Галина ШИНЯК
РАБОТНИКИ ОТРАСЛИ КУЛЬТУРЫ СОВРЕМЕННОГО РОССИЙСКОГО СЕЛА: СОЦИАЛЬНЫЕ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
На основе прикладных исследований за последние 10лет автор проводит сравнительный анализ социальных и профессиональных характеристик работников культурной сферы современного российского села.
The comparative analysis of social and professional characteristics of cultural sphere workers of modern Russian village for the last 1O years is represented in the article on the basis of applied researches.
Ключевые слова:
работники культуры, социальная и профессиональная характеристика; workers of culture branch, social and professional characteristic.
ШИНЯК
Галина Иосифовна — аспирант Ceeepo-Кавказ^ого гоcудавcmвeuного mnхmчecкого уnuвeвcumemа, г. Cmnввоeоль [email protected]
Ставропольский краевой дом народного творчества в течение последних 10 лет проводит исследования кадровых процессов в отрасли культуры Ставропольского края. Одним из ключевых вопросов, рассматриваемых в контексте проблемы обеспеченности кадрами, стал вопрос изучения социально-профессиональных характеристик работников культурно-досуговой сферы. Поскольку основная сеть культурно-досуговых учреждений Ставропольского края расположена в сельской местности, результаты исследования освещают ситуацию, связанную, прежде всего, с социальной и профессиональной самоидентификацией работников культуры в сельском сообществе.
Сравнительный анализ эмпирических данных проведен в двух плоскостях: в зависимости от времени проведения исследования и категории работников. В связи с чем обратимся к результатам опроса руководителей учреждений культуры (директора сельских клубов, домов культуры) в 2000 г. (242 чел.) и 2010 г. (116 чел.), а также руководителей коллективов самодеятельного художественного творчества в 2002 г. (72 чел.) и 2008 г. (65 чел.).
Рассмотрим изменения, происшедшие в социальном портрете работников культуры села за последние десять лет, включающие основные социально-демографические характеристики, уровень материального благополучия, расположение на ступенях социальной лестницы, оценку социального самочувствия.
Результаты исследований показывают, что среди руководителей коллективов самодеятельного художественного творчества преобладают женщины, их доля составляет 72,3% в 2008 г. (в 2002 г. — 81,3%). Среди директоров, принявших участие в исследовании, 79,5% составляют женщины. В 2008 г. ровно половина руководителей самодеятельных художественных коллективов приходилась на возрастные группы старше 50 лет. Сравнительные данные опросов как директоров, так и руководителей коллективов самодеятельного художественного творчества показывают снижение притока молодых возрастных групп и увеличение доли работников пенсионного и предпенсионного возраста в исследуемой категории.
Среди участников опроса руководителей коллективов самодеятельного художественного творчества в 2008 г. замужем (женаты) 68,8%, разведены — 15,6%, вдовы (вдовцы) — 4,7%, не замужем (не женаты) — 10,9%. Подавляющее большинство директоров (79,3%) —
замужем (женаты). С точки зрения семейного положения вполне благополучная картина как у руководителей учреждений культурно-досугового типа, так и у их сотрудников.
Свое здоровье и физическое состояние в 2008 г. 29,7% руководителей самодеятельных художественных коллективов оценили как хорошее, как удовлетворительное — 64,1%, плохое — 3,1%, затруднились как-либо оценить — 3,1%. Среди директоров сельских домов культуры (клубов) в 2010 г. практически 2/3 оценивают свое здоровье как удовлетворительное, еще 1/3 считают свое здоровье хорошим. Проблемы со здоровьем возникают только у 2,6%, и еще 1,7% затруднились ответить определенно. Таким образом, оценка здоровья внутри социально-профессиональной группы работников культурной сферы села примерно одинаковая и не зависит от их статуса в учреждении культуры.
По мнению половины участников опроса 2010 г., профессия клубного работника оценивается в обществе не очень высоко. Каждый третий считает, что эта профессия ценится низко и очень низко. И только каждый десятый отмечает, что профессия ценится высоко и очень высоко.
Руководители самодеятельных художественных коллективов, так же как и директора, отмечают, что профессия клубного работника имеет достаточно низкий престиж в обществе. Только 9,3% опрошенных в 2008 г. руководителей самодеятельных художественных коллективов отметили, что профессия ценится высоко или очень высоко, 44,6% считают, что не очень высоко, 27,7% — низко и 10,8% — очень низко. Хотя по сравнению с ситуацией 2002 г. оценка несколько возросла, низкий престиж профессии работников культуры руководители культурно-досуговых учреждений связывают, в первую очередь, с низкой заработной платой. По уровню доходов более половины респондентов — руководителей самодеятельных коллективов художественного творчества относят себя к малообеспеченным и неимущим, затруднились дать оценку — 1,5%.
Половина руководителей учреждений культуры в 2010 г. отнесли себя к категории «скорее обеспеченные, чем нет». Каждый третий из числа опрошенных считает себя малообеспеченным. Обеспеченными себя считают только 7%. К категории «богатые» среди данной категории опрошен-
ных себя не отнес никто. Реалии современного российского общества таковы, что люди с высоким уровнем образования, занятые в интеллектуальной сфере труда, но при этом с низким фактическим доходом относятся к так называемым «новым бедным», что в основном определяет их неудовлетворительное социальное самочувствие.
Вместе с тем случайных людей в профессии клубного работника немного (в пределах 1—2% от числа опрошенных). Для трети директоров и около 45% руководителей самодеятельных художественных коллективов профессиональная деятельность стала продолжением детского и юношеского участия в самодеятельном художественном творчестве. Для каждого пятого директора выбор профессии клубного работника состоялся благодаря желанию быть в гуще событий, еще 7,7% продолжили дело родителей. Среди причин выбора профессии преобладают осмысленные, неслучайные, мотивированные выборы.
По данным исследования 2010 г., больше всего в своем выборе участники опроса ценят то, что занимаются любимым делом (70,1%). Для каждого четвертого особенно важно находиться в гуще общественной жизни. Еще 16,2% респондентов ценят необходимость постоянной работы над собой. Незначительная доля участников опроса (4,3%) отметили, что работа дает возможность материального обеспечения.
На следующем этапе рассмотрим удовлетворенность разных категорий работников сельских домов культуры работой в целом. Данные опроса 2010 г. показывают, что директора домов культуры, принявшие участие в исследовании, в подавляющем большинстве удовлетворены своей работой, несмотря на все имеющиеся сложности. Лишь незначительное число (4,3%) не довольны своей работой. 60,0% руководителей самодеятельных коллективов художественного творчества «без своей работы не мыслят себя», 32,3% — в общем удовлетворены. Крайне отрицательных ответов на вопрос нет. (3,1% респондентов отметили, что работа не хуже и не лучше других, 4,6% ответили, что работа не удовлетворяет их полностью.) Сравнительный анализ данных показывает, что уровень удовлетворенности руководителей работой значительно возрос.
В табл.1 представлены данные, харак-
Таблица 1
Оценка степени удовлетворенности участников опроса 2010 г. отдельными сторонами профессиональной деятельности (в % от числа опрошенных)
№ Стороны профессиональной деятельности Доволен Не очень доволен Совсем не доволен
1. Условия работы 28,9 51,8 19,3
2. Отношение окружающих к вашей работе (семьи, знакомых и т.д.) 68,1 27,4 4,4
3. Отношение со стороны органов местного самоуправления 50,4 39,3 10,3
4. Содержание работы 60,4 37,8 1,8
5. Отношение к Вашей работе со стороны руководства районного (городского) отдела культуры 74,3 23,9 1,8
6. Перспективы Вашей работы 31,2 56,0 12,8
7. Оплата Вашего труда 15,8 50,9 33,3
теризующие удовлетворенность директорского корпуса учреждений культурнодосугового типа отдельными сторонами профессиональной деятельности.
Если говорить об отдельных сторонах работы руководителей самодеятельных художественных коллективов, то в первую очередь они довольны: отношением окружающих к их работе (отметили 73,4% респондентов в 2002 г. и 90,3% - в 2008 г.); отношением к работе со стороны руководителя ДК, отдела культуры (отметили 66,7% респондентов в 2002 г. и 68,8% — в 2008 г.); содержанием работы, которую приходится выполнять (62,9% в 2002 г. и 78,7% — в 2008 г.); отношением со стороны руководящих органов — администрации сельхозпредприятий, сельских советов и т.п. (37,9% респондентов в 2002 г. и 54,0% — в 2008 г.).
Не очень довольны: перспективами (53,1% респондентов в 2002 г. и 42,6% — в 2008 г.); оплатой труда (43,5% респондентов в 2002 г. и 52,3% — в 2008 г.); условиями работы (58,6% респондентов в 2002 г. и 50,8% — в 2008 г.).
Основные трудности связаны с решением организационных вопросов (77,3% респондентов в 2002 г. и 63,3% — в 2008 г.), подбором репертуара для художественной самодеятельности (66,7% респондентов в 2002 г. и 43,1% — в 2008 г.), взаимоотношениями с местным руководством (53,0% респондентов в 2002 г. и 40,7% — в 2008 г.),
обеспечением методической литературой (45,5% респондентов в 2002 г. и 50,0% — в 2008 г.), решением творческих вопросов (40,9% респондентов в 2002 г. и 29,8% — в 2008 г.).
Клубные работники не видят особых трудностей в создании благоприятного психологического климата в коллективе и в организации учебно-воспитательной работы.
Причины, снижающие эффективность работы руководителей самодеятельных художественных коллективов, по степени значимости можно сгруппировать следующим образом:
1) разные нагрузки, не связанные с основной работой;
2) недостаточный опыт практической работы, недостатки полученной в учебном заведении подготовки, отсутствие внимания со стороны местного руководства;
3) нечеткое определение обязанностей клубного работника, недостаточно уважительное отношение населения к профессии клубного работника, слабая активность местного населения;
4) недостаточная материальнотехническая база клуба, слабый контакт с местной интеллигенцией;
5) плохие жилищно-бытовые условия.
Каждый четвертый из опрошенных
экспертов указал, что ему не хватает знаний для той работы, которую он сейчас выполняет. При этом значительная часть
опрошенных (45,1% в 2002 г. и 41,3% в 2008 г.) последний раз занимались на курсах повышения квалификации более 5 лет назад, а 36,4% респондентов в 2002 г. и 25,4% в 2008 г. не занимались вообще. В настоящее время респонденты имеют следующие навыки и используют их в работе:
• организация различных вечеров, праздников — 63,6% в 2002 г. и 86,7% — в 2008 г.;
• пение — 54,5% в 2002 г. и 86,8% — в 2008 г.;
• написание сценариев тематических вечеров — 40,9% в 2002 г. и 82,9% — в 2008 г.;
• декламация (чтение стихов, прозы) — 39,4% в 2002 г. и 94,7% — в 2008 г.;
• игра на музыкальных инструментах — 36,4% в 2002 г. и 68,4% — в 2008 г.;
• танцы —34,8% в 2002 г. и 73,9% — в 2008 г.
• руководство народным хором — 30,3% в 2002 г. и 76,0% — в 2008 г.
Многие хотели бы научиться ставить спектакли, дирижировать духовым и эстрадным оркестром, руководить кино-и фотостудией, кружком технического творчества, ставить народные и бальные танцы.
Значительные изменения, происшедшие в российском обществе в последние десятилетия, затронули практически все сферы жизни людей. По результатам сравнительного анализа данных экспертного опроса работников культуры в 2000 г. и 2010 г., изменения в потребностях населения в сфере досуга продолжают нарастать. Так, если в 2000 г. значительные и кардинальные изменения в потребностях населения в сфере досуга отмечались практически у каждого второго, то в 2010 г. их доля возрастает до 60%. Если в ходе экспертного опроса 2000 г. около 55% респондентов говорили о незначительных изменениях или их отсутствии, то в 2010 г. акценты сместились в сторону значитель-
ных изменений в сфере досуговых потребностей населения. Следует отметить, что возросли требования к профессионализму как персонала, так и руководства клубных учреждений.
Таким образом, сравнительный анализ социально-профессиональных характеристик различных категорий работников культурной сферы современного российского села за последние 10 лет показывает следующее. Сохраняется тенденция преобладания женщин среди руководителей и персонала учреждений культурнодосугового типа. Коллективы сельских домов культуры в недостаточной степени пополняются молодыми специалистами, что не обеспечивает стабильную ротацию возрастных групп работников. С точки зрения самооценки здоровья и фактического семейного положения данная социальнопрофессиональная группа вполне благополучна, и результаты стабильны в течение анализируемого периода. Низкий престиж профессии в глазах общества в целом и сельского сообщества в частности руководители культурно-досуговых учреждений и самодеятельных коллективов художественного творчества связывают, в первую очередь, с низкой заработной платой работников культуры. Вместе с тем у подавляющего большинства респондентов среди причин выбора профессии преобладают осмысленные, мотивированные выборы. Участники исследований на протяжении 10 лет демонстрируют высокую степень удовлетворенности работой в целом. Большинство респондентов осознают происходящие перемены в досуговых потребностях населения, отчетливо понимают необходимость изменений в работе культурно-досугового учреждения и готовы к ним. Готовность выражается в желании осваивать дополнительные профессиональные навыки и внедрять их в практическую деятельность сельских домов культуры.