Научная статья на тему 'Организация разведывательного обеспечения проводки союзных конвоев  (на примере конвоя JW-52)'

Организация разведывательного обеспечения проводки союзных конвоев (на примере конвоя JW-52) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

110
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
полярные конвои / конвой JW-52 / разведывательное сопровождение / авиаразведка / радиoразведка / Arctic Convoys / JW-52 convoy / intelligence support / air reconnaissance / radio reconnaissance

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Куликов Сергей Валерьевич

Статья посвящена организации Северным флотом разведывательного сопровождения перехода союзного конвоя JW-52 в 1943 г. Рассматриваются авиационная и радиоразведка на театре, обосновывается роль разведки в успехе перехода конвоя.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Organization of intelligence support of allied convoys (through the example of JW-52 convoy)

The paper is devoted to several Russian naval operations of the Second World War. The paper focuses on the Arctic JW-52 convoy in 1943 as well as aerial and radio reconnaissance provided by the Soviet Northern Fleet.

Текст научной работы на тему «Организация разведывательного обеспечения проводки союзных конвоев (на примере конвоя JW-52)»

КУЛИКОВ С. В.

Организация разведывательного обеспечения проводки союзных конвоев (на примере конвоя JW-52)

KULIKOV S.V.

Organization of intelligence support of allied convoys (through the example of JW-52 convoy)

Сведения об авторе:

Куликов Сергей Валерьевич, научный сотрудник 12 НИО (исторический) ЦНИ ПРФ ВМФ ВУНЦ ВМФ «Военно-морская академия» (Санкт-Петербург) ksv1904@mail.ru

Author:

Kulikov Sergey Valerievich, Postgraduate student of the N.G. Kuznetsov Naval Academy

(St. Petersburg)

ksv1904@mail.ru

Аннотация

Статья посвящена организации Северным флотом разведывательного сопровождения перехода союзного конвоя JW-52 в 1943 г. Рассматриваются авиационная и радиоразведка на театре, обосновывается роль разведки в успехе перехода конвоя.

Abstract

The paper is devoted to several Russian naval operations of the Second World War. The paper focuses on the Arctic JW-52 convoy in 1943 as well as aerial and radio reconnaissance provided by the Soviet Northern Fleet.

Ключевые слова:

полярные конвои, конвой JW-52, разведывательное сопровождение, авиаразведка, радторазведка. Keywords:

Arctic Convoys, JW-52 convoy, intelligence support, air reconnaissance, radio reconnaissance.

На протяжении практически всей войны Северный флот (СФ) решал задачу обеспечения переходов союзных конвоев из Великобритании в порты Баренцева и Белого морей и обратно. Разведка на театре в этом случае являлась важнейшим видом боевого обеспечения действий не только СФ, но и сил союзников.

Встреча и обеспечение безопасности движения конвоя представляла собой крупную операцию, в которой были задействованы все силы СФ. На каждую такую операцию издавался боевой приказ командующего флотом, в котором ставились боевые задачи всем соединениям. В развитие боевого приказа давались указания на разведку.

Как правило, в такой операции перед разведкой СФ ставились следующие задачи:

- обнаружение и контроль за действиями надводных сил противника, разведка баз и якорных стоянок, усиленное наблюдение за кораблями противника в море;

- обнаружение и наблюдение за деятельностью подводных лодок противника;

- разведка аэродромов на территории Северной Норвегии и Финляндии с целью выявления дислокации и состава авиационной группировки противника;

- выявление действий разведки противника, как воздушной, так и подводных лодок;

- поиск подводных лодок авиацией на пути следования конвоя, авиацией и катерами на подходах к Главной базе и в Горле Белого моря;

- разведывательное траление фарватеров на подходах к Главной базе и в Горле Белого моря;

- поиск конвоя в море и наблюдение за его движением с целью обеспечения встречи эскортных сил Северного флота с конвоем и проводки конвоя по фарватерам;

- метеорологическая и ледовая разведка по пути следования конвоя.

Решение этих задач обеспечивалось силами воздушной разведки,

радиоэлектронной разведки (РЭР) и разведки подводными лодками. При этом необходимо отметить, что на Северном морском театре, где метеорологические условия и продолжительность тёмного времени суток часто исключали ведение воздушной разведки и значительно ограничивали возможности по ведению разведки подводными лодками, радиоэлектронная разведка оставалась зачастую единственным видом разведки, позволяющим круглосуточно контролировать деятельность противника.

Район действия разведки определялся операционной зоной СФ, на запад - до 20 градуса восточной долготы, на север - на предел оперативного радиуса используемых средств.

Воздушная разведка в операциях по обеспечению переходов конвоев союзников

ВВС СФ вели систематическую воздушную разведку и наблюдение за крупными надводными кораблями противника. Результаты разведки использовались советским командованием и своевременно сообщались союзникам.

Разведка военно-морских баз противника и находящихся в них кораблей в пределах Баренцева и частично Норвежского морей в начальный период войны выполнялась самолётами ДБ-3. С момента получения от союзников самолётов «Спитфайр» и «Киттихаук», разведка военно-морских баз была возложена на них. В дальнейшем для этих же целей использовались самолёты «Бостон», а также поступившие на вооружение ВВС СФ самолёты Як-91.

Воздушная разведка баз противника велась даже в сложных метеоусловиях. Ведя воздушную разведку баз противника, командование ВВС СФ взаимодействовало с английским командованием (рис. 1-2). Производился регулярный обмен разведывательными данными и фотоснимками. Разведка велась одновременно с советских и британских аэродромов. Во избежание встреч в районе цели советских и английских самолётов полёты на разведку производились поочерёдно, через день.

Разведка аэродромов противника с целью определения численности и базирования его авиации являлась одним из важнейших элементов на театре, в интересах обеспечения безопасности конвоев союзников. На основании данных воздушной разведки ВВС СФ наносили превентивные удары по самолётам противника на аэродромах.

До мая 1942 г. ВВС СФ, имея на вооружении сравнительно устаревшие типы самолётов-разведчиков, не могли проводить разведку на необходимую глубину. Это было связано с тем, что расстояние от передовых аэродромов ВВС СФ до основных аэродромов противника составляло:

- Луостари - 105 км;

- Хебугтена - 160 км;

- Банак (Лаксельвен) 355 км;

- Альтен - 550 км;

- Тромсё - 573 км;

- Бардуфосса - 590 км.

Из перечисленных аэродромов воздушной разведкой хорошо освещались только Луостари и Хебугтен. С получением на вооружение современных типов самолётов, таких как Пе-3, «Бостон» и «Спитфайр», разведка аэродромов противника стала вестись на всю глубину театра. Планами

Воронов П.И., Гридчин В.Е. Действия Военно-воздушных сил Северного флота по обеспечению перехода конвоев союзников. М., Л., 1945. С. 22.

Рис. 1. Пример результатов воздушной разведки ВВС Северного флота: германский линейный корабль «Тирпиц» в Ко-фьорде, снимок сделан с самолёта-разведчика «Бостон» с высоты 5500 м

Рис. 2. Пример результатов воздушной разведки ВВС Северного флота: перспективный аэрофотоснимок г. Вадсё, снимок сделан с высоты 2100 м

разведки штаба ВВС СФ предусматривалось периодическое одновременное (в течение одного дня) наблюдение всех основных аэродромов противника. Это позволяло сделать наиболее верное заключение о составе группировки авиации противника.

Угроза безопасности перехода конвоев союзников в Баренцевом море вызывала необходимость прокладывать их маршруты в высоких широтах вблизи кромки льда. Ледовый режим Баренцева моря непостоянен, и на тот момент был недостаточно изучен. Поэтому ледовая разведка велась перед каждой операцией по проводке конвоя. Сложность ведения ледовой разведки в Баренцевом море заключалась в том, что для этих целей необходим был продолжительный полёт (10-15 часов), за время которого метеорологическая обстановка могла резко измениться, а получить прогноз погоды на весь полёт было практически невозможно. Как правило, задача ведения ледовой разведки решалась успешно.

Очень важным моментом в операциях по обеспечению конвоев был сам поиск конвоя. Хотя всегда были известны даты и время выхода очередного конвоя, командование ВВС СФ не могло точно знать, где находится конвой в данный момент. Командиры конвоев никогда не сообщали своих мест по радио, даже в том случае, если конвой уже был обнаружен противником. Отправными данными для вылета на поиск конвоя являлось его расчётное место, определяемое по времени выхода, предполагаемому маршруту и скорости движения. Однако вследствие различных причин конвои часто не выдерживали маршрут и скорость движения, что создавало известные трудности при поиске их самолётами. Дополнительные трудности часто создавали плохие метеоусловия в районе Баренцева моря.

Обычно большинство конвоев обнаруживались воздушной разведкой ВВС СФ на подходе к 30 градусу восточной долготы. Но бывали случаи обнаружения конвоев, когда они уже проходили этот меридиан и поворачивали на курс к югу.

На 1 января 1943 г. в составе авиачастей ВВС СФ числилось в общей сложности 302 самолёта (исправных - 186), из них: истребителей - 156, торпедоносцев - 26, истребителей дальнего действия - 31, бомбардировщиков - 19, разведчиков - 65, транспортных - 5.

Радиоэлектронная разведка в операциях по обеспечению переходов конвоев союзников

Береговой радиоотряд (БРО) СФ был создан в мае 1934 г.1 К началу 1943 г. силы и средства РЭР Северного флота (в составе берегового радиоотряда) включали:

Семёнов Н.П. Радиоразведывательная служба ВМС. Л., 1953. С. 23.

1) приёмные центры - 1 класса в Горячих Ручьях, 2 класса - в Исако-горке (Архангельск);

2) береговые радиопеленгаторные пункты - в Териберке, Цып-Наволоке, Канин-Носе, Мудьюге, на Соловецких островах и в Горячих Ручьях;

3) 10 вахт приёма и перехвата1.

С началом военных действий на советско-германском фронте перед РЭР Северного флота, с учётом сложившейся обстановки, были поставлены задачи:

- вскрывать систему базирования ВМС и ВВС Германии в операционной зоне флота;

- выявлять развёртывание подводных лодок и характер их действий;

- устанавливать подготовку и время налётов авиации противника на корабли, береговые объекты, конвои;

- определять пункты формирования, время выхода конвоев неприятеля из норвежских портов, их местоположение и направление движения.

В конце 1942 г. в Полярном была открыта станция радиопеленгования «У» английской морской радиоэлектронной разведки. С первых месяцев её работы было начато налаживание взаимодействия с частями РЭР СФ. Однако к моменту проводки конвоя 1'^52 эффективное взаимодействие отлажено не было.

Важной задачей, которую успешно решала РЭР Северного флота, было вскрытие начала развёртывания подводных лодок и взлёта самолётов разведывательной, бомбардировочной и торпедоносной авиации дальнего действия противника и своевременное оповещение союзников о подготовке атак на очередной конвой.

Как правило, при выходе конвоя из Англии резко возрастала интенсивность радиообмена в радиосетях командования подводных сил и разведывательной авиации в Норвегии2. Увеличение интенсивности радиообмена служило первым признаком готовящейся атаки на союзный конвой.

Далее для вскрытия деятельности бомбардировочной и торпедоносной авиации против конвоев радиоразведка использовала особенности радиосвязи в тактических сетях бомбардировочной авиации дальнего действия ВВС Германии. Порядок радиосвязи схематично отражает процесс боевого полёта авиасоединения противника и до середины 1943 г. состоял из следующих элементов3:

Смирнов М.А. Разведывательная деятельность Северного флота в Отечественную войну 1941-1945 гг. (Рукопись). Л., 1949. С 146. Там же. С. 152.

Радиосвязь в немецко-фашистской армии. М., 1945. С. 85.

а) вхождение в связь всех самолётов с наземной радиостанцией, находящейся на командном пункте (КП) соединения (проверка связи);

б) передача на КП соединения донесения о старте и выходе на боевой курс;

в) периодическая проверка связи, вплоть до подхода к цели;

г) прекращение связи «борт-земля» при подходе к цели и переход на радиосвязь в ультракоротком диапазоне между собой;

д) по окончании бомбометания (торпедометания) - возобновление связи «борт - земля» и передача донесений о выполнении задания на КП соединения;

е) при приближении самолёта к аэродрому - прекращение радиосвязи «борт - земля» и переход на волны служебного обмена службы обеспечения безопасности полётов.

Такой порядок организации радиосвязи бомбардировочной авиации ВВС Германии, при должной организации службы, позволял РЭР Северного флота своевременно вскрывать факты взлёта авиации противника.

Ниже, на примере организации разведывательного обеспечения конвоя 1'^52 показана роль различных видов разведки в обеспечении безопасности проводки союзных конвоев.

Разведка в обеспечении конвоя JW-52 в период с 17 по 27 января 1943 г.

На 1 января 1943 г. противник в водах Северной Норвегии располагал силами, включающими линейный корабль «Тирпиц», крейсера «Адмирал Хиппер», «Кёльн» и «Нюрнберг», до 15 эскадренных миноносцев, 21 подводная лодка, 50 сторожевых кораблей и тральщиков, более 20 катеров. Авиационная группировка включала около 350 самолётов различных типов. По агентурным данным, тяжёлые корабли дислоцировались: линейный корабль «Тирпиц» - в Ло-фьорде (Тронхейм), крейсера «Адмирал Хиппер», «Кёльн» и «Нюрнберг» с шестью миноносцами - в Альтен-фьор-де. Остальные надводные корабли противника (миноносцы, сторожевые корабли, тральщики) несли охрану баз и побережья, обеспечивали морские перевозки и тралили на путях движения транспортов.

В январе 1943 г. метеорологическая обстановка характеризовалась:

- северо-восточными ветрами силою 4-6 баллов, порывами до 7 баллов;

- облачность до 10 баллов с высотой облаков 300-600 м;

- сильные снежные заряды;

- море до 5 баллов.

Ледовая обстановка:

- вдоль побережья Гренландии до острова Ян-Майен лёд разреженный 8-10 баллов;

- от острова Ян-Майен кромка льда поднималась к западу от Шпицбергена;

- район Шпицберген - остров Медвежий - сплошной 10-балльный лёд;

- от острова Медвежий кромка льда поднималась до параллели 74 градуса;

- в восточной части Баренцева моря стал молодой лёд в 10 баллов.

15 января 1943 г. английская миссия сообщила, что 17 января из Шотландии выходит конвой в составе: 13 транспортов, танкера, восьми миноносцев, тральщика, двух корветов и двух траулеров. Скорость конвоя на переходе - 7,5 узлов. В состав отряда непосредственного прикрытия входило три крейсера.

После получения исходных данных по конвою от союзников командующий Северным флотом приказом № 0015/оп поставил задачи командирам соединений. Управление силами разведки осуществлялось с флагманского командного пункта командующего флотом через штабной разведывательный пост. Такая организация позволяла осуществлять постоянный контроль за деятельностью противника на театре.

В соответствии с приказом командующего флотом штабом ВВС СФ был разработан план воздушной разведки на операцию (рис. 3). Однако ввиду плохих метеорологических условий выполнение плана воздушной разведки было сорвано.

Рис. 3. План организации воздушной разведки ВВС СФ в операции по обеспечению конвоя JW-52

17 января 1943 г. было сделано два самолётовылета самолётами Пе-3 для разведки портов и якорных стоянок.

21 января авиация СФ из-за плохой погоды произвела всего три самолётовылета: один МБР-2 вылетал на разведку погоды и два Пе-3 - на разведку кораблей противника. Все самолёты возвратились, не выполнив заданий.

23 января конвой 1'^52 вошёл в зону досягаемости ВВС СФ, после чего советская морская авиация могла обеспечить эффективное прикрытие конвоя. Однако, забегая вперёд, следует отметить, что погода внесла свои коррективы (в период с 23 по 30 января 1943 г. было всего три лётных дня - 24, 25 и 29 января), и на воздушную разведку удалось сделать только 43 самолётовылета1.

24 января с 9.18 до 13.06 четыре Пе-3 производили разведку Баренцева моря и северного побережья Норвегии и обнаружили в Альтен-фьор-де - три крейсера, пять миноносцев и четыре сторожевых корабля, стоящих на якоре в южной части фьорда.

25 января деятельность авиации Северного флота была направлена преимущественно на обеспечение перехода союзного конвоя. Один Пе-3 производил поиск крейсерского отряда прикрытия конвоя, обнаружил его и в районе обнаружения английских кораблей атаковал неприятельский самолет Ю-88, который ушёл со снижением. Звено Пе-3 95АП (три самолёта Пе-3, ведущий капитан Хамдохов), вылетавшее на поиск и прикрытие конвоя, в 11.24 обнаружило его, а на обратном пути вело воздушный бой с двумя Ю-88, один из которых был сбит, а другой ото-гнан2. Два Пе-3, выполнявших полёт на отсечение (на вероятных маршрутах вражеских самолётов, действовавших против конвоя 1'^52), встреч с противником не имели. Ещё четыре Пе-3 летали на разведку вражеских кораблей в портах и фьордах Северной Норвегии и обнаружили в Альтен-фьорде - крейсер и миноносец.

В течение этих же суток четыре МБР-2 парами производили поиск подводных лодок противника на подходах к главной базе флота.

Учитывая плохие метеоусловия для ведения воздушной разведки, командованием флота было дано указание - усилить радиоразведку для вскрытия деятельности противника.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

По данным радиоразведки, в период с 15 по 31 января 1943 г. противник активизировал воздушную разведку в Норвежском и Баренцевом морях. Самолётами противника было произведено в этот период: в район Норвежского моря - 61 самолётовылет; в район Баренцева моря - 59 самолётовылетов.

Воронов П.И., Гридчин В.Е. Указ. соч. С. 48. Там же. С. 49.

23 января 1943 г. союзный конвой 1'^52 , находившийся к юго-западу от острова Медвежий, в 14.30, предположительно, был обнаружен авиацией противника.

Косвенным подтверждением этого предположения послужил выход в море 24 января подводных лодок противника, которые до этого момента находились в базах и радиоразведкой не отмечались. По данным радиоразведки, к концу дня в 130-200 милях юго-восточнее острова Медвежий было развёрнуто до 13 немецких подводных лодок1. По тем же данным, семь неприятельских самолётов были отмечены на разведке в северной части Норвежского моря и пять самолётов - на разведке в Баренцевом море.

В этот же день, в 14.30 конвой был атакован четырьмя торпедоносцами Хе-115. Взлёт с аэродрома Билле-фьорд и полёт четырёх торпедоносцев Хе-115 в направлении о. Медвежий был обнаружен радиоразведкой Северного флота. Информация была передана командиру эскорта конвоя, который позже сообщил об уничтожении двух самолётов и выразил благодарность русской радиоразведке за своевременное предупреждение2. Конвой потерь не имел.

Очевидно, что самолёты передали на базу точные координаты конвоя. К концу суток 25 января радиоразведкой по маршруту следования 1'^52 было обнаружено уже 11 подводных лодок, и по мере его продвижения на восток их число продолжало увеличиваться. Хорошо налаженное взаимодействие между разведкой Северного флота и британской миссией в Полярном позволило оперативно снабжать конвой данными радиоразведки.

В результате конвой произвёл своевременное уклонение от завесы подводных лодок изменением курса на восток и благополучно прибыл в Кольский залив 27 января 1943 г.

Всего, по данным радиоразведки, против конвоя было развёрнуто не менее 13 подводных лодок противника (рис. 4). К началу суток 27 января часть лодок начала переход в свои базы.

В период перехода конвоя авиация СФ активно проводила и ледовую разведку, осуществляя, если позволяли метеоусловия, до 10 самолётовылетов в сутки.

Подводные лодки, занимавшие позиции в районе побережья Северной Норвегии, контактов с противником не имели. Силы разведывательного траления мин на фарватерах не обнаружили.

Хроника Великой Отечественной войны Советского Союза на Северном морском театре. М., 1949. Вып. 4 (с 1 января по 30 июня 1943 г.). С. 45.

Кикнадзе В.Г. Невидимый фронт войны на море. Морская радиоэлектронная разведка в первой половине XX века. М., 2011. С. 271.

Рис. 4. Районы действий немецких подводных лодок, развёрнутых против конвоя JW-52, выявленные радиоразведкой Северного флота

Таким образом, анализируя организацию разведывательного обеспечения операции по проводке конвоя |Ш-52, можно сделать следующие выводы.

В ходе операции разведке СФ удалось своевременно информировать конвой и силы флота о районах действий немецких подводных лодок и разведывательной и ударной авиации. Главным видом разведки в этой операции стала радиоразведка. Особо следует отметить, что нацеленность средств разведки позволяла в случае необходимости перекрывать или компенсировать одним видом разведки другой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.