УДК 316
DOI 10.23672/m3206-1490-2271 -v
Гришай Елена Владимировна
доктор философских наук, профессор, профессор кафедры специальных дисциплин, Краснодарский университет МВД России, полковник полиции [email protected]
Шубакин Алексей Алексеевич
преподаватель кафедры административной деятельности ОВД, Краснодарский университет МВД России, подполковник полиции [email protected]
Радикализация молодежи
по средствам влияния деструктивного контента сети «интернет»
Elena V. Grishay
Doctor of Philosophy, Professor,
Professor of the Department Special Disciplines, Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Police Colonel [email protected]
Alexey A. Shubakin
Lecturer of the Department Administrative Activities of the Department of Internal Affairs, Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Police Lieutenant Colonel [email protected]
Radicalization of young
people through the influence of destructive content on the «internet»
Аннотация. Современную молодежь можно представить как поколение людей, проходящих стадию социализации, иными словами, как процесс вовлечения человека в социальную практику, приобретения им социальных качеств и усвоения социального опыта, социальных норм и культурных ценностей конкретного общества. В статье рассматривается проблема радикализации и молодежи, по средствам различных масс-медиа и сети «Интернет». Организующим началом в процессе формирования экстремизма выступают современные средства коммуникации. Именно сеть Интернет становится своеобразной площадкой для объединения молодых людей с похожими интересами и взглядами на ту или иную проблему. Преимущества сети интернет-сообщества и различных масс- медиа сегодня очевидны.
Ключевые слова: молодежь, масс-медиа, интернет, радикализация, экстремизм, конфликтогенность, маргинальность, контраверсивность.
Annotation. Modern youth can be imagined as a generation of people going through the stage of socialization, in other words, as a process of human involvement in social practice, acquiring social qualities and assimilating social experience, social norms and cultural values of a particular society. The article deals with the problem of radicalization and youth, by means of various mass media and the Internet. The organizing principle in the process of extremism formation is the modern means of communication. It is the Internet that becomes a kind of platform for bringing together young people with similar interests and views on a particular problem. The advantages of the Internet community and various mass media are obvious today.
Keywords: youth, mass media, Internet, radicalization, extremism, conflictogenicity, marginality, contraver-sivity.
Несмотря на имеющееся в литературе достаточное количество определений молодежи, ее можно представить как поколение людей, проходящих стадию социализации, иными словами, процесс вовлечения человека в социальную практику, приобретения им социальных качеств и усвоения социального опыта, социальных норм и культурных ценностей конкретного общества.
Нормативно-правовые акты в Российской Федерации определяют молодежь как лиц в возрасте от 14 до 30 лет. В «Основах государственной молодежной политики РФ на период до 2025 года» (утвержденных распоряжением Правительства РФ от 29 ноября 2014 г. № 2403-р) молодежь включает людей в возрасте от 14 до 30 лет, а в некоторых случаях - до 35 и более лет [1].
В итоге, в обществе формируются две социальные группы - группа принимающих опыт (молодежь) и группа передающих опыт (старшее поколение). В процессе социализации, безусловно, между двумя группами могут возникать конфликтные ситуации по причине нежелания усвоения социального опыта молодежью или отказа принятия новых прогрессивных идей и взглядов зрелым поколением. Следовательно, процесс социализации, по сути, носит конфликтогенный характер в силу расхождения взглядов и интересов групп. Причем конфликты могут возникать и внутри самой молодежной среды. Молодое поколение разрешает внутриличностные конфликты, связанные с собственной идентификацией, также. важно учитывать и неоднородный состав данной социальной группы.
Молодежь в процессе социализации выступает не только пассивным объектом усвоения социального опыта предыдущих поколений, но и в качестве субъекта воздействия на общество, который стремится преобразовать и развить социальную практику.
По мнению ряда ученых, «становление субъект-ности молодежи в процессе реализации ее основных социальных функций - воспроизводственной и инновационной, сопряжено с преодолением как внутренних, так и внешних противоречий» [2].
По своей сути, молодежь характеризуется «неполнотой социального статуса, маргинальностью социальных позиций, неопределенностью социальных идентификаций» [3].
Процесс самоопределения молодежи имеет неоднозначную природу. Молодой человек стремится обрести себя в группе «своих», но так же он готов отделить себя от группы «чужих», показать свою уникальность, непохожесть.
Ученые выделяют такую характерную черту, присущую молодежи, как контраверсивность. Это некий способ понимания себя через противопоставление другому (этническому, расовому, национальному).
Зачастую, контраверсивность начинает преобладать и становится самостоятельным элементом, что способствует формированию собственных потребностей и интересов. В результате столкновения сформировавшихся самостоятельных интересов с «чужими» взглядами и интересами возникают конфликты, в том числе, и в экстремальной форме.
Очевидно, что контраверсивность может сформировать такое свойство молодежи, как экстремальность.
Многие ученые определяют экстремальность как стремление к крайностям (например, крайним проявлениям своих взглядов и убеждений). Вид экстремизма экстремальность обретает тогда, когда «экстремальные настроения приобретают характер самоцели, суть которой - достижение общественного резонанса. Реализация этой цели экстремальными способами сопряжена с причинением морального, физического, материального
ущерба окружающим» [4]. Причем, зачастую, молодые люди не могут найти адекватный способ выхода из сложившейся трудной ситуации, и порождаемая ими агрессивность, эпатажность может вылиться не только в причинение вреда окружающим, но и во всевозможные суициды.
Постепенно агрессивность может приобрести социальный характер и форму фанатизма. Последний находит свое приложение, как в спорте, так и в политике, в сфере этно-национальных отношений. Но, в отличие от агрессивности, фанатизм отличает крайняя нетерпимость и отсутствие своих убеждений и пр.
Экстремальность не может выступать негативным свойством молодежи, в отличие от экстремизма. Безусловно, перерастание экстремальности в экстремизм возможно в нестабильных обществах. Как правило, экстремальность молодежи находит выход в своих криминальных, насильственных формах в условиях кризиса социума, в том числе, в национальном и религиозном экстремизме.
По мнению ряда ученых, «экстремизм в молодежной среде представляет собой социально обусловленные формы отклонения от развития экстремального типа сознания молодежи и нарушения меры в выборе адекватных моделей поведения, выражающегося в приверженности к крайним взглядам и поступкам, представляющим опасность для окружающих» [5].
Если речь идет о характере современного молодежного экстремизма, то он может приобретать как стихийный, так и организованный характер. Причем, в первом случае экстремизм действительно предстает как способ непродолжительного конфликтного взаимодействия носителей различных интересов и взглядов, экстремистские установки в сознании субъектов-носителей не столь прочные. Во втором случае речь идет уже об организованном характере экстремизма, участники конфликта на почве экстремизма уже не просто конфликтуют и проявляют открытую агрессию, неприятие «чужих», но и воспринимают экстремизм как единственный способ воздействия на своих соперников, не приемлют компромиссы и ненасильственные способы разрешения ситуаций.
Организующим началом в процессе окончательного формирования экстремизма выступают современные средства коммуникации, в том числе, Интернет. Именно сеть Интернет становится своеобразной площадкой для объединения молодых людей с похожими интересами и взглядами на ту или иную проблему.
Преимущества сети интернет-сообщества сегодня очевидны.
Во-первых, Интернет сегодня выполняет роль основных форвардов на рынке информационных услуг, являясь конкурентом телевидению и неэлектронным СМИ.
Во-вторых, Интернет - наиболее востребованный ресурс для потребления большей частью
населения контента, но также и для воспроизводства нужной информации.
Интересны результаты изучения методом фокусированного интервью особенности вовлечения молодежи в экстремистскую и террористическую деятельность, проведенного отечественными специалистами среди представителей республик Северного Кавказа [7].
Все респонденты прдставлены в возрасте 18 лет и являются приверженцами традиционного ислама. Со слов опрошенных респондентов, пропаганда радикальных идей посредством Интернета становится все сильнее и сильнее. Именно для этой цели используются социальные сети и различные мессенжеры, где создаются тематические форумы. Молодые люди отмечают: «Они сразу начинают «закидывать» литературой, ссылками на видеолекции, на утверждения «ученых» и других, якобы, компетентных лиц. Потом смотришь, например, в google, кто этот человек, и оказывается, что это боевик, который разыскивается. Но очень сложно противостоять такому напору, когда ты один пытаешься что-то возразить» [8]. Другой респондент приводит еще пример: «Один парень имел определенные религиозные знания и убеждения, ходил в мечеть, исповедовал традиционный ислам. Он знал, кто такие ваххабиты, и говорил, что никогда с ними не согласится. Стал вступать с ними в споры и попал под их влияние. Теперь он совместно с ними распространяет эту идеологию» [9].
Для пропаганды идеологии экстремизма и терроризма посредством Интернета используется специально организованная социальная риторика, так считают большинство ученых.
«В целях формирования «экстремистского сознания» и организации информационно-психологического воздействия, направленного на вовлечение молодежи в террористическую деятельность, используются технологии виртуального вирусного маркетинга, основанные на феномене психологического заражения и нацеленные на формирование социальной моды, не просто санкционирующей, но и стимулирующей соответствующее поведение» [10].
Самым доступными для молодежи формами демонстрации, а также, для передачи и усвоения информации становятся блогосфера и социальные сети. К примеру, основной потенциал бло-госферы - это сайты blogger.com и livejournal.com. В числе социальных сетей, которые популярны среди молодежи, можно назвать «Одноклассники», Facebook, Twitter и «ВКонтакте», «Instagram».
Именно, благодаря сети Интернет, у молодых людей есть возможность размещать различные видеоматериалы, давать комментарии, причем, абсолютно разного содержания без всяких финансовых затрат. Социальные сети становятся площадкой для общественных дискуссий на различные темы, включая экстремистские. Причем,
информация такого рода распространяется оперативно, регулярно обновляясь. Интернет создает благоприятные условия для социализации молодежи, формирования экстремистских установок у молодого поколения и развития стихийного и организованного молодежного экстремизма в дальнейшем.
С изменением типа общества и общественной структуры современные социализационные процессы приобрели вид, отличный от классического, когда большую роль в становлении человека играет вербальная коммуникация с агентами социализации всех уровней. Изменился характер общественных связей и коммуникаций в социальных пространствах. Изменились сами социальные пространства: появились сетевые структуры взаимодействия, «сотовые системы проживания», иные локационные формирования, создаваемые современным человеком для приспособления проживания в меняющемся глобальном социуме. Характер коммуникаций - сложный, порой, резко противоречивый. С одной стороны, расстояния не являются сегодня препятствием для общения между удаленными точками земного шара. С другой стороны, замена вербальной коммуникации на интернет-коммуникацию запускает, зачастую, негативные, с точки зрения социализации, процессы.
Самой уязвимой категорией населения в условиях усложнившейся коммуникации оказалась молодежь. В связи с этим, негативные последствия социализационных процессов кардинальным образом могут преобразовать всю систему социальных отношений в обществе, вызвав его трансформацию, отнюдь, не в сторону позитивного развития в гуманистическом направлении.
Молодежь как не стабильная социально-демографическая группа играет в обществе роль смены поколений, принимает непосредственное участие в преобразовании всех сфер жизнедеятельности социума. Характер и содержание деятельности молодежи в обществе как субъекта социального развития напрямую зависят от объективных особенностей социальной среды. Такой активный характер влияния молодежной формации на общество, в целом, должен стать предпосылкой для глубокого изучения современных социализационных процессов, в первую очередь, их технологи-зации, виртуализации.
В этом контексте можно высказать предположение о том, что новая революция современного молодого поколения - это революция информатизации и виртуализации сознания, наложенная на фреймовость мышления и кризисные процессы в образовательной сфере. Современный молодой человек абстрагируется от живого общения, способствующего адаптации его в социуме. Однозначно нельзя называть данный процесс тотальным, но определить его как массовый представляется возможным. Необходимость регулирования таких социализационных процессов можно было бы не выдвигать на первый план в списке проблем современного общества, если бы его поле не накладывалось на информационные поля, носящие для молодого поколения
деструктивный, аномический характер. Имеются в виду проявления неприятия молодежной группой определенных явлений, выражающихся в крайне негативной и даже агрессивной формах. Речь идет о проявлениях экстремистского и террористического характера.
В современных условиях общественного и экономического развития России одной из актуальных социально-политических проблем становится распространение молодежного экстремизма.
Литература:
1. Основы государственной молодежной политики РФ на период до 2025 года: утв. распоряжением Правительства РФ от 29 нояб. 2014 № 2403-р // Собрание законодательства Российской Федерации. 2014. № 50. Ст. 7185.
2. Чупров В.И. Развитие молодежи: концептуализация понятия / В.И. Чупров // Молодежь России: социальное развитие. М. : Наука, 1992. С. 911.
3. Чупров В.И. Молодежный экстремизм: сущность, формы проявления, тенденции / В.И. Чупров, Ю.А. Зубок. М., 2009. С. 38.
4. Чупров В.И. Молодежный экстремизм: сущность, формы проявления, тенденции / В.И. Чупров, Ю.А. Зубок. М., 2009. С. 73.
5. Зубок Ю.А. Молодежный экстремизм: сущность и особенности проявления / Ю.А. Зубок, В.И. Чупров // Социологические исследования. 2008. С. 43.
6. Коц А. Спецкор «Комсомолки» Александр Коц встретился с боевиком, находящимся в международном розыске по делу о теракте в «Домодедово». ШЬ : http://www.kp.rU/daily/26054.5/29657 21/
7. Седых Н.С. Социально-психологические особенности пропаганды экстремизма и терроризма посредством Интернета / Н.С. Седых // Социальная психология и общество. 2013. № 2. С. 137147.
8. Седых Н.С. Социально-психологические особенности пропаганды экстремизма и терроризма посредством Интернета / Н.С. Седых // Социальная психология и общество. 2013. № 2. С. 143.
9. Боргоякова Т.В. О проявлениях экстремизма и радикализма в российской молодежной среде / Т.В. Боргоякова // Аналитический вестник. 2007. № 4 (321). С. 43-56.
10. Седых Н.С. Социально-психологические особенности пропаганды экстремизма и терроризма посредством Интернета / Н.С. Седых // Социальная психология и общество. 2013. № 2. С. 144.
Проблема экстремистских проявлений в Российской Федерации сегодня стоит как нельзя остро. Подтверждением тому может служить доклад Президента РФ В.В. Путина на заседании совета безопасности России 20 ноября 2014 года.
Понимание термина «экстремизм» по мнению многих отечественных ученых, лежит в междисциплинарной области. Особенно характерно это для терминологического обозначения экстремизма в прикладном аспекте.
Literature:
1. The foundations of the state youth policy of the Russian Federation for the period until 2025: utv. Decree of the Government of the Russian Federation dated November 29, 2014 № 2403-r // Assembly of Legislation of the Russian Federation. 2014. № 50. Art. 7185.
2. Chuprov V.I. Youth Development: Conceptualization of the Concept / V.I. Chuprov // Youth of Russia: Social Development. M. : Nauka, 1992. P. 9-11.
3. Chuprov V.I. Youth extremism: the nature, manifestations, trends / V.I. Chuprov, Yu.A. Zubok. M., 2009. P. 38.
4. Chuprov V.I. Youth extremism: the nature, manifestations, trends / V.I. Chuprov, Yu.A. Zubok. M., 2009. P. 73.
5. Zubok Yu.A. Youth extremism: the essence and features of its manifestation / Yu.A. Zubok V.I. Chuprov // Sociological research. 2008. P. 43.
6. Kots A. Komsomolki special correspondent Alexander Kots met with a militant on the international wanted list in the case of the terrorist attack in Do-modedovo. URL : http://www.kp.ru/daily/26054.5/ 2965721/
7. Sedykh N.S. Socio-psychological features of propaganda of extremism and terrorism through the Internet / N.S. Sedykh // Social psychology and society. 2013. № 2. P. 137-147.
8. Sedykh N.S. Socio-psychological features of propaganda of extremism and terrorism through the Internet / N.S. Sedykh // Social psychology and society. 2013. № 2. P. 143.
9. Borgoyakova T.V. On manifestations of extremism and radicalism in the Russian youth environment / T.V. Borgoyakova // Analytical bulletin. 2007. № 4 (321). P. 43-56.
10. Sedykh N.S. Socio-psychological features of propaganda of extremism and terrorism through the Internet / N.S. Sedykh // Social Psychology and Society. 2013. № 2. P. 144.