще больше обогатились, а бедные еще больше обеднели. Кризис в экономике, политике, в умах людей стал неизбежен. Люди начали повсеместно терять работу, расшатались демократические устои государств, последствием чего стала политическая нестабильность, повлекшая за собой разрастание радикализма и экстремизма. Иными словами, глобализация способствовала вхождению в национальные культуры чуждых им элементов, ослабивших нормы, обычаи, привычки, составлявшие доселе традиционный образ жизни людей и постепенно

потерявшие свою ценность. В ответ на засилье западной культуры стали применяться методы физического насилия против представителей западных стран, которые рядовыми гражданами стали восприниматься носителями враждебной культуры. Эти умонастроения и стали оружием в руках радикальных экстремистов в борьбе против проникновения глобальной культуры на национальную почву [2].

Особую досаду вызывает тот факт, что радикально настроенные экстремисты смогли заполучить доступ к новейшим образцам оружия, средствам беспроводной связи, транспорту, информационным ресурсам, особое предпочтение отдав возможностям использования глобального информационного пространства в своих преступных целях. Следует обратить внимание также на то, что все известные своим радикальным экстремизмом организации утвердили свое постоянное присутствие в медиапространстве, которое в их руках стало инструментом для осуществления пропагандистской, вербовочной и подрывной деятельности. И следует ли удивляться тому, что платформа социальных сетей, постоянно наполняемая информацией о сфере интересов пользователей данных интернет-ресурсов, способствует распространению материалов радикального и экстремистского содержания на конкретную целевую аудиторию - молодежь (особенно на не достигших 18-летнего возраста молодых людей, которые являются наиболее уязвимой группой ввиду не-сформированности и неустойчивости психики и повышенной внушаемости) [4].

Также правоохранительные органы и органы, обеспечивающие национальную безопасность как внутри государства, так и за ее пределами, обеспокоены неограниченными возможностями радикализма и экстремизма для проникновения в глобальное информационное пространство и уязвимостью государств к этим нападениям [4].

Активное противодействие радикализму и экстремизму сегодня осуществляется всем мировым сообществом в лице международных органов и организаций - ООН, Совета Европы, Международной организации экспертов, Интерпола. Проблема анализа преступлений экстремистской направленности состоит в сложности ее классификации, что затрудняет выбор единого комплекса мер локализации данного явления [6].

В России правовое регулирование противодействия радикализму и экстремизму определено Федеральным законом «О противодействии экстремистской деятельности» от 25.07.2002г. № 114-ФЗ, который характеризует экстремистскую деятельность как «деятельность, направленную на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации; публичное оправдание терроризма; возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной розни...» [1] и т.п. Очевидно, что идейные постулаты радикального экстремизма оказы-

24 Gaps in Russian legislation

Vol XIII №4 2020

ISSN 2072-3164 (print) ISSN 2310-7049 (online)

Радикализм и экстремизм как реальная угроза безопасности государства

Шхагапсоев З.Л.

вают деструктивное влияние на наше современное общество, негативным образом воздействуя на все стороны общественных отношений [1,2].

Ведущую роль в противодействии радикализму и экстремизму играет деятельность, осуществляемая сотрудниками органов внутренних дел, в обязанность которых входит принятие мер по пресечению экстремистских угроз до прибытия специализированных служб. И в результате скоординированных действий отдельных служб и подразделений органов внутренних дел создаются предпосылки для дальнейшего повышения результативности мероприятий по локализации радикализма и терроризма с целью обеспечения безопасности государства [3,4].

К мерам противодействия распространению идеологии радикализма и экстремизма относятся также профилактические меры, направленные прежде всего на молодежную аудиторию, которые следует осуществлять через электронные СМИ - социальные сети, вебсайты, контенты - посредством трансляции теологических передач, изобличающих содержание истинных целей радикализма и экстремизма [5].

Наряду с указанным, в целях предупреждения радикализма и экстремизма необходимо выявить и устранить факторы, провоцирующие их распространение. Принципами предупреждения радикализма и терроризма выступают законность, комплексность, оптимальность и оперативность [2,4]. Следует также отметить, что для предупреждения радикализма и терроризма целесообразно осуществлять действия в нескольких направлениях - предотвращение, выявление и пресечение действий с экстремистской подоплекой, совершаемых против государственных, общественных и иных деятелей [1]. Такая работа чрезвычайно важна, т.к. существующая сегодня стабильность добыта высокой ценой - ценой жизни сотен людей - правоохранителей, журналистов, общественных деятелей, мирных жителей, и очень важно это спокойствие удержать. А для

Список литературы:

1. Федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» (с изменениями и дополнениями) // Режим доступа: https://base.garant.ru/12127578/

2. Кротов Д.В., Гнатюк М.А., Самыгин С.И. Социальные сети как фактор проявления экстремизма в среде российской молодежи // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2017. № 8-9. С. 79-82.

3. Мельцов В.М., Конов К.Ю., Мещанинов А.И. Противодействие распространению экстремизма органами внутренних дел в России // В сборнике: Сборник материалов научно-представительских мероприятий учебно-научного комплекса специальной подготовки, проводимых в 2017/2018 учебном году // Сборник статей. Московский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации им. В.Я. Кикотя, Москва, 2018. С. 35-48.

4. Стригуненко Ю.В. Роль правоохранительных органов в противодействии экстремизму // Вестник Краснодарского университета МВД России. 2011. № 2 (12). С. 72-79.

5. Тарчоков Б.А. Особенности предупреждения этнорелигиозного экстремизма в субъектах Российской Федерации // Социально-политические науки. 2018. № 5. С. 59-60.

этого необходимо проводить работу, направленную на популяризацию традиционных культур народов, населяющих РФ; усилить деятельность Национальных антитеррористических комитетов, прокуратур, правоохранительных органов в субъектах РФ [6], также активизировать мониторинговую деятельность на предмет выявления в интернет-пространстве радикальных идеологий и пресечения ее распространения; вести информационно-просвети-тельскую деятельность, направленную на дерадикализацию молодежи, с привлечением обманувшихся в своих надеждах бывших радикалов и т.д.

Выводы

В качестве вывода к изложенному отметим, что для осуществления противодействия распространению радикализма и экстремизма необходима слаженная и эффективная работа правоохранительных органов и органов государственного, регионального и муниципального управления всеми доступными способами. Особую озабоченность вызывает и тот факт, что радикальный экстремизм, являя собой проблему общемирового масштаба, по своему охвату «добрался» до молодёжи - самой перспективной и в то же время уязвимой части современного общества и духовной основы развития будущего страны, а выступая в роли совокупности общественных отношений, сложившихся на почве этнического, религиозного и политического взаимодействия, легализовал свое присутствие именно в молодежной среде ввиду того, что здесь он может иметь больше деструктивных последствий. И в качестве основной меры противодействия радикализму и экстремизму, представляющим реальную угрозу безопасности государства, считаем целесообразным применение профилактических мероприятий, направленных прежде всего на молодежную аудиторию, которые следует осуществлять через электронные СМИ - социальные сети, веб-сайты, контенты - посредством трансляции теологических передач разоблачающего характера об истинных целях радикализма и экстремизма.

References:

1. Federal Law of July 25, 2002 No. 114-ФЗ "On Countering Extremist Activities" (with amendments and additions) // Access mode: https://base.garant.ru/ 12127578/

2. Krotov D.V., Gnatyuk M.A., Samygin S.I. Social networks as a factor in the manifestation of extremism among Russian youth // Humanitarian, socio-economic and social sciences. 2017. No. 8-9. P. 79-82.

3. Meltsov V.M., Konov K.Yu., Meshchaninov A.I. Countering the spread of extremism by the internal affairs bodies in Russia // In the collection: Collection of materials for scientific and representative events of the educational and scientific complex of special training held in the 2017/2018 academic year Collection of articles. Moscow, 2018. P. 35-48.

4. Strigunenko Yu.V. The role of law enforcement agencies in countering extremism // Bulletin of the Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2011. No. 2 (12). P. 72-79.

5. Tarchokov B.A. Features of the prevention of ethno-religious extremism in the constituent entities of the Russian Federation // Socio-political sciences. 2018. No. 5. P. 59-60.

ISSN 2072-3164 (print) Том XIII №4 2020 Пробелы в российском законодательстве 25

ISSN 2310-7049 (online)

6. Шхагапсоев З.Л., Бураева Л.А. Об актуальных вопросах международного сотрудничества в противодействии проявлениям экстремизма и терроризма в интернет-пространстве // Пробелы в российском законодательстве. 2018. № 5. С. 251-254.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ

Шхагапсоев Заурби Лелович, д-р юрид. наук, профессор, полковник полиции, начальник СевероКавказского института повышения квалификации (филиал) Краснодарского университета МВД России. Email: btarchokov@mail.ru

6. Shkhagapsoyev Z.L., Burayeva L.A. On topical issues of international cooperation in countering the manifestations of extremism and terrorism in the Internet space // Gaps in Russian legislation. 2018. No. 5. P. 251-254.

- 92,34%

ABOUT THE AUTHOR Shhagapsoev Zaurbi Lelovich, Dr Sci. (Law), Professor, police colonel, Head of North-Caucasian Advanced Training Institute (branch) of the Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia.

Статья прошла проверку системой «Антиплагиат»; оригинальность текста

26 Gaps in Russian legislation

Vol XIII №4 2020

ISSN 2072-3164 (print) ISSN 2310-7049 (online)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.