Научная статья на тему 'РАДИАЦИОННАЯ ОБСТАНОВКА В КАБИНАХ ВОДИТЕЛЕЙ ТРАНСПОРТА, ИСПОЛЬЗУЕМОГО ДЛЯ ПЕРЕВОЗКИ РАДИОАКТИВНЫХ МАТЕРИАЛОВ И ОТХОДОВ'

РАДИАЦИОННАЯ ОБСТАНОВКА В КАБИНАХ ВОДИТЕЛЕЙ ТРАНСПОРТА, ИСПОЛЬЗУЕМОГО ДЛЯ ПЕРЕВОЗКИ РАДИОАКТИВНЫХ МАТЕРИАЛОВ И ОТХОДОВ Текст научной статьи по специальности «Фундаментальная медицина»

CC BY
32
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Methods of nuclear control in cads of the radioactive materials in waste carry transport are described.

Текст научной работы на тему «РАДИАЦИОННАЯ ОБСТАНОВКА В КАБИНАХ ВОДИТЕЛЕЙ ТРАНСПОРТА, ИСПОЛЬЗУЕМОГО ДЛЯ ПЕРЕВОЗКИ РАДИОАКТИВНЫХ МАТЕРИАЛОВ И ОТХОДОВ»

шего эксперимента гипергликемии и гиперлакта-цидемии и носят компенсаторный характер.

Представляет интерес активация Г-6-ФДГ — фермента, играющего важную роль в метаболизме углеводов. От уровня его активности в известной степени зависит и антиоксидантная функция клеток [31. Спустя 1, 3 и 12 мес после инкорпорации I она возрастает, снижаясь на незначительную величину лишь к 6 мес опыта. Обращает на себя внимание интенсивность глице-рофосфатного челночного механизма, обеспечивающего перенос НАДН из цитоплазмы в митохондрии, о чем свидетельствует уровень активности ГФДГц.

При действии инкорпорированного |311 выявляется большая чувствительность СДГ по сравнению с таковой ОГДГ. Менее активна система, окисляющая глутамат, что указывает на относительно меньшее участие белково-азотистого обмена в восполнении энергетических потребностей клетки при действии I в дозе 2,5 МБк на 1 кг массы. Активность пентозофосфатного цикла, как уже отмечалось, в большей степени проявляется в первые 3 мес эксперимента, когда в лимфоцитах крови сохраняются повышенная потребность в восполнении энергоресурсов, а также пентоз наиболее экономичным путем.

Анализируя цитээнзимологический спектр лимфоцитов периферической крови крыс при внутреннем облучении 1311, можно прийти к выводу о фазовости изменений активности ферментов энергетического обмена на протяжении всего периода исследований, за исключением первой серии опытов (14 сут). В значительной мере это связано с нарушением морфофункционального состояния щитовидной железы (ее частичное разрушение, изменение процессов гормонообразова-ния и поступления тиреоидных гормонов в кровь), возникшим в результате облучения изотопом йода, что отражается на всех биосистемах организма. В частности, следствием этого является дискоординация всего эндокринного звена нейро-гуморальной регуляции [1, 5, 6, 9].

Таким образом, введение 1311 в дозе 2,5 МБк на 1 кг массы животного вызывает выраженную перестройку окислительно-восстановительных ме-

ханизмов в лимфоцитах периферической крови крыс на протяжении всего периода наблюдения (12 мес). Она отражает поэтапное изменение соотношения различных путей метаболизма в биоэнергетике клетки. Отмеченные сдвиги в активности ферментов, носящие фазовый характер, по-видимому, не только обусловлены действием внутреннего облучения, но в большей степени связаны с опосредованным влиянием гормонов щитовидной железы на окисление субстратов. Последнее создает функциональную напряженность процессов в системе крови.

Полученные данные дают нам возможность в какой-то ¡crepe экстраполировать их на человека,- поскольку многие структурные, метаболические и физиологические параметры клеток крови животных и человека довольно близки между собой.

Литература

1. Аулов Д. М., Гохберг С. Л. // Мед. радиол,— 1974,— № 5.— С. 89—92.

2. Борисова В. В., Воеводина Т. М., Федорова А. В., Яковлева Н. Г. Биологические эффекты при длительном поступлении радионуклидов.— М., 1988.

3. Воскресенский О. Н. // Всесоюзный симпозиум «Молекулярные и клеточные механизмы старения»: Тезисы докладов.— Киев, 1981.— С. 38—39.

4. Гохберг С. Л. Ультраструктурный анализ действия радиоактивного йода (|3'1) на щитовидную железу: Авто-, реф. дис. ... канд. мед. наук.— Ташкент, 1975.

5. Калистратова В. С. // Биологическое действие внешних и внутренних источников радиации.— М., 1972.— С. 82-84.

6. Калистратова В. С. // Здравоохр. Белоруссии.— 1986.— № 12,— С. 26—30.

7. Москалев Ю. И., Егорова Г. М. // Биологическое действие внешних и внутренних источников радиации.— М., 1972,— С. 77—82. "

8. Нарциссов Р. П. // Арх. анат,— 1969,— № 5.— С. 85—91.

9. Feinstein R. Е„ Gimeno Е. !., El-Salhy М. et al. // Acta radio!, oncol — 1986,— Vol. 25, N 3.— P. 199—202.

10. Hiraoka Toshio // Med. J. Hiroshima Univ.— !984.— Vol. 32, N 1,— P. 237—251.

Поступила 10.08.90

Summary. Savage of rats with I'31 at 2,5 MB/kg level followed with changing in red-ox processes in lymphocytes. It is caused not only by irradiation, but also by the inderect influencing of the thyroid gland's hormones.

© А. И. МАМИН. 1991 УДК 613.648:621.039.75

А. И. Мамин

РАДИАЦИОННАЯ ОБСТАНОВКА В КАБИНАХ ВОДИТЕЛЕЙ ТРАНСПОРТА, ИСПОЛЬЗУЕМОГО ДЛЯ ПЕРЕВОЗКИ РАДИОАКТИВНЫХ МАТЕРИАЛОВ

И ОТХОДОВ

Институт биофизики Минздрава СССР, Москва

Расширение использования автотранспорта на предприятиях ядерно-топливного цикла, требует территориях промплощадок и пунктов захороне- решения проблем оценки и устранения влияния ния радиоактивных отходов, образующихся на отрицательных факторов на водителей [3].

В последнее время больше внимания исследователи стали уделять вопросам влияния вредных факторов на работоспособность и здоровье водителей или операторов транспорта, используемого для перевозки радиоактивных материалов.

В комплексе мероприятий по охране здоровья водителей автомобилей, работающих в зонах повышенного содержания вредных веществ, одним из важнейших является создание эффективных методов и средств нормализации обстановки и микроклимата в кабинах [2, 7]. Это связано с тем, что отдельные компоненты микроклимата (температура, влажность и подвижность воздуха, тепловое излучение нагретых тел) существенно влияют на ход физиологических процессов в организме водителя и его работоспособность. Указанные факторы при перевозке радиоактивных материалов или отходов усугубляются необходимостью постоянного применения средств индивидуальной защиты органов дыхания, так как к этим микроклиматическим факторам присоединяется и радиация.

Так, в процессе перевозки радиоактивных материалов не исключено загрязнение радионуклидами внутренних поверхностей кабины транспортных средств в результате контактного заноса с обувью и одеждой водителей и сопровождающего персонала. При этом загрязненные поверхности не только служат источниками внешнего бе-та-гамма-излучения, но и, что более важно с точки зрения радиационной безопасности, возможно поступление радионуклидов в воздух кабин и как следствие этого в организм человека ингаляционным путем. В связи с этим изучение данного вопроса заслуживает особого внимания, так как позволяет оценить с гигиенических позиций степень надежности процесса транспортирования радиоактивных материалов, а при необходимости разработать и внедрить соответствующие санитарно-технические мероприятия.

Цель настоящей работы заключалась в описании системы контроля за радиационной обстановкой в кабинах водителей, средств, способов и методов проведения этого контроля, позволяющих получить достаточно полную, объективную характеристику радиационных факторов, действующих на водителей.

Обстановка в кабинах спецтранспортных средств предъявляет к применямой аспирацион-ной аппаратуре ряд требований, таких как автономность, надежность и простота в эксплуатации, компактность, высокая производительность, являющаяся одним из условий получения представительных проб.

Изучение радиационных факторов в кабинах водителей спецтранспортных средств мы, как правило, начинали с исследований загрязнения поверхностей кабин радиоактивными веществами. Измерения мощности дозы гамма-излучения, уровней загрязнения альфа- и бета-активными веществами осуществляли в основном с помощью

дозиметрических и радиометрических приборов (ДРГ-03, ДКС-04, МКС-01Р, РУП-1, ДРГ-05). Из них наибольшее предпочтение следует отдать приборам ДКС-04 за компактность и МК.С-01Р за универсальность и высокую чувствительность. Измерениям подвергали подножки кабин, пол, переднюю приборную панель, сиденья, рычаги управления транспортом, а также определяли уровни загрязнения альфа- и бета-активными веществами спецодежды и спецобуви персонала. Использовали и косвенные методы оценки радиоактивного загрязнения поверхностей — отбор проб снимаемого загрязнения с помощью сухих и злаж-ных мазков или клейкой пленки с последующей их радиометрией. Косвенные методы в основном применяли для качественной характеристики радиоактивного загрязнения, т. е. для определения радиоизотопного состава и удельного вклада отдельных радионуклидов и радиоизотопов в общую альфа-бета-активность. Оценка концентрации радионуклидов в воздухе кабин водителей требовала отбора представительных проб воздуха для тщательного радиохимического и радиометрического анализа.

Для исследования загрязнения радиоактивными аэрозолями воздуха в кабинах транспортных средств мы применяли индивидуальный пробоотборник ВБ2-02 (так называемый «Плющ»), кювету с тканью ФПП-15, пробоотборник, смонтированный на базе бытового электропылесоса [4, 6], и устройство, выполненное на базе электродвигателя с турбиной от отопителя кабины мощностью 220 Вт/12 В [5].

Кювета представляет собой поддон из нержавеющей стали размером 150X150 мм с высотой бортиков 30 мм. Сбоку к кювете прикреплен магнит, с помощью которого кювета надежно удерживается на металлических поверхностях кабины автомобиля. На дно кюветы помещают ткань ФПП-15 и закрепляют рамкой. По окончании экспозиции (обычно в течение рабочего дня) ткань с осевшей на нее пылью отправляют для последующего анализа.

Недостатком этого седиментационного метода является то, что мелкодисперсная фракция аэрозолей по существу не оседает на кювету, а поэтому полной картины аэрозольного загрязнения воздуха кабин указанный метод не дает, и в дальнейших наших исследованиях мы от этого метода отказались.

Для характеристики аэрозольного загрязнения воздуха кабин наиболее приемлемым методом является аспирационный. Отбор проб воздуха в кабинах водителей мы осуществляли с помощью пробоотборника, смонтированного на базе бытового электропылесоса, приспособленного для работы от автомобильного аккумулятора. Производительность установки 18 м3/ч, продолжительность непрерывной работы без подзарядки аккумулятора до 5—6 ч. К недостаткам этого пробоотборника следует отнести его довольно значи-

тельные габариты и массу (до 8 кг без аккумулятора). Из-за ограниченных размеров кабин водителей применение данного пробоотборника не получило распространения.

С наилучшей стороны зарекомендовало себя устройство, выполненное на базе электродвигателя с турбиной от отопителя кабины автомобиля [5]. Небольшая масса (около 2,5 кг) и малые габариты (150X70 мм) делают его наиболее удобным для проведения исследований в кабинах транспортных средств. Устройство может работать непосредственно от бортовой электросети автомобиля. Производительность установки до 18 м3/ч, что позволяет получать довольно представительные по активности пробы радиоактивных аэрозолей. Она проста в изготовлении, бесшумна в работе, с успехом прошла проверку на надежность при ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС.

В то же время использование индивидуального пробоотборника ВБ2-02 для этих целей не получило распространения из-за чрезвычайно низкой производительности (0,04 м3/ч), что не позволяет получить ощутимую активность на фильтре, хотя у прибора есть и достоинства: небольшая масса (600 г), автономность питания от элемента РЦ-83 и удобство в эксплуатации. Этот пробоотборник можно применять в условиях высоких концентраций радионуклидов в воздухе. Все виды пробоотборников воздушных проб (кроме БВ2-02) необходимо располагать в зоне дыхания водителей (например, на передней приборной панели).

Для расчета возможного поступления радионуклидов в организм человека с воздухом необходима информация о дисперсности аэрозолей. Поэтому участки фильтров с отобранными аспи-рационным способом радиоактивными аэрозолями

подвергали анализу на дисперсность методом авторадиографии |1]. Этот же метод можно применять для анализа использованных водителями средств индивидуальной защиты органов дыхания — респираторов типа ШБ-1 «Лепесток». Далее, используя полученные данные о концентрации аэрозолей, их дисперсности, изотопном составе, времени работы персонала, ориентировочно рассчитывали поступление нуклидов в организм и дозы внутреннего облучения, обусловленные ими.

Таким образом, система оценки радиационной обстановки в кабинах водителей транспорта, перевозящего радиоактивные материалы и отходы, а также методы, способы и средства, примененные нами для ее осуществления, могут использоваться органами госсаннадзора, службами дозиметрии в целях оперативного получения достоверных данных, характеризующих основные факторы радиационного воздействия, для выборочного или постоянного контроля, а таже при разработке мер по снижению облучения водителей спецтранспорта.

Литература

1. Быховский А. В., Зараев О. М. // Горячие аэрозольные частицы при техническом использовании атомной энергии.— М., 1974,— С. 253.

2. Девятка Д. Г., Деревянко В. И., Деревянко И. В. // Гиг. и сан.— 1985.— № 1.- С. 60-62.

3. Ильин Л. А. // Там же.— 1986.— № 8.— С. 4—7.

4. Масловский Р. Я. // Там же.— 1974.— № 1,— С. 70—71.

5. Масловский Р. Я. // Там же — 1985.— № 12,— С. 52—53.

6. Масловский Р. Я, Мамин А. И. // Там же.— 1974.— № 10,— С. 96—97.

7. Михайлов М. В. // Там же, — 1986.— № 12.— С. 49—50.

Поступила 05.02.90

Summary. Methods of nuclear control in cads of the radioactive matériels in waste carry transport are described.

Гигиена физических факторов

© КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ, 1991

УДК 613.647:621.396.96|-07:612.821.1/.3+612.821.1 /.3.014.426

М. А. Навакатикян, В. Н. Солдатченков, С. В. Биткин, С. В. Зотов

СОСТОЯНИЕ ВЫСШЕЙ НЕРВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЖИВОТНЫХ ПРИ МИКРОВОЛНОВОМ ОБЛУЧЕНИИ В РЕЖИМАХ ИМИТАЦИИ ВРЕМЕННОЙ ПРЕРЫВИСТОСТИ РАБОТЫ РАДИОЛОКАТОРОВ

Республиканский научный гигиенический центр Минздрава Украинской ССР, Киев

Предприятия гражданской авиации в настоящее тромагнитного излучения на население носит пре-

время эксплуатируют разнообразные радиолока- рывистый характер, что обусловлено вращением

ционные установки, являющиеся источниками радиолокаторов з период обзора пространства,

электромагнитного поля [3, 12]. Воздействие элек- Как известно, реакция организма на воздействие

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.