Галина ШИНЯК
ПОРТРЕТНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ РУКОВОДИТЕЛЕЙ И УЧАСТНИКОВ КОЛЛЕКТИВОВ САМОДЕЯТЕЛЬНОГО ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТВОРЧЕСТВА
В статье представлены результаты исследования социального портрета руководителей и участников самодеятельных коллективов художественного творчества Ставропольского края.
The results of research of a social portrait of the chiefs and participants of collectives of amateur art creativity in Stavropol territory are represented in the article.
Ключевые слова:
социально-демографические характеристики, мотивация, руководитель и участник коллектива самодеятельного художественного творчества; social-demographic characteristics, motivation, chief and participant of collective of amateur art creativity.
ШИНЯК
Галина Иосифовна — аспирант СевероКавказского государственного технического университета, г. Ставрополь [email protected]
Учреждение культурно-досугового типа — центр социальнокультурной жизни сельского поселения, муниципального образования. Его деятельность по приобщению населения к культуре остается самой массовой, традиционной, демократичной, доступной.
Сложившаяся кризисная ситуация в российском обществе во многом изменила нормы и правила жизнедеятельности субъектов и объектов социально-культурной сферы. Вместе с тем в последнее время можно говорить о повышенном интересе общества к сохранению и возрождению национальных культурных традиций в различных регионах России. Самодеятельное художественное творчество вносит свой вклад в возрождение общей культуры народа, сохранение и восстановление утерянных традиций, которые обеспечивают каждому региону свою самобытность и неповторимость. При рассмотрении многообразных аспектов социально-культурного творчества особую значимость имеет исследование динамики и механизмов освоения традиционной культуры, форм ее бытования в конкретном регионе, среди различных групп населения. Осознание роли творческого потенциала народной художественной культуры и перспективность использования такого опыта в современной культурной практике ставит проблему изучения сущности, специфики и особенности функционирования самодеятельного художественного творчества в современных условиях. Оно привлекает многих людей различного возраста своей нерегламентированностью и свободой, добровольностью выбора его видов и форм.
В 2008 г. был проведен анкетный опрос участников самодеятельных художественных коллективов Ставропольского края. Всего в нем приняли участие 130 человек. Для сравнительного анализа использованы данные опроса той же категории населения 2002 г.
Среди опрошенных участников самодеятельных художественных коллективов, как и в 2002 г., преобладают женщины — 83,1%, мужчины составляют 16,9%. 26,2% из них работают, 40,0% учатся в школе, на дневном отделении техникума, училища, вуза, 31,5% находятся на пенсии, инвалидности, 1,5% временно не работают, 0,8% занимаются предпринимательством. По сравнению с 2002 г. почти в два раза уменьшилась доля участников, работающих на постоянном месте работы, и в 2 раза увеличилась доля пенсионе-
ров. По уровню образования участники самодеятельных художественных коллективов имеют: неполное среднее — 35,7%, среднее — 18,6%, среднее специальное — 27,1%, высшее — 18,6%. По сравнению с 2002 г. в 2008 г. увеличилась доля участников с высшим образованием. По семейному положению: 30,8% — замужем (женаты), разведены — 6,2%, вдовы (вдовцы) составляют 17,7%, не замужем (холосты) — 45,4%.
Среди опрошенных оказалось незначительное число представителей частного бизнеса, предпринимателей (0,8% опрошенных в 2008 г.). Среди тех, кто в настоящее время работает, есть представители самых разных групп: значительная доля (51,2%) приходится на специалистов с высшим и средним специальным образованием; 19,0% — служащие из числа технического и обслуживающего персонала. Доля рабочих сократилась с 21,6% в 2002 г. до 9,3% в 2008 г. Интересным является тот факт, что среди участников художественных коллективов как в 2002 г., так и в 2008 г. никто не отнес свою семью по материальному положению к категории «богатые». В то же время «обеспеченными» и «скорее обеспеченными, чем нет» себя считают 39,7% респондентов; к числу малообеспеченных себя отнесли 53,2% респондентов, бедных — 0,8%; затруднились дать оценку 6,3% респондентов. По сравнению с ситуацией 2002 г. отмечается снижение материального уровня участников коллективов художественного творчества.
По оценке участников коллективов художественного творчества в их семьях преобладают отношения любви, дружбы (36,3%) и в основном ровные спокойные, только иногда возникают разногласия (54,0%).
Больше половины опрошенных участников самодеятельных художественных коллективов более 3 лет занимаются в данном коллективе. С одной стороны, это характеристика высокой степени постоянства и стабильности коллективов, но с другой — свидетельствует о низком вовлечении новых участников в самодеятельное художественное творчество.
Основными причинами прихода опрошенных в коллектив художественной самодеятельности являются: желание заниматься творчеством; необходимость общения; влияние просмотра концерта, выставки. Значительно менее важные
факторы — желание быть на виду; случайно попали на репетицию и стали участниками коллектива; привели родители (6,6% в 2002 г. и 3,1% в 2008 г.). Таким образом, на современном этапе развития в участии в таком коллективе больше всего привлекает возможность творческой самореализации и развития социальных коммуникаций. Несколько менее значимыми являются возможность отвлечься от повседневных забот и проблем, культурный досуг, репетиции, духовный рост, участие в смотрах и конкурсах.
Творческая любительская деятельность в рамках такого коллектива помогает его членам реализовывать свои духовные потребности, выразить свое «Я». Сущность художественно-творческого начала раскрывается посредством созидания — самодеятельности, через реализацию двух типов мотивации — общения и достижения результата практической деятельности человека. Поэтому важным условием гармонического развития личности является организация культурнодосуговой деятельности, способствующая ее самоопределению в обществе. Важной составляющей деятельности самодеятельных коллективов художественного творчества является сохранение народных традиций, собирание фольклора, образцов самобытной культуры прошлого. Этим занимается каждый второй участник коллектива художественной самодеятельности. Коллектив самодеятельного художественного творчества, представляя определенный вид социальной организации, выполняет важную рекреационную функцию.
Занятия творчеством в соответствии с потребностями личности являются благоприятным фактором для формирования положительного психологического микроклимата как в самом коллективе, так и среди администрации ДК, что подтверждают данные опроса. Взаимоотношения внутри коллектива участники оценивают на 4,8 баллов по пятибалльной шкале, между членами коллектива и руководителем — 4,9 баллов, между коллективом и администрацией ДК (клуба) — 4,6 балла.
О стабильности коллективов и позитивных перспективах развития самодеятельного художественного творчества говорит наличие практически у большинства из них детских коллективов-спутников. Это сотрудничество выражается и в подготовке
совместных программ (77,9% отметивших наличие детских коллективов-спутников в 2002 г. и 92,1% - в 2008 г.), и в совместных репетициях (75,8% в 2002 г. и 89,0% в 2008 г.).
Большинство участников в настоящее время посещают коллектив бесплатно (92,2%). Традиционно являясь бесплатным (концерты, выставки, посещение кружков и т.п.), самодеятельное художественное творчество в современных экономических условиях должно искать пути решения собственных проблем финансового выживания и развития. Так, например, 23,3% опрошенных отметили, что концертные костюмы старые и ветхие, еще 22,5% респондентов выступают в своей одежде. Приобретение и обновление костюмов в основном финансирует местная администрация (отметили 34,6% в 2008 г.), спонсоры (20,0%), участники коллектива (19,2%), отдел культуры (16,9%). Одним из источников получения средств на финансирование деятельности самодеятельных художественных коллективов могут быть деньги, полученные от концертов, выставок и т.п. Этот источник уже активно используется, по оценке 7,7% участников коллективов. 39,1% участников коллективов считают, что за посещение концерта зрители должны вносить плату.
На основе полученных данных можно сделать ряд выводов о социально-демографических характеристиках, мотивации участников коллективов самодеятельного художественного творчества в Ставропольском крае. Существующие коллективы самодеятельного художественного творчества отличаются стабильным составом, в них преобладают женщины. По профессиональной принадлежности значительная доля приходится на специалистов с высшим образованием. Остается проблемой вовлечение в занятия рабочих и служащих, доля которых, по сравнению с предыдущим опросом, снизилась. Практически отсутствуют представители частного бизнеса. Уровень достатка семей - средний. Сравнительный анализ основных мотивов участия населения в самодеятельном художественном коллективе показывает, что оценки руководителей и участников практически не отличаются друг от друга. Как у участников, так и у руководителей на первом месте стоит творческая самореализация. По сравнению с опросом 2002 г. и руководители, и участники отмечают возросшее внимание администраций территориальных образований к нуждам коллективов, что проявилось, прежде всего, в увеличении финансовой поддержки самодеятельного художественного творчества.