Научная статья на тему 'ДИССЕМИНАЦИЯ ВНУТРИСЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ПЕРФЕКЦИОНИЗМА ЛИЧНОСТИ'

ДИССЕМИНАЦИЯ ВНУТРИСЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ПЕРФЕКЦИОНИЗМА ЛИЧНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
213
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Социология
ВАК
Ключевые слова
ПЕРФЕКЦИОНИЗМ / ВОСПИТАНИЕ / ТОЛЕРАНТНОСТЬ / КАРЬЕРА / СЕМЕЙНЫЕ ЦЕННОСТИ / КРИТИКА / МОТИВАЦИЯ УСПЕХА

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Потемкин Валерий Константинович, Филясова Юлия Анатольевна

Развитие перфекционизма личности происходит под влиянием социокультурного, морально-нравственного и профессионального пространства семьи, которая, в свою очередь, находится под влиянием различных внешних и внутренних факторов. Трансляция важности монетарных отношений и высокого социального статуса, акцент на способности будущей личности достигать поставленных целей в академической и профессиональной деятельности составляют основу перфекционизма детей. Положительный перфекционизм является следствием мотивирующего влияния родителей на активность подрастающего поколения, поддержки их интересов и развития природных способностей с учетом возрастных особенностей личности. Отрицательный перфекционизм формируется под влиянием критического отношения родителей к поведению и результатам детей, сравнения их со сверстниками, демонстративного родительского перфекционизма. Высокий социальный статус родителей и их значительные достижения сами по себе являются фактором перфекционизма детей, которые оказываются зависимыми от социального внимания к успеху родителей. Поскольку родительское влияние является ключевым для формирования перфекционистских установок и ценностей детей, то необходимо сознательное и ответственное отношение к их воспитанию: создание ситуаций успеха в атмосфере психологического комфорта и минимальной критики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTRA-FAMILY RELATIONS DISSEMINATION AS A FACTOR OF PERSONAL PERFECTIONISM DEVELOPMENT

The development of personality perfectionism occurs under the influence of the socio-cultural, moral and professional space of the family, which, in turn, is influenced by various external and internal factors. The translation of the importance of monetary relations and high social status, the emphasis on the ability of the future personality to achieve the set goals in academic and professional activities form the basis of children's perfectionism. Positive perfectionism is a consequence of the motivating influence of parents on the activity of the younger generation, support of their interests and the development of natural abilities, taking into account the age characteristics of the personality. Negative perfectionism is formed under the influence of a critical attitude of parents to the behavior and results of children, comparing them with their peers, and demonstrative parental perfectionism. The high social status of parents and their significant achievements are in themselves a factor in the perfectionism of children, who turn out to be dependent on social attention to the success of the parents. Since parental influence is key for the formation of perfectionist attitudes and values of children, a conscious and responsible attitude to their upbringing is necessary: creating situations of success in an atmosphere of psychological comfort and minimal criticism.

Текст научной работы на тему «ДИССЕМИНАЦИЯ ВНУТРИСЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ПЕРФЕКЦИОНИЗМА ЛИЧНОСТИ»

Диссеминация внутрисемейных отношений как фактор развития перфекционизма личности

Потемкин Валерий Константинович,

доктор экономических наук, профессор, зав. кафедрой социологии и управления персоналом СПбГЭУ, заслуженный деятель науки РФ E-mail: [email protected]

Филясова Юлия Анатольевна,

кандидат филологических наук, доцент кафедры педагогики и психологии СПбУТУиЭ E-mail: [email protected]

Развитие перфекционизма личности происходит под влиянием социокультурного, морально-нравственного и профессионального пространства семьи, которая, в свою очередь, находится под влиянием различных внешних и внутренних факторов. Трансляция важности монетарных отношений и высокого социального статуса, акцент на способности будущей личности достигать поставленных целей в академической и профессиональной деятельности составляют основу перфекционизма детей. Положительный перфекционизм является следствием мотивирующего влияния родителей на активность подрастающего поколения, поддержки их интересов и развития природных способностей с учетом возрастных особенностей личности. Отрицательный перфек-ционизм формируется под влиянием критического отношения родителей к поведению и результатам детей, сравнения их со сверстниками, демонстративного родительского перфекционизма. Высокий социальный статус родителей и их значительные достижения сами по себе являются фактором перфекционизма детей, которые оказываются зависимыми от социального внимания к успеху родителей. Поскольку родительское влияние является ключевым для формирования перфекционистских установок и ценностей детей, то необходимо сознательное и ответственное отношение к их воспитанию: создание ситуаций успеха в атмосфере психологического комфорта и минимальной критики.

Ключевые слова: перфекционизм, воспитание, толерантность, карьера, семейные ценности, критика, мотивация успеха.

Отношение родителей к детям составляет основу формирования вну-триличностных мотивов и ценностей: «в семье происходит формирование единого социокультурного, морально-нравственного и профессионального пространства, в котором происходит самоопределение и ценностное ориентирование молодежи» [6]. Целью данной работы является рассмотрение многогранности явления перфекционизма и обоснование необходимости сознательного и ответственного распространения перфекционистских ценностей и установок в системе семейно-детских отношений.

В семье формируется отношение к обществу, труду, семейным ценностям [9, с. 47]. Особенно значительно влияние семьи на становление личности детей в фамилистских обществах [3, с. 41]. Развитие перфекционизма личности, по данным значительного количества исследований, также является следствием определенного родительского отношения к детям [19]. Во-первых, родители транслируют образец социальной нормы: образ жизни родителей является для детей примером для подражания, например распределение ролей между супругами в вопросах денежного обеспечения, выполнение бытовых обязанностей [7]. Во-вторых, родители предъявляют высокие требования к себе. Даже если они не формулируют высоких ожиданий, дети, тем не менее, будут стремиться к высоким достижениям, ориентируясь на уровень достижений родителей. В-третьих, родители ориентируют детей на лучшее, на достижение высоких результатов. Даже не высказывая открытой критики, родители могут сдерживать похвалу и одобрение, если дети не достигают определенных результатов. Перфекционистские установки приводят к повышенным результатам деятельности в спорте, музыке, академической успеваемости [13]. За-

141

вышенные родительские ожидания влияют на развитие мотивации достижений, а критика - на перфекционистские устремления, затрудняющие социальную адаптацию личности, а в отдельных случаях - провоцируют суицидальные настроения [20].

Перфекционизм подрастающего поколения развивается, главным образом, на основе общественной трансформации семейных ценностей. Появление теории человеческого капитала во второй половине XX века и развитие подходов к рассмотрению человека как активного (а в условиях цифровизации - главного) ресурса по созданию прибыли приводит к формированию монетарного общественного сознания, склонного к поиску денежных эквивалентов любых форм человеческого бытия и проявлений человеческой сущности. Преувеличение значимости материальных ресурсов и преуменьшение значимости человека порождает соответствующее отношение и к детям. Главный акцент ставится не на индивидуальности человека, а не его способности зарабатывать. По мнению ряда исследователей, дети сегодня уже не являются основой семьи, ее основообразующим ценностным ядром [4]. При включенности женщин в социально-трудовые отношения в фокусе внимания обоих родителей оказывается их профессиональная карьера. Поиск партнеров для вступления в брачно-семейные отношений также осуществляется на основе соответствия социального статуса и уровня финансового капитала индивидов. Отношение к детям рассматривается не с позиции формирования смысла существования семьи, а с практической точки зрения: выполнения ими определенной деятельности и достижения практических результатов, существенных для будущей профессии и получения определенного уровня материального дохода. Ключевой характеристикой успешности развития детей становится их способность достижения поставленных родителями целей.

Немногочисленные результаты исследований свидетельствуют о поло-

жительном влиянии перфекционизма на развитие детей: стремление к максимальному результату родителей создает условия для повышенной способности детей справляться со стрессом [15]. Подавляющее большинство данных указывают на отрицательные последствия: родители способствуют развитию тревожности, дезадаптивного поведения детей, страха совершения ошибок, появлению сомнений относительно собственного поведения [10], прократинации. Родительские ожидания и критика отрицательно влияют на академические достижения детей [17], отношения со сверстниками, эмоциональное развитие, неустойчивость к стрессовым ситуациям.

По источникам перфекционизм подразделяется на внутриличностный, родительский, социально предприсанный. Внутриличностный перфекционизм, или нарциссизм, может неоднозначно проявляться в форме самовозвеличивания и повышенной уязвимости [12], непринятии себя [5]; однако в отличие от других форм перфекционизма он может иметь положительное влияние на саморазвитие личности, повышение самоконтроля, самоорганизации и целеустремленности. Психологические исследования конструкта личности перфекционистов по шкале «Высокие стандарты и требования к себе» не демонстрируют связей с психическим неблагополучием [2, с. 24].

Родительский перфекционизм означает целенаправленное воспитательное воздействие родителей на детей с целью достижения ими высоких результатов (истинный перфекционизм), получения социального признания их как хороших родителей (демонстративный перфекционизм), а также получении одобрения детей о них как хороших родителях (псевдоперфекционизм) [1]. Социально-предписанный перфекцио-низм развивается под влиянием сверстников, учителей, членов расширенной семьи и имеет наиболее ярко выраженное негативное влияние на достижение целей и социальное благополучнее индивида, поскольку предполагает высо-

142

кую вероятность внешней социальной неопределенности и невозможности самостоятельного участия в контроле над собственной деятельностью и достижения личностно значимых результатов.

Перфекционизм можно разделить на несколько категорий в зависимости от степени проявления в практике социального поведения личности: нормальный (также: здоровый, адаптивный), пограничный и патологический (нездоровый, дезадаптивный). Последний выражается в саморазрушительных моделях поведения [10]. Традиционно, нормальный перфекционизм ассоциируется с постановкой завышенных целей и ориентацией на высокие стандарты, а патологический перфекционизм -с результативностью фактической деятельности, точнее, несоответствием достигнутых результатов поставленным целям, и связанными с этими последствиями эмоциональными расстройствами, выгоранием, депрессией, нарушениями коммуникации и межличностных отношений, снижением самооценки, социальной изоляцией. Адаптивный перфекционизм связан с более высокой самооценкой, удовлетворённостью жизнью, повышенной самоэффективностью и эмоциональным самочувствием. Дезадаптивный перфекционизм характеризуется внешним локусом контроля (социально-предписанный пер-фекционизм) и сниженными показателями параметров личностного контроля. Определяющим фактором развития перфекционизма по пути адаптивного или дезадаптивного сценария является первоначальный опыт: успешное начало деятельности инициирует адаптивный, а неуспешное - дезадаптивный перфекционизм.

Родительское отношение, способствующее развитию положительного перфекционизма, отличается доминирующей модальностью похвалы и одобрения, поощрения деятельности на пути к достижению цели, положительным отношением к личности детей, в особенности, к их первым шагам в той или иной области. Постановка завышенных целей не сопровождается ожиданием

достижения мгновенных высоких результатов. Ориентация на результаты деятельности включает постепенный процесс интериоризации намеченных целей и выбор индивидуального представления о способах решения необходимых задач. Воспитание перфекцио-низма предполагает понимание родителями долгосрочного характера реализации намеченных планов.

Отрицательный перфекционизм формируется в результате переключения родительского внимания на фактические результаты детей. Как правило, они не отличаются какой-либо значительностью и легко становятся предметом насмешек и осуждения. Осознание детьми своей несостоятельности приводит к нездоровому поведению, например, прокрастинации, низкой самооценке, повышенной тревожности. Критически настроенные родители подчеркивают и преувеличивают ошибки [16], допущенные детьми, которые, как правило, не связаны с осознанием всех аспектов осуществляемой деятельности, а являются результатом отсутствия базовых знаний и навыков, которые приобретаются в практике выполнения отдельных заданий.

Форма отношений родителей с детьми может не быть связана с общечеловеческими отношениями в терминах положительной или отрицательной модальности, а являться следствием отношения родителей предшествующего поколения и копирования, или переноса, полученного детского опыта на педагогическую практику в отношении собственных детей.

Степень перфекционизма зависит от пола, возраста, очередности рождения в семье родителей. Мужчины в большей степени подвержены дезадаптивно-му перфекционизму, а женщины более склонны к адаптивному перфекциониз-му при совмещении рабочих и семейных обязанностей [14]. В академической среде женщины характеризуются большей эмоциональностью при лучших показателях самоорганизации [11].

Дети более младшего возраста склонны к социально-предписанному

143

перфекционизму вследствие недостаточного уровня саморегуляции и не вполне сформированной «Я-кон-цепции». Дети, рожденные первыми, особенно, мальчики, более склонны к перфекционизму под влиянием высоких ожиданий родителей. Согласно ряда исследователей, в целом, к девочкам родители формируют более низкие ожидания по сравнению с мальчиками [18], поэтому перфекционизм девочек чаще всего - нормальный. Завышенные ожидания во многом связаны со способностью приносить доход. Как следствие, родители проявляют большую склонность ориентировать старших и единственных в семье детей на достижение высоких целей.

Ориентация перфекционизма в семейных отношениях может относиться к любым видам деятельности, однако исследователи, в основном, отмечают профессиональную сферу как область реализации перфекционистских установок. К альтернативным «прикладным» направлениям перфекционизма относятся следующие:

- поддержание чистоты и порядка в доме - частота и время, агенты клининговых процедур, стоимость дизайна интерьера, расстановка мебели, смена интерьера и ремонт;

- приготовление пищи - по рецепту, в обязательных пропорциях, в особом количестве, в специальной посуде, расстановка кухонных принадлежностей, хранение продуктов в специально отведенных местах, агенты исполнения кухонных обязанностей;

- социальные связи и отношения -список контактов, время, способы, типы взаимодействия, предметы обсуждения;

- обучение детей - тип школы, менеджмент, предметные области знаний (точные, гуманитарные, музыка, художественное искусство, хореография), учителя (статус, уровень подготовки, квалификация), форма обучения (индивидуальная, парная, групповая), техническое оснащение образовательного процесса;

- свободное время - качество проведения, количество отпусков и длительности отдыха, виды активности, контакты, место пребывания, стоимость и качество развлекательных услуг.

Распространение перфекционизма на различные области деятельности затрагивает вопросы толерантности родителей к различным субъектам социального взаимодействия. При установке на определенный объем финансовых расходов, связанных с обучением детей, организацией их досуговой активности, передаче традиций, необходимо говорить о формировании определенных стандартов и норм. Нормирование деятельности, социального поведения, взаимодействия приводит к сужению границ допустимого и приемлемого в восприятии детей и одновременно формирует отталкивающее отношение к остальным, неприемлемым, формам социального поведения. Перфекциони-стский подход в воспитании формирует рамочное мышление на основе ригидных конструктов личности [8].

Таким образом, семья, будучи единицей общества, является одновременно объектом и субъектом общественных отношений. Социальные характеристики семьи формируется под влиянием общественных потребностей и культурных особенностей страны, и соответствуют социальным ожиданиям и ценностям в текущий момент времени. Облик семьи во многом определяет политическая и экономическая ситуация в стране, а также глобальные общемировые процессы. К важным внешним факторам следует отнести технологические внедрения, такие как компьютеризация и цифровизация. Семья определяется совокупностью внутренних факторов, таких как состав, личность субъектов внутрисемейных отношений, их возраст, пол, личностные ценности и установки, интересы, мотивы, профессиональная принадлежность, потребности.

Перфекционизм в семейной среде сегодня объясняется необходимостью ускорения экономического развития

144

страны для обеспечения национальной безопасности, конкурентоспособности, роста экономического и социального благосостояния населения. Психологическая природа перфекционизма оказывает неоднозначное влияние на социальное поведение индивида, поэтому диссеминацию внутрисемейных отношений как фактор развития перфекцио-низма личности следует рассматривать в дидактическом ключе. Участие родителей в формировании стремления детей к достижению высоких результатов должно сопровождаться высоким уровнем контроля над психологическим состоянием и социальной адаптацией детей. Степень перфекционистских намерений родителей влияет на социальное благополучие детей. Эмоциональные проблемы, неадекватное поведение, проблемы в общении со сверстниками, гиперактивность, вызывающая отталкивающее отношение к детям в социуме, являются следствием неэффективных внутрисемейных отношений родителей. Рефлексия и самоанализ собственного отношения к детям должны составлять основу поведения родителей. Семейное воспитание не является самоцелью - оно выполняет подготовительную функцию для успешной интеграции и адаптации личности ребенка в социуме. Развитие самостоятельности, самоконтроля, понимание собственных потребностей детьми и способность реализации этих потребностей на основе полученных знаний и ролевых внутрисемейных отношений является ключевой задачей родителей. Появление признаков отрицательного перфекционизма в структуре личности ребенка означает, что он расценивает достижение цели как самоцель, не связанной с необходимостью удовлетворения потребностей.

Литература

1. Андреева А.Д. Родительский пер-фекционизм как мотивационная основа воспитания и образования детей // Теоретическая и экспериментальная психология. 2015. № 1. С. 40-48.

2. Гаранян Н.Г., Холмогорова А.Б., Юдеева Т.Ю. Факторная структура и психометрические показатели опросника перфекционизма: разработка трехфакторной версии // Консультативная психология и психотерапия. 2018. Т. 26. № 3. С. 8-32.

3. Клупт М.А. Влияние семейной политики и нормативных представлений о семье на рождаемость: компаративный анализ // Социологические исследования. 2020. № 3. С. 40-50.

4. Костина С.Н., Зайцева Е.В., Банных Г.А. Дети как ценность: современные подходы в фамилистике // Вопросы экономики, права и социологии. 2019. № 3. С. 117-122.

5. Новгородова Е.Ф. Специфика ау-тосимпатии учащихся-перфекцио-нистов // Санкт-Петербургский образовательный вестник. 2016. № 1 (1). С. 7-10.

6. Потемкин В.К. Диссеминация семейных отношений как фактор активизации молодёжи в профессиональной деятельности // Социология и право. 2019. № 1(43). С. 1117.

7. Ростовская Т.К., Кучмаева О.В., Безвербная Н.А. Взгляды поколений на реальные и идеальные семейные роли на постсоветском пространстве // Гос. молодежная политика: нац. проекты 2019-2024 гг. в соц. развитии молодежи [Эл. ресурс]: Мат. Всерос. науч.-практ. конф. (Москва, 20-21 апр. 2020 г.) / Отв. ред. Т.К. Ростовская, ИСПИ ФНИСЦ РАН. - Эл. данн. М.: Изд-во Перспектива, 2020. С. 432-438.

8. Филясова Ю.А. Моделирование конструкта личности перфекциони-стов // Системная психология и социология. 2020. № 4. С. 58-69.

9. Филясова Ю.А. Перфекционизм как тип социального поведения личности // Социология. 2021. № 1. С. 4655.

10. Alodat A.M., Abu Ghazal M.M., Al-Hamouri F.A. Perfectionism and Academic Self-Handicapped among Gifted Students: An Explanatory Mode // International Journal of Edu-

145

cational Psychology. 2020. Vol. 9 (2). P. 195-222.

11. Comerchero V., Fortugno D. Adaptive Perfectionism, Maladaptive Perfectionism and Statistics Anxiety in Graduate Psychology Students // Psychology Learning and Teaching. 2013. Vol. 12 (1). P. 4-11.

12. Derry K.L., Bayliss D.M., Ohan J.L. Measuring Grandiose and Vulnerable Narcissism in Children and Adolescents: The Narcissism Scale for Children // Assessment. 2018. Vol. 26 (4). P. 645-660.

13. Dobos B., Piko B.E., Kenny D.T. Music Performance Anxiety and Its Relationship with Social Phobia and Dimensions of Perfectionism // Research Studies in Music Education. 2019. Vol. 41 (3). P. 310-326.

14. Ekmekci O.T., Camgoz S.M., Karapi-nar P.B. Path to Well-being: Moderated Mediation Model of Perfectionism, Family-Work Conflict, and Gender // Journal of Family Issues. 2020. DOI: 10.1177/0192513X20957041

15. Gong X., Fletcher R., Bolin J. Dimensions of Perfectionism Mediate the Relationship Between Parenting Styles and Coping // Journal of Counseling and Development. 2015. Vol. 93. DOI: 10.1002/jcad.12024.

16. Lavrijsen J., Soenens B., Vansteenk-iste M., Verschueren K. Is intelligence related to perfectionism? Multidimensional perfectionism and parental antecedents among adolescents across varying levels of cognitive ability // Journal of Personality. 2020. https:// doi/abs/10.1111/jopy.12606

17. Lin L. Perfectionism and Writing Performance of Chinese EFL College Learners // English Language Teaching. 2020. Vol. 13 (8). P. 35-45.

18. Neumeister K.L.S., Fletcher K.L., Burney V.H. Perfectionism and achievement motivation in high-ability students: An examination of the 2 * 2 model of perfectionism // Journal for the Education of the Gifted. 2015. Vol. 38 (3) P. 215-232.

19. Rasmussen K.E., Troilo J. "It Has to be Perfect!": The Development of Perfec-

tionism and the Family System // Journal of family theory and review. 2016. Vol. 8 (2). P. 154-172. 20. Smith M.M., Sherry S.B., Chen S., Saklofske D.H., Mushquash Ch., Flett G.L., Hewitt P.L. The pernicious-ness of perfectionism: A meta-analyt-ic review of the perfectionism-suicide relationship // Journal of Personality. 2018. Vol. 86 (3). P. 522-542.

INTRA-FAMILY RELATIONS DISSEMINATION AS A FACTOR OF PERSONAL PERFECTIONISM DEVELOPMENT

Potemkin V.K., Filyasova Yu.A.

SPbSUE; SPbUMTE

The development of personality perfectionism occurs under the influence of the socio-cultural, moral and professional space of the family, which, in turn, is influenced by various external and internal factors. The translation of the importance of monetary relations and high social status, the emphasis on the ability of the future personality to achieve the set goals in academic and professional activities form the basis of children's perfectionism. Positive perfectionism is a consequence of the motivating influence of parents on the activity of the younger generation, support of their interests and the development of natural abilities, taking into account the age characteristics of the personality. Negative perfectionism is formed under the influence of a critical attitude of parents to the behavior and results of children, comparing them with their peers, and demonstrative parental perfectionism. The high social status of parents and their significant achievements are in themselves a factor in the perfectionism of children, who turn out to be dependent on social attention to the success of the parents. Since parental influence is key for the formation of perfectionist attitudes and values of children, a conscious and responsible attitude to their upbringing is necessary: creating situations of success in an atmosphere of psychological comfort and minimal criticism.

Keywords: perfectionism, education, tolerance, career, family values, criticism, motivation for success.

References

1. Andreeva A.D. Parental perfectionism as a motivational basis for children's upbring-

146

ing and education // Theoretical and Experimental Psychology. 2015. Vol. 1. P. 40-48.

2. Garanian N.G., Kholmogorova A.B., Yudee-va T. Yu. Factor structure and psychometric properties of perfectionism inventory: developing 3-factor version // Counseling Psychology and Psychotherapy. 2018. Vol. 26, no. 3. P. 8-32.

3. Klupt M.A. Influence of family policy and normative beliefs about family on fertility: A comparative analysis // Sociologicheskiye issledovaniya [Sociological Studies]. 2020. Vol. 3. P. 40-50.

4. Kostina S.N., Zaitseva E.V., Banny-kh G.A. Children as a Value: Modern Approaches in Familystics // The Review of Economy, the Law and Sociology. 2019. Vol. 3. P. 117-122.

5. Novgorodova E.F. Specifics of perfectionist student autosymphathy // Saint-Petersburg Educational Bulletin. 2016. Vol. 1, no. 1. P. 7-10.

6. Potemkin V.K. Dissemination of family relations as a factor in the activation of young people in their professional activities // Sociology and Law. 2019. Vol. 1. P. 11-17.

7. Rostovskaya T.K., Kuchmaeva O.V., Bez-verbnaya N.A. Generation views on real and ideal family roles in the post-Soviet territory // State Youth Policy: national projects 2019-2024 for social development of youth [Electronic course]: Proc. of All-Russian scientific practical conference (Moscow, 20-21 April 2020) / T.K. Rostovskaya (eds.), ISPI FNISTS RAN. - El. Data. Moscow: Perspective, 2020. P. 432-438.

8. Filyasova Yu.A. Perfectionist personal construct modelling // Systems psychology and sociology. 2020. Vol. 4. P. 58-69.

9. Filyasova Yu.A. Perfectionism as a personal type of social behavior // Sociology. 2021. Vol. 1. P. 46-55.

10. Alodat A.M., Abu Ghazal M.M., Al-Hamouri F.A. Perfectionism and Academic Self-Handicapped among Gifted Students: An Explanatory Mode // International Journal of Educational Psychology. 2020. Vol. 9, no. 2. P. 195-222.

11. Comerchero V., Fortugno D. Adaptive Perfectionism, Maladaptive Perfectionism and Statistics Anxiety in Graduate Psychology

Students // Psychology Learning and Teaching. 2013. Vol. 12, no. 1. P. 4-11.

12. Derry K.L., Bayliss D.M., Ohan J.L. Measuring Grandiose and Vulnerable Narcissism in Children and Adolescents: The Narcissism Scale for Children // Assessment. 2018. Vol. 26, no. 4. P. 645-660.

13. Dobos B., Piko B.E., Kenny D.T. Music Performance Anxiety and Its Relationship with Social Phobia and Dimensions of Perfectionism // Research Studies in Music Education. 2019. Vol. 41, no. 3. P. 310-326.

14. Ekmekci O.T., Camgoz S.M., Karapi-nar P.B. Path to Well-being: Moderated Mediation Model of Perfectionism, Family-Work Conflict, and Gender // Journal of Family Issues. 2020. DOI: 10.1177/0192513X20957041

15. Gong X., Fletcher R., Bolin J. Dimensions of Perfectionism Mediate the Relationship Between Parenting Styles and Coping // Journal of Counseling and Development. 2015. Vol. 93. DOI: 10.1002/jcad.12024.

16. Lavrijsen J., Soenens B., Vansteenkiste M., Verschueren K. Is intelligence related to perfectionism? Multidimensional perfectionism and parental antecedents among adolescents across varying levels of cognitive ability // Journal of Personality. 2020. URL: https://doi/abs/10.1111/jopy.12606

17. Lin L. Perfectionism and Writing Performance of Chinese EFL College Learners // English Language Teaching. 2020. Vol. 13, no. 8. P. 35-45.

18. Neumeister K.L.S., Fletcher K.L., Burney V.H. Perfectionism and achievement motivation in high-ability students: An examination of the 2 * 2 model of perfectionism // Journal for the Education of the Gifted. 2015. Vol. 38, no. 3. P. 215-232.

19. Rasmussen K.E., Troilo J. "It Has to be Perfect!": The Development of Perfectionism and the Family System // Journal of family theory and review. 2016. Vol. 8, no. 2. P. 154-172.

20. Smith M.M., Sherry S.B., Chen S., Saklof-ske D.H., Mushquash Ch., Flett G.L., Hewitt P.L. The perniciousness of perfectionism: A meta-analytic review of the perfectionism-suicide relationship // Journal of Personality. 2018. Vol. 86, no. 3. P. 522-542.

147

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.