СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ОБСЛЕДОВАНИЯ
Ю.Ф. Флоринская
РАБОТОДАТЕЛИ И ИНОСТРАННЫЕ МИГРАНТЫ НА РЫНКАХ ТРУДА КРУПНЫХ РОССИЙСКИХ ГОРОДОВ: ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ В НОВЫХ УСЛОВИЯХ
В статье на основе проведенных фокус-групп с работодателями, нанимающими иностранцев, глубинных интервью с иностранными трудовыми мигрантами, экспертных интервью с лицами, принимающими решения, и данных статистики, исследуются как новые практики найма иностранцев, связанные с кардинальной перестройкой миграционного законодательства с начала 2015 г., так и сохранившиеся с экономического кризиса 2008-2009 гг. (последние преобладают). Делается вывод о неготовности работодателей массово отказываться от труда иностранцев, несмотря на рост издержек их найма.
Исследование выполнено в рамках проекта Института социального анализа и прогнозирования РАНХиГС, осуществленного в 2016 г. в пяти крупных российских городах, являющихся центрами регионов, наиболее массово привлекающих иностранных трудовых мигрантов: С.-Петербурге, Москве, Екатеринбурге, Новосибирске, Владивостоке. В каждом городе были проведены фокус-группы с работодателями, нанимающими иностранную рабочую силу, а также глубинные интервью с самими мигрантами (всего 30 интервью) и экспертные интервью с лицами, принимающими решения в области трудовой миграции и занятости населения (32 интервью). Тщательный выбор работодателей для фокус-групп позволил охватить максимально широкий спектр видов экономической деятельности и размера организаций (малый, средний и крупный бизнес). Качественное социологическое исследование позволяет заметно обогатить знания о миграции, так как данные существующей миграционной статистики (муниципальной, региональной и федеральной) весьма неполные и не всегда достоверно отражают суть явления. Тем не менее, в работе использованы существующие источники данных миграционной статистики.
Необходимость внешней трудовой миграции для развития экономики России признана и обоснована в Концепции государственной миграционной политики РФ на период до 2025 г., утвержденной Президентом РФ 13 июня 2012 г. В качестве одной из целей государственной миграционной политики РФ было названо «содействие обеспечению потребности экономики Российской Федерации в рабочей силе» [1].
В последние годы все большее внимание уделяется проблемам занятости иностранцев на российском рынке труда, проблемам конкуренции между россиянами и иностранцами [2-3], влиянию трудовых мигрантов на региональные рынки труда [4-6]. Особенно важны исследования, в том числе зарубежные, влияния экономических кризисов на труд мигрантов [7-10]. Исследование влияния кризиса 2008-2009 гг. в России на внешнюю трудовую миграцию [11] позволило сравнить современные практики взаимодействия работодателей и иностранных работников с ситуацией недавнего прошлого.
Трудовая миграция в РФ в 2014-2016 гг. 2014 г. - год максимальных объемов трудовой миграции в РФ (табл. 1). Экономический кризис, который отчетливо проявился с конца 2014 г. и сопровождался значительной девальвацией рубля, снижением предложения на рынке труда, а также кардинальные изменения в миграцион-
ном законодательстве, вступившие в силу с начала 2015 г.1 и значительно увеличившие стоимость официального «входа» на российский рынок труда иностранных работников, привели к почти двукратному сокращению численности трудовых мигрантов, легализующихся в РФ.
Таблица 1
Оформление разрешительных документов для работы мигрантов в РФ в 2014-2016 гг.
Документ 2014 г. 2015 г. 2016 г.
Разрешения на работу для иностранных граждан* В том числе: Разрешения на работу для квалифицированных специалистов* для высококвалифицированных специалистов Патенты** Итого * С 1 января 2015 г. выдаются только иностранным граждан ** С 1 января 2015 г. выдаются иностранным гражданам из бе ческих, так и у юридических лиц. 1334899 158644 34225 2379374 | 3714273 ам из визовых ст звизовых стран д 177175 22099 41829 1779796 | 1956971 ан. ля работы ка 133215 14775 25469 1492203 1625418 к у физи-
Источник: ГУВМ МВД РФ, форма «1-РД».
Следует учесть, что сокращение числа легализованных мигрантов с 2014 г. значительно превысило общее сокращение численности трудовых мигрантов в РФ. В целом, в отношении всех мигрантов (как оформлявшим документы для работы, так и не оформлявшим) оно было всего в пределах 15%, а легализация (см. табл. 1) сократилась почти в два раза. Аналогичная ситуация наблюдалась и в период экономического кризиса 2008-2009 гг. [9, с. 21].
По отдельным странам СНГ траектории изменения численности трудовых мигрантов не были едиными. Мигрантов из Средней Азии - Узбекистана и Таджикистана (основных поставщиков рабочей силы в РФ) - стало меньше соответственно на 30 и 15% (в сравнении с 2014 г.). Вместе с тем возросла численность граждан из стран - членов ЕАЭС (Армении, Киргизии, Беларуси и Казахстана), так как они имеют большое преимущество на российском рынке труда -им не обязательно получать разрешительные документы для трудоустройства и оплачивать дополнительные ежемесячные взносы за патент (как представителям остальных стран СНГ).
Количество прибывающих трудовых мигрантов с целью «работа по найму»2 колебалось в течение 2015 г. в диапазоне 3,7-4,1 млн. чел., а в течение 2016 г. - 3,7-4,0 млн. На 95% этот показатель формируется за счет граждан стран СНГ и лишь 160-170 тыс. чел. - трудовые мигранты из дальнего зарубежья. К этому показателю оценочно можно прибавить еще около миллиона тех, кто прибыл в Россию, указав другую цель пребывания (чаще всего «частную»), но при этом работает (естественно, без оформления документов для трудоустройства).
1 С1 января 2015 г. граждане стран СНГ получили право оформлять патент на работу не только у физических лиц, как это было с 2010 г., но и у юридических лиц. Это упростило их выход на рынок труда, так как вывело из-под действия сложной и непрозрачной процедуры квотирования разрешений на работу, действовавшей до сих пор (она сохранилась лишь для небольшого контингента работников из визовых стран). Однако введенные дополнительные барьеры в виде обязательных платежей за медицинскую страховку, медицинскую справку, сертификат по русскому языку и т.д. привели к существенному удорожанию самого процесса оформления. Стоимость его составила от 14 тыс. руб. (минимально — в Москве) до 50-60 тыс. (в Приморском крае). Кроме того, мигранты должны ежемесячно оплачивать патент (авансовый платеж по подоходному налогу), суммы которого в разных регионах колеблются от 1,5 тыс. до 8 тыс. руб. в месяц.
2 Цель въезда указывается на границе РФ при заполнении миграционной карты; с середины 2014 г. указание цели «работа по найму» является обязательным для желающих в дальнейшем оформить документы для трудоустройства в России.
Число прибывших с целью «работа по найму», млн. чел.
01.01.2016 3,78
01.02.2016 3,81
01.03.2016 3,87
01.04.2016 3,92
01.05.2016 3,75
01.06.2016 3,93
01.07.2016 3,98
01.08.2016 3,97
01.09.2016 3,95
01.10.2016 3,95
01.11.2016 3,83
01.12.2016 3,71
Источник: ГУВМ МВД РФ, ЦБД УИГ.
Результаты социологического исследования. Нет такого работодателя, который бы не заявил об экономических трудностях, испытываемых его организацией в 2015-2016 гг. Но при этом ответное поведение на кризис у всех разное - одни сокращают издержки путем увольнения части работников (в том числе иностранных) и увеличения нагрузки на оставшихся - наиболее распространенная практика; другие в основном, перестают увеличивать заработную плату в соответствии с инфляцией; третьи частично уходят «в тень».
Из ответов работодателей - участников фокус-групп:
- Мы зарплаты оставили те же, а объемы выработки увеличились. Вот только за счет этого. Понятно, что мы потеряли, контрактов процентов двадцать-тридцать (Екатеринбург).
- Мы зарплату не снизили, но сократили людей (Новосибирск).
- Большинство сейчас из-за этого практикуют двойную оплату: белая идет так. И плюс черный кусок. ...Раньше все стремились полностью к белой зарплате, а теперь уходят снова в черную (Москва).
- Если у меня раньше работало восемьдесят четыре человека, то теперь их пятьдесят четыре. В такой же пропорциональности изменилось и количество мигрантов из зарубежных стран (Екатеринбург).
В любом случае, полного отказа от найма иностранных работников не продекларировал ни один работодатель - участник фокус-групп. Более того, появились работодатели, которые, наоборот, стали испытывать трудности с поиском иностранной рабочей силы.
Из ответов работодателей - участников фокус-групп:
- То у нас их было слишком много, а теперь слишком мало (Москва).
- У меня, когда люди работали, более-менее устоявшиеся, получали по тем временам, я считаю, нормальную зарплату. Как доллар вырос в два раза, практически все пришли и сказали, хотим больше. Я говорю, я не могу больше. Ну тогда они в итоге ушли. Пошли к тем, кто может платить больше, и взяли другие объекты. Но вместо себя все равно привели тех, кто согласился работать за эти деньги, за которые они работали. Полностью переукомплектовали сами (Екатеринбург).
- Не поверите, наоборот, подняли зарплату! Потому что, грубо говоря, из тех профессий, куда было не найти даже мигрантов, и мигранты стали уходить.И когда поняли, что вообще некем эту зияющую пустоту заполнять, пришлось некоторым позициям поднять. Символически, конечно, но помогло, иностранцы вернулись (Санкт-Петербург).
Как видим, проблема поиска новых работников взамен уволившихся отчасти решилась посредством замены на менее квалифицированных и более «дешевых» иностранцев, отчасти - возврата бывших работников, «пересидевших» какое-то время дома, но вынужденных возвратиться на меньшие деньги (в долларах), так как на родине еще хуже.
Из экспертных интервью:
- Просто деваться некуда, потратили все, пока высидели там год, и приехали снова (Интеграционный центр «Миграция и Закон», Москва).
Наиболее «консервативны» практики работодателей в сфере поиска иностранных работников: этот процесс остается неизменным на протяжении многих лет и кризисы на него никак не влияют [11, с. 150]. Так, не стал массовым широко разрекламированный госструктурами оргнабор в посылающих странах, почти не используются имеющиеся ресурсы государственных или частных агентств занятости. Основных каналов поиска по-прежнему два, и оба неформальные.
Первый - «сарафанное радио», когда работники непосредственно приводят своих родственников или знакомых или информируют о работе дальних знакомых, соседей и т. д., часто знакомые мигранта приходят на временную замену ему самому. Вообще, такая циркулярная миграция, когда работник, покидая свое рабочее место, находит знакомого на замену, а затем, через 3 месяца - полгода - год они меняются, приобретает все большее распространение. В том числе, видимо, в связи с введенным режимом разрешенного пребывания в стране не более 90 дней в течение каждого периода в 180 дней (в случае отказа от оформления официальных документов для работы в РФ). Второй распространенный канал поиска - бригадиры, набирающие рабочую силу, иногда даже находящуюся в этот момент еще у себя в стране (фактически это и есть аналог оргнабора, только неофициальный и никак не оформленный).
Миграционное законодательство с 2015 г. упростило для мигрантов получение документов для трудоустройства, разрешив гражданам СНГ неограниченно получать патенты вместо квотируемых разрешений на работу. Естественно, увеличение стоимости патентов вместе с девальвацией рубля повлияло на сокращение числа легализующихся мигрантов не только в целом по России (см. табл. 1), но и в каждом из исследуемых регионов (табл. 2).
Таблица 2
Оформление разрешительных документов для работы мигрантов* в исследуемых регионах, 2014-2016 гг.
Город, регион 2014 г. 2015 г. 2016 г.
Москва 1140956 560111 438297
С.-Петербург и Ленинградская область 496052 276389 220169
Свердловская обл. 84995 51178 41585
Новосибирская обл. 86911 45538 32826
Приморский край 37501 25311 23126
* Сумма оформленных патентов и разрешений на работу.
Источник: ГУВМ МВД РФ, форма «1-РД».
Тем не менее, в Москве и С.-Петербурге сотни тысяч, а в других трех регионах - десятки тысяч мигрантов приходят наниматься на работу уже с готовым пакетом документов (полученным и оплаченным, по крайней мере, за первый месяц патентом). При этом работодатели слабо отреагировали на это упрощение, и практика официальных договоров с мигрантами не стала более распространенной, чем раньше.
Из экспертных интервью:
- Я скажу так: получить патент стало проще, не нужно никаких квот, как раньше было, не нужен работодатель. Но дороже он выходит. Привело ли это к «обелению» рынка? - Наверное, нет. Он с патентом, но все равно работает нелегально (ФГУП «Паспортно-визовый сервис», Екатеринбург).
- Наличие патента не превращает работника в легального, в легального его превращает заключение письменного трудового договора. Многие работодатели сами работают в тени, поэтому у них не могут работники быть легальными. Для такого «способа работы», нелегального больше возможностей в Москве. И таких работников становится все больше (Профсоюз трудящихся-мигрантов, Москва).
Таким образом, если раньше неформальные практики взаимоотношений иностранного работника и работодателя можно было объяснить отсутствием юридической возможности официального оформления (не хватало квот на выдачу разрешений на работу) [11, с. 153], то теперь - осознанным выбором работодателя: практики остались, но изменились причины их появления - с объективных на субъективные.
При этом упростилась не только процедура получения пакета документов для работника, но и, в случае официального найма, уменьшились временные издержки для работодателя (сократился документооборот) - теперь уведомление о приеме мигранта необходимо посылать только в миграционные органы (а не в службу занятости и в налоговую инспекцию, как это было раньше,). Более того, работодатели выиграли и в финансовом отношении - при официальном (с патентом) найме мигранта больше не действует правило вычета налога по принципу «резидент - не резидент», т. е. сразу взимается подоходный налог по ставке 13%, а не 30% в первые полгода работы, как раньше.
Возможно, если бы изменения в законодательстве были введены в период экономического подъема, то это действительно привело бы к заметному «обелению» трудовых отношений между иностранным работником и работодателем. Но в условиях экономического кризиса, когда основная задача работодателя - снизить издержки (за счет налогов) и избежать проверок, этого не произошло, плюсы законодательства не перекрыли выгоды неофициального найма.
Из ответов работодателей - участников фокус-групп:
- Если бы это все вводилось, но все было по-прежнему, т.е. экономическая ситуация была бы такой, как два года назад, то, я думаю, особых нареканий никто бы не высказывал. А сейчас, когда такая сложная экономическая ситуация, ужесточение законодательства нагнетает неприятную обстановку в обществе (Москва).
Конечно, как и раньше, есть компании, которые не могут себе позволить неофициальный наем иностранцев: одни - потому что связаны с госзаказами и находятся на виду, другие - потому что в свое время столкнулись с большими штрафами. Это, как правило, крупные компании, на деятельности которых нововведения в законодательстве сказались наиболее позитивно (им не нужен отдельный штат работников, занимающихся оформлением квот и сопровождающих мигрантов в процессе оформления разрешений на работу, поскольку патент мигранты оформляют самостоятельно). Но доля таких компаний на рынке не увеличилась (если судить по статистике присылаемых работодателями уведомлений о заключении договоров с иностранцами).
Из ответов работодателей - участников фокус-групп:
- У нас нелегалов нет и быть не может. Нереально. Потому что техника дорогая и проверки постоянные. И пока они доедут до пункта назначения, их любой может остановить и проверить, потому что это техника, это тяжелая техника (Москва).
- Штрафы настолько велики, что очень боязно. И проверки эти. Очень боюсь. Настолько за этим следят и строго соблюдают. Попасть на штрафы - у нас это не окупится. Сейчас такие штрафы дикие (Москва).
Самую же многочисленную группу по-прежнему представляют собой работодатели, совмещающие легальный и нелегальный наем иностранцев, и эта практика не меняется на протяжении последних лет [11, с. 150]. Такое совмещение позволяет экономить на налогах за счет неоформленных мигрантов, но в то же время дает возможность избежать штрафов за счет наличия оформленных в случае возможных проверок.
Каким образом работодатель принимает решение, кого оформлять, кого нет? Иногда «водоразделом» служит квалификация работника - квалифицированными дорожат и оформляют их, а неквалифицированных - нет.
Из ответов работодателей - участников фокус-групп:
- В зависимости от специалиста. Если это специалист высокого класса, то -трудовой договор. А если это более низкие специалисты (я даже не говорю, что это граждане зарубежья, это могут быть и русские люди) - это либо гражданский, либо вообще устный. Такое тоже практикуется. Просто так удобнее. Не надо платить никаких налогов. Он, в принципе, работает, но его как бы и нет (Новосибирск).
Бывает, что постоянных работников оформляют, а временных или сезонных - нет.
Из ответов работодателей - участников фокус-групп:
- У нас два работника не оформлены, четыре оформлены. Эти два - они то приедут, то уедут (Москва).
Вместе с тем бывают случаи, когда часть неоформленных работников появляется у работодателя вынужденно и на короткое время. Например, так происходит в процессе оформления патента на работу мигранта, а это - целый месяц, в течение которого большинство иностранцев работает, так как им необходимо питаться, платить за жилье, за оформление патента. Или форс-мажор, когда срочно нужны работники на короткий срок, и «возиться» с оформлением просто некогда. В этом случае нарушителями становятся даже обычно законопослушные крупные компании.
Наконец, третья группа работодателей - «сознательные» нарушители, которые либо вообще никого не оформляют из иностранных работников, либо оформляют незначительное меньшинство. Как правило, это маленькие компании, которым просто не под силу платить все налоги и вести всю кадровую документацию.
Из ответов работодателей - участников фокус-групп:
- У меня все нелегальные. Ну, это, как пятьдесят на пятьдесят: человек имеет разрешение или патент и его основное место - в другом месте, а здесь - это фактически подрабатывает. Потому что мне не надо, чтобы он работал весь день... Ну, ко мне еще ни разу за 10 лет никто не пришел и не спросил ни за одного работника. Я думаю, если придет, я ему скажу, что я его не знаю... Я на них никак не трачусь (Екатеринбург).
Таким образом, основное отличие текущей ситуации от прошлого кризиса - в подходе самих иностранцев и работодателей к официальному найму: в нем в гораздо большей степени заинтересованы мигранты (это позволяет им легче легали-зовывать свое пребывание в России - продлевать миграционный учет, действие патента на второй год без выезда из страны, возвращать через подоходный налог уплаченные ежемесячные взносы за патент и т.д.). При этом повлиять на решение работодателя мигранты никак не могут.
Из глубинных интервью с мигрантами:
- ...Я говорила: «Давайте трудовой договор», но работодатель не согласился. Менеджер сказал: «Если трудовой договор делать, то надо платить налог». Так и не сделали трудовой договор. Мы хотим официально. Но они не хотят (мигрантка из Киргизии, Новосибирск).
- Я работаю грузчиком. На официальною работу не принимают. . Все налоги оплачиваем, хотя работаем неофициально, чтобы не было недовольства россиян. Мы им налоги, а они нас любить будут. ...Мы у главного бухгалтера узнавали, можно ли сделать официально, и она сказала, что за каждого 12000 придется платить. Если вы за свой счет оплачиваете, я составлю договор на услуги. 12000 - за что, если я 4200 за патент оплачиваю, жилье оплачиваю, еду оплачиваю, домой надо отправлять и еще плюс 12000 за социальные услуги? (мигрант из Таджикистана, Москва).
Единственная кардинально новая практика взаимоотношений работодателей и иностранных работников связана с появлением большого числа мигрантов, которым не требуется оформления в России никаких разрешительных документов для трудоустройства: это граждане стран Евразийского экономического союза (ЕАЭС) и украинцы, имеющие статус временного убежища - их оформление практически ничем не отличается от оформления российских работников.
Из ответов работодателей - участников фокус-групп:
- Мы не принимаем работников по патентам. У нас довольно богатый выбор, и чтобы не возиться... (С.-Петербург).
- Нам проще нанять на работу киргиза, либо гражданина Белоруссии, чтобы не было этих проблем во избежание огромных штрафов и проверок (Москва).
- Я могу сказать, что Украина выдавила. Вообще лихо выдавила и узбеков, и таджиков. Политические моменты хорошо наложились на экономические. То, что в начале 2015-го года узбеки и таджики ушли из-за курса валюты, здесь привалило [украинцев] из-за политики (С.-Петербург).
Подтверждением реальной конкуренции, которая возникла в текущих условиях на рынке труда между мигрантами из ЕАЭС и мигрантами из остальных стран СНГ, вынужденных оформлять патент, служит статистика уведомлений о заключении договоров (посылаемых работодателями в миграционные органы при найме иностранцев), которая заметно изменилась за год в пользу именно мигрантов из ЕАЭС (табл. 3). Так, в среднем по России в 2015 г. доля уведомлений о найме граждан ЕАЭС от нанятых по патенту составляла 20% (от 0,5% в С.-Петербурге и Ленинградской области до 46% в Приморском крае), а в 2016 г. она приблизилась к 50% (от 20% в С.-Петербурге и Ленинградской области до 119% в Приморском крае).
Таблица 3
Количество уведомлений от работодателей, заключивших договоры с иностранными работниками в 2015-2016 гг., по отдельным субъектам РФ
Субъект РФ Уведомления о заключении договора
9 мес. 2015 г. 9 мес. 2016 г.
с работающими по патенту с гражданами из стран - членов ЕАЭС с работающими по патенту с гражданами из стран - членов ЕАЭС
Москва С.-Петербург и Ленинградская обл. Свердловская обл. Новосибирская обл. Приморский край РФ в целом 69903 88777 14382 15878 1239 609739 8031 482 3398 2708 566 120522 107984 110478 12453 21011 2089 687931 90536 21577 11657 10593 2494 333496
Источник: данные ГУВМ МВД РФ, форма «1-РД».
В результате конкуренция на рынке труда сместилась в среду самих иностранных мигрантов (конкурируют мигранты, имеющие патенты, и мигранты из ЕАЭС или украинцы со статусом временного убежища). Российские же работники, судя по интервью и фокус-группам, по-прежнему не являются конкурентами иностранцам. Более того, несмотря на ожидания, в кризис не произошло дополнительного обострения этой конкуренции. С одной стороны, рабочих мест стало меньше, но с другой - количество иностранцев также заметно уменьшилось. Если же конкуренция и возникает, то, главным образом, в нишах общей занятости иностранцев и внутренних российских мигрантов. Коренные жители крупных городов практически никогда не являются конкурентами мигрантам.
Из экспертных интервью:
- Я не могу сказать профессионально, но на уровне жителя, в сфере работы, я ни разу не сталкивалась с тем, чтобы наши говорили, что у них забирают рабочие места. Это больше миф, навеянный средствами массовой информации (Управление по делам национальностей и взаимодействию с религиозными организациями Новосибирской области, Новосибирск).
- У нас нет конкуренции. Не знаю, во всяком случае, взрывов и жалоб... Бывают там какие-то письма, почему не принимают русских, а берут иностранцев, но это бывает очень редко и не всегда от адекватных людей. Такого, чтоб кто-то чье-то место занимал, мы с этим не сталкивались (Комитет по труду и занятости населения, С.-Петербург).
- Те рабочие места, которые занимают иностранные рабочие, мы конечно не закроем ресурсами Приморского края. Мы уже давно говорим, что мы трудоне-достаточный регион (Департамент труда и социального развития Приморского края, Владивосток).
Многие работодатели заявляли наоборот, о снижении конкуренции5 в силу их заинтересованности в привлечении российских работников (внутренних мигрантов) вместо иностранных (проще оформление, нет дополнительных проверок и т.д., а налоговая нагрузка практически одинаковая). Тем не менее особых успехов в «импортозамещении» работников не произошло.
Из ответов работодателей - участников фокус-групп:
- У нас была попытка «мигрантозамещения». Поняли, что не сработало просто-напросто. Люди не шли. Особенно на самые низшие неквалифицированные должности из разряда «разнорабочий», «уборщица», «мойщица». Просто не идут наши. Т.е., не получилось (С.-Петербург).
- Для меня сейчас тоже несколько удобней замещать их нашими родными курскими парнями. Ну, я не могу сказать, что это как-то значительно, но чуть-чуть больше стало наших (Москва).
- Приходят русские на их место. Но они не остаются (Новосибирск).
Та небольшая конкуренция между внутренними и внешними мигрантами, которая сохраняется и в этот кризис (как и в предыдущий), объясняется несколькими причинами, в том числе не только экономическими. Во-первых, даже при официальном оформлении наем иностранцев все равно остается экономически более выгоден работодателю, так как при равных месячных зарплатах объем работы, выполняемой иностранцами, как правило, гораздо больше (т. е. почасовая оплата иностранцев почти всегда оказывается ниже). Во-вторых, иностранцы спокойней реагируют на переработки, безропотно выполняют любую грязную и тяжелую работу, «не качают» права. Эти же аспекты отмечались и в исследованиях прошлых лет [9, с. 37].
Из ответов работодателей - участников фокус-групп:
- Так все и останется, если они выполняют больший объем работы, больше работают, на больничный не ходят и за меньшую сумму работают, то, конечно, выгоднее работать с ними (Новосибирск).
- Приходит ко мне поганец с биржи труда и говорит: «Напишите мне отказ.» Спрашиваю: «Ты же работу ищешь?» Отвечает: «Меня устраивают мои 5000 по безработице.» Такие были сплошь и рядом, сейчас я просто сказал своей кадрович-
5 Косвенным подтверждением того, что конкуренция между российскими и иностранными мигрантами в кризис не стала жестче, служат данные опроса Левада-центра. Если в октябре 2012 г. 67% россиян были согласны, полностью или частично, что мигранты занимают рабочие места россиян, то в нынешнее кризисное время, в августе 2016 г., - 62%. Т.е. их доля не только не увеличилась, но даже и снизилась, несмотря на продолжающуюся мифологизацию этого вопроса [12].
ке, чтобы туда не обращалась. Мигранты приезжают работать и заработать, хоть весь световой день, так как сдельщина (Екатеринбург).
- Цена - самое главное. Дешевая рабочая сила и безотказность в любое время дня и ночи, а строительство предполагает иногда, что нужно срочно такое-то количество людей, ...часто бывают накладки, и они готовы идти на любые уступки, на любые (Москва).
Третья причина, по которой не удалось массово заменить иностранцев россиянами, - это просто физическое отсутствие таких работников, в необходимом количестве и необходимой квалификации.
Из ответов работодателей - участников фокус-групп:
- У нас есть объект, директор которого спросил: «Почему Вы берете на работу только иностранцев?» И он попросил заменить весь персонал. Мы выложили вакансии, выбирали, выбирали... Не остаются, никто (Новосибирск).
- На строительном рынке сегодня работников россиян практически нет. Т.е., я думаю, в моей фирме, которая специализируется на отделочных, фасадных и внутренних работах, россиян 5 процентов, причем это во всем городе так. Я хочу сказать, что сломана профсистема подготовки кадров, не найти сегодня училища, которое готовило бы плотников, маляров, штукатуров, а значит, выходцы из стран СНГ становятся рабочей силой России (Екатеринбург).
Видимо, низкий уровень безработицы в нашей стране (в том числе связанный со снижением численности трудоспособного населения) пока позволяет большинству россиян избегать «непрестижных» рабочих мест и тяжелых условий труда. У иностранцев же на родине ситуация гораздо хуже, и они вынуждены соглашаться на любые условия работы и проживания.
Из ответов работодателей - участников фокус-групп:
- У нас кто пойдет нянечками и сиделками с высшим медицинским образованием? Никто. Они в какие-то частные клиники пойдут. А работать домработницей -это «не комильфо». А мигранты работают. Отправляют деньги родным (Москва).
- У нас такая работа, что не каждый из москвичей захочет, да и вообще ни один не хочет. Москвичи идут только на технику. И то хотят, чтобы все было чисто и аккуратно, а обслуживающий персонал на машину - три человека, не хочешь - дай. Москвичи - это руководство, юристы, бухгалтерия, начальство и хозяева фирмы. Остальные все - мигранты (Москва).
- За семнадцать тысяч пенсионер русский, или даже не пенсионер, пойдет, получит лицензию, отучившись в школе, и сядет охранником на непыльное место, и будет сидеть сутками, но снег чистить не пойдет. И сидят счастливые (Екатеринбург).
- Ну, россиян было раньше побольше. Но у них такая особенность - деньги получил, уехал. А там ждешь, приедет он или не приедет. Загулял. И звонишь, и ждешь, когда он явится (Москва).
- Приезжие иностранцы неприхотливы. В ЖКХ зарплаты у нас небольшие. Они рады этой работе. Иностранцы - это самые наши надежные. Они работоспособны, неприхотливы. (Новосибирск).
В то же время исследование показало, что работодатели не придерживаются какой-то одной определенной позиции: брать только иностранцев или брать только россиян. Большинство с радостью готово совмещать наем иностранцев и россиян, некоторые даже, наоборот, в отдельных случаях отдают предпочтение российским гражданам (в том числе, по требованию заказчиков работ). В любом случае, чаще всего в компаниях совмещается наем квалифицированных россиян и неквалифицированных мигрантов, что для российской рабочей силы, скорее, плюс.
То, что полученные в результате интервью и фокус-групп выводы соответствуют реальной ситуации в исследуемых городах, можно проверить с помощью статистики незакрытых вакансий. У россиян есть все возможности найти работу в крупных городах, там же, где ее ищут иностранцы (табл. 4).
Таблица 4
Имеющиеся в Общероссийской базе вакансий рабочие места, данные на 25 октября 2016 г., Россия и отдельные города
Субъект РФ Предлагаемые рабочие места
РФ в целом 1220586
Москва 107255
С.-Петербург 24855
Екатеринбург 15518
Новосибирск 13767
Владивосток 6834
Источник: [15].
Выводы. И миграционная статистика, и результаты социологического исследования подтверждают сохранение интереса к российскому рынку труда большей части мигрантов из стран СНГ, частично - по причине отсутствия альтернативных источников заработка на их родине. Введенное в 2015 г. новое миграционное законодательство существенно облегчило процедуру доступа иностранных мигрантов из безвизовых стран на российский рынок труда, но одновременно удорожило ее. На фоне тяжелой экономической ситуации в России, девальвации рубля, сокращения предложения на рынке труда это вызвало снижение доли легализующихся в России трудовых мигрантов.
При этом практики взаимоотношений российских работодателей с иностранными мигрантами мало изменились по сравнению с прошлым кризисом. Работодатели не проявили массового интереса к официальному оформлению иностранных работников, хотя юридические барьеры в виде квотирования разрешений на работу были ликвидированы упомянутыми изменениями в миграционном законодательстве.
Одновременно на российском рынке труда продолжает сохраняться потребность в иностранных работниках. Несмотря на удорожание стоимости труда иностранных мигрантов, российские работодатели не декларировали готовности к отказу от их привлечения. Это объясняется не только экономической целесообразностью использования иностранного труда, но и отсутствием российских работников требуемой квалификации. В целом обострения конкуренции между российскими и иностранными работниками во время кризиса не произошло, как не произошло и массового «мигрантозамещения» иностранцев россиянами. Скорее, конкуренция обострилась между самими мигрантами, имеющими разный статус: работодатели активно стали заменять работников из Узбекистана и Таджикистана мигрантами из стран - членов ЕАЭС, а также имеющими временное убежище украинцами, так как всем этим категориям не требуется оформления разрешительных документов для работы, и их наем в целом оказывается дешевле и проще. И это единственная новая практика в сфере взаимоотношений работодателей и иностранных мигрантов, отличающая современную ситуацию от прошлого кризиса.
В ближайшей перспективе нет никаких предпосылок, что ситуация с наймом иностранных работников в России кардинально изменится.
Литература
1. Концепция государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 г. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.kremlin.ru/events/president/news/15635.
2. Коровкин А.Г. Проблемы согласования спроса на рабочую силу и ее предложения на российском рынке труда //Проблемы прогнозирования. 2011. № 2. С. 103-123.
3. Григорьева К.С., Мукомель В.И. Мигранты и россияне на рынке труда: условия, режим труда, заработная плата //В сб.: Мигранты, мигрантофобии и миграционная политика / Отв. ред. В.И. Мукомель. М.: НП «Центральный Дом адвоката». Московское бюро по правам человека. «Academia». 2014. С. 82-99.
4. Дятлов В.И., Петрова Е.Н. Иркутская область: динамика внешних миграций в условиях экономического кризиса // Известия Иркутского государственного университета. Сер.: Политология. Религиоведение. 2010. № 2. С. 73-83.
5. Мигранты глазами москвичей. Тема номера //Демоскоп-Weekly. № 605-606. Август 2014. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://demoscope.ru/weekly/2014/0605/index.php
6. Флоринская Ю. Ф. Влияние миграции на рынок труда в Москве: представления москвичей и реальность // Проблемы прогнозирования. 2015. № 2. С. 135-143.
7. World Migration Report 2008: Managing Labor Mobility in the Evolving Global Economy. Switzerland. Geneva: International Organization for Migration, 2008. P. 562.
8. Awad I. The Global Economic Crisis and Migrant Workers: Impact and Response. International Labor Office. ILO. International Migration Programme. Geneva, 2009. 60 p.
9. Миграция и демографический кризис в России / Под ред. Ж.А. Зайончковской, Е.В. Тюрюкановой. Сер.: Миграционный барометр в Российской Федерации. М.: МАКС Пресс, 2010. 112 с.
10. Чудиновских О.С. К вопросу о возможном влиянии кризиса на международную миграцию в России // Де-москоп-Weekly. № 363-364. 2-15 февраля 2009. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://demoscope.ru/weekly/2009/0363/analit04.php
11. Флоринская Ю.Ф. Наем мигрантов в период кризиса (по результатам социологических опросов и фокус-групп) //Проблемы прогнозирования. 2010. № 6. С. 149-156.
12. Левада-центр. Аналитический центр Юрия Левады. http://www.levada.ru/2016/10/11/intolerantnost-i-ksenofobiya/
13. Работа в России. Общероссийская база вакансий. https://trudvsem.ru