Научная статья на тему 'ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ООН ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ РАСПРОСТРАНЕНИЮ ЭКСТРЕМИЗМА'

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ООН ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ РАСПРОСТРАНЕНИЮ ЭКСТРЕМИЗМА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
169
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКСТРЕМИЗМ / МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / ОРГАНИЗАЦИЯ ОБЪЕДИНЕННЫХ НАЦИЙ / ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ ЭКСТРЕМИЗМУ / ТЕРРОРИЗМ / EXTREMISM / INTERNATIONAL COOPERATION / UNITED NATIONS / COUNTERING EXTREMISM / TERRORISM

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Мисроков Тенгиз Замирович

В статье анализируется современная роль Организации Объединенных Наций в деятельности по борьбе с экстремизмом. Автором рассматривается сформированная в рамках ООН правовая основа консолидации международных усилий по противодействию распространению идеологии экстремистской направленности, а также комплексные усилия ООН и сотрудничающих с ней организаций по профилактике экстремизма, недопущению возникновения и усиления экстремистских убеждений. Цель работы заключается в выявлении и критическом осмыслении пробелов и недостатков международного регулирования вопросов борьбы с экстремизмом, а также выработке предложений по совершенствованию международного регулирования в рамках ООН в деятельности по противодействию этому явлению. Акцентируется внимание на отсутствии единого подхода к определению понятия «экстремизм» и необходимости выработки общепринятой трактовки этого явления среди государств-членов ООН. Автор приходит к нескольким выводам. Во-первых, необходимо принятие базового регулирующего документа, который содержал бы общепринятое определение понятия «экстремизм», достаточно четко отделял бы его от понятия «терроризм» и установил критерии признания тех или иных организаций экстремистскими. Во-вторых, важно формирование под эгидой ООН централизованной системы по противодействию экстремизму, ядром которой должен стать специализированный орган, для которого борьба с угрозами экстремистского характера будет является основной задачей. В-третьих, одним из ключевых направлений противостояния экстремизму должно быть формирование безопасной информационной среды, для чего необходимо принятие базового международного документа, устанавливающего общие правила и рекомендации для государств по обеспечению защиты своего информационного пространства от противоправных посягательств со стороны экстремистских организаций и их информационных ресурсов. В-четвертых, выработка единого концептуального подхода к пониманию проблем экстремизма и формирование единого механизма борьбы с этой угрозой должно опираться на накопленный международный опыт, в том числе таких межгосударственных организаций как Шанхайская Организация сотрудничества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

UN ACTIVITIES TO COUNTER THE SPREAD OF EXTREMISM

The article analyzes the current role of the United Nations in the fight against extremism. The author examines the UN legal framework for consolidating international efforts to counter the spread of extremist ideology, as well as the integrated efforts of the UN and its collaborating organizations to prevent extremism and prevent the emergence and strengthening of extremist beliefs. The purpose of the work is to identify and critically interpret the gaps and shortcomings of international regulation of the fight against extremism, as well as to develop proposals for improving international regulation within the UN in activities to counter this phenomenon. Attention is focused on the lack of a unified approach to the definition of the term “extremism” and the need to develop a generally accepted interpretation of this phenomenon among UN member states. The author comes to several conclusions. Firstly, it is necessary to adopt a basic regulatory document that would contain a generally accepted definition of the term “extremism” that would clearly separate it from the concept of “terrorism” and establish criteria for recognizing certain organizations as extremist ones. Secondly, it is important to establish a centralized system under the auspices of the UN for countering extremism, the core of which should be a specialized body for which combating extremist threats will be the main task. Thirdly, one of the key areas of countering extremism should be the formation of a secure information environment, which requires the adoption of a basic international document establishing general rules and recommendations for states to ensure the protection of their information space from unlawful attacks by extremist organizations and their information resources. Fourth, the development of a single conceptual approach to understanding the problems of extremism and the formation of a single mechanism to combat this threat should be based on accumulated international experience, including such interstate organizations as the Shanghai Cooperation Organization.

Текст научной работы на тему «ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ООН ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ РАСПРОСТРАНЕНИЮ ЭКСТРЕМИЗМА»

1.14. Деятельность ООН по противодействию распространению экстремизма

© Мисроков Тенгиз Замирович

Северо-Кавказский институт повышения квалификации (филиал) Краснодарского университета МВД России, г.Нальчик, КБР, Россия misrokovs@mail. ru

Аннотация

В статье анализируется современная роль Организации Объединенных Наций в деятельности по борьбе с экстремизмом. Автором рассматривается сформированная в рамках ООН правовая основа консолидации международных усилий по противодействию распространению идеологии экстремистской направленности, а также комплексные усилия ООН и сотрудничающих с ней организаций по профилактике экстремизма, недопущению возникновения и усиления экстремистских убеждений. Цель работы заключается в выявлении и критическом осмыслении пробелов и недостатков международного регулирования вопросов борьбы с экстремизмом, а также выработке предложений по совершенствованию международного регулирования в рамках ООН в деятельности по противодействию этому явлению.

Акцентируется внимание на отсутствии единого подхода к определению понятия «экстремизм» и необходимости выработки общепринятой трактовки этого явления среди государств-членов ООН.

Автор приходит к нескольким выводам. Во-первых, необходимо принятие базового регулирующего документа, который содержал бы общепринятое определение понятия «экстремизм», достаточно четко отделял бы его от понятия «терроризм» и установил критерии признания тех или иных организаций экстремистскими.

Во-вторых, важно формирование под эгидой ООН централизованной системы по противодействию экстремизму, ядром которой должен стать специализированный орган, для которого борьба с угрозами экстремистского характера будет является основной задачей.

В-третьих, одним из ключевых направлений противостояния экстремизму должно быть формирование безопасной информационной среды, для чего необходимо принятие базового международного документа, устанавливающего общие правила и рекомендации для государств по обеспечению защиты своего информационного пространства от противоправных посягательств со стороны экстремистских организаций и их информационных ресурсов.

В-четвертых, выработка единого концептуального подхода к пониманию проблем экстремизма и формирование единого механизма борьбы с этой угрозой должно опираться на накопленный международный опыт, в том числе таких межгосударственных организаций как Шанхайская Организация сотрудничества.

Ключевые слова: экстремизм, международное сотрудничество, Организация Объединенных Наций, противодействие экстремизму, терроризм.

Для цитирования: Мисроков Т.З. Деятельность ООН по противодействию распространению экстремизма // Пробелы в российском законодательстве. 2020. Т. XIII. №4. С. 077-082.

UN activities to counter the spread of extremism

© Misrokov Tengiz Zamirovich

North Caucasus Institute for Advanced Studies (branch)

of the Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Nalchik, Russia misrokovs@mail.ru

Abstract

The article analyzes the current role of the United Nations in the fight against extremism. The author examines the UN legal framework for consolidating international efforts to counter the spread of extremist ideology, as well as the integrated efforts of the UN and its collaborating organizations to prevent extremism and prevent the emergence and strengthening of extremist beliefs. The purpose of the work is to identify and critically interpret the gaps and shortcomings of international regulation of the fight against extremism, as well as to develop proposals for improving international regulation within the UN in activities to counter this phenomenon.

Attention is focused on the lack of a unified approach to the definition of the term "extremism" and the need to develop a generally accepted interpretation of this phenomenon among UN member states.

The author comes to several conclusions. Firstly, it is necessary to adopt a basic regulatory document that would contain a generally accepted definition of the term "extremism" that would clearly separate it from the concept of "terrorism" and establish criteria for recognizing certain organizations as extremist ones.

Secondly, it is important to establish a centralized system under the auspices of the UN for countering extremism, the core of which should be a specialized body for which combating extremist threats will be the main task.

Thirdly, one of the key areas of countering extremism should be the formation of a secure information environment, which requires the adoption of a basic international document establishing general rules and recommendations for states to ensure the protection of their information space from unlawful attacks by extremist organizations and their information resources.

ISSN 2072-3164 (print) Том XIII №4 2020 Пробелы в российском законодательстве 77

ISSN 2310-7049 (online)

Fourth, the development of a single conceptual approach to understanding the problems of extremism and the formation of a single mechanism to combat this threat should be based on accumulated international experience, including such interstate organizations as the Shanghai Cooperation Organization.

Keywords: extremism, international cooperation, the United Nations, countering extremism, terrorism.

For citation: Misrokov T.Z. UN activities to counter the spread of extremism // Gaps in Russian legislation. 2020. Vol. XIII. №4. Pp. 077-082. (in Russ.).

Введение

Проблема экстремизма уже давно вышла на международный уровень, преодолев сложившиеся государственные границы и географические препятствия. Каждое государство, сталкиваясь с различными проявлениями экстремизма, стремится вырабатывать адекватную сложившимся угрозам систему противодействия. Однако невозможно обеспечить собственную безопасность, будучи частью стремительно движущегося к глобализации мира и при этом не координируя свою усилия с другими государствами в рамках обеспечения международной стабильности. Современная структура международных отношений, торговли, массовой миграции людей, развитие цифровых технологий, ускорение процессов передачи информации в совокупности ставят международное сообщество перед лицом проблемы распространения экстремизма, охватывающего каждый год самые различные по своему политическому режиму, национально-культурному облику и структуре населения государства. Борьба с ним должна приобретать новые трансграничные формы [Томаев Р., 2007]. Трудно не согласиться с мнением, что в международно-правовом пространстве назрел кризис в области поддержания мира и международной безопасности. В условиях затяжных вооруженных конфликтов значительно усиливают своё влияние террористические и экстремистские организации [Джалилова А.М., 2018].

Основные положения работы

1. Проблемы в дифференциации понятий «экстремизм» и «терроризм» в деятельности ООН

Современное международное право направлено на установление стандартов, приемлемых для всех государств, призванных консолидироваться вокруг базовых ценностей: демократии, защиты прав человека, создания плюралистичности в идеологии и экономике [Файзуллин Г.Г., Миткин В.А., 2016]. В этой связи трудно переоценить роль, которую играет Организация Объединенных Наций в вопросах выработки и нормативного закрепления на международном уровне гарантий и инструментов защиты основополагающих прав и свобод личности.

Создание условий, способствующих реализации базовых потребностей человека, его культурной, национальной, религиозной самобытности зависит не только от декларативного провозглашения определенного правового статуса личности, но и реальных усилий как отдельных государств, так и всего международного сообщества по их обеспечению. Координирующая роль ООН в борьбе с экстремистской деятельностью, посягающей на важнейшие человеческие ценности, диктует необходимость существования не только полноценной правовой базы, но и действенного механизма по их защите и пресечению проявлений экстремизма.

Являясь организацией с наибольшим представительством государств, существующих на нашей планете, ООН стала не только полем урегулирования международных противоречий, но и сосредоточила механизмы противодействия различным вызовам и угрозам, стоящим перед человечеством, к которым относятся экстремизм и часто сопряженный с ним терроризм. Проблемами терроризма ООН озаботилась уже много десятилетий назад, сформулировав и приняв целый ряд международных конвенций и иных документов по различным аспектам борьбы с террористической деятельностью. При этом в течение десятилетий экстремизм рассматривался в правотворческой деятельности ООН не как самостоятельная угроза международной безопасности, а лишь в качестве сопутствующего терроризму явления. Начиная с 1963 года международным сообществом при посредничестве Организации Объединенных Наций и ее специальных органов был сформирован ряд международных соглашений, посвященных различным аспектам противодействия террористической деятельности, в рамках которых экстремизм либо вообще не упоминался в качестве проблемы, либо рассматривался лишь в общем контексте борьбы с терроризмом и различными его проявлениями.

По нашему мнению, несмотря на частую связь терроризма с экстремизмом, данные явления всё же следует рассматривать как самостоятельные и не всегда сопровождающие друг друга. Далеко не все лица, придерживающиеся крайних экстремистских взглядов, переходят к осуществлению террора или поддерживают его. Тем не менее, распространяя экстремистскую идеологию, они способствуют разжиганию взаимной неприязни, ненависти, ксенофобии и иных разобщающих человеческое общество негативных явлений, что в долгосрочной перспективе способно нанести не меньший ущерб, чем совершение террористического акта.

При этом отнюдь не все лица, участвующие в непосредственном осуществлении террористической деятельности, реально придерживаются экстремистской идеологии. Изучая опыт военных действий в Сирийской Арабской Республике, Республике Ирак, Ливии и других странах, где происходит вооруженная борьба, можно заметить, что среди лиц, принимающих участие в актах терроризма, есть вполне обыкновенные наёмники, сражающиеся за деньги. Помимо них в ряды террористических организаций иногда вступают лица, которые достаточно далеки от фанатичной приверженности какой-либо идеологии. Они, оказавшись в условиях, когда террористическая организация захватила территорию их проживания, становятся перед выбором: подвергнуться преследованию со стороны такой организации, либо примкнуть к ней, став одним из её пособников или бойцов. Имея основания обвинять таких людей в терроризме, мы в тоже время не можем признать их экстремистами в силу отсутствия у

78 Gaps in Russian legislation

Vol XIII №4 2020

них реальной приверженности к каким-либо крайним взглядам или идеологии.

Одной из важных задач, стоящих перед мировым сообществом, видится формулировка и нормативное закрепление понятий экстремизма и терроризма. Разрешение ее позволит разграничить два, безусловно, взаимосвязанных явления и разработать качественную систему противодействия им [Анохин Ю.В., Верхоглядов Я.Е., 2017].

Экстремизм как отдельная угроза, стал рассматриваться ООН сравнительно недавно. Так, 18 декабря 2013 года в ходе 68 сессии Генеральной Ассамблеи ООН была принята Резолюция А/ЯЕ8/68/127 «Мир против насилия и насильственного экстремизма», где подчеркивалась важность выработки единого общего подхода к противодействию насильственному экстремизму и устранению факторов, при которых расширяется его география.

24 декабря 2015 года Генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун официально анонсировал План действий по предупреждению воинствующего экстремизма. В этом документе анализируется факторы, способствующие как распространению воинствующего экстремизма, так и переходу экстремизма в терроризм [Борисов, 2018].

Для достижения целей, намеченных вышеуказанным Планом действий ряд организаций, связанных с ООН, активизировал свою деятельность в сфере профилактики и противодействия экстремизму. Так, в рамках ЮНЕСКО разработаны и внедряются в практическую деятельности методические пособия «Предотвращение насильственного экстремизма посредством образования: руководство по формированию политики» и «Методическое пособие по предотвращению насильственного экстремизма», содержащие меры, которые могут быть приняты в рамках систем образования, чтобы решать проблемы, связанные с угрозой насильственного экстремизма. Такие меры включают развитие политики инклюзивного образования и недискриминационных учебных программ, формирование безопасной учебной среды, подготовку уверенных и квалифицированных учителей и, наконец, установление партнёрских отношений, расширяющих права и возможности людей. Значительное внимание в профилактике экстремизма уделяется образованию, его доступности и открытости. Под эгидой этой организации по всему миру создана разветвленная сеть бесплатных учебных заведений.

Всемирная организация здравоохранения оказывает информационную поддержку, а также консультативную и техническую помощь государствам с целью решения проблем охраны здоровья, недопущения распространения эпидемий в зонах вооруженных конфликтов и стихийных бедствий. В зонах действующих военных конфликтов, таких как Ливия, Сирия, Йемен сложилась крайне опасная эпидемическая ситуация.

Целью Международной ассоциации развития является помощь наиболее бедным государствам, оказываемая с помощью поступающих от государств-доноров средств. На данный момент критериям для получения займов от МАР соответствуют 80 стран, 39 из которых находятся в Африке. Идеи экстремизма особенно легко распространяются в государствах небогатых и переживающих внутренние экономические и политические потрясения, где люди оказываются оторваны от базовых социальных услуг, таких как

образование, медицинское обеспечение, а также не имеют возможности нормального трудоустройства и перспектив улучшения качества жизни.

Всемирная продовольственная программа, будучи крупнейшей гуманитарной организацией на планете, ежегодно оказывает помощь миллионам людей, страдающих от нехватки продуктов питания, доставляя сотни тысяч тонн еды нуждающемуся населению развивающихся стран.

Безусловную важность имеют операции по поддержанию мира проводимые Группой военных наблюдателей ООН в Индии и Пакистане, Силами ООН в районе Голанских высот, Миссией ООН в Демократической Республике Конго, Временными силами ООН в Абьее, Многопрофильной комплексной миссией ООН в ЦАР, а также ряд других миротворческих операций на Ближнем Востоке и в Африке. Именно эти регионы стали полем распространения экстремизма, терроризма и преступлений против основополагающих прав и свобод человека. В этой связи важную роль имеет работа, осуществляемая департаментом операций по поддержанию мира, в задачи которого входят планирование, сопровождение и координация действий ООН по обеспечению мира. Вместе с тем само по себе присутствие миротворческих сил в зоне конфликта не гарантирует автоматического прекращения насилия и военных столкновений, как это было в Руанде в 1994 году, когда миротворцы, юридически лишенные возможности вооруженного вмешательства в конфликт, фактически не смогли предотвратить массовые убийства и последовавший геноцид, а сама миссия ООН была свернута. Не призывая вносить изменения в Устав ООН, считаем тем не менее важной выработку специального алгоритма решительного реагирования миротворцев ООН на подобные ситуации с целью недопущения повторения подобных трагедий в будущем.

2. Необходимость оптимизации деятельности ООН по противодействию экстремизму

В соответствии с Планом действий по предупреждению воинствующего экстремизма наряду с Целевой группой по осуществлению контртеррористических операций, а также Контртеррористическим Центром, к числу структурных учреждений и органов Организации Объединенных Наций, осуществляющих деятельность по различным аспектам противодействия воинствующему экстремизму, были также отнесены, например: Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры, Управление Организации Объединенных Наций по наркотикам и преступности, Структура Организации Объединенных Наций по вопросам гендерного равенства и расширения прав и возможностей женщин, Посланник по делам молодежи и многие другие непрофильные структуры.

Обращает на себя внимание чрезвычайно широкий спектр подразделений, которые в рамках ООН должны параллельно друг с другом осуществлять деятельность в одном направлении. Такая ситуация значительным образом ослабляет потенциал в борьбе с экстремизмом и терроризмом [Бадулина Е. С., 2018]. С одной стороны, это может быть вызвано пониманием того, насколько сложен и многоаспектен сам по себе экстремизм. С другой стороны, трудно представить, как такая громоздкая система управлений, департаментов, групп и центров будет оперативно и эффективно направлять совместные усилия по борьбе с экстремистскими угрозами.

ISSN 2072-3164 (print) Том XIII №4 2020 Пробелы в российском законодательстве 79

ISSN 2310-7049 (online)

Наделение уже действующих по другим направлениям структур ООН дополнительными задачами не гарантирует успеха в сфере противодействия насильственному экстремизму [Мельшина К.Ю., 2016]. Многие из этих структур вынуждены будут распылять свои усилия и ресурсы на решение задач, не связанных с основными целями своей деятельности, уделяя при этом борьбе с экстремизмом внимание лишь по остаточному принципу.

По нашему мнению, намного эффективнее формирование под эгидой ООН одного специализированного подразделения, которое целенаправленно занималось бы вопросами борьбы с экстремизмом как основным направлением своей деятельности, и выполняло бы задачи по координации усилий всех остальных структурных подразделений ООН в этой сфере. Кроме того, в рамках такого органа могла бы осуществляться работа по изучению и комплексному анализу различных проявлений экстремизма, его трансформации и динамики распространения, что позволило бы создать достаточную научно-теоретическую базу для избрания наиболее эффективны мер противодействия его распространению.

3. Пробелы в правовом регулировании вопросов противодействия экстремизму в рамках ООН

Анализ принятых за последние десятилетия в рамках ООН соглашений, официальных заявлений должностных лиц и позиций, высказываемых в ходе международных мероприятий, проводимых под эгидой ООН, позволяет обратить внимание на частое использование в официальных текстах этой организации словосочетаний «насильственный экстремизм» и «воинствующий экстремизм». Примечательно, что в своих планах, резолюциях и иных программных документах Организация Объединенных Наций акцентирует внимание именно на агрессивных проявлениях экстремизма, что отодвигает на второй план проблему ненасильственных проявлений экстремизма в современном обществе. По нашему мнению, это серьёзное упущение, поскольку граница, отделяющая приверженность идеям экстремизма от перехода к активным насильственным действиям экстремистского характера, размыта и не всегда может быть четко определена. Где находится та грань, отслеживая которую международное сообщество способно определить момент трансформации экстремизма от пассивной ненасильственной формы к его воинствующим проявлениям?

Считаем целесообразным в рамках ООН уделять больше внимания самому явлению экстремизма, пристальному изучению условий его произрастания и вызревания и акцентированию внимания на профилактике и предотвращении распространения идеологии экстремистской направленности. В этой связи мы неизбежно обращаемся к ещё одной проблеме выработки единого подхода к противодействию экстремизму - отсутствию на международном уровне в целом, и в рамках ООН в частности, четкого определения понятия «экстремизм». Сформировав обширную базу документов, посвященных проблемам распространения идей экстремизма и насильственных форм их реализации, ООН в тоже время так и не выработала сколько-нибудь конкретную расшифровку содержания этого явления и не определила критерии, на основании которых было бы возможно классифицировать те или иные действия как экстремистские.

На наш взгляд, сложившаяся в международном сообществе ситуация диктует необходимость принятия Организацией Объединенных Наций основополагающего международного документа о противодействии экстремизму, где данное явление получило бы аргументированное и адекватное определение. Такой документ мог бы четко закрепить систему международных органов, в чьи задачи входит борьба с экстремизмом, разграничить их полномочия и определить точный порядок взаимодействия. Именно в нём можно было бы отразить организационно-правовую основу деятельности специализированного подразделения по борьбе с экстремизмом, о необходимости которого мы говорили выше.

Безусловно, консолидация международных усилий неизбежно осложняется неоднородностью подходов различных государств не только к решению проблем, связанных с экстремизмом, но и к восприятию идей экстремизма как таковых и их оценке.

Если в Российской Федерации и других странах СНГ экстремизм и ряд связанных с ним понятий получили законодательное определение, то во многих странах Европы и Северной Америки такое нормативное закрепление отсутствует. Для обозначения экстремистских посягательств эти государства используют другой термин - «преступления ненависти» или «преступления на почве ненависти» (англ. hate crimes) [Кунашев А.А., 2017]. Попытки юристов, социологов, философов, культурологов, политологов сформулировать единое понятие экстремизма не находят своего отражения ни на законодательном уровне, ни в рамках международного права [Скребец Е.С., 2017].

Следует обратить внимание и на то, что некоторые организации, признанные экстремистскими и террористическими в Российской Федерации (и чья деятельность была запрещена в нашей стране), отдельными государствами-членами ООН таковыми не считаются и поэтому способны легально осуществлять свою деятельность на их территории и даже участвовать в политических процессах. На сегодняшний день не все государства выступают за унификацию и гармонизацию подходов и средств противодействия экстремизму и терроризму на базе четкого соблюдения общепризнанных принципов и норм международного права [Петрянин А.В., 2011]. В таких условиях резонно встаёт вопрос о возможности вообще какой-либо координации усилий в сфере борьбы с экстремизмом между странами, которые зачастую имеют противоположные взгляды на деятельность тех или иных экстремистских групп, движений и объединений.

Здесь хотелось бы обратиться к опыту другой крупной международной структуры - Шанхайской организации сотрудничества, в рамках которой Китай, Россия, Казахстан, Киргизия, Таджикистан, Узбекистан сумели договориться о консолидации усилий в борьбе с экстремизмом, подписав 9 июля 2017 года в Астане Конвенцию Шанхайской организации сотрудничества по противодействию экстремизму. В ней нашли отражение определения понятий «экстремизм», «экстремистский акт», «финансирование экстремизма», «экстремистские материалы», «экстремистская организация», а также получили правовое закрепление вопросы взаимодействия стран-участниц конвенции в сфере борьбы с экстремизмом, а также ряд иных основополагающих вопросов. Каждое из государств -участников данной Конвенции неоднократно сталкива-

80 Gaps in Russian legislation

Vol XIII №4 2020

лось с различными проявлениями экстремизма, накопив определенный опыт противодействия ему. Обмен подобным опытом, обобщение накопленных знаний позволят выработать наиболее адекватные и эффективные меры по борьбе с экстремизмом.

Одним из важнейших направлений по объединению международных усилий в противодействии экстремизму должно стать создание безопасной информационной среды. Использование новейших достижений в сфере массовых коммуникаций, активная пропаганда и вербовка новых сторонников посредством мессен-джеров и социальных сетей стали ключевой составляющей деятельности экстремистских организаций в 21 веке. К сожалению, в этом направлении по-прежнему не сформулированы общие правила по защите наиболее уязвимых категорий населения, в первую очередь молодежи, от негативного влияния экстремистских организаций через системы массовых коммуникаций. Решением данной проблемы могло бы стать принятие базового международного документа, обязывающего страны единообразно реагировать на возникающие в их информационном пространстве экстремистские материалы и каналы передачи информации.

Выводы

Практический опыт достижения взаимопонимания и согласия в сфере противодействия распространению экстремизму у международного сообщества уже имеется. В этой связи ООН следует обратиться к уже выработанному международному опыту в этом вопросе, а также опереться на достижения национального законодательства тех стран, которые наиболее активно противостоят распространению экстремизма.

Нами подчеркивается необходимость принятия базового концептуального документа на уровне ООН, который сформировал бы фундамент для скоординиро-

Список литературы:

1. Анохин Ю.В., Верхоглядов Я.Е. О правовой политике противодействия экстремистской деятельности на международном уровне // Философия права. 2017. №3 (82). С. 33-37.

2. Бадулина Е.С. Борьба с экстремизмом и терроризмом - актуальная проблема повестки дня ООН: институциональный анализ / Сборник статей II Международного научно-исследовательского конкурса «Достижения вузовской науки 2018»: в 2 ч. 2018. С. 259-263.

3. Борисов Д.А. Экстремизм и контртеррористическая повестка ООН в XXI веке // Мировая политика. 2018. № 1. С. 48-57.

4. Джалилова А.М. Двойные стандарты в противодействии экстремизму и терроризму в рамках реформирования Совета Безопасности ООН // Евразийский юридический журнал. 2018. № 5 (120). С. 23-25.

5. Кунашев А.А. Международно-правовые основы борьбы с криминальными проявлениями экстремизма // Российский журнал правовых исследований. 2017. Т. 4. № 3. С. 97-99.

6. Мельшина К.Ю. Обоснованность и дееспособность плана действий ООН по предупреждению насильственного экстремизма // Пробелы в российском законодательстве. 2016. № 8. С. 406-408.

ванной борьбы с экстремизмом во всех его проявлениях, как насильственных, так и ненасильственных.

Считаем также целесообразным сформировать в рамках ООН специально уполномоченное подразделение по противодействию угрозе экстремизма, на которое была бы возложена задача общей консолидации и координации международных усилий в этом вопросе.

Акцентируем внимание на необходимости оптимизации работы громоздкой структуры ООН в сфере реагирования на угрозы экстремистского характера и предлагаем сосредоточить соответствующие полномочия в рамках небольшой, но налаженной системы специальных органов с единым центром управления.

По нашему мнению, важным залогом успеха в противодействии экстремизму на межгосударственном уровне является разработка, принятие и практическая реализация базового международного акта, регулирующего вопросы обеспечения информационной защищенности от распространения экстремистских идей.

Заключение

Признавая безусловные заслуги Объединенных Наций в деле реализации гуманитарной помощи миллионам людей, ставших жертвами экстремизма и терроризма, а также подчеркивая чрезвычайную важность работы, осуществляемой в деле борьбы с дискриминациями в области образования и решения проблем неграмотности населения (особенно в развивающихся странах), как важных элементов профилактики экстремизма, мы тоже время вынуждены констатировать, что деятельность ООН в вопросах противодействия экстремизму по-прежнему нуждается в серьёзной активизации и нормативном упорядочении. Без формирования достаточной правовой базы и эффективно действующего механизма борьбы с экстремистской деятельностью невозможно создать надлежащие условия для мира, стабильности и безопасности международного сообщества.

References:

1. Anokhin Y.V., Verkhoglyadov Y.E. On legal policy of counteraction of extremist activity at the international level // Philosophy of Law. 2017. №3 (82). P/ 33-37.

2. Badulina E.S. The fight against extremism and terrorism is a vital issue in the agenda of United Nations: institutional analysis / Collection of articles of the II International Research Competition "Achievements of University Science 2018": in 2 parts. 2018. P. 259-263.

3. Borisov D.A. Extremism and the UN counterterrorism agenda in the 21st century // World Politics. 2018. No. 1. P. 48-57.

4. Jalilova A.M. Double standards in countering extremism and terrorism in the framework of the reform of the UN Security Council // Eurasian law journal. 2018. № 5 (120). P. 23-25.

5. Kunashev A.A. The International Legal Framework to Combat Criminal Extremism // Russian journal of legal studies. 2017. Т. 4. № 3. С. 97-99.

6. Melshina K.Yu. The validity and efficiency of the UN Plan of Action to Prevent Violent Extremism // Gaps in Russian legislation. 2016. No. 8. P. 406-408.

ISSN 2072-3164 (print) Том XIII №4 2020 Пробелы в российском законодательстве 81

ISSN 2310-7049 (online)

7. Петрянин А.В. Международное регулирование борьбы с экстремизмом: преемственность и перспективы // Юридическая техника. 2011. №5. С. 373-377.

8. Скребец Е.С. Международное сотрудничество по вопросам противодействия экстремизму в правоохранительной сфере // Вестник Казанского юридического института МВД России. 2017. №4 (30). С. 64-69.

9. Тамаев Р.С. Борьба с экстремизмом: необходимо международное сотрудничество // Законность. 2007. № 6 (872). С. 57-60.

10. Файзуллин Г.Г., Миткин В.А. О роли международного права и национального законодательства по минимизации угроз терроризма и экстремизма в современном социуме // Аграрное и земельное право. 2016. № 3 (135). С. 143-147.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ

Мисроков Тенгиз Замирович, канд. юрид. наук, старший преподаватель кафедры государственных и гражданско-правовых дисциплин Северо-Кавказского института повышения квалификации (филиал) Краснодарского университета МВД России. SPIN-код: 46143180, AuthorID: 890723. E-mail: misrokovs@mail.ru

7. Petryanin A.V. International regulation of the fight against extremism: continuity and prospects // Juridical Techniques. 2011. № 5. P. 373-377.

8. Skrebets E.S. International Cooperation in the Sphere of Counteraction to Extremism in Law Enforcement // Bulletin of the Kazan Law Institute of MIA of Russia. 2017. V. 8, № 4. P. 64-69.

9. Tamaev R.S. The fight against extremism: international cooperation is needed // Legality. 2007. № 6 (872). P. 57-60.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Faysullin G.G., Mitkin V.A. The role of international law and national legislation to minimize the threat of terrorism and extremism in the modern society // Agrarian and land law. 2016. № 3 (135). P. 143-147.

- 81,17%

ABOUT THE AUTHOR

Misrokov Tengiz Zamirovich, PhD (Law), Senior Lecturer of the State, Civil and Law Disciplines Department of the North-Caucasian Advanced Training Institute (branch) of the Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. SPIN code: 4614-3180. E-mail: mis-rokovs@mail.ru

Статья прошла проверку системой «Антиплагиат»; оригинальность текста

82 Gaps in Russian legislation

Vol XIII №4 2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.