Научная статья на тему 'Перфекционизм как тип социального поведения личности'

Перфекционизм как тип социального поведения личности Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
856
178
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Социология
ВАК
Ключевые слова
перфекционизм / целеполагание / потребности / мотивация / адаптация / социальное благосостояние / управление персоналом / perfectionism / goalsetting / needs / motivation / adaptation / social well-being / personnel management

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Филясова Юлия Анатольевна

Перфекционизм личности как социальная характеристика представляет собой общественную и профессиональную деятельность индивида, направленную на удовлетворение потребностей высшего уровня – самоактуализации и самореализации, которое возможно при следующих условиях: 1) удовлетворении базовых потребностей, 2) социальном благополучии индивида, 3) самоосознании возрастных потребностей, 4) внутренней мотивации; 5) благоприятных внешних условиях. Перфекционизм обозначает активную социальную позицию индивида, направленную на достижение личных целей в процессе решения социально значимых задач. Отрицательный перфекционизм снижает адаптационные возможности человека и может привести к социальной изоляции. Социальные барьеры, препятствующие профессиональному росту и развитию, вынуждают человека направлять усилия на удовлетворение потребностей более низкого уровня, и в итоге приводят к развитию нездорового перфекционизма. Суммируя, перфекционизм как акцентированный тип социального поведения личности, обусловленный определенными психологическими установками, характеризуется устойчивостью личностного мотива и повышенной уязвимостью к внутриличностным изменениям и социальным условиям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PERFECTIONISM AS A PERSONAL TYPE OF SOCIAL BEHAVIOR

Personal perfectionism as a social characteristic is a social and occupational activity of an individual, aimed at satisfying high level needs – self-actualization and self-realization, which is possible under the following conditions: 1) meeting basic needs; 2) social well-being of a person; 3) awareness of age-related needs; 4) internal motivation; 5) favorable external conditions. Perfectionism denotes an active social attitude of an individual, oriented to achieving personal goals during fulfilling socially relevant commitments. A negative type of perfectionism develops as a result of violation of the conditions mentioned above, decreases adaptive capabilities of an individual and causes their social isolation. Social barriers which refrain individuals from career progression and professional development force them to direct efforts at meeting needs of a lower level, and eventually, result in unhealthy perfectionism growth. In conclusion, perfectionism as an accentuated type of social behavior of a person, induced by certain psychological patterns, is characterized by resilience of personal motives and enhanced vulnerability to intra-personal changes and variable social conditions.

Текст научной работы на тему «Перфекционизм как тип социального поведения личности»

Перфекционизм как тип социального поведения личности

Филясова Юлия Анатольевна,

кандидат филологических наук, доцент кафедры педагогики и психологии Санкт-Петербургского университета технологий управления и экономики E-mail: phill.yield@gmail.com

Перфекционизм личности как социальная характеристика представляет собой общественную и профессиональную деятельность индивида, направленную на удовлетворение потребностей высшего уровня - самоактуализации и самореализации, которое возможно при следующих условиях: 1) удовлетворении базовых потребностей, 2) социальном благополучии индивида, 3) самоосознании возрастных потребностей, 4) внутренней мотивации; 5) благоприятных внешних условиях. Перфекционизм обозначает активную социальную позицию индивида, направленную на достижение личных целей в процессе решения социально значимых задач. Отрицательный перфекционизм снижает адаптационные возможности человека и может привести к социальной изоляции. Социальные барьеры, препятствующие профессиональному росту и развитию, вынуждают человека направлять усилия на удовлетворение потребностей более низкого уровня, и в итоге приводят к развитию нездорового перфекционизма. Суммируя, перфекцио-низм как акцентированный тип социального поведения личности, обусловленный определенными психологическими установками, характеризуется устойчивостью личностного мотива и повышенной уязвимостью к вну-триличностным изменениям и социальным условиям.

Ключевые слова: перфекционизм; целеполагание; потребности; мотивация; адаптация; социальное благосостояние; управление персоналом.

Введение. Перфекционизм в социальном контексте означает повышенное стремление человека к самореализации - выражении своего творческого и интеллектуального потенциала. Перфекционизм, чаще всего, означает высокую социальную активность индивида и преодоление различного рода препятствий. На сегодняшний день перфекционизм рассматривается как неоднозначное явление. С одной стороны, стремление человека к достижению высоких целей и идеальному исполнению обязанностей считается предпочтительным, особенно в высоко конкурентных сферах деятельности. Однако с другой стороны, чрезмерное стремление может вызвать необоснованное промедление, отвлечение от основной проблемы и переключение внимания на неважные детали. В итоге, поставленные цели остаются нереализованными.

Перфекционизм характеризует личность, обладающую ригидными мотивами, внутренней мотивацией к деятельности, отчетливым опредмечивании цели и идеализированным представлении результатов деятельности. Известно, что внутренняя мотивация, в отличие от внешней, обладает большей действенной силой и постоянством, которые способны сформировать долгосрочные устойчивые мотивы. Однако завышенная мотивация и чрезмерная эмоциональность могут мешать достижению поставленных целей [19]. Пер-фекционизм приобретает отрицательные свойства, такие как прокрастина-ция, эмоциональное выгорание и др.

Появление перфекционизма в конструкте личности человека может быть обусловлено несколькими причинами: диссеминацией внутрисемейных отношений, социальным влиянием, внутри-личностными мотивами.

Диссеминация семейных отношений. Культура внутрисемейных отноше-

46

ний является основой для формирования активной социальной позиции подрастающего поколения. Значительное количество времени, которое родители проводят на работе, выполняя рабочие задания и поручения, их творческая активность, имеющая социальную значимость, как например, участие в творческих коллективах, оказывает влияние на детей, на их отношение к труду, понимание своей важной роли в жизни общества, большого объема социального вклада, высокого уровня ответственности за результаты своего поведения и поступков. Личный пример родителей и совместная практическая деятельность с детьми служат основой включения молодого поколения в социальные отношения посредством имитационного подражания [4], которое порождает модели перфекционистского поведения: планирования действий и распределения времени между домашними делами и общественно значимыми обязанностями, приоритизации социально значимых задач, формирования потребностей в самоактуализации. Однако личный пример не всегда доходит до адресата. Если тип личности ребенка кардинально отличается от типа личности родителей, то модель поведения не считывается или считывается искаженно.

Практика внутрисемейных отношений включает и другие способы воздействия на молодое поколение. Преобладание методов убеждения, таких как объяснение, внушение, советы, над методами принуждения создают условия для развития внутренней мотивации к реализации личностного потенциала. Родители-перфекционисты формируют ригидное мышление детей путем трансляции завышенных требований, например, к успеваемости в школе, высоким академическим результатам. Критика заставляет молодое поколение прилагать усилия для того, чтобы соответствовать завышенным требованиям их родителей. Социальная практика показывает, что каждое последующее поколение живет в более комфортных условиях, чем предыдущее. Перфекционизм

как социальное явление играет не последнюю роль в формировании данной социальной реальности. М.К. Горшков и Ф.Э. Шереги считают, что «молодежь как социологическое понятие есть производная от противоречия между поколениями, возникающего как результат усилий молодежи путем воспроизводства социальной структуры вытеснить экономически активное население из господствующих распределительных отношений» [2, а 10].

Культура семейного воспитания определяет способы социализации и социальной адаптации детей. Пер-фекционизм взрослой личности есть результат не только имитации социального поведения их родителей, но и воспитания, нацеленного на обеспечение лучших условий для роста и развития детей и на реализацию их собственного личностного и профессионального потенциала в процессе выполнения общественно значимых функций. Задачей родителей, среди прочих, является воспитание потребностей. «Отсутствие воспитательной компоненты в системе внутрисемейных отношений значительно снижает ориентацию на труд, сдерживает воспроизводство социально-профессиональной структуры общества» [8, а 14].

Социальная среда. Основу пер-фекционизма составляет желание быть признанным, полезным, ценным для социума. Система самооценки формируется на основе ожидания положительной оценки деятельности индивида обществом. Люди, упорно двигающиеся к цели и достигающие высоких результатов, как правило, высоко оцениваются их непосредственным окружением. Высокое признание может проявляться как похвала, высокие оценки в образовательных учреждениях, карьерный рост. В таких условиях высокие достижения ассоциируются с интенсивной работой, добросовестностью, высокими интеллектуальными способностями. Постепенно, перфекционизм превращается в перманентное стремление к достижению высоких результатов деятельности. Со временем, перфекциони-

47

сты начинают воспринимать свое окружение как враждебное, критикующее их за низкие результаты деятельности, за неспособность достигать высоких целей и соответствовать требованиям. Перфекционизм как личностная характеристика заставляет индивидов фильтровать информацию, поступающую из социального окружения, и реагировать только на те идеи, которые соответствуют их собственным взглядам. Перфекционистов интересуют только результаты деятельности, ориентируясь на которые они оценивают собственный «Я-концепт». Если их деятельность не приносит каких-либо результатов, перфекционисты впадают в депрессию.

Внутриличностные мотивы. На основе теории мотивации А. Маслоу [14] можно предположить, что перфекцио-нисты - это категория людей, которые ставят перед собой цели высшего порядка, относящиеся к личностному росту и профессиональному развитию, которые, в конечном счете, обеспечивают самореализацию личности. Поведение человека определяют потребности. Потребность обеспечивает связь индивида со средой [3, с. 101]. К. Аль-дерфер [11] выделяет потребности трех уровней: экзистенциальные, социальные и развивающие, относящиеся, соответственно, к низшему, среднему и высшему уровням. Теория К. Альдер-фера, дополняющая теорию А. Маслоу, основывается на том, что потребности более высокого уровня не могут быть достигнуты, если потребности более низких уровней остаются неудовлетворенными. Следовательно, отрицательный перфекционизм возникает как вынужденное удовлетворение потребностей более низкого порядка ввиду невозможности реализации потребностей высшего уровня.

Перфекционизм личности, успешно реализующийся как достижение поставленных целей, определяется совокупностью факторов, влияющих на человека: осознанием собственных потребностей, способностью решать поставленные задачи, благоприятными внешними условиями. Отрицательный

перфекционизм формируется при нарушении хотя бы одного из перечисленных условий, например, стремление к достижению целей, не соответствующих возрасту, социальному или профессиональному статусу человека, физическая или интеллектуальная неспособность решать поставленные задачи, неблагоприятные внешние условия.

Принципиальная разница между положительным и отрицательным видами перфекционизма заключается в том, что первый предполагает меняющиеся цели и свободный выбор объекта, ассоциирующего потребность с результатами деятельности; а второй - постоянство цели и предмета мысленного воплощения потребности, неспособные меняться в зависимости от трансформирующихся внешних условий и появляющихся новообразований личности. Положительный перфекционизм характеризует активных индивидов с завышенной самооценкой, стремящихся к преобразованию общественных отношений за счет лидерского поведения. Отрицательный перфекционизм означает, напротив, снижение активности, занижение уровня самооценки и принятие социальной роли ведомого или вовсе социальную изоляцию (табл. 1).

Таблица 1. Перфекционизм личности с позиции теории мотивации.

Критерии сравнения Положительный Отрицательный

Базовые потребности удовлетворяются не удовлетворяются

Мотивация оптимальная завышенная

Мотив ригидный ригидный

Цели меняющиеся постоянные

Опредмечивание не фиксированное фиксированное на одном объекте

Деятельность осознанная и целенаправленная чрезмерные усилия или избегание деятельности

Эмоциональность положительная отрицательная

Активность повышенная пониженная

48

Критерии сравнения Положительный Отрицательный

Самооценка завышенная заниженная

Тип личности психическая устойчивость психическая неустойчивость

Социальное положение социальное благополучие социальное неблагополучие

Тип социального влияния лидерство нелидерство

Целевая потребность высшего уровня удовлетворяется не удовлетворяется

Отрицательный перфекционизм.

Как было сказано выше, невозможность реализации потребностей высшего уровня из-за внешних или внутренних причин может привести к возврату на более низкий уровень и удовлетворению более простых потребностей с большей интенсивностью, пристальным вниманием к деталям. Каждая потребность, включая потребности низшего уровня, может иметь высокую степень проявления. Так, например, потребность в удовлетворении чувства голода может привести к возникновению желания всегда иметь полный холодильник продуктов. Как один из наиболее частотных сценариев, у человека может появиться склонность к перееданию и ожирению. Потребность в безопасности может выразиться в желании иметь дом-крепость со сверхнадежной системой защиты. Крайним отрицательным проявлением данной экзи-стенциональной потребности может стать нежелание выбрасывать старые вещи и патологическое накопительство (синдром Плюшкина).

Перфекционизм не всегда означает совершенство. Чаще всего он ассоциируется с упорством в достижении высоких целей, с высокой требовательностью к себе, с восприятием «Я-кон-цепта» через призму собственных достижений, с переживанием негативных эмоций из-за невозможности соответствия высоким требованиям и стандартам, со значительными усилиями, которые приводят к нарушению физического и психического здоровья человека.

Окончание Перфекционизм, как правило, объясняется благими намерениями, например, желанием быть организованным, пунктуальным, работоспособным и продуктивным. Однако парадоксальная ситуация возникает в том случае, когда именно такие стремления затрудняют достижение высоких целей. Отрицательное влияние перфекционизма проявляется в самоуничижении. Индивид испытывает постоянное недовольство собой, которое заставляет его чувствовать постоянное нервное напряжение и стресс.

Еще одним недостатком перфекци-онизма является сфокусированность человека только на одной сфере деятельности: учебе, работе, домашних делах, отношениях, еде, диете, собственном весе, личной гигиене, спорте или фитнесе. Все время посвящается только одному аспекту жизнедеятельности. Внимания и времени на остальные виды деятельности уже не остается. Перфекционизм приводит к несбалансированному распределению личного времени и акцентированию значимости только одной цели. Перфекциони-стский образ мышления заключается в «черно-белом» восприятии действительности, т.е. видении только экстремальных, пограничных характеристик ситуации, предъявлении завышенных требований к себе и окружающим, преувеличении значимости и масштабов событий, поспешность выводов.

Перфекционистское поведение проявляется в следующем [17]: ощущение нехватки времени для принятия верного решения; переживание дефицита внимания и одобрения со стороны окружающих; стремление к детальному планированию; нежелание продолжать заниматься определенной деятельностью из-за отсутствия мгновенных высоких результатов; откладывание начала выполнения определенной деятельности из-за страха неуспеха; неумение вовремя завершить разговор, т.е. остановиться при обсуждении определенной проблемы; постоянное желание проверять и перепроверять; накопление запасов, например, продуктов впрок или увеличение банковских вкладов «на черный

49

день»; неспешность в делах и речевом поведении или промедление для лучшего контроля своих действий и предупреждения неудач; избегание ситуаций, в которых индивид может быть неуспешным, например, отказ от возможностей карьерного роста из-за страха не справиться с будущими обязанностями. Эти виды деятельности, как правило, отнимают много времени, выполняются вместо других, более важных дел, и могут значительно отодвинуть во времени достижение поставленной цели. Резюмируя, отрицательный перфекци-онизм - это личная негативная интерпретация событий, происходящих с индивидуумом.

Возрастные характеристики пер-фекционистов. Удовлетворение потребностей, согласно теории А. Маслоу, происходит постепенно. С возрастом человек приобретает необходимые знания, профессиональные навыки, входит в определенный круг социального взаимодействия. Потребности реализуются, начиная от низших к высшим. Перфек-ционизм как социальное явление можно рассматриваться как стремление людей определенного возраста достичь целей, не свойственных их возрасту. В качестве примеров можно привести стремление детей дошкольного возраста освоить программу начальной школы или желание молодежи студенческого возраста выполнять работу и, соответственно, занимать должности в организациях, предполагающие наличие как минимум десятилетнего стажа.

Каждый возрастной период характеризуется своими возрастными и социальными потребностями, а также ведущим видом деятельности [10]. Перфек-ционизм как психологическая особенность личности формируется в детстве под влиянием внутрисемейных отношений и ближайшего окружения и проявляется на протяжении жизни в зависимости от возрастных и социальных потребностей индивида. Поведение детей и подростков с выраженным перфекци-онизмом обусловлено желанием получить признание родителей, референтных групп, учителей и других значимых

членов социального окружения [16]. Примерами деятельности могут служить тщательная уборка своей комнаты, прилежная учеба, высокие оценки, интенсивные занятия музыкой, написание картин, активное участие в танцевальных и хореографических коллективах и др.

В студенческом возрасте наиболее ярко перфекционизм проявляется в стремлении молодежи окончить учебное заведение с отличием. В отношении профессиональной реализации перфекционистский конструкт личности может проявляться как долгосрочная социальная установка молодежи на планирование карьеры и карьерного роста без учета текущей социально-экономической ситуации. Молодые люди 15-29 лет имеют низкий уровень доходов [1; 7, с. 24] по ряду объективных социально-экономических причин: начало карьерного пути, отсутствие жизненного опыта, стажа работы, знания специфики функционирования конкретной организации. Положительный перфекционизм личности позволяет осуществлять качественную академическую подготовку и добросовестно выполнять текущие простые профессиональные задачи. Отрицательный перфекционизм личности проявляется в чрезмерном академическом усердии, отсутствии социальных контактов, начального опыта работы, «преднамеренном откладывании начала трудовой деятельности с целью тщательно ознакомиться с общественными отношениями и общественным устройством» [6, с. 211].

В ярко выраженном виде положительный перфекционизм личности проявляется в зрелом возрасте, когда удовлетворены базовые потребности и достигнуто состояние социального благополучия. Человек в большей степени сосредоточен на профессиональном росте и самореализации. В положительной форме реализация перфек-ционизма личности подчиняется тем потребностям, которые соответствуют возрастным особенностям индивида, а также своевременной перестройке,

50

сопровождающейся переосмыслением своих потребностей при переходе на следующий этап личностного развития. Существуют различные примеры того, как человек при вступлении в новый жизненный период продолжает руководствоваться прежними мотивами. В результате могут возникнуть различные отклонения и расстройства личности; перфекционизм может приобрести отрицательные формы социальной патологии.

Социальное благополучие. Социальное благополучие определяется как интегральное единство следующих компонентов: социальной адаптации, социального вклада, социальной включенности, социальной реализации и общественного признания [13]. Социальное благополучие - это способность индивида создавать значимые отношения и поддерживать регулярные контакты с различными социальными категориями людей - членами семьи, друзьями, соседями, коллегами по работе и т.д. Социальное благополучие предполагает социальную включенность и чувство групповой принадлежности. Социальное благополучие невозможно без поддержки членов социальных групп. Эмоциональный интеллект, моральный кодекс, воспитание, адаптационные способности, альтруизм, доверие, свобода, равные права, единая система ценностей, традиции и убеждения также способствуют социальному благополучию индивида. Социальное благополучие означает удовлетворение базовых потребностей человека, создание условий для благополучного сосуществования различных социальных сообществ и их дальнейшего социального развития. Перфек-ционизм как положительное свойство личности, ориентированное на прогрессивный творческий рост и профессиональное развитие человека, реализуется только при достижении индивидом состояния социального благополучия. В условиях социальной дезадаптации, непризнания индивида и его заслуг окружением перфекционизм приобретает отрицательные формы, включая психосоматические расстройства личности.

К неблагоприятным социальным условиям следует отнести периоды экономических кризисов. Так, например, «в современных реалиях для домашних хозяйств на первый план выдвигается задача обеспечения экономических условий и организации воспроизводства человеческого потенциала членов семьи» [5, с. 124]. Известно, что при высоком уровне безработицы, низких доходах населения, особенно когда они не позволяют удовлетворить даже базовых потребностей, человек не может себе позволить реализацию потребностей высшего уровня в самоактуализации. Перфекционизм по объективным (внешним) причинам может превратиться в социальную патологию.

Перфекционизм в социально-трудовых отношениях. Перфекцио-низм можно рассматривать не только с точки зрения содержания, т.е. потребностей, мотивов и целей, но и с процессуальной точки зрения - объема прилагаемых усилий, вознаграждения и степени удовлетворенности индивида [18]. Определение плановых показателей деятельности, сроков выполнения задач и объема вознаграждения за достижение поставленных целей - это система, основанная на формировании потребностей работников в профессиональной среде [15]. Именно здесь человек оценивается, в первую очередь, с точки зрения достигнутых результатов. Такой подход полностью соответствует психологическим установкам перфекционистов, характеризующихся отрицательным восприятием «Я-кон-цепта». Однако в социально-трудовых отношениях достижение целей организации сопровождается различного рода поощрениями, которые удовлетворяют потребности высоких уровней.

Развитие перфекционизма в трудовой среде как интегрального компонента системы управления персоналом имеет два положительных аспекта: во-первых, для личности работника с позиции профессионального роста, который по определению ориентирован на самореализацию и достижение потребностей высокого уровня [12];

51

во-вторых, для организации с целью преобразования общественных отношений и решения социально полезных задач. Система оплаты труда, основанная на результатах, на выполнении плановых показателей, на достижении более значительных целей по сравнению с запланированными, или в более сжатые сроки, дифференцированная оплата труда, конкурентная среда - создают условия для развития положительного перфекционизма, признаки которого рассмотрим, согласно данным табл. 1: 1) гарантия минимального размера выплат обеспечивает удовлетворение базовых потребностей; 2) достижение более высоких целей определяет повышенную оплату труда, социальное признание, нематериальное поощрение; 3) вариативность целей и установок обеспечивается меняющимися условиями рынка, политикой организации, многозадачностью должностных обязанностей и другими микро- и макроэкономическими факторами;4)достиже-ние целей организации означает социальное благополучие работника; 5) соответствие требованиям менеджмента является основанием для назначения на более высокую должность и реализацию потребности во власти.

Перфекционистская корпоративная культура способствует формированию эмоционального капитала организации как неосязаемого ресурса, который наряду с материальными активами повышает эффективность управления персоналом и, в конечном итоге, стоимости производимых товаров и услуг [9]. Обязательным условием развития положительного перфекционизма личности работника является совпадение целей организации и личных целей работника. При их различии высока вероятность появления деструктивных форм перфекционизма или уход работника из организации.

Предпосылками развития отрицательного перфекционизма в социально-трудовых отношениях могут стать внутриличностные особенности работника: 1) психологическая неустойчивость, наличие перфекционистского

конструкта личности, препятствующего эффективному взаимодействию в коллективе, неспособность работы в команде; 2) чрезмерно завышенная мотивация; 3) ригидный мотив деятельности; 4) тщательное внимание к деталям, страх совершения ошибки, заниженная самооценка, прокрастинация; 5) негативное восприятие корпоративной культуры и политики преобразований. Перфекционизм в социально-трудовых отношениях может принимать отрицательные формы вследствие развития нездоровых межличностных отношений внутри коллектива. Интриги, нездоровая конкуренция, необоснованное предъявление завышенных требований, предвзятое несправедливое враждебное отношение руководителя к работникам, конфликты среди сотрудников - создают условия для развития деструктивных моделей поведения.

Заключение. Перфекционизм личности - это психолого-социологическая характеристика человека, определяющая его социальное и трудовое поведение на основе личных мотивационных установок. Перфекционизм развивается как часть культуры внутрисемейных отношений на основе подражания родителям, а также под влиянием их воспитательного воздействия. Положительный перфекционизм предполагает способность человека к осознанию потребностей в зависимости от возраста и социального контекста и достижение личностно значимых целей посредством успешной адаптации в постоянно меняющихся условиях.

Перфекционизм - это стремление к самоактуализации и самореализации личности, которое, согласно теории мотивации, свойственно людям зрелого возраста, достигших социального благополучия и удовлетворения базовых потребностей. В более раннем возрасте перфекционизм сопряжен с пренебрежением экзистенциональными и социальными потребностями, жертвенным отношением к различным видам социальной активности в пользу определенного вида деятельности - академической или профессиональной.

52

Отрицательный перфекционизм развивается в результате нарушения одного из вышеперечисленных условий, снижает адаптационные возможности человека и может привести к социальной изоляции. Так, при неудовлетворении жизненно важных потребностей человек вынужден заниматься рутинными видами работ, исключающими творческий и интеллектуальный компоненты деятельности. Перфекцио-нистский подход к выполнению рутинных операций может лишь вызвать эмоциональное выгорание вместо ощущения удовлетворенности результатами собственной деятельности. Неспособность самоосознания возрастных потребностей мешает перфекционистам «переключиться» с одного ведущего вида деятельности на другой и может спровоцировать риск развития патологического конструкта личности вследствие таких психологических отклонений как обсессивно-компульсивное расстройство. Преобладание внешних мотивирующих факторов над внутренними порождает формальный подход к решению задач и формирует симу-лятивный тип перфекционизма. Социальные барьеры, препятствующие профессиональному росту и развитию, вынуждают человека направлять усилия на удовлетворение потребностей более низкого уровня, и в итоге приводят к развитию нездорового перфекци-онизма.

Отрицательный перфекционизм означает видение себя исключительно через призму достижений. Невозможность реализации намеченных целей приводит к развитию деструктивного мышления и поведения: прокрастина-ции, эмоционального выгорания, депрессии, социальной изоляции и других психосоматическим расстройствам. Суммируя, перфекционизм как акцентированный тип социального поведения личности, обусловленный определенными психологическими установками, характеризуется устойчивостью личностного мотива и повышенной уязвимостью к внутриличностным изменениям и социальным условиям.

Социально-трудовая среда формирует культуру перфекционизма посредством формирования потребности в достижении целей организации, которая реализуется в двухуровневой системе оплаты труда - базовой и премиальной. Задача работников заключается в выполнении организационных показателей. Культура перфекционизма может иметь как положительное, так и отрицательное влияние на работников. Положительное влияние проявляется при совпадении личных и организационных целей, нормальном психологическом климате, независимой объективной оценке достижений работников. Отрицательное влияние корпоративной культуры перфекционизма наблюдается при субъективном подходе к оценке результатов деятельности сотрудников, превышении значимости личных интересов над организационными.

Перфекционизм как социальная характеристика является положительным свойством личности человека в том случае, если на протяжении всей его жизни цели, какими высокими бы они ни были, реализуются в практической деятельности индивида. Человек при этом активен и успешно адаптируется в различных социальных условиях. Перфекционизм как отрицательное явление возникает при невозможности воплощения идей вследствие внутри-личностных или внешних ограничений. Неспособность индивида к самореализации приводит к психосоматическим расстройствам и социальной изоляции.

Литература

1. Бочаров В.Ю., Гаврилюк Т.В. Модели экономического поведения рабочей молодежи // Вестник Санкт-Петербургского ун-та. Социология. 2019. 12.(2). С. 134-152.

2. Горшков М.К., Шереги Ф.Э. Российская молодежь в контексте социологического анализа. М.: ФНИСЦ РАН, 2019. 263 с.

3. Кибанов А.Я., Баткаева И.А., Митрофанова Е.А., Ловчева М.В. Мотивация и стимулирование трудо-

53

вой деятельности. М.: ИНФРА-М., 2010. 524 с.

4. Красавина Е.В. Формы социальной адаптации: имитация-подражание и имитация-симулякр // Вестник Московского университета. Серия 18. Социология и политология. 2012. 4. С. 93-103.

5. Мигранова Л.А., Тореев В.Б., Яра-шева А.В. Экономическое поведение: анализ и перспективы // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2014. 1 (31). С. 116-124.

6. Новгородова Е.Ф. Сравнительный анализ перфекционизма молодых людей, обучающихся в учреждениях разного профессионального уровня // Человек и образование. 2015. 3 (44). С. 211-216.

7. Потемкин В.К. Модернизация системы образования и новое качество профессиональных компетенций выпускников вузов // Социология и право. 2016. 4 (34). С. 22-30.

8. Потемкин В.К. Диссеминация семейных отношений как фактор активизации молодежи в профессиональной деятельности // Социология и право. 2019. 1 (43). С. 11-17.

9. Филясова Ю.А. Определение понятия «эмоциональный капитал» и его роли в управлении персоналом // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Экономика. 2020. 2. С. 106-115.

10. Эльконин Д.Б. Психология развития человека. М.: Аспект Пресс, 2001. 460 с.

11. Alderfer C.P. Existence, relatedness, and growth // Human needs in organizational settings. Free Press, 1972.

12. Herzberg F.I. One more time: how do you motivate employees // Harvard Business Review. 2003. 81. P. 87-96.

13. Keyes C.L.M. Social well-being // Social Psychology Quarterly. 1998. 61 (2). P. 121-140.

14. Maslow A.H. Motivation and personality. Harpers, 1970.

15. McClelland D.C. Human motivation. Glenview. IL: Scott, Foresman, 1985.

16. Neumeister K.L.S., Fletcher K.L., Burney V.H. Perfectionism and achievement motivation in high-ability students // Journal for the Education of the Gifted. 2015. 38 (3). P. 215-232.

17. Shafran R., Coughtrey, A., & Kothari, R. New frontiers in the treatment of perfectionism // International J. of Cognitive Therapy. 2016. 9 (2). P. 156-170.

18. Vroom V.H., Deci E.L. Management and Motivation. Penguin, 1983.

19. Yerkes R. M., Dodson J.D. The relation of strength of stimulus to rapidity of habit-formation // Journal of comparative neurology and psychology. 1908. 18. P. 459-482.

PERFECTIONISM AS A PERSONAL TYPE OF SOCIAL BEHAVIOR

Filyasova Yu.A.

Saint-Petersburg University of Management Technologies and Economics

Personal perfectionism as a social characteristic is a social and occupational activity of an individual, aimed at satisfying high level needs -self-actualization and self-realization, which is possible under the following conditions: 1) meeting basic needs; 2) social well-being of a person; 3) awareness of age-related needs; 4) internal motivation; 5) favorable external conditions. Perfectionism denotes an active social attitude of an individual, oriented to achieving personal goals during fulfilling socially relevant commitments. A negative type of perfectionism develops as a result of violation of the conditions mentioned above, decreases adaptive capabilities of an individual and causes their social isolation. Social barriers which refrain individuals from career progression and professional development force them to direct efforts at meeting needs of a lower level, and eventually, result in unhealthy perfectionism growth. In conclusion, perfectionism as an accentuated type of social behavior of a person, induced by certain psychological patterns, is characterized by resilience of personal motives and enhanced vulnerability to intra-personal changes and variable social conditions.

Keywords: perfectionism; goalsetting; needs; motivation; adaptation; social well-being; personnel management.

54

References

1. Bocharov V. Yu., Gavrilyuk T.V. Economic behavior models of the working youth // Vestnik of St Petersburg University. Sociology. 2019. 12. (2). P. 134-152.

2. Gorshkov M.K., Sheregi F.E. Russian young people in the context of sociological analysis. Moscow: FNISTS RAN, 2019. 263 p.

3. Kibanov A. Ya, Batkaeva I.A., Mitrofano-va E.A., Lovcheva M.V. Motivation and labour activity stimulation. Moscow: INFRA-M, 2012. 524 p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Krasavina E.V. Forms of social adaptation: imitation-copying and imitation-simulation // Bulletin of Moscow University. Series 18. Sociology and Political Science. 2012. 4. P. 93-103.

5. Migranova L.A., Toreyev V.B., Yarashe-va A.V. Economic behavior: analysis and prospects // Economic and social transformations: facts, tendencies, forecast. 2014. 31 (1). P. 116-124.

6. Novgorodova E.F. A comparative analysis of young people's perfectionism studying at institutions of various professional level // Human and Education. 2015. 44 (3). P. 211-216.

7. Potemkin V.K. The modernization of the education system and a new quality of professional-governmental competences of university graduates // Sociology and Law. 2016. 4. P. 22-29.

8. Potyemkin V.K. Dissemination of family relations as a factor in the activation of young people in their professional activities // Sociology and Law. 2019. 1. P. 11-17.

9. Filyasova Yu.A. Defining the concept «emotional capital» and detecting its role in personnel management // Bulletin of Moscow Region State University. Series: Economics. 2020. 2. P. 106-115.

10. Elconin D.B. To the problem of ageing dynamics control of mental development // About the diagnostics of mental development. Tallin, 1974.

11. Alderfer C.P. Existence, relatedness, and growth // Human needs in organizational settings. Free Press, 1972.

12. Herzberg F.I. One more time: how do you motivate employees // Harvard Business Review. 2003. 81. P. 87-96.

13. Keyes C.L.M. Social well-being // Social Psychology Quarterly. 1998. 61 (2). P. 121140.

14. Maslow A.H. Motivation and personality. Harpers, 1970.

15. McClelland D.C. Human motivation. Glen-view. IL: Scott, Foresman, 1985.

16. Neumeister K.L.S., Fletcher K.L., Burney V.H. Perfectionism and achievement motivation in high-ability students // Journal for the Education of the Gifted. 2015. 38 (3). P. 215-232.

17. Shafran R., Coughtrey, A., & Kothari, R. New frontiers in the treatment of perfectionism // International J. of Cognitive Therapy. 2016. 9 (2). P. 156-170.

18. Vroom V.H., Deci E.L. Management and Motivation. Penguin, 1983.

19. Yerkes R. M., Dodson J.D. The relation of strength of stimulus to rapidity of habitformation // Journal of comparative neurology and psychology. 1908. 18. P. 459-482.

55

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.