Научная статья на тему 'Работа советских полярных станций по обеспечению функционирования Северного морского пути во время Великой Отечественной войны'

Работа советских полярных станций по обеспечению функционирования Северного морского пути во время Великой Отечественной войны Текст научной статьи по специальности «История и археология»

85
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Арктика / советские полярные станции / арктическое судоходство / Великая Отечественная война / Arctic / Soviet polar stations / Arctic shipping / the Great Patriotic War

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Виноградов Юлий Витальевич

Статья представляет собой обзор деятельности советских полярных станций в годы Великой Отечественной войны. Несмотря на труднейшие условия и опасности, полярники с честью выполнили свой долг, не допустив прерывания противником арктических коммуникаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The work of the Soviet polar stations on the Northern Sea Route during the Great Patriotic War

The article is a review of the activities of the Soviet polar stations during the Great Patriotic War. Despite the most difficult conditions and dangers, the polar explorers fulfilled their duty with honor and not allowing the enemy to interrupt the Arctic communications.

Текст научной работы на тему «Работа советских полярных станций по обеспечению функционирования Северного морского пути во время Великой Отечественной войны»

Ю. В. ВИНОГРАДОВ

Работа советских полярных станций по обеспечению функционирования Северного морского пути во время Великой Отечественной войны

В годы Великой Отечественной войны существенно возросло значение Северного морского пути (СМП). На эту водную магистраль была переключена весомая часть грузоперевозок, осуществляемых по перегруженной железнодорожной магистрали, связывавшей Дальний Восток с западной частью страны. Значение СМП обусловливалось также тем, что с началом войны Чёрное и Балтийское моря, как зоны активных боевых действий, не могли использоваться для морских сообщений, поэтому значение Архангельска и Мурманска как портов, через которые можно было поддерживать связь со странами - союзниками по антигитлеровской коалиции, резко возросло. Уже в августе 1941 г., до заключения договора о ленд-лизе, в СССР из стран-союзниц прибыл первый караван со стратегическими грузами, была осуществлена операция «Дервиш».

К 1941 г. для обеспечения полноценной работы СМП были созданы подчинённые Главсевморпути при СНК СССР службы: ледокольный флот, арктические порты, полярная авиация. Все они остро нуждались в точных и своевременных ледовых и метеорологических прогнозах. В этом отношении ключевым звеном являлась сеть полярных станций, расположенных на материковом побережье и высокоширотных островах. На момент начала Великой Отечественной войны на северном побережье СССР было организовано более 70 полярных станций.

Функции сбора и распространения гидрометеорологической информации, а также оповещения о ледовой обстановке (информация поступала с полярных станций) возлагались на районные радиоцентры, расположенные на острове Диксон, в бухте Тикси, на мысе Шмидта. Руководство сетью полярных станций, организация новых станций осуществлялись Управлением полярных станций ГУСМП. С первых дней Великой Отечественной войны полярные станции начали работать на военные нужды, а Главное управление гидромет-службы перешло в распоряжение Народного комиссариата обороны.

Синоптическая карта стала своеобразным зеркалом, отражавшим ситуацию на фронте. Её западная граница полностью соответствовала положению линии фронта. С отходом войск, с каждым оставленным городом закрывалась ещё одна точка наблюдений. «Обрезанная» карта -так во время войны прогнозисты назвали синоптическую карту. Неполная карта, на которой территории, занятые противником, представали сплошным белым пятном. Специалистам приходилось дорисовывать такую карту почти наугад, домысливать синоптические ситуации, полагаясь на собственный опыт и знания. И, как показала практика, опыт и знания советских специалистов не подвели. Уже после окончания Великой Отечественной войны, после того как в распоряжении советских специалистов оказались немецкие метеоархивы, появилась возможность проверить и подтвердить правильность синоптических карт военной поры, а при необходимости нанести на них недостающие линии атмосферных фронтов, кольца циклонов и антициклонов.

У советских синоптиков уже был опыт работы с «обрезанной» картой: во время Советско-финляндской войны 1939-1940 гг., когда советские специалисты не получали сведений о погоде от государств, находившихся на стороне Финляндии. Этот опыт в сочетании с новой методикой анализа «обрезанной» карты позволил отечественным прогнозистам успешно справиться с нелёгкой задачей прогнозирования погоды в военное время. Существенное дополнение в метеорологическую и ледовую картину вносили оперативные данные, поступавшие с каждого корабля, с каждого самолёта, работавшего в арктических широтах.

С начала войны командование противника стремилось прервать функционирование СМП. С этой целью в Арктику к осени 1941 г. оно перебросило значительные военно-морские и военно-воздушные силы, которые должны были действовать в соответствии с планом «Вундерланд».

Уже в начале войны, предвидя возможность прорыва кораблей противника в зону СМП, руководство ГУСМП распорядилось завезти на полярные станции двухгодичный запас продовольствия, привести в порядок боевое снаряжение, личное оружие. На многих станциях были смонтированы аварийные радиостанции на случай уничтожения основных построек.

Таким образом, западная часть СМП стала зоной активных боевых действий. Получая отпор от слабо вооружённых советских транспортов и ледоколов и сопровождавших их кораблей Северного флота, противник обратил удары на практически не защищённые полярные

станции. Необходимо отметить, что на полярных станциях, осуществлявших метеорологические и прибрежные ледовые наблюдения, персонал, как правило, состоял из 3-5 человек. Аэрологические группы состояли из 2-3 человек. Вражеские подводные лодки в надводном положении разрушали береговые станции артиллерийским огнём, противник стремился захватить в плен метеорологов, гидрологов, радистов с целью получения радиокодов, метеосводок и сводок ледовой обстановки, без которых проведение активных операций в зоне СМП было невозможно.

Активные атаки флота противника на советские полярные станции начались 27 июля 1942 г. с нападения на старейшую полярную станцию Малые Кармакулы на Новой Земле. Станция была уничтожена артиллерийским огнём.

25 августа германская подводная лодка обстреляла станцию на мысе Желания, попытки высадки вражеского десанта были отбиты экипажем станции, вооружённым карабинами Мосина, револьверами и пистолетами. В тот же день подвергся нападению и погиб в неравном бою с крейсером «Адмирал Шеер» ледокольный пароход «Сибиряков», успев передать в эфир открытым текстом информацию о вражеском рейдере. Нападение на советский ледокольный пароход началось с того, что немецкий рейдер поднял британский флаг и, попытавшись выдать себя за корабль союзников, запросил у «Сибирякова» метеорологическую сводку и сводку ледовой обстановки. Капитана «Сибирякова» Качараву насторожил тот факт, что запрос был передан по семафору, а не по радио. Тогда советские моряки начали «игру» с противником, затребовав позывные корабля по радио, и одновременно маневрирование с целью отойти и прикрыться малыми глубинами, на которые крейсер пройти не мог. Бой советского корабля, вооружённого двумя 76-мм, двумя 45-мм орудиями и одним 20-мм зенитным автоматом, против крейсера с главным калибром 282 мм продолжался 45 минут. Столько, сколько шёл бой легендарного «Варяга» с японскими кораблями. «Сибиряков» погиб. Но советские моряки не выдали ни радиокодов, ни метеорологических и ледовых сводок врагу. Внезапность рейда тяжеловооружённого немецкого крейсера по водам Советского Заполярья была сорвана. Когда 27 августа «Адмирал Шеер» приблизился к порту Диксон, там были готовы к бою и смогли заставить противника отказаться от планов разрушения посёлка и порта и высадки десанта.

Когда 8 сентября подводная лодка противника совершила нападение на полярную станцию на острове Уединения, разрушенные огнём строения были восстановлены силами персонала станции.

18 сентября 1943 г. артиллерийским огнём подводной лодки противника была уничтожена станция «Правда». Спустя неделю была уничтожена станция «Залив Благополучия». 26 сентября две подводные лодки противника совершили нападение на станцию «Мыс Стерлигова». Высаженный германский десант не погнушался и мародёрством, сняв с верёвок непросохшее бельё полярников. Нападение на «Мыс Стерлигова» оказалось последней акцией германского флота в Советской Арктике.

Несмотря на разрушение ряда полярных станций, гибель или пленение их персонала, СМП функционировал, станции восстанавливались и продолжали давать необходимые сведения. Создавались новые гидрометеорологические пункты.

Благодаря работе персонала полярных станций осуществлялись важные навигационные операции. Так, уже в августе 1941 г. благодаря своевременным и точным прогнозам удалось скрытно от противника осуществить перевод линейных ледоколов на восток и возвращение их осенью в Архангельск по окончании работы на трассе Северного морского пути. На полярных станциях хорошо сознавали серьёзность выполняемой работы: от неё зависел успех боевых операций кораблей и авиации Северного флота. Мурманские разведчики погоды составляли прогнозы для обширной акватории, побережья и глубинных районов Кольского полуострова. При этом «на переднем крае» борьбы находились военные синоптики штаба Северного флота. Гидрометслужба штаба планировала разведку погоды и давала прогнозы для всех основных районов боевых действий Северного флота - Норвежского, Баренцева, Белого, Карского морей. В штабе флота регулярно докладывалась метеорологическая обстановка. Если требовала ситуация, прогнозисты составляли экстренный уточнённый прогноз. Метеорологи, в частности, способствовали успешному перегону группы гидросамолётов из Исландии в Мурманск. Прогноз погоды по трассе перелёта давался «с дублированием», его составляли и в Мурманске, и в Рейкьявике.

Несмотря на боевые действия, в арктических морях продолжали работать экспедиции на специально оборудованных судах. Эти корабли существенно дополняли работу береговых полярных станций и производили смены их персонала. Одним из таких научных кораблей была моторно-парусная шхуна «Академик Шокальский». В конце июля 1943 г. судно следовало от Диксона к северо-восточному побережью Новой Земли, имея на борту около 30 человек экипажа и членов экспедиции. Внезапно на беззащитное судно совершила нападение не-

мецкая подводная лодка, открывшая артиллерийский огонь. Корабль был уничтожен. 12 августа 1943 г. в районе острова Белого вражеская подводная лодка торпедировала транспорт «Марина Раскова», на борту которого находилось 618 человек, среди которых были смены экипажей полярных станций, ехавшие на зимовки с семьями. В итоге крайне сложной спасательной операции удалось спасти 256 человек. Не менее трагичной была судьба экипажа гидрографического судна «Норд».

Невозможно обойти вниманием ледовую авиаразведку. В годы войны, несмотря на то что её история насчитывала менее 20 лет, у неё уже имелся опыт полётов над всеми полярными морями, над Арктическим бассейном и льдами Северного полюса. Полярные лётчики, штурманы, гидрологи научились с большой точностью определять направление и скорость дрейфа ледяных полей, их возраст, толщину, сплочённость, надёжность «просветов». Одновременно велись наблюдения за метеорологическими условиями и состоянием моря; определялись мощность и высота облаков, скорость ветра, величина волнения на море, свободном ото льда. Карта ледовой обстановки служила неоценимым подспорьем всем тем, кто трудился в Арктике в годы войны. С помощью ледовой авиаразведки добывались дополнительные данные о режиме ветров, о преобладании отжимных или прижимных воздушных потоков, а это служило основой для практических рекомендаций капитанам судов.

Несмотря на все трудности работы в условиях войны в Заполярье, персонал полярных станций, сотрудники всех служб, экипажи кораблей, лётчики полярной авиации с честью выполнили свой долг, не допустив прерывания противником полярных водных коммуникаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.