В ПАМЯТЬ О.
УДК: 128
Геворкян А.Р.
РАДЕТЕЛЬНИЦА ФИЛОСОФИИ ОБЩЕГО ДЕЛА: ДАР ПАМЯТИ СВЕТЛАНЕ ГРИГОРЬЕВНЕ СЕМЕНОВОЙ (23.08.1941 - 09.12.2014)1
Первый Московский государственный медицинский университет имени И.М. Сеченова, Москва, Россия
Аннотация. Свои воспоминания автор посвятил Светлане Григорьевне Семеновой - талантливой исследовательнице философского наследия Николая Федорова.
Ключевые слова: Н.Ф. Федоров; философия общего дела; история философии.
Поступила: 06.05.2019 Принята к печати: 15.06.2019
Gevorgyan A.R. Enthusiast of the Common Cause Philosophy: In memory of Svetlana Semenova (23.08.1941 - 09.12.2014)
First Moscow State Medical University named after I.M. Sechenov, Moscow, Russia
Abstract. The author dedicated his memory to Svetlana Grigorievna Semenova -the talented researcher of the philosophical heritage of Nikolai Fedorov.
Keywords: N.F. Fedorov; the philosophy of the common cause; the history of philosophy.
Received: 06.05.2019 Accepted: 15.06.2019
1 А.Р. Геворкян, 2019
Трудно говорить о Светлане Григорьевне Семеновой в прошедшем времени. Но ее уход из жизни заставляет, вновь обращаясь к ней, осмыслить проделанный ею путь. Пожалуй, самым удивительным является одновременная востребованность временем ее личности и ее же полное выпадение из его духовной ситуации. Конечно, еще рано подводить итоги ее деятельности. Однако не видеть уже сегодня ею сделанного тоже не приходится.
Становление Светланы Григорьевны Семеновой в шестидесятые - восьмидесятые годы двадцатого столетия во многом определяет стержневые аспекты ее творческой биографии. Увлечение Проектом Н.Ф. Федорова оказалось мировоззренческим кредо всей ее жизни. Отныне и навсегда она становится радетельницей философии общего дела. В позднебрежневский период, в условиях су-словского идеологического диктата, С.Г. Семеновой удалось издать сборник сочинений Н.Ф. Федорова, вышедший в серии «Философское наследие» в 1982 г. Было бы не преувеличением сказать, что сие событие действительно оказалось особым. Во второй половине девяностых С.Г. Семенова издала классическое, и по существу, полное собрание сочинений Н.Ф. Федорова. В 1990 г. выходит ее книга о Федорове. В 2004 г. появляется ее второе переработанное издание, которое по степени своей новизны может рассматриваться как самостоятельное произведение. Даже перечисленного достаточно, чтобы отметить особые заслуги Светланы Григорьевны перед наследием и памятью Н.Ф. Федорова. Но остановиться на этом - значит собственно мало что сказать о ней самой.
Светлана Григорьевна Семенова была не просто талантливым исследователем в области историко-философского знания, условно называемого федоровского направления (в его широком понимании), но и выходила на уровень осмысления теоретических проблем философского знания. Можно сказать, что С.Г. Семенова в своем творческом развитии проделала тот же путь, что и ее великий предшественник, но с разницей в сто лет.
С.Г. Семенова не только стояла на плечах Н.Ф. Федорова, но и опиралась на уже сформировавшуюся традицию космической философии: В.И. Вернадского, К.Э. Циолковского, В.Н. Муравьева, А.К. Горского, Н.А. Сетницкого.
Если голос «московского Сократа» раздавался из классического девятнадцатого столетия и воспринимался то ли как чудачество, или же, гораздо серьезнее, - как реализация потенций религи-
190
Геворкян А.Р.
озно-идеалистического направления гегельянства, если русские космисты с одной стороны, а Тейяр де Шарден - с другой творили в первой половине ХХ в., вплоть до его середины, то С.Г. Семенова стала свидетельницей того, что в конце двадцатого и в начале двадцать первого столетия многие апокалиптические прогнозы этих мыслителей вполне стали сбываться. Попытке осмысления творчества Н.Ф. Федорова, Тейяра де Шардена, а также философов-космистов посвящено ее фундаментальное исследование «Паломник в будущее. Пьер Тейяр де Шарден» (СПб., 2009), которое оказалось ее последней книгой.
В этом своем наиболее зрелом и завершенном произведении Светлана Григорьевна в новых исторических условиях попыталась осмыслить вызовы времени, вплотную подошедшего к тому краю, за которым или следует дорога вверх, или же она начинает петлять в никуда. Для С.Г. Семеновой важной оказалась идея синтеза философии космизма и ноосферы с религиозной философией, ищущей пути к выходу на новый уровень развития. И здесь явно проступают ведущие идеи активной эволюции и ноосферы в новых условиях современного мира, которые оказываются одной из возможных проекций исторической философии. Проблема пассивного восприятия расколотого и распавшегося христианства всегда находилась в центре внимания С.Г. Семеновой. Она не только понимала всю ненормальность и драматизм, в котором оказалось загнанным историческое христианство, но и пыталась осмыслить эту вселенскую трагедию.
Несомненным достижением стало понимание Н.Ф. Федорова и Тейяра де Шардена как двух гигантов, в коих историческое христианство получает возможность преодолеть свою затянувшуюся пассивность и выйти на новый уровень, позволяющий говорить о реальных интеграционных процессах сакрального объединения не только словом, но и делом, когда ноосферный процесс развития возможен только при определяющей роли христоцентризма, без которого космоцентризм обессмысливается в своих конечных результатах. Это означает, что тотальность историчности реально приобретает уже вселенский, общекосмический характер. Сама такая постановка вопроса стала возможна только благодаря тому, что в христианстве, как восточном, так и в западном, появляются два таких титана, провозвестника «восьмого дня творения», как Н.Ф. Фёдоров и Пьер Тейяр де Шарден.
Заслуга С.Г. Семеновой заключается в том, что она первой провидела эту возможность. Ей не дано было увидеть это грандиозное сооружение. Но она пошла в этом направлении, не раздумывая и не колеблясь в верности избранного ею пути. Ушла из жизни радетельница философии общего дела, оставив после себя завершенные и незавершенные замыслы, но главное, свою по-федоровски вожделенную мечту о мироделании и об ином онтологическом статусе человека.