ОРИГИНАЛЬНАЯ СТАТЬЯ
DOI: 10.34022/2658-3712-2021-44-3-157-169 УДК 316 ^ М12
РАБОТНИКИ-ПЕРФЕКЦИОНИСТЫ: ГЛАВНЫЕ КАЧЕСТВА И ОСОБЕННОСТИ УПРАВЛЕНИЯ КАРЬЕРНЫМ РОСТОМ
Ю.А. Филясова
Санкт-Петербургский государственный экономический университет
Санкт-Петербург, Россия http://orcid.org/0000-0002-9728-9458
АННОТАЦИЯ
Актуальность исследования состоит в том, что перфекционизм как психологический конструкт личности все больше приобретает статус социального явления под влиянием смены поколений, сложных экономических условий, сокращения объема ресурсов, повышения конкуренции на рынке труда, других внешних социально-экономических аспектов. Цель работы - изучение и определение процессов обеспечения карьерного роста работников-перфекционистов. При подготовке статьи использован семантический анализ терминов «карьерный рост» и «перфекционизм» в контексте научных исследований. В результате было выявлено, что перфекционизм работников организаций характеризует, главным образом, начальные этапы карьерного роста и имеет два направления развития: положительный и отрицательный. Первый реализуется в виде повышенной трудоспособности и результативности работников, их способности быть лидерами в социально-трудовом коллективе и стимулировать высокую производительность командной работы. Второй - в виде неэффективной деятельности, неспособности достижения организационных целей, излишнего внимания к деталям, самокритичности и придирчивости к коллегам. Общими свойствами перфекционизма личности являются низкие стрессоустойчивость и коммуникабельность, ригидность целей, максималистский подход к решению задач. В организационной среде положительный перфекционизм работников имеет высокую ценность, поскольку руководство компаний, как правило, разрабатывают амбициозные планы относительно собственного развития и получения прибыли. Совпадение личных интересов и организационных целей может принести желаемые результаты, однако для этого должны быть созданы необходимые условия.
По результатам проведенного исследования сделан вывод: управление карьерными траекториями пер-фекционистов должно быть ориентировано, прежде всего, на коррекцию их личностного конструкта. При горизонтальном продвижении перфекционистов необходимо обучать навыкам управления временем, приоритизации целей, работе в команде, поиску нестандартных методов и решений задач. В случае вертикального продвижения рекомендуется предлагать курсы деловой коммуникации, стрессоустойчивости, лидерства, менеджмента. Обязательными условиями успешного функционирования перфекционистов в организационной среде являются планирование индивидуальных карьерных траекторий, мониторинг трудовой деятельности, благоприятный психологический климат, система дополнительного стимулирования.
Ключевые слова: перфекционизм; управление персоналом; карьерный рост; карьерная траектория; горизонтальное продвижение; планирование карьеры; обучение персонала.
Для цитирования: Филясова Ю. А. Работники-перфекционисты: главные качества и особенности управления карьерным ростом. Социально-трудовые исследования. 2021;44(3):157-169. DOI: 10.34022/2658-3712-2021-44-3-157-169.
ОRIGINAL PAPER
PERFECTIONISM IN THE WORKPLACE: MAIN FEATURES AND CAREER GROWTH MANAGEMENT
Y.A. Filyasova
Saint-Petersburg State University of Economics, Saint-Petersburg, Russia http://orcid.org/0000-0002-9728-9458
© Филясова Ю.А. 2021
ABSTRACT
The relevance of the research lies in the fact that perfectionism as a psychological construct of a personality is acquiring a status of a social phenomenon influenced by external social and economic factors, such as generational change, difficult economic conditions, reduced resources, increased competition in the labor market. The aim of the research is to consider career progression process security for perfectionist employees. A semantic analysis of the terms "career growth" and "perfectionism" in the context of scientific research was used. The research indicates that employee perfectionism at the workplace characterizes mainly initial career stages and has two development trends: positive and negative. The former appears as increased working ability and labor efficiency, team leadership, and their inspiration for higher productivity. The latter manifests itself as inefficient activity, inability to achieve organizational goals, excessive and unwanted attention to detail, self-criticism, and fault-finding with colleagues. Common perfectionist features are low-stress resilience, communicability, goal rigidness, all-or-nothing approach to reaching goals. In an organizational environment, positive employee perfectionism has a high value since company management draws up ambitious plans for development and profit generation. Matching personal employee interests and organizational goals can bring intended results; however, it requires the creation of certain conditions.
The practical relevance of the conducted analysis lies in the fact that perfectionist career trajectory management should be primarily oriented towards correction of their personal construct. Lateral promotion requires training time management skills, goal prioritization, teamwork, nonstandard methods of problem-solving and goal achievement. Vertical advancement implies learning courses on business communication, stress resistance, leadership, and management. Individual career trajectory planning, labor activity monitoring, healthy psychological climate, incentive schemes are necessary conditions for successful perfectionist employee functioning in an organizational environment.
Keywords: perfectionism; personnel management; career growth; career trajectory; lateral promotion; career planning; personnel training.
For citation: Filyasova Yu.A. Perfectionism in the workplace: main features and career growth management. Social and labor research. 2021;44(3):157-169. DOI: 10.34022/2658-3712-2021-44-3-157-169.
ВВЕДЕНИЕ
В данной работе сделана попытка рассмотреть и классифицировать особенности развития карьеры работников с завышенными ожиданиями от трудовой деятельности и амбициозными планами карьерного роста, характеризуемыми как перфекционизм.
Карьера как явление общественной реальности рассматривается в контексте различных внешних (социальных, политических, экономических, профессиональных, научных, технологических) и личностных (возрастных, гендерных, психологических, мотивационных) особенностей. Анализ 207 зарубежных научных работ в области карьерного роста, отобранных методом сплошной выборки по ключевым словам «career development», «career advancement», «career growth», «career progression», «career progress», «career enhancement» в наукометрической базе данных1, охватывающие временной промежуток 1985-2021, показывает, что в фокусе внимания исследователей находятся, главным образом, вопросы развития карьеры женщин, молодежи, студентов, работников академической сферы и медицины. Значительную часть науч-
1 Scopus. https://www.scopus.com [accessed: 26.03.21]
ных статей составляют вопросы планирования индивидуальной карьеры и продвижения по организационной иерархической лестнице. Особо выделяются статьи, посвященные проблемам людей с ограниченными возможностями и социальных меньшинств. Общие вопросы касаются профессиональной идентичности, мобильности трудоспособного населения, равных карьерных возможностей, эмоционального интеллекта, социальной справедливости, социальной помощи и др. Карьера как социальное явление ассоциируется с постепенным накоплением знаний и опыта, соблюдением здорового баланса между работой и частной жизнью, непрерывным обучением, необходимостью планирования карьеры, приобретением специальных навыков построения индивидуальной карьерной траектории. Карьера - это долгосрочное явление, которое начинается с ранних возрастных периодов - детства и отрочества. Именно они оказываются в фокусе внимания исследователей. Наиболее распространенный процесс, обеспечивающий развитие карьеры, на рассмотренном материале, - это наставничество (табл. 1).
Современное понимание карьеры в значительной мере отличается от традиционного представления [1] и может представлять собой неожидан-
■
Таблица 1 / Table 1
Тематика научных статей на тему «карьерный рост» / Subject area of research papers on the topic "career growth"
Общие темы / General topics Вопросы / Questions
Планирование Составление стратегий (4), программ (4), траекторий, благоприятных условий; предоставление услуг по развитию карьеры (4); непрерывное обучение (3), образование (5), курсы, семинары; знания; наставничество (11); навыки (4); способности (2); успех, лидерство (5).
Категории населения Развитие карьеры женщин (40), детей (6), подростков (13), студентов (8), преподавателей (5), профессоров университетов (7), школьных психологов, тренеров, игроков в крикет, футболистов, предпринимателей, низкооплачиваемых рабочих (3), программистов, управленцев, персонала организации, сотрудников библиотеки, врачей (2), медсестер (2), патологоанатомов, хирургов (5), чиновников, психологов, статистов, иммигрантов, коренных жителей, ветеранов войны, слабо видящих, людей с ограниченными возможностями, людей с психическими отклонениями (3), травмами.
Социальные вопросы Социальная справедливость, инклюзия, социодемографические характеристики, социальная поддержка, человеческий и социальный капитал, взаимодействие бизнеса и власти, социальные сети (2), общественная политика, кризис, подходы, скорость продвижения, оценка карьеры, подходы, усилия, случайность (2), личность, семья, трудовое законодательство и рыночный спрос.
Деловая среда Эмоциональный интеллект, доверие, духовность, метемпсихоз, доброта, межличностные отношения (2), этикет, культура (2), бикультурализм, мотивация, профессиональная идентичность, трудовая мобильность, равные возможности, амбиции (2), старание, соотношение между работой и частной жизнью, качество выполнения рабочих обязанностей, стресс, текучесть кадров, поиски работы, удовлетворенность работой (2), эрготерапия, работа с клиентами, оценка трудовой деятельности, рентабельность персонала, романтические отношения на рабочем месте, развитие человеческих ресурсов, заявления на работу, организационная карьера (8), организационные барьеры развития карьеры (3), пожизненная занятость.
Источник / Source: разработано автором / compiled by the author.
ные сочетания профессиональных компетенций и социальных ролей. Отличительной особенностью современного общества становится отсутствие твердых моделей достижения успеха. Тем не менее, успех продолжает оставаться ключевым фактором мотивации и развития личности.
Карьерный рост в организации определяется организационной и корпоративной культурой, в том числе системой оплаты труда. Карьерный рост является ответственностью организации, поскольку планирование карьеры самим работником не гарантирует успешное карьерное продвижение [2, с. 133]. Внешними признаками карьерного роста являются скорость продвижения и увеличение вознаграждения. Основаниями карьерного роста выступают профессиональное компетентностное развитие и достижение организационных целей. Скорость продвижения по карьерной лестнице зависит от степени включенности в решение общественно, а не личностно значимых задач [3].
Несмотря на стремление к объединению различных научных направлений, синтезу научных знаний, отделение сфер деятельности и углубленная спецификация в каждой области приводит к тому, что, например, классическое образование и карьера перестают быть взаимосвязанными и взаимообусловленными явлениями. Высшее образование сегодня не гарантирует трудоустройство и достойную заработную плату. Именно практическая деятельность человека, нацеленная на преодоление трудностей и до-
стижение результатов, составляет основу счастья [4]. Успешное решение задач в социально-трудовой среде ассоциируется с получением определенного вознаграждения и, в конечном итоге, приводит к осознанию человеком реализованного личностного потенциала. Формирование стремления к выполнению большого количества задач, сопряженных с преодолением немалых трудностей с минимальными затратами различных ресурсов, является залогом экономического развития общества. Именно идея получения вознаграждения и социального признания заставляет людей прикладывать максимум усилий для соответствия высоким стандартам общества и формирует социальный предписанный конструкт личности - перфекционизм.
Более высокое положение в организационной структуре означает более длительный период обучения [5]. «Лица, обладающие сформированным в период обучения в образовательной организации индивидуальным стилем деятельности, отражающим перфекционистские тенденции, в первый год поступления на службу в органы внутренних дел, сталкиваются с дефицитом положительного подкрепления данного стиля со стороны социальной среды» [6, с. 181]. Невключенность в неформальные отношения и коммуникацию в социальных сетях; культурные различия, отсутствие наставничества формируют барьеры карьерного развития в организации [7]. Напротив, экстраверсия и коммуникативные навыки рассматривают-
ся как наиболее вероятные предикторы быстрого карьерного продвижения [8]. Этапы карьерного роста, характеризующиеся перфекционизмом, -это начальные периоды: профессиональная подготовка, адаптация, овладение мастерством и, в меньшей степени, совершенствование профессионального мастерства.
ПЕРФЕКЦИОНИЗМ: ЧЕМ ВЫЗВАН РОСТ НАУЧНОГО ИНТЕРЕСА?
Перфекционизм традиционно рассматривают с положительной и отрицательной позиций. В деловой среде признаками положительного перфек-ционизма являются выполнение заданий в срок, готовность работать сверхурочно, в том числе на безвозмездной основе, обучение новых сотрудников, помощь руководству в реализации управленческих решений. В отрицательной форме перфек-ционизм проявляется как чрезмерное погружение в работу и углубление в детали, трудоголизм [9], прокрастинация, низкая адаптация и стрессоу-стойчивость, психологические проблемы, нарушение в коммуникации, избегание межличностных контактов и решения задач, неудовлетворенность работой, эмоциональное выгорание. Многочисленные научные исследования отмечают распространение и повышение значимости проблемы перфекционизма в различных областях.
Научные работы, отвечающие запросу «perfectionism» в наукометрической базе, составили 4655. Наиболее распространены исследования перфекционизма в психологии (2687 статей), в два раза меньше - в медицине (1858 статей). Область социальных наук находится на третьем месте по количеству статей, посвященных пер-
Environmental S... (1,0 %)
Medicine (26,4 %)
Рис. 1 / Fig. 1. Изучение перфекционизма в отраслях знаний / Research of perfectionism in subject areas
Источник/Source: Scopus. https://www.scopus.com [accessed: 26.03.21].
фекционизму (914). Значительно меньше статей - в гуманитарных науках (595), нейробиологии (196), сестринском деле (108), здравоохранении (104), управлении и бухгалтерии (101), биохимии, генетике и молекулярной биологии (83), науке об окружающей среде (72) и др. (рис. 1). Очевидно, что перфекционизм - это психологическое явление, граничащее с медицинскими случаями отклонений в индивидуальном развитии, которое имеет тесную связь с социальными аспектами жизнедеятельности общества.
Среди ученых, исследующих данную сферу, наибольшее число публикаций у Дж. Флетта, П. Хьюи-та, Дж. Штёбера, С. Шерри, К. Райс, А. Хилл и других (рис. 2).
Наибольшее же количество научных исследований и публикаций по данной проблематике зафиксировано в США, Великобритании, Канаде, Австралии, Германии и Италии (рис. 3).
Flett, G.L. Hewitt, P.L. Stoeber, J. Serry, S.B. Rice, K.G.
Hill, A.P. Egan, S.J. Ashby, J.S. Smith, M.M. Hewin, P.L.
20
40
60
80 100 Документы
120
140
160
180
0
Рис. 2/ Fig. 2. Число документов по авторам / Number of papers by authors
Источник/Source: Scopus. https://www.scopus.com [accessed: 26.03.21].
■
United States
United Kingdom
Canada |
Australia
Germany
Italy
Spain Iran Turkey China i
0 100 200 300 400 500 600 700 800 900 1000 1100 1200 1300 1400 1500
Рис. 3/ Fig. 3. Число научных работ в странах / Number of research papers by countries
Источник/Source: Scopus. https://www.scopus.com [accessed: 26.03.21].
500
Рис. 4/ Fig. 4. Число документов на тему «перфекционизм» с 1946 г. по 2021 г. / Number of papers on the topic of "perfectionism" from 1946 to 2021
Источник/Source: Scopus. https://www.scopus.com [accessed: 26.03.21].
Началом увеличения количества работ на данную тему следует считать 1995 г. (рис. 4), после которого наблюдается стремительный рост научного интереса к данной теме. Причины этого лежат на поверхности: сокращение ресурсов, повышение возможностей карьерного роста благодаря ускорению социально-экономических процессов, открывшимся возможностям обучения и развития в цифровой реальности и, как следствие, увеличению конкуренции. Перфекционизм наиболее ярко проявляется среди молодежи, поскольку получив образование, они вступают в активную фазу социализации, стремятся занять высокое положение в социальной структуре общества и
обрести материальные блага [10, с. 18]. Родители, оказавшись в сложных социально-экономических условиях [11; 12; 13], являются ключевым проводником перфекционистских устремлений их детей. Перфекционизм можно рассматривать как способ молодежи «вытеснить экономически активное население из господствующих распределительных отношений» [14, с. 10] за счет достижения более высоких результатов деятельности. Перфекционизм личности максимально фокусирует внимание работника на задачах, повышая его работоспособность, тщательном изучении проблем и их связей с различными областями и возможностями решения задач. Перфекционизм
в положительной форме нацелен на повышение эффективности и качества деятельности работника. В отрицательной форме перфекционизм, напротив, является сдерживающим фактором личной результативности и нагнетания напряженности в социально-трудовом коллективе.
Еще одной весомой причиной развития отрицательных форм перфекционизма личности в социально-экономическом плане является существующая рентная структура заработной платы: «сегодня уровень заработной платы труда в большей степени определяется условиями функционирования и экономическим положением отдельных отраслей экономики, субъектов хозяйствования, а не сложностью труда и его условиями, уровнем квалификации работников и стоимостью их подготовки» [15, с. 13]. Зависимость заработной платы от общего уровня доходов отрасли существенно снижает мотивацию работников к трудовой деятельности и повышению производительности собственного труда. Высокая самоотдача, характерная для перфекционистов, значительные временные и интеллектуальные затраты со стороны работников, не встречающие соответствующего вознаграждения со стороны работодателя, приводят к их эмоциональному выгоранию и снижению эффективности трудовой деятельности.
Перфекционизм как явление социально-трудовой среды соотносится с такими понятиями как «личная эффективность», «стремление к лидерству», «потребность в самореализации» и «трудовой потенциал работника».
Личная эффективность в организационной среде означает способность к достижению поставленных целей и получению необходимого результата. Положительный перфекционизм превышает показатели личной эффективности, поскольку результативность деятельности превосходит ожидания, а отрицательный перфекци-онизм препятствует достижению основных базовых показателей личной эффективности.
Стремление к лидерству сопряжено со стремлением к власти, управлению командой. Перфек-ционизм как стремление к достижению высоких результатов деятельности, скорее, предполагает доминирование такой личностной характеристики как исполнительность. Стремление к достижению поставленных целей и перевыполнение планов - это только один из компонентов концепта «лидерство».
Потребность в самореализации относится к высшей категории потребностей по А. Маслоу и
характеризует любого человека как члена общества, однако перфекционизм присущ не каждому человеку. Перфекционизм - это одна из акцентированных форм удовлетворения потребности в самореализации.
Трудовой потенциал работника-перфекцио-ниста характеризуется повышенной мотивацией к трудовой деятельности под влиянием таких факторов как семья, личностные качества, экономические и социальные потребности человека.
Социальной основой развития перфекциониз-ма в деловой среде следует считать амбициозные планы менеджмента по развитию организации, продвижению ее доброго имени, или положительной репутации, увеличению прибыли, сокращению расходов, оптимизации численности персонала - которые по своей ингерентной природе являются перфекционистскими. Стратегии, разрабатываемые руководителями организаций, также следуют перфекционистским мотивам. Составление рабочих планов, формулирование заданий работникам основываются на перфек-ционистских устремлениях менеджмента, предполагающие работу сверхурочно, сверх нормы, приобретение опыта и сокращение временных и других ресурсов для выполнения текущих обязанностей. Именно работники организации являются основной движущей силой реализации перфекционистских планов руководства. Собеседования при приеме на работу включают вопросы, нацеленные на выявление амбиций перспективных работников, на уровень их готовности не только выполнять, но главным образом, перевыполнять нормативные планы организации. Другими словами, работодатели готовы принимать на работу кандидатов с положительным типом перфекционизма.
СЕМЬ ОСНОВНЫХ ЦЕННЫХ КАЧЕСТВ ПЕРФЕКЦИОНИСТА
Перфекционисты - это, как правило, амбициозные и наиболее ценные работники [16], являющиеся основным источником развития компании и роста ее финансовых показателей. Они не приемлют устаревших управленческих методов, не отвечающих критериям эффективности, качества и результативности. Как показывает практика, именно такие работники способны создать дополнительную стоимость производимым товарам и услугам даже в рамках затратных мероприятий по развитию бизнеса, например, при смене поставщиков, перемещении офиса, поиске и выходе на новые рынки.
■
В результате исследования выявлены 7 основных качеств, определяющих высокую ценность
таких сотрудников:
• повышенная производительность: способность к достижению высоких результатов с использованием небольших ресурсов, быстрой обучаемости, поиску наиболее эффективных решений, быстрой имплементации решений и реализации необходимых процессов. Перечисленные качества также способствуют экономии ресурсов при осуществлении управленческих решений;
• повышенная стрессоустойчивость: способность к выполнению большего объема обязанностей, позволяющая сокращать расходы на наем дополнительных работников. Стрессоу-стойчивость персонала поддерживает здоровый климат в организации и распространяется на всех сотрудников. Нормальная рабочая атмосфера создает предпосылки для равномерного распределения обязанностей между членами коллектива;
• эффективное планирование: правильный подбор персонала означает, среди прочего, назначение на ключевые должности тех, кто потенциально способен не только исполнять текущие поручения, но и участвовать в принятии эффективных управленческих решений; тех, кому можно делегировать сложные задачи, требующие поиска решений, и подбор эффективной команды сотрудников;
• повышенное качество товаров и услуг: инициативность и творчество являются неотъемлемыми характеристиками ценных работников, которые способствуют производству более качественных товаров и услуг. Они, в свою очередь, позволяют увеличивать прибыль;
• повышенные доходы: являются ли ценные работники сотрудниками центра расходов или центра доходов, их способности к сокращению расходов и увеличению доходов значительно превышают способности обычных работников;
• повышенные способности: при появлении признаков кризиса или возникновения угроз для бизнеса ценные сотрудники находят нужные способы минимизации потерь или предлагают такие решения, которые позволяют даже увеличивать финансовые результаты организации;
• сокращение расходов на управление: ценные сотрудники предлагают решения, которые создают основу формирования стратегии развития организации, наиболее эффективным
образом приводящей ее к достижению поставленных целей.
Ценные сотрудники составляют основу успешной организации, проявляют ответственность, энергичность, готовность к сотрудничеству, инициативность, энтузиазм. Руководители высшего звена не могут в одиночку, без команды работников, способных эффективно решать задачи, подчиненные намеченной стратегии, управлять организацией. Ценные сотрудники повышают эффективность деятельности и увеличивают финансовые результаты организации.
Любая современная организация, ориентированная на рост и развитие, разрабатывает систему выплат и дополнительного стимулирования, обеспечивающая карьерный рост персонала, сочетающая амбициозные цели организации и потребности работников. Формирование системы стимулирования для работников-перфекциони-стов и планирование карьерного роста обеспечивают долгосрочное присутствие в организации ценных сотрудников.
Особенности трудовых функций перфекцио-нистов включают:
1) необходимость постоянного подкрепления достигнутых результатов различными видами трудового стимулирования (материальными или нематериальными);
2) необходимость выполнения амбициозных задач ввиду ориентации на максимальный результат деятельности;
3) расширение круга обязанностей рядовых сотрудников одновременно с ограничением времени на их выполнение, поскольку рядовым сотрудникам свойственен высокий уровень пер-фекционизма, который сдерживает их карьерный рост [17, с. 393].
4) решение большого числа практических задач, требующих выполнения действий и материализации конечных результатов, поскольку коммуникативная активность является средством перфекционистов для демонстрации их совершенства [18].
Следует отметить, что одни и те же перфекци-онистские качества могут иметь разную степень проявления (табл. 2). В зависимости от внешних факторов и личностной мотивации к труду пер-фекционизм в деловой среде может проявляться либо как положительное, либо как отрицательное свойство личности. К внешним условиям в организационной среде относятся организация труда, организационная культура, профессиональная подготовка, трудовая дисциплина, ин-
Таблица 2/ Table 2
Признаки положительного и отрицательного перфекционизма / Features of positive and negative perfectionism
Положительные признаки / Positive signs Отрицательные признаки / Negative signs
- соблюдение правил и инструкций - отслеживание соблюдения правил другими работниками - исполнительность - участие в управлении при возникновении конфликтных ситуаций - постановка амбициозных целей - реалистичность самооценки, выбора целей, планирования - способность решения проблем - высокая самоэффективность, находчивость, самоконтроль - адаптивные стратегии обучения, высокая академическая успеваемость - альтруистическая социальная позиция - твердая вера в собственные силы и способности коллег, ориентация окружающих на успех - четкое понимание необходимости достижения более высоких целей, чем прежде - стремление к порядку, внимание к деталям, требовательность - чрезмерный контроль над собственным поведением и поведением коллег - повышенная критичность к себе и коллегам - ручное управление - низкая стрессоустойчивость - при утомлении, монотонном труде, повышенном давлении отрицательные качества отягощают поведение и результативность перфекционистов - низкая скорость принятия решений в стрессовых условиях - постановка недостижимых целей для себя и коллег - завышенная самооценка по сравнению с оценкой коллег - самокритичность, чрезмерная акцентуация внимания на недостатках - чрезмерное внимание к деталям, дотошность, упущение главной цели - низкая производительность - завышенные ожидания от коллег, повышенная настойчивость, натянутые отношения с коллегами - идентификация собственной личности с результатами своей работы - страх совершения ошибок - стремление к совершенству из-за страха получения низкой оценки окружающих - нежелание меняться, избегание инновационных подходов - неспособность ранжирования проблем - неспособность и нежелание делегировать ответственность - препятствование проявлению инициативы коллег и подчиненных, развитие пассивности окружающих
Источник/Source: разработано автором / compiled by the author.
новационное мышление, экономическая ответственность [19, с. 13].
УПРАВЛЕНИЕ РАБОТОЙ ПЕРФЕКЦИОНИСТОВ: ОСОБЕННОСТИ И РЕКОМЕНДАЦИИ
Перфекционисты - категория работников, которые способны в несколько раз увеличить стоимость организации. Однако незнание методов работы с данной категорией сотрудников может привести к неэффективному управлению персоналом и финансовым потерям.
Важными составляющими труда перфекцио-нистов должны стать творчество, благоприятный психологический климат, доверие, мотивация. Возможность проявления творчества позволяет работникам применять нестандартные решения задач, выполнять исследовательскую и познавательную деятельность, демонстрировать исключительные интеллектуальные и физические способности. Творческий компонент предоставляет возможности избегать четкого следования правилам и инструкциям, чрезмерного контроля над собственной деятельностью и работой коллег. Задача, не имеющая однозначного способа решения, исключает страх совершения ошибки, требуя инновационных подходов.
Психологический климат является залогом продуктивных отношений, психологического здоровья сотрудников, высокой производительности, длительной и устойчивой карьеры работников в организации. Перфекционисты крайне восприимчивы к негативной атмосфере. Она приводит к появлению в их деятельности отрицательных признаков, таких как чрезмерное внимание к деталям, избегание контактов, удержание важной для коммуникации информации и др. (табл. 2).
Крайне нежелательным стилем управления для них является авторитарный, который принципиально совпадает в своей социальной основе с отрицательной формой перфекционизма, поскольку он не предполагает развитие социальных навыков или проявления инициативности персонала, а направлен на повышение исполнительности и совершенствования предписанных функциональных обязанностей. Демократический и либеральный стили управления в большей мере способствуют преодолению ригидного конструкта личности перфекционистов [20].
Мотивация наиболее продуктивных сотрудников, к которым относятся перфекционисты, может носить как материальный, так и нематериальный
■
характер. Материальная мотивация позволяет не только стимулировать деятельность перфекцио-нистов, но и экономить финансовые затраты, связанные с управлением, удерживая материальные ресурсы при невыполнении работниками поставленных задач. Нематериальное стимулирование выполняет социальную функцию, обеспечивая возможности обучения, посещение культурных заведений и мероприятий за счет организации, участие в управлении, работу по индивидуальному гибкому графику. Мотивационный механизм позволяет связывать результаты деятельности работника и объем выплат таким образом, чтобы предупредить развитие негативных форм пер-фекционизма.
К рекомендациям по управлению работой перфекционистов можно отнести следующие: расширение полномочий и увеличение функциональных областей ответственности, т. е. контроль над выполнением нескольких задач; ориентация на поиск новых возможностей и направлений деятельности; установка на применение инновационных подходов и технологий;
дифференциация главных функций и второстепенных задач; избегание погружения в детали; снижение стрессогенных факторов и создание благоприятной рабочей атмосферы; обучение работе в условиях психологического давления, управлению стрессом; обучение делегированию ответственности, толерантности к иным способам решения задач коллегами;
обучение навыкам формирования команды и управления командным духом (лидерству); обучение постановке реалистичных целей; ориентация на достаточный, а не идеальный результат;
• восприятие организационных задач в широком контексте.
УПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЕМ КАРЬЕРЫ ПЕРФЕКЦИОНИСТОВ
Управление развитием карьеры перфекци-онистов начинается с этапа планирования и определения типа продвижения: вертикального (должностного), горизонтального (профессионального), диагонального (должностного и профессионального). Карьерное развитие невозможно без дополнительного обучения, которое определяется индивидуальной траекторией карьерного роста. Повышение квалификации в про-
фессиональной области и в сфере деловой коммуникации создает предпосылки для формирования лидерских навыков. Перфекционисты, склонные к тщательному изучению предметной области в своей профессиональной деятельности, в большей степени подходят к горизонтальному росту, т. е. увеличению нагрузки без повышения в должности. Однако при положительных формах перфекционизма экономически целесообразно планировать их вертикальное или диагональное продвижение, обязательно сопровождающееся обучением навыкам межличностного общения, лидерству и психологии управления.
Социальный контекст проявления перфекци-онизма зависит от множества внешних факторов - глобальных и локальных, таких как цикл экономического развития рынка, стадии развития организации, личностный рост, организационная структура и организационная культура, экономическая успешность организации. Период экономического роста способствует развитию положительных форм перфекционизма, поскольку повышение прибыли позволяет организации достаточно легко реализовать систему не только обязательных, но и дополнительных выплат, реагируя на индивидуальный вклад каждого работника. Ряд отраслей, таких как машиностроение и добыча полезных ископаемых, могут быть представлены, в основном, крупными предприятиями; в то время как индустрия информационных технологий или сфера бытовых услуг - быстро развивающимися организациями малого и среднего бизнеса. Развитие карьеры перфекциони-стов во многом зависит от размера и структуры организации. В крупных компаниях с четким иерархическим делением и определенными должностными обязанностями карьерный рост, скорее всего, будет иметь замедленный характер, однако при этом развиваться в вертикальном направлении. В малых и средних организациях карьерное развитие пойдет по пути расширения обязанностей и ротации кадров, т. е. горизонтального продвижения, активно вовлекающего работников-перфекционистов в командную работу и, таким образом, развивающего их коммуникативные навыки. Особенностью управления карьерой пер-фекционистов является строгий учет профессиональных достижений и компенсация социально-значимых результатов на основе критериальной оценки результатов труда, поскольку стремление перфекционистов к превышению результативности деятельности может не быть связано с целями организации, или, напротив, отсутствие четких
требований может привести к снижению проак-тивности [17].
Предупреждение развития отрицательных форм проявления перфекционизма в организационной среде должно быть нацелено на преодоление различных барьеров за счет постановки реалистичных целей, анализа прошлого опыта и ошибок, создания конструктивной среды делового сотрудничества, предупреждения конфликтов и психологической поддержки. Постановка достижимых целей позволяет работнику-перфек-ционисту осознать безграничные возможности, открывающиеся благодаря правильному планированию. На основе анализа прошлого опыта путем моделирования потенциальных ошибок пер-фекционисты получают возможность сократить негативное влияние своих отрицательных качеств и увеличить эффективность деятельности, опираясь на сильные стороны.
Конструктивная работа в команде имеет ряд преимуществ над индивидуалисткой организационной средой: достижение общих целей, слаженная работа всех участников команды, зависимость каждого от результатов работы остальных, получение больших результатов на основе эффекта синергии, приверженность команде как вид мотивации к деятельности, коллективная отчетность. Коллективная работа разрушает непродуктивный перфекционистский конструкт личности. Благоприятная коллективная среда в значительной степени снижает стресс на рабочем месте, исключает открытые формы контроля, повышает уровень справедливого отношения к личному вкладу каждого в результативность деятельности.
Процессы обеспечения карьерного роста в отношении перфекционистов должны быть направлены, с одной стороны, на использование их личностных преимуществ - высокой мотивации, ответственности, самоотдачи; с другой стороны, на элиминирование отрицательных качеств, таких как чрезмерное стремление в совершенству, достижение максимальных результатов во всех аспектах деятельности (по принципу «все или ничего»), фокусирование внимания только на одном направлении деятельности, оставляя без внимания остальные, неэффективная результативность, низкая стрессоустойчивость, чрезмерная требовательность, стремление к тотальному контролю деятельности коллег.
Обучение должно включать курсы по психологии, коммуникации, управлению, лидерству, управлению временем, повышению личной эффективности, управлению стрессом. В деловой
среде перфекционисты воспринимаются как инициативные, но не вполне компетентные с точки зрения лидерства, в решении финансовых вопросов, управлении рисками и многофункциональности, поскольку перфекционизм, главным образом, оценивается как исполнительность и трудоголизм [9; 17], а не способность вести за собой других. Проблемными вопросами для пер-фекционистов являются мотивация коллег, ведение переговоров и управление стрессом. В процессе обучения перфекционистов необходимо акцентировать внимание на принятии достаточно хороших результатов вместо стремления к идеальным целям. Отличные результаты не всегда достижимы и могут нанести ущерб текущей деятельности. Эффективность работников определяется достижением необходимого результата, а не стремлением к завышенным целям.
Еще одним важным вопросом является необходимость обучения перфекционистов делегированию ответственности и осознанию ценности результатов деятельности коллег. Позиционирование себя как единственного способного исполнителя задач и обязанностей приводит к разочарованию, ошибкам и низкому командному духу в социально-трудовом коллективе. Делегирование позволяет снизить уровень стресса и открывает путь к появлению новых перспективных способов практической деятельности.
Приоритизация задач необходима для экономии времени как ценного ресурса. Эффективное распределение времени между важными и второстепенными задачами позволяет достигать результатов в гораздо более сжатые сроки и направлять усилия на действительно значимые области, приносящие максимальную прибыль организации.
Преодоление страха совершения ошибок позволяет опираться на положительный опыт и двигаться по пути развития, совершенствования необходимых навыков, постановки достижимых целей и пошаговому продвижению к повышению эффективности деятельности.
Участие в научных исследованиях открывает новые горизонты с точки зрения методов решения проблем. Отсутствие однозначного решения проблемы освобождает перфекционистов от стереотипного мышления, следования четким инструкциям.
Эффективная командная работа является ключевым фактором развития карьеры. Умение не только быть эффективным игроком, но главным образом, лидером, демонстрирует способность
■
Таблица 3/ Table 3 Процессы обеспечения карьерного роста перфекционистов / Processes ensuring perfectionist career growth
Рис. 5/ Fig. 5. Кардинальные формы проявления перфек-ционизма / Extreme perfectionism
Источник/Source: разработано автором / compiled by the author.
управления трудовым коллективом. Командная работа позволяет преодолеть стремление перфек-ционистов самостоятельно выполнять весь объем работ и обучает их навыкам коммуникации, достижению большей эффективности за счет синер-гетического эффекта совместной деятельности, распределению ролей, доверию, взаимной ответственности. Командная работа открывает более широкие возможности решения проблем посредством расширения инструментария реализации стратегий и целей, повышения результативности. Командная работа не столько обнаруживает недостатки каждого отдельного работника, сколько реализует творческий потенциал за счет совместных обсуждений, разработки вариантов решения задач и совершенствования способностей каждого участника коллектива. Работа в команде повышает уровень эмоционального интеллекта, который приводит к повышению общего уровня профессионализма и ценности каждого отдельного работника, является эффективным способом повышения психологической безопасности каждого сотрудника. Перфекционисты, ощущая поддержку коллег, менее подвержены стрессу, депрессии и выгоранию, чем в процессе индивидуальной деятельности. Следовательно, командная работа выполняет социальную функцию увеличения человеческого капитала.
На основе рассмотренных признаков можно сделать вывод о свойствах перфекционизма, имеющие кардинальные социальные формы проявления:
• от постановки высоких до заведомо недостижимых целей;
• от тщательного изучения вопросов до бессмысленного углубления в детали;
• от стремления к достижению максимальных результатов до невозможности осуществления какого-либо проектов из-за страха совершить ошибки;
Горизонтальный рост / Lateral promotion Вертикальный рост / Vertical advancement
- расширение обязанностей и выполняемых функций; - обучение управлению временем; - работа в команде; - участие в научно-исследовательской работе; - обучение деловому общению, лидерству, стрессоу-стойчивости; - увеличение функциональных обязанностей; - увеличение числа подчиненных; - руководство проектами.
- создание благоприятной рабочей атмосферы; - создание системы дополнительного стимулирования. - планирование карьерного развития; - мониторинг результативности деятельности.
Источник/Source: разработано автором / compiled by the author.
• от ознакомления с функциональными областями работы коллег до их полного контроля и ручного управления;
• от консультативной помощи коллег до чрезмерной критики их деятельности;
• от эмоционального переживания неудач в трудовой деятельности до высокой степени стресса и выгорания;
• от быстрой реализации задач до невозможности выполнения деятельности.
ВЫВОДЫ
Перфекционизм как явление, характеризующее начальные этапы становления профессионализма, требует горизонтального подхода к развитию карьеры в период подготовки и адаптации к профессиональной деятельности, за которым следует вертикальный рост после достижения профессионального мастерства. Рекомендации могут быть разделены на две группы: во-первых, мероприятия по созданию организационных условий; во-вторых, целенаправленные меры развития персонала, исключающие негативные формы поведения перфекционистов. Первая группа мероприятий одинакова для обоих типов карьерного роста - горизонтального и вертикального, она включает планирование, мониторинг, создание конструктивного рабочего климата, разработку системы материальной и нематериальной мотивации. Вторая группа мер предполагает расширение и укрупнение обязанностей, обучение тайм-менеджменту, интеграцию перфекционистов в командную работу и участие в научной деятельности - для горизонтального продвижения; и обучение работе в коллективе в качестве лидера,
навыкам управления и организации деятельности персонала - для вертикального роста.
Семантический анализ термина «карьерный рост» показывает, что траектория карьерного развития зависит от таких параметров как социальная категория населения, планирование, деловая среда и социальные условия. Перфекционисты представляют собой отдельную категорию лиц, обладающих определенным психологическим конструктом и социальным типом поведения и требующих учета психологических особенностей на этапе планиро-
вания карьерного роста и профессионального становления. Перфекционизм работников выступает движущей силой индивидуального социального роста и, одновременно, фактором экономического развития организации. Карьерное развитие работ-ников-перфекционистов может быть направлено по разным траекториям. Основное внимание в системе управления персоналом должно уделяться их личностному развитию и преодолению негативных признаков, сдерживающих выполнение социально значимых задач.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ
1. Филясова Ю. А. Развитие карьеры персонала организации // Управление. 2021;(1):80-91. DOI: 10.26425/2309-36332021-9-1-80-91
2. Липатова М. Е. Особенности карьерных продвижений за рубежом // Социологические исследования. 2001;(12):130-133.
3. Молл Е. Г. Управление карьерой менеджера. СПб., 2012. 352 с.
4. Тетиор А. Н. Смысл счастья человека и его жизни // Sciences of Europe. 2018;(30-2 (30)):44-54.
5. Клычникова К. А., Трегубова Е. А., Чирковская Е. Г. Карьерные траектории руководителей системы государственного управления // Образование личности. 2018;(2):51-55.
6. Гончарова Н. А. Психологические особенности перфекционизма как индивидуального стиля деятельности // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2018;(4 (80)):176-181.
7. Briggs E., Jaramillo F. Weeks W.A. Perceived barriers to career advancement and organizational commitment in sales // Journal of Business Research. Vol. 65 (7). 2012, Pp. 937-943. DOI: 10.1016/j.jbusres.2011.05.004
8. Francescato D., Lauriola M., Mebane M. Do personality traits and personal values predict career efficacy and career progression of successful political women? An exploratory study // Personality and Individual Differences. 2020. Vol.160, 1, 109918. DOI: 10.1016/j.paid.2020.109918
9. Spagnoli P., Kovalchuk L.S., Aiello M.S., Rice K.G. The predictive role of perfectionism on heavy work investment: A two-waves cross-lagged panel study // Personality and Individual Differences. 2021. Vol. 173, 110632. DOI: 10.1016/j.paid.2021.110632
10. Горшков М. К. Российская молодежь: к истории и роли в современном обществе // Гуманитарий Юга России. 2019;(8 (38)); (4):16-24.
11. Андреева А. Д. Родительский перфекционизм как мотивационная основа воспитания и образования детей // Теоретическая и экспериментальная психология. 2015;(1):40-48.
12. Дорофеева З. Е. Трудовые траектории высокоресурсных многодетных матерей // Социологический журнал. 2020;(26) (4)):79-95. DOI: 10.19181/socjour.2020.26.4.7644
13. Потемкин В. К. Диссеминация семейных отношений как фактор активизации молодёжи в профессиональной деятельности // Социология и право. 2019;(1(43)):11-17.
14. Горшков М. К., Шереги Ф. Э. Российская молодежь в контексте социологического анализа (Russian youth within the context of sociological analysis): [монография] / М.К. Горшков, Ф.Э. Шереги; ФНИСЦ РАН. М.: ФНИСЦ РАН, 2019. 263 с.
15. Долинина Т. Н. Современные проблемы оплаты труда наемных работников: социальный ракурс // Труды БГТУ. №7 (180). Минск: БГТУ, 2015;13-18.
16. Rovelli P., Curnis C. The perks of narcissism: Behaving like a star speeds up career advancement to the CEO position // The Leadership Quarterly. 2020. 101489. DOI: 10.1016/j.leaqua.2020.101489
17. Круглова М. А., Маничев С. А., Лепехин Н. Н., Васюнина Л. М., Круглов В. А. Перфекционизм как предиктор снижения проактивности в рабочем поведении // Ученые записки университета Лесгафта. 2019; (12(178)):389-395. DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2019.12.389-395
18. Васюра С. А., Бегоян М. С. Взаимосвязь перфекционистской самопрезентации и коммуникативной активности // Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология. 2019;(4):551-560. DOI: 10.17072/2078-7898/2019-4551-560
19. Потемкин В. К. Социальные измерения качества управленческого труда // Телескоп: журнал социологических и маркетинговых исследований. 2021; (1):6-16. DOI:10.51692/1994-3776_2021_1_6
20. Филясова Ю. А. Включенность перфекционистов в социально-трудовые отношения при разных стилях управления персоналом // Управление персоналом и интеллектуальными ресурсами в России. 2021;(1): 30-36. DOI: 10.12737/23057807-2021-10-1-30-36
REFERENCES
1. Filyasova Yu.A. Organizational personnel career development. Upravlenie. 2021;9(1):80-91. (In Russ.) DOI: 10.26425/23093633-2021-9-1-80-91
2. Lipatova M.E. Specifics of career progressions abroad. Sociological Studies. 2001;(12):136-133. (In Russ.)
3. Moll E.G. Manager Career Management. Saint-Petersburg, 2012. 352 p. (In Russ.)
4. Tetior A.N. The meaning of happiness of a human and their life. Sciences of Europe. 2018;2(30):44-54. (In Russ.)
5. Klychnikova K.A., Tregubova E.A., Chirkovskaya E.G. Career trajectories of civil servants in the highest posts of the public administration system. Personality Formation. 2018;(2):51-55. (In Russ.)
6. Goncharova N.A. Psychological features of perfectionism as individual style of activity. Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta MVD Rossii. 2018;4(80):176-181. (In Russ.)
7. Briggs E., Jaramillo F. Weeks W.A. Perceived barriers to career advancement and organizational commitment in sales. Journal of Business Research. 2012;65(7):937-943. DOI: 10.1016/j.jbusres.2011.05.004
8. Francescato D., Lauriola M., Mebane M. Do personality traits and personal values predict career efficacy and career progression of successful political women? An exploratory study. Personality and Individual Differences. 2020;1(160):109918. D0I:10.1016/j.paid.2020.109918
9. Spagnoli P., Kovalchuk L.S., Aiello M.S., Rice K.G. The predictive role of perfectionism on heavy work investment: A two-waves cross-lagged panel study. Personality and Individual Differences. 2021;173:110632. DOI: 10.1016/j.paid.2021.110632
10. Gorshkov M.K. Russian Youth: To the history and role in modern society. Humanities of the South of Russia. 2019;4:16-24. (In Russ.)
11. Andreeva A.D. Parental perfectionism as a motivational basis for children's upbringing and education. Theoretical and Experimental Psychology. 2015;1:40-48. (In Russ.)
12. Dorofeeva Z.Y. Work Trajectories of High-Resource Multi-Child Mothers. Sotsiologicheskiy Zhurnal = Sociological Journal. 2020;26(4):79-95. (In Russ.) DOI: 10.19181/socjour.2020.26.4.7644
13. Potemkin V.K. Dissemination of family relations as a factor in the activation of young people in their professional activities Sociology and Law. 2019;1:11-17. (In Russ.)
14. Gorshkov M.K., Sheregi F.E. Russian youth in the context of sociological analysis [monograph]. Moscow: FNISS RAS; 2019. 263 p. (In Russ.)
15. Dolinina T.N. Modern problems of labour remuneration of employed workers: social aspect. Papers of BSTU. Minsk: BSTU. 2015;7(180):13-18. (In Russ.)
16. Rovelli P., Curnis C. The perks of narcissism: Behaving like a star speeds up career advancement to the CEO position. The Leadership Quarterly. 2020. 101489. DOI: 10.1016/j.leaqua.2020.101489
17. Kruglova M.A., Manichev S.A., Lepekhin N.N., Vasyunina L.M., Kruglov V. A. Perfectionism as a predictor of decreasing proactivity in working behavior. Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta. 2019;12(178):389-395. (In Russ.) DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2019.12.389-395
18. Vasyura S. A., Begoyan M. S. The correlation between perfectionist self-presentation and communicative activity. Vestnik Permskogo universiteta. Filosofia. Psihologia. Sociologia. 2019;4:551-560. (In Russ.) DOI: 10.17072/2078-7898/2019-4551-560
19. Potemkin V.K. Social dimensions of the quality of managerial work. Telescope: A Journal of Sociological and Marketing Research. 2021;1:6-16. (In Russ.) DOI:10.51692/1994-3776_2021_1_6
20. Filyasova Yu.A. Perfectionist involvement in social and labour relations depending on personnel management style. Management of the Personnel and Intellectual Resources in Russia. 2021;10(1):30-36. (In Russ.) DOI: 10.12737/23057807-2021-10-1-30-36
1
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ / ABOUT THE AUTHOR
Юлия Анатольевна Филясова - кандидат филологических наук, доцент кафедры педагогики и психологии, Санкт-Петербургский государственный экономический университет, Санкт-Петербург, Россия
Yuliya A. Filyasova - Cand. Sci. (Philol.), Associate Professor, Department of Pedagogy and Psychology,
Saint-Petersburg State University of Economics, Saint-Petersburg, Russia
Статья поступила в редакцию 04.05.2021; после рецензирования 25.06.2021, принята к публикации 28.06.2021. Автор прочитал и одобрил окончательный вариант рукописи.
The article was submitted on 04.05.2021; revised on 25.06.2021 and accepted for publication on 28.06.2021. The author read and approved the final version of the manuscript.