УДК 334.01
doi:10.52210/2224669X_2021_2_140
РАБОТА УНИВЕРСИТЕТСКОГО ТЕХНОПАРКА
НА ПРИМЕРЕ ПРОЕКТА МОСКОВСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО
УНИВЕРСИТЕТА ПИЩЕВЫХ ПРОИЗВОДСТВ
П.А. Капырин
Аннотация. Высшее образование является основным источником управленческих и научных кадров в современном бизнесе. Однако сегодня оно уже не может и не должно быть лишь источником кадрового потенциала - динамика развития бизнеса такова, что эффективность преподаваемых методик снижается в геометрической прогрессии. Современный бизнес называет одной из основных проблем высшего образования необходимость переобучения молодых специалистов современным бизнес-методикам после приема на работу. Одно из наиболее популярных современных решений - это интеграция бизнеса и высшего образования путем внедрения совместно созданных учебных программ, учитывающих требования конкретного предприятия. Однако такой подход ограничит студентов узкими рамками конкретного предприятия. На наш взгляд, более эффективным является подход создания университетских технопарков, позволяющих генерировать авторские бизнес-идеи студентов и создавать на их основе малые стартап-предприятия. Это, с одной стороны, позволяет реализовывать индивидуальные траектории обучения малых студенческих групп, а с другой - постоянно повышать квалификацию профессорско-преподавательского состава с помощью участия в реальных бизнес-проектах. Данный подход также позволит повысить экономическую эффективность высшего учебного заведения с помощью создания инфраструктуры, подобной бизнес-инкубаторам, с целью участия в коммерциализации студенческих проектных решений. Данная статья предлагает к рассмотрению трехступенчатую модель университетского технопарка на примере проекта, разрабатываемого и планируемого к внедрению в Московском государственном университете пищевых производств. Разработанная модель предполагает создание эффективной структуры, элементы которой способны к самостоятельному поддержанию своей экономической эффективности. В статье предлагается к рассмотрению две авторских схемы-рисунка, демонстрирующих планируемую организационную структуру университетского технопарка.
Ключевые слова: технопарк, университетский технопарк, студенческая проектная команда, бизнес-школа, технологические полигоны, стартап-по-лигон, стартап.
THE WORK OF THE UNIVERSITY TECHNOPARK ON THE EXAMPLE OF THE PROJECT
OF THE MOSCOW STATE UNIVERSITY OF FOOD PRODUCTION P.A. Kapyrin
Abstract. Higher education is the main source of managerial and scientific personnel in modern business. However, today it can no longer and should not
<g!fc>
МОСКОВСКИЙ ФИНАНСОВО-ЮРИДИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ МФЮА
be just a source of human resources-the dynamics of business development is such that the effectiveness of the methods taught decreases exponentially. Modern business, one of the main problems of higher education, calls the need to retrain young professionals with modern business methods after hiring. One of the most popular modern solutions is the integration of business and higher education through the introduction of jointly created training programs that take into account the requirements of a particular enterprise. However, this approach drives students into the narrow confines of a particular enterprise. In our opinion, the more effective approach is to create university technology parks that allow students to generate original business ideas and create small start-up enterprises based on them. This, on the one hand, allows you to implement individual learning trajectories of small student groups, and on the other - to constantly improve the skills of the teaching staff, through participation in real business projects. This approach will also increase the economic efficiency of higher education institutions by creating an infrastructure similar to business incubators, in order to participate in the commercialization of student design solutions. This article offers a three-stage model of the university technopark on the example of a project being developed and planned for implementation at the Moscow State University of Food Production. The developed model assumes the creation of an effective structure, the elements of which are able to independently maintain their economic efficiency. The article offers for consideration two author's schemes-drawings demonstrating the planned organizational structure of the university technopark.
Keywords: technopark, university technopark, student project team, business school, technological polygons, startup polygon, startup.
Для повышения эффективности образовательных процессов и с целью создания дополнительного вектора развития университета ректором Московского государственного университета пищевых производств (МГУ1III) было принято решение о создании университетского технопарка. Существует несколько взглядов на то, какой должна быть структура проектируемого технопарка и какие особенности функционирования ему должны быть присущи [5]. Автором статьи предлагается к рассмотрению один из подходов организации студенческого технопарка, позволяющий органично включить его деятельность в образовательный процесс.
За изначальный образец построения модели университетского технопарка автором была взята структура студенческих инноваций и предпринимательства, реализуемых на базе Национального исследовательского университета ИТМО (далее ИТМО). Такой выбор обоснован тем, что ИТМО входит в пятерку лучших университетов России по параметру инновационности, реализует на своих
площадках студенческие стартапы, а также создал более 50 малых инновационных предприятий [1].
На наш взгляд технопарк МГУПП должен быть условно независимой структурой, обладающей определенной финансовой и административной самостоятельностью. В то же время технопарк должен быть неотъемлемой структурой университета, включенной в образовательный процесс, с целью отбора лучших студентов и идей для создания студенческих стартапов. С этой целью планируется создание так называемых полигонов новых идей, оснащенных необходимой технологической базой и работающих под эгидой институтских структур университета, отвечающих за профильные векторы развития.
Для создания полноценного стартапа, как правило, недостаточно найти инновационную идею и создать на ее основе продукт, новый для целевого сегмента рынка. В основе успешного бизнеса всегда находится команда проекта - стартап будет настолько успешен, насколько успешна и квалифицирована его команда [3]. Поэтому основной целью студенческого технопарка нам представляется, прежде всего, формирование проектной команды, способной обеспечить полный жизненный цикл идеи: от ее зарождения до выведения на потребительский рынок готового продукта, отвечающего всем требованиям рынка.
Ввиду вышеизложенного, помимо полигонов новых идей, предлагается создать в студенческом технопарке бизнес-школу, основной функционал которой будет состоять в создании и подготовке команд к успешной работе по выведению на целевой сегмент рынка бизнес-идей и технологий, создаваемых на упомянутых полигонах. В задачи руководителя бизнес-школы при технопарке будет входить отбор потенциальных лидеров проектных команд, их подготовка и формирование команд будущих малых стартапов. Время, которое отводится на реализацию бизнес-идеи до уровня малого предприятия, предлагается ограничить пределами от одного до трех лет. Данный срок обоснован по двум причинам: 3 года - это средний жизненный цикл стартапа, а срок обучения бакалавра составляет 4 года, то есть начав создавать и реализовывать бизнес-идею на базе университетского технопарка на втором курсе (первый курс - это выбор студентом индивидуальной траектории и получение общих компетенций) к четвёртому курсу студент защищает проектный
диплом по результатам своей деятельности. Процесс подготовки стартап-команды в бизнес-школе мы предлагаем разбить на шесть укрупненных этапов:
1. Обучение лидеров групп. Данный этап является индивидуальным и самым ответственным для бизнес-школы. Здесь происходит отбор и базовая подготовка студентов, обладающих лидерскими качествами и способных к стратегическому анализу рыночной ситуации. Главным качеством лидера группы должна быть способность направлять действия проектной группы в единое русло. Для лидеров групп крайне желательна специализация в области маркетинга, сервиса и менеджмента.
2. Формирование проектных команд. Вторым этапом работы бизнес-школы является подбор студенческой группы для реализации стартап-идеи. Основным условием для формирования группы должна являться общность целей ее членов, схожесть научных интересов, а также единый подход к целям и задачам, реализуемым бизнесом.
3. Тимбилдинг и проектный подход. Этот этап включает в себя процессы по «сколачиванию» команды в единый рабочий коллектив. Задача этапа - сформировать группу, готовую работать на общий результат даже за счет снижения индивидуального результата и жертвуя личными достижениями ради общей цели - создания единого стартап-проекта, востребованного целевой аудиторией. Также на данном этапе команда проходит обучение по применению различных бизнес-инструментов и методик анализа и минимизации рисков. Рекомендуется приглашать внешних специалистов, имеющих положительный опыт реализации и выведения на рынок бизнес-проектов.
4. Работа проектных команд над бизнес-идеями с привлечением специалистов реального сектора. Четвертый этап является ключевым с точки зрения преобразования готовой технологии или полезной модели в образец готовой продукции, доведенной до стадии первого покупателя. Задача бизнес-школы на данном этапе заключается в предоставлении проектной группе консалтинговых услуг по коммерциализации идей и разработок, а также привлечение к образовательному процессу специалистов, имеющих успешные бизнес-истории.
5. Участие команд в мероприятиях спортивного характера. Данный этап, теоретически, можно было бы считать составной частью второго этапа, однако мы полагаем, что целесообразно выделить его отдельно. Такое обособление обосновано тем, что современный бизнес часто сопровождается «выгоранием» членов команд, когда они сосредоточены только на достижении результата для стартапа. Выделение различных спортивных мероприятий в отдельный блок обусловлено именно тем, что несмотря на его основную цель - сколачивание команды в единый организм - он преследует задачу переключения внимания и интеллектуальной разрядки. Кроме того, не следует забывать, что мы анализируем планируемую структуру студенческого технопарка, а значит имеем дело с социальной группой, для которой характерна (и предписана медицинскими показаниями) повышенная физическая активность.
6. Обучение принципам экологичности и социальной ориентированности бизнеса. Для современного бизнеса экологичность и социальная составляющая должны быть не красивыми фразами, а реальным каждодневным ориентиром. Таковы требования современной повестки и сформировавшихся общественных норм. В мире, где правит общественное мнение и информационные технологии, бизнес должен сделать выбор - добровольно выстроить свою экологическую и социальную повестку, создав тем самым привлекательный образ в общественном мнении, или дожидаться, когда его под давлением негативного общественного мнения обяжут к этому законодательно. Первый путь предпочтительней как за счет возможности дополнительной рекламы, так и за счет возможности разделить расходы на социальные и экологические преобразования и внедрение соответствующих механизмов управления, на несколько отчетных периодов, что позволит уменьшить общее финансовое давление на экономику стартапа.
Этапы 1 и 2 должны реализовываться последовательно. Второй этап можно начинать только по завершении первого, а третий - не ранее окончания второго.
Этапы с 3 по 6 включительно должны реализовываться по последовательно-параллельной схеме. Это, по нашему мнению, позволит добиться наибольшей эффективности.
Рисунок 1. Функционал бизнес-школы в технопарке МГУПП
Упрощенно описанную выше модель взаимодействия бизнес-школы с различными специализированными полигонами, мы изобразили на рисунке 1.
Рисунок 1 демонстрирует предполагаемую схему взаимодействия полигонов и бизнес-школы путем формирования проектных команд для доведения их идей до уровня стартап-проекта. Центральная роль в данном процессе отведена руководителю бизнес-школы, на которого возложена основная ответственность за общую координацию процессов формирования и развитие проектных команд. Кроме того, команды должны работать не обособленно, а в тесном контакте - это позволит создать атмосферу здоровой конкуренции и дискуссионности, которая даст возможность обмениваться по-
лезными мыслями и опытом, а также повысит общую командную мотивацию [2].
Роль бизнес-школы в структуре технопарка МГУПП отражена на рисунке 1 и заключается в следующем:
1. Она призвана быть связующим звеном между полигонами технопарка, позволяющим его резидентам обмениваться идеями и предложениями по созданию стартапов.
2. Обучение лидеров проектных команд, обладающих компетенциями по формированию и управлению группами, создающими и реализующими бизнес-идеи до стадии стартапа.
3. Формирование команд, возглавляемых ранее обученными лидерами, из резидентов восьми технологических полигонов и выбор идеи, которую будут доводить до стадии стартапа.
4. Реализации комплекса учебно-методических мероприятий, направленных на консультативно-методическую поддержку команд с целью доведения сформулированной идеи до стадии практической реализации в течение 1-3 лет.
При реализации данной схемы деятельности бизнес-школы для проектов обеспечивается полный жизненный цикл с доведением их до уровня стартап-проекта, готового к реализации или продаже более крупным представителям профильного бизнеса.
Однако, при выборе первого варианта развития событий (реализация стартап-идеи самостоятельно), нам необходимо предоставить проекту доступ к рабочему пространству, производственным мощностям и консалтинговым услугам профессионалов в выбранной проектной области деятельности стартапа. Передавать подобный функционал и площади бизнес-школе мы считаем нецелесообразным, так как это не позволит ее персоналу сосредоточиться на подготовке проектных команд и доведении бизнес-идей до стадии готового проекта и снизит общее качество обучения на ее материальной базе.
Решением данной проблемы может послужить создание на базе технопарка, которому будет подчинена бизнес-школа, дополнительного полигона по развитию стартап-проектов и созданию на их базе полноценных малых предприятий, способных к поддержанию эффективной конкуренции на целевом рынке [4] Внедрение подобного полигона позволит отбирать те проекты, которые, с одной
Рисунок 2. Схема взаимодействия подразделений внутри технопарка МГУПП
стороны, имеют перспективу самостоятельной коммерческой реализации, а с другой - нуждаются в конкретных узкоспециализированных консалтинговых услугах, а не в широком компетентностном подходе, реализуемом на базе бизнес-школы.
Режим взаимодействия бизнес-школы, научных полигонов и полигона развития стартап-проектов представлен на рисунке 2.
На рисунке 2 мы видим, что функционал технопарка МГУПП может быть подразделен на три основные группы, сосредоточенные на решении специализированных задач:
1. Специализированные технологические полигоны, генерирующие идеи и технологии по восьми условно независимым отраслям деятельности. Эти идеи и технологии могут напрямую выполняться под конкретный заказ предприятий-партнеров, либо передаваться
в бизнес-школу для формирования вокруг них проектной команды, нацеленной на формирование бизнес-идеи и доведения ее до стадии стартапа. Третьим путем, в случае, если команда уже сформирована в рамках конкретного полигона и не нуждается в механизмах, реализуемых на базе бизнес-школы, данный проект может напрямую выходить на полигон развития стартап-проек-тов для завершения работы по переходу технологической идеи в малое предприятие.
2. Бизнес-школа, в чьи задачи деятельности входит отбор потенциально успешных идей, генерируемых технологическими полигонами, формирование и подготовка команд, способных создать на их основе продукт, пользующийся спросом, и их передача заказчику или в распоряжение стартап-полигона.
3. Полигон развития STARTUP. Данное подразделение технопарка потенциально является самым доходным и прогрессивным. В его задачи входит создание и консалтинговое сопровождение малых предприятий, создаваемых на основе бизнес-моделей, полученных во всех остальных подразделениях технопарка. Именно в рамках данного полигона должны быть сосредоточены основные производственные и рабочие помещения, а также специалисты-практики, имеющие большой опыт в создании и администрировании малых предприятий. Данный полигон должен представлять собой нечто вроде бизнес-инкубатора, предоставляющего молодому бизнесу помещения, производственные мощности и различные услуги на льготных условиях. Принципиальным отличием от классического инкубатора должно стать то, что полигон стартап-технологий будет работать только с университетскими проектами и на альтернативных условиях аренды производственных мощностей и предоставления услуг — например в виде участия в акционерном капитале малого предприятия или участия в распределении будущей прибыли на особых условиях и в оговоренные сроки.
Таким образом, все три основных элемента технопарка
МГУПП, для достижения максимальной эффективности, должны,
с одной стороны, разделять между собой ответственность за после-
<g!fc>
МОСКОВСКИЙ ФИНАНСОВО-ЮРИДИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ МФЮА
довательную реализацию основных этапов становления малого стар-тап-предприятия - исследовательской работы над полезной моделью, формирование и подготовка проектной команды и, наконец, создание и выведение на рынок юридического лица. С другой же стороны, рассматриваемые подразделения должны обладать значительной долей автономности, чтобы иметь возможность самостоятельно взаимодействовать с внешними партнерами для решения их специфических задач, не требующих привлечения прочих подразделений технопарка. Отличительной особенностью создаваемого технопарка должна стать широкая автономность составляющих его подразделений, способность их функционирования на базе самообеспечения, однако с сохранением возможности широкой взаимной интеграции для реализации комплексных проектов.
Подводя итог вышесказанному, мы делаем вывод, что оптимальной структурой для технопарка МГУПП должна стать трехступенчатая модель, включающая в себя полигоны специализированных технологий, бизнес-школу и полигон реализации стартап-проектов. Данная модель позволит, с одной стороны, каждому подразделению технопарка функционировать независимо, с возможностью заключения контракта с бизнес-партнерами, а с другой стороны - обеспечивать полный жизненный цикл малого предприятия от зарождения технологии и бизнес-идеи до формирования бизнес-структуры и выхода на целевой сегмент рынка.
Библиографический список
1 Арский А.А. «Триада управления» в менеджменте организации // Маркетинг и логистика. 2018. № 4 (18).
2. БарсукМ.А., Лютина А.А., Капырин П.А. Взаимосвязь и развитие человеческого капитала и кадрового потенциала предприятия в условиях современной инновационной экономики // Вестник университета. 2016. № 10.
3. ГаджимирзоевГ.И. Пути выхода из проблемного поля развития малого и среднего бизнеса в российской федерации // Материалы Ежегодной межвузовской студенческой научной конференции ОЧУ ВО «Еврейский университет»: сборник работ студентов. М., 2018.
4. МитрофановА.С., Митрофанова И.П. Оценка эффективности инновационной инфраструктуры вузов // Качество. Инновации. Образование. 2014. № 1 (104).
5. Шайлиева М.М. Экономические аспекты генерации и развития студенческих стартапов // Маркетинг и логистика. 2020. № 4 (30).
П.А. Капырин
кандидат экономических наук, доцент Московский государственный университет пищевых производств E-mail: [email protected]