Научная статья на тему 'Радикализация исламского движения на Ближнем и среднем Востоке: вызовы, риски и угрозы для национальной безопасности Российской Федерации'

Радикализация исламского движения на Ближнем и среднем Востоке: вызовы, риски и угрозы для национальной безопасности Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
261
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСЛАМ / РАДИКАЛИЗАЦИЯ ИСЛАМСКОГО ДВИЖЕНИЯ / БЛИЖНИЙ И СРЕДНИЙ ВОСТОК / НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ / ТЕРРОРИЗМ / БРАТЬЯ-МУСУЛЬМАНЕ / ДАИШ / АРАБСКАЯ ВЕСНА / СИРИЙСКИЙ КРИЗИС

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Гонтаренко Надежда Николаевна

В работе с позиций системно-интегративного подхода анализируются сложные процессы, происходящие на Ближнем Востоке, внутренние и внешние причины радикализации исламского движения, а также взаимосвязи между различными факторами, влияющими на изменение ситуации в одном из ключевых регионов мира и несущих угрозу национальной безопасности РФ. В заключении статьи предпринята попытка дать среднесрочный прогноз возможных трансформаций и инвариантов, которые могут иметь место в регионе на фоне процессов радикализации в контексте их влияния на Российскую Федерацию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Радикализация исламского движения на Ближнем и среднем Востоке: вызовы, риски и угрозы для национальной безопасности Российской Федерации»

УДК 297.1 ББК 86.38

Надежда Гонтаренко

РАДИКАЛИЗАЦИЯ ИСЛАМСКОГО ДВИЖЕНИЯ НА БЛИЖНЕМ И СРЕДНЕМ ВОСТОКЕ: ВЫЗОВЫ, РИСКИ И УГРОЗЫ ДЛЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Аннотация: В работе с позиций системно-интегративного подхода анализируются сложные процессы, происходящие на Ближнем Востоке, внутренние и внешние причины радикализации исламского движения, а также взаимосвязи между различными факторами, влияющими на изменение ситуации в одном из ключевых регионов мира и несущих угрозу национальной безопасности РФ. В заключении статьи предпринята попытка дать среднесрочный прогноз возможных трансформаций и инвариантов, которые могут иметь место в регионе на фоне процессов радикализации в контексте их влияния на Российскую Федерацию.

Ключевые слова: ислам, радикализация исламского движения, Ближний и Средний Восток, национальная безопасность, Российская Федерация, терроризм, братья-мусульмане, ДАИШ, Арабская весна, Сирийский кризис.

В последние несколько десятилетий в мире наблюдается ускоренный процесс радикализации мусульманской религии и связанных с ней политических институтов. В это движение вовлечены такие арабские страны, как Египет, Сирия, Ливан, Ирак, Ливия, Палестина, Йемен, Иордания, арабские монархии зоны Персидского залива и др., а также и государства Среднего Востока — Турция, Иран и Афганистан. Феномен радикальной исламиза-ции является одним из основных вызовов для национальной безопасности Российской Федерации.

Ближневосточный регион конца XX - начала XXI века не только не утратил своего геостратегического значения, но и приобрёл статус «взрывоопасного узла», став зоной военно-политической нестабильности и регулярно возникающих здесь военных конфликтов. В последние годы наблюдается их обострение, в том числе и этнических, и племенных, и социальных, и конфессиональных. Из-за этого многие государства Ближнего и Среднего Востока оказались в тяжелом положении. Результатом революционных событий, названных впоследствии «Арабская весна», стало ослабление и свержение правящих

режимов, нарастание хаоса в некоторых государствах «исламского мира». Особое место в современных процессах на Ближнем Востоке занимает ситуация с Сирийским кризисом, в ходе которого пересекаются интересы не только региональных, но и мировых держав.

Термин «Арабская весна» получил широкое распространение в СМИ с конца 2010 года, с начавшихся протестных выступлений в Тунисе, и за считанные дни приведших к падению режима президента Бен Али, двадцать лет единолично правившего страной. Затем настала очередь египетского режима Хосни Мубарака, который управлял страной почти тридцать лет, а затем были Ливия, Йемен и Сирия.

Потрясения, охватившие Северную Африку и Ближний Восток в декабре 2010 году, в значительной мере были выражением кризиса, который арабский мир переживал несколько десятилетий подряд, результатом которого стал быстрый прирост населения во второй половине ХХ века. В начале 1960-х годов население арабских стран составляло порядка 100 миллионов человек. В начале 2011 года, во время «Арабской весны», в арабских государствах проживали 400 миллионов чело-

век, а к 2050 году их численность может достичь 700 миллионов. Для быстро растущего населения не нашлось ресурсов, позволяющих обеспечить достойный образ жизни.

В западном мире «Арабскую весну» приняли с нескрываемой радостью, в надежде, что молодежь на площади Тах-рир и других местах сможет преодолеть или перескочить бездну, отделяющую арабский мир от западных стран, и обеспечит экономическое процветание и демократическое устройство.

Но очень быстро выяснилось, что речь идет не об «Арабской весне», а об «Исламской зиме». Во многих арабских странах к власти пришли ответвления движения «Братья-мусульмане», ставящие целью построение т.н. «исламских» государств. В некоторых странах, например, в Египте и Тунисе, удалось достигнуть хотя бы частичной стабильности. В других арабских государствах этого не случилось. Там рухнули государственные институты (изначально, возможно, стоявшие на слабом или искусственном фундаменте) и развалилось общество. В итоге Сирия, Ливия и Йемен присоединились к растущему списку несостоявшихся государств, который ранее пополнили Ирак и Сомали. Летом 2014 года «Арабскую весну» и «Исламскую зиму» сменило «Лето ДАИШ» (АЬБа-^а а1-Ыаш1уа а1-1гад а1-8Ьаш - Исламское государство Ирака и Леванта1), и после того как боевики группировки захватили север Ирака и восток Сирии, эти районы на картах исламисты стали окрашивать в черный цвет - цвет знамени этой организации. ДАИШ и подобные движения возникли благодаря потрясениям в Сирии, Йемене, Ливии и Ираке.

Революционные события в арабских странах вызвали резкую геополитическую и идеологическую поляризацию в этом регионе. Геополитические и идеологические силы участвующих в «Арабской весне», как представляется, можно сгруппировать в пять блоков: 1) консервативный суннитский блок - Саудовская Аравия,

Объединённые Арабские Эмираты, Бахрейн. Он тесно связан с Израилем и США. На него ориентируются военная элита Египта (режим Сиси), движение «Достоинство Ливии» (генерал Халифа Хафтар), режим свергнутого президента Йемена Абд Раббо Мансура Хади, а также некоторые силы сирийской оппозиции; 2) реформистский суннитский (умеренный исламистский) блок: Катар, Турция. Он связан с США, противостоит Израилю. На него ориентируются движение «Братья-мусульмане», движение «Рассвет Ливии», силы сирийской оппозиции, палестинское движение «Хамас»; 3) радикальный суннитский (радикальный исламистский / радикальный салафитский / джихадистский) блок: «Исламское государство» (Халифат). Изначально носил экстерриториальный характер и был представлен движениями, позиционировавшими себя в качестве региональных филиалов «Аль-Каиды» («Исламское государство Ирака», «Аль-Каида на Аравийском полуострове», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», сирийский «Джабхат ан-Нусра»). Джихади-сты в той или иной мере были связаны со странами двух других суннитских блоков. Джихадисты вели борьбу с сирийским правительством, начиная с января 2012 г., а в декабре 2013 г. стали главной силой суннитского восстания в Ираке. 29 июня 2014 г. на базе отколовшегося от иракского филиала «Аль-Каиды» «Исламского государства Ирака и Леванта» был провозглашён Халифат, охвативший контролируемые группировкой территории Сирии и Ирака; 4) шиитский блок: Иран, часть Ирака, Сирия. На него ориентируются шиитские движения «Хезболла» (Ливан) и «Ансарулла» (Йемен), а также иракское шиитское «Народное ополчение», главная шиитская оппозиционная партия Бахрейна «Аль-Вифак» и палестинское движение «Хамас». Данный блок поддерживает отношения с Россией и Китаем, но также и с США (Ирак). В начале «Арабской весны» Иран выступал с концепцией «Исламского пробуждения», однако в итоге силы сун-

1 Запрещенная в России террористическая органи-

зация

2 Запрещенная в России террористическая организация

нитов-исламистов оказались враждебны союзным ему режимам в Сирии и Ираке. Вследствие этого главный упор был сделан Ираном на поддержку антиимпериалистического, антисионистского и антиджиха-дистского движения в рамках «Оси сопротивления»; 5) светские «демократические» силы: Тунис, Иракский Курдистан. Кроме того, они участвуют в политическом процессе в Египте и Ливии на стороне соответственно режима Сиси и движения генерала Хафтара, а также в гражданской войне в Сирии (Свободная Сирийская Армия и сирийские курды). Ориентируются на США и Европейский Союз, но также получают поддержку от стран консервативного суннитского блока, поскольку противостоят в Египте и Ливии умеренным исламистам из числа «Братьев-мусульман».

Вместе с тем, точкой возникновения современного исламистского движения на Ближнем и Среднем Востоке можно считать 1928 год. Тогда в египетском городе Исмаилия была создана организация «Братья-мусульмане»3 шейхом Хасаном аль-Банна. Изначально ассоциация была нелегальной, представляющая собой смесь религиозной секты и политической партии. Главная цель организации - объединение мусульман на территории истинно исламского государства с правовой системой на основании Шариата, где основным законом является Коран. Для достижения своей цели допускалось использование любых средств, в том числе и террористического характера.

Усилению позиций радикального ислама в странах Ближнего и Среднего Востока способствовал также ряд объективных факторов. Во-первых, причины общеполитического характера - поражения арабских стран в войне с Израилем в 1967 году; кризис официальных идеологий; иранская революция 1979 г. и внешнеполитическая деятельность тегеранского режима по экспорту исламской ре-

3 Негативные последствия включения «Братьев-мусульман» в число террористических организаций // «Жэньминь Жибао», 27 декабря 2013 года. URL: http://russian.people.com.cn/31520/8496910.html (Режим доступа свободный)

волюции; афганский кризис; арабский кризис после вторжения Ирака в Кувейт и войны в Персидском заливе в 1989 г.; повышение удельного веса региона Ближнего и Среднего Востока в системе международных отношений; деятельность международных исламских институтов; расширение внутриарабской миграции. Кроме того, долгое время негативное воздействие оказывало палестинская проблема. До начала 1990-х годов особое отрицательное влияние на ситуацию также оказывала война в Ливане, где были созданы благоприятные условие для возникновения различных исламистских экстремистских группировок. Во-вторых, социально-экономическая ситуация в странах Арабского Востока, характеризующаяся рядом общих особенностей: аграрное перенаселение и наличие большого количества не задействованных в сельском хозяйстве рабочих рук; слишком быстрая урбанизация городов за счёт выходцев из деревень; невозможность обеспечить работой городское население, рост безработицы; имущественное расслоение в обществе. Особую роль в усилении исламистского фактора сыграла также общая социально - экономическая разочарованность арабских народов, вызванная провалом их надежд на быстрое и успешное экономическое развитие после обретения независимости. Красивые лозунги о процветании и благополучии лидеров государств Арабского Востока в 1960-е годы, оказались несостоятельными, результатом стала утрата доверия к лидерам арабских стран, что вызвало кризис легитимности правящих кругов региона.

15 марта 2011 года «Арабская весна» добралась до Сирии. По всей стране начались антиправительственные выступления, которые позднее переросли в полномасштабную гражданскую войну. Группировки, выступающие против правительства страны, получили поддержку Запада.

Сирийский кризис - сложный, противоречивый глобальный политический процесс. С одной стороны, на региональном уровне, сирийское правительство выступает совместно с Ираном и движени-

ем «Хезболла» против арабского альянса во главе с Саудовской Аравией и другими монархиями Персидского залива. С другой стороны, на международном уровне, Сирийский кризис явился естественным продолжением «арабской весны», поэтому США и Европейский союз рассматривают сирийское правительство в качестве «сил зла», в результате чего Сирия стала ареной для противостояния различных субъектов мировой политики. США и Европа заняли жесткую позицию, осудив режим Башара аль-Асада за якобы имевшие место репрессии против граждан своей страны, на основании чего ввели санкции в отношении Сирии. Одновременно в тот период времени террористической группировке «Исламское государство» удалось захватить достаточно большую территорию Ирака и Сирии, в результате чего ИГ стало одной из главных угроз международной безопасности в целом, и национальной безопасности Российской Федерации, в частности.

Дипломатические отношения между Россией и Сирией были установлены практически с момента основания Сирийской Арабской Республики. В постсоветский период эти отношения продолжились. Начиная с 2005 г., нынешний президент Сирии несколько раз посещал Россию, а в 2010 г. президент Российской Федерации впервые прибыл с визитом в Дамаск. С самого начала сирийской гражданской войны в 2011 г. Россия поддерживала сирийское правительство. Москва не только предоставила режиму Башара Асада вооружение, но и оказала дипломатическую поддержку. Сирия имеет важное геополитическое значение для России. В 1971 г. в порту Сирии Тартус была заложена военная база СССР, что обеспечило России выход в Средиземное море. Военная база в Тартусе является единственной заграничной военной базой России за пределами СНГ. Кроме того, у РФ и Сирии есть общие экономические интересы. На политическом уровне РФ придерживается позиции невмешательства во внутренний сирийский конфликт извне и твердо поддерживает право сирийцев самостоятельно решать свою судьбу. Кроме того, Россия

активно выступает в качестве посредника по урегулированию конфликта; Москва неоднократно призывала участников сирийского конфликта к диалогу с целью поиска мирного выхода из кризиса .

Ключевой приоритет национальной безопасности РФ в регионе - это защита своей территории от радикального исламистского терроризма5. Как отмечается в новой Концепции внешней политики Российской Федерации, «качественно новый характер глобальная террористическая угроза приобрела с появлением международной террористической организации "Исламское государство" и подобных ей объединений, поднявших насилие на невиданный уровень жестокости, претендующих на создание собственного государственного образования и усиливающих свое влияние на территории от Атлантического побережья до Пакистана ».

Не следует забывать, что влияние радикального исламизма на территории РФ сильнее всего проявилось на Северном Кавказе, где одной из опасных террористических группировок считался так называемый «Имарат Кавказ». Еще осенью 2014 г. так называемый амир Ауховского джамаата Хасавюртовского сектора «Имарат Кавказ» Сулейман Зайналабидов дал байат (присягу) Исламскому государству, а в апреле 2015 г. ФСБ РФ нанесла довольно ощутимый удар по этой группировке, уничтожив ее главаря Алиасхаба Кебекова (этнический аварец). В результате его сторонники перешли в подчинение Исламского государства. Тогда же «Имарат Кавказ» стал отделением Исламского государства. Соответственно,

4 См. об этом подробнее: Российско-сирийские отношения // «Министерство иностранных дел Российской Федерации». URL: http://archive.mid.ru/ns-rasia.nsf/1083b7937ae580ae432569e7004199c2/43256 9d80021985f43256cae00347159?OpenDocument (Режим доступа свободный)

5 См. об этом подробнее: Указ Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. N 537 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года" // «Российская газета» - Федеральный выпуск. - 2009. - №4912 (88). - 16 с.

6 См. об этом подробнее: Концепция внешней политики Российской Федерации (утверждена Президентом Российской Федерации В.В. Путиным 30 ноября 2016 г.) // «Министерство иностранных дел Российской Федерации». URL: http://www.mid.ru/foreign_poHcy/news/-/asset_ publish-er/cKNonkJE02Bw/content/id/2542248 (Режим доступа свободный)

в регионе боевики получали дополнительные ресурсы, влияние, новых сторонников. 23 июня 2015 г. в Сети появилось заявление пресс-секретаря «Исламского государства» Абу Мухаммада аль-Аднани о создании на Северном Кавказе «Вилаята Кавказ» в качестве филиала «Исламского

государства». В итоге в Кабардино-Балкарской Республике, Республике Дагестан, Чеченской Республике и Ингушской Республике, которые объявлены вилайетами, террористическое подполье перешло на сторону ИГИЛ.

Эти тенденции и процессы представляют серьезную угрозу для национальной безопасности РФ. В этом вопросе, по мнению А. Топалова, главной угрозой национальной безопасности РФ стал не изрядно потрепанный и практически полностью добитый усилиями ФСБ России и прочих силовых ведомств «Имарат Кавказ», а его отросток в составе «Исламского государства». Не вызывает сомнений то обстоятельство, что часть из воюющих на стороне ИГ в любом случае рано или поздно вернется в Россию, просочившись через еще имеющиеся бреши. За ними неминуемо придут новые ресурсы, новые потоки оружия, новые боевые единицы и новые теракты. Причем на этот раз ждать «простых» захватов заложников и подрывов машин не стоит, помня о градусе безумия действий ИГ .

Конечно же, Россия не могла с безразличием смотреть на эти и множество связанных с ними весьма опасных для ее национальной безопасности факторов. В значительной степени именно осознанием такой опасности было вызвано решение о вмешательстве в военные действия в Сирии, откликнувшись на официальную просьбу об этом сирийских властей.

Так 30 сентября 2015 года началась операция Военно-воздушных сил

7 См. об этом подробнее: Топалов А. «Исламское государство» превращается в главную угрозу для России // «Взгляд», 25 июня 2015 года. URL: https ://www.vz.ru/society/2015/6/25/752581.html (Режим доступа свободный)

Российской Федерации в САР . Главные цели, которые ставила перед собой Россия

- борьба с терроризмом, что называется, «на дальних рубежах», поддержка действующего законного правительства Сирии и сохранение территориальной целостности

9

страны .

Поскольку за каждой из сторон конфликта стояли сильные игроки, отстаивавшие свою геополитические интересы, разрешение сирийского конфликта зашло в тупик.

Выгодополучателем от всей этой ситуации стали, разумеется, радикальные исламисты. Вскоре весь мир смотрел с широко раскрытыми от ужаса глазами на то, как на фонарном столбе у останков Пальмиры висит окровавленное тело 82-летнего ученого-историка, всю жизнь посвятившего изучению объекта Всемирного наследия - всего лишь единственный эпизод среди сотен тысяч жертв, но весьма символичный. А вскоре акции терроризма в очередной раз шагнули и на европейский континент.

Нет сомнений в том, что и в 2018 году ситуация на Ближнем Востоке, будет непростой. Помимо исламистского фактора, на передний план выходит т.н. «курдский вопрос», решение которого может окончательно дестабилизировать регион. Как представляется эти два фактора — радикальный исламизм и «курдский вопрос»

- в ближайшие годы останутся основными в ближневосточной региональной политике. Они будут подпитываться активным вмешательством ряда субъектов мировой и региональной политики.

8 См. об этом подробнее: Соглашение между Российской Федерацией и Сирийской Арабской Республикой о размещении авиационной группы Вооруженных Сил Российской Федерации на территории Сирийской Арабской Республики от 26 августа 2015 года // «Государственная система правовой информации». - 2016. - 14 января. - 7 с.

9 См. об этом подробнее: Бастрыгина Д.Н. Причины участия Российской Федерации в разрешение межсирийских противоречий // Актуальные вопросы права, управления и социально-экономического развития / Сборник тезисов докладов XXIX студенческой научно-теоретической конференции. -2016. - С. 28-30.

Источники и литература:

1. Бастрыгина Д.Н. Причины участия Российской Федерации в разрешение межсирийских противоречий // Актуальные вопросы права, управления и социально-экономического развития / Сборник тезисов докладов XXIX студенческой научно-теоретической конференции. - 2016. - С. 28-30.

2. Концепция внешней политики Российской Федерации (утверждена Президентом Российской Федерации В.В. Путиным 30 ноября 2016 г.) // «Министерство иностранных дел Российской Федерации». URL:

http://www.mid.ru/foreign_policy/news/-/asset_ publish-

er/cKNonkJE02Bw/content/id/2542248 (Режим доступа свободный)

3. Негативные последствия включения «Братьев-мусульман» в число террористических организаций // «Жэньминь Жибао», 27 декабря 2013 года. URL: http://russian.people.com.cn/31520/8496910. html (Режим доступа свободный).

4. Российско-сирийские отношения // «Министерство иностранных дел Россий-

ской Федерации». URL:

http://archive.mid.ru/ns-

ra-

sia.nsf/1083b7937ae580ae432569e7004199c2 /432569d80021985f43256cae00347159?Open Document (Режим доступа свободный).

5. Соглашение между Российской Федерацией и Сирийской Арабской Республикой о размещении авиационной группы Вооруженных Сил Российской Федерации на территории Сирийской Арабской Республики от 26 августа 2015 года // «Государственная система правовой информации». - 2016. - 14 января. - 7 с.

6. Топалов А. «Исламское государство» превращается в главную угрозу для России // «Взгляд», 25 июня 2015 года. URL: https://www.vz.ru/society/2015/6/25/752581. html (Режим доступа свободный).

7. Указ Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. N 537 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года" // «Российская газета» - Федеральный выпуск. - 2009. -№4912 (88). - 16 с.

Nadezhda Gontarenko

THE RADICALIZATION OF THE ISLAMIC MOVEMENT

IN THE MIDDLE EAST: CHALLENGES, RISKS AND THREATS TO NATIONAL SECURITY OF

THE RUSSIAN FEDERATION

Summary: In the work from the standpoint of the systemic-integrative approach analyzes complex processes in the Middle East, internal and external causes of radicalization of Islamic movements and the relationship between the various factors influencing the change of situation in one of the key regions of the world and threatens the national security of the Russian Federation. In conclusion, the article attempts to give the medium-term forecast of the possible transformations and invariants, which may take place in the region against the background of processes of radicalization in the context of their influence on the Russian Federation.

Keywords: Islam, the radicalization of the Islamic movement, Middle East, national security, Russia, terrorism, the Muslim brotherhood, Daesh, the Arab spring, the Syrian crisis.

Sources and Literature:

1. Bastrigina D. N. The causes of Russia's participation in the resolution of inter-Syrian contradictions // Actual problems of law, management and socio-economic development / Collection of abstracts of the XXIX student's scientific-theoretical conference. -2016. - P. 28-30 (in Russian).

2. The concept of foreign policy of the Russian Federation (approved by the President of the Russian Federation VV Putin on November 30, 2016) // "The Ministry of Foreign Affairs of the Russian Federation". URL:

http://www.mid.ru/foreign_policy/news/-/asset_ publisher / cKNonkJE02Bw / content / id / 2542248 (Free access) (in Russian)

3. The negative consequences of including "Muslim Brotherhood" in the number of terrorist organizations / / «Jen'min' Jebao», December 27, 2013. URL: http://russian.people.com.cn/31520/8496910. html (Free access) (in Russian).

4. Russian-Syrian relations // "Ministry of Foreign Affairs of the Russian Federation".

URL: http://archive.mid.ru/ns-

rasia.nsf/1083b7937ae580ae432569e7004199 c2/432569d80021985f43256cae00347159?0p enDocument (Free access) (in Russian).

5. Agreement between the Russian Federation and the Syrian Arab Republic on the deployment of the aviation group of the Armed Forces of the Russian Federation in the territory of the Syrian Arab Republic of August 26, 2015 // "The State System of Legal Information". - 2016. - 14 January. - 7 p. (in Russian)

6. Topalov A. "The Islamic State" turns into the main threat for Russia / / "Vzglyad", June 25, 2015. URL: https://www.vz.ru/society/2015/6/25/752581. html (Free access) (in Russian)

7. Decree of the President of the Russian Federation of May 12, 2009, N 537 "On the National Security Strategy of the Russian Federation until 2020," // «Rossiyskaya Gazeta» - Federal Issue. - 2009. - No. 4912 (88). - 16 p. (in Russian)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.