Научная статья на тему 'Художественная самодеятельность Чкаловской области (1946–1950 гг. ): сложности послевоенного развития'

Художественная самодеятельность Чкаловской области (1946–1950 гг. ): сложности послевоенного развития Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
168
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УДОЖЕСТВЕННАЯ САМОДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / МУЗЫКАЛЬНЫЙ КОЛЛЕКТИВ / ОБЛАСТНОЙ ДОМ НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА / ДОМ КУЛЬТУРЫ / МУЗЫКАЛЬНЫЙ ИНСТРУМЕНТ / КВАЛИФИЦИРОВАННЫЕ КАДРЫ / AMATEUR ART / MUSIC BAND / REGIONAL HOUSES OF FOLK ART / MUSICAL INSTRUMENT / QUALIFIED PERSONNEL

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Запольских М.С.

Статья посвящена материальным сложностям, с которыми столкнулись коллективы музыкальной художественной самодеятельности в первой послевоенной пятилетке.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MUSIC AMATEUR PERFORMANCES CHKALOV REGION (1946–1950): CHALLENGES POSTWAR DEVELOPMENT

Article is devoted financial difficulties faced by amateur music groups in the first postwar five-year plan.

Текст научной работы на тему «Художественная самодеятельность Чкаловской области (1946–1950 гг. ): сложности послевоенного развития»

ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ И АРХЕОЛОГИЯ

УДК 783(С 173)

М.С. Запольских

аспирант, ФГБОУ ВПО «Оренбургский государственный педагогический университет»

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ САМОДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЧКАЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ (1946-1950 гг.): СЛОЖНОСТИ ПОСЛЕВОЕННОГО РАЗВИТИЯ

Аннотация. Статья посвящена материальным сложностям, с которыми столкнулись коллективы музыкальной художественной самодеятельности в первой послевоенной пятилетке.

Ключевые слова: художественная самодеятельность, музыкальный коллектив, областной Дом народного творчества, Дом культуры, музыкальный инструмент, квалифицированные кадры.

M.S. Zapolskikh, Orenburg pedagogical state university

MUSIC AMATEUR PERFORMANCES CHKALOV REGION (1946-1950): CHALLENGES POSTWAR

DEVELOPMENT

Abstract. Article is devoted financial difficulties faced by amateur music groups in the first postwar five-year plan.

Keywords: amateur art, music band, Regional Houses of Folk Art, a musical instrument, qualified personnel.

Музыкальная культура Чкаловской области первой послевоенной пятилетки была представлена профессиональными и самодеятельными коллективами. Именно художественная самодеятельность завоевала особую популярность среди народа, так как любой желающий, независимо от наличия музыкально-художественного образования и возраста, мог продемонстрировать свои возможности. Для послевоенного развития самодеятельности характерен ряд сложностей, связанных с общей ситуацией в стране: отсутствие помещений для проведения репетиций и концертов, нехватка музыкальных инструментов и нотно-методической литературы, отсутствие квалифицированных специалистов, способных управлять деятельностью кружков.

По Чкаловской области к концу 1946 г. только в сельских районах действовало 298 хоровых кружков (2318 участников), 16 духовых оркестров (103), 36 оркестров народных инструментов (176), 7 вокально-певческих групп (64). К осени 1948 г. по области, включая села и города, насчитывалось 877 (9786) музыкальных коллективов, а на 1 января 1950 г. - 734, объединивших 12839 участников [7, л. 47; 10, л. 4].

Руководство художественной самодеятельностью Чкаловской области осуществлялось областным Домом народного творчества (далее ОДНТ), который находился в системе областного управления по делам искусств. На него возлагалось осуществление творческого и учебно-методического руководства самодеятельностью [1, с. 44].

На протяжении первой послевоенной пятилетки ОДНТ находился в затруднительном положении: остро ощущалась нехватка кадров (в штатном расписании числилось всего пять человек), отсутствовала собственная площадь (Дом народного творчества располагался в одной комнате). Это привело к тому, что у ОДНТ не было возможности организовать методический кабинет и открыть собственную библиотеку [2, л. 35, 66]. К 1950 г. ситуация оставалась прежней: ОДНТ делил комнату с тремя организациями (с областным комитетом работников искусств, Чкаловским ССП, конторой кукольного театра), не хватало методистов по ИЗО, музыкальным кружкам [9, л. 1].

Традиционно коллективам самодеятельности площадь для проведения репетиций и концертов предоставляли Дома культуры (далее ДК), однако после войны количество площадей значительно сократилось. Сложилось такое положение в связи с нецелевым использованием помещений в период Великой Отечественной войны, когда здания целиком отдавались под нужды военных для развёртывания госпиталей или засыпались зерном. После войны их продолжали использовать под хозяйственные нужды.

Так, в Чкаловской области, спустя два года после окончания войны, в 36 районах области здания учреждений культуры были заняты под зерно. В Медногорске в здании клуба «Горняков» располагался специальный госпиталь для военнопленных. Вот что написал в отчёте директор ОДНТ Г.П. Бояренко: «Рабочие не имеют никакой возможности по настоящему проводить культурный отдых и от тесноты помещения уходят из клуба и стараются собираться в определённых домах, где происходят вечеринки со всеми вытекающими последствиями» [3, л. 11]. Андреевский ДК в 1948 г. не вёл работы, так как помещение ещё с военных лет было засыпано зерном [8, л. 19].

В большинстве случаев в имеющихся зданиях, помещениях и комнатах не было надлежащего ремонта. Так, у Мордово-Боклинского районного Дома культуры (далее РДК) в распоряжении было два зала для работы кружков, но помещения не отапливались, в них было холодно и грязно [14, с. 4]. В неудовлетворительном состоянии находился Покровский РДК [3, л. 15]. Положение усугублялось в зимний период, так как топливо для обогрева помещений завозили не во все культурно-просветительские учреждения. По этой причине в 1950 г. бездействовал ДК Соль-Илецка. Не работал клуб в с. Жёлтое Зиянчуринского района - «клуб не отапливают, ремонта не делают ... стены грязны и ободраны» [11, л. 1, 18].

Для реализации Программы восстановления и развития сельских клубов и РДК государство отпускало только по РСФСР на новое строительство и восстановление ежегодно 10 млн. руб. В среднем на один ДК, на содержание и оборудование клубов в 1946 г. приходилось 22,4 тыс., в 1947 г. - 28, 9 тыс., в 1948 г. - 31 тыс. руб. [15, с. 480]. Однако средства использовались в неполной мере. Случались перебои с поставкой строительных материалов, не хватало рабочих рук, техники, поэтому темпы восстановления домов культуры и клубов были очень медленными. И к концу послевоенной пятилетки не все самодеятельные кружки области имели в распоряжении комнаты для репетиций.

В 1947 г. были построены ДК в Сорочинском, Павловском, Буранном районах, открыты вновь в Бугурусланском, Домбаровском районах, возвращены здания Гавриловскому, Соль-Илецкому РДК [16, с. 163]. Из 47 РДК переехали в новые помещения - 34, из них в 10 произведён капитальный ремонт [13, с. 59]. К концу 40-х годов капитальный ремонт сделали в 18 РДК, на что было израсходовано более 1 млн. руб. Более благоустроенными оказались городские клубы. Например, клуб МВД им. Чкалова располагал отличной сценой, большим количеством комнат для работы кружков и паровым отоплением [11, с. 18].

В послевоенный период не хватало и культинвентаря: музыкальных инструментов, грима и париков для артистов и др. [3, л. 18]. В Кувандыкском клубе «Строителей» завода Креолит и с. Жёлтое Зиянчуринского района не было костюмов и реквизита [12, л. 8-9]. В РДК Матвеевского района (1947 г.) не было ни одного музыкального инструмента, в Андреевском РДК были только баян и пианино [6, л. 26; 8, л. 18]. В повседневной работе элементарно не хватало и канцелярских товаров. Об этом свидетельствуют отчёты, доклады и служебные записки, присланные из различных уголков области. Так, документы Фонда 2332 Государственного архива Оренбургской области, датированные 1945-1949 гг., написаны от руки цветными карандашами на тетрадных листах, обёрточной бумаге, кальке.

Проблемой, требующей немедленного решения, стало и отсутствие квалифицированных кадров. Если для участников самодеятельности допустимо отсутствие музыкально-

художественного образования, то руководить музыкальным коллективом, например, без представления о нотной грамоте и без владения навыками игры на инструментах - весьма сложно. В районах на руководящих должностях, в основном, работали инициативные парни, девушки и представители общественности без необходимого образования и опыта. При этом в их распоряжении не было учебно-методической литературы. Такая ситуация, согласно архивным данным, складывалась в Домбаровском районе (колхозы им. Куйбышева, им. Ильича, Авангард), в Адамовском районе (клуб Шахтоуправления, прииск Кумар) и в других районах [3, л. 18, 26; 5, л. 31, 33, 30]. Например, директор Адамовского ДНТ Кучеренко писал в отчёте: «Руководителей у кружков постоянных или штатных не было. Вследствие чего самодеятельность недостаточно работала» [8, л. 20]. Руководили кружками и люди, выдвинутые из числа участников самодеятельности. Например, согласно отчету внештатного методиста, в с. Буранное любительским творчеством руководила учительница Сычкова: «Кружками руководят люди местной интеллигенции. В центре - учительница Сычкова, т.е. самодеятельность находится на невысоком уровне, т.к. руководители некомпетентны в своей работе».

Для того, чтобы решить данную проблему, проводились семинары, как для участников самодеятельности, так и для руководителей. Так, в марте 1947 г. ОДНТ совместно с облкультотделом провёл 10-дневный семинар для руководителей музыкальной самодеятельности. На семинаре присутствовали 16 человек из различных уголков области. В 1948 г. на заочные курсы Всесоюзного дома народного творчества им. Н.К. Крупской (Москва) из сёл и городов области было зачислено девять человек по классу музыкальной грамоты и семь - по классу баяна [7, л. 2]. ОДНТ также отправлял внештатных консультантов для проведения занятий с различными любительскими коллективами, оказывал помощь районам в период подготовки к смотрам. Например, разработкой программы Тоцкого РДК к смотру 1948 г. руководила бригада областной филармонии. Посильный вклад вносили и внештатные консультанты. В Ташлинском районе консультанты организовывали беседы о подборе репертуара, подготовке к смотрам, работе самодеятельности во время полевых работ [5, л. 20, 24, 28].

Сложившаяся с кадрами ситуация была связана с тем, что в начале Великой Отечественной войны, ввиду массового ухода на фронт руководителей и участников самодеятельности, многие самодеятельные кружки распались, сократилась и их численность. Несмотря на это, музыкальная жизнь города и области продолжала развиваться, так как в Чкаловскую область прибывали эвакуированные из других городов страны композиторы (И.И. Дзержинский, В.В. Соловьёв-Седой, М. Чулаки, В. Волошинов, Д. Френкель), а также певцы и даже целые творческие коллективы (например, Ленинградский Малый оперный театр) и концертные бригады, которые в 1944-1945 гг. вернулись в освобождённые от немецких захватчиков города [14, л. 216].

Таким образом, в развитии послевоенной музыкальной художественной самодеятельности имелись определенные сложности. Среди наиболее существенных проблем материального плана, мешающих развитию музыкальной самодеятельности, стало отсутствие зданий, помещений, комнат для репетиций и выступлений и нехватка культинвентаря. За истекшие пять лет с окончания войны ситуация с квалифицированными кадрами не изменилась - их не хватало. У молодых, активных людей не было опыта и профессионализма, чтобы руководить кружками художественной самодеятельности. На протяжении 19461950 гг. для того, чтобы исправить сложившуюся ситуацию, власти области при поддержке Министерства культуры РСФСР строили и ремонтировали здания культурно-просветительных учреждений, ОДНТ, а также проводили семинары, лекции и тематические вечера для работников музыкальной самодеятельности.

Список литературы:

1. Бакаланова Т.И. Самодеятельное художественное творчество в СССР. - М., 1986

2. Государственный архив Оренбургской области. Ф. 2332. Оп. 1. Д. 29.

3. Государственный архив Оренбургской области. Ф. 2332. Оп. 1. Д. 30.

4. Государственный архив Оренбургской области. Ф. 2332. Оп. 1. Д. 35.

5. Государственный архив Оренбургской области. Ф. 2332. Оп. 1. Д. 36.

6. Государственный архив Оренбургской области. Ф. 2332. Оп. 1. Д. 37.

7. Государственный архив Оренбургской области. Ф. 2332. Оп. 1. Д. 48.

8. Государственный архив Оренбургской области. Ф. 2332. Оп. 1. Д. 49.

9. Государственный архив Оренбургской области. Ф. 2332. Оп. 1. Д. 55.

10. Государственный архив Оренбургской области. Ф. 2332. Оп. 1. Д. 56.

11. Государственный архив Оренбургской области. Ф. 2332. Оп. 1. Д. 68.

12. Государственный архив Оренбургской области. Ф. 2332. Оп. 1. Д. 69.

13. Культурное строительство в Оренбуржье: документы и материалы, 1942-1987 гг. / сост. В.И. Швыдченко. - Челябинск, 1989.

14. Промышленность Оренбуржья - фронту! Великая Отечественная война 1941-1945 года / под ред. С.И. Грачёва. - Оренбург, 2005.

15. Советская деревня в первые послевоенные годы, 1946-1950 гг. / отв. ред. И.М. Волков. - М., 1978.

16. Хисамутдинова Р.Р. Деятельность учреждений культуры на Южном Урале после окончания Великой Отечественной войны / Р.Р. Хисамутдинова, А.Г. Алятина. - Оренбург, 2011.

17. Чкаловская коммуна. - 1945. - 7 марта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.