Научная статья на тему 'РАБОТА ВЕДУЩЕГО ТЕЛЕРЕПОРТАЖА ИЗ ГОРЯЧЕЙ ТОЧКИ'

РАБОТА ВЕДУЩЕГО ТЕЛЕРЕПОРТАЖА ИЗ ГОРЯЧЕЙ ТОЧКИ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
96
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЕДУЩИЙ / ТЕЛЕРЕПОРТАЖ / "ГОРЯЧАЯ ТОЧКА" / СЪЕМОЧНАЯ ГРУППА / РЕДАКЦИОННОЕ ЗАДАНИЕ / МЕСТО ПОВЫШЕННОЙ ОПАСНОСТИ ДЛЯ ЖИЗНИ / ЖИЗНЕННО ВАЖНЫЕ ВЕЩИ И ЗНАНИЯ / ANCHOR / REPORT / HOT SPOT / CREW / EDITORIAL ASSIGNMENT / A RISK FOR LIFE / VITALLY IMPORTANT THINGS AND KNOWLEDGE

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Чичкин Д. И.

В данной статье раскрывается телевизионный репортаж из «горячей точки», его особенности и функции. Анализируется журналистская деятельность военного корреспондента и съемочной группы на примере телерепортажа из «горячей точки» с участием Александра Евстигнеева.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE WORK OF THE PRESENTER OF THE TELEVISION REPORT FROM THE HOT SPOT

This article describes the television report from the "hot spot", its features and functions. The journalistic activity of the military correspondent and the film crew is analyzed on the example of the TV report from the "hot spot" with the participation of Alexander Evstigneev.

Текст научной работы на тему «РАБОТА ВЕДУЩЕГО ТЕЛЕРЕПОРТАЖА ИЗ ГОРЯЧЕЙ ТОЧКИ»

УДК 7.097

Чичкин Д.И. студент 3 курса гуманитарный факультет научный руководитель: Шигабетдинова Г.М., к.п.н.

доцент

Ульяновский государственный технический университет

Россия, г. Ульяновск РАБОТА ВЕДУЩЕГО ТЕЛЕРЕПОРТАЖА ИЗ ГОРЯЧЕЙ ТОЧКИ

В данной статье раскрывается телевизионный репортаж из «горячей точки», его особенности и функции. Анализируется журналистская деятельность военного корреспондента и съемочной группы на примере телерепортажа из «горячей точки» с участием Александра Евстигнеева.

Ключевые слова: ведущий, телерепортаж, «горячая точка», съемочная группа, редакционное задание, место повышенной опасности для жизни, жизненно важные вещи и знания.

Chichkin D.I. Student

3 year, Humanitarian faculty Scientific adviser: docent, candidate of Education Shigabetdinova G.M.

Ulyanovsk state technical university Russia, Ulyanovsk THE WORK OF THE PRESENTER OF THE TELEVISION REPORT FROM THE HOT SPOT.

This article describes the television report from the "hot spot", its features and functions. The journalistic activity of the military correspondent and the film crew is analyzed on the example of the TV report from the "hot spot" with the participation of Alexander Evstigneev.

Keywords: anchor, report, hot spot, the crew, editorial assignment, a risk for life, vitally important things and knowledge.

Актуальность данной статьи состоит в том, что тема, представленная в ней, мало изучена, несмотря на множество статей и личных историй журналистов. При этом отсутствие научных исследований кажется еще большим пробелом. Именно поэтому данная работа актуальна и интересна с научной точки зрения.

Цель статьи - выявить основные факторы влияния ведущего и съемочной команды на успешность телерепортажа из зоны повышенной опасности для жизни. Объект статьи - телерепортаж из мест повышенной опасности для жизни. Предмет статьи - влияние ведущего на успешность телерепортажа в местах повышенной опасности для жизни. Эмпирический объект - выпуск программы «Новости» Первого канала от 7 ноября 2017 года.

При написании данной работы была использована научная и учебно-методическая литература.

Цель репортажа - оперативно, динамично и достоверно рассказать «историю события», причем репортер выступает как свидетель или участник этого события. Именно от этого человека зависит, как воспримет ту или иную информацию зритель, сможет ли он на основе изложенных фактов побывать в том месте, где что-то случилось, глазами журналиста осмотреться вокруг, понять вследствие чего произошло это событие, и какова обстановка на данный момент времени. Важно создать «эффект присутствия». Он считается одним из основных признаков жанра. «Эффект присутствия» возникает у аудитории не только вследствие восприятия зрительного образа настоящего, но и в результате усилий журналиста, ведущего репортаж» [2, с.72].

Но нас интересует не просто репортаж, а репортаж из «горячей точки». Существует большое количество понятий, связанных с определением «горячая точка». Если вывести универсальное понятие, то оно будет звучать так: горячая точка - это местность, которой дан статус повышенной опасности для жизни, территория, на которой происходят война, мятеж, гражданские волнения, террористические акты, также крайне высок уровень преступности, бандитизма, беззакония или общественных беспорядков.

Корреспондент до своей поездки в место повышенной опасности для жизни должен ознакомиться с законами, которые действуют в том месте, где он будет проводить работу. Необходимо понимать значимость правильно подготовленных документов. Изучение местности, на которой предстоит собрать информацию, состояние всех сфер, а главное деталей конфликта имеют большую значимость для понимания полной картины события. Необходимо определить места на карте и время выхода журналиста на связь с редакцией. Перед поездкой корреспонденту стоит всерьез продумать свой гардероб. «Условия и характер предполагаемой поездки предъявляют к личным вещам командируемого целый ряд специфичных требований. Вещь должна быть легкой, прочной, надежной и достаточно компактной. Желательна универсальность использования - как в условиях холода, так и жары и повышенной влажности» [3]. Продуманный маршрут гарантирует безопасность журналиста и съемочной группы и может помочь при сборе необходимой информации и ценных видеокадров. «При составлении маршрута обязательно учитываются пункты, которые хотел бы посетить журналист и реальные возможности по передвижению между ними. В случае, если маршрут пролегает через территорию боевых действий, необходимо руководствоваться вопросами обеспечения безопасности, возможностями передвижения с организованными колоннами, с попутным защищенным транспортом, а также транспортом военных» [1, с. 10].

На основе теоретического исследования выделяем 7 критериев успешного телерепортажа в общем, и телерепортажа из «горячей точки» в частности: профессиональные компетенции и подготовленность

корреспондента, последовательность действий, логичность, точность работы съемочной группы, сюжет телерепортажа, соответствие закадрового голоса видео, наличие приводимых фактов, интервью, взятое у людей -непосредственных участников события.

На основе перечисленных выше критериев был проведен анализ телерепортажа и работы съемочной команды из места повышенной опасности для жизни с участием известного военного корреспондента Первого канала Александра Евстигнеева, побывавшего во множестве горячих точек. Программа «Новости», Первый канал, выпуск от 7 ноября 2017 года.

Это репортаж посвященный работе съемочных групп НТВ и телеканала «Звезда» над сюжетом о противоминном центре в Дейр-эз-Зоре (город на северо-востоке Сирии). Рядом с ними сработал заложенный террористами фугас. Длительность телерепортажа: 3 минуты 32 секунды.

В процессе анализа нам удалось всесторонне рассмотреть и ознакомиться с работой съемочной команды и корреспондента Александра Евстигнеева. Для примера возьмем отрывок телерепортажа и соответствие его нашим критериям.

В кадре появляется корреспондент «Первого канала» Александр Евстигнеев. Погода в Сирии довольно жаркая, поэтому на Александре простая рубашка, а уже на ней, как полагается, затянут бронежилет. На голове - каска, закрепленная на подбородке (это очень важно при вынужденном уходе с места съемки). Говорит Александр уверенно, смотрит прямо в камеру, рука сжимает в кулаке микрофон (что может говорить о том, что человек все держит под контролем). Легким жестом правой руки, присев на корточки, он демонстрирует зрителем место, где изготавливали фугасы: «А вот здесь изготавливали фугасы - вот обрезки труб, сейчас они пустые. Туда закладывали взрывчатку, и все это превращалось в смертоносные адские машины». При этом он, не боясь, дотрагивается до этих самых обрезков труб (соответствие критерию «профессиональные компетенции и подготовленность корреспондента»). Крупными кадрами оператор показывает развороченный от взрыва танк, улицы после бомбежки (съемки также производились на ходу с техники) и взрыв снаряда буквально в 300400 метрах от места съемки (соответствие критерию «точность работы съемочной группы»). Идёт рассказ о хаотичном минировании всего, что только можно в городе боевиками, подчёркивается, что это их любимая тактика (соответствие критерию «соответствие закадрового голоса видео»). Звучит внушающая цифра - 40 тысяч экземпляров взрывных устройств было ликвидировано российскими саперами (соответствие критерию «наличие приводимых фактов»).

Работу военного журналиста Александра Евстигнеева и его съемочной группы в месте повышенной опасности можно оценить как высокопрофессиональную, т. к. она оперативно, динамично и достоверно рассказывает «историю события».

Подобные репортажи дают зрителю возможность получить правдивую картину событий, пережить вместе с героями репортажа все моменты и сделать правильные выводы относительно того, что происходит в кадре.

Использованные источники:

1. Амиров В.М. Журналистика экстремальных ситуаций (конспект лекций) / В. М. Амиров; Гос. федеральное образовательное учреждение, Урал. гос. унт им. А. М. Горького, Фак. журналистики, Каф. периодической печати. Екатеринбург, 2008. - 51 с.

2. Голядкин Н. Краткий очерк становления и развития отечественного и зарубежного телевидения. М.: Изд-во Ин-та пов. квалиф. работников телевидения и радиовещания, Ч. 1 и 2 - 2001. - 163 с.

3. Элбакян Н., Элбакян В. Снаряжение и работа журналистов в полевых условиях. [Электронный ресурс] // afx.ru - 2011. - URL: https://www.afx.ru/moi-teksty/journalist.html (дата обращения: 10.06.18).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.